Научная статья на тему 'Заболеваемость и вегетативный статус студентов-первокурсников как показатели стратегии адаптации к обучению в высших учебных заведениях'

Заболеваемость и вегетативный статус студентов-первокурсников как показатели стратегии адаптации к обучению в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
428
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ВЕГЕТАТИВНЫЙ СТАТУС / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коломиец Ольга Ивановна, Петрушкина Надежда Петровна, Макунина Ольга Александровна

Изучены особенности адаптации к обучению на первом курсе студентов технического и физкультурного вуза. Исследовали уровень и структуру заболеваемости студентов первого и второго курса, обучающихся в техническом и физкультурном вузе. Уровень общей заболеваемости на первом курсе был выше, чем на втором, что свидетельствует о напряженности адаптационных процессов в этот период у студентов обоих вузов. Ведущими были болезни органов дыхания (острые респираторные заболевания), уровень заболеваемости которыми в известной степени отражает уровень иммунитета и характеризует уровень адаптации. Снижение уровня общей заболеваемости и заболеваемости болезнями органов дыхания на втором курсе подтверждает завершение адаптации к обучению в вузе. Исходный вегетативный тонус распределился следующим образом: эйтония-симпатикотония-ваготония как 3:5:2 соответственно. Варианты ваготропной реактивности регистрировались у каждого третьего, а повышенная исходная симпатическая реактивность у каждого второго обследованного. Исходная симпатикотония и повышенная симпатикотоническая реактивность свидетельствуют о запуске кататоксической (резистентной) программы адаптации, приводящей к истощению защитных систем организма, что и проявилось высоким уровнем заболеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коломиец Ольга Ивановна, Петрушкина Надежда Петровна, Макунина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Morbidity and vegetative status of the first-year students as indicators of adaptation strategies to higher education

Features of adaptation to training at the first year of students of technical and sports universities have been studied. The authors investigated the level and structure of morbidity of the students of the first and second year who are trained in technical and sports higher schools. Level of the total morbidity was at the first year higher than at the second that testifies to intensity of adaptation processes during this period at students of both higher education institutions. Diseases of respiratory organs (acute respiratory diseases) were leading; the level of their morbidity reflects to a certain extent the level of immunity and characterizes the adaptation level. Decrease in level of the general morbidity and diseases of respiratory organs at the second year confirm the completion of adaptation to training in the higher education institution. The initial vegetative tonus was distributed as follows: eytoniya-simpatikotoniya-vagotoniya as 3:5:2 respectively. Options of vagotropny reactivity were registered at every third, and the increased initial sympathetic reactivity at every second student. The initial simpatikotoniya and the increased simpatikotonichesky reactivity confirmed the start of the resistant program of the adaptation leading to exhaustion of the protective systems of the organism as it was shown by the high morbidity.

Текст научной работы на тему «Заболеваемость и вегетативный статус студентов-первокурсников как показатели стратегии адаптации к обучению в высших учебных заведениях»

ЛИТЕРАТУРА

1. Коломиец, О.И. Персональная оздоровительная видеопрограмма повышения толерантности студентов к психоэмоциональным нагрузкам // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 45-49.

2. Коробейникова, Э.Н. Модификация определения продуктов перекисного окисления липидов в реакции с тиобарбитуровой кислотой // Лабораторное дело. - 1989. - № 7. - С. 8-9.

3. Меерсон, Ф.З. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова. - М. : Медицина, 1988. - 251 с.

4. Соколовский, В.В. Тиолдисульфидные соотношения крови как показатель неспецифической резистентности организма / В.В. Соколовский. - СПб. : [б. и.], 1996. - 30 с.

5. Чумаков, Н.В. Количественный метод определения Zn, Cu- зависимой супероксиддисмутазы в биологическом материале / Н.В. Чумаков, Л.Ф. Осинская // Вопросы медицинской химии. - 1977. - № 5. - С. 712-716.

6. Beytler, E. Red cell metabolism / E. Beytler // A material of biochemical methods. - 1975. -№ 8. - Р. 122-127.

REFERENCES

1. Kolomiyets, O. I. (2008), "Personal Wellness program improve the tolerance of students to psycho emotional stress", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 45-49.

2. Korobeinikova E. N. (1989), "Modification of the definition of products of lipid peroxidation in the reaction with thiobarbituric acid", Laboratory work, No. 7, pp. 8-9

3. Meyerson, F.Z. and Pshennikova M.G. (1988), Adaptation to stressful situations and physical activity, Medicine, Moscow.

4. Sokolovsky, V.V. (1996), Thioldisufide ratio in blood as an indicator of nonspecific resistance of the organism, St. Petersburg.

5. Chumakov, N.V. and Osinsky, L.F. (1977), "Quantitative method for the determination of Zn, Cu-dependent superoxide dismutase in biological material", Issues of medical chemistry, No. 5, pp. 712716.

6. Beytler, E. (1975), "Red cell metabolism", Material of biochemical methods, No. 8, pp.122.-

127.

Контактная информация: Kolomiec_o@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.12.2014.

УДК 796.011:61

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ И ВЕГЕТАТИВНЫЙ СТАТУС СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛИ СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Ольга Ивановна Коломиец, кандидат биологических наук, профессор, Надежда Петровна Петрушкина, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой, Ольга Александровна Макунина, кандидат биологических наук, доцент,

Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Аннотация

Изучены особенности адаптации к обучению на первом курсе студентов технического и физкультурного вуза. Исследовали уровень и структуру заболеваемости студентов первого и второго курса, обучающихся в техническом и физкультурном вузе. Уровень общей заболеваемости на первом курсе был выше, чем на втором, что свидетельствует о напряженности адаптационных процессов в этот период у студентов обоих вузов. Ведущими были болезни органов дыхания (острые респираторные заболевания), уровень заболеваемости которыми в известной степени отражает уровень иммунитета и характеризует уровень адаптации. Снижение уровня общей заболеваемости и заболеваемости болезнями органов дыхания на втором курсе подтверждает завершение адаптации к обучению в вузе. Исходный вегетативный тонус распределился следующим образом: эйто-ния-симпатикотония-ваготония как 3:5:2 соответственно. Варианты ваготропной реактивности ре-

гистрировались у каждого третьего, а повышенная исходная симпатическая реактивность - у каждого второго обследованного. Исходная симпатикотония и повышенная симпатикотоническая реактивность свидетельствуют о запуске кататоксической (резистентной) программы адаптации, приводящей к истощению защитных систем организма, что и проявилось высоким уровнем заболеваемости.

Ключевые слова: студенты, заболеваемость, адаптация, вегетативный статус, физическая культура.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p97-104

MORBIDITY AND VEGETATIVE STATUS OF THE FIRST-YEAR STUDENTS AS INDICATORS OF ADAPTATION STRATEGIES TO HIGHER EDUCATION

Olga Ivanovna Kolomiyets, the candidate of biological sciences, professor, Nadezhda Petrovna Petrushkina, the doctor of medical sciences, department chairman, Olga Aleksandrovna Makunina, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Annotation

Features of adaptation to training at the first year of students of technical and sports universities have been studied. The authors investigated the level and structure of morbidity of the students of the first and second year who are trained in technical and sports higher schools. Level of the total morbidity was at the first year higher than at the second that testifies to intensity of adaptation processes during this period at students of both higher education institutions. Diseases of respiratory organs (acute respiratory diseases) were leading; the level of their morbidity reflects to a certain extent the level of immunity and characterizes the adaptation level. Decrease in level of the general morbidity and diseases of respiratory organs at the second year confirm the completion of adaptation to training in the higher education institution. The initial vegetative tonus was distributed as follows: eytoniya-simpatikotoniya-vagotoniya as 3:5:2 respectively. Options of vagotropny reactivity were registered at every third, and the increased initial sympathetic reactivity - at every second student. The initial simpatikotoniya and the increased simpatikotonichesky reactivity confirmed the start of the resistant program of the adaptation leading to exhaustion of the protective systems of the organism as it was shown by the high morbidity.

Keywords: students, incidence, adaptation, vegetative status, physical culture.

ВВЕДЕНИЕ

Поиску решения проблемы сохранения состояния здоровья населения Российской Федерации уделяется постоянное внимание [2-4, 6-7]. Актуальность таких исследований определяется перспективами развития общества, важностью увеличения возраста трудоспособности, необходимостью воспроизводства здорового потомства, особенно в сложившейся в последние годы демографической ситуации. Исходя из этого, интерес к состоянию здоровья дошкольников, школьников и студентов закономерен. При этом долгосрочная стратегия направлена на разработку и реализацию программ сохранения здоровья. Реализация стратегии достигается решением тактических задач, которые заключаются в достоверной оценке состояния здоровья обследованных контингентов, выявлении наиболее распространенных заболеваний, установление рангового места различных экзогенных факторов и роли эндогенных факторов (генетические, биохимические, физиологические особенности) в этиологии и патогенезе болезней, определяющих здоровье популяции.

При любом виде деятельности расходуется биологический потенциал человека и возникает утомление, биологическая роль которого состоит в своевременной защите организма от истощения, при этом ведущую роль играют процессы адаптации [8]. К критериям адаптации относятся иммунореактивный статус, устойчивый уровень физиологических реакций, ответственных за доставку и обмен газов в тканях, полноценная физическая и умственная работоспособность и сохранение ее при действии дополнительного

возмущающего фактора и др.

Цель настоящего исследования состояла в оценке адаптации (по показателям заболеваемости и особенностям вегетативного статуса) студентов высших учебных заведений к обучению на первом курсе (учебные нагрузки) и, соответственно, к изменившимся микросоциальным условиям (проживание в общежитии, новый стереотип жизни и т.д.).

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В соответствии с целью исследования на первом этапе были изучены показатели заболеваемости в двух когортах студентов: 1525 человек, обучающихся в техническом вузе (ТВ), и 1155 студентов, обучающихся в вузе физической культуры (ФВ). Все студенты были иногородними и проживали в общежитии.

Для оценки особенностей адаптации к обучению на первом курсе и, соответственно к новым условиям жизни, из медицинской документации студенческой поликлиники выкопировывали информацию о впервые зарегистрированных заболеваниях. При шифровке заболеваний руководствовались Статистической классификацией болезней, травм и причин смерти.

Заболеваемость изучалась за весь первый курс (как отражение напряженности адаптационного процесса) и за второй курс обучения (считая, что к началу обучения на втором курсе адаптация была завершена). Определялся уровень общей заболеваемости (в случаях на 1000 студентов) и структура заболеваемости (в процентах) по классам болезней и нозологическим формам.

С целью выявления особенностей вегетативного статуса студентов, имеющих в период обучения на первом курсе признаки дезадаптации, были исследованы вегетативный тонус и вегетативная реактивность (по реакции на пробу Данини-Ашнера и на холо-довую пробу).

На этом этапе исследования были сформированы три группы студентов, особенности заболеваемости которых свидетельствовали о выраженной дезадаптации на первом году обучения, при этом специфика вуза не учитывалась. Мы рассматривали заболевания, в патогенезе которых ведущая роль принадлежит нарушениям функций гипоталамо-гипофизарной системы, определяющим сценарий адаптации к факторам внешней среды [5-6, 8-9].

В первую группу (100 чел.) вошли студенты, у которых впервые были зарегистрированы нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы (главным образом, дисто-нии). Вторая группа состояла из 104 студентов с болезнями органов пищеварения (язвенная болезнь, гастрит, дискинезии и др.). Третья группа включала студентов (94 чел.), переболевших 3 и более раз в течение года болезнями органов дыхания (острые респираторные заболевания) и/или имевших осложненное течение (бронхиты, пневмонии, синуситы и др.).

Исследование вегетативного тонуса включало оценку распределения студентов выделенных групп по исходной характеристике (эйтония, симпатикотония, ваготония). Для установления числа лиц с синтоксической программой адаптации оценивали ваго-тропную реактивность (нормальная, повышенная и пониженная) по результатам пробы Данини-Ашнера, а для оценки симпатической реактивности, ответственной за реализацию кататоксической программы, проводили холодовую пробу.

Для оценки возбудимости парасимпатического отдела вегетативной нервной системы использовали пробу Данини-Ашнера. Выполняется проба следующим образом: после 3-4 глубоких вдохов обследуемый задерживает дыхание, и на высоте вдоха врач надавливает пальцами на закрытые глаза (в области внутренних верхних углов глазных яблок) в течение 3-4 сек. Давление на глазное яблоко вызывает через глазной нерв и центры продолговатого мозга возбуждение блуждающего нерва, который замедляет сердечные сокращения. Кроме того, рефлекс, вызываемый давлением на глазное яблоко, рас-

пространяется на центры, регулирующие дыхание и артериальное давление, что приводит к снижению последнего и изменению дыхания. Подсчет пульса проводят за 1 минуту до надавливания и спустя 1 минуту после надавливания. Оценка результатов пробы: нормальный тип - замедление пульса на 4-10 ударов в 1 мин; ваготонический тип - замедление пульса более чем на 10 ударов; симпатикотонический тип - учащение пульса.

При выполнении холодовой пробы в состоянии покоя у испытуемого на плечевой артерии трижды до получения стабильных цифр измеряют АД. Затем ему предлагают на 1 мин погрузить кисть правой руки (немного выше лучезапястного сустава) в воду температуры +4°С. АД измеряют сразу после прекращения холодового воздействия, а затем в начале каждой минуты в течение первых 5 мин восстановления и через каждые 3 мин последующего периода до момента регистрации АД, соответствующего исходным величинам. Механизм холодовой пробы заключается в том, что при опускании предплечья в холодную воду происходит рефлекторное сужение артериол и артериальное давление повышается, причем, тем больше, чем больше возбудимость сосудодвигательных центров. В норме систолическое давление быстро повышается на 10^25 мм рт. ст. При нарушении симпатической иннервации проба бывает отрицательной - артериальное давление не повышается. При дисфункции симпатической нервной системы артериальное давление повышается более чем на 25 мм рт. ст., что расценивается как положительная проба.

Для анализа полученных результатов пользовались традиционными методами статистики [1]. Показатели заболеваемости рассчитывали в случаях на 1000 чел; распределение - в процентах. Межгрупповое сравнение проводили по критерию Фишера. Был принят 95% уровень значимости (Р=3,85 и более).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные результаты продемонстрированы в таблицах 1-2.

Таблица 1

Заболеваемость студентов первого и второго курса, в сл. на 1000 студентов

Классы болезней Курс, группы, число студентов

1-й курс 2-й курс

ТВ ФВ ТВ ФВ

1525 1155 1525 1155

Абс. На 1000 Абс. На 1000 Абс. На 1000 Абс. На 1000

Инфекционные и паразитарные болезни 96 63,9 54 46,8 88 57,7 50 43,3

Новообразования 3 1,9 1 0,9 1 0,7 1 0,9

Болезни эндокринной системы, нарушения обмена веществ и расстройства питания 54 35,4 24 20,8 38 24,9 21 18,2

Болезни крови и кроветворных органов 9 5,9 6 5,2 8 5,2 5 4,3

Психические расстройства 45 29,5 25 21,4 20 13,1 12 10,4

Болезни нервной системы и органов чувств 51 34,4 32 27,7 52 34,1 34 29,4

Болезни органов дыхания 250 163,9 157 135,9 210 137,7 132 114,3

Болезни системы кровообращения 102 66,8 56 48,5 78 51,1 48 41,6

Болезни органов пищеварения 116 76,1 70 60,1 120 78,7 84 72,8

Болезни мочеполовой системы 84 55 70 60,1 70 45,9 67 43,2

Болезни кожи и подкожной клетчатки 157 102,3 142 122,9 160 104,9 145 125,5

Болезни костно-мышечной системы 134 87,9 123 104,5 130 85,3 110 103

Несчастные случаи отравления и травмы 70 45,9 128 110,1 72 47,2 96 83,2

Общая заболеваемость 1171 768,9 888 764,9 1047 686,5 805 690,1

* — достоверные различия между группами студентов соответствующего курса (значение критерия Фише-ра=3,85 и более)

Как следует из данных, представленных в таблице 1, достоверных различий между студентами технического и физкультурного вузов по уровню общей заболеваемости не было выявлено ни на первом (соответственно, 768,9 и 764,9 сл. на 1000), ни на втором курсе (686,5 и 690,1 сл. на 1000). Однако различия между первым и вторым курсом оказались достоверными для студентов каждой из когорт: 768,9 против 686,5 сл. на 1000 (технический вуз) и 764,9 против 690,1 сл. на 1000 (физкультурный вуз). Этот факт существенного снижения суммарного показателя заболеваемости, зарегистрированной по окончании второго курса, по сравнению с таковой ко времени окончания первого курса, свидетельствует о напряженности адаптационных процессов у приезжих студентов, обучавшихся на первом курсе.

Анализ структуры заболеваемости показал, что самыми распространенными были болезни органов дыхания, которые в структуре общей заболеваемости на первом курсе составляли в техническом и физкультурном вузе, соответственно: 21,3% и 17,3%, на втором - 20,1% и 16,4%, т.е. их вклад в общую в заболеваемость оставался прежним, хотя распространенность болезней этого класса менялась, соответственно: от 163,9 до 137,7 на 1000 и от 135,9 до 114,3 сл. на 1000. Далее в структуре общей заболеваемости (при исключении класса «Несчастные случаи, отравления и травмы» - специфического для физкультурников) на протяжении двух лет обучения располагались: «Болезни кожи и подкожной клетчатки», «Болезни костно-мышечной системы», «Болезни органов пищеварения» и «Болезни системы кровообращения».

На первом курсе по распространенности заболеваний различия между когортами оказались достоверными по четырем классам: «Болезни органов дыхания» (преимущественно - острые респираторные заболевания), «Болезни эндокринной системы, нарушения обмена веществ и расстройства питания» (преимущественно - ожирение), «Болезни системы кровообращения» (преимущественно - дистонии), «Несчастные случаи, отравления и травмы». Первые три класса болезней регистрировались достоверно чаще среди «технарей», а травмы, как и следовало ожидать - среди «физкультурников». По-видимому, различия по двигательному режиму и специфика учебной программы технического вуза (больше аудиторных занятий, сопряженных с интеллектуальной нагрузкой) и физкультурного вуза (больше занятий по избранному виду спорта и физическому совершенствованию), а, возможно и исходное состояние здоровья - отразились на структуре и уровне заболеваемости студентов.

В целом следует отметить снижение на втором курсе уровня общей заболеваемости и распространенности болезней изученных классов, по сравнению с первым курсом. На втором курсе достоверных различий между студентами технического и физкультурного вуза не было выявлено. Эти факты можно объяснить завершением периода адаптации к началу обучения на втором курсе. Таким образом, на первом этапе исследования установлена более высокая частота заболеваний, характеризующихся нарушением функций гипоталамо-гипофизарной системы, определяющей выбор стратегии адаптации к изменяющимся факторам внешней среды.

Второй этап исследования предусматривал выявление особенностей вегетативного статуса студентов, имевших в период обучения на первом курсе заболевания, которые чаще регистрировались и в патогенезе которых ведущая роль принадлежит нарушению работы гипоталамо-гипофизарной системы, определяющей программу адаптации к факторам внешней среды: болезни системы кровообращения (ССС), органов пищеварения (ЖКТ) и системы дыхания (ДС). В таблице 2 представлено распределение студентов с различными вариантами вегетативных дисфункций по оценкам исходного вегетативного статуса и результатов выполнения пробы Данини-Ашнера и холодовой пробы.

У всех обследованных, объединенных в одну группу, исходный вегетативный тонус распределился следующим образом: эйтония-симпатикотония-ваготония как 3:5:2 соответственно. Варианты ваготропной реактивности, определяемой с помощью пробы

Данини-Ашнера регистрировались с одинаковой частотой (30,2%, 35,2% и 34,6%), в то время как повышенная исходная симпатическая реактивность, определенная с помощью холодовой пробой, выявлена у половины всех обследованных (49%).

Таблица 2

Особенности вегетативного статуса при различных вариантах _вегетативной дисфункции, в процентах_

Показатель Группы, число обследованных студентов с данной дисфункцией, распределение (в процентах)

Клинический диагноз вегетативной дисфункции Достоверность различий

Всего ССС ЖКТ ДС Значение критерия Фишера

298 100 104 94

1 2 3 4 2-3 | 2-4 | 3-4

Исходный вегетативный тонус

Эйтония 30,0 29,0 40,4 20,2 2,93 2,03 9,76

Симпатикония 50,0 55,0 39,4 56,4 5,0 0,04 5,75

Ваготония 20,0 16,0 20,2 23,4 0,61 1,69 0,30

Ваготропная реактивность (Проба Данини-Ашнера)

Нормальная 30,2 30,0 41,4 17,0 2,87 4,62 14,73

Повышенная 35,2 26,0 26,9 27,7 0,02 5,70 0,39

Пониженная 34,6 44,0 31,7 55,3 3,28 17,87 16,97

Симпатическая реактивность (Холодовая проба)

Нормальная 29,5 44,0 24,0 20,2 9,24 12,99 0,42

Повышенная 49,0 29,0 55,8 63,8 15,34 24,68 1,33

Недостаточная 21,5 27,0 20,2 16,0 1,32 3,56 0,60

достоверные различия между группами (значение критерия Фишера = 3,89 и более)

Оценка изученных показателей вегетативного статуса в отдельных группах обнаружила некоторые различия между ними. Так, при сердечно-сосудистом варианте при начальной симпатикотонии после пробы Данини-Ашнера превалирует пониженная ваго-тропная реактивность (в 44% случаев) и нормальная симпатическая реактивность после холодовой пробы (44%).

Для желудочно-кишечной формы вегетативной дисфункции при исходной эйто-нии (40,4%) и симпатикотонии (39,4%), характерны согласно результатам холодовой пробы - повышенная симпатическая реактивность (55,8%) и нормальная ваготропная реактивность - после выполнения пробы Данини-Ашнера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При оценке исходного вегетативного статуса, переболевших 3 и более раз в течение года болезнями органов дыхания (острые респираторные заболевания) и/или имевших осложненное течение, отмечено преобладание симпатикотонии (56,5%), которая сохраняется и после выполнения холодовой пробы (55,8%). Соответственно, более чем у половины (55,3%) лиц с респираторным вариантом вегетативной дисфункции, зарегистрирована пониженная ваготропная реактивность.

При сопоставлении вегетативного статуса между студентами трех выделенных групп также были зарегистрированы некоторые различия (таблица 2). Так, число лиц с низким уровнем симпатикотонии в группе ЖКТ оказалось достоверно меньше, чем в группах ССС и ДС, соответственно: 39,%, 55,0% и 56,4%. Нормальная ваготропная реактивность (после выполнения пробы Данини-Ашнера) в группе ДС встречалась достоверно реже (17,0%), чем в группах ССС и ЖД (30,0% и 41,4%). По «пониженной» оценке ваготропной реактивности различия между всеми группами достоверны. Отмечены достоверные различия и по частоте нормальной и повышенной симпатической реактивности в группе ССС (44% и 29%) по сравнению с группами ЖКТ и ДС, соответственно: 24% и 55%, и 20,2% и 63,8%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение показателей заболеваемости студентов первого и второго курса двух вузов (технического и физкультурного), выявило ряд особенностей. Уровень общей заболе-

ваемости на первом курсе был выше, чем на втором, что свидетельствует о напряженности адаптационных процессов у студентов обоих вузов, обучавшихся на первом курсе. Ведущими были болезни органов дыхания (острые респираторные заболевания), уровень заболеваемости которыми в известной степени отражает уровень иммунитета и характеризует уровень адаптации. Снижение уровня общей заболеваемости и заболеваемости болезнями органов дыхания на втором курсе подтверждает завершение адаптации к обучению в вузе.

Можно предположить, что особенности учебных программ, исходное состояние здоровья, различный вклад занятий физической культурой и спортом в режим дня, отразились на достоверности различий в структуре заболеваемости. Среди студентов технического вуза достоверно чаще встречались «Болезни эндокринной системы, нарушения обмена веществ и расстройства питания» (преимущественно - ожирение), и «Болезни системы кровообращения» (преимущественно - дистонии). В физкультурном вузе достоверно чаще регистрировались травмы, занимая второе место в структуре заболеваемости студентов не только первого, но и второго курса.

Выявленные особенности заболеваемости подтверждают роль гипоталамо-гипофизарной системы, ответственной за реализацию адаптации к изменяющимся факторам внешней среды, в связи с чем были исследованы особенности вегетативного статуса трех групп студентов, имевших в период обучения на первом курсе болезни системы кровообращения, органов пищеварения и системы дыхания. Исходная симпатикотония и повышенная симпатикотоническая реактивность свидетельствуют о запуске кататоксиче-ской (резистентной) программы адаптации, неэкономичной, энергозатратной, приводящей к истощению защитных систем организма [5, 9]. При исходной ваготонии (в нашем исследовании у 20% обследованных) программа адаптации, согласно фактическим данным, должна была формироваться по толерантной стратегии, т.е. по синтоксиче-ской/экономной программе адаптации. В этих случаях, по-видимому, ведущую роль в патогенезе изученных заболеваний играют другие факторы. Полученные результаты подтверждают важность индивидуального подхода к выявлению причин и роли сопутствующих факторов в возникновении той или иной патологии.

Разнонаправленные различия изученных показателей между выделенными группами могут свидетельствовать о различном вкладе внутрисредовых (вегетативная регуляция и генетика) и внешнесредовых факторов (социальные условия, питание, занятия физической культурой и др.) в патогенез изученных заболеваний. Определение рангового места каждого из этих факторов позволит не только правильно формировать группы риска развития патологии в студенческой популяции, но и разрабатывать оптимальные подходы к профилактике часто встречающихся в этой среде заболеваний и программы эффективной реабилитации уже заболевших.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айвазян, С. А. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных / С. А. Айвазян, И. С. Енюков, Л. Д. Мешалкин. - М. : Финансы и статистика, 1983. - 286 с.

2. Баранов, А. А. Фундаментальные и прикладные проблемы педиатрии на современном этапе / А. А. Баранов, Л. А. Щеплягина // Российский педиатрический журнал. - 2005. - № 3. - С. 47.

3. Кулинский, В. И. Две стратегии выживания организма / В. И. Кулинский // Современное естествознание : энциклопедия : в 10 т. Т. 2 : Общая биология. - М. : Наука : Флинта, 1999. - С. 252-254.

4. Макарова, Н. О. Анализ показателей здоровья и физической подготовленности студентов старших курсов специальных медицинских групп / Н. О. Макарова // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и физической культуры личности в XXI веке: интеграция науки и практики : сб. науч. тр. по материалам 11-й Междунар. науч.-практ. конф. / Невинномысский гос. гуманитарно-техн. ин-т. - Невинномысск, 2012. - С. 111-116.

5. Физиология и патология гемостаза : монография / В.Н. Морозов, А.А. Хадарцев, В.Н. Драгомрай [и др.]. - Тула : Изд-во Тульского гос. ун-та, 2006. - 120 с.

6. Петрушкина, Н. П. Возрастная физиология / Н. П. Петрушкина, Е. В. Жуковская ; Уральский гос. ун-т физ. культуры. - Челябинск : [б.и.], 2010. - 300 с.

7. Романова, Н. А. Современный специалист / Н. А. Романова // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и физической культуры личности в XXI веке: интеграция науки и практики : сб. науч. тр. по материалам II-й Междунар. науч.-практ. конф. / Невинномысский гос. гуманитарно-техн. ин-т. - Невинномысск, 2012. - С. 161-165.

8. Таймазов, В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена (методы оценки и коррекции) : практ. руководство / В. А. Таймазов, Я. В. Голуб. - СПб. : Олимп, 2004. - 400 с.

9. Явление стимуляции синтоксических и кататоксических механизмов адаптации, находящихся в структурах гипоталамуса человека и животных : диплом за открытие № 301 от 7.02.2006 [Электронный ресурс] / А. А. Хадарцев, В. Н. Морозов, Ю. К. Гусак [и др.] // URL : http://medtsu.tula.ru/otk/2.pdf. - Дата обращения 30.09.2014.

REFERENCES

1. Aivazyan, S.A., Enukov I.S. and Meshalkin L.D. (1983), Applied statistics. The basics of modeling and data processing, publishing house "Finansy i statistika", Moscow.

2. Baranov, A.A. and Scheplyagina, L.A. (2005), "Fundamental and applied problems of Pediatrics at the present stage", Russian Journal of Pediatrics, No. 3, pp. 4-7.

3. Kulinskiy, V.I. (1999), "Two strategies for the survival of the organism", Modern natural history: an encyclopedia, Item "General biology", publishing house "Science", Moscow, Vol. 2, pp. 252-254.

4. Makarova, N.O. (2012), "Analysis of indicators of health and physical fitness of senior students of special medical groups", Actual problems of safety of vital functions and physical culture identity in the twenty-first century: the integration of science and practice, conference, Nevinnomyssk, pp. 111116.

5. Morozov, V.N., Hadartsev, A.A., Dragomray, V.N. (2006), Physiology and pathology of he-mostasis, publishing house "Tula State University", Tula.

6. Petrushkina, N.P. and Zhukovskaya, E.V. (2010), Age Physiology, publishing house "Ural-GUFK", Chelyabinsk.

7. Romanova, N.A. (2012), "Modern specialist", Actual problems of safety of vital functions and physical culture identity in the twenty-first century: the integration of science and practice, conference, Nevinnomyssk, pp. 161-165.

8. Taymazov, V.A. and Golub, Ya.V. (2004), Psycho-physiological state of the athlete (methods of estimation and correction), publishing house "Olimp", St. Petersburg.

9. Hadartsev A. A., Morozov V. N., Yu. K. Gusak (2006), The phenomenon of stimulation syntactic and the kata-toxic of the mechanisms of adaptation which are in structures of a hypothalamic of the person and animals: the diploma for opening No. 301 of 7.02.2006, available at: http://medtsu.tula.ru/otk72.pdf.

Контактная информация: Kolomiec_o@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.12.2014.

УДК 796.352

ВОСПРИЯТИЕ ЗВУКОВЫХ ОБРАЗОВ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ В ГОЛЬФЕ

Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, доцент, Московский городской педагогический университет (МГПУ)

Аннотация

Рассмотрены особенности слухового восприятия игровых действий в гольфе. Проведено два эксперимента: по оценке кинематических параметров игровых действий на слух и по воспроизведению игровых действий с эталонным звуком. Проведена оценка точности. Установлено, что развитие способности к воспроизведению игровых действий в гольфе на основе слуховых восприятий происходит быстро и эффективно.

Ключевые слова: звуковые образы, слуховые восприятия, гольф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.