Научная статья на тему 'З. И. Гржебин и литературно-художественные альманахи издательства «Шиповник»'

З. И. Гржебин и литературно-художественные альманахи издательства «Шиповник» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
616
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
З. И. ГРЖЕБИН / ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АЛЬМАНАХИ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ШИПОВНИК» / С. Ю. КОПЕЛЬМАН / Д. Л. ВЕЙС / С. М. ЗАКС-ГЛАДНЕВ / Л. Н. АНДРЕЕВ / М. ГОРЬКИЙ / Z. I. GRZHEBIN / S. YU. KOPELMAN / D. L. VEIS / S. M. ZAKS-GLADNEV / L. N. ANDREEV / M. GORKY / THE LITERARY-ARTISTIC ALMANACS OF SHIPOVNIK PUBLISHING HOUSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ромайкина Юлия Сергеевна

В статье предпринята попытка определить роль З. И. Гржебина в дореволюционном издательском предприятии – литературно-художественных альманахах издательства «Шиповник» (1907–1917), установить его вклад как учредителя и совладельца издательства, особые взаимоотношения с сотрудниками «Шиповника».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Z. I. Grzhebin and the Literary-artistic Almanacs of Shipovnik (dog-rose) Publishing House

The article presents an attempt to define the role of Z. I. Grzhebin in a pre-revolutionary publishing company – the Literary-Artistic Almanacs of Shipovnik Publishing House (1907-1917) in order to determine his contribution as the company’s founder and co-owner, and to find out certain relationships with Shipovnik’s staff.

Текст научной работы на тему «З. И. Гржебин и литературно-художественные альманахи издательства «Шиповник»»

Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2013. Т. 13, вып. 4

УДК 655.4/5+929 Гржебин

3. И. ГРЖЕБИН И ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АЛЬМАНАХИ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ШИПОВНИК»

Ю. с. ромайкина

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье предпринята попытка определить роль З. И. Гржебина в дореволюционном издательском предприятии - литературно-художественных альманахах издательства «Шиповник» (1907-1917), установить его вклад как учредителя и совладельца издательства, особые взаимоотношения с сотрудниками «Шиповника». Ключевые слова: З. И. Гржебин, литературно-художественные альманахи издательства «Шиповник», С. Ю. Копельман, Д. Л. Вейс, С. М. Закс-Гладнев, Л. Н. Андреев, М. Горький.

Z. I. Grzhebin and the Literary-artistic Almanacs of shipovnik (dog-rose) Publishing House Yu. s. Romaykina

The article presents an attempt to define the role of Z. I. Grzhebin in a pre-revolutionary publishing company - the Literary-Artistic Almanacs of Shipovnik Publishing House (1907-1917) in order to determine his contribution as the company’s founder and co-owner, and to find out certain relationships with Shipovnik’s staff.

Key words: Z. I. Grzhebin, the Literary-artistic Almanacs of Shipovnik Publishing House, S. Yu. Kopelman, D. L. Veis, S. M. Zaks-Gladnev, L. N. Andreev, M. Gorky.

Зиновий Исаевич Гржебин (1877-1929) - выдающаяся фигура в книжном деле первой четверти ХХ в.. Художник и график, он прославился такими издательскими предприятиями, как: сатирические журналы «Жупел» (l905) и «Адская почта» (1906), издательства «Шиповник» (совладелец с 1906 по 1914 г.), «Пантеон» (1907-1912), «Парус» (19161918), «Всемирная литература» (1918-1924) и собственно «Издательство З. И. Гржебина» (основано в 1919 г. в Санкт-Петербурге, с 1920 по 1923 г. находилось в Берлине). В конце 1923 г. З. И. Гржебин с семьей переехал в Париж, где и умер от разрыва сердца в 1929 г.

Незаслуженно забытое в книговедении, литературоведении и журналистике советского периода1 имя З. И. Гржебина появляется в работах 1990-х гг.2. В опубликованных воспоминаниях Е. З. Гржебиной, статьях Л. И. Юниверга, И. И. Вайнберга подробно воссоздается послереволюционная деятельность издателя: его конфликт с Госиздатом, непростые отношения с М. Горьким. Интерес к личности и предприятиям З. И. Гржебина не уменьшается и в наши дни, в связи с чем стоит выделить работы Ю. Н. Без-елянского, С. С. Ипполитова, А. Г. Катаевой3. Однако и в этих исследованиях основной акцент делается на «Всемирную литературу» и «Издательство З. И. Гржебина», о дореволюцион-

нои деятельности издателя упоминается лишь вскользь.

Между тем ранние предприятия З. И. Гржебина представляют немалый историко-литературный интерес, так как в них впервые проявился издательский талант, нашло отражение тесное общение с литераторами и художниками Серебряного века.

В данной работе предпринимается попытка определить роль З. И. Гржебина в издательстве «Шиповник» и в выпуске литературно-художественных альманахов (1907-1917) как учредителя и совладельца издательства, установить особые взаимоотношения с сотрудниками «Шиповника» по личным фондам Рукописного отдела ИРЛИ РАН, РНБ, ЦГИА СПб, письмам и воспоминаниям современников: Л. Н. Андреева, Б. К. Зайцева, Ф. Сологуба, А. М. Ремизова, Саши Черного, М. В. Добужинского, В. Н. Муромцевой-Буниной, К. И. Чуковского, З. Н. Гиппиус, А. Ф. Перельмана, К. С. Станиславского.

К сожалению, архив «Шиповника» был утрачен в 1917 г., о чем писала литературный секретарь «Шиповника» В. Е. Беклемишева (в воспоминаниях о Л. Н. Андрееве), жена совладельца и редактора издательства С. Ю. Копельмана. В годы Первой мировой войны она редактировала альманах: «К моим воспоминаниям о Леониде Николаевиче можно было бы многое прибавить, если бы среди вещей, оставленных в Петербурге в 1917 году издательством “Шиповник” (Николаевская, 31), не были похищены, а может быть и уничтожены вся редакционная переписка и все бумаги»4. Многое из десятилетней петербургской истории издательства остается непроясненным5.

Как Гржебину, так и его партнеру С. Ю. Ко-пельману в начале своего нового издательского предприятия нередко грозил арест, вследствие чего они были вынуждены скрываться, на время уезжать заграницу.

В Пушкинском Доме хранится письмо от 1907 г., в котором Гржебин сообщает сотруднику «Шиповника» и своему приятелю Ф. Сологубу об аресте С. Ю. Копельмана: «Я сижу теперь на даче, по воли нашего суда. Вы вероятно знаете, что Сенат утвердил приговор Суда - год тюрьмы. С. Ю. (Копельман. - Ю.Р.) теперь арестован и сидит в “Крестах”. В настоящее время ему хуже, нежели мне - я рисую, играю в городки и гуляю»6. В приписке Гржебин выдает свое местоположение:

© Ромайкина Ю. С., 2013

Ю. С. Ромайкина. З. И. Гржебин и литературно-художественные альманахи издательства «Шиповник»

«Если Вы захотите мне написать, пишите пожалуйста мне в Финляндию - Териоки, Славянский пер. дача Хуатари, М. К. Дориомедовой. Моего имени писать не надо»7. В письме от 1 августа 1907 г. к критику А. Г. Горнфельду Гржебин указывал тот же адрес дачи8.

Из газеты «Русь» от 21 мая 1907 г. узнаем подробности ареста Копельмана: «По распоряжению охранного отделения в ночь с 19-го на 20-е мая арестован на своей квартире издатель “Шиповника” С. Ю. Копельман. Одновременно с этим конфискован выпускаемый “Шиповником” “Политический календарь” с рисунками Сомова, Добужинского, Чемберса, иллюстрирующими современные политические события. Характерно, что конфискация эта произведена до того, как издание побывало в цензуре, и что сам издатель еще не видел тех книг, за распространение которых он арестован»9.

Из письма к А. Г. Горнфельду становится ясно, что Гржебин скрывался не только на даче в Финляндии, но и в Максимилиановской лечебнице под именем Пресмана10.

В 1908 г. Гржебин сообщал этому корреспонденту, что сам на 13 месяцев попал в «Кресты», очень «нелепо». В письме издатель пояснял: «В 3<-е>м № “Жупела” была “Песня солдатская” Куприна. Вот за эту ерунду мне приходится сидеть»11.

Тяжелым для издателей оказался 1912 г., когда «Шиповник» был на грани разорения. Основанное в 1912 г. сахарозаводчиком М. И. Терещенко и его сестрами П. И. и Е. И. Терещенко книгоиздательство «Сирин» при активном участии

А. Блока переманивало авторов «Шиповника» (ушли А. М. Ремизов и Ф. Сологуб). Терещенко надеялись впоследствии выкупить все издательство, ссылаясь на то, что «главный пайщик («Шиповника». - Ю. Р) застрелился»12. Фамилия его нам неизвестна.

1914 г. также грозил «Шиповнику» закрытием. В воспоминаниях А. Ф. Перельмана, последнего владельца издательства «Брокгауз-Ефрон», говорится, что «в апреле 1914 Гржебин покинул изд-во из-за конфликта с Копельманом, в конце 1914 тот был призван на военную службу, что почти прекратило деятельность изд-ва»13. О природе разногласия, приведшего к разрыву отношений между владельцами «Шиповника», упоминает Е. Н. Гуральник в работе о прижизненных изданиях произведений Ф. Сологуба14. По ее предположению, С. Ю. Копельману надоело приносить интересы издательства в жертву личным интересам Гржебина, вся деятельность которого свелась к роли «почетного консультанта»15. Гржебин, в свою очередь, еще с первых дней организации издательства в письмах к Л. Н. Андрееву и И. А. Бунину жаловался на «скрытую жизнь»16 «Шиповника». Обострение ситуации привело к тому, что в 1914 г. состоялся третейский суд между Гржебиным, с одной

стороны, и С. Ю. Копельманом и его сестрой Е. Ю. Антик (Копельман), совладелицей издательства, с другой. После этого Гржебин прекратил свое участие в «Шиповнике».

Примечательно, что в письмах и воспоминаниях, говоря о «Шиповнике» и о «шиповниках», современники неизменно соблюдали такой порядок: сначала шло имя Гржебина, а потом Ко-пельмана. И это несмотря на то, что Копельман был редактором и, несомненно, отдавал больше времени и сил издательству, работал только в «Шиповнике», который стал делом его жизни. Но, очевидно, для современников фигура Гржебина была ярче, заметнее. Он действительно любил общественное внимание к себе, всегда находился в центре событий.

Непростые отношения сложились у Грже-бина и с другими сотрудниками издательства -Д. Л. Вейсом и С. М. Заксом-Гладневым.

Из воспоминаний А. Перельмана известно, что Давид Лазаревич Вейс (1878-1938) с 1906 года являлся заведующим конторой издательства «Шиповник»: «Вейса я знал еще с 1906 года, когда он заведовал издательством “Шиповник”. Уже тогда он был близок большевикам»17.

Судя по переписке Д. Л. Вейса с писателя-ми-сотрудниками «Шиповника» и архивным документам из ЦГИА СПб, он выполнял также функции секретаря: вел переговоры с типографией, сообщал авторам о ходе напечатания книг (сданы ли рукописи в типографию, получены ли матрицы и т. д.).

В ЦГИА СПб хранится протокол третейского суда между Фельдманом и издательством «Шиповник» от 27 декабря 1907 г. На суде Д. Л. Вейс выступал в качестве свидетеля, называл себя «служащим» и выполнял исключительно то, что ему «поручено»18.

Необходимо добавить, что в договорах с авторами (А. М. Ремизовым от 1 сентября 1910 г.19) и с переводчицами (Е. А. Анкинази от 3 октября 1916 г.20 и Н. Г. Чулковой от 28 ноября 1916 г.21) «Шиповник» выступает «в лице его представителя Д. Л. Вайса», т. е. фамилия «Вейс» меняется на «Вайс». Письма к А. М. Ремизову подписаны: «За “Шиповник” Д. Вайс»22 и «По дов. из-ва “Шиповник” Д. Л. Вайс»23.

А. М. Ремизов обратил внимание на порядок прочтения присланных рукописей в альманах: С. Ю. Копельман (как редактор), Гржебин, Д. Л. Вейс («читает с точки зрения “покупательной способности”»24), редактор-литератор (Л. Н. Андреев или Б. К. Зайцев25). При этом писатель отмечал: «Литературных мнений в “Шиповнике” нет - Копельман, Гржебин, Вейс»26.

По иронии судьбы с октября 1920 г. Д. Л. Вейс стал заместителем заведующего Госиздатом РСФСР и способствовал разорению «Издательства З. И. Гржебина». К. И. Чуковский 9 марта 1921 г. сделал следующую запись в дневнике: «В воскресенье я был у Гржебина. Он лежит зе-

Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2013. Т. 13, вып. 4

леный-мертвец: его доконали большевики. <...> “Государственное издательство” не хочет взять у него <...> книги. <...> Все дело в том, что во главе издательства стоит красноглазый вор Вейс, который служил когда-то у Грж. в “Шиповнике”. Теперь от него зависит судьба этого большого и даровитого человека»27.

О Самуиле Марковиче Заксе-Гладневе (1884— 1937) как сотруднике «Шиповника» упоминает Л. М. Хлебников: «Закс-Гладнев, старый издательский работник, хорошо знал Гржебина как ловкого предпринимателя, ему приходилось работать с Гржебиным еще до революции в издательстве “Шиповник”»28. С 1920 г. С. М. Закс-Гладнев заведовал административно-техническим аппаратом Госиздата, с самого начала работы на новом посту заняв твердую, резко отрицательную позицию по отношению к «Издательству З. И. Гржебина». Современники даже прозвали С. М. Закса-Гладнева «гржебиноедом»29 за его постоянные нападки на издателя.

Необходимо остановиться на личных и деловых качествах Гржебина. В противоречивом его характере сочетались качества подлинного ценителя произведений искусства и удивительные предпринимательские способности.

Двойственность натуры Гржебина великолепно передал в дневниковых записях К. И. Чуковский. С одной стороны, он называл издателя

30

выходцем «из партии социал-прохвостов»30, «словом, человеком ясным»31. Но тут же признавался: «...и все же он мне ужасно симпатичен. Он такой неуклюжий, патриархальный, покладистый. <.> Говоря с ним, я ни минуты не ощущаю в нем мазурика. Он кажется мне солидным и надежным»32. В записи от 17 марта 1919 г. К. И. Чуковский давал еще одну примечательную характеристику Грже-бину: «Вообще вкус у этого толстяка - тонкий, нюх - безошибочный, а энергия - как у маньяка. Это его великая сила. Сколько я помню его, он всегда влюблялся в какую-нб. одну идею - и отдавал ей всего себя, только о ней и говорил, видел ее во сне. Теперь он весь охвачен планами издательскими. <.> Когда видишь этот энтузиазм, то невольно желаешь человеку успеха»33.

Гржебин-издатель, как отмечалось многими, обладал инстинктивным чутьем на произведения, представляющие литературную ценность. Об этом писал и Л. Н. Андреев: «Люблю читать свои вещи Гржебину. Он слушает сонно, молчаливо. Но когда какое-нибудь место ему понравится, он начинает нюхать воздух, будто учуял запах бифштекса. И тогда я знаю, что это место и в самом

34

деле стоящее»34.

Лисья хитрость и умение понравиться (не зря А. М. Ремизов присвоил Гржебину титул «за-уряд-князя обезьяньего»35) помогали издателю заручиться поддержкой выдающихся писателей, привлечь в «Шиповник» новых сотрудников.

«Гвоздем» альманахов считался Л. Н. Андреев. Гржебину удалось переманить его из

горьковского товарищества «Знание». «Охотясь» за Л. Н. Андреевым, Гржебин призывал писателя расширить рамки своего творчества: «Знаете ли Вы, что такое “Шиповник”? <...> смелое, новое, идущее вперед издательство; у него свои пути в искусстве. “Знание” - отжило. Вам тесно в этих серых сборниках. Вы - наш. “Шиповник” делает эпоху в искусстве.»36. За участие в «Шиповнике» Л. Н. Андреев получил большой гонорар, его полистная плата была выше, чем плата другим сотрудникам.

После успеха первой книги альманаха «Шиповника» с «Жизнью Человека» Л. Н. Андреева в 1907 г. в издательстве состоялся банкет на сто человек. Художник П. Троянский составил по этому случаю карикатуру. К. И. Чуковский считал наиболее удавшейся в ней фигуру Гржебина, «стоящего на первом плане у вазы с шиповником. Он главный заправила издательства, у него вид счастливого собственника. Он как издатель сделал ставку на Леонида Андреева и теперь чувствует себя триумфатором»37.

Участие Л. Н. Андреева в альманахах «Шиповника» - безусловная заслуга Гржебина. Издатель снисходительно потакал прихотям писателя. Л. Н. Андреев же отзывался о нём с легким пренебрежением и чувством превосходства. В 1907 году он писал В. Муйжелю38: «Не забывайте, что я не издатель, а только и просто писатель, как и Вы, и поэтому - Ваш естественный друг и союзник, а их враг, как бы они ни назывались: Гржебин, Пятницкий и другие. <.> А с Гржебиным я поговорю. Что-то уж очень сильно начинает пахнуть от него “хозяином”. Необходимо сократить его»39. В том же году Л. Н. Андреев наставлял А. С. Серафимовича40: «Милый друг! Держись с “Шиповником” гордо. У них слишком много спеси и ее нужно по временам сбивать. В крайнем случае их можно послать к черту»41.

Л. Н. Андреев перестал участвовать в сборниках товарищества «Знание» (чем вызвал сильное негодование М. Горького) из-за желания отойти от «направленства» и видеть в числе сотрудников нового издания талантливых писателей вне зависимости от их принадлежности к определенной литературной группировке. На практике разногласия между М. Горьким и Л. Андреевым возникли из-за настойчивых требований последнего включить в сборники «Знания» произведения А. Блока и Ф. Сологуба. М. Горький со свойственной ему резкостью категорически отказался связываться с «юношей, переделывающим на русский лад дурную половину Поля Верлена»42 и «старым кокетом Сологубом, <.> склонным к садизму»43. Гржебин позволил Л. Андрееву как редактору привлечь к сотрудничеству и А. Блока (стихи его печатались в альманахах «Шиповника» с 1907 по

1909 г.44), и Ф. Сологуба (являлся постоянным автором сборников).

С. Городецкий, участник первых выпусков альманаха, вспоминал, что А. Блок «пробовал пи-

Ю. С. Ромайкина. З. И. Гржебин и литературно-художественные альманахи издательства «Шиповник»

сать рассказы»45, которые никому, кроме Л. Н. Андреева, не показывал, однако, «может быть, видел их З. И. Гржебин»46.

Гржебин, бесчисленное количество раз извиняясь за беспокойство, лично уговаривал Ф. Сологуба прислать в альманах рукописи: «Мы очень хотели бы иметь Ваш рассказ (1-3 листа) в ближайшем альманахе. Это возможно? Сейчас читаю “Навьи чары”. Очень, очень интересно. Красиво необыкновенно» (письмо от 17 августа

1910 г.)47.

Основав новое издательство, Гржебин планировал привлечь к участию в сборниках и самого М. Горького. 9 ноября 1906 г. он писал: «Я достал деньги, выбрал деятельных товарищей и теперь имею возможность повести дело энергично и правильно»48. Сначала М. Горький благосклонно отозвался о «Шиповнике» и даже согласился сотрудничать в нем, так как уже писал для грже-бинских сатирических журналов - «Жупела» и «Адской почты». Но вскоре он узнал об интригах Гржебина, направленных на переманивание в свой альманах «знаниевцев», и о сплетнях, подрывавших престиж горьковского издательства. В одном из писем к К. П. Пятницкому М. Горький замечал: «Из Питера пишут: Гржебин рассказывает, что Знание не платит по векселям и скоро обанкротится. Действует он энергично»49.

Стоит отметить, что после ухода Л. Н. Андреева в «Шиповник» М. Горький практически порвал с писателем отношения, по крайней мере, о былой дружбе не могло быть и речи. Однако с Гржеби-ным М. Горький сохранил связь, подключил его к участию в послереволюционных изданиях и многократно ходатайствовал в его пользу во время конфликта Гржебина с Госиздатом, поддерживая издателя морально и материально. Е. З. Гржебина в воспоминаниях об отце говорит о его «преданности» М. Горькому и их «бескорыстной дружбе»50.

Помимо Л. Н. Андреева Гржебин привлекал к участию в новом издательском предприятии и других «знаниевцев». Сложно было переманить в «Шиповник» И. А. Бунина. Гржебин жаловался

В. Н. Муромцевой-Буниной, что ее муж - «и самый легкий, и самый трудный из всех писателей»51.

В. Н. Муромцева-Бунина поясняла: «“Шиповник” переманивал его (Бунина. - Ю. Р.) к себе, как переманил Андреева и некоторых других писателей. Но Ян уклонялся от окончательного ответа, хотя условия “Шиповник” предлагал заманчивые. <.. .> Он (Бунин. - Ю. Р.) был прост, не напускал на себя важности во время переговоров, но добиться окончательного решения от него было трудно»52. Но Гржебину это удалось. Во второй книге «Шиповника» (1907) появился рассказ И. А. Бунина «У истока дней» и стихи («Петров день», «Проводы», «Геймдаль» и «Александр в Египте»), а в третьей книге (1908) - рассказ «Астма».

Авторы, питавшие надежду издать свои произведения в «Шиповнике», обращались с просьбой в основном к С. Ю. Копельману, но

иногда письма подобного содержания приходили и Гржебину.

Так, 17 июня 1907 г. Ф. Сологуб сообщал о своем желании стать постоянным сотрудником альманаха, сразу оговаривая условия будущего контракта: «...я обращаюсь к Вам прежде всех потому, что это мне наиболее симпатично. Дело вот в чем: мое начальство наконец придумало, что меня пора уволить; таким образом я стал человеком, нуждающимся в определенном ежемесячном заработке. <...> если у меня не будет службы, то останется время, часть которого может быть употреблена в пользу Шиповника. Поэтому, не найдет ли возможным Шиповник выдавать мне ежемесячно, начиная с конца июля, рублей по 200, пока не истощится мой кредит»53.

Самыми частыми темами писем авторов «Шиповника» Гржебину были, конечно, просьбы материального характера. Денег просили у издателя напрямую: «Вы имеете обо мне дурное мнение, как о человеке, который в деньгах не нуждается, а спрашивает из жадности. Рад бы быть таким, да вот беда: деньги в самом деле нужны» (Ф. Сологуб - З. И. Гржебину, 9 апреля 1907 г.54). Обращались и через С. Ю. Копельма-на: «Еще в середине лета я всячески доказывал и Вам и, в особенности, Зиновию Исаевичу, что поддержка за север необходима» (Ю. К. Балтрушайтис - С. Ю. Копельману, 26 августа 1908 г., по поводу «Северных сборников», выходивших в издательстве «Шиповник»55). Писали через посредничество редакторов альманаха: «Зиновий Исаевич просит меня передать Вам, что гонорар (за «Творимую легенду». - Ю. Р) Вы можете получить в любое время» (Б. К. Зайцев - Ф. Сологубу,

30 марта 1907 г.)56.

Гржебин, заботясь о репутации альманаха, вел переписку с критиками. Так, после разгромной статьи о втором выпуске «Шиповника»57 он со свойственным ему заискиванием перед авторитетом критика оправдывался в письме А. Г. Горн-фельду от 1 августа 1907 года: «В своем фельетоне

о нашем 2<-о>м альманахе Вы высказываете совершенно верный взгляд на положение вещей, какое было до сих пор в “Знании” и у нас в “Шиповнике”. Вы по отношению к нам были теперь даже слишком добры, не отметив те промахи, какие были у нас, к слову сказать, не по нашей вине: было слишком трудно что-либо сделать при таком разгроме, изгнании, тюрьме, забастовке на типограф<ии>, пожаре на фабрике бумаги и проч. и проч. 22 несчаст<ья>. Но я все-таки уверен, что в будущем сделаем такие книги, какие несомненно составят событие»58.

Одну из важнейших забот Гржебина, художника, учившегося вместе с М. Добужинским и И. Грабарем в мюнхенской мастерской Шимона Холлоши, составляла изысканность внешнего оформления сборников. М. Добужинский вспоминал: «Внешность книги стала первой заботой Гржебина. Очень многие художники принимали

Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2013. Т. 13, вып. 4

участие в иллюстрировании и орнаментации книг, выпускаемых “Шиповником”, как Ал. Бенуа, Бакст, Билибин, Лансере, Рерих, Нарбут, Сомов и пишущии эти строки»59.

Таким образом, благодаря выдающимся предпринимательским способностям учредителя и совладельца издательства, а также его удивительному «чутью» на действительно талантливых авторов и подлинные произведения искусства, Гржебин содействовал успеху литературно-художественного альманаха «Шиповник» у читающей публики, с первых же выпусков они затмили другие сборники. Не вмешиваясь активно в редакционные дела, он выступал посредником между С. Ю. Копельманом, Б. К. Зайцевым и Л. Н. Андреевым, с одной стороны, и авторами «Шиповника», с другой. Гржебин, безусловно, читал присланные произведения, но его интересовала в большей степени коммерческая сторона выпуска альманаха. К тому же, как профессиональный художник, он уделял пристальное внимание оформлению сборников.

З. И. Гржебину удалось вывести «Шиповник» из кризиса в 1910 и 1912 гг., выиграв схватку с завистниками и недоброжелателями издательства. Однако преодолеть разногласия внутри редакции он так и не смог. Яркая, харизматичная фигура З. И. Гржебина, казалось, подавляла его коллег. Участие знаменитого издателя в «Шиповнике» требует более пристального изучения.

Примечания

1 Издательский успех предприятий З. И. Гржебина приписывался М. Горькому (См.: Голубева О. Горький и издательство З. И. Гржебина // Голубева О. Горький-из-датель. М., 1968. С. 116-122 ;Хлебников Л. Из истории горьковских издательств : «Всемирная литература» и «Издательство З. И. Гржебина» // Литературное наследство. Т. 80. В. И. Ленин и А. В. Луначарский : Переписка, доклады, документы. М., 1971. С. 668-703).

2 См.: ЮнивергЛ. Зиновий Гржебин и Максим Горький (из истории послереволюционной издательской деятельности З. И. Гржебина) // Евреи в культуре русского зарубежья : сб. ст. публикаций и эссе / сост. М. Пар-хомовский. Вып. 1. Иерусалим, 1992. С. 142-145 ; Гржебина Е. З. И. Гржебин - издатель (по документам и воспоминаниям его дочери) // Там же. С. 146-168 ; Юниверг Л. З. И. Гржебин и его издательская деятельность // Книга. Исследования и материалы : сб. Вып. 69. М., 1994. С. 122-133 ; ВайнбергИ. «Все будет оценено - не может быть иначе» // Там же. С. 169-192 ; Вайнберг И. Возвращаясь к имени Зиновия Исаевича Гржебина. Неизвестное письмо А. М. Горького

В. И. Ленину // Там же. С. 307-310.

3 См.: Безелянский Ю. Дело прежде всего // Алеф. № 1026. Окт. 2012. URL: http://www.alefmagazine.com/ pub3058.html (дата обращения: 01.03.2013) ; Ипполитов С. Гржебин Зиновий Исаевич (1877-1929) // Новый исторический вестник. № 1 (9). 2003. URL: http://nivestnik.ru/2003_1/10.shtml (дата обращения:

01.03.2013) і Ипполитов С., Катаева А. «Не могу оторваться от России...»: Русские книгоиздатели в Германии в 1920-х гг. М., 2000.

4 Реквием : Сборник памяти Леонида Андреева. М., 1930.

С. 229.

5 Издательство «Шиповник» было основано в Санкт-Петербурге в 1906 г. С. Ю. Копельманом и З. И. Гржеби-ным. С 1907 по 1917 г. вышло в свет 26 книг литературнохудожественного альманаха издательства «Шиповник». С 1919 г. издательство работало в Москве. В 1922 г.

С. Ю. Копельман выпустил новый сборник альманаха «Шиповник». К концу 1922 г. издательство было закрыто властями по политическим мотивам (См.: Келдыш В. Альманахи издательства «Шиповник» // Русская литература и журналистика начала XX века. 1905-1917. Буржуазно-либеральные и модернистские издания / отв. ред. Б. А. Бялик. М., 1984. С. 257-294).

6 РО ИРЛИ. Ф. 289. Ф. Сологуб. Оп. 3. Ед. хр. 205.

7 Там же.

8 См.: РО РНБ. Ф. 211. Горнфельд А. Г. Ед. хр. 662. Л. 2.

9 [Б. п.] // Русь. 1907. 21 мая (№ 129). Отд. : Книги и писатели. С. 3.

10 См.: РО РНБ Ф. 211. Горнфельд А. Г. Ед. хр. 662. Л. 4.

11 Там же. Л. 5.

12 Блок А. Собр. соч. : в 8 т. М. і Л., 1963. Т. 7. С. 167.

13 Перельман А. Воспоминания // Еврейская старина. N° 4 (63). Окт. - дек. 2009. URL: http://berkovichzametki. com/2009/Starina/Nomer4/APerelman8.php#_ftn16 (дата обращения: 15.01.2013).

14 См.: Гуральник Е. Прижизненные издания произведений Ф. К. Сологуба в русской книжной культуре конца XIX- начала XX века. М., 2009. С. 18.

15 Там же.

16 Там же.

17 Перельман А. Указ. соч.

18 См.: ЦГИА. Ф. 2047. Оп. 4. Д. 114. Л. 1.

19 См.: РО РНБ. Ф. 634. Оп. 1. Ед. хр. 69. Л. 1.

20 См.: ЦГИА. Ф. 1791. Оп. 1. Д. 1. Л. 15.

21 См.: ЦГИА. Ф. 1791. Оп. 1. Д. 1. Л. 28.

22 РО РНБ. Ф. 634. Оп. 1. Ед. хр. 69. Л. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 Там же. Л. 6.

24 Ремизов А. Встречи. Петербургский буерак. Paris, 1981.

С. 33.

25 См.: Б. К. Зайцев редактировал первые три сборника литературно-художественного альманаха издательства «Шиповник» (1907-1908) і с выходом четвертой книги альманаха в 1908 г. в течение двух лет редактором «Шиповника» являлся Л. Н. Андреев.

26 Ремизов А. Указ. соч. С. 31.

27 Чуковский К. Дневник (1901-1929). М., 1991. С. 185186.

28 Хлебников Л. Из истории горьковских издательств : «Всемирная литература» и «Издательство З. И. Грже-бина» // Литературное наследство. Т. 80. В. И. Ленин и А. В. Луначарский : Переписка, доклады, документы. М., 1971. С. 668-703.

29 См.: Юниверг Л. З. И. Гржебин и его издательская деятельность. С. 128.

Е. П. Князева. Гоголевское в романе О. Д. Форш «Ворон» (опыт нового осмысления)

30 Чуковский К. Дневник (1901-1929). С. 76.

31 Там же.

32 Там же.

33 Там же. С. 105.

34 Цит. по: Чуковский К. Дневник. 1901-1969 : в 2 т. М., 2003. Т. 2. С. 520.

35 Ремизов А. Указ. соч. С. 133.

36 Цит. по: Келдыш В. Указ. соч. С. 263.

37 «О сколько нам открытий чудных...» : детские писатели. Корней Иванович Чуковский (1882-1969) и художники. URL:http://chukovskij.Hvejoumal.com/61379. html#chukovskij61379 (дата обращения: 23.02.2013).

38 Рассказ В. Муйжеля «Пока» был опубликован во второй книге литературно-художественного альманаха «Шиповник» (1907).

39 Письмо Л. Андреева В. Муйжелю. URL: http://www. azlib.ru/a/andreew_l_n/text_1310.shtml (дата обращения:

01.03.2013).

40 В первой книге «Шиповника» (1907) вышел рассказ А. С. Серафимовича «У обрыва», в третьей книге (1908)

- рассказ «Пески».

41 РО ИРЛИ. Ф. 9. Оп. 2. Ед. хр. 25.

42 Горький и Леонид Андреев : Неизданная переписка / публ. В. Н. Чувакова, А. И. Наумовой // Литературное наследство. М., 1965. Т. 72. С. 287.

43 Там же.

44 Во второй книге (1907) альманаха были напечатаны стихотворения А. Блока «Н. Н. Волоховой» и «Легенда» ; в третьей (1908) - «В этот серый летний вечер.»

удк 821.161.1.09-31 +929[Форш+гоголь]

ГОГОЛЕВСКОЕ В РОМАНЕ О. Д. ФОРШ (опыт нового осмысления)

Е. П. Князева

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

в статье рассматриваются разные формы реализации мысли о Пэголе в романе о. д. Форш «ворон». в том числе анализируется не вошедшая в канонический текст часть главы «Ворон». Поднимается вопрос о причинах невключения ее в окончательный вариант романа.

Ключевые слова: Форш, символисты, Поголь, роман «Ворон», «мертвые души», способ жизни, связь времен, культура.

Characteristics of Gogol’s Writing in the Novel The Raven by 0. D. Forsch (Experience of a New Interpretation) E. P. Knyazeva

In the article different implementations of thoughts about Gogol in the novel The Raven written by O. Forsch are considered. The part of the chapter from The Raven excluded from the canonical text is analyzed as well. The issue is raised why this part did not appear in the final version of the novel.

и «Девушке» ; в четвертой (1908) - «Клеопатра» и «Ты и я» ; в девятой (1909) драматический пролог «Песня судьбы», а в десятой книге (1909) - знаменитое стихотворение «На Куликовом поле».

45 Городецкий С. Воспоминания об Александре Блоке // Александр Блок в воспоминаниях современников : в 2 т. М., 1980. Т. 1. С. 339.

46 Там же.

47 РО ИРЛИ. Ф. 289. Оп. 3. Ед. хр. 205.

48 Юниверг Л. З. И. Гржебин и его издательская деятельность. С. 124.

49 Цит. по: Голубева О. Из истории издания русских альманахов начала ХХ века // Книга. Исследования и материалы : сб. Вып. 3. М., 1960. С. 317.

50 См.: ГржебинаЕ. И. Гржебин - издатель (по документам и воспоминаниям его дочери). С. 157.

51 Муромцева-Бунина В. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. 1870-1906. М., 1989. С. 397.

52 Там же.

53 РО ИРЛИ. Ф. 485. Оп. 1. Ед. хр. 28.

54 Там же.

55 Там же. Ед. хр. 4.

56 Зайцев Б.. Собр. соч. : в 11 т. Т. 10 (доп.). Письма 1901-1922 гг. Статьи. Рецензии. М., 2001. С. 35.

57 См.: Горнфельд А. Пробуждающиеся души // Товарищ. 1907. 29 июля. № 331. С. 4.

58 РО РНБ. Ф. 211. Горнфельд А. Г. Ед. хр. 662. Л. 2.

59 ДобужинскийМ. Воспоминания. М., 1987. С. 300.

Key words: Forsch, symbolists, Gogol, novel The Raven, «dead souls», a way of life, link of the epochs, culture.

После выхода романа «Ворон» в 1933-1934 гг. сразу же появились отклики критиков, которые, прежде всего, обратили внимание на отражение в произведении явлений текущей действительности: указание на этот факт содержалось в его первоначальном названии - «Символисты».

К. А. Федин одобрял «задачу большой ценности»: «...изобразить преемственную смену двух культур и одновременный решительный разрыв между ними, который внесла революция». Но вместо «картины расцвета, роста и гибели крупнейшей <.> школы символизма с ее пророками, вождями, содержателями, нахлебниками, приживальщиками и «паствой»», «история символистов, - утверждает К. Федин, - превратилась в историю с одним, может быть, не слишком значительным

© Князева Е. П., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.