5.1.Организация здравоохранения
УДК 61:004.75
В.С. Белов
ЗАДАЧИОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРОПЕРАБЕЛЬНОСТИ ИНФРАСТРУКТУРЫ
МОБИЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ЖИТЕЛЕЙ УДАЛЕННЫХ ПОСЕЛЕНИЙ2
Псковский государственный университет, Псков, Россия, [email protected]
Введение.Проводимая в настоящее время в России оптимизация региональной сети лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ)уменьшает количество районных ЛПУ, что, в конечном итоге, ухудшает степень доступности медицинских услуг для жителей удаленных поселений региона.Одним из эффективных путей разрешения данной проблемы является внедрениена региональном уровне мобильных систем охраны здоровья населения (МСОЗН) [1], базирующихся на имеющихся в регионах мобильных, телекоммуникационных и медико-информационных технологиях. В этом случае высокая степень гетерогенности инфраструктуры МСОЗН приводит к необходимости проведения ее реинжиниринга на основе принциповинтероперабельности.
Методологические принципы и материалы исследования.Медико-информационная направленность МСОЗН приводит к необходимостирешения следующих задач обеспечения интероперабельности ее инфраструктуры:
1. Создание стандартных для МСРЗН правил хранения, обновления, поиска и предоставления данных конечным пользователям - врачам, специалистам-диагностам, пациентам, руководителям системы здравоохранения региона.
2. Организация единого информационного хранилища (медицинского облака) медико-персонифицированных данных о пациентах-жителях региона.
3. Обеспечение в МСЗОН стандартизованного электронного обмена данными с использованием стандартных протоколов взаимодействия.
Базисом для решения этих задач являются CALS-технологии, в основе
9
V.S. BelovObjectives interoperability infrastructure of mobile health system residents remote communities.
которых лежит единое информационное пространство медицинских данных, включающее набор интегрированных информационных моделей -жизненного цикла объекта сопровождения (в рамках МСОЗН это организация сопровождения электронных историй болезней (ЭИБ) и медицинских карт (ЭМК) жителей удаленных поселений, а также их виртуальных физиологических образов (ВФО) [1]) и выполняемых в его ходе медико-информационных процессов (медосмотры, диагностические процессы, лечебные процедуры, информационное сопровождение медицинских услуг и пр.), медико-технологической и лечебно-организационной среды и пр. Наличие этих моделей позволяет:
1. Организовать эффективное взаимодействие с пациентами на основе использования систем управления взаимоотношениями с клиентами CRM (CustomerRequirementManagement) [2].
2. Внедрить автоматизированные клинико-диагностические системы на основе контроля, в т.ч. донозологического, ЭИБ, ЭМК, ВФО пациентов.
3. Создать условия для использования согласованных форматов и форм медико-информационного обмена и упорядочивание содержимого электронных медицинских записей.
В едином информационном пространстве МСОЗН предусматриваются стандартизованные взаимодействия на следующих уровнях [1]: коммуникационном (единый стек коммуникационных протоколов TCP/IP), на синтаксическом (единый формат представления и обмена данными, например, на языке XML), семантическом (обеспечение согласованности содержания медико-информационного обмена, например, за счет применения клинических терминов SNOMED CT), организационном (стандартизованный состав медико-информационных услуг).
Выводы. Использование CALS-технологий при построении МСОЗН на региональном уровне позволяет обеспечить интероперабельность ее инфраструктуры на Коммуникационном, Структурном (Синтаксическом), Семантическом и Организационном уровнях взаимодействия.
Литература
1. Белов В.С., Самаркин А.И. Концептуальная модель интероперабельной региональной мобильной системы охраны здоровья жителей малых и удаленных населенных пунктов // Журнал радиоэлектроники: электронный журнал. 2016. -№ 7 [Электронный ресурс].ШЬ: http : //j re.cplire.ru^j re/j ul 16/2/text. pdf.
2. Белов В.С. Инструменты CRM в мобильной системе охраны здоровья жите-
лей удаленных населенных пунктов // Человек в XXI веке: Материалы X Международной научно-практической конференции преподавателей и студентов (2015). - Обнинск: ФГБУ «ВНИИГМИ-МЦД», 2015. - С. 272-273.
Ключевые слова: мобильный мониторинг здоровья, CALS-технологии, интероперабельность виртуального здравоохранения.
Keywords: mobile health monitoring, CALS-technologies, interoperability of virtual healthcare.
УДК613.2:614.31:642.5
7 2
Л.В. Белова , Н.П. Стрежнева , Т.Ю. Пилькова1, И.М. Федотова1
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГОПИТАНИЯ3
1 Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.ИМечникова, Санкт-Петербург, Россия, [email protected] Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области
Развитая и оптимально функционирующая сеть общественного питания, особенно в густонаселенных территориях, играет значительную роль в обществе и требует того, чтобы были созданы условия для современных передовых технологий, развития средств доставки, условий хранения и реализации продукции. Для населения общественное питание является социально-значимой услугой, и совершенствование деятельности по улучшению качества продукции требует того, чтобы персонал предприятий общественного питания соблюдал должный санитарно-эпидемиологический режим труда. Каждый объект общественного питания должен гарантировать потребителям приготовление пищи из продуктов высокого качества, обеспечивать чистоту, гигиену, эстетичность, а также четкое обслуживание (компетентность, вежливость персонала), личную безопасность имущества клиентов, а также санитарную, техническую, пожарную безопасность. Основные группы показателей качества услуг общественно-
Q
L.V. Belova, N.P. Strezhneva, T.Yu. Pilkova, I.M. FedotovaQuality assurance and safety of services of public catering.