прочность, чем измельченные при режиме работы мельницы, рекомендуемом работами [1-4], считающимся традиционно используемым при измельчении материалов в шаровой мельнице. На 28 сутки твердения прочность образцов, полученных посредством использования предложенного режима измельчения, достигала 41,7 МПа, что соответствует цементу марки 400, тогда как прочность образцов на основе сравниваемого цемента ШПЦ-300 на 28 сутки составляет 29,4 МПа.
В результате экспериментальных исследований можно сделать вывод, что использование направляющей для реализации направленного удара при помоле материалов в шаровой мельнице имеет позитивный эффект, который заключается в повышении марочности цемента, обусловленном увеличением степени измельчения и уменьшением разброса дисперсного состава измельченного продукта.
Список использованной литературы
1. Колокольников В.С. Производство цемента: учеб. пособие для индивидуального и бригадного обучения рабочих на производстве / В.С. Колокольников. - М.: Высш. школа, 1976. - 303 с.
2. Пироцкий В.З. Технологии измельчения клинкера и добавок / В.З. Пироцкий // НИИЦЕМЕНТ. - Вып. - 103. - М., 1992. - 157 с.
3. Дуда В. Цемент: пер. с. нем. Е.Ш. Фельдмана / В. Дуда; под. ред. Б.Э. Юдовича. - М: Стройиздат, 1981. - 464 с.
4. Справочник по производству цемента / под ред. И.И. Холина. -М.: Госстройиздат, 1963. - 852 с.
К ВОПРОСУ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
В.Н. Лакей, Ю.В. Ленченкова, Д.Д. Алехин
Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж
Автомобильный транспорт оказывает мощное негативное влияние на окружающую среду. Оно проявляется в загрязнении воздуха, шумовом воздействии, потреблении не возобновляемых энергетических ресурсов нефтяного происхождения, отчуждении земель под автотранспортную инфраструктуру, проблемах с утилизацией и захоронением отходов. Под действием транспортных загрязнений происходят деградация, и даже гибель экосистем, особенно на урбанизированных территориях.
Наиболее остро негативные последствия воздействия автотранспорта проявляются в крупных городах, где количество автотранспортных средств на 1000 жителей превышает 250-270 единиц. По состоянию на 01.01.2012 года в Воронежской области зарегистрировано 903 тысячи автотранспортных средств, из них автомобилей почти 730 тысяч, в том числе легковых - 609 тысяч (один автомобиль приходится на трех жителей). За 2011 год прирост транспорта составил более 44,5 тысяч. За 2012 год прирост автотранспорта составил 78556 автомобилей [1]. Динамика автомототранспортных (АМТС) средств в период с 2009 по 2012 годы показана на рисунке 1, структура АМТС Воронежской области за 2012 год отражена на рисунке 2.
900000 800000 700000 600000 500000 400000 300000 200000 100000 0
808375
2009 г. 2010 г
■ Всего АМТС, включая 681630 мотсредства, прицепы и полуприцепы
I Легковой автотранспорт
Грузовой автотранспорт
109733
Автобусы
17012
2011 г.
2012 г.
Рис. 1. Динамика АМТС в Воронежской области с 2009 по 2012 гг.
Рис. 2. Структура АМТС в Воронежской области в 2012 году
214
Увеличения численности автотранспорта происходит в условиях существенного отставания экологических показателей отечественных автомобилей и топлива от достигнутого мирового уровня, а также загруженности основных магистралей города вследствие недостаточного развития улично-дорожной сети, отсутствия необходимого количества разноуровневых развязок автомагистралей и мостов, состояния дорожного покрытия.
Вследствие перечисленных причин, а так же неправильно отрегулированных систем управления зажиганием, топливной аппаратуры вредные вещества выбрасываются в атмосферу в количествах, значительно превышающих норму. В Воронежской области на долю автотранспорта приходится около 80% объемов выбросов [1].
По загрязнению атмосферы выбросами автотранспорта город Воронеж входит в первую десятку городов России. В атмосферу Воронежской области автомобильный транспорт ежегодно выбрасывает свыше 280 тысяч тонн оксида углерода, 30 тысяч тонн оксидов азота, около 40 тысяч тонн углеводородов и 2 тысячи тонн сажи[1]. Общий объем выбросов растет пропорционально увеличению количества автомобилей на дорогах.
Эффективным способом уменьшения экологической нагрузки на окружающую среду является стимулирование обновления автомобильного парка при одновременном обеспечении результативной утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств.
Документы, принятые на федеральном уровне, в перспективе должны обеспечить повышение экологической безопасности транспортного комплекса. Согласно введенному в действие постановлением Правительства РФ специальному техническому регламенту от 12.10.2005 года № 609 «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных загрязняющих веществ» обновление автомобильного парка на территории России с 1 января 2008 года происходит за счет автомобилей третьего (Евро-3) и более высоких - четвертого (Евро-4) и пятого (Евро-5) экологических классов. Переход со второго экологического класса на третий означает снижение выбросов на 1 км пробега (СО в 1,4-1,8 раза; СН в 1,3-2,0 раза; NOх в 1,1-2,3 раза для автомобилей всех типов; по взвешенным частицам размером менее 10 мкм в 1,4-2,3 раза) [1]. Третий экологический класс предполагает наличие на легковых автомобилях встроенной бортовой диагностики, расширяющей возможности контроля работы систем снижения вредных выбросов.
Другим эффективным способом экологизации автотранспорта является переход на биоэтанол, при производстве которого расходуются растения -возобновляемый ресурс. Растения, выращенные специально для автомобильных нужд, в процессе жизнедеятельности потребляют СО2 и преобразуют его в кислород. Эксплуатация автомобилей на биотопливе не
увеличивает общее количество СО2 в атмосфере и не усиливает парниковый эффект [2].
В рамках выполнения муниципальных целевых программ в Воронеже разрабатываются и выполняются: мероприятия по улучшению санитарного состояния дорог и прилегающих территорий, их благоустройству; организационно-технические и инженерные мероприятия, направленные на оптимизацию управления дорожным движением транспортных средств и пешеходов, увеличение доли экологически безопасного электротранспорта. Внедряются перспективные затратные проектные решения, связанные с увеличением пропускной способности улично-дорожной сети: ввод в эксплуатацию набережной Массалитинова, продублировавшей сильно загруженные магистрали в центре Воронежа, развязки на Чернавском и Северном мостах; расширение дорог на улицах Солнечной, Антонова-Овсеенко, Ломоносова, Ленинский проспект; масштабная реконструкция федеральных и областных магистралей.
Таким образом, увеличение с каждым годом количества автотранспорта на улицах города влечет за собой возрастающие экологические проблемы, решение которых, с одной стороны, зависит от действий властей города и проводимых ими мероприятий по предотвращению загрязнений и ликвидации их последствий и экологической грамотности с другой.
Список использованной литературы
1. Доклад о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Воронежской области в 2012 году. - Воронеж: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области, 2013. - 147 с.
2. Милешкин К. Сокращение штатов / К. Милешкин // За рулем: октябрь № 10. - 2011. - С. 220-221.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА
ГРАЖДАН на благоприятную окружающую среду
Д.В. Маркова, курсант Воронежский институт ФСИН России, г. Воронеж
Признание экологических прав граждан в Российской Федерации явилось одним из существенных факторов развития отечественного законодательства, однако, правовые средства реализации и защиты этих прав требует на сегодняшний день определенной корректировки в силу важности экологических интересов человека, общества и государства. Общие положения Экологической доктрины России гласят: «Сохранение природы и улучшение качества окружающей среды являются приоритетными