элементов отечественной инновационной инфраструктуры наблюдаются только на бумаге, а на самом деле их просто не существует. Безусловно, многим, в том числе и авторам статьи, посвятившим себя инновациям, получить столь низкую оценку их труда весьма болезненно, тем более что есть и заметные результаты работы. Вместе с тем представляется очевидным фактом фрагментарность национальной инновационной системы, ее недостроенность. Как известно, система не может адекватно функционировать без опоры на все элементы одновременно - так же, как автомобиль не может ехать
при отсутствии хотя бы одного колеса. Отмечая значительные прорехи в отечественном законодательстве, правоприменительной практике, финансовой, образовательной и промышленной политике, мы тем самым признаем, что пока и не может быть достойных результатов работы инновационной инфраструктуры. Не могут появиться результаты у национальной инновационной системы ранее построения самой этой системы. В этой ситуации инноваторам России остается только надежда на соответствие провозглашенного приоритета инновационного развития реальным делам.
В.Г. Зинов, В.А. Кабанов, О.В. Колосова, В.Л. Расковалов, И.Л. Туккель
ЗАДАЧИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*
Мировая тенденция современного развития - переход экономик ведущих стран от четвертого, индустриального, технологического уклада через пятый, постиндустриальный, к шестому технологическому укладу. В целом в формирующемся шестом технологическом укладе преобладающими становятся информационно-коммуникационные и высокие технологии, экономика становится экономикой знаний, позволяющая вести бизнес «со скоростью мысли». Для инструментальной вооруженности такой экономики на первый план выходит системологический инструментарий генерации знаний, система управления инновационной экономикой и система развития основных активов инновационной экономики - человеческого потенциала.
Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе, является определяющим фактором
* По материалам выступления на научно-практической конференции «Управление инновациями: теория, инструменты, кадры» (2-4 июня 2009г.).
развития. Именно образовательная сфера обеспечивает инвестиционную привлекательность страны, создаёт базу для её технологического прорыва, стабильность и независимость ее внутренней и внешней политики, обеспечивает переход от сырьевых источников дохода к воспроизводимым интеллектуальным ресурсам. В ближайшем будущем технологии high-tech будут уступать место технологиям high-hume - технологиям управления предпочтениями, социальными стандартами, восприятием нововведений, формированием ожиданий.
Основа рыночной экономики знаний -единый взаимоувязанный национальный комплекс «промышленность - инновации -наука - образование». Как следствие должна измениться роль университетов. Университеты должны быть готовы обеспечивать реализацию лозунга «образование через всю жизнь», брать на себя программы повышения квалификации, заказные образовательные программы, брать на себя функции поставщиков образовательных услуг для корпораций, функции корпоративных универси-
тетов.
Сегодня рынок образовательных услуг характеризует глобализация, массовизация, новые требования к персоналу со стороны работодателей, информационная революция в образовательных технологиях. Радикальные инновации произойдут в содержании образования, которое должно переориентироваться на постиндустриальную научную парадигму и реалии XXI века; на междисциплинарную подготовку и креативную педагогику, на развитие способности находить неожиданные эффективные решения в нестандартных ситуациях; на развитие способности идти на инновации, профессионально ими управлять и реализовывать.
На современном этапе технологического развития, в сложно построенных организационных структурах, осуществление инновационных проектов и программ требует координированных действий множества профессионалов. Однако интеллектуальный потенциал в большинстве организаций используется на 5-15%. Уровень использования наиболее критичного для компании ресурса неприемлемо низок. В действительности все компании имеют три пересекающиеся структуры - должностей, процессов и профессий. Перед лицом все увеличивающейся наукоемкости инновационных проектов необходимо укреплять профессиональную структуру и структуру процессов. Фирмам нужны все более сильные руководители проектов, так же как и интеллектуальные чемпионы с достаточно высоким положением в организации.
Диапазон обязанностей руководителя инновационного проекта отличается широтой. Он должен согласовывать, примирять, удовлетворять противоречивые интересы, на пересечении которых реализуются все этапы жизненного цикла инновационного проекта: от маркетинга и бизнес-планирования до разработки, комплектной поставки и сдачи «под ключ». Специалист для инновационной сферы должен использовать специальные методы управления, владеть современными инструментальными средствами, обладать организаторскими способностями.
В сфере высшего профессионального образования подготовка таких специалистов ведется по следующим направлениям (специальностям):
- направление подготовки 220000 - автоматика и управление (группа специальностей Техника и технологии):
220600 - инноватика,
22060162 - бакалавр техники и технологий,
22060168 - магистр техники и технологий,
220601 - управление инновациями,
22060265 - инженер - менеджер,
220700 - организация и управление наукоемкими производствами,
220701 - менеджмент высоких технологий,
22070165 - инженер-менеджер;
- направление подготовки 080000 - экономика и управление:
080500 - менеджмент,
08050068 - магистр менеджмента, специализация - «Технологический менеджмент»,
080502 - экономика и управление на предприятии (по отраслям),
08050265 - экономист-менеджер, специализация «Управление инновациями»,
080507 - менеджмент организации,
08050765 - менеджер, специализация «Инновационный менеджмент».
Деятельность по запуску инноваций, чтобы быть целостной, должна быть обеспечена ресурсами: теорией, технологиями, инструментами, кадрами, стратегией, инвестициями [1-3].
Задача формирования кадрового потенциала по сложности и масштабу является ключевой в переводе экономики на инновационный путь развития. Сложность состоит в необходимости целевой подготовки по всему жизненному циклу инновационного процесса, признания непрерывности профессионального образования; масштабность заключается в значительном числе подле -жащих обучению категорий (от ученика и преподавателя до управленцев высшего уровня) под целевые задачи управления ин-
новациями (рис.1).
Позиционируя интеллектуальный капитал и трудовые ресурсы как основные активы инновационной экономики, кадры инновационной деятельности (ИД) можно определить как совокупность профессионально подготовленных специалистов, чья деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на оказание прямых услуг, связанных с освоением новых областей применения знаний и результатов научно-технической деятельности.
Сущность кадрового обеспечения ИД - в системном организованном воздействии на процессы формирования, использования, повышения квалификации и переподготовки кадров в целях эффективного функциониро-
вания национальной и региональных инновационных систем, интеграции приоритетов государства, бизнеса и работников.
Структурные изменения в экономике уже не обеспечены необходимыми квалифицированными кадрами, нарастает их дефицит, растут требования к компетенциям персонала. Профессионализм кадров становится фактором, значимо ограничивающим и препятствующим развитию инновационной деятельности, порождающим сплошь и рядом разрывы инновационной цепочки. Надо готовить кадры, умеющие замыкать разрывы взаимодействий в инновационном процессе, формировать платежеспособный спрос на инновации, а не только удовлетворять текущие потребности.
Рис. 1. Кроссфункциональный характер кадрового обеспечения инновационной деятельности
Разработка и реализация мероприятий, обеспечивающих адекватный уровень квалификации работников составляет одно из базисных условий развития на всех уровнях жизни.
Практическая деятельность во все большей степени определяется уровнем и содержанием научных достижений. Переход от простых технологических операций к инновационному типу экономики требует большого числа людей, которые могут работать с паке-
тами современных технологий, в изменяющихся внешних условиях, заставляющих работников самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения.
Кадры не остаются неизменным ресурсом, постоянно происходит перемещение персонала. Актуальна подготовка не просто специалиста, а гармонично развитого профессионала, способного к комплексной междисциплинарной, исследовательской, проект-
ной, производственной и предпринимательской деятельности, направленной на реализацию наукоемкой продукции и быстрые позитивные изменения в экономике. Подготовка кадров связана с тем, что собственно делает система образования. Задача вузов - сделать систему подготовки кадров ИД конкурентоспособной, научить осваивать новые знания, готовить востребованных людей, способных к саморазвитию, быть на гребне волны инновационного развития, самим ее создавая. В ИД предметом и результатом становится разработка и возможность реализации методов решения задач, которые сами субъекты практической деятельности перед собой еще и не ставят. Уходят в прошлое школьная и индустриальная модели обучения. Вузы начали обучать студентов по проектной модели, готовят специалистов не одного типа, а сразу группу разных, которым предстоит работать по конкретным проектам командой. Все популярнее - индивидуальные траектории обучения. Именно эти концептуальные принципы и реализуемые основные образовательные программы были заложены в созданное 10 лет назад (1999 г.) направление ВПО «Инно-ватика».
Для формирования кадрового потенциала ИД нужна кооперированная образовательная инфраструктура, которая одновременно передает нормы и стандарты социально-экономической жизни, реагирует на изменения рынка труда и сама является источником и инкубатором новых идей, прорывных технологий, инновационных решений, обеспечивает внутреннюю и внешнюю мобильность в жизненном цикле образования. Давно признано, что истинно образованный человек - это тот, кто всегда считает свое образование незаконченным. Непрерывное образование уже стало необходимостью, увеличивается роль совместной деятельности специалистов разных отраслей знаний. Требуется создать мотивы и инструменты для восприятия высшего образования молодым поколением как «социального лифта», «тренировочной базы» для конкуренции в жизни и «интеллектуального резервуара»
для оснащения кадрами и технологиями всех сфер жизни страны.
Главное в кадрах - определиться, какой должна быть структура, во что вкладывать резервы. Важно, чтобы были сформулированы и количественно и качественно совместно с работодателями требования реальной экономики к кадровым ресурсам. На основе полученных экспертных данных оценка потребности в целом по стране и в разрезе регионов определялась в зависимости от численности населения и агрегированного показателя уровня инновационного развития всех регионов, который основывался на официальных статистических данных. Осознаваемый спрос оценивался на основе исследований в г. Санкт-Петербурге, в Кемеровской, Пензенской и Томской областях. Метод исследования в г. Санкт-Петербурге и в Кемеровской области - интервьюирование по репрезентативной выборке руководителей промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов, организаций инновационной инфраструктуры, администрации регионов. Метод исследований в Пензенской и Томской областях - мнение экспертов.
В соответствии с осредненными оценками спрос всех уровней, квалификаций и организаций составляет около 80 тысяч человек для всей Российской Федерации. Структура потребности в кадрах по управлению в сфере инновационной деятельности согласно проведенному исследованию характеризуется в среднем по трем типам организаций (на основании данных исследования в Пензенской области, когда спрос оценивался экспертами в администрации области) следующими величинами:
1. Организации инновационной инфраструктуры, в т.ч. финансовые организации и органы власти государственного и муниципального уровней - 16 000 специалистов (21%);
2. Научно-исследовательские организации и вузы - 22000 специалистов (28%);
3. Производственные организации - 40000 специалистов (51%).
Это подтверждает ранее сделанный вывод о том, что в управленческих кадрах для инно-
вационной деятельности наиболее нуждаются производственные организации [1]. Оценка потребности в менеджерах инновационной деятельности различных квалификационных уровней согласно Профессиональному стандарту для разных типов организаций, представленная в табл. 1, показывает, что примерно одинаковые (по 48%) потребности в кадрах второго и третьего должностного (квалификационного) уровня (специалисты, эксперты, менеджеры и руководители подразделений) и совсем невелик (4 %) спрос в кадрах высшего должностного уровня (руководители организаций, заместители руководителя).
В табл. 2 представлена оценка потребности в специалистах по управлению разными видами инновационной деятельности в РФ. Процент потребности получен в результате осредненных оценок, полученных по результатам проведенных по одинаковой методике исследований в Санкт-Петербурге и Кемеровской области на основании репрезентативного интервьюирования руководителей предприятий.
Из табл. 2. видно, что наиболее сформировался осознанный спрос на специалистов имеющих знания, умения навыки в следующих типах деятельности:
1. Приобретение и освоение нового технологического оборудования, новых технологий и новых программных средств;
2. Производственное проектирование выпуска новой продукции;
3. Бизнес-планирование процесса создания и продвижения нового продукта;
4. Организация сбыта (продаж) новых продуктов и технологий.
В соответствии с осредненными оценками спрос всех уровней, квалификаций и организаций составляет около 80 тысяч человек. Степень удовлетворения спроса согласно выявленному в период с 2003 года по настоящий момент количеству подготовленных кадров по управлению в сфере инновационной деятельности составляет около 10 %.
В настоящий момент наиболее значимы-
ми являются следующие проблемы в области подготовки кадров для инновационной деятельности.
а) Обеспеченность российских промышленных, научно-технических, предприятий, органов управления, организаций инновационной инфраструктуры кадрами по управлению в сфере инновационной деятельности остаётся недостаточной.
б) Требуется актуализировать государственные требования к программам профессиональной переподготовки специалистов по управлению в сфере инновационной деятельности, которые до сих пор не утверждены. Утвержденный Минтруда России в 2004 г. Профессиональный стандарт по профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах», являющийся основой формирования содержания подготовки кадров для инновационной деятельности, в учебных организациях, практически, не используется для разработки программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов и требует современной редакции.
в) Требуется значительно расширить практику открытия в вузах специализаций по управлению инновациями при подготовке специалиста в каждой предметной области. Инновационная деятельность имеет особую специфику в каждой предметной сфере, освоить алгоритм управления инновациями можно, только анализируя его использование в конкретном проекте.
г) Остро не хватает учебно-методической литературы, в которой бы системно освещались не столько теоретические вопросы, сколько отечественный опыт управления инновациями с учетом существенных особенностей в различных предметных областях. Такая литература по отдельным вопросам управления инновациями необходима для обеспечения углубленной специализации подготовки специалистов как в области экономики и управления, так и в технических, и естественно-научных областях.
Таблица 1
Оценка потребности в менеджерах инновационной деятельности.
№ п/п Квалификационные уровни менеджеров и типы организаций Усредненное количество по РФ, чел. Процентное соотношение, %
1. Потребность в менеджерах инновационной деятельности второго квалификационного уровня (специалист, непосредственно обеспечивающий управление инновационным проектом), в т.ч. 37100 48
Организации инновационной инфраструктуры, в т.ч. финансовые организации и органы власти государственного и муниципального уровней 4400
Научно-исследовательские организации и вузы 7900
Производственные организации 24800
2. Потребность в менеджерах инновационной деятельности третьего квалификационного уровня (менеджер, эксперт, руководитель подразделения - организатор выполнения инновационных программ и проектов), в т.ч. 37200 48
Организации инновационной инфраструктуры, в т.ч. финансовые организации и органы власти государственного и муниципального уровней 10500
Научно-исследовательские организации и вузы 11900
Производственные организации 14800
3. Потребность в менеджерах инновационной деятельности четвертого квалификационного уровня (руководитель, заместитель руководителя организации - идеолог инновационных программ развития организации),в т.ч. 3700 4
Организации инновационной инфраструктуры, в т.ч. финансовые организации и органы власти государственного и муниципального уровней 1400
Научно-исследовательские организации и вузы 2100
Производственные организации 200
ИТОГО 78000 100
Таблица 2
Оценка потребности в специалистах по управлению отдельными видами инновационной деятельности.
Виды деятельности Потребность, чел Доля в суммарном количестве
Научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские разработки, про-ектно-конструкторские работы 6240 8,00%
Производственное проектирование выпуска новой продукции 12480 16,00%
Оценка и экспертиза коммерческой перспективности новшеств 6240 8,00%
Бизнес-планирование процесса создания и продвижения нового продукта 12480 16,00%
Приобретение и освоение нового технологического оборудования, новых технологий и новых программных средств 14350 18,40%
Приобретение патентов и лицензий 1250 1,60%
Сертификация, аттестация и стандартизация новшеств, управление и защита интеллектуальной собственности 1870 2,40%
Маркетинговые исследования, связанные с выводом на рынок новых продуктов 3120 4,00%
Организация сбыта (продаж) новых продуктов и технологий 12480 16,00%
Реклама и другие виды стимулирования сбыта новых продуктов и технологий 6240 8,00%
Обучение и подготовка персонала для разработки, производства, продажи и использования новой продукции 1250 1,60%
ВСЕГО 78000 100,00%
д) Вопросы развития инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры и вопросы подготовки кадров решаются различными органами исполнительной власти без координации своей деятельности между собой и без опоры на изучение реальных потребностей в кадрах для инноваций и программ инновационного развития регионов. На региональном уровне отсутствуют органы, разрабатывающие стратегию и координирующие подготовку кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности. Потому эта деятельность не носит системного характера и, как правило, связана с инициативными действиями узкого круга лиц на местах. Ответы, полученные от региональных органов исполнительной власти при проведении мониторинга деятельности субъектов образовательной инновационной инфраструктуры, и иных открытых источников часто не совпадают, что свидетельствует о недостаточном знании положения дел на местах и недостаточном внимании к этому вопросу.
В дальнейшем целесообразно строить систему обучения так, чтобы функционально она обеспечивала и сопровождала все этапы профессионального жизненного цикла выпускника (обучение через всю жизнь), состоящего из стадий общетеоретической и начальной профессиональной подготовки; адаптации к профессиональной среде; профессионального совершенствования.
Основные задачи развития и совершенствования системы обучения интегрирующей классическое образование, дополнительное (поствузовское) и бизнес - образование в этом случае могут быть сформулированы следующим образом.
1. Разработка «дерева компетенций» -иерархии компетенций специалиста для всех стадий профессионального жизненного цикла. Дерево компетенций в свою очередь строиться на основании квалификационных требований профессиональных стандартов, разрабатываемых для каждой сферы дея-
тельности работодателями с участием университетов.
2. Совершенствование программ и учебных планов для установления последовательного движения обучаемых по дереву компетенций (компетентностный подход).
3. Проектирование практически неограниченного числа моделей профессиональных траекторий (маршрутов предлагаемых программ) как по требуемому набору компетенций, так и по уровням компетентностей за счет разработки специфицированных учебных модулей дерева компетенций и использования их сочетаний в зависимости от потребностей целевых аудиторий (модульный подход).
4. Использование технологий и методов активного обучения (имитационных и неимитационных, игровых и неигровых), разработка инструментов интерактивного обучения и их интеграция в учебные модули.
5. Индивидуализация обучения и проект-но-орентированный подход.
6. Усиление взаимодействия различных целевых групп обучаемых в системе интеграции классического и бизнес-образования.
7. Привлечение к корректировкам учебных планов, содержанию дисциплин и оценке практических навыков и умений, полученных студентами в рамках классической образовательной модели, представителей бизнеса.
8. Подготовка специалистов по запросам предприятий, персональный отбор и курирование работодателями студентов - потенциальных сотрудников, начиная с 3-4 курса.
9. Интеграция деятельности университетов и предприятий в части создания корпоративных университетов.
В качестве мер оперативного регулирования проблемы обеспечения инновационной сферы профессиональными кадрами на ближайшую перспективу предлагается приступить к реализации принципа резонансной синхронизации сбалансированного ряда программных мероприятий, например:
- запускать важнейшие инновационные проекты и, одновременно, образовательные программы с ориентацией не на рынок образовательных услуг, а на предстоящий спрос рынка труда;
- активизировать пропаганду «историй успеха» для формирования инновационная культуры в НИИ, вузах, обществе, поиск и создания новых мотиваций для притяжения молодежи к инноватике;
- инициировать пилотные проекты про-филизации общего, начального и среднего специального образования по инноватике;
- интенсифицировать количество и масштабы программ дополнительного профессионального образования по ИД среди ППС вузов, преподавателей техникумов, колледжей, учителей;
- ввести работодателей и потребителей в состав не только УМС и УМК УМО вузов, но и в наблюдательные советы кафедр, выпускающих кадры для ИД (бакалавров, специалистов, магистров);
- всемерно поддерживать идеи заключения соглашений о сотрудничестве, создания инновационных студенческих бюро, студенческих бизнес-инкубаторов, центров инно-
СПИСОК
1. Управление инновациями: теория, инструменты, кадры. Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции 4-6 июня 2009г. Санкт-Петербург. 2009. 180с.
2. Кадровая политика в условиях кризиса:
ваций при СНО и выпускающих кафедрах вузов и между ними в разных вузах для выращивания университетской инновационной среды, формирования коммуникативных сетей;
- формировать виртуальную среду профессиональной деятельности как среду обучения; через два-три года полностью менять все информационные системы обеспечения учебного процесса для создания среды, которая сегодня имеется на передовых предприятиях.
Кадры для инновационной деятельности, сотрудники инновационных направлений -это новый тип мышления и новый уровень подготовки, это специалисты по проектированию будущего, четвертое поколение лидеров (управляющие введением новшеств, аналитики, мастера моделирования), это - важнейший стратегический ресурс государства. Поэтому вновь актуальны мудрые мысли 100-летней давности:
9 мая 1909г. в Санкт-Петербургских ведомостях: «Что поможет возвратить народу уверенность в его прежнем значении? Не пустая болтовня о доблести предков, а полная глубокого раздумья работа по обновлению наших сил»;
15 мая 1891г., Leo XII. Renum No varum «В наше время, в особенности, существует форма собственности более важная, чем земля: обладание знаниями, технологией и мастерством. Богатство общества основано гораздо больше на этом виде собственности, чем на природных ресурсах».
ЛИТЕРАТУРЫ
инновационный подход /Г.И. Сидунова [Электронный ресурс. Режим доступа: <smartcat.ru/ catalog/ term _28_1 _6120_ 2 _ rus _23181 . shtml>].
3. Инновации: журнал об инновационной деятельности, 2008, №4, с.11; 16-30.