Научная статья на тему 'Задачи совершенствования системы менеджмента на горных предприятиях промышленности строительных материалов'

Задачи совершенствования системы менеджмента на горных предприятиях промышленности строительных материалов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ И ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ / КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ / МАРКЕТИНГОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ESTABLISHING OF CONTROL / TECHNOLOGY OF CONTROL / MANAGEMENT AND FINANCIAL ACCOUNTING / CONTROL OF ECONOMIC EFFICIENCY OF PRODUCTION AND SALES / MARKETING CONCEPT OF INDUSTRIAL PROCESS CONTROL / CORPORATE GOVERNANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латыпова М. М.

В промышленности строительных материалов (ПСМ) функционирует около 4 тыс. горных предприятий, добывающих сырье для производства строительных материалов. Текущие трудности многих горных предприятий ПСМ связаны с неэффективным менеджментом. На предприятиях реализация готовой продукции нестабильна. Недостаточно налажена: система комплексного освоения минеральных ресурсов месторожденийи система управления качеством продукции; организация выпуска строительных материалов с новыми свойствами; работа по расширению ассортимента продукции. При этом эффективность управления существенно зависит от того, как на предприятии ведется учет и анализ затрат при обосновании и принятии управленческих решений. Поэтому на горных предприятиях ПСМ в системе управления обоснование и принятие решений по производству и сбыту продукции необходимо проводить на основе современных принципов и подходов менеджмента. Рассмотрены направления по совершенствованию системы менеджмента на горных предприятиях ПСМ, в частности, построение системы экономического управления предприятием; переход к маркетинговой концепции управления производством; внедрение в практику предприятий корпоративного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Латыпова М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Objectives of management improvement at mining companies of the building materials sector

The building materials sector (BMS) operates round 4 thousand mines providing feedstock for production of building materials. The current difficulties of BMS mines are connected with inefficient management. Realization of end products is unstable. The systems of integrated mineral resources development and product quality management, manufacture of building materials with new properties and expansion of production range are deficient. In the meanwhile, management efficiency largely depends on manufacturing cost accounting in management decision making and validation. In this connection, management of mining companies in BMS should make and validate decisions on production and sales based on the modern principles and approaches. The article considers trends in improvement of management systems at mining companies in BMS, in particular: structuring a system of economic management, transition to marketing concept of industrial process control and introduction of corporate governance.

Текст научной работы на тему «Задачи совершенствования системы менеджмента на горных предприятиях промышленности строительных материалов»

УДК 622:338

М.М. Латыпова

задачи совершенствования системы менеджмента на горных предприятиях промышленности строительных материалов

Аннотация. В промышленности строительных материалов (ПСМ) функционирует около 4 тыс. горных предприятий, добывающих сырье для производства строительных материалов. Текущие трудности многих горных предприятий ПСМ связаны с неэффективным менеджментом. На предприятиях реализация готовой продукции нестабильна. Недостаточно налажена: система комплексного освоения минеральных ресурсов месторождений и система управления качеством продукции; организация выпуска строительных материалов с новыми свойствами; работа по расширению ассортимента продукции. При этом эффективность управления существенно зависит от того, как на предприятии ведется учет и анализ затрат при обосновании и принятии управленческих решений. Поэтому на горных предприятиях ПСМ в системе управления обоснование и принятие решений по производству и сбыту продукции необходимо проводить на основе современных принципов и подходов менеджмента. Рассмотрены направления по совершенствованию системы менеджмента на горных предприятиях ПСМ, в частности, построение системы экономического управления предприятием; переход к маркетинговой концепции управления производством; внедрение в практику предприятий корпоративного управления.

Ключевые слова: организация и технология управления, управленческий и финансовый учет, контроль состояния экономической эффективности производства и реализации продукции на предприятии, маркетинговая концепция управления производством, корпоративное управление

В промышленности строительных материалов (ПСМ) функционирует около 4 тыс. горных предприятий, добывающих сырье для производства строительных материалов. При этом основной объем в ПСМ приходится на производство нерудных строительных материалов (НСМ), где доля производства щебня и гравия составляет более 50%, песка около 40%. Добыча и обработка природного камня является особой подотраслью ПСМ.

Текущие трудности многих горных предприятий ПСМ связаны с неэффективным менеджментом. На предприятиях реализация готовой продукции нестабильна. Недостаточно налажена: система комплексного освоения минеральных ресур-

DOI: 10.25018/0236-1493-2018-10-0-207-212

сов месторождений и система управления качеством продукции; организация выпуска строительных материалов с новыми свойствами; работа по расширению ассортимента продукции.

В настоящее время уровень экономического управления на предприятиях по добыче и переработке природных строительных материалов не соответствует современным требованиям рыночных отношений. Прежде всего, такое положение обусловлено тем, что большинство сотрудников аппарата управления предприятий еще недостаточно владеют основами современного менеджмента, а система экономического образования медленно осуществляет их переподготовку.

ISSN 0236-1493. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2018. № 10. С. 207-212. © М.М. Латыпова. 2018.

Уровень и качество управления предприятием могут быть измерены способностью руководства (менеджеров) принимать наиболее рациональные решения, организовать их выполнение в необходимые сроки, а результативность работы управленческого персонала должна определяться путем сопоставления затрат с выручкой от реализации продукции, то есть прибылью, экономическим эффектом использования производственных фондов предприятия.

Менеджмент в каждой из его функций и процедур предусматривает использование разнообразных специфических способов, приемов и методов, которые обеспечивают выполнение непосредственно функций управления, обоснование и принятие управленческих решений.

Однако следует также отметить, недостаточное методическое и информационное обеспечение деятельности руководителей горных предприятий ПСМ, что существенно снижает эффективность бизнеса, препятствует оперативному и своевременному принятию оптимальных управленческих решений, увеличивает предпринимательский риск. Прежде всего, в настоящее время для квалифицированного управления в рыночных условиях руководители горных предприятий ПСМ не оснащены: методами, моделями, необходимой документацией по технологии управления для решения наиболее важных задач по производству и сбыту продукции [9].

Анализ хозяйственного механизма предприятий в условиях рынка показывает, что на экономическую эффективность производства, его безубыточность, прибыльность решающее влияние оказывают переменные и постоянные затраты на единицу продукции, объем производства и реализации продукции, цена и спрос.

В современных динамичных и критических условиях рынка часто происхо-

дит изменение затрат, спроса и предложения, каждое такое изменение должно сопровождаться оперативной оценкой его влияния на экономическую эффективность производства данной продукции.

Следовательно, в соответствии с произошедшими изменениями, появлением несбалансированности соотношений затрат, цены и объема выпуска продукции руководством предприятия должны приниматься решения о необходимых корректировках в соотношениях этих главных экономических переменных, а также о необходимых изменениях доли основного и оборотного капитала, используемого для каждой номенклатуры выпускаемой продукции.

Поэтому на добывающих и перерабатывающих предприятиях ПСМ в структурах управления необходим систематический контроль переменных и постоянных затрат, оценка прибыли (или убытка) от изготовленной и реализованной продукции каждой номенклатуры для обоснованной подготовки решений по производственной и коммерческой деятельности предприятия.

Следовательно, вопросы технологии анализа хозяйственной деятельности, получения для ее проведения необходимой учетной информации должны занимать одно из важных мест в системе управления предприятием [8, 9].

Кроме того, чтобы в создавшихся условиях рынка реализация продукции горных предприятий ПСМ была стабильной, радикально должна измениться подсистема управления реализацией готовой продукции, обеспечивая равномерность производства даже при неритмичном спросе [6].

Таким образом, указанные недостатки в управлении, а также высокая динамичность и критические ситуации современных рыночных условий оказывают сильное влияние на хозяйственную деятельность предприятия и требуют, пре-

жде всего, совершенствования существующей системы и методов управления, системы экономического анализа и приводят к необходимости построения системы экономического управления предприятием.

Система экономического управления предприятием должна обеспечивать своевременность и обоснованность принимаемых руководством решений по управлению его производственной, сбытовой, финансовой деятельностью на современном этапе.

При этом экономическое управление производственной деятельностью горных предприятий ПСМ должно базироваться на экономико-математических методах и моделях, в которых должны быть отражены основные параметры его функционирования и возможности оптимизации управленческих решений. Прежде всего, применение в структурах управления моделей для решения задач оптимизации планов производства, формирования цены на единицу продукции, управления запасами, перевозки грузов (транспортные задачи) [8].

Кроме того, на горных предприятиях ПСМ решение таких актуальных вопросов как оптимизация инвестиционного портфеля, оценка и управление финансовыми рисками, также должны быть связаны с применением в практике руководителей количественных методов менеджмента.

При этом в структурах управления использование статистических и количественных методов бизнес прогноза является неотъемлемой частью маркетинговых исследований и определяет выработку стратегии предприятия.

На горных предприятиях ПСМ в системе управления обоснование и принятие решений по производству и сбыту продукции необходимо проводить на основе современных принципов и подходов менеджмента:

• маркетинговой концепции управления производством, которая предполагает установление плановых объемов производства преимущественно на основе потребностей рынка на конкретную продукцию в течение года;

• управленческого (финансового) учета, который требует раздельное проведение затрат по каждому виду продукции, выпускаемой предприятием и разделить учет затрат на переменные и постоянные, которые по-разному влияют на эффективность производства.

В условиях сложной и динамичной рыночной среды руководители горных предприятий ПСМ должны быть уверено, что цели и товарный ассортимент продукции постоянно сохраняют актуальность для конкретного рынка или периодически пересматривают свои целевые, стратегические и тактические установки. Поэтому руководители предприятий должны полагаться на маркетинг как на основное комплексное средство наблюдения за рынком и приспособления к происходящим на нем изменениям.

Следовательно, на всех горных предприятиях ПСМ в структурах управления должны функционировать подразделения (службы или отделы) маркетинга.

По современным представлениям менеджмента, маркетинговая концепция управления предполагает не только установление плановых объемов производства на основе потребностей рынка на конкретную продукцию в течение года, но и изменение принципов, методов и структуры управления [7].

В современных динамичных и критических условиях рыночной экономики нужны более крупные и стабильные объекты хозяйствования, что определяет необходимость совершенствования производственных и управленческих структур горных предприятий ПСМ.

В отрасли действуют предприятия не только различной мощности, но и раз-

ных форм собственности. Удельный вес негосударственных предприятий составляет 96,7 % в общем числе предприятий. Следует отметить, что для большинства предприятий были разработаны и сохраняются модели акционерного общества открытого типа (ОАО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Однако медленно внедряется в практику предприятий промышленности строительных материалов новый вид управления — корпоративное управление с использованием организационно-управленческих структур более высокого порядка, объединяющих отдельные предприятия в компании и способствующих их устойчивому экономическому росту. Пока фрагментарно отмечается создание холдинговых компаний по добыче и обработке природного камня.

Поэтому недостаточный охват добывающих и обрабатывающих предприятий корпоративным управлением приводит к недопустимому росту трансакционных издержек, так как каждое предприятие вынуждено своими силами решать вопросы снабжения, сбыта, транспортирования, товародвижения. На современном этапе основные актуальные нап-

список литературы

равления совершенствования системы менеджмента на горных предприятиях ПСМ:

1. Формирование системы управления адаптированной под потребности и специфику предприятия.

Совершенствование существующей системы и методов управления, системы экономического анализа и построение системы экономического управления предприятием.

2. Переход от концепции ориентированной на производство к маркетинговой концепции управления производством, позволяющей руководству предприятия принимать экономически обоснованные решения: по номенклатуре и объемам производства на основе потребностей рынка, по формированию конкурентной и ценовой политики для обеспечения спроса и повышения эффективности сбыта продукции.

3. Формирование организационных структур более высокого порядка, объединяющих отдельные малые по объему производства продукции предприятия в корпоративные структуры (компании), способствующих их устойчивому экономическому росту.

1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. 4 изд., доп. и перераб. — М.: Экономист, 2006.

2. ДафтР. Менеджмент. 6-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2004.

3. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008.

4. Стивенсон Вильям Дж. Управление производством / Пер. с англ. под ред. Ю. В. Шлено-ва. — М.: БИНОМ, 1999.

5. Томпсон А., Формби Дж. Экономика фирмы / Пер. с англ. под ред. Ю. В. Шленова. — М.: БИНОМ, 1998.

6. Эйрих В. И., Никулин А. М. Производственный менеджмент в горной промышленности. Учебное пособие. — М.: Издательский дом «Руда и Металлы», 2009.

7. Латыпов Д.В. Проблемы и задачи совершенствования управления на камнеобраба-тывающих предприятиях на современном этапе // Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2009. — № 11. — С. 65—69.

8. Латыпов Д. В. Требования к инструментарию и технологии экономического управления предприятием в условиях рынка // Горный информационно-аналитический бюллетень. — 2009. — № 12. — С. 52—55.

9. Латыпова М.М. Современные тенденции в развитии структуры управления на горных предприятиях // Научный вестник Московского государственного горного университета. — 2014. — № 3. — С. 101—108.

10. MSG. Management study guide. Principles of Managerial Economics. — Электронный ресурс: http://www.managementstudyguide.com/principles-managerial-economics.htm (проверено: 05.02.2018).

11. Free, open online courses for people everywhere. Principles of Management. — Электронный ресурс: https://www.saylor.org/site/textbooks/Principles%20of%20Management.pdf (проверено: 05.02.2018).

12. Allied Academies. Academy of Strategic Management Journal Volume 15, Special Issue 1, 2016. — Электронный ресурс: http://www.alliedacademies.org/articles/asmj-special-issue-1. pdf (проверено: 05.02.2018). ЕШ

коротко об авторе

Латыпова Мария Михайловна — кандидат экономических наук, доцент, e-mail: [email protected], НИТУ «МИСиС».

ISSN 0236-1493. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2018. No. 10, pp. 207-212.

Objectives of management improvement at mining companies of the building materials sector

Latypova M.M., Candidate of Economical Sciences, Assistant Professor, e-mail: [email protected],

National University of Science and Technology «MISiS», 119049, Moscow, Russia.

Abstract. The building materials sector (BMS) operates round 4 thousand mines providing feedstock for production of building materials. The current difficulties of BMS mines are connected with inefficient management. Realization of end products is unstable. The systems of integrated mineral resources development and product quality management, manufacture of building materials with new properties and expansion of production range are deficient. In the meanwhile, management efficiency largely depends on manufacturing cost accounting in management decision making and validation. In this connection, management of mining companies in BMS should make and validate decisions on production and sales based on the modern principles and approaches. The article considers trends in improvement of management systems at mining companies in BMS, in particular: structuring a system of economic management, transition to marketing concept of industrial process control and introduction of corporate governance.

Key words: establishing of control, technology of control, management and financial accounting, control of economic efficiency of production and sales, marketing concept of industrial process control, corporate governance.

DOI: 10.25018/0236-1493-2018-10-0-207-212

REFERENCES

1. Vikhanskiy O. S., Naumov A. I. Menedzhment. 4 izd. [Management. 4th edition], Moscow, Ekonomist, 2006.

2. Daft R. Menedzhment. 6-e izd. Per. s angl. [Management. 6th edition. English-Russian translation], Saint-Petersburg, Piter, 2004.

3. Upravlenie organizatsiey: Uchebnik. Pod red. A. G. Porshneva, Z. P. Rumyantsevoy, N. A. Salomatina. 3-e izd. [Organization management: Textbook. Porshnev A. G., Rumyantseva Z. P., Salomatin N. A. (Eds.). 3rd edition], Moscow, MHOPA-M, 2008.

4. Stivenson Vil'yam Dzh. Upravlenie proizvodstvom. Per. s angl. pod red. Yu. V. Shlenova [Production management. English-Russian translation, Yu. V. Shlenov (Ed.)], Moscow, BINOM, 1999.

5. Tompson A., Formbi Dzh. Ekonomika firmy. Per. s angl. pod red. Yu. V. Shlenova [Economics of the firm. English-Russian translation, Yu. V. Shlenov (Ed.)], Moscow, BINOM, 1998.

6. Eyrikh V. I., Nikulin A. M. Proizvodstvennyy menedzhment v gornoy promyshlennosti. Uchebnoe poso-bie [Production management in the mining industry. Educational aid], Moscow, Izdatel'skiy dom «Ruda i Metally», 2009.

7. Latypov D. V. Problemy i zadachi sovershenstvovaniya upravleniya na kamneobrabatyvayushchikh predpriyatiyakh na sovremennom etape [Problems and tasks of management improvement at the stone-working enterprises at the present stage]. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2009, no 11, pp. 65—69. [In Russ].

8. Latypov D. V. Trebovaniya k instrumentariyu i tekhnologii ekonomicheskogo upravleniya predpriya-tiem v usloviyakh rynka [Requirements to tools and technologies of economic management of the enterprise in the market conditions]. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2009, no 12, pp. 52—55. [In Russ].

9. Latypova M. M. Sovremennye tendentsii v razvitii struktury upravleniya na gornykh predpriyatiyakh [Current trends in the development of management structure at mining enterprises]. Nauchnyy vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gornogo universiteta. 2014, no 3, pp. 101—108. [In Russ].

10. MSG. Management study guide. Principles of Managerial Economics, available at: http://www. managementstudyguide.com/principles-managerial-economics.htm (accessed: 05.02.2018).

11. Free, open online courses for people everywhere. Principles of Management, available at: https:// www.saylor.org/site/textbooks/Principles%20of%20Management.pdf (accessed: 05.02.2018).

12. Allied Academies. Academy of Strategic Management Journal Volume 15, Special Issue 1, 2016,

available at: http://www.alliedacademies.org/articles/asmj-special-issue-1.pdf (accessed: 05.02.2018).

&_

ОТДЕЛЬНЫЕ СТАТЬИ ГОРНОГО ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО БЮЛЛЕТЕНЯ

(СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК)

МОДИФИКАЦИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ ДЛЯ ОРИЕНТИРНО-СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ СЪЕМКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛОСКОСТИ ЛИНЕЙНО ПОЛЯРИЗОВАННОГО ЛАЗЕРНОГО ЛУЧА

(2018, № 6, СВ 31, 12 с.) Гусев Владимир Николаевич1 — доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой, Головин Григорий Дмитриевич1 — аспирант, e-mail: golovingrigoriy91@gmail. com, 1 Санкт-Петербургский горный университет.

Приведено описание усовершенствований измерительной установки для ориентирно-сое-динительной съемки с использованием плоскости линейно поляризованного лазерного луча. Описан новый принцип определения времени взятия отчета датчиком яркости по моменту излучения лазера дальномерной системы тахеометра в режиме сканирования с заданным угловым шагом в вертикальной и горизонтальной плоскости. Показаны результаты 1080 попарно измеренных значений яркости линейно поляризованного лазерного луча и отчетов по горизонтальному кругу. На их основе построен график зависимости измеренных значений яркости от отчетов по горизонтальному кругу. Математически выявлена соответствующая ему функция. Приведен вид математической функции, к которой проводилась аппроксимация, и раскрыты значения входящих в нее коэффициентов. Показан совмещенный график измеренных значений и полученной из них математической функции. Выявлено несоответствие математической функции и измеренных значений, определены возможные причины этого несоответствия, намечены пути технического и аналитического решения этой проблемы.

Ключевые слова: плоскость поляризации лазерного луча, яркость, тахеометр, ориентирование.

MODIFICATION OF THE MEASURING INSTALLATION FOR THE ORIENTED-CONNECTING SHOOTING USING THE PLANE OF A LINEARLY POLARIZED LASER BEAM Gusev V.N1, Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of Chair, e-mail: [email protected], Golovin G.D1, Graduate Student, e-mail: [email protected],

1 Saint Petersburg Mining University, 199106, Saint-Petersburg, Russia.

Description of the improvements of measuring system for orientational-connecting survey using the plane of a linearly polarized laser beam is described. A new principle for determining the time taken for a report to be taken by a brightness sensor at the laser emission time of a rangefinder system in a scanning mode with a specified angular pitch in the vertical and horizontal planes is described. Results of 1080 pairwise measured brightness values of a linearly polarized laser beam and reports on a horizontal circle are shown. On their basis a graph of the dependence of measured brightness values on reports on the horizontal circle is constructed. Function corresponding to it is mathematically revealed. The form of mathematical function to which approximation was carried out is presented, and the values of coefficients entering into it are revealed. A combined graph of the measured values and mathematical function derived from them is shown. Discrepancy between the mathematical function and measured values is revealed, the possible causes of this discrepancy are determined, ways of the technical and analytical solution of this problem are outlined.

Key words: plane of polarization of the laser beam, brightness, total station orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.