Научная статья на тему 'За веру православную и любовь к Родине: к портрету протоиерея Григория Прозорова'

За веру православную и любовь к Родине: к портрету протоиерея Григория Прозорова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семинария / академия / политехнический институт / протоиерей / «Русское собрание» / революция / эмиграция / приход / seminary / academy / Polytechnic institute / archpriest / Russian Assembly / revolution / emigration / parish

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ряполов Владимир Николаевич

Цель статьи заключается в том, чтобы на основе биографии протоиерея Григория Яковлевича Прозорова показать борьбу русских патриотических сил с зарождающимися оппозиционными движениями. В Киеве он трудился на должности профессора политехнического института, а также служил священником в Софийском соборе, где стал известен не только как преподаватель Закона Божия, но и как педагог и миссионер. В 1904 г. отец Григорий вошел в «Русское собрание» в Киеве, в составе которого в годы революции 1905 г. и в последующее время боролся за веру православную и Родину. После революции 1917 г. протоиерей Григорий Прозоров покинул Киев, а в 1920 г. Россию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ряполов Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For the Orthodox Faith and Love of the Motherland: to the Portrait of Protoiereus Gregory Prozorov

The relevance of the article lies in the events taking place in Ukraine today. A hundred and ten years ago, the city of Kiev was the center of concentration of Russian identity in Russia. The purpose of the article is to show the struggle of Russian Patriotic forces with emerging revolutionary events based on the biography of Archpriest Grigory Prozorov. Born in the Voronezh province, he graduated from the Voronezh Theological Seminary, then the Kiev Theological Academy. In Kiev, he became a Professor at the Polytechnic Institute and a priest at St. Sophia Cathedral, where he became famous not only as a teacher of the Law of God, but also as a teacher and missionary. In 1904, he joined the Kiev “Russian Assembly”, where during the revolution of 1905 and in subsequent years, he fought against lack of spirituality for the Orthodox faith and love for the Motherland. After the revolution of 1917, Archpriest Grigory Prozorov left Kiev in 1919 and Russia in 1920. In exile, he served in a number of parishes in Serbia, and since 1921 in Germany, as a priest of the Moscow Patriarchate. Archpriest Grigory Prozorov died on June 29, 1942 in Berlin at the age of 78. He was buried on July 1, 1942 at the Berlin Orthodox cemetery Tegel.

Текст научной работы на тему «За веру православную и любовь к Родине: к портрету протоиерея Григория Прозорова»

DOI: 10.24411/2686-9497-2020-10023

В. Н. Ряполов

За веру православную и любовь к Родине: к портрету протоиерея Григория Прозорова

Аннотация:

Цель статьи заключается в том, чтобы на основе биографии протоиерея Григория Яковлевича Прозорова показать борьбу русских патриотических сил с зарождающимися оппозиционными движениями. В Киеве он трудился на должности профессора политехнического института, а также служил священником в Софийском соборе, где стал известен не только как преподаватель Закона Божия, но и как педагог и миссионер. В 1904 г. отец Григорий вошел в «Русское собрание» в Киеве, в составе которого в годы революции 1905 г. и в последующее время боролся за веру православную и Родину. После революции 1917 г. протоиерей Григорий Прозоров покинул Киев, а в 1920 г. Россию. Ключевые слова: семинария, академия, политехнический институт, протоиерей, «Русское собрание», революция, эмиграция, приход

Чуть больше ста лет назад Киев представлял собой средоточие русского национального самосознания, являлся воистину «матерью городов русских». Одной из центральных фигур русского национального движения на Украине был в то время председатель «Русского собрания» в Киеве, член Киевского клуба русских националистов (далее — ККРН), профессор богословия Киевского политехнического института протоиерей Григорий Яковлевич Прозоров, проявивший верность стране и Церкви не только в Киеве, но и в изгнании, за границей.

Родился будущий профессор и иерей 21 января 1864 г. в селе Солдатское Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии в семье причетника (псаломщика). Следуя примеру родителя, в 1880 г. Григорий Яковлевич поступил в Воронежскую духовную семинарию. На вступительных экзаменах он показал достойный уровень знаний, вследствие чего был принят на казенное содержание [3, № 18, 1880, с. 308], что явилось большим подспорьем для семьи, учитывая скудное жалованье отца. Учился Григорий прилежно и был в числе первых студентов курса. Невзирая на трудное материальное положение, он часто жертвовал на ученическую библиотеку небольшие, но достаточно значимые для бедного семинариста суммы. Обычно они составляли 20 к. [3, № 4, 1883, с. 101; № 14, 1883, с. 469; № 20, 1883, с. 796], а иногда и 50 к. [3, № 4, 1884, с. 70].

В 1884 г. в числе выпускников 57-го выпуска Прозоров завершил обучение в семинарии по первому разряду [5, с. 184]. По результатам выпускных экзаменов он был рекомендован для поступления в Киевскую духовную академию [3, № 13, 1884, с. 398], которую окончил в 1888 г. со степенью кандидата богословия и с правом получить степень магистра [4]. В этом же году Григорий Яковлевич был назначен законоучителем Коростышевской учительской семинарии, а 16 октября рукоположен в сан иерея, став одновременно и настоятелем домовой Андреевской церкви при этой же семинарии, о чем имеется информация в «Киевских епархиальных ведомостях» (далее — «КЕВ»): «16 октября 1888 г. кандидат богословия Киевской духовной академии Григорий Прозоров рукоположен во священника к домовой церкви Коростышевской учительской семинарии» [10, № 41, 1888, с. 626].

В июне 1890 г. отец Григорий был перемещен на должность законоучителя Киевского реального училища с причислением к Софийскому собору. С этого же года в течение семи последующих лет священник исполнял обязанности законоучителя в ряде учебных заведений Киева, где проявил себя как талантливый педагог. Так, в «КЕВ» за январь 1891 г. имеется распоряжение: «По Киевскому женскому училищу духовного ведомства определены: 9 января, священник, кандидат богословия Григорий Прозоров — законоучителем 4-го, 5-го и 6-го параллельных классов...» [10, № 2, 1891, с. 19], где он преподавал с 11 сентября 1890 г. [10, с. 70].

В 1892 г. отец Григорий участвовал в создании проектного «Положения о Лебединском женском (профессиональном) училище при Лебединском женском монастыре Киевской епархии» [10, № 12, 1892, с. 161]. Как священник церкви реального училища, отец Григорий был внесен Киевской консисторией в расписание по прочтению проповедей собственного сочинения в воскресные и праздничные дни в кафедральном соборе Киева. Так, например, его проповеди звучали 31 января 1893 г. на мясопустную Неделю [10, № 23, 1892, с. 293], 20 ноября 1894 г. — в 24-ю Неделю по Пятидесятнице [10, № 23, 1893, с. 277], 10 марта — в 5-ю Неделю Великого поста, 24 ноября 1895 г. — в 28-ю Неделю по Св. Троице [10, № 24, 1895, с. 288, 291]. То же самое было в 1897 г. [10, № 1, 1897, с. 4], в 1898 г. [10, № 23, 1897, с. 351] и т. д. В эти же годы отец Григорий принимал участие в работе Киевского общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православия, где он был делопроизводителем совета и на каждом торжественном годичном собрании общества делал отчет за предыдущий год [10, № 4, 1896, с. 147].

Отец Григорий занимался не только делопроизводством, но и проводил чтения. В 1895 г. он провел чтения в Старокиевской Сретенской церкви «О Кресте и самоотречении», «О смиренной вере и гордом разуме»,

«О Промысле Божием и чудесах», «О грехе — причине болезней»; в амбулатории графини С. С. Игнатьевой — «О семье, школе и храме Божием как средствах для христианского воспитания детей» и т. д. [10, № 4, 1896, с. 152, 158-159]. В 1897 г. отец Григорий, как член общества, выступил с торжественным «Словом в день освящения храма на Юрковице, устроенного Киевским обществом просвещения в духе Православной Церкви», которое было опубликовано в № 24 «КЕВ» за этот год [10, № 24, 1897, с. 1067-1072].

Активная деятельность отличила отца Григория и способствовала его назначению 9 октября 1898 г. на должность преподавателя богословия в Киевском политехническом институте, где он выступил с «Речью перед молебном в Киевском политехническом институте императора Александра II при открытии учебных занятий». Речь была опубликована в № 21 «КЕВ» за этот же год [10, № 21, 1998, с. 921-930].

Как преподаватель Закона Божия в институте отец Григорий был назначен читать проповедь собственного сочинения 7 марта 1899 г. в Киевском кафедральном соборе [10, № 24, 1898, с. 414]. В стенах этого института он стал профессором богословия. В эти годы Григорий Прозоров занимался не только преподаванием, но и со всей свойственной ему энергией отдавался общественно-просветительской и миссионерской деятельности. Он читал лекции по богословию на высших женских медицинских курсах, в 1909 г. был назначен членом благочиннического совета 1-го округа города Киева [10, № 28, 1909, с. 366], председательствовал в совете 1-го Киевского женского училища духовного ведомства, в 1914 г. избирался председателем совета Киевского Свято-Владимирского уездного братства [10, № 28, 1909, с. 211].

С самого основания в 1893 г. Киевского общества распространения религиозно-нравственного просвещения отец Григорий был его активным участником, с 15 декабря 1893 г. исполнял обязанности делопроизводителя, с апреля 1902 г. — товарища председателя, а с сентября 1907 по 1912 г. — председателя. Как член общества, священник постоянно не только представлял отчетные доклады по результатам годовой работы, но и выступал со словом при открытии нового проповеднического года. Так, 24 сентября 1900 г. он выступил на литургии в Киево-Сретенской церкви. Его слово было напечатано в «КЕВ» за этот же год [10, № 20, 1900, с. 869-877].

Результаты деятельности общества производят впечатление: за годы его существования в разных местах Киева было устроено до 6 000 чтений, напечатано и роздано народу более 2 млн листков и брошюр религиозно-нравственного и историко-патриотического содержания. Кроме того, были построены и принесены в дар бедным жителям юрковицкой окраины храм и школа, а также положено начало церковно-народному любительскому

хору. За свою деятельность в должности председателя в 1912 г. отец Григорий был награжден золотым наперсным крестом.

В январе 1901 г. националистически настроенная интеллигенция, состоявшая из писателей и публицистов, не согласных с идеями набирающего в то время влияние либерального движения, создала кружок «Русское собрание», целью которого было изучение явлений русской и славянской народной жизни, разработка вопросов словесности, охрана чистоты и правильности русской речи, создание библиотек. К 1903 г. «Русское собрание» значительно расширило свои ряды. Ему покровительствовал сам император Николай Александрович. Начавшаяся в 1904 г. Русско-японская война подняла патриотические настроения и способствовала росту организации и появлению ее отделов во многих городах России, в том числе в Киеве. В этом-то году отец Григорий и вошел в состав Киевского отдела «Русского собрания». А вот события, произошедшие в Киеве спустя год в ходе русской революции 1905 г., дали священнику возможность переосмыслить окружающую действительность, увидеть, что Россия готова свалиться в бездну бездуховности и что существуют силы, готовые подтолкнуть ее к этому.

1 декабря 1908 г. отец Григорий выступил на общем собрании отдела с речью, призывающей к объединению всех патриотических сил: «В наше время, более чем когда-либо прежде, необходимо единодушие добрых русских сил. Полоса безумия, нависшая над нашей родиной, далеко еще не прошла. Бесы, набросившиеся на русскую землю и замутившие в ней все, продолжают свое разрушительное дело и работают, хотя не так открыто и дерзко, как два-три года назад, зато еще с большим озлоблением и коварством... Предки наши переживали всякие невзгоды и побеждали русскою силой, объединяясь и воодушевляясь православной верой и любовью к родине. Эту силу нужно собирать, объединять и воодушевлять... Но как и чем? Снять с нее пелену инородческую и лечить от бреда космополитического, показывая достоинство и силу национального гения в родной истории, словесности, науке, искусстве, песне, политике и во всем, без самообольщения, но и без самооплевания» [8, с. 418].

3 декабря 1908 г. после выхода в отставку Б. М. Юзефовича отец Григорий был избран председателем Киевского отдела «Русского собрания» [9, с. 251]. Во время пребывания Николая II в Киеве в честь празднования 200-летия Полтавской битвы [10, № 27, 1909, с. 625-631] 28 июня 1909 г. он приветствовал государя на вокзале от лица всех патриотических организаций, а 16 декабря получил Высочайшую благодарность за руководство добровольной охраной из членов патриотических организаций во время пребывания царя в столице Украины.

В эти насыщенные событиями годы отец Григорий не забывал о вопросах воспитания и духовного образования учащихся школ. 26 февраля 1908 г.

он выступил с докладом в Киевском педагогическом обществе имени Ушин-ского «О религиозном обучении и воспитании в средней школе министерства народного просвещения», который стал циркуляром Киевского учебного округа и был опубликован во многих епархиальных ведомостях империи, в том числе и Воронежских [3, № 9, 1908, с. 943-954].

В 1909 г. отец Григорий был избран гласным Киевской городской думы, где представлял духовное сословие и активно добивался решения важных для него вопросов. С 1 августа 1909 г. священник был зачислен в штат Софийского кафедрального собора [10, № 25, 1909, с. 318].

Протоиерей Прозоров принимал участие в движении русских националистов. 6 апреля 1908 г. он стал членом-учредителем и членом комитета Киевского клуба русских националистов, но в конце 1913 г. вышел из его состава. В эти годы отец Григорий активно работает в предвыборной кампании в IV Государственную думу. Он входит в состав временного комитета для созыва и организации съезда русских избирателей, борясь за то, чтобы не случайные люди, а только патриотически настроенные депутаты представляли Киев. 2 сентября 1912 г. на общем собрании русских избирателей он заявил: «Готовясь к выборам, нужно тщательно знать, кто враг, какие у него силы, точно подсчитать свои силы, собрать их и объединить. Наши силы — все русские киевляне, на знамени которых написано: "За веру православную, за Царя — помазанника Божия, даровавшего России Государственную Думу, за господствующее положение русского народа в созданном им государстве". Наши враги — недавние "освободители", ныне называющие себя прогрессистами, — эти кадеты, с идущими за ними трудовиками и другими революционерами и вдохновляющими их инородческими группами. Пагубное заблуждение, будто революция ведет к свободе, равенству и братству, вкладывается нам еще на школьной скамье; между тем, свобода, равенство и братство, в возможной для человеческой жизни степени, являются результатом работы общественных групп, диаметрально противоположных революционным» [8, с. 419].

По поручению ККРН отец Григорий занимался подготовкой празднования 300-летия дома Романовых, привлекая при этом все патриотические силы Киева. С февраля 1914 г. он стал членом совета Киевского отдела Всероссийского национального союза, на открытии которого произнес следующие слова: «С радостью и братскою любовию приветствую открытие Киевского отдела Всероссийского национального союза, объединяющего всех добрых русских людей. Русское государство создалось национальными силами, и когда они выступают на первом плане, то Россия преуспевает во всех сторонах своей жизни. Киевский отдел Всероссийского национального союза, взяв на себя высокую задачу путем русского печатного слова воспитывать настоящих русских людей — национальную русскую силу

и образовав торгово-промышленные предприятия, уяснять также обществу ту мысль, что наши русские деньги должны быть направлены на сторону государственно-национальную — в интересах русского же народа. Преуспевая в этих главнейших факторах нашей жизни — умственной и экономической, — мы и можем создать великую, могучую, счастливую и православную Россию» [8, с. 419].

Необходимо упомянуть и о наградах отца Григория, полученных им до переломного 1917 г.:

1. В 1892 г. Указом Святейшего Синода «27 июня награжден набедренником законоучитель киевского реального училища священник Григорий Прозоров» [10, № 14, 1892, с. 182].

2. «Ко дню священного коронования Их Императорских Величеств (14 мая 1896 г.) удостоены от его высокопреосвященства награждения ску-фьею следующие священники киевской епархии: Александро-Невской церкви киевского реального училища Григорий Прозоров...» [10, № 10, 1896, с. 133].

3. «Определением Святейшего Синода от 11/19 апреля сего года [1900] за № 1483 нижеследующие лица духовного звания удостоены награждения за заслугу по духовному ведомству к 6 мая текущего года: камилавкою — законоучитель Киевского реального училища, священник Григорий Прозоров...» [10, № 10, 1900, с. 189]1.

4. «1903 г. Список лицам духовного звания, кои Святейшим Синодом удостоены награждения за заслуги по духовному ведомству ко дню рождения Его Императорского Величества: <...> в) наперсным крестом от Святейшего Синода выдаваемым — преподаватель Богословия Киевского политехнического института, священник Григорий Прозоров...» [10, № 11, 1903, с. 304].

5. «1907 г. Государем Императором к 6 числу сего мая Всемилостивей-ше пожалованы орденами следующие лица: Св. Анны 3 степени протоиереи: Александро-Невской при Киевском реальном училище церкви Григорий Прозоров...» [10, № 19, 1907, с. 226].

6. В списке лиц, пожалованных к 6 мая 1909 г. по Киевской епархии орденом Св. Анны 2-й степени, значится преподаватель богословия в Киевском политехническом институте Григорий Прозоров [10, № 20, 1909, с. 238].

7. В синодике кавалеров ордена Святого князя Владимира значится: «Прозоров Григорий,протоиерей, Киевская епархия, Киево-Софийский

1 В момент награждения отец Григорий уже служил преподавателем Закона Божия в Киевском политехническом институте. Видимо, представление к награде в Святейший Синод было направлено до его перевода на должность преподавателя (прим. авт.).

кафедральный собор, Киевская губерния, г. Киев, 06.05.1912, орден 4 ст. "За службу по епархиальному ведомству"; Прозоров Григорий, протоиерей, Киевская епархия, Киево-Софийский кафедральный собор, Киевская губерния, г. Киев, 06.05.1916, орден 3 ст. "За службу по епархиальному ведомству"» [13, с. 454].

События 1917 г. протоиерей Прозоров встретил в Киеве. Отречение Николая II от престола, захват власти большевиками, мученическая смерть митрополита Киевского Владимира и многих русских священников, которых лично знал отец Григорий, не оставили ему никакой надежды на будущее. После упразднения 19 февраля 1919 г. должности преподавателя богословия в политехническом институте протоиерей Прозоров еще несколько месяцев служил в Софийском соборе, затем с семьей покинул Киев.

11 ноября 1919 г. отец Григорий перебрался на юг России, в Новороссийск, где попытался наладить церковную жизнь среди частей белой армии. Об этом в своем письме к графу В. В. Мусин-Пушкину от 1 февраля 1920 г. упоминал будущий Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Антоний (Храповицкий): «Проповедническая деятельность и приходская организуется довольно энергично протоиереем Прозоровым.» [1, с. 215].

Однако спустя полгода, 14 апреля 1920 г., отец Григорий покинул родину и эмигрировал из Новороссийска в Сербию [12, с. 384], где поступил на службу в сербский православный приход в городе Ужице, а в 1921 г. перешел на должность законоучителя Харьковского девичьего института имени императрицы Марии Федоровны, эвакуированного из Одессы также в Сербию [6].

В этом же году священник переехал в Германию, где стал служить в посольской церкви в Берлине. Однако это продолжалось недолго: как только немецкое правительство признало власть большевиков, здание посольства вместе с храмом было передано советскому правительству. Поэтому вскоре отец Григорий вместе с архимандритом Тихоном (Лященко), бывшим инспектором Киевской духовной академии, перешел в домовый храм при русско-немецкой гимназии пастора Мазинга, бывшего настоятеля Аннен-кирхе в Петербурге. Пастор открыл гимназию вместе с интернатом на На-ходштрассе и выделил небольшое помещение, где была организована уютная церковка [7, с. 383].

Вообще, первые русские приходы появились в Германии еще в XVIII в., но число их было невелико. Как правило, это были посольские церкви в небольших немецких государствах, и в течение двух столетий количество приходов не увеличивалось из-за малого количества православных верующих. Однако ситуация сильно поменялась к началу XX в., что было связано с массовым исходом русского населения из страны в связи с захватом власти

большевиками, красным террором и гражданской войной. По данным Федерального архива в Берлине и Российского государственного военного архива, к началу 1920-х гг. наших соотечественников в Германии насчитывалось более 200 тыс. человек. Со временем часть покинула страну, и, по подсчетам гестапо, в 1935 г. в Третьем рейхе проживало 80 тыс., а по сведениям Министерства церковных дел в 1936 г. — примерно 100 тыс. русских [14, с. 184].

Не имея единой организации и руководства, русское православное духовенство, оказавшееся в Европе, в ноябре 1921 г. провело Первый Все-заграничный Русский Церковный Собор в Сремских Карловцах (Сербия), где родилась Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ). Во главе ее был учрежден Архиерейский Синод, Первоиерархом которого был избран митрополит Антоний (Храповицкий). Участие в работе этого Собора принимал и отец Григорий [6].

Объединению Церкви, к сожалению, сопутствовали и такие явления, как внутренняя борьба, сепаратизм, нежелание некоторых иерархов подчиняться решениям Архиерейского Синода, вследствие чего и произошло выделение ряда епархий из состава РПЦЗ. Среди выделившихся оказался митрополит Евлогий (Георгиевский), создавший Западно-Европейскую епархию с центром в Париже. Ему подчинялся и ряд приходов в Германии. Таким образом, в 1926 г. отец Григорий Прозоров оказался в юрисдикции митрополита Евлогия и вынужден был покинуть приход, устроенный пастором Мезингом, так как тот перешел в ведение Синода РПЦЗ. Митрополиту Евлогию удалось устроить церковь в наемном помещении, где и служил протоиерей Прозоров.

Сам владыка Евлогий впоследствии вспоминал: «После Карловацкого Собора 1926 г. он [епископ Тихон (Лященко)] стал ожесточенным моим противником и грубо вытолкал моих священников из церкви на Находштрассе. Произошла эта постыдная сцена перед всенощной. Священники о. Григорий Прозоров и о. Павел Савицкий должны были служить. О. Савицкий стоял уже у престола; вошел епископ Тихон — и со всего размаху оттолкнул его. Нам пришлось с Находштрассе уйти и устроиться на новом месте. Мы сняли маленькое, скромное помещение. Приход захирел. О. Савицкий ушел в школьные законоучители, а о. Прозоров, бывший профессор Политехникума, неактивный, придавленный революцией, оживить приходской жизни не мог. При моем втором столкновении с митрополитом Сергием Московским он меня покинул и перешел к митрополиту Елевферию1» [3, № 4, 1884, с. 384].

Так, в 1930-е гг. из-за внутрицерковных трений православные общины в Германии не имели единого управления и принадлежали к трем

1 Управляющий Русской Православной Церковью Московского Патриархата в Западной Европе.

юрисдикциям: Московскому Патриархату, Русской Православной Церкви Заграницей с центром в Сремских Карловцах и временному экзархату Вселенского Патриарха на территории Европы с центром в Париже во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским). Единственной общиной Московского Патриархата в Берлине с приходом в 50 человек стала община, возглавляемая протоиереем Григорием Прозоровым, которая существовала с 9 марта 1931 г. до смерти настоятеля в 1942 г. [14, с. 184-185]. В 1932 г. отец Григорий получил награду от митрополита Сергия (Стра-городского) — право ношения митры [12, с. 385], став митрофорным протоиереем.

В 1933 г. в связи с приходом фашистов к власти в Германии началась обостренная борьба за церковное имущество. Отец Григорий написал письмо рейхсканцлеру Германии, в котором сообщал, что «единственным законным владельцем русской церковной собственности являются исключительно высшие русские церковные власти, которые в настоящее время представляют Священный Патриарший Синод и возглавляющий его митрополит Московский Сергий» [11, с. 135].

В 1939 г., когда Германия готовилась к войне с СССР, фашисты арестовали отца Григория по подозрению в агентурных связях с Москвой. Об этом писал митрополит Вениамин (Федченков): «К нашей Патриаршей Церкви они сначала отнеслись враждебно. В Берлине арестовали старца, нашего протоиерея Г. Прозорова, но после шести часов допроса отпустили» [2, с. 515]. По результатам допроса был составлен отчет гестапо, в котором в частности сообщалось: «Был допрошен православный священник Прозоров, так как он подозревается в том, что поддерживает пробольшевистские тенденции. Он — единственный из проживающих в Германии представителей православного духовенства, который признает митрополита Сергия из Москвы. У нас имеется намерение выдворить его с территории рейха и распустить его находящуюся в Берлине церковную общину». Сделать этого немцы не смогли, хотя небольшую часть прихожан отца Григория все-таки из Германии выслали [15, с. 101].

Скончался протоиерей Григорий Яковлевич Прозоров 29 июня 1942 г. в Берлине [12, с. 384] в возрасте 78 лет. Похоронен он был 1 июля 1942 г. на берлинском православном кладбище Тегель во 2-м ряду четвертого квартала.

Судьба отца Григория Прозорова — это судьба многих тысяч представителей русского духовенства, всю свою жизнь честно служивших Богу и Отечеству, а затем выброшенных на чужбину вихрем гражданской войны, ограбленных и униженных новой безбожной властью, но не смирившихся с ролью изгнанников, а продолжавших служить и быть духовной опорой для таких же обездоленных, потерявших Родину русских людей.

Источники и литература

1. Антоний (Храповицкий), митр. Остаюсь любящим неизменно... : сб. писем / митр. Антоний (Храповицкий) ; сост., авт. предисл., указ. Т. А. Соколова. М., 2007.

2. Вениамин(Федченков), митр. На рубеже двух веков / митр. Вениамин (Федченков). М., 2004.

3. Воронежские епархиальные ведомости. 1880-1908.

4. Выпускники Киевской духовной академии 1823-1869, 1885-1915 гг. // Сайт Александра Александровича Бовкало. URL: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/ kievda.html (дата обращения: 24.01.2018).

5. Выпускники Воронежской духовной семинарии 1745-2015. Материалы к Биографическому справочнику. Воронеж, 2015.

6. Григорий Яковлевич Прозоров // Погост-Тегель. URL: https://pogost-tegel.info/index. php?id=1980 (дата обращения: 29.11.2018).

7. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. Воспоминания митрополита Ев-логия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной / митр. Евлогий (Георгиевский). М., 1994.

8. Кальченко, Т. В. Прозоров, о. Григорий Яковлевич / Т. В. Кальченко // Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917 / сост. А. Д. Степанов, А. А. Иванов ; отв. ред. О. А. Платонов. М., 2008. С. 417-420.

9. Кальченко, Т. В. Киевское русское собрание // Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917 / сост. А. Д. Степанов, А. А. Иванов ; отв. ред. О. А. Платонов. М., 2008. С. 251-252.

10. Киевские епархиальные ведомости. 1888-1914.

11. Маковецкий, А., прот. Белая Церковь: вдали от атеистического террора / прот. А. Ма-ковецкий. СПб., 2009.

12. Нивьер, А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995 : биогр. справ. / Антуан Нивьер. М.; Париж, 2007.

13. Синодик кавалеров ордена святого князя Владимира / авт.-сост. К. Г. Капков [и др.]. СПб., 2015.

14. Шкаровский, М. В. История русской церковной эмиграции / М. В. Шкаровский. СПб., 2009.

15. Шкаровский, М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь (Нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР) / М. В. Шкаровский. М., 2002.

Referenœs

1. Antonii (Khrapovitskii), mitr. [metropolitan]. Ostaius'liubiashchim neizmenno...:Sbornik pisem [I Remain Loving Always... : Collection of Letters]. Moscow, 2007.

2. Veniamin (Fedchenkov), mitr. [metropolitan]. Na rubezhe dvukh vekov [At the Turn of Two Centuries]. Moscow, 2004.

3. Voronezhskie eparkhial'nye vedomosti [Voronezh Eparchial Gazette] 1880-1908.

4. Vypuskniki Kievskoi dukhovnoi akademii 1823-1869, 1885-1915 gg. [Graduates of the

Kiev Theological Academy 1823-1869, 1885-1915]. Avaliable at: http://www.petergen. com/bovkalo/duhov/kievda.html (accessed: 5.05.2020).

5. Vypuskniki Voronezhskoi Dukhovnoiseminarii 1745-2015. Materialy k Biograficheskomu

spravochniku [Graduates of the Voronezh Theological Seminary 1745-2015. Materials for the Biographic Reference Book]. Voronezh, 2015.

6. Grigoriilakovlevich Prozorov [Grigory Prozorov] // Pogost-Tegel' [Pogost-Tegel]. Avaliable

at: https://pogost-tegel.info/index.php?id=1980 (accessed: 4.05.2020).

7. Evlogii (Georgievskii), mitropolit. Put' moei zhizni: Vospominaniia mitropolita Evlogiia

(Georgievskogo), izlozhennye po ego rasskazam T. Manukhinoi [The Way of My Life: Memoirs of Metropolitan Evlogy (Georgievsky), Based on His Stories by T. Manukhina]. Moscow, 1994.

8. Kal'chenko T. V. Prozorov, o. Grigorii lakovlevich [Prozorov, Grigory Yakovlevich, priest] // Chernaia sotnia. Istoricheskaia entsiklopediia 1900-1917 [Black Hundreds. Historical encyclopedia 1900-1917]. Moscow, 2008. P. 417-420.

9. Kal'chenko T.V. Kievskoe Russkoe Sobranie [Kiev Russian Assembly] // Chernaia sotnia.

Istoricheskaia entsiklopediia 1900-1917 [Black Hundreds. Historical Encyclopedia 19001917]. Moscow, 2008. P. 251-252.

10. Kievskie Eparkhial'nye Vedomosti [Kiev Eparchial Gazette]. 1888-1914.

11. Makovetskii A., prot. [archpriest]. Belaia Tserkov': vdaliot ateisticheskogo terrora [White Church : Far from Atheist Terror]. St. Petersburg, 2009.

12. Niviere A. Pravoslavnye sviashchennosluzhiteli, bogoslovy i tserkovnye deiateli russkoi emigratsii v Zapadnoi i Tsentral'noi Evrope. 1920-1995; Biograficheskii spravochnik [Orthodox Priests, Theologians, and Church Leaders of the Russian Emigration in Western and Central Europe. 1920-1995; Biographical Directory]. Moscow, 2007.

13. Kapkov K. G. Sinodik kavalerov ordena Sviatogo kniazia Vladimira [Memorial of Knights of the Order of Saint Knyaz Vladimir]. St. Petersburg, 2015.

14. Shkarovskii M. V. Istoriia russkoi tserkovnoi emigratsii [History of Russian Church Emigration]. St. Petersburg, 2009.

15. Shkarovskii M. V. Natsistskaia Germaniia i Pravoslavnaia Tserkov'. (Natsistskaia politika v otnoshenii Pravoslavnoi Tserkvi i religioznoe vozrozhdenie na okkupirovannoi territorii SSSR) [Nazi Germany and the Orthodox Church. (Nazi Policy towards the Orthodox Church and Religious Revival in the Occupied Territory of the USSR)]. Moscow, 2002.

V. N. Riapolov

Za veru pravoslavnuiu i liubov' k Rodine: k portretu protoiereia Grigoriia Prozorova [For the Orthodox Faith and Love of the Motherland: to the Portrait of Protoiereus Gregory Prozorov]

Abstract:

The relevance of the article lies in the events taking place in Ukraine today. A hundred and ten years ago, the city of Kiev was the center of concentration of Russian identity in Russia. The purpose of the article is to show the struggle of Russian Patriotic forces with emerging revolutionary events based on the biography of Archpriest Grigory Prozorov. Born in the Voronezh province, he graduated from the Voronezh Theological Seminary, then the Kiev Theological Academy. In Kiev, he became a Professor at the Polytechnic Institute

and a priest at St. Sophia Cathedral, where he became famous not only as a teacher of the Law of God, but also as a teacher and missionary. In 1904, he joined the Kiev "Russian Assembly", where during the revolution of 1905 and in subsequent years, he fought against lack of spirituality for the Orthodox faith and love for the Motherland. After the revolution of 1917, Archpriest Grigory Prozorov left Kiev in 1919 and Russia in 1920. In exile, he served in a number of parishes in Serbia, and since 1921 in Germany, as a priest of the Moscow Patriarchate. Archpriest Grigory Prozorov died on June 29, 1942 in Berlin at the age of 78. He was buried on July 1, 1942 at the Berlin Orthodox cemetery Tegel.

Keywords: seminary, academy, Polytechnic institute, archpriest, Russian Assembly, revolution, emigration, parish

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.