Научная статья на тему 'Задачи по созданию цивилизационных туристских маршрутов Великого шёлкового пути в Азово-Черноморском регионе России'

Задачи по созданию цивилизационных туристских маршрутов Великого шёлкового пути в Азово-Черноморском регионе России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
271
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ТУРИЗМ / CIVILIZATION TOURISM / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ТУР / CIVILIZATION ROUND / ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ / THE GREAT SILK WAY / АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКИЙ РЕГИОН РОССИИ / AZOV-BLACK SEA REGION OF RUSSIA / АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРПРОДУКТ / AZOV-BLACK SEA REGIONAL TOURIST''S PRODUCT / БРЕНДИНГ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТУРПРОДУКТОВ / BRANDING OF REGIONAL TOURIST''S PRODUCTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Онищенко Елена Васильевна

На основе исследования траектории Великого шёлкового пути и анализа туристского потенциала трёх регионов Юга России (Крымского федерального округа, Краснодарского края и Ростовской области) в статье определяются первоочередные задачи по формированию цивилизационных маршрутов и туров программы «Великий шёлковый путь», ориентированных на внутренние и международные туристские потоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Онищенко Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUE OF CREATING OF THE CIVILIZATION TOURIST ROUTES OF THE GREAT SILK ROAD IN THE AZOV-BLACK SEA REGION OF RUSSIA

On the basis of research of a trajectory of The Great silk way and the analysis of tourist capacity of three regions of the South of Russia (The Crimean Federal District, Krasnodar Krai and the Rostov region) by the author priorities are determined by formation of the civilization routes and rounds of the Great Silk Way program focused on internal and international tourist streams.

Текст научной работы на тему «Задачи по созданию цивилизационных туристских маршрутов Великого шёлкового пути в Азово-Черноморском регионе России»

УДК 338.48

Онищенко Елена Васильевна

Кандидат экономических наук Директор представительства в г. Сочи, Южный федеральный университет

ЗАДАЧИ ПО СОЗДАНИЮ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ ВЕЛИКОГО ШЁЛКОВОГО ПУТИ

В АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ РОССИИ

На основе исследования траектории Великого шёлкового пути и анализа туристского потенциала трёх регионов Юга России (Крымского федерального округа, Краснодарского края и Ростовской области) в статье определяются первоочередные задачи по формированию цивилизационных маршрутов и туров программы «Великий шёлковый путь», ориентированных на внутренние и международные туристские потоки.

Ключевые слова: цивилизационный туризм, цивилизационный тур, Великий шёлковый путь, Азово-Черноморский регион России, Азово-Черноморский региональный турпродукт, брендинг региональных турпродуктов.

JEL code: M 310, M 370, M 390, N 700, L 800

Elena Onishchenko

Ph.D. (economics)

Director of Representation of SFU in Sochi, Southern federal university,

Rostov-on-Don

ISSUE OF CREATING OF THE CIVILIZATION TOURIST ROUTES OF THE GREAT SILK ROAD IN THE AZOV-BLACK SEA REGION

OF RUSSIA

On the basis of research of a trajectory of The Great silk way and the analysis of tourist capacity of three regions of the South of Russia (The Crimean Federal District, Krasnodar Krai and the Rostov region) by the author priorities are determined by

formation of the civilization routes and rounds of the Great Silk Way program focused on internal and international tourist streams.

Keywords: civilization tourism, civilization round, The Great silk way, Azov-Black Sea region of Russia, Azov-Black Sea regional tourist's product, branding of regional tourist's products.

JEL code: M 310, M 370, M 390, N 700, L 800

С начала XXI в. широкое признание и распространение начинает получать такой вид специализированного туризма, как цивилизационный, открывая всё новые и новые горизонты для познания истории, культуры, природной среды, обычаев и системы ценностей народов и этносов разных цивилизаций, оставивших свой отпечаток и след в прошлом, а также формирующихся в настоящем.

Российская цивилизация имеет свою специфику, свой особенный характер, связанный с переплетением западных и восточных культур, обуславливающих уникальность её социокультурного облика. Её становление и развитие происходило под воздействием различных цивилизаций, на протяжении веков меняющих конфигурацию территории страны, культуру и обычаи населения, проживающего в ней. И за всю историю своего существования Россия ничего не утратила, бережно сохранив оставшееся наследство прошлых цивилизаций и духовные ценности своих предков.

Все объекты культурного наследия (на 1 января 2013 г. их насчитывалось более 130 тысяч, а в связи с присоединением Крыма их стало на порядок больше) состоят на учёте и охраняются государством. Значительная часть уникальных памятников археологического наследия и архитектуры сосредоточена на Юге России, где много веков назад проходил самый знаменитый торговый маршрут в истории человечества — «Великий шёлковый путь» (II в. до н.э. — XV в.). И это была не просто дорога, а, своего рода, культурно-экономический мост между Востоком и Западом.

Маршрутов, проходивших по Кавказу и Крыму, было несколько. Рассмотрим их, опираясь на последние научные исследования по данной теме [2;5] и имеющийся картографический материал (рис. 1-2).

Рисунок 1.

Карта маршрутов Великого шёлкового пути в Древности и Раннем

Средневековье

Рисунок 2.

Карта маршрутов Великого шёлкового пути, VII в.

Первый маршрут (Степной) — на Севере, в южно-российских степях, с Нижнего Поволжья, через низовье Дона и крупный античный город Танаис,

Азовское море до Керченского пролива (Пантикапей), а оттуда на территорию Крымского полуострова. Основные древние города в Крыму (Фанагория, Тиры, Ольвия, Херсонес, Мирмекий) имели оживлённые торговые связи со многими странами Средиземноморья.

Второй маршрут (Каспийский) — на Восточном Кавказе, с Нижнего Поволжья, вдоль западного побережья Каспия через города-крепости Дербент и Ичери Шахар (сегодня Старый Город в Баку).

Третий маршрут (Дарьяльский, перс.) — по долине реки Терек через Крестовый перевал, город Армази — Мцхета и далее на запад в порт Фазис (Поти) и на восток в порт Ичери Шахар. Дублёр маршрута шёл по Ардону через Мамисонский или Рокский перевал и вниз в порт Фазис (Поти).

Четвёртый и пятый маршруты (Даринский и Мисимианский, по византийским источникам) — проходили на Западном Кавказе к Черноморскому побережью. Даринский путь шёл по реке Б. Лаба на Санчарский перевал и далее вниз по реке Бзыба в Питиунт (Пицунда) и по реке Мзымта через Красную Поляну в Адлер. Мисимианский путь шёл по Кубани (из Кисловодской котловины) на Клухорский и Марухский перевал и далее вниз по Кодору в Севастополис (Сухум) или на восток через Бедию и Мокву к морю. Через Нахарский перевал дорога шла в Грузию.

Был ещё и шестой маршрут (Транскавказский), который проходил между Каспийским и Чёрным морями. Он соединял два порта — иранский Ичери Шахар (Старый Город в Баку) и греческий Фазис (Поти), и шёл также через Армази-Мцхета.

С помощью этих маршрутов соединялись Северная и Основная трассы Великого шёлкового пути. И там, где они проходили, на протяжении полутора тысяч лет, обогащалась материальная и духовная культура народов, проживающих на данной территории, получали распространение различные мировые религии. Исследователи пришли к выводу, что все храмы и культовые сооружения Кавказа и Крыма стоят, главным образом, на торговых путях. То есть Древняя и Средневековая архитектура этих регионов, в первую очередь,

обязана Великому шёлковому пути, который оставил после себя многообразие культур и традиций античной и средневековой цивилизаций.

Сегодня территория этих маршрутов находится в разных регионах как России, так и Ближнего Зарубежья: Ростовской области, Астраханской области, Краснодарском крае, Крымском федеральном округе, Ставропольском крае, Республике Дагестан, Карачаево-Черкесской Республике, Абхазской Республике, Грузии, Азербайджане, Армении. Что касается трёх последних государств, то они уже активно работают с маршрутами «Великого шёлкового пути» и их национальные туристические компании входят в корпоративную организацию — Группу шелкового пути (Silk Road Group) наряду с коллегами из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и Ирана [7].

В этой связи возникает первая задача — определение круга регионов-участников, вовлекаемых сегодня в формирование цивилизационных маршрутов и туров программы «Великий шёлковый путь» применительно к Азово-Черноморскому региону, решение вопроса: Какие из представленных маршрутов необходимо включать в первую очередь?

Следующий блок задач связан с вопросом инвентаризации туристского потенциала тех территорий, которые попадают под будущие цивилизационные маршруты. Развитие туризма и рекреации в Азово-Черноморском макрорегионе России происходит на основе уникальных природно-рекреационных и культурно-исторических ресурсов, развитой материально-технической базы — в совокупности, способствующих повышению туристской привлекательности данной территории для внутренних и международных туристов (табл. 1).

Но главная цивилизационная составляющая представленного туристского потенциала — его культурно-историческое наследие, более половины из которого, в этих регионах — памятники археологии. В Краснодарском крае присутствуют более 18 тыс. памятников, в том числе: археологии — 14066, архитектуры — 1124, истории — 2238, монументального искусства — 674. В Республике Крым насчитывается 12350 культурно-исторических объектов, в

городе Севастополе сосредоточено 2014 объектов [4]. В Ростовской области расположено 9395 объектов культурного наследия, в том числе 8051 — объекты археологического наследия, 1281 — памятники архитектуры, истории и монументального искусства [3]. То есть потенциал для формирования цивилизационных маршрутов и туров огромный. Большинство из археологических и культурно-исторических памятников Юга России уже сегодня являются излюбленным местом для туристов и включены в многообразные туры и экскурсионные маршруты, разработанные региональными туроператорами. Но среди всего этого множества памятников весьма важно выделить действительно значимые и эпохальные, сохранившиеся до наших дней объекты туристского показа, которые могут поведать туристам об особенностях имевших место быть мировых и локальных цивилизаций в рамках важнейших этапов жизни и деятельности человека, общества на территории регионов. Важно выявить их состояние, определить пропускную способность, дабы ни в коем случае не разрушить и не «затоптать» уникальное наследие. Стоит вопрос и по обеспечению сопутствующей туристской инфраструктурой в важных «реперных» точках формируемых туров.

Таблица 1.

Основные показатели туристского потенциала Крымского федерального _округа, Краснодарского ^ края и Ростовской области

Показатели Крымский федеральный округ Краснодарский край Ростовская область

Государственные природные заповедники, ед. Площадь, тыс. га 6 63,9 2 272,3 1 9,5

Месторождения минеральных вод, ед. Запасы, тыс. м3/сут. 11 22,2 58 23.7 22 НИР

Месторождения термальных вод, ед. 3 Запасы, тыс. м /сут. 1 8,4 16 47,8 НИР

Месторождения лечебных грязей, ед. 3 Запасы, тыс. м 26 39661 14 НИР 5 НИР

Число памятников истории и культуры, внесённых в госреестр, ед. 12350 18102 9395

Музеи и выставочные залы, ед. 32 60 41

Коллективные средства размещения, ед.* Количество мест, ед. * 451 104220 1684 257253 451 27239

Гостиницы и аналогичные средства

размещения, ед. * 239 1138 317

Количество мест, ед. * 51185 118518 14264

Примечания: * — Данные Ростуризма (2014 г.); НИР — ведутся научно-исследовательские работы.

Что касается инвентаризации туристского потенциала, то мы понимаем, что ситуация в регионах не везде одинакова, в силу разных обстоятельств. Например, Крымский федеральный округ сегодня располагает и огромным потенциалом и полной проанализированной базой по туристским ресурсам, начиная от природно-рекреационных ресурсов и, заканчивая технологическими, то есть уже наработанными турпродуктами (турами), так как совсем недавно разрабатывалась Схема территориального планирования применительно к территориям Республики Крым и города федерального значения Севастополь, где туристскому разделу уделялось значительное внимание при подготовке этого документа [6]. В 2014 году крымскими туроператорами, специалистами туриндустрии под руководством Министерства курортов и туризма РК было разработано и тематически сформировано по блокам 102 тура. В 2015 году все туристско-экскурсионные маршруты были пересмотрены и дополнены. На сегодняшний день для туристов Крыма сформировано предложение из 126 туров, из которых 43 — культурно-познавательных, 10 — военно-исторических, 7 — литературных, 3 — религиозных, 11 — винных, 21 — активный, 8 — детских, 2 — событийных, 1 — экологический, 10 — велотуров, 5 — межрегиональных «Золотое кольцо — Юг России», 5 — лучших туристских маршрутов по Крыму (военно-патриотический, зимний, летний, весенний, осенний).

Огромный задел разработанных туристско-экскурсионных маршрутов имеется и в Краснодарском крае, и в Ростовской области. Многие можно использовать за основу при формировании цивилизационных маршрутов и туров Великого шёлкового пути.

Античная цивилизация (VIII в. до н.э. — V в.) представлена в турах исторической направленности с обязательным посещением археологических и

архитектурных объектов, сохранившихся от Великой греческой колонизации, Римской империи, Боспорского царства, Византии и других государств и народов, сыгравших огромную роль в развитии торговых путей в последующие века. К наиболее интересным турам можно отнести: «Греческое наследие в Крыму» (Республика Крым, ООО «Сэлэкт Блэк Си»); «Исчезнувшие города Крыма» (Республика Крым, Туристическая компания «Визит-Люкс»); «История древних городов Крыма» (Республика Крым, «Туристическая фирма «КАФА — КУРОРТ»); «Дорогами предков» (Республика Крым, ООО «Крымский Центр Турбизнеса»); «Жемчужины Донского края» и «Золото Донских степей» (Ростовская область, Туристическая компания «Круиз»); «Анапа древняя и юная» (Краснодарский край, ООО «Золотой Овен») и др.

Средневековая цивилизация (VI в. — XIV в.) на Юге России связана с зарождением христианства на Руси, эпохой Великого переселения народов, нашествием Золотой Орды. Но, несмотря на все перипетии истории, в этот период на Кавказе и в Крыму активно процветает торговля и ведётся строительство укреплённых монастырей и храмов, особенно, в период с X по XII вв., в пик развития Византийской империи и караванной торговли на Великом шёлковом пути. Познакомиться с этим периодом поближе можно с помощью таких туров, как: «Гранд-вояж по Югу России» (Республика Крым, Группа компаний «Кандагар»); «Южные каникулы: от Кавказа до Крыма» (ООО «ТУРОПЕРАТОР «СНП-Крым», ООО «Ставропольское бюро путешествий «ТУРИСТ»); «Золотое кольцо Юга России. Ставрополь — Крым» (ООО «Крымтурбюро на Москольце», ООО «Ставропольское бюро путешествий «ТУРИСТ»); «Легенды пещерных городов» (Республика Крым, ООО «Дерсу Узала» Приключенческие туры и экспедиции»); «Паломнический тур «Христианские Святыни Крыма» (Республика Крым, ООО «Туристическая фирма «Кафа-курорт»); Паломнический тур «По Святым местам Крыма» (Республика Крым, Турбюро «Гурзуф»); «Абхазия — Красная Поляна — Сочи» (Краснодарский край, Туристическое агентство «Анапа — Татьянин день»); «Рубеж тысячелетий» (Краснодарский край, г. Краснодар, Туристическая фирма

«Атон»); «К святым источникам Кубани» (Краснодарский край, г. Геленджик, ООО «Золотой Овен») и др.

Русская цивилизация появляется уже после того, как закончилась тысячелетняя история Великого шёлкового пути, но она соединяет в себе многообразие культур и вероисповеданий народов Европы и Востока, продолжает на своей земле древнегреческую традицию проведения Олимпийских игр. Наиболее интересные туры, характеризующие русскую цивилизацию: Историко-познавательный тур «Золотое кольцо Юга России» (Республика Крым, ООО «Туристическая фирма «Кафа-курорт»); «Крымская кругосветка-2» (Республика Крым, Группа компаний «Кандагар»); «Царские и дворянские имения юга» (Республика Крым, ООО «Парад экскурсий»); «Прекрасная Россия — две столицы» и «По следам Олимпиады» (Краснодарский край, г. Сочи, Germes Travel Center); «Абрау-Дюрсо — родина советского шампанского» (Краснодарский край, г. Геленджик, ООО «Золотой Овен»); «Донские казаки на страже Дона и России» (Ростовская область, Туристическая компания «Круиз»); «Война и Мир или, Пусть знают и помнят потомки» (Республика Крым, ООО «Центр детского и семейного отдыха «Остров Крым», ООО «Интертур») и многие другие.

Все имеющиеся туристско-экскурсионные маршруты на сегодняшний день не являются чисто цивилизационными, а скорее, носят комбинированный характер. Однако, многие из них можно корректировать в зависимости от тематической направленности и предпочтений целевой группы туристов. В то же время, несмотря на имеющийся задел турпродуктов, мы видим, что ряд объектов истории и архитектуры, связанных с Великим шёлковым путём, в них не представлен. Совершенно не раскрыты объекты, связанные с маршрутами торгового пути с Северного Кавказа на Черноморское побережье. Многие из них нуждаются в проведении исследовательских работ и реставрации. Не определена их пропускная способность, отсутствует туристская инфраструктура. Ярким примером может служить Крепость Ачипсе — одна из достопримечательностей

Красной Поляны в Сочи, которая в VI-VIII вв. была мощным объектом и являлась центральным узлом вдоль одной из дорог Великого шелкового пути [1].

Есть ещё одна грань туристского потенциала — морские круизы. В 2015 г. одна из ведущих мировых круизных компаний MSC Cruises (подразделение итальянского холдинга Mediterranean Shipping Company) разработала четыре эксклюзивных маршрута по Средиземноморью, ориентированных на россиян (рис. 3). Данные маршруты открыли туристам возможность прямо из Сочи попасть в Средиземное море к Италии, то есть практически пройти по морской траектории Великого шёлкового пути из Чёрного моря в Европу. При определённой проработке данной темы круизы могли бы прекрасно дополнять разработанные цивилизационные туры и широко использоваться как россиянами, так и иностранными туристами, посещающими нашу страну.

Рисунок 3.

Карта круизов по Средиземноморью, ориентированных на россиян

Но весь представленный туристский потенциал, с уже наработанными и,

в то же время, формируемыми турпродуктами Азово-Черноморского

83

макрорегиона России, сегодня очень нуждается в своей «упаковке» в определённые смысловые образы, отображающие уникальное многообразие материальной и духовной культуры Юга России, её цивилизационную составляющую. Без формирования информационного поля и его соответствующего наполнения создаваемый региональный турпродукт будет выглядеть не достаточно ярким и притягательным для своих потребителей, а также не способным обеспечивать свою конкурентоспособность на внутреннем и мировом туристских рынках.

В этой связи, возникает необходимость включения в перечень практических задач проработку вопроса по созданию и обеспечению жизнеспособности бренда формируемого Азово-Черноморского регионального турпродукта и его особого отображения в международном туристском бренде «Великий шёлковый путь». И это — не одноразовое действие. Потому что под брендингом регионального турпродукта мы имеем в виду не просто его визуальное оформление (логотип) и коммуникационное обеспечение продвижения, а комплексный и системный процесс, направленный на формирование и поддержание благоприятного и притягательного для туристов образа регионального пространства, который тесным образом связан со всеми этапами воспроизводства регионального турпродукта [8].

Постановка такой задачи может показаться глобальной и неосуществимой. Многие подумают, что зачем ещё один бренд, если Краснодарский край и Крымский федеральный округ уже имеют свои раскручиваемые туристские бренды регионов? Но может быть стоит объединить свои усилия? Ведь, очевидно, что соединив имеющиеся конкурентные преимущества и правильно их «подсветив», на мировом туристском рынке Азово-Черноморский макрорегион России будет выглядеть намного эффектнее и привлекательнее.

Весь круг обозначенных выше задач приводит к пониманию того, что усилиями отдельно взятых институтов и структур заинтересованных регионов, их не решить. Необходима проработка единого проекта — создание общероссийской Азово-Черноморской туристской площадки с охватом

пространства, в первую очередь, регионов Крыма, Краснодарского края и Ростовской области. Это позволит с использованием концепции Великого шёлкового пути значительно повысить туристскую привлекательность Азово-Черноморского региона России и максимально продвинуть её на мировой туристский рынок.

Литература

1. Крепость Ачипсе близ Красной Поляны: любители старины оценят! // Едем на Юг. Интернет-журнал о курортах Чёрного моря. [Электронный ресурс]. URL: http://edemnayug.com/krasnodarskii-krai/soch-kurorty/krasnaya-polyana/krp-dostoprimechatelnosti/krepost-achipse.html (Дата обращения: 14.10.2015)

2. Кузьмин В. Великий шёлковый путь на Кавказе // Человек без границ. Культурно-просветительский журнал. [Электронный ресурс]. URL: http: //www. bez- granic. ru/index.php/13 -arhiv/main/191 -caucases. html (Дата обращения: 13.10.2015).

3. Постановление Правительства Ростовской области от 06.12.2012 №2 1068 г. Ростов-на-Дону « Об утверждении Концепции развития культуры Ростовской области на период до 2020 года».

4. Разработка межрегиональной модели культурно-познавательного туризма на Черноморском побережье Российской Федерации (Краснодарский край — Крымский Федеральный округ). Отчёт о научно-исследовательской работе. (Номер государственной регистрации НИР: 115062610001 Государственный контракт № 114-15-05-13-01, г Москва, «13» мая 2015 г. Заказчик: Федеральное агентство по туризму) / Исполнители: Шарафутдинов В.Н., Ветитнев А.М. и др. Руководитель проекта Романова Г.М., 2015.

5. Ртвеладзе Э. Великий шёлковый путь. / Энциклопедический справочник. Древность и раннее средневековье. Ташкент: "Узбекистан миллий энциклопедияси", 1999. — 280 с.

6. Схема территориального планирования Российской Федерации применительно к территориям Республики Крым и города Севастополя

(Утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.10.2015 г. №204р). Т.2. Книга 7. Современное состояние и перспективы развития туристско-рекреационного комплекса (3-й этап). Государственный контракт: № Е16/14 от 08. 09. 2014 г., Москва / В.Н., Шарафутдинов, Е.В. Онищенко, С.А. Карпенко, Е.А. Позаченюк, И.М. Яковенко, Г.М. Романова, А.М. Ветитнев, М.М. Амирханов, Г.А. Симонян; Руководитель авторского коллектива — В.Н. Шарафутдинов. — М., 2015.

7. Татур С.П. Великий шёлковый путь как транснациональный продукт. [Электронный ресурс]. URL: http: //tatur.su/wp-content/uploads/2012/01/TRANSNAZ.pdf (Дата обращения: 14.10.2015)

8. Шарафутдинов В.Н., Онищенко Е.В. Проблемы совершенствования технологии брендинга региональных турпродуктов (на примере Крыма и Краснодарского края) // Крымский научный вестник. Электронный научный журнал. — 2015. — №4. Том 1 «Экономические науки». — С. 202-225. [Электронный ресурс]. URL: http://krvestnik.ru/pub/2015/08/SharafutdinovVN-OnishchenkoEV.pdf; http://elibrary.ru/item.asp?id=24106433

References

1. Krepost' Achipse bliz Krasnoj Poljany: ljubiteli stariny ocenjat! // Edem na Jug. Internet-zhurnal o kurortah Chjornogo morja.. URL: http://edemnayug.com/krasnodarskij-kraj/soch-kurorty/krasnaya-polyana/krp-dostoprimechatelnosti/krepost-achipse.html (in Russian)

2. Kuz'min V. Velikij shjolkovyj put' na Kavkaze // Chelovek bez granic. Kul'turno-prosvetitel'skij zhurnal. URL: http://www.bez-granic.ru/index.php/13-arhiv/main/191-caucases.html (in Russian)

3. Postanovlenie Pravitel'stva Rostovskoj oblasti ot 06.12.2012 № 1068 g. Rostov-na-Donu « Ob utverzhdenii Koncepcii razvitija kul'tury Rostovskoj oblasti na period do 2020 goda». (in Russian)

4. Razrabotka mezhregional'noj modeli kul'turno-poznavatel'nogo turizma na Chernomorskom poberezh'e Rossijskoj Federacii (Krasnodarskij kraj — Krymskij Federal'nyj okrug). (in Russian)

5. Rtveladze Je. Velikij shjolkovyj put'. / Jenciklopedicheskij spravochnik. Drevnost' i rannee srednevekov'e. Tashkent: "Uzbekistan millij jenciklopedijasi", 1999. — 280 p. (in Russian)

6. Shema territorial'nogo planirovanija Rossijskoj Federacii primenitel'no k territorijam Respubliki Krym i goroda Sevastopolja (Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 08.10.2015 g. №204r). T.2. Kniga (in Russian)

7. Sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija turistsko-rekreacionnogo kompleksa (3-j jetap). Gosudarstvennyj kontrakt: №2 E16/14 ot 08. 09. 2014 g., Moskva / V.N., Sharafutdinov, E.V. Onishhenko, S.A. Karpenko, E.A. Pozachenjuk, I.M. Jakovenko, G.M. Romanova, A.M. Vetitnev, M.M. Amirhanov, G.A. Simonjan; Rukovoditel' avtorskogo kollektiva — V.N. Sharafutdinov. — M., 2015. (in Russian)

7. Tatur S.P. Velikij shjolkovyj put' kak transnacional'nyj produkt. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://tatur.su/wp-content/uploads/2012/01/TRANSNAZ.pdf (in Russian)

8. Sharafutdinov V.N., Onishhenko E.V. Problemy sovershenstvovanija tehnologii brendinga regional'nyh turproduktov (na primere Kryma i Krasnodarskogo kraja) // Krymskij nauchnyj vestnik. Jelektronnyj nauchnyj zhurnal. — 2015. — №4. Tom 1 «Jekonomicheskie nauki». — p. 202-225. URL: http://krvestnik.ru/pub/2015/08/SharafutdinovVN-0nishchenkoEV.pdf;

http: //elibrary.ru/item.asp?id=24106433 (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.