Л.Я. Прокопенко
ЮЖНОАФРИКАНКИ В КОНТЕКСТЕ БОРЬБЫ ЗА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА ЖЕНЩИН
Аннотация
Партнер России по БРИКС ЮжноАфриканская Республика - пионер по многим направлениям политики гендерного равенства среди стран Юга Африки. За годы демократического развития страны с 1994 года гендерное равенство в политическом пространстве стало принципом государственной политики, который реализуется на практике. Одна из причин признания равенства женщин с мужчинами - то, что они наравне с ними принимали активное участие в борьбе с режимом апартеида, в том числе с оружием в руках. Расширение представительства женщин в органах законодательной и исполнительной власти, в том числе на самом высоком уровне, стало одной из главных особенностей формирования политического руководства ЮАР. Во многом это осуществлено благодаря введению системы политических квот женского представительства на выборных должностях на региональном (в рамках Сообщества развития Юга Африки (САДК)) и на национальном уровнях, а также на уровне партий. Показаны важные вехи столетней борьбы женщин Южной Африки за свои политические права. В исторической ретроспективе показана деятельность по расширению политических прав женщин ряда известных южноафриканок, в том числе сделавших успешную международную карьеру. Отдельно рассмотрена карьера бывшего Верховного комиссара ООН по правам человека в 2008-2014 гг. Нава-нетхем Пиллэй.
Автор отмечает преемственность политики президентов страны в вопросе развития гендерного равенства. Особо отмечаются важные препятствия на пути его расширения в политической сфере -насилие в разных формах его проявления и сохранение элементов традиционных,
L. Prokopenko
SOUTH AFRICAN WOMEN IN THE CONTEXT OF THE STRUGGLE FOR WOMEN'S POLITICAL RIGHTS
Abstract
Russia's partner in BRICS, South Africa, is a pioneer in many areas of the gender equality policy among the countries of Southern Africa. Over the years of the country's democratic development since 1994, gender equality in the political space has become a principle of its state policy that is being implemented in practice. One of the reasons to recognize the equality of women with men is that they, along with them, took an active part in the fight against the apartheid regime, even with deadly force. The buildup of the representation of women in legislative and executive bodies, up to the highest level, has become one of the main features of the formation of the political leadership in South Africa. This was largely achieved through the consolidation of a quota system for women's representation in elected positions at the regional (within the Southern African Development Community, SADC), at the national and at the party levels. The author shows important milestones in the century-long struggle of South African women for their political rights. A historical retrospective explores the work of a number of prominent South African women, including those with successful international careers, whose goal has been to advance women's political rights. The career of the former UN High Commissioner for Human Rights in 2008-2014, Mrs. Navanethem Pillay, is examined separately.
The author notes the continuity of the policies of the country's presidents on the issue of developing gender equality. Important obstacles to its expansion in the political sphere are especially noted: violence in its various forms and the hardiness of some elements of traditional ap-
сложившихся веками в африканском обществе подходов к гендерным ролям.
Ключевые слова:
ЮАР, африканки, борцы с апартеидом, гендерное равенство, АНК, квоты, ЦУР ООН, Верховный комиссар ООН.
proaches to gender roles that have developed in African society over centuries.
Key words:
South Africa, African women, antiapartheid fighters, gender equality, ANC, quotas, SDGs, UN High Commissioner.
https://doi.org/10.24412/2227-1538-2023-4-35-47
События последних десятилетий не оставляют сомнений в том, что успех поступательного движения человечества невозможен без участия Африки. Это связано, прежде всего, с огромными природными ресурсами континента и с длительным периодом устойчивого экономического роста в большинстве стран.
В новых геополитических условиях (санкции Запада, попытки политической и гуманитарной изоляции России) Африка стала важным вектором внешнеполитического и внешнеэкономического сотрудничества для России. Значимым фактором является также партнерство России и ЮАР в рамках БРИКС.
Россию и африканские страны связывают многие десятилетия политического, экономического и культурного сотрудничества. Перспективы дальнейшего сотрудничества показали Первый Саммит и экономический форум Россия - Африка (г. Сочи, 23-24 октября 2019 года) и Второй Саммит и Экономический и гуманитарный форум Россия - Африка (г. Санкт-Петербург, 27-28 июля 2023 года), в подготовке и проведении которых активное участие принимал отметивший в 2019 году 60-летний юбилей Институт Африки РАН во главе с его директором членом-корреспондентом РАН И.О. Абрамовой. Развитие дальнейших связей предполагает расширение и углубление знаний о специфике исторического развития, экономики, культуры стран региона, политических элит и современных проблем африканского общества. Значимая роль в этом принадлежит российским африканистам, прежде всего ученым из Института Африки РАН - «главного мозгового центра российской африканистики» [1, с. 7].
В Институте Африки РАН уже три десятилетия работает Группа тендерных исследований (руководители - Н.Л. Крылова и Н.А. Ксенофонтова), издающая серию «Гендерные исследования Института Африки РАН». В ней публиковались и научные работы по теме становления гендерного равенства и позитивного опыта решения гендерных проблем в ЮАР и странах Юга Африки. Эти исследования российских африканистов были отмечены в главе о гендерной проблематике в отечественной политической науке (авторы - руководители Исследовательского комитета по гендерной политологии РАПН доктор социологических наук Т.Б. Рябова и доктор политических наук О.Г. Овчарова) в вышедшем в 2019 году под редакцией О.В. Гаман-Голутвиной президента Российской ассоциации политической науки (РАПН),
доктора политических наук и А.И. Никитина фундаментальном научном труде «Современная политическая наука. Методология».
В 2000 году по числу женщин в парламенте (30%) ЮАР входила в первую десятку стран мира. В 2009 году она сохранила эту позицию, а по числу женщин-министров была на 5-м месте. При этом женщин впервые в истории страны назначали на посты в высшем эшелоне власти, например, в 1999 году министром иностранных дел стала Нкосазана Дламини-Зума, в 2005 году заместителем президента страны - Фумзиле Мламбо-Нгкука, а в 2009 году министром обороны - Линдиве Сисулу. Одной из особенностей формирования политического руководства является африканизация политического аппарата, хотя она не носит крайние формы.
В ЮАР, как и в других странах Африки, предпосылками становления гендерного равенства в политике были политическая модернизация и рост политической активности самих женщин. Женщины Южной Африки получили значительный политический опыт, принимая активное участие в борьбе с апартеидом, когда они боролись, часто с оружием в руках, наравне с мужчинами. По этой причине признание их равенства с мужчинами рассматривается в стране как одно из проявлений социальной справедливости. В 1981 году президент возглавлявшего борьбу с режимом апартеида Африканского национального конгресса (АНК) Оливер Тамбо, сказал: «Борьба за освобождение женщины невозможна отдельно от борьбы против эксплуатации человека человеком» [15, р. 1]. Его слова не утратили актуальность, именно они были упомянуты в преамбуле к документу о дальнейшем развитии страны, опубликованном в 2012 году. В марте того же года в одном из документов Женской лиги АНК подчеркивалось, что она борется не за права женщин, а за права человека, не выделяя отдельно права женщин.
Борьба за гендерное равенство в ЮАР имеет уже столетнюю историю. В период существования режима апартеида (до 1989 года) в органах власти женщин (белых и цветных) было крайне мало, в парламенте они составляли не более 3%. Те немногие, кто в разное время были членами парламента (например, В.М. Беллингер, М. Костер, М. Малхербе, Б.Соломон, Х. Сузман), имели достаточный опыт проявления мужского шовинизма по отношению к ним. Интересно, что одним из первых борцов за права женщин была адвокат Берта Соломон, родившаяся в 1892 году в Минске (ее родители эмигрировали в Южную Африку в начале XX века). В 1938 году ее избрали членом парламента, в котором она работала на протяжении двадцати лет (до 1958 года). Как депутат она не только отстаивала юридические права женщин в семейном праве, но и ратовала за гендерное равенство в политике. А депутат парламента в 1953-1989 гг. Хелен Сузман была в числе немногих белых политиков, которые открыто критиковали апартеид.
В рядах женщин-борцов с апартеидом (в этом списке более 170 фамилий) чернокожие (Л. Нгойи, А. Сисулу, Д. Тамана, В. Мадикизела-Мандела,
Д. Ньембе, Б. Ксова, Н. Дламини-Зума), белые (Р.А. Саимонс, Х. Джозеф, Х. Берштейн, Х. Сузман) и цветные (А. Качалиа, Ф. Джинвала, Л. Сисулу). Многие из них были членами АНК (ныне правящей партии в ЮАР), были также члены Африканской коммунистической партии (ЮАКП) и Партии свободы Инката [8]. Например, Дороти Ньембе, которую любовно называли «Мама Д», - один из первых членов парламента новой Южной Африки и создателей демократической конституции. Необходимо отметить, что в свое время правительство СССР наградило ее орденом Дружбы народов. Большинство женщин-борцов с апартеидом были молодыми девушками, и прежде, чем они бросили вызов властям, «...им пришлось сначала «бороться» со своими отцами за право участвовать в этой борьбе» [11, p. 74].
В 1943 году в структуре АНК была создана Женская лига. В 1951 году ее президентом была избрана Лилиан Нгойи. Руководство Лиги подняло вопрос о гендерном равенстве членов партии. В апреле 1954 г. была создана Федерация южноафриканских женщин (Federation of South African Women, FSAW), программным документом которой стала Хартия женщин. Она содержала положения о борьбе женщин Южной Африки разных рас за свои права в контексте борьбы с режимом апартеида. В частности, в ней говорилось: «Мы, женщины, будем плечом к плечу с мужчинами бороться против бедности, расовой и классовой дискриминации, а также расовой сегрегации» [14]. В 1956 году Федерацию возглавила Л. Нгойи. Именно эта организация организовала и провела знаменитый 20-тыс. марш протеста против введения пропусков для африканок, который состоялся в Претории 9 августа 1956 года. Этот день, четверг, был выбран для акции не случайно, так он был выходным днем для чернокожих работников. Женщины разных рас, приехавшие со всех концов страны, направились небольшими группами (скопление больших групп были запрещены властями) к резиденции властей Union Buildings с целью передать петицию премьер-министру страны Дж. Г. Стрей-дому. Возглавляли Марш Лилиан Нгойи, Хелен Джозеф, Альбертина Сисулу и София Уильямс де Брюн. Собравшиеся после получасового молчания спели песню "Wa thinta abafazi, wa thinta imbokodo, uza kufa!", что в переводе с зулусского языка означает «Ударить женщину все равно, что ударить по камню (скале), будешь раздавлен!». Эти слова стали своеобразным призывом к сплочению женщин Южной Африки. Этот день стал поворотным моментом в истории женского движения, и с 1995 года он отмечается в демократической ЮАР как Национальный женский день.
Так же, как и борцов-мужчин африканок арестовывали и сажали в тюрьмы, например, бывший президент Женской лиги АНК Лилиан Нгойи в середине 1960-х гг. находилась в тюрьме в одиночном заключении, а Дороти Ньембе в 1969 году была признана виновной в укрывательстве бойцов «Ум-конто ве сизве» (в пер. с зулусского - «Копье нации», боевое крыло АНК), приговорена к 15 годам тюрьмы и полностью отбыла срок наказания.
В декабре 1995 года в новой демократической ЮАР парламент ратифицировал Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которую часто называют «Билль о правах для женщин». В преамбуле Конституции страны 1996 года указывалось, что она «положит конец разногласиям прошлого и создаст общество, основанное на демократических основах, социальной справедливости и основных правах человека» [13].
Сторонником защиты прав женщин был Нельсон Мандела, считавший, что права женщин являются неотъемлемой частью свободного общества. Выступая в парламенте 8 мая 1994 года после своего избрания президентом ЮАР, он заявил: «Свобода не может быть достигнута, если женщины не будут освобождены от всех форм угнетения» [9]. Это не было только лозунгом: 12 женщин он назначил на высокие государственные посты (4 министра и 8 зам. министров), офис президента также возглавляла женщина - А. Мотшекга.
На практике современная концепция равенства женщин и мужчин в политике в этой стране реализуется через использование системы квот женского представительства на выборных должностях. Хорошо развит национальный механизм реализации гендерного равенства, он хорошо структурирован и охватывает все уровни государственного управления. Наряду с подразделениями в правительстве, Национальной ассамблее (парламенте), судах и специальных комиссиях созданы подразделения в институтах гражданского общества. Успехи проведения политики гендерного равенства в ЮАР стали результатом многолетней деятельности этих структур, основанной на взаимодействии и кооперировании. В национальном механизме по гендерному равенству выделены три основные цели: достижение равных возможностей женщин и мужчин в политической, гражданской, социально-экономической и культурной сферах, приоритетизация потребностей женщин (поскольку они в большей мере пострадали от системы апартеида), трансформация всех национальных, региональных и местных институтов посредством интеграции в их деятельность комплексного гендерного подхода.
Политическую волю руководства ЮАР красноречиво демонстрирует тот факт, что за годы становления демократии принято более 30 законодательных актов, имеющих целью достижение женского равноправия. Проблема женской эмансипации успешно решается в законодательной сфере. В 1997 году в ЮАР начала работать созданная по решению парламента Национальная комиссия по гендерному равенству. В нее вошли избранные парламентом представители обоих полов, а состав комиссии был одобрен президентом. В 1999 году введено положение, согласно которому в составе парламента и кабинета министров должно быть не менее 30% женщин, позже эта цифра была увеличена до 50%.
Важную роль в расширении политических прав женщин Южной Африки сыграла южноафриканский политик индийского происхождения Френе Джинвала (умерла в январе 2023 года в возрасте 90 лет).
Ф. Джинвала была активным борцом с режимом апартеида. Получила диплом юриста в Лондонском университете. Вступив в начале 1960-х гг. в АНК, который из-за преследований властями перешел на нелегальное положение, входила в состав его зарубежного руководства. Она руководила также работой комиссии по вопросам эмансипации женщин и участвовала в работе Женской лиги партии АНК. В 1991 году после 30 лет эмиграции Джин-вала вернулась в Южную Африку и приняла активное участие в многопартийных переговорах о будущем страны. Она участвовала в создании Женской национальной коалиции (Women's National Coalition), в которой объединились различные организации с целью выработки Хартии равенства женщин. Женская национальная коалиция во главе с Джинвала добилась того, чтобы гендерное равенство было прочно закреплено в конституции демократической ЮАР, принятой в 1996 году.
В 1994 году она впервые в истории страны стала спикером парламента и оставалась им на протяжении 10 лет до 2004 года. Благодаря ее энергичной работе законодатели приняли около 500 новых законов, заложивших основу демократической ЮАР. Она способствовала также созданию программ обучения для женщин-парламентариев. Под руководством Джинвала они приложили немалые усилия для принятия целого ряда законов, в том числе способствующих становления гендерного равенства. По образному выражению американского исследователя Ханны Эвелин Бриттон, они с самого начала своего избрания стали «"перестраивать" парламент, создавая возможность для реализации прав женщин» [12, p. 27].
Джинвала неоднократно подчеркивала, что не верит в демократию, если это часть процесса принятия решений, в котором не участвуют женщины. Ее деятельность высоко ценил лидер АНК и первый президент демократической ЮАР Нельсон Мандела.
Убежденным поборником гендерного равенства в политическом пространстве была и остается Фумзиле Мламбо-Нгкука - Директор исполнитель структуры «ООН-Женщины» в 2013-2021 гг. В период апартеида была активистом молодежных и женских общественных организаций, стала членом АНК. Ее считают одним из лидеров женского движения страны. Во главе «ООН-Женщины» проявила себя активным деятелем и хорошим организатором, что отмечали Генеральные секретари ООН Пан Ги Мун и Антониу Гутер-риш. Ф. Мламбо-Нгкука настаивала на том, что для достижения гендерного равенства «...необходимо мобилизовать не только парламенты, но и население, не только гражданское общество, но и все общество» [21]. Не изменилась ее позиция и после ухода с поста Директора исполнителя структуры «ООН-Женщины». В 2023 году она отмечала: «Через 50 лет мы не должны говорить о женщинах-лидерах, мы должны говорить только о лидерах» [20].
Определенная заслуга в развитии гендерного равенства в политике в ЮАР принадлежит и некоторым первым леди. В числе активных поборников
за гендерное равенство - Граса Машел, не только бывшая первая леди (супруга Нельсона Манделы в 1998-2013 гг.), но и признанный в мире борец за права женщин и детей [7]. Ее родина Мозамбик, она видный мозамбикский политик и общественный деятель, в 1975-1986 гг. была первой леди как супруга президента независимого Мозамбика Саморы Машела. Ее считают одной из самых влиятельных африканских активисток, а заслуги в деле борьбы за права женщин и детей отмечены многочисленными наградами.
Она продолжила общественную деятельность и после смерти Манделы. В 2010 году экс-первая леди основала в ЮАР фонд Graga Machel Trust (штаб-квартира находится в г. Йоханнесбург) - «панафриканскую правозащитную организацию, которая занимается, в том числе, расширением прав женщин. Г. Машел считает закономерным использовать имеющиеся положение на благо общества: «Как влиятельная женщина вы обязаны делать все возможное, чтобы другие женщины, которым гораздо труднее реализовать свои права ... также могли подняться по этой лестнице» [10]. Она выступает с лекциями, посвященными расширению прав и возможностей женщин, в том числе в политике. В октябре 2022 года Машел приняла участие в Африканском благотворительном форуме (The African Philanthropy Forum, APF), в котором участвуют более 200 высокопоставленных лиц, филантропов, социальных инвесторов и представителей бизнеса. Очередной форум был посвящен гендерному равенству и расширению прав и возможностей женщин.
В ЮАР отчетливо прослеживается преемственность в области развития гендерной политики. В правительстве следующего после Манделы президента Табо Мбеки женщины занимали 35% постов министров и их заместителей. Во время двух сроков президентства Джекоба Зумы их число увеличилось до 40%.
За последнее десятилетие в ЮАР у поборников гендерного равенства в политической сфере были реальные основания рассчитывать на то, что главой государства может стать женщина. Сначала они были связаны с успехом партии Демократический альянс (ДА) во главе с Хелен Зилле, получившей на парламентских выборах 2014 года 22% голосов избирателей и составившей серьезную конкуренцию правящему АНК. Реальная возможность избрания женщины президентом страны появилась в период подготовки к выборам 2019 года. Тогда основным претендентом на пост лидера правящего АНК, а значит и будущего президента страны, считалась тогдашний председатель Комиссии Африканского союза (АС) Нкосазана Дламини-Зума - видный член АНК и опытный политик, которая работала в правительствах всех президентов (Н. Манделы, Т. Мбеки, К. Мотланте и Дж. Зумы). Однако в декабре 2017 года. лидером партии был избран Сирил Рамапоса, который в феврале 2018 года и стал новым президентом страны.
В ЮАР, как и в странах континента в целом, дальнейшее становление гендерного равенства в политике связано с реализацией Целей устойчивого развития (ЦУР), принятых ООН в 2015 году. Необходимо отметить, что Юж-
ная Африка была одним из сопредседателей межправительственной Открытой рабочей группы Генассамблеи ООН по ЦУР. А активистом международной группы по разработке ЦУР была Г. Машел.
Одним из препятствий на пути реализации Цели №5 ЦУР является проблема гендерного насилия. Насилие разного вида (от запугивания женщин-кандидатов до применения физического насилия) существенно препятствует участию женщин в политической борьбе на выборах. В процессе роста их политической активности, увеличения численности в органах власти и влиятельности женщины представляют собой серьезных оппонентов, поэтому и подвергаются насилию наравне с мужчинами.
Юридически африканки защищены от насилия как международным законодательством (Всеобщая декларация ООН прав человека (1948 г.), Резолюция ГА ООН 48/104 (1993 г.), Африканская хартия прав человека и народов (1981 г., г. Найроби (Кения)), Пекинская платформа действий (1995 г.), специальный Протокол к Африканской хартии прав человека и народов (2003 г., г. Мапуту (Мозамбик)), так и национальным.
Ситуацию значительно усугубила разразившаяся пандемия COVID-19. Правительство Южной Африки ускорило принятие и реализацию Национального стратегического плана по борьбе с гендерным насилием. В августе 2020 года был созван президентский саммит по борьбе с гендерным насилием, в результате которого кабинет министров президента С. Рамапосы одобрил три законопроекта, направленные на борьбу с насилием в отношении женщин.
Однако при значительных достижениях официальной гендерной политики в стране встречаются проявления мужского шовинизма. Российские ученые А.Б. Давидсон и И.И. Филатова отмечают: «Любой зулус объяснит вам, почему многие из его соотечественников считают едва ли не оскорблением тот факт, что заместителем президента страны после снятия с этого поста Дж. Зумы была назначена зулуска Ф. Мламбо-Нгкука. Дело не только в том, что она женщина, хотя и этот фактор неблагоприятный: негоже женщине представлять в правительстве нацию великих воинов» [2, с. 430]. О двойных стандартах говорят сами африканки. Например, Зукисва Мколомба, молодой член парламента, которую в августе 2022 года президент страны Сирил Рамапоса назначил заместителем председателя Комиссии государственной службы, говорит, что женщины в органах власти «не имеют такого права голоса как мужчины, и им не разрешено руководить так, как они считают нужным» [16].
Среди борцов за права женщин особо выделяется фигура Наванетхем (Нави) Пиллэй - Верховный комиссар ООН по правам человека в 20082014 гг. Она первая южноафриканка, чья деятельность на таком высоком посту в ООН получила широкое международное признание. Пиллэй один из
наиболее уважаемых экспертов в области международного уголовного права и прав человека.
В области защиты прав человека 82-летняя Пиллэй работает уже пять десятилетий. Как и у многих чернокожих ветеранов-юристов ЮАР, ее студенческие годы были связаны с борьбой против режима апартеида. А после прихода к власти АНК в 1994 году ее деятельность была направлена на развитие демократии и внедрение новой конституции, принятой в 1996 г. Необходимо отметить, что большая часть карьеры известного южноафриканского юриста прошла вне Южной Африки, и самый весомый вклад в борьбу за права человека Пиллэй внесла на международном уровне.
Пиллэй родилась 23 сентября 1941 года в г. Дурбан (ЮжноАфриканский союз (ЮАС), ныне ЮАР) в семье бедного выходца из Индии. Ее дедушка по отцовской линии приехал из Индии в Южную Африку работать наемным рабочим на плантациях сахарного тростника. Ее отец не мог учиться в школе, потому что был вынужден работать с 8-летнего возраста. Мать тоже была из бедной семьи, была неграмотной. Пиллэй никогда не стеснялась своего происхождения, не считая свои полные лишений детство и юность чем-то исключительным. Уже в 80-летнем возрасте она говорила: «Я рассказываю историю своей жизни всему миру ... но она не нова для юж-ноафриканцев, потому что мы все вышли из лишений, дискриминации и нищеты» [17].
Девушка хорошо училась в школе, и местная индийская община оплатила одаренной девушке учебу на юридическом факультете Натальского университета (г. Дурбан). Однако молодой юрист не могла найти работу: ряд юридических фирм, куда она пыталась устроиться, отказывали ей, что она объясняла в том числе гендерной дискриминацией. В 1967 году в своей родной провинции Наталь она первой из цветных женщин начала собственную юридическую практику, была адвокатом по гражданским и уголовным делам, связанным с преследованием активистов и нарушением их прав. В период 28 лет юридической практики Пиллэй также помогала жертвам гендерного насилия.
Она первая южноафриканка, которая получила степень доктора юридических наук (1988 г.) в Гарварде. Была одним из лидеров женского движения Южной Африки. В начале 1990-х годов вернулась на родину, после прихода к власти АНК в 1994 г. была членом Женской национальной коалиции (Women's National Coalition). В январе 1995 года по инициативе президента страны Н. Манделы была назначена на должность судьи Высокого суда в Натале, став первой цветной женщиной в этом органе.
С 1995 по 2004 гг. Пиллэй была судьей, а позже председателем Международного уголовного трибунала по Руанде (МУТР) (International Criminal Tribunal for Rwanda, ICTR), созданного в ноябре 1994 года для рассмотрения международных преступлений после геноцида в Руанде. В мае 1995 года Ге-
неральная Ассамблея ООН избрала Пиллэй его судьей. В 1999 году она стала его председателем. Южноафриканка участвовала в рассмотрении ряда исторических дел. Знаковыми стали дела по обвинению в изнасиловании женщин народа тутси как преступление против человечности и акт геноцида. Н. Пил-лэй заявила, что отныне изнасилование будет считаться военным преступлением. Для международного уголовного права это стало еще одним важным этапом в деле борьбе с сексуальным насилием во время конфликтов.
В 2003 году Пиллэй начала работать судьей апелляционной палаты Международного уголовного суда (МУС). В 2008 году ГА ООН назначила ее Верховным комиссаром ООН по правам человека. Н. Пиллэй внесла большой вклад в разработку нормативной базы международного правосудия, включая принципы и практику борьбы с тендерными преступлениями. Благодаря ее усилиям во многом изменился сам глобальный дискурс, политика и практика, касающихся прав человека. Некоторые даже называют ее «современной иконой мировых усилий по защите международного права» [19, р. 1].
Южноафриканка и борец с апартеидом, она хорошо понимала необходимость недопущения расовой и гендерной дискриминации. Она говорила: «Тот, кто толкует закон, как минимум, не менее, если не более, важен, чем тот, кто его составляется не сумею выразить, до какой степени необходимым я считаю представительство женщин и учет гендерной концепции на всех уровнях следствия, обвинения, защиты в суде, защиты свидетелей и судебного разбирательства» [3, с. 1].
Верховный комиссар ООН по правам человека Н. Пиллэй в феврале
2011 года посетила нашу страну. Состоялись ее встречи с президентом РФ Д.А. Медведевым, министрами, главами ведомств, председателем Верховного Суда, генеральным прокурором, членами Государственной Думы, представителями гражданского общества и правозащитниками. 17 февраля 2011 года на пресс-конференции по итогам визита в Россию она сказала: «Мне было очень приятно и почетно посетить вашу великую страну» [5]. Однако в июле
2012 года Пиллэй выступила с заявлением по поводу принятых Государственной Думой РФ законопроектов, которые, по ее мнению, были направлены на ограничение прав и свобод человека в России. МИД РФ официально заявил, что изменение законодательства - «прерогатива законодательной власти суверенного государства, и внешнее вмешательство в эту сферу деятельности - от кого бы оно ни исходило - недопустимо» [4].
После окончания срока своих полномочий в августе 2014 года Пиллэй продолжила общественную деятельность в ЮАР и за ее пределами.
В 2020 году Национальный женский день 9 августа проходил под лозунгом «Поколение равенства: реализация прав женщин ради равного будущего». Концепция «Равенства поколений» связывает Южную Африку с международными усилиями по реализации ЦУР 5 к 2030 году. Департамент по делам женщин, молодежи и людей с ограниченными возможностями Южной Африки
заявил о намерении совместно с другими министерствами и гражданским обществом сделать начавшееся десятилетие десятилетием действий.
В начале 2021 года в ЮАР на министерских постах было 48,3% женщин (на уровне с Нидерландами и США), эти показатели выше, чем в соседних странах Юга Африки, например, Мозамбика (45,5%), Намибии (39,1%), Анголы (31,8%) [22]. К тому же за 2019-2021 гг. ЮАР добилась одного из лучших результатов роста по индексу представительства женщин на руководящих должностях государственной службы (Women leaders index) -7,2 балла [23]. В 2022 г. разрыв в представительстве женщин и мужчин в высших эшелонах власти в ЮАР составил всего 1,4% [16], то есть в этом плане практически достигнут гендерный паритет. В августе 2023 года, согласно данным Межпарламентского союза (Inter-Parliamentary-Union, IPU), в парламенте ЮАР было 44,4% женщин [18]. Это не только количественные показатели. Признавая наличие ряда проблем в политической и экономической жизни современной ЮАР, необходимо отметить, что эффективная работа южноафриканок в органах законодательной и исполнительной власти во многом способствует развитию страны.
В 1911 году вышла книга «Женщина и труд» известной южноафриканской писательницы Оливии Шрейнер, которая одной из первых стала серьезно изучать гендерные проблемы в странах Европы и Африки. Женщины Южной Африки стремились к справедливости, добиваясь права наравне с мужчинами решать судьбы своей страны. Спустя 100 лет в ЮАР на политическом поле появились значимые фигуры женщин-политиков, которые составляют достойную конкуренцию мужчинам-политикам. Соотечественницы О. Шрейнер теперь занимают значимые должности не только в парламенте и правительстве своей страны, им доверяют высокие посты в международных организациях: Нкосазана Дламини-Зума в 2012-2017 гг. была председателем Комиссии Африканского союза (АС), Наванетхем Пиллэй в 2008-2014 гг.
- Верховным комиссаром ООН по правам человека, Фумзиле Мламбо-Нгкука
- Директор исполнитель структуры «ООН-Женщины» в 2013-2021 гг., а Шейла Сисулу с 2003 г. является заместителем исполнительного директора Всемирной продовольственной программы ООН. Это достойный ответ на вопрос о смысле борьбы женщин за свои права, а также об их способности эффективно участвовать в процессе принятия решений.
Литература
1. Абрамова И.О. Главный мозговой центр российской африканистики // Ученые записки Института Африки РАН. 2019. №4(49). С. 7-13.
2. Давидсон А.Б., Филатова И.И. Южная Африка: власть, демонтаж апартеида, новые политические ориентиры // Современная Африка: метаморфозы политической власти. Москва: Вост. лит. 2009. C. 377-445.
3. Квест Ш. Гендер и реформирование системы правосудия. ОБСЕ ООН. Женева. 2008. 32 с.
4. Москва считает неподобающими заявления Верховного комиссара ООН по правам человека о ряде законопроектов РФ. URL: https://tass.ru/politika/540174 (дата обращения 16.08.2023).
5. Об итогах визита в РФ 13-19 февраля 2011 г. Верховного комиссара ООН по правам человека. URL: http://www.unrussia.ru/ru/node/537 (дата обращения 20.08.2023).
6. Прокопенко Л.Я. Женщины и власть (на примере стран Юга Африки). Москва: Институт Африки РАН. 2018. 206 с.
7. Прокопенко Л.Я. Граса Машел. Больше, чем первая леди // Ученые записки Института Африки РАН. 2023. №1(62). С. 91-104.
8. Шубин В.Г. Африканский национальный конгресс в годы подполья и вооруженной борьбы. Москва: Институт Африки РАН. 1999. 468 с.
9. Archive: Nelson Mandela and women's rights. URL: https://www.nelsonmandela.org/acom-blog/archive-nelson-mandela-and-womens-rights (дата обращения 05.09.2023).
10. Baker A. Graga Machel: Women's Rights Will Determine Africa's Future. URL: https://time.com/6253226/graca-machel-impact-award (дата обращения 02.09.2023).
11. Bridger E. Young Women against Apartheid: Gender, Youth and South Africa's Liberation Struggle. United Kingdom: James Currey Publisher. 2021. 410 p.
12. Britton H.E. Women in the South African Parliament: From Resistance to Governance. University of Illinois Press. 2005. 224 p.
13. Constitution of the Republic of South Africa, 1996. URL: http://www.info.gov.za/documents/constitution/1996/96cons9.htm (дата обращения 29.08.2023).
14. Document 22 - Report of the first National Conference of Women held in the Trades Hall, Johannesburg, South Africa, 17 April 1954. URL: http://www.sahistory.org.za/archive/document-22-report-first-national-conference-women-held-trades-hall-johannesburg-south-africa (дата обращения 05.09.2023).
15. Gender Paper ANC. Policy Discussion Document. March 2012. URL: http://www.anc.org.za/docs/discus/2012/gendery.pdf (дата обращения 05.09.2023).
16. Hunt M. Women Leaders Index: why gender parity in South Africa's public service isn't just a numbers game. URL: https://www.globalgovernmentforum.com/women-leaders-index-why-gender-parity-in-south-africas-public-service-isnt-just-a-numbers-game (дата обращения 03.09.2023).
17. Minors D. Wits awards jurist and activist Navi Pillay her 18th honorary degree. URL: https://mg.co.za/education/2022-05-02-wits-awards-jurist-and-activist-navi-pillay-her-18th-honorary-degree (дата обращения 20.08.2023).
18. Monthly ranking of women in national parliaments. URL: https://data.ipu.org/women-ranking?month=8&year=2023 (дата обращения 20.08.2023).
19. Protecting Humanity. Essays in International Law and Policy in Honour of Navanethem Pillay. Chile Eboe-Osuji (ed.). Martinus Nijhoff Publishers. 2010. 910 p.
20. The 50 over 50 list of Africa's female powerhouses: success at every age. URL: https://www.forbesafrica.com/lists/2023/02/14/50-over-50-success-at-every-age (дата обращения 05.09.2023).
21. Why we need new allies for gender equality. URL: https://www.weforum.org/agenda/2015/01/why-we-need-new-allies-for-gender-equality (дата обращения 05.09.2023).
22. Women in Politics: 2021. URL: IPU_WomenInPolitics_2021_EN_V2.pdf (дата обращения 07.09.2023).
23. Women leaders index 2022. Report. URL: https://womenleadersindex.com/report (дата обращения 07.09.2023).
References
1. Abramova I.O. Glavnyi mozgovoi tsentr rossiiskoi afrikanistiki. Uchenye zapiski In-stituta Afriki RAN. 2019. №4(49). S. 7-13.
2. Davidson A.B., Filatova I.I. Yuzhnaya Afrika: vlast', demontazh aparteida, novye politicheskie orientiry. Sovremennaya Afrika: metamorfozy politicheskoi vlasti. Moskva: Vost. lit. 2009. C. 377-445.
3. Kvest Sh. Gender i reformirovanie sistemy pravosudiya. OBSE OON. Zheneva. 2008. 32 s.
4. Moskva schitaet nepodobayushchimi zayavleniya Verkhovnogo komissara OON po pravam cheloveka o ryade zakonoproektov RF. URL: https://tass.ru/politika/540174 (data obrashcheniya 16.08.2023).
5. Ob itogakh vizita v RF 13-19 fevralya 2011 g. Verkhovnogo komissara OON po pravam cheloveka. URL: http://www.unrussia.ru/ru/node/537 (data obrashcheniya 20.08.2023).
6. Prokopenko L.Ya. Zhenshchiny i vlast' (na primere stran Yuga Afriki). Moskva: Institut Afriki RAN. 2018. 206 s.
7. Prokopenko L.Ya. Grasa Mashel. Bol'she chem pervaya ledi. Uchenye zapiski Insti-tuta Afriki RAN. 2023. №1(62). S. 91-104.
8. Shubin V.G. Afrikanskii natsional'nyi kongress v gody podpol'ya i vooruzhennoi bor'by. Moskva: Institut Afriki RAN. 1999. 468 s.
9. Archive: Nelson Mandela and women's rights. URL: https://www.nelsonmandela.org/acom-blog/archive-nelson-mandela-and-womens-rights (data obrashcheniya 05.09.2023).
10. Baker A. Graga Machel: Women's Rights Will Determine Africa's Future. URL: https://time.com/6253226/graca-machel-impact-award (data obrashcheniya 02.09.2023).
11. Bridger E. Young Women against Apartheid: Gender, Youth and South Africa's Liberation Struggle. United Kingdom: James Currey Publisher. 2021. 410 p.
12. Britton H.E. Women in the South African Parliament: From Resistance to Governance. University of Illinois Press. 2005. 224 p.
13. Constitution of the Republic of South Africa, 1996. URL: http://www.info.gov.za/documents/constitution/1996/96cons9.htm (data obrashcheniya 29.08.2023).
14. Document 22 - Report of the first National Conference of Women held in the Trades Hall, Johannesburg, South Africa, 17 April 1954. URL: http://www.sahistory.org.za/archive/document-22-report-first-national-conference-women-held-trades-hall-johannesburg-south-africa (data obrashcheniya 05.09.2023).
15. Gender Paper ANC. Policy Discussion Document. March 2012. URL: http://www.anc.org.za/docs/discus/2012/gendery.pdf (data obrashcheniya 05.09.2023).
16. Hunt M. Women Leaders Index: why gender parity in South Africa's public service isn't just a numbers game. URL: https://www.globalgovernmentforum.com/women-leaders-index-why-gender-parity-in-south-africas-public-service-isnt-just-a-numbers-game (data obrashcheniya 03.09.2023).
17. Minors D. Wits awards jurist and activist Navi Pillay her 18th honorary degree. URL: https://mg.co.za/education/2022-05-02-wits-awards-jurist-and-activist-navi-pillay-her-18th-honorary-degree (data obrashcheniya 20.08.2023).
18. Monthly ranking of women in national parliaments. URL: https://data.ipu.org/women-ranking?month=8&year=2023 (data obrashcheniya 20.08.2023).
19. Protecting Humanity. Essays in International Law and Policy in Honour of Navanethem Pillay. Chile Eboe-Osuji (ed.). Martinus Nijhoff Publishers. 2010. 910 p.
20. The 50 over 50 list of Africa's female powerhouses: success at every age. URL: https://www.forbesafrica.com/lists/2023/02/14/50-over-50-success-at-every-age (data obrashcheniya 05.09.2023).
21. Why we need new allies for gender equality. URL: https://www.weforum.org/agenda/2015/01/why-we-need-new-allies-for-gender-equality (data obrashcheniya 05.09.2023).
22. Women in Politics: 2021. URL: IPU_WomenInPolitics_2021_EN_V2.pdf (data obrashcheniya 07.09.2023).
23. Women leaders index 2022. Report. URL: https://womenleadersindex.com/report (data obrashcheniya 07.09.2023).