Научная статья на тему 'ЮЖНЫЙ КАВКАЗ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ ТУРЦИИ И РОССИИ'

ЮЖНЫЙ КАВКАЗ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ ТУРЦИИ И РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
205
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Южный Кавказ / Азербайджан / Армения / Грузия / Россия / Турция / Вторая Карабахская война / геополитика. / South Caucasus / Azerbaijan / Armenia / Georgia / Russia / Turkey / Second Karabakh war / geopolitics.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Панов И. А., Деметрадзе М. Р., Шорохова С. П.

Прошло более тридцати лет после распада Советского Союза и его субъекты, ранее являвшиеся неотъемлемой частью единого государства, образующие сегодня общее геополитическое пространство потеряло значение. Сложилась принципиально иная по сравнению с периодом Холодной войны реальность. Геополитические пертурбации конца XX — начала XXI в., показывают, что влияние России — правопреемника и продолжателя СССР, здесь значительно ослабло, несмотря на формирования СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, надгосударственных организации с целью усиления роли России на постсоветском пространстве. Сложившаяся ситуация ставит перед государством необходимость разработки многовекторной политики для приостановки роста влияния разных стран мира и восстановления своей авторитетности. Такая задача особенно актуальна относительно Кавказско-Каспийского региона, где издавна пересекались интересы трёх великих империй — Персидской, Османской, Российской. В условиях современности геополитический статус данного субрегиона — составной части Большого Ближнего Востока (ББВ) простирающегося от северокавказских субъектов РФ до Черного моря, возрастает. Наличие здесь внушительных энергоресурсов, его транзитивный потенциал, функции связующего звена между Востоком и Западом, Севером и Югом, придают ему ключевое значение географической точки геоэкономических процессов занимающее особое место в планах внешней политики Турции, ЕС, США, Ира-на, Китая, Ирака, а также ряда других стран. Поэтому Южный Кавказ практически стал ареной проведения интересов Запада, заинтересованного в переустройстве политических систем Южнокавказских государств, политика которых не может соответствовать их интересам. Однако, мы не будем говорить об этих аспектах поскольку задачей данной статьи является рассмотрение вопроса повышения роли Турции в данном регионе. Применительно к России предлагается идея необходимости реализации новой социокультурной политики с учетом реалии современности, разрушающий принцип «что хорошо для Америки, то хорошо для всего мира».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOUTH CAUCASUS IN THE MODERN GEOPOLITICAL REALITIES OF TURKEY AND RUSSIA

More than thirty years have passed since the collapse of the Soviet Union, and its subjects, previously an integral part of a single state, which today form a common geopolitical space, have lost their significance. A fundamentally different reality compared to the Cold War period has emerged. The geopolitical upheavals of the late 20th — early 21st centuries show that the influence of Russia, the successor and successor of the USSR, has significantly weakened here, despite the formation of the CIS, the CSTO, the EAEU, and supranational organizations in order to strengthen the role of Russia in the post-Soviet space. The current situation puts before the state the need to develop a multi-vector policy to stop the growth of the influence of different countries of the world and restore its credibili-ty. This task is especially relevant in relation to the Caucasian-Caspian region, where the interests of the three great empires — Persian, Ottoman, Russian — have long intersected. In modern conditions, the geopolitical status of this subregion — an integral part of the Greater Middle East (GME) stretch-ing from the North Caucasian subjects of the Russian Federation to the Black Sea, is increasing. The presence of impressive energy resources here, its transitive potential, the functions of a link between East and West, North and South, give it the key importance of a geographic point of geo-economic processes that occupies a special place in the foreign policy plans of Turkey, the EU, the USA, Iran, China, Iraq, as well as a number of other countries. Therefore, the South Caucasus has practically be-come an arena for the interests of the West, which is interested in restructuring the political systems of the South Caucasian states, whose policies cannot meet their interests. However, we will not talk about these aspects, since the purpose of this article is to consider the issue of increasing the role of Turkey in this region. With regard to Russia, the idea of the need to implement a new socio-cultural policy, taking into account the realities of modernity, destroys the principle «what is good for Amer-ica is good for the whole world» is proposed.

Текст научной работы на тему «ЮЖНЫЙ КАВКАЗ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ ТУРЦИИ И РОССИИ»

УДК 323.111

ИА. Панов,

аспирант,

Университет мировых цивилизаций имени В. В. Жириновского, Москва

М.Р. Деметрадзе,

доктор политических наук, профессор, Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва

СП. Шорохова,

кандидат философских наук, доцент, Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, Москва

ЮЖНЫЙ КАВКАЗ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ ТУРЦИИ И РОССИИ

IA. Panov,

PhD student,

V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow E-mail: [email protected]

M.R. Demetradze, Doctor in Political Science, Рrofessor V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow

E-mail: [email protected] S.P. Shorokhova,

PhD in Philosophy Science, Associate Professor V.V. Zhirinovsky University of World Civilizations, Moscow

E-mail: [email protected]

SOUTH CAUCASUS IN THE MODERN GEOPOLITICAL REALITIES OF TURKEY AND RUSSIA

Аннотация. Прошло более тридцати лет после распада Советского Союза и его субъекты, ранее являющиеся неотъемлемой частью единого государства, образующие сегодня общее геополитическое пространство потеряло значение. Сложилась принципиально иная по сравнению с периодом Холодной войны реальность. Геополитические пертурбации конца XX — начала XXI в., показывают, что влияние России — правопреемника и продолжателя СССР, здесь значительно ослабло, несмотря на формирования СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, надгосударственных организации с целью усиления роли Росси на постсоветском пространстве. Сложившаяся ситуация ставит перед государством необходимость разработки многовекторной политики для приостановки роста влияния разных стран мира и восстановления своей авторитетности. Такая задача особенно актуальна относительно Кавказско-Каспийского региона, где издавна пересекались интересы трёх великих империй — Персидской, Османской, Российской. В условиях современности геополитический статус данного субрегиона — составной части Большого Ближнего Востока (ББВ) простирающегося от северокавказских субъектов РФ до Черного моря, возрастает. Наличие здесь внушительных энергоресурсов, его транзитивный потенциал, функции связующего звена между Востоком и Западом, Севером и Югом, придают ему ключевое значение географической точки геоэкономических процессов занимающее особое место в планах внешней политики Турции, ЕС, США, Ирана, Китая, Ирака, а также ряда других стран. Поэтому Южный Кавказ практически стал ареной проведения интересов Запада, заинтересованного в переустройстве политических систем Южнокавказских государств, политика которых не может соответствовать их интересам. Однако, мы не будем говорить об этих аспектах поскольку задачей данной статьи является рассмотрение вопроса повышения роли Турции в данном регионе. Применительно к России предлагается идея необходимости реализации новой социокультурной политики с учетом реалии современности, разрушающий принцип «что хорошо для Америки, то хорошо для всего мира».

Ключевые слова: Южный Кавказ, Азербайджан, Армения, Грузия, Россия, Турция, Вторая Карабахская война, геополитика.

Abstract. More than thirty years have passed since the collapse of the Soviet Union, and its subjects, previously an integral part of a single state, which today form a common geopolitical space, have lost their significance. A fundamentally different reality compared to the Cold War period has emerged. The geopolitical upheavals of the late 20th — early 21st centuries show that the influence of Russia, the successor and successor of the USSR, has significantly weakened here, despite the formation of the CIS, the CSTO, the EAEU, and supranational organizations in order to strengthen the role of Russia in the post-Soviet space. The current situation puts before the state the need to develop a multi-vector policy to stop the growth of the influence of different countries of the world and restore its credibility. This task is especially relevant in relation to the Caucasian-Caspian region, where the interests of the three great empires — Persian, Ottoman, Russian — have long intersected. In modern conditions, the geopolitical status of this subregion — an integral part of the Greater Middle East (GME) stretching from the North Caucasian subjects of the Russian Federation to the Black Sea, is increasing. The presence of impressive energy resources here, its transitive potential, the functions of a link between East and West, North and South, give it the key importance of a geographic point of geo-economic processes that occupies a special place in the foreign policy plans of Turkey, the EU, the USA, Iran, China, Iraq, as well as a number of other countries. Therefore, the South Caucasus has practically become an arena for the interests of the West, which is interested in restructuring the political systems of the South Caucasian states, whose policies cannot meet their interests. However, we will not talk about these aspects, since the purpose of this article is to consider the issue of increasing the role of Turkey in this region. With regard to Russia, the idea of the need to implement a new socio-cultural policy, taking into account the realities of modernity, destroys the principle «what is good for America is good for the whole world» is proposed.

Key words: South Caucasus, Azerbaijan, Armenia, Georgia, Russia, Turkey, Second Karabakh war, geopolitics.

На протяжении большей части XX века Южный Кавказ находился под контролем советской власти. Однако, в годы Перестройки и последовавшей дезинтеграции СССР, позиции Москвы резко ослабевают. Такая ситуация была обусловлена рядом причин. Россия была вынуждена сосредоточиться на проблемах, возникших на Северном Кавказе (чеченские кампании, осетино-ингушская война) для обеспечения целостности государства. Не простая ситуация сформировалось и в границах СНГ — Приднестровский, Грузино-Абхазский и Нагорно-Карабах-ский конфликты (наглядным примером которой можно считать результаты Второй Карабахской войны 2020 года) далеки от решения и по сей день. Сложными следует считать 1990-е — начало 2000-х гг., для трёх обретших независимость стран — Азербайджана, Армении и Грузии, находящихся на переходном этапе своего развития. Ситуация усугубляется и тем, что на фоне ослабления связей этих стран с Россией, очевидной становится ориентация их внешнеполитического курса на иных игроков мировой политики, стремящиеся к вытесне-

нию России из региона. Сложившаяся обстановка свидетельствует об отсутствии реальной межгосударственной политики России и стран Южного Кавказа, что и обусловливает актуальность выделения слабых сторон внешней политики России в южнокавказском направлении.

Современные геополитические реалии в регионе Южного Кавказа

В начале февраля 2023 года на юго-востоке Турции и в Сирии произошло мощное землетрясение по причине столкновения двух литосферных плит — Анатолийской и Аравийской. В результате природных катаклизмов погибли десятки тысяч людей. Однако, человеческие трагедии в здесь продолжаются не только из-за последствий стихийных бедствий. В области международных отношений регион также находится «на стыке геополитических плит», а именно NATO в лице Турции, ОДКБ или ЕАЭС в лице России, формирующих соответственно, ядро западного и незападного блоков. Три государства Закавказья, находящиеся на этом стыке — Армения, Грузия и Азербайджан в той

или иной степени пытаются лавировать между этими центрами силы, выстраивая свою политику [2, с. 10].

Существующая в течение тридцати постсоветских лет конфигурация сил в Закавказье, при которой Россия была основным партнером Азербайджана и Армении в торгово-экономической, гуманитарных областях, а также главным посредником в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта, в последнее время подвергается серьёзной эрозии со стороны региональных и даже внерегиональных игроков. Многие эксперты: политологи, экономисты, международники, всё чаще в открытую заявляют о возрастающей и уже даже ведущей роли Турции в будущем обустройстве Южного Кавказа [4].

Распад СССР в начале 1990-х годов открыл прямой путь и новые возможности для экспансии и проникновения в регион ближайшего соседа. На сегодняшний день роль и статус Турции во всём мире и особенно на Южном Кавказе неотъемлемо растёт. В Азербайджане влияние Анкары фундаментальное, распространяющееся практически на все сферы общественной жизни: от культуры и права до политики и государственной безопасности. Успешно складываются и межгосударственные отношения с Грузией, аналогично охватывающие разные социокультурные области, а также сотрудничества в сферах ВПК и экономики. Особенного внимания требуют трансформация внешнеполитического курса с Арменией после Второй Карабахской войны и землетрясения, меняющие вектор от конфронтации к сотрудничеству [5, с. 131].

Вышеперечисленным позитивным тенденциям способствуют ряд географических факторов. Турция и Армения имеют общую границу протяжённостью в 311 км, с Грузией в 273 км, а с Азербайджаном всего порядка 10 км в районе Нахичеван-ской автономной области. Обладающим конфликтогенным потенциалом, берущие истоки от ранних советских времён. Являясь естественным соседом трёх Южнокавказских государств, после распада СССР

Анкара сумела укрепить свои позиции в регионе настолько, что без её непосредственного участия, практически никакие масштабные экономические, политические или гуманитарные проекты нереали-зуемы [3, с. 26].

В первую очередь особняком стоит Азербайджан, союз с которым выстраивается не только на идеологии пантюркизма, но и военно-политическом альянсе, имеющий стратегический характер [5, с. 133]. Наглядной иллюстрацией этого, является подписание «Декларацию о союзнических отношениях» в Нагорном Карабахе между турецким лидером Эрдоганом и азербайджанским президентом Алиевым. Такая ситуация, несомненно повлияет не только на регион Южного Кавказа, но и на всю геополитическую конфигурацию в раскладе сил все государств Большого Ближнего Востока1.

Позаимствовав известную формулу с КНР — «Один народ — два государства» (Tek millet, iki devlet). Анкара и Баку в приоритетном порядке увеличиваю объёмы в военно-технической, гуманитарной и инвестиционных областях. Об этом свидетельствуют конкретные статистические данные: 55% внешнеторгового оборота со странами Южного Кавказа приходиться на Азербайджан. В республике действуют около 3000 турецких компаний, идёт реализация проекта по строительству железной дорогой Карс — Нахичевань. За период с 2002 по 2019 г. инвестиции Анкары увеличились с 5 до 12,2 миллиардов долларов. Ежегодный общий товарооборот между двумя государствами в настоящее время превышает 4 млрд. долларов [3, с. 26].

Являясь одним из главных поставщиков вооружения в страну, в ходе второй Карабахской войны 2020 года, Анкара активизировала своё участие в укреплении вооруженных сил Азербайджана. Военные проходят подготовку в турецких военизированных учебных заведениях, тогда как турецкие военные советники считаются постоянными членами Генерального штаба Азербайджана. [1, с. 10].

1 Турция на Южном Кавказе — победы и шансы // Newcaucasus. com. — URL: https:// newcaucasus.com/politics/20093-turcziya-na-yuzhnom-kavkaze-pobedy-i-shansy.html (дата обращения: 09.05.2023).

Министр иностранных дел Турции Мев-лют Чавушоглу заявил, что: «мы вместе с Азербайджаном и за столом переговоров, и на поле боя. Это не пустые слова. Какая бы помощь ни понадобилась Азербайджану, мы готовы ее оказать. А заодно и обратится ко всей мировой общественности, в частности к ОБСЕ», с протестом против двойных стандартов. США, Франция, Россия не могут решить этот вопрос около 30 лет. <...> Более того, они сами сделали все возможное, чтобы не решить эту проблему. Теперь они лишь умничают и временами угрожают. Но пришло время расплаты, Азербайджан сам должен и может отрезать свою больную пуповину»2.

Несмотря на некоторые конфессиональные разногласия и сложные исторические условия, Турция становиться одним из ключевых партнеров для Грузии, что отражено в соответствии со Стратегией внешней политики государства 2019-2022 гг., включающие: военно-политическую сферу, социокультурную и экономическую области3.

Сегодня Турция находится на первом месте по торговле с Грузией, экспортируя в Тбилиси товаров почти на миллиард долларов. В первую очередь интересы Анкары сфокусированы на тесно прилегающем к турецкой границе — регионе Аджария. Различные инвестиционные проекты реализуются в сфере торговли, строительства и рекреации. Обеспечивающий широкий спектр возможностей для турецкого бизнеса, составляющего 18% из всех зарубежных инвестиций. К числу наиболее крупных турецких компаний следует отнести Turkish Electricity Transmission Corporation (TEIAS) и TAV Airports осуществляющая управление аэропортов в Тбилиси и Батуми. Турецкие товаропроизводители лидируют в структуре грузинского импорта 19% 4.

Для Анкары Грузия также выполняет важную коммуникативную функцию,

в качестве коридора из Турции, не только в Азербайджан, но и в государства Центральной Азии. Колоссальный транзитный потенциал Грузии способствовал разработки и реализации крупнейших международных проектов XXI века. К их числу относится, возведение в 2006 году нефтепровода «Баку — Тбилиси — Джей-хан». Строительство в 2017 году железнодорожной магистрали «Баку — Тбилиси — Ахалкалаки — Карс». Запущенных в эксплуатацию газопровода «Баку — Тбилиси — Эрзурум» (2018 г.), а также Трансанатолийского трубопровода (2019 г.). Не менее важным комплементарным фактором наличие в Турции грузинской диаспоры. Сохранившей свою культурную идентичность, при этом являясь билинг-вистами воспринявшими местные обычаи [6].

Вышеизложенный процессы происходят на фоне ослабления позиций России, начиная с вывода своей двенадцатой военной базы из Батуми в 2007 году. И особенно усугубившееся после вооружённого столкновения вызванного из-за нерешённого территориального вопроса между Тбилиси и Южной Осетии в августе 2008 года. Поддерживая внешнеполитический курс Грузии по вступлению в НАТО, Турция принимает активное участие в подготовке вооружённых сил и повышение общей боеготовности. А также подготовке военных кадров в соответствии со стандартами Североатлантического альянса [7].

В политическом плане Анкаре удается сохранить главное: «впечатление равноправия и партнерства». Эрдоган и его политическое окружение ни разу не дали понять, что Тбилиси или Баку — младшие партнеры. Вероятно, именно этого такта во взаимоотношениях с государствами Южного Кавказа не хватает Москве. При этом, не смотря на столь масштабное межгосударственное сотрудничество, на сегодняшний день Турция по-прежнему остается

2 Может ли Турция вытеснить Россию из Закавказья? // РИА Новости. 26.05.2021. — URL: https://ria.ru/20201001/turtsiya-1578021955.html (дата обращения: 09.05.2023).

3 Стратегия внешней политики Грузии 2019-2022 гг. // Сайт МИД Грузии. — URL: https://mfa. gov.ge/getattachment/MainNav/ForeignPolicy/ForeignPoHcyStrategy/2019-2022clebissaqartvelos-sagareo-politikis-strategia.pdf.aspx (дата обращения: 09.05.2023).

4 Внешняя торговля Грузии // URL: https://www.geostat.ge/media/32463/External-MerchandiseTrade-2019_publication-2020.pdf.

для грузинского социума чужой, из-за непреодолимых конфессиональных разли-чий5.

В системе координат турецких стратегических интересов на Южном Кавказе специфическое место занимает Армения. С 1993 года межгосударственные отношения фактически отсутствуют, в связи тем, что Анкара официально поддерживает Азербайджан в карабахском вопросе, заблокировав общую границу [3, с. 27].

Армения сознательно отказывается от проектов с участием Турции и Азербайджана в области энергетики и транспорта. А вот товарооборот между двумя государствами реализуется, проходя в основном через Грузию. Это подтверждается официальными данными национальной статистической службы, согласно которым турецкая доля в импорте страны растет. Только в 2020 пандемийном году было поставлено товаров на сумму более 231 миллиона долларов [5, с. 133].

В 2018 году после т. н. «Бархатной революции» пришедшее к власти в новое руководство, стало высказывать идею по нормализации дипломатические отношения со своими соседями. И как не парадоксально может казаться, готовое идти на отказ от политики признания армянского геноцида младотурками в период Османской империи. и даже пойти на уступки в карабахском вопросе [5, с. 133]. Из-за нерешенности карабахской проблемы, и не имевшая около 30 лет никаких политико-экономических отношений с Турцией, Армения возобновила пассажирское и грузовое авиасообщение и заявила о готовности к открытию сухопутной границы. В декабре 2022 года армянский премьер-министр Никол Пашинян в ходе правительственного часа в парламенте заявил, что Ереван готов открыть железнодорожное сообщение с Турцией и приступить к восстановлению своей части маршрута Ерасх — Нахичевань — Мегри — Гордиз: «Возможно, пришло время посмотреть

на ситуацию под другим углом. Мы готовы и заинтересованы в этом. Также нас интересует открытие автодорог и автомобильных грузоперевозок по направлению Запад — Восток, и строительство новых дорог. Все страны региона, в том числе Турция, Армения и Азербайджан, нуждаются друг в друге, в плане экономики, торговли, обеспечения безопасности, суверенитета и независимости, и это очень важная формула. Мы должны изменить свои отношения для процветания региона». По словам Министра иностранных дел Мевлют Чавушоглу после окончательного решения карабахского вопроса Турция и турецкое общество готово идти на сближение с Арменией: «У турок нет негативного отношения к армянам. На бытовом уровне могут быть какие-то воспоминания, но это связано с тем, что попросту турки не хотят считать себя народом-агрессором»6.

Безусловно мир между Арменией и Азербайджаном крайне выгоден для Турции. Анкара считает, что после Карабахской войны осенью 2020 года политика Армении в отношении России претерпела кардинальные изменения. Несмотря на территориальные потери в Карабахе, Ереван наконец обрёл внешнеполитическую независимость от России, которая всегда старалась заморозить конфликт [2, с. 10].

Руководство Армении во главе с Па-шиняном понимает весь масштаб экономической нецелесообразности изоляция от Азербайджана и Турции, с которыми у страны более 80% протяженности всех границ. Самым искренним свидетельством потепления отношений и постепенного сближения двух стран стал февраль 2023 года. После серии разрушительных землетрясений в Турции, Армения официально заявила о готовности оказать помощь своему соседу. Впервые за три десятилетия граница была открыта для поставок армянской гуманитарной помощи

5 Турция на Южном Кавказе — победы и шансы // Newcaucasus. com. — URL: https:// newcaucasus.com/politics/20093-turcziya-na-yuzhnom-kavkaze-pobedy-i-shansy.html (дата обращения: 09.05.2023).

6 Кавказ без России или почему Армения мирится с Турцией // Newcaucasus.com. — 06.03.2023. — URL: https://newcaucasus.com/politics/21929-kavkaz-bez-rossii-ili-pochemu-armeniya-miritsya-s-turcziej.html (дата обращения: 09.05/2023).

пострадавшим от землетрясения туркам. Теперь турецкие компании, чьи товары на Кавказе довольно конкурентоспособны, в перспективе смогут войти на армянский рынок, что по мнению Анкары существенно уменьшить влияние и само военное присутствие России в регионе7.

Заключение

Первые десятилетия XXI века кардинально переиначили место и значение Турции и России на Южном Кавказе. Вялотекущий тридцатилетний нагорно-кара-бахский конфликт, который оказался не по зубам «великанам» международной политики, был разрешен при непосредственном политическом участии Анкары и уже зафиксировал новую геоэкономическую реальность в регионе.

После Карабахской войны и вооружённого конфликта с Украиной, российский внешнеполитический потенциал на Южном Кавказе существенно сокращается. Одна 102-я военная база в Армении и это все, что имеет Москва в регионе, т.е. похвастаться нечем. Анкара и Баку переиграли Кремль в Нагорном Карабахе. Уже утрачен контроль над Лачинским коридором и приостановленная финансовая помощь Еревану.

Поэтому, Россия вряд ли удастся установить стабильность между Закавказскими государствами, поскольку политические и экономические ресурсы практически исчерпаны. Сегодняшние реалии показывают, что старые геополитические подходы, основанные на тезисе «есть конфликт — есть роль Москвы», не работают. Оправдывается раковое прогнозирование Збигнева Бжезинского «О неизбежности потери доминирующего положения России на Южном Кавказе». И действительно сегодня в регионе помимо Турции появятся другие крупные международные игроки.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. События последних месяцев показывают, что Анкара строит новый геоэкономический союз,

в котором уже находятся Баку и Тбилиси. А России, увязшей в конфликте, вероятнее всего предстоит нелегкий выбор: отказаться от собственных амбиций в регионе, или двигаться навстречу новому геоэкономическому будущему, одним из важнейших двигателей которого так внезапно стала Турция.

Разумеется, Россия должна быть заинтересована в том, чтобы входящий в сферу её стратегически интересов и необходимого жизненного пространства Южный Кавказ, был зоной мира и стабильности. А политика самих южнокавказских государств стала более предсказуемой. В связи с этим на наш взгляд новая внешняя политика России должна опираться на социокультурные факторы, равноправные и взаимовыгодные основы, устраняющие прежние ошибки. И наконец, не пора ли поставить вопрос перераспределения огромных финансовых потоков, тратящихся на т.н. «гуманитарные войны» и направить их на поддержание культуры, исторических традиции этносов Южного Кавказа и России, благополучия народов и т.д. Такие ценности внешней государственной политики могут выполнять функцию конвергенции и комплементарности, препятствующих дезинтеграции и деструктивным процессам.

Список литературы

1. Аватков ВА., Касьяненко А.В. Военно-политические отношения на Южном Кавказе в контексте треугольника «Россия-Турция-Иран» // Мировая политика. — 2021. — № 3. — С. 1-18.

2. Агазаде М.М. Геополитическая ситуация на Южном Кавказе после Второй карабахской войны // Постсоветские исследования. — Т. 6. — 2023. — № 4.

3. Дружинин А.Г., Ибрагимов А.И., Мутлуэр М. Южный Кавказ как один из приоритетных ареалов российско-турецкого взаимодействия в современной Евразии // Научная мысль Кавказа. — 2021. — № 2.

4. Иванов С. Южный Кавказ — зона соперничества региональных держав // Международная жизнь. — 2022.

7 Кавказ без России или почему Армения мирится с Турцией // Newcaucasus. com. — 06.03.2023. — URL: https://newcaucasus.com/poHtics/21929-kavkaz-bez-rossii-iH-pochemu-armeniya-miritsya-s-turcziej.html (дата обращения: 09.05.2023).

5. Марабян К.П. Особенности современной политики Турции на Южном Кавказе // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. — 2022.

6. Ertek M. Türkiye'deki Gürcüler ve konu^uc-ularinikaybetmekte olan diller // Tehlikedeki Diller Dergisi. — 2014. — Vol. 3 (3). — Р. 142146.

7. Elmas B. ТйгИуе'пт Gйrcistan Politikasmda-к Degi§im ve Dбnй§йm // и1ш1агагаз1 Sosyal Ага^^та^ Dergisi. — 2018. — V. 11. — N0 59. — Р. 344-351 (Элмас Б. Изменение и транформация политики Турции в отношении к Грузии // Международный журнал социальных исследований. — 2018. — Т. 11. — № 59. — С. 344-351. (На турецком языке).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.