Главный госсанинспектор СССР И. И. ЕЛКИН
За большевистскую перестройку работы Государственной санитарной инспекции
В нашей великой социалистической стране забота о человеке является основной и решающей задачей во всех отраслях народного хозяйства.
Наша Левинско-Сталинская партия и наше правительство повседневно принимают все меры к улучшению, благосостояния трудящихся народных масс. На основе бурного роста народного хозяйства материально-бытовой уровень трудящихся поднят на небывалую высоту. Ярким примером может служить вое растущий миллиардный бюджет социального страхования.
Если на пособие по беременности в 1936 г. было выплачено 376 млн. рублей,'то на 1938 г. утверждено 991.5 млн. рублей.
По временной нетрудоспособности в 1937 г. выплачено 1 950 млн. рублей, а на 1938 г. утверждено 2136,6 млн. рублей.
На санатории и дома отдыха для застрахованных было израсходовано в 1937 г. 914,5 млн. рублей, а, на 1938 г. утверждено 1037,2 млн. рублей.
О том же говорит и бюджет здравоохранения, который только за один год вырос на 18%.
План жилищного строительства 1938 г. предусматривает объем капитальных работ в 3,6 млрд. рублей,—это на % больше, чем в прошлом году. Трудящиеся в 1938 г. получат млн. кв. метров ¡жилой площади.
Наши города из года в год получают большие ассигнования на канализацию и водопровод, а за последние годы и наши колхозы затрачивают большие средства на строительство водопроводов и на водоснабжение, например, в Днепропетровской области за 1936 — 1937 гг. устроено до 170 буровых скважин. В Горьковской области имеется до 350 буревых колодцев и 35 водопроводов. В Марийской АССР устраиваются «кустовые» водопроводы, обслуживающие по нескольку колхозов. В Орджоникидзевском крае, наряду с артезианскими скважинами, имеется механизированное водоснабжение с применением ветро-нефтедвигателей.
С особой заботой и любовью партия и правительство относятся к детям. Строятся школы, дворцы пионеров, детские/сады и детские ясли,—на это строительство ежегодно расходуются многие сотни миллионов рублей.
Только на пионерские лагери и внешкольное обслуживание детей в 1938 г. по бюджету Соцстраха отпущено 318 млн. рублей—на 100 млн. больше, чем в прошлом году.
В результате все возрастающего благосостояния нашего народа, в результате йеличайшей заботы о детях мы имеем значительное укрепление физического развития нашей молодежи.
В подтверждение этого можно привести следующие данные. Физическое развитие крестьянской молодежи призывного возраста Горь-ковской области в 1935 г. характеризовалось следующими средними цифрами: рост 166,50 см, вес 60,72 кг, окружность груди 89,05 см, а в 1910 if. та же молодежь Нижегородской губ. давала значительно худшие показатели: рост 165,72 см, вес 58,91 иг, окружность груди 85,29 см.
Еще более яркие данные можно привести по Башкирии, ©той бывшей колонии царского самодержавия.
Тов. Шерстянников в своей статье, помещенной в 1936 г. в № 4 нашего журнала, приводит таблицу, где сравнивает процент годности призывников в Башкирии и Японии.
Если по Башкирии в 1929 г. среди призывников годные составляли 80,8% и негодные 19,2%, то в 1936 г. при более высоких требованиях годные составляли 95,9% и негодные всего 4,1%. В то же время в Японии в 1929 г. негодных было 25%, а в 1935 г. эта категория среди призывников возросла до 40,0%.
Огромны также успехи в области здравоохранения. Возьмем для примера Белоруссию.
На II сессии Верховного Совета СССР первого созыва депутат т. Кулагин в своем выступлении говорил следующее.
«Вспомним, товарищи, что было в Белоруссии в царское время.
Детских консультаций, здравпунктов на предприятиях и сельских врачебных участков совсем не было. Совершенно не было больничных коек на селе, акушерских пунктов, диспансеров, не было родильных коек, домов младенца, молочных кухонь и т. д. Жители целых сел были поголовно безграмотными. Кино, радио, телефон—всего этого не знал белорусский крестьянин при царизме.
Теперь по бюджету республики, как я уже сказал, на социально-культурные мероприятия отпускается 830 млн. рублей. Теперь у нас в Белоруссии детских консультаций 129, здравпунктов? сельских врачебных участков 602, врачей, фельдшеров, акушерок 8 014, акушерских пунктов 331, диспансеров 59, молочных кухонь 302, родильных коек ЗО'Ю. Все роженицы в городах и 70% рожениц на селе обслуживаются медицинской помощью. Построены сотни детских садов, яслей, лагерей, санаториев, домов отдыха, новых больниц и амбулаторий». О таких же Успехах по татарской республике говорил депутат т. Динмухаметов.
«В 1931 т. в б. Казанской губернии насчитывалось всего лишь 88 больниц на 3 345 коек. Сейчас мы имеем 119 больниц на 6 659 коек. В Татарии в настоящее время имеется 180 амбулаторий, в 1913 г. их было только 75.
Насколько велика в нашей стране забота о живом человеке, можно судить на примере любой рабочей или колхозной семьи. Достаточно сказать, что с момента издания правительством декрета «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным матерям и т. д. яо 1 мая 1938 г. в Татарии выплачено многодетным матерям 37 864 тыс. рублей».
Больших успехов наша страна добилась и в деле санитарной и противоэпидемической работы.
При царском правительстве на 40 губерний с населением в 75 млн. человек "было всего 242 санитарных врача, теперь наша страна имеет около 9 250 санитарных врачей.
Мы имеем больше 70 научных институтов, занимающихся научной работой в области профилактики эпидемических заболеваний и борьбы с ними, санитарного благоустройства городов, пищевой санитарии, промышленной санитарии и т. п.
Санитарные и противоэпидемические организации располагают зна чительной сетью учреждений: по СССР насчитывается! сан.-бакт. лабораторий 1 377, дезпунктов 1 884, стационарных дезкамер 5 240, подвижных дезкамер около 11 ООО, малярийных станций 983, малярийных пунктов 1 615.
В результате роста благосостояния трудящихся и неустанной заботы партии и правительства о здоровье народа мы имеем большие успехи и в области борьбы с эпидемиями.
На протяжении последних 4 лет были зарегистрированы только отдельные случаи натуральной оспы; по существу оспу можно считать ликвидированной. Уже 10 лет мы не имеем холеры и чумы.
Такое заболевание, как сыпной тиф, от которого при царском правительстве умирали ежегодно десятки и даже сотни тысяч, в последние годы уже держится только в отдельных областях. Также и заболеваемость брюшным тифом не сравнима с заболеваемостью царского времени.
Эти успехи в области борьбы с эпидемиями могли быть еще ббльшими, если бы враги народа, долгое время орудовавшие .в органах здравоохранения, не помешали бы нам своей подрывной деятельностью.
Наша славная советская разведка разоблачила троцкистско-буха-ринское охвостье, засевшее в органах здравоохранения, но новые люди, поставленные партией и правительством на руководящую работу в органы здравоохранения, еще-слабо борются за ликвидацию последствий вредительства и не перестроили полностью руководящие аппараты.
В санитарном и противоэпидемическом деле также еще много недостатков. Необходимо со всей решительностью взяться за их устранение и в самый короткий срок ликвидировать последствия вредительства.
В первую очередь необходимо взяться за укрепление кадров. Совершенно справедливо замечание т. Булганина на I сессии Верховного Совета РСФСР, что «вопрос о кадрах и сейчас продолжает оставаться важнейшим в деятельности наших народных комиссариатов».
Несмотря на то, что мы имеем почти 10-тысячную армию санитарных врачей, для наших необъятных просторов Советского Союза это количество недостаточно. Наркомздрав СССР уже в этом году открыл 5 новых санитарных факультетов; предполагается в 1939 г. открыть дополнительно 2—3 санитарных факультета.
Основной задачей в этой области является решительное укрепление учебной б*азы санитарных факультетов.
Требуется строительство учебных корпусов, улучшение лабораторного оборудования, гигиенических кафедр, но, кроме того, необходимо, чтобы каждый санитарный факультет имел учебно-производ-ственную базу в виде районных и городских санитарных станций и лабораторий, а также бактериологических и гигиенических институтов.
Будущий санитарный врач должен учиться в таких условиях, при которых он может получить максимально, знаний и навыков к применению этих знаний в практике. Многие директора медвузов и руководители этого дела в наркомздравах продолжают недопонимать значение подготовки санитарных врачей. Этим только можно объяснить, что обеспеченность учебными помещениями кафедр санитарно-гигиенических факультетов гораздо хуже лечебных факультетов, а строительство этих кафедр, кроме Москвы, нигде не предпринималось. Можно ли допустить, чтобы какая-либо кафедра, предусмотренная учебным планом, не была развернута? Во многих институтах
считают позволительным это для кафедры эпидемиологии. Руководители этого дела в наркомздравах спокойно созерцают отсутствие этой кафедры уже много лет.
Но одни санитарные врачи, как бы велико количество их ни было, не справятся с возложенными на них задачами, если не будут иметь помощников в виде санитарных фельдшеров.
Враги народа еще в 1934 г. ликвидировали подготовку санитарных фельдшеров; Наркомздрав СССР в 1938 г. восстановил отделения санитарных фельдшеров в фельдшерских школах, а также уже в текущем году переключил 5 ООО окончивших в 1938 г. фельдшеров на санитарную работу, пропустив их через специальные курсы.
В 'ближайшее время нужно добиться такого положения, чтобы каждый санитарный врач имел не менее двух помощников.
Предприняты также меры по расширению подготовки таких кадров, как дезинфекторов, дезинструкторов и вакцинаторов.
Санитарных врачей и их помощников, этих подчас незаметных тружеников на фронте охраны народного здоровья, необходимо окружать чутким вниманием и заботой. Это не всегда понимают отдельные руководители органов здравоохранения, местных советов и исполкомов.
Районные госсанинспекторы и эпидемиологи часто не только не располагают своим транспортом, но даже не получают никакой помощи в отношении транспорта для поездки в колхозы со стороны самих колхозов или сельсоветов.
Каждому понятно, что молодой санитарный врач, приехавший к месту работы, только тогда закрепится на этом месте и будет работать охотно, если ему будет предоставлена мало-мальски удобная квартира, но на практике это не всегда бывает так. Молодые санитарные врачи, прибывающие к месту работы, иногда встречают бездушное отношение и возвращаются обратно, не получив квартиры.
Для того чтобы работа государственного санитарного инспектора и эпидемиолога стояла на уровне современных знаний, необходимо срочное расширение и укрепление сети санитарных и противоэпидемических учреждений.
Наркомздрав СССР намечает в 1939 г. резко увеличить количество районных и межрайонных станций, в первую очередь по РСФСР, как наиболее отставшей в строительстве этой сети.
Предполагается довести количество санитарных станций по СССР до 1 620, в том числе по РСФСР до 800.
Но здесь нельзя полагаться на самотек, требуется упорная1 работа наркомздравов союзных республик, облздравов и райздравов, иначе хорошие планы останутся только на бумаге.
Санитйрные врачи больше, чем врачи других квалификаций, страдают от отсутствия специальной литературы.
Медгиз в последние годы очень мало издавал книг по эпидемиологии, бактериологии и гигиене. Мы должны потребовать от Мед-гиза, чтобы в 1939 г. этот пробел был восполнен.
Необходимо издать учебники по основным отраслям гигиены, эпидемиологии, руководства по санитарно-гигиеническим методам исследования, по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, справочники для санитарного врача, санитарного фельдшера, дезинфектора и вак-цинатора, — это тот минимум, который Медгиз должен обязательно издать.
В последнее время среди санитарных работников много разговоров вызвало предложение о разделении Государственной санитарной инспекции и Эпидемиологического управления.
Наркомздрав СССР твердо стоит на позиции разделения, ибо при той структуре, когда санитарные и эпидемиологические работы со-
средоточены в одном управлении или отделе, все внимание работников концентрируется на мерах непосредственной борьбы с эпидемическими заболеваниями — ликвидация эпидемических вспышек, прививочная работа, санитарная обработка очагов и пр., а плановая работа по санитарному благоустройству населенных мест, контроль за санитарным состоянием пищевых предприятий, рынков и т. п. остаются на заднем плане, а между тем эта работа при хорошем ее проведении предупреждает возникновение эпидемических заболеваний.
При создании Государственной санитарной инспекции правительство предполагало создание именно такого органа, который бы обеспечил постоянный контроль за выполнением санитарных законов, норм и правил, и вот эта важнейшая функция до> последнего времени Государственной санитарной инспекцией выполняется еще недостаточно. Некоторые боятся того, что при разделении Государственной санитарной инспекции и Противоэпидемического управления может получиться разрыв между санитарной и противоэпидемической работой. Но ведь не менее опасен в деле борьбы с эпидемией разрыв между Противоэпидемическим управлением и Лечебно-профилактическим управлением, ибо в деле борьбы с эпидемическими заболеваниями ранняя диагностика и ранняя госпитализация являются решающими мерами. Эти функции осуществляются врачами-лечебниками, а между тем никому не приходит в голову мысль предложить объединение Лечебно-профилактического управления с Противоэпидемическим управлением.
При правильной и хорошо организованной работе, при умелом руководстве разрыва между санитарной и эпидемической работой не будет. При практическом проведении этой реорганизации мы столкнемся с большими трудностями, связанными с недостатком санитарных врачей, и поэтому в ближайшие годы эта реорганизация коснется только наркомздравов союзных республик, облздравов (может быть, даже не всех) т совершенно не коснется райздравов.
Эта реорганизация безусловно должна укрепить работу государственной санитарной инспекции по санитарному надзору за пищевыми предприятиями, за рынками, предприятиями коммунального хозяйства, промышленными предприятиями и пр., но она ни в каком случае не должна ослабить и противоэпидемическую работу.
Санитарная и противоэпидемическая работа ни в каком случае не может строиться в отрыве от лечебных учреждений, ибо профилактический принцип советской медицины именно в этом и заключается, чтобы органы здравоохранения, в том числе и лечебные учреждения, кроме лечебной работы, вели бы также и работу профилактическую, работу по предупреждению заболеваний, — это касается и больниц, и поликлиник, и сельских врачебных участков и здравпунктов.
Возьмем здpaвIfyнкты. Зиновий Петрович Соловьев еще в 1924 г. следующим образом сформулироващ задачи, стоящие перед врачом здравпункта: «Первое, что он должен сделать, это возможно больше ознакомиться с повседневной жизнью и бытом рабочих и. служащих данного предприятия, которому оказывает первую помощь. Врач, работающий на здравпункте первой помощи, должен принимать участие в разрешении всех текущих вопросов, связанных с улучшением санитарной области, с улучшением технического процесса и санитарно-гигиенических условий, через все органы, которые этими вопросами занимаются на предприятиях: администрация, фабзавком. комиссия по Охране труда и т. п. Далее, задача врача здравпункта первой помощи включает постоянное наблюдение за состоянием здоровья рабочих на предприятиях и участие в проведении оздоровительных мер, затем задача чисто медицинского характера — участие в проведении противоэпидемических и профилактических мер, в том числе
прививки, наблюдение за организацией питания, освидетельствование рабочих при приеме, периодический осмотр рабочих и подростков, физкультурой, детских консультаций, яслей и т. д.».
На примере работы д-ра Соломонова, главного врача Хрустальской больницы © Донбассе, можно ярко показать, как последовательное выполнение этих задач ведет к значительному снижению заболеваемости и инвалидности рабочих.
Нечего говорить, что те же задачи в различных вариантах должны осуществляться и амбулаториями, и больницами, и врачами помощи на дому. Правильная организационная увязка между отдельными звеньями лечебной помощи обеспечивает большой успех в работе,— это показал тот же д-р Соломонов, который на протяжении последних 8 лет построил стройную, правильную организационную связь между больницей, поликлиникой и медицинским пунктом на шахтах и добился огромных успех-ов в работе.
Не меньшее значение в деле санитарной и эпидемической работы имеет работа сельского участка.
Постановление СНК СССР об укреплении сельского врачебного участка обязывает нас перестроить работу этого участка именно в направлении правильного построения лечебно-профилактической работы.
Наркомздрав СССР утвердил положение «О сельском врачебном участке», в котором ясно изложены задачи сельского врача и фельдшера как в деле оказания лечебной помощи, так и в санитарном и противоэпидемическом деле. Требуется серьезная и упорная работа органов здравоохранения, чтобы это положение в кратчайший срок провести в жизнь.
Пора покончить также с путаницей, которая еще до сих пор имеется в деле лечебно-профилактического обслуживания школ и детских учреждений.
До сих пор еще на местах нет достаточной ясности о разграничении функций между школьным врачом и школьным госсанинспектором, причем многие считают правильным передачу функций государственной санитарной инспекции школьным врачам. Эта путаница произошла от того, что до сих пор еще точно не установлен профиль школьного врача, а между тем ясно, что школьный врач должен заниматься в школе теми же вопросами, какими занимается врач здравпункта на предприятии, а на обязанности госсанинспектора ложится государственный санитарный контроль за санитарным состоянием школ и детских учреждений.
В практике работы госсани^спекции еще до сих пор имеются существенные недостатки, они проистекают главным Образом от того, что государственные санитарные инспектора очень часто не понимают государственной значимости их работы и не используют тех нрав, которые предоставлены им законом.
Государственный санитарный инспектор часто-примиренчески относится к тем санитарным безобразиям, которые им обнаруживаются, и вместо того, чтобы категорически потребовать немедленного устранения нарушений санитарных правил и норм и в случае неисполнения применить все санкции, предоставленные законом, включительно до закрытия предприятия, начинает уговаривать виновных в нарушении санитарных правил и ограничивается всевозможными либеральными предложениями.
Этим только можно объяснить, что, например, в Киеве крупный мясокомбинат до сих нор имеет незамещенную территорию, в центре его расположена салотопка, полы в цехах не исправлены и грязные воды протекают в лежащие ниже этажи. Антисанитарное состояние мельничного завода на 1ст. Сайма Горьковской области привело к
12
I
-
заражению картофельной палочкой большой партии муки. Ничем другим также не объяснишь и огромное количество мух в столовых и ресторанах Днепропетровска и Гурьева.
Слабая работа государственных санитарных инспекторов в значительной части объясняется еще и тем, что государственный санитарный инспектор часто строит свою работу в отрыве от общественного актива в виде санитарных комиссий, комиссий по охране труда, страховых советов и т. п.
VII пленум ВЦСПС в своих резолюциях уделил большое внимание роли профсоюзных организаций в деле контроля за работой столовых и буфетов на фабриках и заводах. Пленум обязал «все профсоюзные органы обратить особое внимание на организацию повседневного контроля над работой столовых и буфетов на фабриках и заводах и над работой магазинов, ларьков и торговых баз. Работники профсоюзов должны проверять в столовых и буфетах доброкачественность продуктов, предназначенных для приготовления пищи, закладку их по установленной норме в котел, состояние полудьг котлов и кастрюль, бороться за дешевые, вкусные и питательные обеды, за чистоту и уютную обстановку в столовых, за культурное обслуживание рабочих и служащих».
Пленум ВЦСПС потребовал также от профсоюзных органов решительного улучшения работы по охране труда и техники безопасности. «Профсоюзные органы должны помнить, что за несвоевременное и неправильное использование средств, ассигнованных правительством на охрану труда, за плохую работу вентиляционных установок неисправность ограждений, за отсутствие питьевой воды, за несвоевременную выдачу спецодежды и плохое качество ее они несут ответственность наряду с хозяйственными органами».
И, далёе, пленум обязал «все профсоюзные организации систематически проводить на предприятиях лекции и беседы по вопросам санитарии, гигиены, ухода за детьми и борьбы с заболеваниями».
Все работники Госсанинспекции должны хорошо продумать ре-, шения VII пленума ВЦСПС и на основе их построить свою работу в теснейшей увязке с профсоюзами и их органами.
Государственный санитарный инспектор зачастую не связан также с местными советами и исполкомами, не ставит перед ними свои вопросы. А между тем при хорошей связи с органами советской власти огромное большинство санитарных недостатков может быть легко устранимо. В этом отношении много хороших примеров в работе государственной санитарной инспекции Ленинграда. Ленинградская государственная санитарная инспекция в своей повседневной работе очень тесно связана с районными советами, с президиумом горсовета. Постановления Государственной санинспекции и инструкции помещаются в бюллетене Ленинградского совета.
Московская государственная санитарная инспекция за последнее время в этом отношении также имеет успехи, и как пример можно указать, что своевременная и правильная постановка вопроса в 10 районных советах дала большие успехи в деле санитарной очистки этих районов.
При недостатке санитарных врачей, особенно в сельских районах, большое значение имеют помощники санитарных врачей и Очень важно правильно организовать руководство ими и повышение их квалификации.
Интересный опыт ^ этом отношении провел д-р Лебедев, работающий в настоящее время государственным санитарным инспектором в Вологодской области. Во многих районах Вологодской области имеются молочные заводы, нет санитарных врачей и санитарный надзор осуществляют помощники санитарных врачей.
Для того чтобы постоянно быть в курсе дела санитарного состояния молочных заводов и своевременно делать необходимые указания помощникам санитарных врачей, а также своевременно принимать меры по ликвидации санитарных нарушений, д-р Лебедев потребовал, чтобы помощники санитарных врачей присылали к нему все акты по обследованию санитарного состояния молочных заводов.
Эти акты он изучает, делает необходимые указания помощникам санитарных врачей и, если устанавливает, что последующие акты указывают на те же самые санитарные нарушения, что и раньше, применяет санкции, предусмотренные в положении «О Государственной санитарной инспекции»; таким образом он смог выявить много санитарных нарушений на отдельных заводах и своевременными мерами их устранить.
Медленная перестройка работу Государственной санинспекции в большей степени объясняется еще'и тем, что плохо изучаются лучшие образцы работы. Аппарат ВГСИ союзных республик, а иногда и областных госсанинспекций оторван от опыта мест.
В целях укрепления повседневной живой связи с местными органами Госсанинспекции и вовлечения лучших работников всех звеньев Госсанинспекции и научных институтов к разрешению важнейших вопросов санитарной и противоэпидемической работы Наркрмздрак СССР создает Санитарный совет.
В задачи Санитарного совета входит разработка и обсуждение основных вопросов санитарной и противоэпидемической работы, обсуждение важнейших проектов постановлений правительства по этим вопросам, обсуждение планов работы Госсанинспекции и противоэпидемических управлений, а также докладов по выполнению этих планов и т. п.
Такие же советы нужно создать при наркомздравах союзных республик, при областных и некоторых районных здравотделах.
Из основных наиболее важных задач работы Государственной санитарной инспекции, на которых должно быть сосредоточено основное внимание государственных санитарных инспекторов, необходимо указать следующие. Прежде всего очистка города — в этом деле мы имеем большие отставания: органы коммунального хозяйства не уделяют должного внимания этому важнейшему санитарно-профилак-тическому мероприятию. Отделы коммунального хозяйства зачастую укомплектованы малоквалифицированными кадрами, мощность ассенизационных обозов во многих городах недостаточна. Большое количество нечистот остается невывезенным; они загрязняют почву и являются местом выплода мух. Свалки не благоустроены, усовершенствованные методы обезвреживания нечистот применяются мало.
Государственной санитарной инспекции необходимо решительно вмешаться в это дело. Следует добиваться введения коммунальной системы очистки городов. Город Баку, начавший вводить коммунальную систему очистки еще с 1925 г., является образцовым примером. Многие города, стали на этот же путь, но введение коммунальной системы очистки идет еще медленно.
Необходимо решительно бороться со всевозможными незаконными свалками, добиваться благоустройства свалок и усовершенствования методов обезвреживания нечистот: компостирование, биотермические камеры и пр.
Государственная санитарная инспекция должна решительно покончить с антисанитарией в пищевых предприятиях и в первую очередь в предприятиях общественного питания, на молочносливных пунктах, молочно-тоЕарных фермах, убойных площадках и т. п. Здесь часто дело сводится к элементарным санитарным мероприятиям, не требующим больших капиталовложений.
Многие Орган« Государственной санитарной инспекции недооценивают санитарного состояния рынков, а между тем на колхозных рынках мы наблюдаем грубое нарушение санитарных правил.
Необходимо потребовать от органов Наркомторга и местных советов коренного улучшения санитарного состояния колхозных рынков, ибо антисанитария в них может служить источником загрязнения пищевых продуктов.
Промышленно-санитарной инспекции необходимо добиваться улучшения санитарных условий труда в цехах, привлекая к этой работе здравпункты, в первую очередь сосредоточив свое внимание на химических заводах, угольной и горнорудной промышленности, металлургии.
Наконец, решительным образом нужно покончить с недооценкой санитарных мероприятий в наших лечебно-профилактических учреждениях. Многие больницы имеют неудовлетворительное санитарное состояние пищевых блоков, а также неудовлетворительное состояние канализации и удаления нечистот.
Необходимо предъявить требования к органам здравоохранения, чтобы в планах по капиталовложениям на 1939 г. были предусмотрены необходимые ассигнования на улучшение пищевых блоков, на канализацию и удаление нечистот.
Промышленно-санитарной инспекции необходимо навести порядок в деле регистрации и учета промышленных отравлений, заболеваемости рабочих, чтобы на основе этого можно было бы своевременно организовать и профилактическую работу. Наконец, своевременна постановка вопроса о систематизации санитарных законов в виде санитарного кодекса.
Я назвал только несколько основных вопросов, это только небольшая часть работы Государственной санитарной инспекции, но уже из этого можно видеть, что перед Государственной санитарной инспекцией стоят очень большие задачи. Мы с ними можем справиться только при условии правильной организации работы на основе четко составленных планов, настойчивой и энергичной работы каждого государственного санитарного инспектора и его помощника и теснейшей увязки с общественными организациями, органами советской власти и создания крепкого общественно-санитарного актива.
К. В. МАЙСТРАХ (Москва)
Зиновий Петрович Соловьев как теоретик и организатор советской медицины
• (К десятилетию со дня смерти)
Двадцатая годовщина образования Народного комиссариата здравоохранения тесно связана с деятельностью одногс/ из создателей советского здравоохранения, борца, теоретика и организатора советской медицины — Зиновия Петровича Соловьева.
Деятельность и литературные труды 3. П. Соловьева — это открытая книга, по которой можно читать историю советского здравоохранения, проследить шаг за шагом его развитие.
Останавливаясь на жизни и работе 3. П. Соловьева, невольно оглядываешься на путь, пройденный советским здравоохранением за первое десятилетие его существования.