Статья поступила в редакцию 16.10.2014, доработана 22.01.2015
УДК 006.9:53.089.68:678.049.91
ЗАДАЧА И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ СТАНДАРТНЫХ ОБРАЗЦОВ ОГНЕЗАщИТНЫХ
веществ и материалов
Дубинин М.П., Афанасьев Н.В., Пятов А.Л.
В статье отражено состояние дел в области производства и применения огнезащитных материалов. Обоснована необходимость разработки государственных стандартных образцов огнезащитных материалов.
Ключевые слова: технический комитет по стандартизации, производственные услуги, пожарная безопасность, оценка соответствия, средства защиты, огнезащита объектов, огнезащитный состав, стандартные образцы огнезащитных материалов, Реестр материалов, идентификация.
Авторы: ДУБИНИН М. П.
Президент Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ), председатель ТК 001 «Производственные услуги»
Российская Федерация, 115088, г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, 4
АФАНАСЬЕВ Н. В.
Директор Департамента НСОПБ, директор Национального объединения специалистов (экспертов) в области оценки соответствия (НОЭС), заместитель председателя ТК 001 «Производственные услуги» Российская Федерация, 115088, г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, 4
Организация работ по стандартизации производственных услуг в области обеспечения пожарной безопасности
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) от 26 сентября 2014 г. № 1417 создан Технический комитет по стандартизации (далее - ТК 001) «Производственные услуги» на базе Ассоциации «Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности» (далее - НСОПБ). Ведение секретариата ТК 001 поручено НСОПБ.
За ТК 001 закреплены объекты стандартизации в соответствии с кодами ОКС: 03.080.01 «Услуги в целом», 03.080.10 «Производственные услуги», 03.080.20 «Услуги
ПЯТОВ А. Л.
Начальник отдела стандартизации НСОПБ, ответственный секретарь ТК 001 «Производственные услуги», эксперт по стандартизации Российская Федерация, 115088, г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, 4 E-mail: [email protected]
для фирм», 03.080.99 «Услуги прочие», 13.220 «Защита от пожаров» (в части услуг), 13.230 «Взрывозащита» (в части услуг проектирования, монтажа, ремонта и обслуживания взрывозащищенного оборудования на производстве, услуг по обследованию производственных объектов и помещений, оценке соответствия уровня безо-пасности производства установленным требованиям), 13.260 «Защита от электрического удара. Работа под напряжением» (в части услуг по обследованию объектов и помещений, оборудованных средствами защиты от электрического удара и молниезащиты), 13.310 «Защита от преступлений» (в части услуг проектирования, монтажа, ремонта и обслуживания средств защиты производства, услуг монтажа, ремонта и обслуживания сигнализации на производстве, услуг по обследованию объектов и помещений, оборудо-
ванных средствами охранной и тревожной сигнализации), 13.320 «Системы аварийной сигнализации и оповещения на производстве» (в части услуг проектирования, монтажа, ремонта и обслуживания средств и систем аварийной сигнализации, оповещения на производстве).
Председателем ТК 001 приказом Росстандарта от 26 сентября 2014 г. № 1417 утвержден президент ассоциации «Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности» Михаил Петрович Дубинин, заместителями председателя ТК 001 - заместитель директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Анатолий Александрович Макаревич и директор Национального объединения специалистов (экспертов) в области оценки соответствия Николай Викторович Афанасьев, а ответственным секретарем ТК 001 -эксперт НСОПБ Алексей Львович Пятов.
Приказом Росстандарта от 26 сентября 2014 г. № 1417 утверждена структура ТК «Производственные услуги» согласно приложению № 1, которую составили 4 подкомитета (далее - ТК 001/ПК): ТК 001/ПК1 «Услуги в области обеспечения пожарной безопасности», ТК 001/ПК2 «Услуги в области производства, рекомендаций по применению, монтажу и эксплуатации инженерно-технических средств обеспечения безопасности», ТК 001/ПК3 «Услуги в области обеспечения взрывобезопасности» и ТК 001/ПК4 «Услуги в области технических систем аварийной сигнализации, систем противопожарной защиты, систем оповещения».
Приказом Росстандарта от 26 сентября 2014 г. № 1417 также был утвержден перечень организаций (предприятий) - членов ТК «Производственные услуги» согласно приложению № 2, в который вошло 50 организаций. В составе членов ТК 001: Росстандарт и МЧС России, Республиканский центр сертификации и экспертизы лицензируемых видов деятельности МЧС РБ и Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций МЧС РБ, ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России и Московская областная региональная общественная организация «Ассоциация работников правоохранительных органов и спецслужб Российской Федерации», саморегулируемая организация «Департамент развития и защиты малого и среднего бизнеса в области пожарной безопасности» и Ассоциация отечественных организаций потребителей и производителей противопожарного оборудования (ОППО), ФГУП ВНИИНМАШ, ФГУП «ВНИИМС», ФГУП «УНИИМ», ФГУП «СНИИМ», ФБУ «Воронежский ЦСМ», Ассоциация служб КИПиА предприятий химических отраслей промышленности, разработчиков и производителей приборов автоматизации и систем управления, саморе-
гулируемая организация «Некоммерческое партнерство "Национальное объединение специалистов (экспертов) в области оценки соответствия"», Национальная ассоциация центров охраны труда, Московское областное общественное учреждение «Региональный сертификационный центр "Опытное"», ОАО «Взрывобезопасность», ООО «СТАЛТ ЛТД», ООО «Строительство. Качество. Безопасность» и другие организации, проявившие желание участвовать в развитии стандартизации производственных услуг в области, определенной национальным органом по стандартизации.
НСОПБ - российское национальное объединение саморегулируемых организаций, имеющих многолетний опыт совместной работы в области обеспечения пожарной безопасности и занимающих устойчивое место на рынке производства, поставки средств обеспечения пожарной безопасности, предложения услуг и работ по конкретным направлениям в этой сфере.
Сфера освоенных НСОПБ видов деятельности включает:
- производство пожарно-технической продукции и проведение ее испытаний;
- проведение научно-технического консультирования и экспертизы;
- испытания веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;
- обучение мерам пожарной безопасности;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем, их элементов и средств противопожарной защиты;
- проведение независимой оценки пожарного риска.
НСОПБ, аккредитованный в сфере пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в МЧС России (рег. № ДНД-АК. ПБ/ГО/ЧС.СВ.00006) и в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение экспертизы на корруп-циогенность в Минюсте России (рег. № 1326), является также экспертной организацией, привлекаемой Росак-кредитацией для проведения проверок компетентности заявителей и проведения экспертизы представляемых ими документов.
Рынок продукции и услуг в сфере пожарной защиты
В настоящее время на рынке продукции и услуг в сфере пожарной защиты сложилась следующая ситуация. В отрасли возникло немало проблем, которые не только осложняют работу производителей огнезащитной продукции и подрядчиков, берущих заказы на обработку огнезащитными составами, но фактически разваливают
отрасль, превращая в ряде случаев огнезащитную обработку в профанацию. В первую очередь это изобилие так называемого контрафакта и отсутствие единых стандартов, призванных поставить жесткие условия контроля качества проведенной огнезащитной обработки на конкретном объекте.
Потребителей зачастую привлекает низкая стоимость второсортных огнезащитных материалов, а неправомочно выданные сертификаты позволяют недобросовестным производителям посредством недобросовестной конкуренции вводить в оборот продукцию, не соответствующую обязательным требованиям безопасности. Сегодня позиция абсолютного большинства участников рынка огнезащиты относительно данного вопроса предельно ясна. Конкуренция в сфере услуг производствам в области пожарной защиты существует, причем достаточно высокая. Вопрос в возможности определения, добросовестная она или нет.
Есть предприятия, которые выпускают высококлассные материалы. Но присутствуют такие, которые поставляют некачественную продукцию и покупают сертификаты. Отличия можно легко найти в рекламных кампаниях и ценовой политике.
Необходимо отметить, что вести борьбу с производителями низкопробной огнезащитной продукции достаточно сложно. Рынок России слишком велик и разрознен, порой даже узнаваемый бренд производителя не гарантирует высокого качества материала.
Сегодня основные игроки на рынке:
- производители (поставщики) огнезащитных материалов;
- органы по сертификации, выдающие сертификаты на огнезащитные составы;
- организации-подрядчики, выполняющие заказы на обработку строительных конструкций и материалов огнезащитными составами;
- потребители (заказчики).
Как правило, потребитель заинтересован в минимизации затрат на проведение любых противопожарных мероприятий. И здесь решающей становится ценовая конкуренция за получение заказа на огнезащиту, предложение низкой цены. С потребителем напрямую работает организация, имеющая лицензии на право проведения огнезащитных работ. Для снижения стоимости контракта недобросовестные организации порой применяют контрафактную продукцию, выдавая ее за сертифицированную, или закупают качественную продукцию в объемах меньших, чем требуется для защиты объекта, а иногда разбавляют огнезащитные составы, имитируя таким образом проведение работ должного качества.
Соответственно, у добросовестного производителя огнезащитного состава падают объемы продаж, и он вынужден предпринимать действия по удешевлению своей продукции. В результате на рынке появляются низкосортные огнезащитные материалы, которые вытесняют качественные.
В настоящее время средства огнезащиты проходят процедуры обязательной сертификации требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, то есть производители и поставщики сертифицируют свою продукцию в обязательном порядке.
Однако всем известно, что на рынке продолжают работать органы по сертификации, нарушающие правила сертификации. У недобросовестных поставщиков и производителей есть возможность поставлять на российский рынок средства огнезащиты, не соответствующие обязательным требованиям пожарной безопасности.
Результаты такого порочного круга проявляются при пожарах крупных производственных объектов и складов готовой продукции. На объектах защиты есть серьезные нарушения требований пожарной безопасности, а добросовестные производители, которые вкладывали деньги в научные разработки, покупку дорогостоящего оборудования, обучение персонала, несут огромные потери от действий мошенников, пользующихся экономностью заказчика. Надо отметить, что маховик этого порочного круга раскручивается, и если его не остановить, то пассивная пожарная защита (огнезащита объектов) перестанет выполнять свои функции.
Задача и пути решения проблемы огнезащиты объектов
Решить проблему может идентификация средств огнезащиты, примененных на конкретном объекте. Идентификация состоит в сравнении уникальных характеристик огнезащитных веществ и материалов, произведенных изготовителем и прошедших сертификацию, с характеристиками продукции, примененной на конкретном объекте защиты. По результатам специальных испытаний можно подтвердить (или опровергнуть) принадлежность средств огнезащиты к тому типу огнезащитных материалов, что производится изготовителем. В этом случае сразу можно понять, кто недобросовестен - производитель, поставщик или производитель работ. После окончания работ по нанесению огнезащитного состава заказчик работ за небольшую плату может проверить, что реально нанесли для огнезащиты объекта: разбавленный огнезащитный состав или нет. Органы государственного
пожарного надзора (ГПН) также могут контролировать, что нанесено на конкретном объекте.
Но для того чтобы каждая подобная проверка не сопровождалась запросами у производителя образцов продукции, их пересылкой через всю страну, необходим единый Реестр огнезащитных веществ и материалов, стандартные образцы огнезащитных веществ и материалов производителя. Это необходимо в целях повышения уровня пожарной безопасности объектов защиты, обеспечения конкурентоспособности добросовестных производителей средств огнезащиты, а также организаций, проводящих огнезащитные работы.
На заседании рабочей группы НСОПБ по вопросам огнезащиты строительных конструкций, инженерных систем и материалов 8 июня 2012 г. было принято решение о создании Реестра огнезащитных веществ и материалов, прошедших идентификацию (далее также - Реестр).
В состав рабочей группы вошли представители производителей огнезащитных составов и работ по огнезащите (ОАО «Тизол», ООО НТЦ «Пожарные инновации», ЗАО «Компания "Эликон"», ООО «ПТК "А+В"», ЗАО «НПП Рог-неда», ООО «НПФ "Вермикулит-Сервис"», ООО «ЛОВИН-огнезащита», ООО «БрандМастер», ООО «Квазар» и др.) и представители МЧС России (ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Республике Башкортостан и Московской области, ФГБУ ВНИИПО МЧС России, Академия ГПС МЧС России), а также руководители ряда органов по сертификации.
Созданный за два года после принятого на заседании рабочей группы НСОПБ Реестр включает в себя сведения об огнезащитных веществах и материалах, предназначенных для обеспечения требуемых пределов огнестойкости строительных конструкций.
Основные задачи Реестра огнезащитных веществ и материалов:
- регистрация сведений об огнезащитных материалах, прошедших идентификацию, и их производителях;
- хранение и обеспечение достоверности информации, находящейся в Реестре;
- хранение образцов материалов, прошедших идентификацию;
- обеспечение сравнительного анализа идентификационных признаков представляемых материалов с хранящимися в базе данных признаками, в том числе с образцами материалов.
В Реестр включается информация на твердые (в том числе сыпучие) и жидкие материалы.
Включение материалов в Реестр добровольное и ставит целью информировать потребителей о высоком качестве материалов, возможности их идентификации
и прослеживаемости на всех этапах жизненного цикла объекта защиты.
Пользователями Реестра являются:
а) федеральные органы исполнительной власти;
б) потребители огнезащитных материалов всех форм собственности;
в) поставщики огнезащитных материалов;
г) иностранные представительства, заинтересованные в продвижении на российский рынок качественной огнезащитной продукции.
В настоящее время Реестр находится в общем доступе, содержит уникальные цифровые и качественные характеристики, присущие исключительно испытанным образцам продукции, а также сведения об организациях, производящих, реализующих конкретные марки средств огнезащиты. Таким образом, заинтересованный потребитель, производитель, надзорный орган, специалист инструментального контроля в любом субъекте Российской Федерации имеет возможность установить достоверность представленной продукции и принять соответствующие меры.
Порядок включения сведений в Реестр идентифицированных материалов
Организация-заявитель, претендующая на включение материалов в Реестр, представляет НСОПБ как держателю Реестра заявку о включении материала(-ов) в Реестр, к которой прилагаются следующие документы:
- копия нормативной документации на материал;
- контрольный образец материала(-ов), отобран-ный(-ых) в соответствии с требованиями стандарта организации.
Держатель Реестра направляет заявку и прилага-емый(-ые) образец(-цы) материала(-ов) и нормативную документацию на образец(-цы) в НТЦ (лабораторию) для регистрации по установленной форме и организации дальнейших исследований.
Лаборатория принимает и регистрирует полученные материалы, проводит идентификацию по установленной форме. Сроки проведения оценки продукции, как правило, составляют 10-12 рабочих дней. Результаты исследований лаборатория представляет по установленной форме на электронном и бумажном носителе (вместе с сопутствующей документацией и образцами) в НТЦ.
Основанием для отказа от включения идентификационных характеристик в Реестр может служить:
- несоответствие материала установленным в нормативной документации требованиям, признакам и характеристикам;
- недостоверность представленной заявителем информации (документации).
Решение об отказе или включении материала в Реестр принимает комиссия держателя Реестра. В случае отказа от включения материала в Реестр держатель Реестра в 10-дневный срок после принятия решения направляет организации-заявителю мотивированный отказ в письменной форме.
При положительном решении о включении идентификационных характеристик материала в Реестр организация-заявитель получает свидетельство. Срок действия свидетельства нахождения в Реестре материалов, прошедших идентификацию, обусловлен их сроком службы, определенным в нормативной документации на материал.
Любое юридическое или физическое лицо имеет право получить в установленном порядке идентификационные характеристики представленного на исследование материала в целях получения подтверждения его соответствия идентификационным характеристикам, внесенным в Реестр.
Целью сравнительных исследований является:
- пресечение распространения контрафактных материалов;
- выявление фальсифицированных материалов;
- выявление материалов, несоответствующих заявленным свойствам.
Порядок получения сравнительной идентификационной характеристики.
Заявитель представляет держателю Реестра заявку на проведение сравнительных исследований по установленной форме для:
а) исследования образца(-ов) материала(-ов) в целях сравнения с идентификационными характеристиками материалов, находящихся в Реестре для выявления (не)соответствия;
б) исследование образца(-ов) материала(-ов) в целях установления их принадлежности.
Общий порядок по установлению идентификационных характеристик конкретных материалов включает следующую последовательность:
- заключение договора на исследование;
- оплата соответствующих исследований;
- проведение исследований образца(-ов) материа-ла(-ов);
- оформление заключения по исследуемому материалу;
- представление заключения заявителю.
Ознакомиться с Реестром, а также с положением
о Реестре вы можете на официальном сайте НСОПБ.
Перспективы стандартизации образцов огнезащитных веществ и материалов
В настоящее время рабочая группа НСОПБ по вопросам огнезащиты строительных конструкций, инженерных систем и материалов готовится рассмотреть возможность проведения работ для получения образцов, на которые предприятия имеют свидетельство Реестра материалов, прошедших идентификацию, и которые, таким образом, могут рассматриваться в качестве стандартных образцов предприятия (СОП), и присвоения им статуса государственных стандартных образцов (ГСО) после прохождения установленных метрологических процедур.
Мероприятия по формированию нормативной базы Реестра материалов, прошедших идентификацию, и по внесению СОП для огнезащиты строительных конструкций в Государственный реестр утвержденных типов стандартных образцов планируется проводить с участием ФГУП «УНИИМ» и других организаций - членов ТК 001 с необходимой разработкой соответствующих проектов национальных и межгосударственных стандартов.
Постановка такой тематики для развития направлений деятельности рабочей группы НСОПБ позволит рассмотреть вопросы метрологического обеспечения промышленной и пожарной безопасности в части огнезащиты, выработать научно-методические подходы в области метрологического обеспечения современных технологий на основе применения стандартных образцов, разработки, испытаний и внедрения стандартных образцов, предназначенных для воспроизведения, хранения и передачи характеристик состава или свойств огнезащитных веществ и материалов.
Анализ и прогнозирование потребностей в стандартных образцах для пожарной безопасности могут быть обеспечены рабочей группой НСОПБ по вопросам огнезащиты строительных конструкций, инженерных систем и материалов с учетом широкого участия в ней представителей МЧС России и производителей огнезащитных веществ и материалов. Сегодня актуальна разработка документов, устанавливающих требования к созданию, определению метрологических характеристик стандартных образцов огнезащитных веществ и материалов, применению стандартных образцов в рамках производства и научно-технической деятельности, сличения стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов Реестра НСОПБ под методическим руководством ФГУП «УНИИМ».
Информационное обеспечение промышленных предприятий и организаций, заинтересованных в каче-
ственной огнезащите строительных конструкций, в области утвержденных типов стандартных образцов, нормативно-правовых актов Российской Федерации, нормативных и технических документов по вопросам разработки, испытаний и применения стандартных образцов огнезащитных веществ и материалов может осуществляться ФГУП «УНИИМ», на информационных порталах Росстандарта и МЧС России, а также НСОПБ, его филиалами и представителями.
Учитывая тесные контакты НСОПБ с Госстандартами Республики Беларусь и Республики Казахстан, МЧС РБ и МЧС РК, а также опыт работ с производителями огнезащитных веществ и материалов на территории союзных государств, возможно участие в международном сотрудничестве по вопросам разработки, испытаний и производства стандартных образцов огнезащитных веществ и материалов в рамках Евроазиатского экономического союза.
THE OBJECTIVE AND THE PROSPECTS OF CREATING CERTIFIED REFERENCE MATERIALS OF FIRE PROTECTION SUBSTANCES
AND MATERIALS
M.P. Dubinin, N.V. Afanasiev, A.L. Pyatov*
National Union of Organizations in the Field of Fire Safety (NAPB) ulitsa Sharikopodshipnikovskaya, 4, Moscow, 115088, Russian Federation *e-mail: [email protected]
The article describes the state of things in the field of production and use offire protection materials. The need to develop certified reference materials of fire protection materials is justified.
Key words: technical committee for standardization, production services, fire safety, conformity assessment, protective equipment, fire protection of objects, fire retarding composition, reference materials of fire protection materials, Register of materials, identification.