Статистический анализ путем попарных множественных сравнений изменения значений АПВ выявил две статистически значимо отличающиеся группы пациентов (точное Р=0,003). Эти группы различались только отсутствием (группа A) и наличием (группа Б) у больных вирусной инфекции (Р=0,001; "размер эффекта" по показателю Cohen dC =1,1 c 95%-ДИ от 0,4 до 1,7).
Таким образом, энтеровирусная инфекция определяется у 47,3% больных ИМ и может способствовать развитию кардиогенного шока и разрыва миокарда. Энтеровирусная инфекция у больных ИМ является одной из причин развития дисфункции эндотелия и приводит к усилению эндотелиальной дисфункции у больных ИМ вне зависимости от тяжести течения заболевания. Энтеровирусная инфекция у пациентов с неосложненным течением ИМ ухудшает функцию эндотелия в такой же степени, как и сердечная недостаточность (II - III степени по Killip) у больных ИМ без наличия антигенов энтеровирусов в крови.
И.Г. Погорелова, Г.И. Булнаева
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Иркутский государственный медицинский университет
Стабильность социально-экономического развития общества напрямую зависит от состояния здоровья детского населения. Однако, в настоящее время динамика состояния здоровья населения Российской Федерации наиболее неблагоприятна среди подростков. Тогда как, именно эта возрастная группа является основой для формирования контингента будущих студентов.
Период в возрасте с 17 до 21 года является особым в онтогенезе человека, поскольку он характеризуется завершением роста тела в длину, наиболее четким проявлением гено- и фенотипа. В то же время начало обучения в вузе, тем более медицинском, всегда связано с большими интеллектуальными и психосоматическими перегрузками у студентов, поскольку изменяется структура, условия учебного процесса, формы и методы преподавания, увеличивается объем учебной нагрузки. Кроме того, бывший школьник оказывается в новых социальных и психофизиологических условиях. Таким образом, состояние здоровья студентов-первокурсников является одним из основных условий успешной адаптации к комплексу перечисленных факторов.
Для оценки состояния здоровья студентов-первокурсников Иркутского государствен-
ного медицинского университета были проанализированы данные медицинского осмотра студентов одного из факультетов, проведенного сотрудниками курса лечебной физкультуры и врачебного контроля. При этом, из общего числа обследованных (146 человек), 59,9% являются жителями сельских районов, 40.1%- городскими. Возраст обследованных составляет преимущественно 17-19 лет.
Формирование структуры заболеваемости студентов по данным медицинского осмотра происходит в основном за счет болезней органов чувств (36,3%), на втором месте болезни органов дыхания (14,5%), на третьем - болезни опорно-двигательного аппарата (14,1%).
При анализе заболеваемости студентов в зависимости от района проживания, установлено, что заболеваемость жителей города несколько выше, чем у проживающих на селе (2220,3 против 1886,4 в расчете на 1000.). Структура заболеваемости также несколько отличается. Так, и у сельских, и у городских жителей в структуре заболеваемости преобладают болезни органов чувств (36,9 и 35,9%% соответственно), то на втором месте у жителей города - болезни опорно-двигательного аппарата (13,0%), на третьем - болезни органов дыхания (10,7%). В структуре заболеваемости студентов, приехавших из сельских территорий, второе ранговое место занимают болезни органов дыхания (17,5%), третье - болезни опорно-двигательного аппарата (15,1%).
При этом, у городских жителей уровень заболеваемости сердечно-сосудистой системы составляет 135,6, что более чем в 5 раз выше, чем у сельских (22,7 на 1000 подростков). Это же характерно для болезней нервной системы 152,5 и 56,8 для городских и сельских подростков соответственно.
Необходимо отметить, что лишь 10,3% обследованных студентов признаны практически здоровыми, Заболевания по одной нозологической форме имеют 29,3% студентов 1 курса, по двум -25,3 %, по трем и более 34,9%. При этом удельный вес студентов-горожан, имеющих 3 и более заболевания, составляет 42,4%, тогда как у жителей села эта величина значительно ниже - 30,7%.
Таким образом, в результате проведенных исследований установлено, что уровень заболеваемости городских подростков выше, чем у проживающих на селе, что, по-видимому, связано с неблагоприятным воздействием факторов окружающей среды, характерных для города (высокие уровни загрязнения атмосферного воздуха, стрессовые воздействия, дефицит времени и другие).
Выявленные закономерности формирования заболеваемости в зависимости от места проживания, позволят разработать адресные лечебно-профилактические мероприятия, направленные на оздоровление студентов.
М В. Полюкова
ЗДОРОВЬЕ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет
им. акад. И. П. Павлова
В последние годы проблемам здоровья, а также факторам, его определяющим, стало уделяться большое внимание. Приоритетным направлением деятельности здравоохранения является переход от системы, ориентированной на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на здоровом образе жизни и направленной на профилактику болезни. Важную роль в решении этой задачи призвано сыграть сестринскому персоналу.
В 1995 году на I съезде медицинских сестер России был принят Этический кодекс медицинской сестры, в котором среди прочего определено, что к числу важнейших задач профессиональной деятельности медсестры относятся: восстановление здоровья, реабилитация, содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний. Однако, решение этой (как и многих других) задачи невозможно без наличия ряда объективных и субъективных условий. К числу последних относится возможность и готовность сестер заниматься этой деятельностью, определяется уровнем их знаний, личным отношением к вопросам профилактики, а также настроенностью и готовностью к проведению данной работы. В связи с указанным отметим, что медицинская деятельность (и особенно деятельность медицинской сестры) сопряжена с такими явлениями как: боль, мучения, которые не всегда можно облегчить, смерть, переживания больных и их родственников. Если же добавить к этому ошибки, промахи, человеческие слабости, то становится понятен уровень психологической нагрузки врачей и сестер, которую не все могут выдерживать. Прежде всего, это может приводить к несдержанности, раздражительности. Может выработаться и защитная форма поведения: холодность, равнодушие.
Многим известен термин «burnout» или «эмоциональное выгорание», который впервые был использован в 1974 году американским психотерапевтом Гербертом Фройденберге-ром (Herbert Freudenberger). Первоначально под «синдромом эмоционального выгорания»