УДК 929:82.0
Апостолова Т.М.
Зачем артисту история?..
(Некоторые размышления о преподавании истории в творческом вузе)
Апостолова Татьяна Михайловна, кандидат исторических наук, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Московского гуманитарного педагогического университета
E-mail: [email protected]
Статья посвящена актуальным вопросам преподавания истории в творческом вузе, в том числе проблема исторической правды в художественном произведении: кинофильме, спектакле, художественной литературе (а также в сценарии). Автор касается вопросов художественных методов передачи исторической правды. Поднимается проблема ответственности авторов и деятелей литературы и искусства за передачу массовому потребителю фрагментов истории по возможности с наибольшей достоверностью не во вред художественной ценности произведений культуры. Автор предпринял попытку проанализировать пути, возможные направления, способы передачи студентам творческих вузов исторических знаний, необходимых им в их профессиональной реализации.
Ключевые слова: история, историческая правда, достоверность художественного образа, историческая литература, гуманитарное образование.
В государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования отечественная история является одним из ведущих предметов. Она есть сегодня во всех вузах страны, будь то технические или гуманитарные, инженерные или творческие. Можно много спорить о том, нужна ли нам история в вузе, какая именно история, те ли учебники мы изучаем... Воспримем наличие истории в учебных планах вузов как данность и попытаемся понять, зачем она, скажем, артисту.
Работая в разных учебных заведениях, автор этих строк неоднократно сталкивался с недопониманием роли истории в гуманитарном образовании. Дескать, историю без конца переписывают, поэтому давайте дождемся, когда ее, наконец, напишут, как надо, вот тогда и начнем изучать ту самую, правильную, без изъянов.
Однако ее и не напишут. Каждая эпоха, точнее, каждое «другое» правительство будет все переиначивать по-своему, записывать и дописывать так, как это ему выгодно. Этим грешили и Владимир Мономах, и Романовы, и большевики, и наши современные государственные деятели. Тем не менее, это их проблема. Мы же должны, просто обязаны знать факты истории своего Отечества, с тем чтобы выстраивать свои собственные суждения о ней, не полагаясь на официальную точку зрения.
Артист - тот же гуманитарий, интеллектуал (что, как минимум, подразумевается). Он несет культуру и информацию о ней людям. Он должен быть достоверен и правдив настолько, насколько это возможно, стремясь художественными средствами донести до людей свое видение не только характеров, чувств и эмоций, но и исторической эпохи.
Откуда артист черпает эту достоверность? Из книг, конечно. Из занятий по истории, надеюсь, тоже.
Конечно, можно посетовать, как плохо нынче учат в школе, в вузе. Это не так. Везде учат по-разному. Но и учатся тоже неодинаково. Студент, придя в творческий вуз, размышляет не конкретно о том, кто, как и чему его будет учить, а более абстрактно о том, как наиболее глубоко овладеть своей профессией. Поэтому именно на преподавателя истории, в частности, ложится ответственность за качественное, научное и творческое преподавание своего предмета.
Конечно, в художественно-сценическом произведении, будь то спектакль, фильм, опера или иной жанр, нет возможности показать историю во всем ее многообразии и развитии. Не позволяют объемы произведений. Однако нам хотя бы из уважения к самим себе и к истории необходимо стараться быть достоверными и не допускать откровенных ляпов и грубых искажений исторических фактов.
Итак. Договоримся, что практически любой фильм можно так или иначе считать историческим - ведь сюжет развивается в определенных исторических условиях, что сказывается, несомненно, на характерах героев, на их речи, внешнем виде. Но поговорим все же сначала о собственно историческом фильме и роли изучения истории в его создании.
Исторический фильм или спектакль - это особый жанр, в котором отображаются конкретные исторические эпохи, события и личности прошлого. Иногда этот жанр перекликается с жанром фэнтези, боевика, приключенческого фильма, так как чаще всего предметом фильма становятся драматические и судьбоносные события в
жизни страны, войны, перевороты и т.п. Выделяют такие разновидности сценических исторических произведений, как историко-биографические фильмы или спектакли, иллюстрирующие эпоху и биографии конкретных реальных исторических деятелей («Чингисхан», «Борис Годунов», «Иван Грозный», «Петр Первый», «Генерал» и другие), и историко-приключенческие фильмы о вымышленных персонажах с акцентом на приключения или мелодраму, действие которых происходит в прошлом («Гардемарины, вперед», «Как царь Петр арапа женил», «Храброе сердце» и, кстати, «Гамлет»). Часто они являются экранизациями или постановками по мотивам исторических романов. Исторический фильм или спектакль - это средство художественного познания прошлого. Как говорил М. Г орький, не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.
Работать над историческим материалом необходимо на всех этапах производства художественного продукта. Например, сценарий... Думается, автор должен писать его, ознакомившись с исторической и справочной литературой, узнав для начала хотя бы классическую трактовку событий того или иного времени и исторических деятелей, о которых будет идти речь в сценарии. Для придания драматургическому произведению высокой степени личностного духа имеет смысл прочитать мемуарную литературу, в которой традиционно есть и необходимые подробности быта, и мелодраматические сюжеты, так хорошо всегда вплетающиеся в канву фильма или спектакля любого жанра. Кстати, на наш взгляд, совершенно не важно, пишется сценарий по художественно-историческому произведению, или он оригинальный. Даже переделывая литературное произведение, нужно стремиться к исторической достоверности и добросовестности в написании образов и сцен, равно как впоследствии - к достоверным образам собственно в фильме и спектакле.
Весьма примечательным в этом отношении видится нам опыт У. Эко, достойный того, чтобы привести здесь развернутую цитату из его «Заметок на полях “Имени розы”»1:
«Что значит написать исторический роман? По-моему, существует три способа рассказывания о прошлом. Первый способ - romance2. От романов бретонского цикла3 до Толкиена, включая и "готический роман". Здесь прошлое используется как антураж, как предлог, как фантастическая предпосылка: среда, дающая свободу воображению. Поэтому действие romance не обязательно должно быть отнесено в прошлое. Для этого действия важно только разворачиваться не "сейчас" и не "здесь", а также чтобы о "сейчас" и "здесь" вообще ничего не говорилось, даже аллегорически. Большая часть научной фантастики на самом деле "romance". "Romance" - это повесть о "где-то". Затем, второй способ - это роман плаща и шпаги в духе Дюма. В романе плаща и шпаги выводится прошлое "подлинное", узнаваемое; его узнаваемость обеспечивается наличием персонажей, взятых из энциклопедии (Ришелье, Мазарини), которые здесь совершают действия, не зафиксированные в энциклопедии (интриги с миледи, сотрудничество с неким Бона-сье), но и не противоречащие тому, что сказано в энциклопедии. Конечно, эти исторические персонажи должны соответствовать данным историографии и делать то, что они в действительности делали: осаждать Ларошель, вступать в любовную связь с Анной Австрийской, договариваться с Фрондой. В эту обстановку так называемой "подлинности" помещены и выдуманные люди. Но действуют они согласно общечеловеческим мотивировкам, естественным и для людей других эпох. Д'Артаньян, доставивший из Лондона подвески королевы, мог проделать то же самое и в XV или в XVIII веке. Не обязательно жить в семнадцатом веке, чтоб иметь психологию д'Артаньяна. Исторический роман - третья разновидность - напротив, не обязательно выводит на сцену фигуры, знакомые из популярных энциклопедий. Возьмите "Обрученных". .любое действие, совершаемое Лючией, Ренцо и братом Кристофоро, может быть совершено только в Ломбардии и только в семнадцатом веке. Все поступки героев необходимы для того, чтобы мы лучше поняли историю - поняли то, что имело место на самом деле. События и персонажи выдуманы. Но об Италии соответствующего периода они рассказывают то, что исторические книги с такой определенностью до нас просто не доносят. В этом смысле я безусловно писал исторический роман. И не потому, что реально существовавшие Убертин и Михаил должны были у меня говорить примерно то же, что они говорили на самом деле. А потому, что и выдуманные персонажи вроде Вильгельма должны были говорить именно то, что они говорили бы, живя в ту эпоху. Не знаю, насколько я соблюл верность взятому курсу. Но не думаю, что отступил от него, вводя в текст замаскированные цитаты из более поздних авторов (типа Витгенштейна)4, подавая их как цитаты той эпохи. Всякий раз я прекрасно сознавал, что это не люди средневековья у меня осовременены, а люди современных эпох мыслят по-средневековому. Я гадал: когда мои вымышленные герои складывают воедино disjecta membra5 вполне средневековых мыслей - не рождаются ли концептуальные "козлоолени"6, которых средневековье никогда бы за своих не признало? И я отвечал себе, что исторический роман и этим обязан заниматься: не только прослеживать в прошедшем причины того, что случилось в грядущем, но и намечать пути, по которым причины медленно продвигались к своим следствиям. Когда мои герои, сталкивая две средневековые идеи, извлекают из них третью, более современную, они совершают то же, что впоследствии было совершено развитием культуры. И хотя, возможно, никто и не писал того, что они у меня говорят, я глубоко уверен, что кто-нибудь - пусть в самой неопределенной форме - что-то такое продумывал (но мог никому об этом не говорить в силу самых разных сомнений и страхов). Как бы то ни было, больше всего меня умиляет одна деталь. Сто раз из ста, когда критик или читатель пишут или говорят, что мой герой высказывает чересчур современные мысли, - в каждом случае речь идет о буквальных цитатах из текстов XIV века. А на других страницах читающие находили "утонченно средневековые" пассажи, которые я писал, сознавая, что неприлично модернизирую. Все дело в том, что у каждого есть собственное понятие - обычно извращенное - о средних веках».
1 Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Эко У. Имя розы. М.: Симпозиум, 1999. С. 640-644.
2 «Romance (англ.) (в противоположность novel) - роман с напряженной интригой (исторический, фантастический, приключенческий)» (см.: Там же. С. 644).
3 «Бретонский цикл - один из циклов средневековых рыцарских романов, основанных на кельтских сказаниях о легендарном короле бриттов Артуре, о Тристане и Изольде, о поисках св. Грааля» (см.: Там же).
4 «Витгенштейн Л. (1889-1951) - австрийский философ и логик, выдвинувший программу построения искусственного "идеального" языка» (см.: Там же).
5 «Разъятые члены (лат.)» (см.: Там же).
6 «Образ Аристотеля ("Об истолковании"..!, 16а)» (см.: Там же).
Режиссер... Сложнейшая, мультифункциональная профессия. Этот человек видит конечный результат совместной деятельности многих людей в момент замысла фильма или спектакля. Ему должен представляться и содержательный аспект произведения, и «картинка» (кто и как причесан, одет, каким владеет оружием и т.д.), и монологи с диалогами, а значит, речевой колорит времени. Откуда можно почерпнуть всю эту информацию? Не только от консультантов по киноленте или спектаклю. Из изучения истории в вузе тоже.
Актер... Воплощая любой исторический образ, он, как правило, глубоко чувствует, прежде всего, психологические мотивы поведения своего героя. Это дает ему возможность «влезть в шкуру образа», свободно воспроизводить поступки, вылепить характер персонажа. Однако историческую канву бытия любого образа можно выстроить, только зная конкретный исторический материал. Так, в частности, сложно и неоднозначно работал над ролью Александра Невского Николай Черкасов. Как не хватало ему деталей характера его персонажа в связи с временной удаленностью эпохи. Как сложно шла работа над гримом, поскольку по понятным причинам не сохранился подлинный портрет персонажа. Да что там портрет -самих источников XIII века мы практически не имеем. В конце концов был создан обобщенный образ мужественного и Николай Черкасов в роли Александра Невского вместе с тем юного (по современным меркам) в пору отобра-
(кинофильм «Александр Невский», 1938). женных в картине событий героя (Александру было всего 20
лет). Совершенно очевидно, что сам Николай Черкасов принимал активное участие в поиске деталей для своей роли, изучал историческую литературу, иллюстрации, стилистику текстов. Актер как бы дописывал образ, дополнял его, выделял в нем не только черты полководца и государственного деятеля, но и простого человека XIII века.
Так можно говорить о любой творческой профессии и специальности. Фильм или спектакль своей художественной цельностью, исторической достоверностью обязан тому факту, что каждый из его создателей должен подчинять свою работу единому, общему замыслу. Актер дорисовал образ, созданный драматургами и сценаристами. Режиссер искусно созданной композицией добился четкого взаимодействия образов в глубоко продуманной системе. Оператор и художник, воспроизводя среду, в которой жили и действовали герои, усилили реалистическое, правдивое или хотя бы правдоподобное звучание картины.
Сложнейший проблемой для воспроизведения исторической действительности является поиск исторических материалов, а также оценка их достоверности. Среда, фон должны способствовать раскрытию человеческих характеров, свойственных той или иной эпохе, сущности самой эпохи. Необходимо восстанавливать быт, костюмы, оружие, архитектуру в нужном историческом контексте. Эти знания также дает нам изучение истории.
Для всякого художника обращение к той или иной эпохе никогда не бывает случайным. И выбор темы, и ее толкование продиктованы как индивидуальностью автора, так и запросами общества. Художник должен быть актуален. В любом художественном произведении история должна находить связь с современностью. Здесь, конечно, кроется существенная проблема - она же опасность: как осовременить звучание исторического материала не в ущерб исторической достоверности? Как усилить сюжетные коллизии, не нарушая объективных данных исторического процесса?..
Конечно же, необходимо обучить студентов творческого вуза бережному обращению с фактом, с исторической деталью, конкретным событием, его подоплекой и последствиями. Нужно учиться строить логические взаимосвязи между историческими фактами, тогда и роль будет выстраиваться легче. Причинно-следственные связи еще никто не отменял.
При этом, на наш взгляд, любопытным является тот факт, что бережное отношение к истории должно иметь место не только в сугубо исторических произведениях, но в мелодраматических, комедийных, фантастических фильмах и спектаклях. Интересно было наблюдать за студентами факультета эстрады, когда они репетировали фрагменты из «Двенадцати стульев» И. Ильфа и Н. Петрова. «Какими были студенты в 1920-е годы?», «Какова женская мода тех времен?», «Каким было отношение власти к религии в описываемый период?» - вот лишь некоторые из вопросов, которые довелось услышать на занятиях. Такие вопросы можно услышать и в отношении «менее исторических произведений». Пытались разбирать детали, использовать возможности воображения, проецировать, уточнять. Интересно, но сложно, потому что студентам не хватает знаний, чтобы просто для начала представить, а не выдумать образ.
Очень важен вопрос о соединении исторического знания с фантазией. Это соединение - непременный атрибут художественного произведения, но этот атрибут должен быть уместным. Если речь идет об историческом жанре, где такое соединение проявляется наиболее отчетливо, то оно и вовсе должно быть ювелирно. Несмотря на то, что в историческом произведении, как правило, обязательно наличие конкретного персонажа истории, достоверных событий, это еще не значит, что художник может ограничиться лишь повествованием о событиях в строгом хронологическом порядке, простой и незатейливой констатацией фактов. Не следует путать и подменять изложением хронологии конкретно-образное воплощение реальной жизни, прошлой и настоящей, такие произведения искусства не приживаются в людской памяти. Однако столь же пагубна для искусства и подмена истории фантазиями и домыслами в неоправданно больших количествах.
Степень добросовестности авторов художественных произведений исторической направленности как раз и определяется гармоничным сочетанием документализма и творческого вымысла, что, в конце концов, обеспечивает как историческую точность изображения, так и высокий уровень художественности конкретного произведения. Думается, что на аудиторных занятиях имеет смысл обратить внимание студентов на данные положения.
Нам представляется очень важным поставить вопрос о совершенствовании, даже шлифовке на аудиторных за-
нятиях по истории языковых возможностей студентов творческого вуза. Начать, разумеется, нужно с преподавателя, который должен являть собой образец владения правильной литературной речью и умением формулировать мысли и доносить их до студенческой аудитории. Что касается студентов, то с сожалением можно констатировать, что порой приходится учить их выстраивать простые предложения. Речь не идет о литературных навыках - им обучают на занятиях по другим специализированным предметам. История тоже нуждается в грамотном речевом изложении. В исторической дисциплине много терминов, имен и фамилий, географических объектов, названия которых надо правильно произносить. Нужно обучать студентов правильному цитированию, что, несомненно, обогащает речь, укрепляет память и прививает навыки бережного отношения к текстам и фактам. Несомненно, представляется важным учить обращаться со справочной литературой. Малое количество часов, отведенных на изучение предмета, вызывает необходимость в обязательном порядке развить умение искать источники дополнительной информации по заинтересовавшим сюжетам истории. Можно возразить, что всегда найдутся специалисты, которые подскажут. Слава Богу, что есть такие люди. Однако чтобы вжиться в образ, в характер, чтобы не оказаться под гнетом чьего бы то ни было мнения и видения характера персонажа, нужно постигать детали и нюансы самостоятельно.
В современной России, где прежние социалистические (и так называемые социалистические) идеалы оказались ниспровергнуты, процесс утверждения либеральных ценностей стал весьма болезненным для общества. Сегодня мы медленно пытаемся нащупать, почувствовать те ценностные ориентиры, которые вернут нас к подлинной истории и научат прочитывать те послания, которые нам оставили наши предки. Очевидно, что индивидуализм, человеческий эгоизм, социальный антагонизм, примат материальных ценностей над духовными, приведшие разобщению граждан страны, пусть медленно, но все же неуклонно преодолеваются с помощью в том числе попыток переосмыслить и понять наше прошлое.
Пропаганда необходимости чтения исторической и документальной литературу наталкивается на множество препятствий, и в ряде случаев более быстрого (и порой более существенного) эффекта можно достичь, прибегая к художественным средствам - художественно-исторической литературе, историческим фильмам и спектаклям. Обычно среднестатистический человек откликается на подобные посылы скорее и с большим удовольствием. Не надо искать оправдания тем, что «рядовой гражданин» не знает истории, в том числе и родной страны, или недостаточно ее знает, и поэтому можно не напрягаться в поисках исторической правды, халтурить в сценариях, фильмах, ролях. Если даже кто-то и недостаточно осведомлен или не помнит конкретных сюжетов истории, то генетическая историческая память все равно подскажет, где фальшь и неправда.
В этой связи роль творческого человека в формировании менталитета гражданина возрастает. Художник должен быть ответственен за свой продукт. Он не может только лишь «рубить» сомнительную порой «правду-матку», гоняясь за сенсацией и рейтингами1. Он должен и демонстрировать некий образец, может быть, даже идеал: человеку нужно показать, куда стремиться, и, возможно, ему нужен герой. Историческая правда приобретает здесь особенное значение, и многократно возрастает ответственность у тех, кто применяет исторические знания в процессе творчества. Ответственность за историческую правдивость и достоверность произведения соединяется с моральной ответственностью перед обществом. Хотите быть властителями дум и помыслов народа - будьте добросовестны и честны. Не манипулируйте сознанием, а влияйте на его формирование. Правда, здесь точно так же возрастает и роль преподавателя истории в ретрансляции исторического знания. Но это уже тема отдельной статьи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. СПб.: Питер, 2007.
Anisimov E.V. (2007). Istoriya Rossii ot Ryurika do Putina. Lyudi. Sobytiya. Daty. Piter, S.-Peterburg.
2. Горький М. Несвоевременные мысли. М.: Изд. Союза Журналистов СССР, Ассоциация "Ротация", 1990.
Gor'kii M. (1990). Nesvoevremennye mysli. Izd. Soyuza Zhurnalistov SSSR, Assotsiatsiya "Rotatsiya", Moskva.
3. Черкасов Н.К. Записки советского актёра / Ред. Е.М. Кузнецов. М.: Искусство, 1953.
Cherkasov N.K. (1953). Zapiski sovetskogo aktera. Red. E.M. Kuznetsov. Iskusstvo, Moskva.
4. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Эко У. Имя розы. М.: Симпозиум, 1999.
Eko U. (1999). Zametki na polyakh «Imeni rozy». In: Eko U. Imya rozy. Simpozium, Moskva.
Актёры «Бургундского отеля». С гравюры А. Босса
1 Например, сериал «Школа» сняла, безусловно, творчески одаренная Валерия Гай Германика, не посещавшая, однако, школу большую часть своего подросткового возраста (См.: Режиссёр сериала «Школа» сама в школе не училась // Евро СМИ. Информационная аналитическая газета. 19.01.2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurosmi.ru/rejisser_seriala_shkola_sama_v_shkole_ne_uchilas.html)