Н. А. БАРАН
Задачи санитарных работников в области санитарной агитации
Приказ Наркомздрава СССР № 68 от 12.XI.1941 г. о санитарной агитации в связи с противоэпидемической работой ставит перед всей сани-«тарной организацией задачи исключительной важности. Поворот всей системы здравоохранения к санитарно-агитационной работе может значительно улучшить санитарно-профилактическую работу в целом.
Не приходится закрывать глаза на то, что в отдельных областях и районах органы здравоохранения и санитарная организация «е развернули во всей полноте еанитарно-лрофилактичеекие мероприятия, требуемые условиями военного времени. Да и может ли быть иначе, когда санитарная организация в этих районах слабее всех других отраслей ■здравоохранения по насыщенности кадрами? Недавняя проверка, проведенная Наркошдравом СССР, обнаружила миого длительно незамещенных ва- л кансий госсанинспекторов, в том числе и в местностях, в целом перенасыщенных врачами, куда направлялся поток эвакуированного медицинского персонала.
Важнейшей задачей органов здравоохранения является сейчас обеспечить эпидемическое благополучие 'страны. А это значит в первую очередь создать крепкую санитарно-эпидемическу ю организацию. Речь идет не о каком-то стремлении санитарной организации к «командованию» другими отраслями здравоохранения (такая претензия была бы совершенно неоправданной), а о занятии ею того места, которое санитарная и вместе с ней противоэпидемическая организации должны занимать по существу в интересах дела здравоохранения.
Нельзя забывать, что мы сейчас, после 8 месяцев войны, продолжаем еще в значительной степени пользоваться санитарно-эпидемическим благополучием мирных лет, продолжаем жить наследством! предвоенного периода. Хорошо, что такое наследство у нас есть, но нельзя полагаться исключительно на него. Нужны новые, и притом значительные усилия для удержания санитарно-эпидемического благополучия страны на уровне, диктуемом интересами обороны. Практически в условиях зимнего периода речь шла в первую очередь о предупреждении и пресечении развития паразитарных тифов, о наличии которых в угнетенных г гитлеровской Германией европейских странах было неоднократно опубликовано в печати.
Для предупреждения паразитарных инфекций исключительное значение имеет повсеместное осуществление простейших, прим и-т и в н ы х, но абсолютно необходимых мероприятий по дезинсекции. Совершенно очевидно, что никакое государственное и коммунальное строительство не может обеспечить охват дезинсекцией всего населения, не может даже ставить перед собой такой задачи; между тем при разъяснении населению доступных ему приемов примитивной домашней дезинсекции и усвоении им этих приемов задача борьбы с паразитами в массовом масштабе окажется вполне разрешимой. Здесь имеется значительная разница между паразитарными тифами и, например, детскими ийфейциями.
Конечно, значение санитарной грамотности и культурности населения велико 'в любой области санитарной и противоэпидемической работы; в любой отрасли своей деятельности органы здравоохранения заин- > тересованы в высоком уровне санитарной грамотности и культуры насе-
ления, в наибольшем вовлечении общественности. Но при борьбе, например, с дифтерией основная задача заключается в (проведении прививок. Этому мероприятию представители широкой общественности могут лишь оказывать содействие, участвовать в организации прививочных кампаний, призывать -население не уклоняться от прививок ■и т. п.; проведение же самого мероприятия остается целиком в руках соответствующих органов здравоохранения — лечебных учреждений, лабораторий, отрядов, отдельных врачей. А в отношении борьбы с паразитарными тифами санитарный актив и широкие массы населения не ограничиваются содействием органам здравоохранения, они вовлекаются в непосредственное проведение самих мероприятий. Нельзя думать о массовом! сооружении в каждом селе простейших дезинсекционных камер-вошебоек, широком! применении прожаривания одежды, внедрении заменителей мыла для стирки белья (зола, зольный щелок) и т. д., если в этом не примет участия само население. Отсюда совершенно очевидно, какое огромное, решающее значение для предупреждения паразитарных инфекций приобретают широкое разъяснение и практическое усвоение населением примитивных мероприятий по дезинсекции. Санитарная агитация в деле борьбы с паразитарными тифами является не вспомогательным, а одним из основных мероприятий, совершенно необходимых для успешного предотвращения эпидемий.
Наилучшим подтверждением! сказанного может служить опыт противоэпидемической борьбы периода гражданской войны 1919—1922 гг. Недаром приказ Наркомздрава повторно ссылается на этот исторический опыт, убедительно доказывающий значение влияния санитарной и противоэпидемической организации на другие отрасли здравоохранения.
Приказ № 58 обязывает весь без исключения медицинский персонал проводить санитарно-агитационную работу: и санитарных врачей, и лечебников всех специальностей, и работников детских учреждений и др. Но, кроме того, работники санитарной и противоэпидемической организации имеют в этой области еще и особые очень важные, им одним присущие задачи. Санитарные врачи, эпидемиологи и их помощники располагают теми фактическими данными и материалам и, без которых невозможна компетентная разъяснительная и агитационная работа среди населения, и потому выступают в роли естественных информаторов и инструкторов в отношении остальных медицинских работников. Местная санитарная действительность является наилучшим агитационным материалом, а она лучше всего известна именно санитарным врачам, эпидемиологам и работникам их системы.
Поскольку приказ № 58 подчеркивает значение опыта прошлого, особенно опыта гражданской войны, полезно вспомнить о том!, как санитарные ¡врачи в то время выходили из затруднений в связи с недостатком наглядных пособий. Санитарный врач Парижский ((Мурманская железная дорога), например, фотографировал лучшие и худшие в- санитарном! отношении общежития, бараки, станции, железнодорожные буфеты, размножал эти снимки в нужном количестве и рассылал в качестве положительных и отрицательных примеров по санитарным и врачебным участкам с соответствующими указаниями. Такие наглядные пособия местного изготовления оказывались гораздо более ценным иллюстративным материалом, чем присланные из центра мечатные издания, неизбежно носившие более абстрактный характер и менее заинтересовывавшие аудиторию. Санитарный врач Пензы оборудовал доску с экспонатами местного рынка. Он выставил, например, грязную тряпку, е которую были завернуты продукты, продававшиеся с рук на местном
базаре, приложив анализ бактериальной флоры, обнаруженной на этой тряпке, и т. д. Эти примеры прошлого не требуют, конечно, механичен ского копирования, но указывают то направление, следуя которому санитарно-агитационная работа может стать особенно эффективной и доходчивой. Использование местного материала, понятно, отнюдь не исключает, а только целесообразно дополняет использование общих данных: издаваемой в центре литературы, наглядных пособий и пр.
Для предупреждения паразитарных тифов особое значение имеет санитарное содержание общежитий, тесно населенных бараков, гостиниц, заезжих дворов и т. п. Соответствующие материалы в пределах, допустимых к опубликованию, могут быть прекрасно использованы для санитарной агитации среди местного населения. Санитарные врачи и эпидемиологи без труда найдут среди поступающих к ним данных такие, которые лучше всего будут служить указанной цели. При этом необходим показ как положительных, так и отрицательных фактов; например, следует показать старательного коменданта общежития и параллельно коменданта, пренебрегающего своими обязанностями, и т. п.
Эти же данные можно использовать для выступлений в печати. К сожалению, местная печать в последнее время почти не используется в целях санитарной агитации. Между тем общая печать является одним из основных каналов агитации по любым вопросам, в том числе и са-нитарно-оздоровительным. Нередко врачи жалуются, что газеты неохотно помещают их материал. Однако при более тщательном ознакомлении обычно оказывается, что газеты вполне основательно избегают помещать статьи и заметки общего, теоретического характера, но отнюдь не отказываются освещать факты местной жизни, которые могут служить прекрасным материалом для санитарной агитации.
Особенно важно показать населению как образцы положительной инициативы мест и достигнутых на этой основе санитарных улучшений, так и примеры безинициативности, бескультурья, антисанитарии.
Наряду с использованием фактов из местной жизни нельзя, однако, упускать из виду и некоторые моменты общего характера. Так, обследованием санитарной и противоэпидемической работы в районах Удмуртской, Марийской и Татарской республик выявлено, что население не умеет пользоваться заменителями мыла и попросту не знает, как рационально применять золу для стирки белья. Нужно, следовательно, этому научить. Короче, речь идет об обучении простейшим гигиеническим^ процедурам. И здесь санитарный в.рач и эпидемиолог выступают в роли естественных инструкторов и консультантов для всех медработников, помогая им справиться с этой задачей. Необходимо также обучить население использовать русскую печь для прожаривания одежды, разъяснить, как проутюживать белье и т. д.
Таков круг весьма простых, но сейчас приобретающих исключительную важность задач, стоящих перед всеми госсанинспекторами, эпидемиологами, их помощниками, работниками санитарно-эпидемических станций, лабораторий, институтов и др. «Санэпидстанции, наравне с домами и пунктами санитарного просвещения, должны в кратчайший срок стать оперативными штабами санитарной агитации среди населения», требует в своем циркулярном письме от 9.ХН главный госсанинспектор' СССР.
Важнейшим рычагом в деле успешного выполнения санитарной и противоэпидемической организациями стоящих перед ними задач является привлечение широкого общественного актива—санитарных постов Красного креста, общественных санитарных инспекторов и др. Опыт замечательных народных оздоровительных движений — геокчай-ского, рогачевского, дмитровского, кирсановского и др. — показывает,
какие исключительно большие результаты могут быть достигнуты при действительно широком вовлечении в это дело общественности.
В последнее время, однако, местами наблюдается недопустимое самоустранение санитарной организации от работы с общественностью. Кроме того, с начала войны общественная инициатива в большинстве случаев переключилась на узко и ограниченно понимаемую оборонную работу, в смысле только организации кружков ГСО, пропаганды донорства и т. п. Санитарно-оздорови тельная и противоэпидемическая работа обычно не включается в разряд оборонной и потому отодвигается на второй план. Так, например, в Юдинском районе Татарской АССР в селах бы^1 общественные санитарные уполномоченные, в некоторых случаях неплохо работавшие; с началом войны они выбыли и не заменены другими, общественная санитарная работа свернута. То же мы видим в Казани, в Зеленодольоке Татарской АССР, в большинстве районов Удмуртской АССР, в Архангельске, Куйбышеве, Челябинске, Уфе, Ста-линграде, Астрахани, Свердловске. В частности, в Свердловске издано весьма поучительное постановление исполкома областного совета депутатов трудящихся, признавшего состояние санитарной агитации в. области совершенно неудовлетворительным. «Вы увлекаетесь методическими указаниями, — говорил, критикуя деятельность областного отдела здравоохранения, председатель исполкома т. Митраков, — а организацию масс совершенно игнорируете. Нам нужны не просто лекции, а такие, которые помогают решать сегодняшние задачи» («Медицинский работник» от 23.XII.1941 г.).
Какие уродливые формы может принять отрыв санитарно-агитацион-ной работы от практических задач здравоохранения,'показывает анекдотическое заявление госсанинспектора Молотовского района Казани т. Кунакова, который в ответ на вопрос обследователя Наркомздрава СССР о состоянии санитарной агитации ответил серьезнейшим образом: «Санитарной агитацией мы сейчас заниматься не можем — мы целиком заняты противоэпидемической работой»... Как будто санитарная агитация имеет или может иметь какие-то другие, особые задачи, кроме обслуживания очередных нужд здравоохранения! Как будто приказ Наркомздрава СССР № 58 не заостряет внимания всех органов здравоохранения именно на противоэпидемической работе и санитарной агитации, важнейшем средстве, орудии этой работы!
Что данный пример не является единичным, показывает письмо Наркомздрава ¡Татарской АССР от З.Х.1941 г. о санитарном* содержании школ и обязанностях в этом направлении директоров и классных руководителей. В этом письме не упоминается о санитарно-воспитательнон работе, хотя именно в школе она в связи с необходимостью поддержания санитарного порядка приобретает исключительное значение.
Конечно, можно привести примеры и положительной работы санитарных инспекторов и в области организации общественного санитарного актива, и в области санитарной агитации. Так, помощник госсанинспектора т. Васильев (Ровгинский район Марийской АССР) умелым сочетанием оперативной, общественно-организационной и агитационной работы добился прекрасных результатов. С 1938 г. здесь не зарегистрировано ни одного случая сыпного или брюшного тифа. Резко снизилась заболеваемость трахомой. Заметно повысилась общая санитарная грамотность населения. Вместо двух примитивных вошебоек их теперь уже 15. Умело используются две общественные и все индивидуальные бани. К проведению профилактических мероприятий привлечена организация Красного креста, насчитывающая 1 346 членов и возглавляемая тем же т. Васильевым. Проводимая им санитарная агитация неизменно опирается на местные факты, примеры и потому доходчива. В каждом колхозе имеются санпсстовцы, общественные санитарные
уполномоченные, немедленно сигнализирующие о всяком лихорадочном заболевании и проинструктированные в отношении проведения первых неотложных мероприятий (быстрая изоляция заболевшего, санитарная обработка окружающих). В число санитарных уполномоченных вовлечены авторитетные местные деятели, представители местной власти — председатели сельсоветов, колхозов. Такие примеры положительной работы госсанинспекторов и эпидемиологов, конечно, есть, но они недопустимо редки и, как всякое исключение, только подтверждают правило. А правилом', к сожалению, является недостаточное привлечение к работе общественности и весьма слабое проведение санитарной агитации.
Приказ № 58 и статья наркома здравоохранения т. Митерева «За боевую санитарную агитацию» («Медицинский работник» от 18.XI.1941 г.) предупреждают, что речь идет отнюдь не о временной кампании, а о «решительном повороте всей системы здравоохранения...» в целях «сохранения и укрепления обороноспособности и санитарного
tлaгoпoлyчия страны». В этом назревшем, диктуемому насущными государственными интересами повороте санитарной и' противоэпидемической организациям принадлежит ответственная, решающая роль. Сознавая, что возлагаемая на них задача имеет большое оборонное значение, асе работники санитарного и противоэпидемического фронта должны резко повысить внимание к санитарной агитации, к организации и повседневной работе, с общественным санитарным активом. Тем самым они положат начало новому общему подъему санитарно-профилактической работы в стране.