Научная статья на тему 'Задача управления крылом гидросамолета'

Задача управления крылом гидросамолета Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
208
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задача управления крылом гидросамолета»

Секция синергетики и процессов управления

деляющие порядок динамических элементов (слои моделей [4]) в зависимости от уровня положения изображающей точки системы на многообразиях.

В представленной работе развит формальный подход к синтезу математической модели сложной системы на основе моделей связанных элементов. Полученная модель представляет собой 2 системы уравнений - дифференциальную, представленную в форме Коши, и алгебраическую - что дает возможность использовать широкий спектр численных методов для исследования динамики. При этом, такого рода процедура позволяет не только построить удобную для численного моделирования модель системы, но и учесть ее слои для исследования асимптотических свойств управляемой системы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Теория автоматического управления / Под ред. А.А. Воронова. М.: Высш. шк., 1986.

2. Влах И., Синхгал К. Машинные методы анализа и проектирования электронных схем. М.: Радио и связь, 1988.

3. Современная прикладная теория управления / Под ред. А А. Колесникова. Таганрог. Изд-во ТРТУ, 2000.

4. . ., . .

// .

2001. №5. С. 80-99.

УДК 681.51

Я.В. Черников ЗАДАЧА УПРАВЛЕНИЯ КРЫЛОМ ГИДРОСАМОЛЕТА

В настоящее время при разработке алгоритмов управления движением гидросамолета (ГС), как правило, используются упрощенные математические модели [1]. -кальной и горизонтальной плоскостях и используется линеаризация. В автопилотах для различных режимов используются различные линейные модели, адекватные в .

реального движения ГС, а также снижает эффективность разработанных алгорит-. , , полно отражающие динамику движения ГС. Такая постановка задачи требует привлечения принципиально нового метода синтеза автоматических регуляторов.

Эффективным средством управления движением ГС является изменение аэ-

. -нения геометрии крыла и хвостового оперения. Поскольку крыло и хвостовое оперение состоят из нескольких органов управления (элероны, закрылки, интерцепто-, . .), органы в требуемое для выполнения этапа полета положение, причем согласованные законы изменения органов должны реализовывать требуемые для данного режима полета аэродинамические коэффициенты [2]. Таким образом, требуется синтезировать многосвязную нелинейную систему управления многомерным объек-.

аналитического конструирования агрегированных регуляторов [3]. Согласно данному методу желаемое многообразие представляет собой связь аэродинамических коэффициентов с переменными состояния (скорость движения ГС, угол атаки, угол

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

крена и т.п.) движения ГС для каждого режима полета. Рассматриваются наиболее сложные режимы полета (вздет с воды, разворот и посадка на воду) и предотвращение критических режимов при движении ГС на границе возникновения критических режимов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Буков В.Н. Адаптивные прогнозирующие системы управления полетом. М.: Наука, 1987.

2. Пашкоеский КМ. Динамика и управляемость самолета. М.: Машиностроение, 1987.

3. КолесниковА.А. Синергетическая теория управления. М.: Энергоатомиздат, 1994.

УДК 681.511.4:529.7

..

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ СИНТЕЗА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ОБРАБОТКИ РЕЗАНИЕМ С УЧЕТОМ ТРИБОСРЕДЫ

Практически любая механическая система (метадлорежущие станки, роботы, энергетические комплексы) включает в себя такой элемент, как узел трения. Проблемы трения и изнашивания являлись актуальными на всех этапах совершенствования машин и механизмов. С одной стороны это связано с проблемами энерго-( ), - -тодами повышения качества обработки поверхности.

Процесс трения можно представить как процесс взаимодействия некоторых координат состояния со сложной диссипативной средой, находящейся между кон-тактируемыми поверхностями - трибосредой [1].

В докладе рассматривается постановка задачи управления процессом резания с учетом раскрытия динамических процессов, вносимых трибосредой. Из классической физики известно, что трение является преимущественно диссипативным процессом. Поэтому полное описание его свойств принципиально невозможно на основе классической механики. Прежде всего, диссипация изменяет (увеличивает) внутреннюю энергию пограничных слоев контактной зоны, и в уже термодинамической системе формируется теплообмен в подсистемах как в открытых неравновесных термодинамических системах. Поэтому традиционно при рассмотрении диссипации в равновесных системах она направлена на уничтожение всякого порядка и в системе должен увеличиться хаос. Однако в открытых нелинейных сис-

, , некоторых структур, позитивно влияющих на свойства трибосопряжений.

Также в докладе введены нелинейные динамические связи, раскрывающие зависимость сил контактного взаимодействия от координат относительного движения поверхностей. Поэтому пространство состояния динамической системы является существенно нелинейным.

Такой подход принципиально изменяет представление о системе трения. Так, проблема конструирования механических систем, имеющих узлы трения, преобразуется в проблему создания в пространстве состояния динамической системы трения притягивающих инвариантных многообразий, движение по которым обеспечивает заданные свойства трибосопряжения. При синтезе данных трибосистем можно воспользоваться синергетическим принципом нелинейной динамики: расширением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.