Научная статья на тему 'Задачи антикоррупционной политики государства в условиях значительных масштабов теневого сектора экономики'

Задачи антикоррупционной политики государства в условиях значительных масштабов теневого сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
299
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / КОРРУПЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / CORRUPT RELATIONS / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ANTI-CORRUPTION POLICY / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ANTI-CORRUPTION EFFORTS / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / SHADOW ECONOMY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быков В. Н.

В статье обосновывается экономическая сущность коррупции, исследуются причины ее возникновения и проблемы, наиболее существенно влияющие на уровень коррумпированности в государстве. На основе выявленных негативных факторов, влияющих на стабильность экономики, в статье предложены направления развития антикоррупционной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article explains the economic nature of corruption, investigate its causes and issues, the most significant effect on the level of corruption in the state. Based on the identified negative factors affecting the stability of the economy, the paper proposes the direction of the anti-corruption policy.

Текст научной работы на тему «Задачи антикоррупционной политики государства в условиях значительных масштабов теневого сектора экономики»

УДК 330.3

Правоохранительная деятельность как государственная услуга: борьба с организованной преступностью и коррупцией

Быков В.Н. pro 1@gunipt. spb. ru

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных

технологий, механики и оптики.

Институт холода и биотехнологий.

Статья посвящена проблеме правоохранительной деятельности: эта деятельность рассматривается в качестве государственной услуги. Показывается ее роль в противодействии главным криминальным угрозам национальной безопасности - организованной преступности и коррупции.

Ключевые слова, правоохранительная деятельность, экономическая безопасность, организованная преступность, коррупция.

Правоохранительная деятельность для любой суверенной страны рассматривается в качестве ключевой в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства. Речь идет, разумеется, о безопасности от криминальных угроз. Современные риски, которые несут граждане, само общество и государство, в этой сфере крайне велики. При этом отрицательные внешние эффекты для экономики страны и ее субъектов (домохозяйств, предприятий, банков и т.д.) проявляются не только как внутренние риски; они имеют и внешнее проявление. Дело в том, что высокий уровень организованной преступности и коррупции наносит не только прямой материальный ущерб экономической системе, но и косвенный. Поскольку в международных рейтингах стран по уровню конкурентоспособности помимо чисто экономических критериев обязательно учитываются еще и названные показатели (уровень организованной преступности и коррупции), от состояния борьбы с этими угрозами зависит многое во внешнеэкономических отношениях: если на этом фронте у страны незначительные успехи, это принципиально сокращает потенциальные возможности сотрудничества с другими государствами, притока иностранных инвестиций, выдачи кредитов, размещения взаимовыгодных заказов, развития кооперации и т.д. К сожалению данный аспект антикриминальной борьбы часто упускается из виду при рассмотрении эффективности правоохранительной деятельности в качестве государственной услуги.

Криминальные угрозы, исходящие от организованной преступности и коррупции, представляют опасность для безопасности России, прежде всего ее экономической составляющей.

В обобщенном виде национальная безопасность это защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, а так же национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и

внутренних угроз, различных по своей природе (политических, военных, экономических, информационных, экологических и других) [1]. Обеспечение экономической безопасности является одной из важнейших функций государства и необходимым условием стабильности и эффективной жизнедеятельности общества во всех сферах. При этом, она является неотъемлемой частью системы национальной безопасности вместе с обеспечением обороноспособности, политической стабильности и социального мира, защиты от экологических рисков и др. Связь экономической безопасности с другими элементами национальной безопасности очевидна: к примеру, сложно вести речь о поддержании обороноспособности страны при слабой экономике, и наоборот, не может быть эффективной экономики, и надежной обороноспособности в условиях, когда страна поражена массовыми и хроническими политическими и социальными конфликтами.

Если обратиться ко второй редакции «Концепции национальной безопасности» [1], решение одной из ключевых задач государственной политики в области обеспечения национальной безопасности сосредоточено в области экономики. Согласно «Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной как во внутригосударственном, так и в международном плане [2].

Сущность же самой экономической безопасности можно определить как «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [3]. Иными словами, экономическая безопасность это состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается реализация и надежная защита интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

С позиций предмета нашего исследования экономическую безопасность важно рассматривать также и как способность государства поддерживать баланс интересов общества и интересов бизнеса, не доводить конфликт этих интересов до крайних степеней проявления, при которых происходит экспоненциальный рост теневой экономики, организованной преступности и коррупции.

Что нужно для того, чтобы достичь и поддерживать экономическую безопасность страны в таком смысле? Прежде всего, государство должно обеспечить формирование в легальном секторе экономике системы таких экономико-правовых, организационно - и финансово-экономических, налоговых, административных и иных условий, при которых любому субъекту экономических отношений (в сфере бизнеса или наемного труда, в сфере экономики или государственного/муниципального управления) была бы выгодна законопослушная экономическая/трудовая деятельность. И одновременно с этим противоправное поведение было бы неизбежно связано со значительными рисками, поскольку сопровождалось значительными

издержками - материальными, финансовыми, карьерными и прочими, -обусловленными преследованием любой теневой и криминальной экономической деятельности со стороны государства и его правоохранительных и правоприменительных структур.

Криминальные явления в составе организованной преступности и коррупции подрывают единый нормативный порядок в обществе и угрожают нарушением равновесного состояния экономической системы как важного условия стабильности развития общества и государства, ростом энтропии системы экономических отношений. В чем это выражается? Или, иными словами, каковы формы деструктивного воздействия высокого уровня организованной преступности и коррупции на экономическую систему?

Такие формы достаточно многообразны и их специфика зависит преимущественно, конечно, от специфики того или иного криминального фактора. Перечислим главные проявления этих факторов:

- приводят к сокращению пространства свободы рыночных отношений, в частности свободы предпринимательства и конкуренции, и адекватному росту монополизации во всех сферах системы экономических отношений;

- ведут к забвению «священных» прав частной собственности - при этом нарушаются такие права у всех субъектов, которые не включены в коррупционные и иные криминальные отношения (это подавляющее большинство граждан и немонополизированных субъектов бизнеса);

- наносят ущерб отношениям собственности и присвоения, обеспечивают несанкционированное обществом отчуждение, перераспределение и присвоение экономических благ, объектов собственности, в первую очередь, собственности на средства производства;

- ведут к всеобщему росту цен за счет включения криминальной (в первую очередь, коррупционной) составляющей в цену многих товаров и услуг тех агентов предпринимательства, которые выплачивают чиновникам коррупционную ренту, либо включены в иные схемы криминальных отношений;

- приводят к падению уровня и качества жизни большинства граждан, заметному умножению бедности;

- подрывают экономические отношения в сфере управления и организации народным хозяйством, а также отношения, воспроизводимые в сфере предпринимательства, в сфере обменных отношений и отношений потребления;

- наносят ущерб производственным отношениям, работникам и государству, вызывают дисфункции в системе социально-трудовых и распределительных отношений.

Помимо этого следует отметить, что рассматриваемые криминальные явления подрывают правовые основы жизнедеятельности общества, воспроизводящие в пространстве социальных отношений непреходящие морально-нравственные императивы свободы, равенства и справедливости; с другой же стороны, генерируют и воспроизводят в возрастающих масштабах социально деструктивные нормы и модели поведения, насаждая в обществе мораль беззакония, алчности и продажности, обеспечивая криминальную

деформацию правосознания граждан, разложение сферы духовного здоровья нации и т.д.

Следует понимать, что коррупция наряду (или в совокупности) с организованной преступностью как особые внутренние угрозы национальной безопасности представляют наибольшую политико-экономическую и социальную опасность. При этом именно деловая коррупция, принимающая повсеместный тотальный характер и пронизывающая всю вертикаль власти, переориентирует управленческий потенциал страны с интересов развития общества в целом на интересы незаконного, социально необоснованного, несправедливого перераспределения национального богатства в пользу так называемых групп специальных интересов (в данном случае -представителей сообществ организованной преступности и коррупционного корпуса чиновников). Сегодня это наглядно демонстрируется расследованием знаковых уголовных дел, заведенных на ответственных работников Минобороны, Роскосмоса («Глонас») и Минсельхоза и аффилированных с ними коммерческих структур: коррупционные скандалы, потрясшие указанные ведомства, приоткрыли завесу над теневыми махинациями и показали истинные размеры многомиллиардных хищений бюджетных средств и присвоения объектов недвижимости. Это подтверждает теоретический вывод о том, что коррупция на определенном этапе своей эволюции может перерождаться в специфическую форму организованной преступности. В этой связи можно с уверенностью сказать, что в силу совокупности отрицательных внешних эффектов коррупция как развитая форма организованной преступности минимизирует возможность успешного либерально-демократического реформирования отечественного хозяйства, права и государства; именно деловая коррупция «ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, извращает принципы законности, препятствует проведению экономической реформы» [4].

Обеспечение национальной экономической безопасности от криминальных угроз коррупционного и организованного характера означает, что она должна поддерживаться всей системой государственных правоохранительных и правоприменительных органов, всеми звеньями и структурами государственной власти и управления. При этом правоохранительная деятельность может и должна рассматриваться в экономической теории как особая государственная услуга. Вместе с тем нам представляется неправомерным сводить эту функцию государства, -впрочем, как и, например, образование, - только к услуге. Это можно было бы оправдать только с позиций рыночного фундаментализма, который все и вся подчиняет законам товарного обращения, коммерциализирует, либо рассматривает только в одном ракурсе - полезно ли это для бизнеса, приносит ли такая деятельность прибыль.

На самом деле правоохранительная функция государства это деятельность, которая имеет непреходящий социальный смысл и значение, а ее экономическое (социально-экономическое) содержание значительно шире, нежели просто услуга. Недаром в экономической теории (теориях публичного сектора и общественного выбора) она рассматривается в

качестве чистого общественного блага [5], которое монопольно производится государством и оплачивается преимущественно за счет налогов. Задача государства состоит в том, чтобы через эффективное воспроизводство чистого общественного блага «Правоохранительная деятельность» противодействовать усилиям криминала в разрушении социально приемлемой системы экономических отношений и ее переподчинения интересами теневой экономики и нормам теневого права. Здесь важно отметить, что коррупция и организованная преступность, свою очередь, минимизируют возможности государства по воспроизводству таких важных чистых общественных благ «безопасность», «правопорядок», «законодательство», «свобода», «равенство стартовых условий и возможностей» и др., соответственно, сокращая возможности равного доступа к их потреблению со стороны отдельной личности, групп лиц, субъектов бизнеса. Поэтому столь велика цена победы в противостоянии государства и криминала на этом «поле сражения».

Правоохранительная деятельность как государственная услуга, в действительности, конечно, не ограничивается борьбой с организованной преступностью и коррупцией, однако именно в этой своей части она имеет непреходящее значение как для обеспечения национальной безопасности, так и для нормального функционирования национальной экономической системы. И именно данный аспект проблемы требует особого внимания экономической науки с точки зрения более глубокой и тщательной проработки теории и методологии.

Список литературы

1. Основы экономической безопасности. Государство, регион, предприятие, личность / Под ред. Е.А. Олейникова. - М., 1997. С. 16.

2. «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) // Собрание законодательства Российской Федерации. -10 января 2000. - № 2. - ст. 170; Российская газета. - № 11. - 2000. - 18 января. Документ утратил силу с 12 мая 2009 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 12.05.2009 № 537, утвердившего «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

3. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» (утверждена Указом Президента Российской Федерации № 867 от 17.05.2000 г. [первый вариант утвержден Указом Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608]) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 апреля 1996 г. - № 18. - ст. 2117; Российская газета. - № 89. - 1996. - 14 мая.

4. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. - М.: Дело, 2005. С. 72.

5. Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» (с изм. от 16.11.1992) // Российская газета. - № 80. - 1992. - 7 апреля; Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 23 апреля 1992. - № 1723. - ст. 923. (Документ утратил силу).

Law-enforcement activity as the state service: fighting with organized crime and corruption

Bykov V.N. [email protected]

St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics

Institute of Refrigeration and biotechnology.

Article is dedicated to the problem of the law-enforcement activity: it is examined as the state service. Its role in the opposition to main criminal threats of the national security shows - the organized criminality and the corruption. Keywords: law-enforcement activity, state service, economic security, organized criminality, corruption.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.