УДК 94(510) DOI 10.17150/2500-2759.2018.28(4).719-723
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ФРОНТ В МАНЬЧЖУРСКОЙ ОПЕРАЦИИ В АВГУСТЕ 1945 ГОДА: ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ ДЕСАНТЫ, ПОГРАНИЧНИКИ, СМЕРШ, ФРОНТОВОЕ БРАТСТВО СОВЕТСКИХ, МОНГОЛЬСКИХ И КИТАЙСКИХ ВОИНОВ*
А. П. Суходолов, Ю. В. Кузьмин, М. П. Рачков
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Финансирование
Грант Российского фонда фундаментальных исследований 18-514-94002 МОКН_а «Национальные интересы России и Монголии в треугольнике отношений Россия — Монголия — Китай: проблемы, противоречия, сценарии»
TRANS-BAIKAL FRONT LINE IN MANCHURIA OPERATION IN AUGUST 1945: AIR FORCE, BORDER GUARDS, COUNTERAGENCY FOR SABOTAGE AND ESPIONAGE, FRONT LINE FELLOWSHIP OF SOVIET, MONGOLIAN AND CHINESE SOLDIERS**
Alexander P. Sukhodolov, Yuryi V. Kuzmin, Mikhail P. Rachkov
Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation
РЕЦЕНЗИИ REVIEWS
Acknowledgements
Grant of the Russian Foundation for basic research 18-514-94002 «National interests of Russia and Mongolia in the triangle between Russia — Mongolia — China: issues, contradictions, scenarios»
Сегодня растет интерес к военной истории России, особенно к истории ХХ в., наполненной героическими и трагическими страницами. Особое место в отечественной истории занимает Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и Вторая мировая война, решающую роль в которой сыграл Советский Союз, его вооруженные силы. Рецензируемая монография Н. В. Гордеева и С. А. Жданова посвящена истории Маньчжурской стратегической наступательной операции в августе 1945 г., в результате которой была разгромлена Квантунская
армия милитаристской Японии, что стало окончанием Второй мировой войны. Маньчжурской операции посвящено значительное число военно-исторических трудов, воспоминаний военачальников и участников операции, художественных произведений и кинофильмов. В данной книге в научный оборот вводятся новые исторические сведения о роли в этой операции Забайкальского фронта, его пограничных войсках, разведывательных органах, Смерше, фильтраци-онно-следственной работе среди японских военнопленных.
* Рецензия на книгу: Гордеев Н. В., Жданов С. А. Забайкальский фронт в Маньчжурской операции. Август 1945. — Чита : Экспресс-изд-во, 2018. — 122 с.
" Review of the book by N.V. Gordeev, S.A. Zhdanov. Trans-Baikal Front Line in Manchuria Operation. August 1945. — Chita : Express Publishing House, 2018. — 122 p.
© А. П. Суходолов, Ю. В. Кузьмин, М. П. Рачков, 2018
Авторы рассматриваемой книги, написанной в научно-популярной форме для массового читателя, являются крупными исследователями данной темы. Николай Васильевич Гордеев — доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии военных наук, автор многочисленных трудов по отечественной и военной истории России ХХ в., истории Сибири и Забайкалья. Сергей Анатольевич Жданов — генерал-лейтенант, кандидат исторических наук, автор работ по истории пограничных войск России и Забайкалья, в том числе монографии «Пограничники Забайкалья накануне и в годы Великой Отечественной войны» (2015).
Авторы книги являются сторонниками традиционного, классического прочтения истории Великой Отечественной войны и выступают против так называемого нового, или альтернативного, подхода к военной истории России, который заключается в дегероизации подвига советского народа в войне, акцентировании на ошибках военного руководства, репрессиях и т. п. По мнению Н. В. Гордеева и С. А. Жданова, «нельзя позволить фальсификаторам подвергнуть ревизии нашу российскую историческую правду и память о ней, которые необходимо отстаивать и оберегать всеми силами. Ибо в этом — истоки нашей мощи, нашей общей твердой веры в то, что мы способны защитить и обустроить нашу землю, как это делали наши отцы, деды и прадеды» (с. 4). Авторы использовали широкий круг исторических источников, в том числе оригинальных архивных материалов об участии пограничных войск в боевых действиях, взаимодействии войск Забайкальского фронта с вооруженными силами Монголии и Китая, разведывательных органах Забайкалья, деятельности Смерша.
Авторы считают неправомерными утверждения зарубежных и некоторых российских авторов, будто Советский Союз в одностороннем порядке нарушил советско-японский договор о ненападении 1941 г. и 9 августа вступил в войну с Японией, а также проводил внешнюю политику, отмеченную «наличием дуализма». Они пишут: «5 апреля 1945 г. СССР, выполняя решения Крымской конференции и свои союзнические обязательства перед США и Великобританией, расторг советско-японский договор о ненападении, заключенный в апреле 1941 г., и 9 августа вступил в состояние войны с Японией» (с. 6). В книге подчеркивается, что США и Великобритания еще в 1943 и 1944 гг. пытались вовлечь СССР в войну на Дальнем Востоке, что не отвечало военным интересам и возможностям наших вооруженных сил.
Маньчжурская стратегическая наступательная операция в августе 1945 г. (9 августа — 2 сентября) является выдающейся военной операцией советских войск на завершающем этапе Великой Отечественной и Второй мировой войны. Она была проведена на территории Маньчжурии, Внутренней Монголии и Северной Кореи (протяженность фронта по сравнению с советско-германским больше в почти в 2 раза) с минимальными потерями и в короткие сроки. Квантунская армия длительное время готовилась к военным действиям. Вблизи советских границ было создано 17 укрепленных районов, каждый из которых занимал 100 км по фронту и 50 км в глубину. Армия имела 31 пехотную дивизию, 9 пехотных и 2 танковых бригады, 2 воздушных армии, а также войска Маньчжоу-Го общей численностью 178 тыс. чел. Японское командование считало маньчжурский железобетонный пояс неприступным для противника.
В мае — июле 1945 г. началась перегруппировка советских войск с запада страны на Дальний Восток, и по Транссибирской железнодорожной магистрали было перевезено 136 тыс. вагонов с войсками и военными грузами, техникой и боеприпасами. Это было осуществлено скрытно для японской разведки (наступление советских войск ожидалось в сентябре — октябре 1945 г.). Ежедневно прибывало от 22 до 30 поездов, что потребовало напряженной работы забайкальских железнодорожников (с. 14).
9 августа войска Забайкальского фронта под командованием маршала Р. Я. Малиновского начали наступление на Хингано-Мук-денском направлении-на 1 700 км по фронту и 1 200 км в глубину. 12 августа 6-я гвардейская танковая армия стремительно преодолела хребты Большого Хингана в тяжелейших природных и климатических условиях гор и пустынь при отсутствии водных источников, преодолевая яростное сопротивление японских войск. 10 августа 1945 г. в войну с Японией вступила Монгольская Народная Республика, и совместное советско-монгольское наступление развивалось довольно успешно.
Японские войска оказывали ожесточенное сопротивление, среди личного состава было немало фанатиков-смертников. Авторы пишут, что «поскольку Хайларский укрепленный район с ходу взять не удалось, потребовалось создание специальной группы войск для ликвидации вражеского гарнизона. Группа была усилена отрядами пограничных войск. На это потребовалось девять дней. 18 августа после кровопролитных боев Хай-ларский укрепрайон, который японское ко-
мандование считало самым неприступным, был взят штурмом, а его командующий ге-нерал-лейтент Номура сдался в плен» (с. 16).
Советские войска за десять дней продвинулись на 600-700 км и лишили Квантун-скую армию способности к сопротивлению. Советское командование желало избежать дальнейшего кровопролития и ненужных военных потерь, разрушения населенных пунктов и прибегло к уникальному и рискованному военному действию — высадке воздушного десанта и группы парламентеров в крупные центры — Чанчунь, Мукден, Порт-Артур, Дальний.
Уникальная операция по высадке воздушного десанта и парламентеров была осуществлена в Чанчуне полковником И. Т. Артемен-ко. Японцы готовились жестоко расправиться с советскими парламентерами, и только решительные действия небольшой группы десанта и парламентеров, а также готовые к бомбардировке японского гарнизона советские самолеты, находившиеся в воздухе над городом, предотвратили расправу. (В Чите в 2016 г. были переизданы воспоминания И. Т. Артеменко о данной операции. Всем интересующимся этими событиями в августе 1945 г. мы рекомендуем прочесть его книгу «Забайкальцы за Хинганом».) Это еще раз подчеркивает различие военной стратегии СССР и США, которые осуществили атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки, не вызванную военной необходимостью. Российское командование избежало массовой гибели военных с обеих сторон, осуществив операции по принуждению противника к капитуляции и миру.
Специальная глава рецензируемой книги посвящена боевым действиям пограничных войск Забайкальского округа (с. 25-39). Эта тема является предметом специальных исследований С. А. Жданова и сферой его профессиональной деятельности. В книге представлены военные операции Даурского, Нерчинскозаводского, Джалиндинского пограничных отрядов. Пограничники ликвидировали 5 пограничных полицейских отрядов, 4 опорных пункта укрепрайона, 38 малых пограничных отрядов, 3 пограничных поста, взяли в плен 541 солдата и офицера противника (с. 26). Они создали свыше 100 штурмовых отрядов, действовавших на самых сложных участках Забайкальского фронта. Авторы приводят в работе многочисленные примеры героизма и самопожертвования забайкальских пограничников, которые обеспечили регулярным частям фронта успешный переход границы, вели борьбу
с отдельными японскими группами, пресекали действия японской агентуры, наводили порядок на освобожденных территориях Маньчжурии. Всего оперативно-розыскными группами в Маньчжурии было задержано 812 кадровых сотрудников японской разведки, 1 037 агентов жандармерии и полиции, 122 диверсанта(с.37).
Н. В. Гордеев и С. А. Жданов не согласны с утверждениями некоторых авторов об ошибках и просчетах пограничной разведки, приведших к серьезным потерям при штурме Хайларского укрепрайона (с. 37). По их мнению, это было связано с несогласованностью в деятельности штабов, а также стремительностью наступления войск и недостатком времени для принятия оперативных решений.
Пограничники сыграли значительную роль в охране тыла действующей армии, ликвидации японских «летучих отрядов», очищении приграничной территории Маньчжурии от диверсионных групп противника, выявлении японской агентуры и ее ликвидации. Охрана границы полностью ложилась на плечи российской стороны, а в условиях экономических трудностей в Маньчжурии, деятельности различных банд, массовых реквизиций революционными китайскими войсками продовольствия и имущества происходили нарушения границы.
С окончанием боевых действий пограничники стали контролировать массовое перемещение войск и военных грузов, а также японских военнопленных через границу, пресекали переход границы японцами, бежавшими из лагерей, занимались фильтраци-онно-следственной работой среди японских военнопленных. В августе большая группа высокопоставленных японских пленных и интернированных чиновников была направлена под Читу, в Молоковку на спецобъект № 30, в том числе и последний император Китая Пу И.
Глава книги «Смерш» в разгроме Кван-тунской армии» посвящена малоисследованному вопросу в истории Маньчжурской операции. Гриф секретности пока не снят с ряда архивов, в которых хранится информация об операциях этого уникального высокоэффективного формирования вооруженных сил.
Военные контрразведчики в приграничных районах Забайкалья и Дальнего Востока задержали и обезвредили около 2,5 тыс. агентов японской разведки, прошедших длительную подготовку в школах японских военных миссий в Маньчжурии и Харбине. В мае — июне эти миссии направили на узловые станции Забайкалья маршрутные группы и одиночных разведчиков для выявления численности пере-
ф
п ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч
2 О
2 ,
Z
ю
О
7 -
7
N Ы
возимых советских войск и боевой техники. Было задержано 16 японских агентов (с. 43).
На освобожденной территории Маньчжурии к окончанию боевых действий было выявлено и арестовано 5 484 агента и сотрудника разведки противника, 1 303 руководителя и активиста антисоветских эмигрантских организаций, более 1 000 сотрудников японских консульств, участников фашистских организаций. Контрразведчики Смерша в тылу противника собирали информацию о дислокации войск, крупных оборонительных сооружениях, деятельности японских спецслужб. Более 100 разведчиков Забайкалья попали в сети японской контрразведки (с. 51). По неполным данным, только в 1943-1945 гг. в Маньчжурии погибло 43 советских агента. Сказывалась их недостаточная подготовка, несоблюдение ими правил конспирации и эффективная контрразведка японцев.
В мае 1945 г. для проведения Маньчжурской операции был направлен заместитель начальника Смерша генерал-лейтенант И. Я. Бабич с 30 опытными контрразведчиками, затем прибыло 170 руководящих работников контрразведчиков, имеющих опыт фронтовой деятельности, что резко улучшило качество и результаты работы.
По оценке авторов книги, «на некоторых архивных документах, содержащих информацию по истории «Смерша», гриф секретности еще остался, для многих смершевцев война не окончена. Предстоит в полном объеме исследовать правду о создании и деятельности этого формирования, оставившего особый след в летописи военной истории России; вернуть из небытия имена несправедливо забытых или оклеветанных героев, попавших под молох хрущевской «десталинизации» и проводившейся в 1959 г. чистки органов госбезопасности» (с. 53). В работе рассказано о конкретных трагических судьбах крупных военных котрразведчиков: П. В. Зеленина, А. А. Романова, С. А. Гоглидзе.
Авторы специально уделили внимание участию в боевых действиях Забайкальского фронта вооруженных сил Китая и Народно-революционной армии МНР, которые приняли активное участие в разгроме Кван-тунской армии. Наступление войск Забайкальского фронта было очень своевременным для руководимых коммунистами соединений в Северо-Восточном Китае, которые испытывали серьезные трудности и были окружены японскими войсками. 11 августа подразделения 8-й НРА развернули широкомасштабное наступление, и в районе Жэхэ войска Забайкальского фронта вошли в соприкосновение
и взаимодействие с народно-освободительными войсками Китая. В боях также активно участвовала советско-монгольская Кон-но-механизированная группа под руководством генерал-полковника И. А. Плиева. По просьбе китайского командования им были переданы огромные запасы трофейного оружия. Для разоружения японских гарнизонов, продолжавших сопротивление после приказа о капитуляции, были созданы совместные отряды Забайкальского фронта, которые действовали согласованно с китайской армией.
Конно-механизированной группе советско-монгольских войск предстояло овладеть Долоннором и затем начать наступление на г. Жэхэ. За три дня предстояло с боями пройти 300 км по пескам Гоби. Разгромили кавалерийские дивизии Дэвана, преодолели Большой Хинган, с боями прорвались через сильные японские укрепления и штурмом взяли укрепрайон, 22 августа вошли в Калган. Как пишут Н. В. Гордеев и С. А. Жданов, «прирожденные кавалеристы, монгольские цирики на своих выносливых конях без труда ориентировались в бескрайних степях с редким населением и колодцами под палящим зноем. Все это значительно помогало успешному совершению рейдов КМГ по 700-900 км» (с. 72).
В Китае севернее Хайлара на местах боевых действий сооружен грандиозный музей «Парк памяти мировой антифашистской войны», который символизирует интернациональное единение русского, китайского и монгольского народов против японского милитаризма.
Время все дальше отодвигает от нас события Великой Отечественной войны, новые поколения все меньше знают о трагических и героических страницах военной истории России, когда наша страна отстояла свои национальные интересы, а также выполнила благородную миссию по освобождению народов Азии от японского порабощения и завершила Вторую мировую войну. Военные события на Дальнем Востоке находятся в тени военных событий на западном театре, Маньчжурская стратегическая операция и участие в ней войск Забайкальского фронта нуждаются не только в углубленном научном исследовании, но и в популяризации этой героической страницы нашего Отечества. Надеемся, что книга Н. В. Горде-ева и С. А. Жданова «Забайкальский фронт в Маньчжурской операции. Август 1945» будет интересна любителям истории, преподавателям гуманитарных дисциплин и истории, а также молодому поколению, от которого зависит выбор дальнейшего пути развития России.
Информация об авторах
Суходолов Александр Петрович — профессор, ректор, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Кузьмин Юрий Васильевич — доктор исторических наук, профессор, кафедра мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, е-mail: [email protected].
Рачков Михаил Парфирьевич — доктор экономических наук, профессор, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Authors
Alexander P. Sukhodolov — Professor, Rector of Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
Yuryi V. Kuzmin — D. Sc. in History, Professor, Department of World Economy and Economic Security, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected].
Mikhail P. Rachkov — D. Sc. in Economics, Professor, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: RachkovMP@ bgu.ru.
Для цитирования
Суходолов А. П. Забайкальский фронт в Маньчжурской операции в августе 1945 года: военно-воздушные десанты, пограничники, Смерш, фронтовое братство советских, монгольских и китайских воинов / А. П. Суходолов, Ю. В. Кузьмин, М. П. Рачков // Известия Байкальского государственного университета. — 2018. — Т. 28, № 4. — С. 719— 723. — DOI: 10.17150/2500-2759.2018.28(4).719-723. — Рец. на кн.: Гордеев Н. В., Жданов С. А. Забайкальский фронт в Маньчжурской операции. Август 1945. — Чита : Экспресс-изд-во, 2018. — 122 с.
For Citation
Sukhodolov A. P., Kuzmin Yu. V., Rachkov M. P. Trans-Baikal Front Line in Manchuria Operation in August 1945: Air Force, Border Guards, Counteragency for Sabotage and Espionage, Front Line Fellowship of Soviet, Mongolian and Chinese Soldiers. Izvesfiya Bayka'skogo gosudarstvennogo universifefa = Bulletin of Baikal Sfafe University, 2018, vol. 28, no. 4, pp. 719-723. DOI: 10.17150/2500-2759.2018.28(4).719-723. (In Russian).