О ВЛИЯНИИ АВТОТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
КРУПНЫХ ГОРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ)
М.А. Антропова, преподаватель, к.ю.н.
ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС, г. Воронеж
В настоящее время остро встает вопрос о воздействии большого количества вредных веществ на здоровье населения. Особо следует отметить токсичные выбросы автотранспорта, количество которого в последние годы резко возросло практически в каждом городе России. Большое количество вредных веществ попадает в атмосферу, и население, проживающее в зоне непосредственного влияния, оказывается под угрозой ухудшения здоровья, помимо этого, возрастает риск хронических и онкологических заболеваний.
В результате воздействия отработавших газов автотранспорта наблюдаются острые респираторные заболевания, хронические бронхиты, сердечная и мышечная слабость, расстройства, связанные с нервной системой человека и т.п. В отработавших газах содержится более двухсот наименований вредных веществ и соединений. Данная проблема очень актуальна для многих крупных городов нашей страны, в том числе и для Воронежа. Изучением данных вопросов занимались многие отечественные ученые, такие как Г.М. Илькун [1], И.Е. Евгеньев [2], П.П. Дикун [3].
При проектировании транспортных сетей и развязок промышленных центров в советский период учитывалось меньшее число транспортных средств, сейчас городские улицы не справляются с тем потоком транспортных средств, который ежедневно проходит по ним. В городе Воронеже за последние годы в силу географических и социально-экономических условий сложилась развитая структура транспортных коммуникаций, в результате чего значительно возросла нагрузка на дорожную сеть. Например, на тысячу воронежцев приходится 370 машин [4], как следствие - многокилометровые автомобильные заторы. Ежегодно в Воронежской области отмечается прирост автотранспортных средств. Если рассмотреть в качестве примера 2012 год, то можно отметить, что на 903 тысячи зарегистрированных автотранспортных средств, приходится почти 730 тысяч автомобилей, в том числе легковых - 609 тысяч.
Эксперты отмечают следующее: «Данный процесс происходит в условиях существенного отставания экологических показателей отечественных автомобилей и топлива от достигнутого мирового уровня, а также при запущенной улично-дорожной сети» [5]. Увеличение выбросов вредных веществ связано не только с быстрым ростом парка городских автомобилей, но и со значительным амортизационным износом эксплуатируемого транспорта, отсутствием мер по разгрузке основных магистралей города, отсутствием
необходимого количества развязок, которые могли бы способствовать снижению негативного воздействия [6].
В настоящее время власти города Воронежа и Воронежской области уделяют особое внимание экологической ситуации в регионе, проводится масштабная реконструкция федеральных и областных магистралей: объездная дорога вокруг г. Воронежа, часть федеральной трассы М - 4 «Дон».
Также происходит поэтапная оптимизация городского движения на основных магистралях в городе Воронеже: введена в действие набережная Массалитинова, которая дублирует загруженные дороги в центре, расширение основных автомобильных дорог столицы Черноземья.
Необходимо отметить, что дорожные проекты представляют собой комплекс технических мер и организационных мероприятий по формированию в г. Воронеже адаптивной системы регулирования дорожного движения и управления транспортными потоками. Утверждена муниципальная программа городского округа город Воронеж «Развитие транспортной системы». Срок реализации программы 2014-2020 годы.
Основными целями которой являются:
- повышение комплексной безопасности;
устойчивости транспортной системы городского округа город Воронеж; -повышение доступности транспортных услуг для населения. Задачи программы:
- обеспечение функционирования сети автомобильных дорог общего пользования местного значения;
- обеспечение потребности в перевозках пассажиров на социально -значимых маршрутах;
- обновление парка транспортных средств;
- повышение безопасности дорожного движения;
-улучшение транспортно-эксплуатационных характеристик дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к ним.
Как заявляют городские власти, в дальнейшем будет построено 35 уширений самых загруженных улиц, а также 4 новые дороги в Северном и Юго-Западном микрорайонах. Проектируются, строятся и вводятся в эксплуатацию многоуровневые развязки, продолжается озеленение магистральных улиц города. В крупных городах зеленые насаждения выполняют ряд функций, способствующих созданию оптимальных условий для жизни жителей города, основное - это, безусловно, улучшение микроклимата, очищение воздушной среды. Во всех случаях проектирования системы городских путей сообщения общим является генеральный принцип: трассы магистралей, прежде всего, должны соответствовать направлению пассажиро- и грузопотоков. Ученый А.Б. Власов отмечает, что г. Воронеж является примером современного состояния крупных городских агломераций. Территория города включает широкий спектр техногенной нагрузки от автотранспортных средств и характеризуется ее высокой плотностью, что в
значительной мере влияет на формирование свойств экогеосистемы и определяет уровневую нагрузку экологического неблагоприятствования в разных районах города. Максимальная плотность техногенной нагрузки сосредоточена в центральных частях правобережья и левобережья г. Воронежа
[7].
В последний год очень активно обсуждается проект строительства «легкого метро». Легкое метро свяжет основные районы города, что позволит значительно улучшить дорожно-транспортную ситуацию в столице российского Черноземья. Полная реализация проекта будет означать создание инфраструктурного комплекса с депо, пересадочными узлами, системами обеспечения безопасности, ЦУП, подвижным составом, ремонтными мастерскими и пр. Посмотрим на пропускную способность в час: легкое метро -22 тыс. пассажиров, метро - 35 тыс. человек в час., обычный трамвай - 13,5 тысяч, троллейбус - 8 тысяч. Предполагается строительство трёх линий. Первая ветка - от областной больницы по Московскому проспекту, через центр, ВГАСУ и на Левый берег по ВОГРЭСовскому мосту. Вторая - от ТЦ «Метро» по Северному мосту через площадь Ленина, Цирк в Юго-Западный район, а третья - из Семилук по улицам 9 Января, Кольцовской, Чернавскому мосту, Димитрова. Практически вся протяжённость - около 50 км - под землей.
Правильно организованная, разветвленная улично-дорожная сеть, является важнейшей частью городской инфраструктуры, обеспечивает безопасные условия движения автотранспорта и пешеходов, удобный подъезд к объектам жизнеобеспечения городского округа, создает комфортные условия для проживания жителей городского округа. Вышеуказанные мероприятия качественно изменят сложившуюся критическую ситуацию и будут способствовать снижению наличия вредных веществ в атмосфере.
Завершая рассмотрение вопроса о влиянии автотранспорта, хотелось выделить основные задачи, решение которых поможет улучшить окружающую среду крупных промышленных городов: увеличение доли перевозок общественного транспорта путем создания «легкого метро», строительство крупных магистралей вдали от жилых домов, увеличение парковочных мест, расширение дорог и создание съездов, строительство транспортных развязок в разных уровнях (на примере г. Москвы и городов Европы и Азии).
Список использованной литературы
1. Илькун Г.М. Загрязнители атмосферы и растения / Г.М. Илькун. - Киев : Наук. Думка, 1971. - 146 с.
2. Евгеньев И.В. Автомобильные дороги в окружающей среде / И.В. Евгеньев, Б.Б. Каримов. - М. : Трансдор наука, 1997. - 285 с.
3. Загрязнение атмосферного воздуха канцерогенными веществами / П.П. Дикун (и др. ). - Л. : Медгиз, 1959. - 240.
4. Воронежский городской информационный интернет-портал «36on.ru».
5. Алексеева Е.Б. Воронежу требуется комплексная схема организации движения / Е.Б. Алексеева // Империя недвижимости. - 2011. - № 47. - С. 26-30.
6. Доклад о состоянии окружающей среды и природоохранной деятельности городского округа город Воронеж в 2010 г. / (редкол. : Ю. В. Яковлев, В.Н. Дрыгин) - Воронеж : ИПЦ ВГУ, 2010. - 78 с.
7. Власов А.Б. Исследование условий движения и выбросов автотранспортных средств на улично-дорожной сети города / А.Б. Власов // Оптимизация ландшафтов и рекреационных зон на зональных и нарушенных землях : сб. материалов Всерос. конф. - Воронеж, 2004. - С. 99-103.
ЗАДАЧИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МЧС РОССИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТ ПРИ ТУШЕНИИ
ПОЖАРОВ
Каргашилов Д.В., начальник кафедры, к.т.н.
Романюк Е.В., доцент, к.т.н.
ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС, г. Воронеж
Деятельность пожарных сопряжена с большим риском нанесения вреда здоровью и гибелью. Проведение работ в условиях чрезвычайных ситуаций (тушение пожаров, спасательные работы, и т.д.) относится к 4 классу вредности и опасности производственных факторов.
Работа пожарных протекает в экстремальных условиях. Высокий уровень профессионального риска формируется стихийно, влияние опасных и вредных производственных факторов возрастают многократно. Несмотря на обеспечение пожарных современным ПТВ, их травмирование, а иногда и гибель имеют место.
При тушении пожаров на личный состав влияют следующие факторы:
-обрушение конструкций;
-воздействие высоких температур;
-взрывы газовых баллонов и резервуаров с нефтью;
-падение с высоты;
-поражение электрическим током.
Количественное отношение различных негативных факторов при тушении пожара представлено на рисунке 1, а число травмированных и погибших в случаях воздействия негативных факторов - на рисунке 2.