Научная статья на тему 'Перспективы гендерных изменений на вершине власти в Южно-Африканской Республике'

Перспективы гендерных изменений на вершине власти в Южно-Африканской Республике Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
347
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REPUBLIC OF SOUTH AFRICA / THE POLICY OF "GENDER SYMMETRY" / GENDER CHANGES / PRESIDENCY / AFRICAN NATIONAL CONGRESS (ANC) / A FEMALE PRESIDENTIAL CANDIDATE / CONGRESS OF ANC / N. DLAMINI ZUMA / ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА (ЮАР) / КАНДИДАТ В ПРЕЗИДЕНТЫ / ПОЛИТИКА "ГЕНДЕРНОЙ СИММЕТРИИ" / ГЕНДЕРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ПРЕЗИДЕНТСТВО / АФРИКАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС (АНК) / ЖЕНЩИНА / СЪЕЗД АНК / Н. ДЛАМИНИ-ЗУМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прокопенко Любовь Ярославовна

Рассматривается современное политическое развитие Южно-Африканской Республики, в частности институт президентства и перспективы гендерных изменений на вершине власти. Показана борьба женщин-политиков за президентский пост и усиление шансов на гендерные изменения в этом плане в связи с укреплением в конце 2000-х гг. оппозиционной партии «Демократический альянс» во главе с Хелен Зилле. Анализируется ситуация в правящей партии «Африканский национальный конгресс» накануне ее съезда (декабрь 2017 г.), где будет избран лидер АНК (следующий президент страны в случае победы партии на парламентских выборах в 2019 г.). Представлен политический портрет одного из реальных кандидатов на этот пост видного члена АНК, председателя Комиссии Африканского союза Нкосазаны Дламини-Зумы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for gender changes at the top of the government in the Republic of South Africa

The modern political development in the Republic of South Africa, in particular the institution of the presidency and the prospects for top gender changes are discussed. Chances for the appearance of a woman at the top of the power pyramid in South Africa were first examined in the mid-2000s during the preparations for the next African National Congress convention. According to some claims, the then President of South Africa and ANC President Thabo Mbeki in the event of his victory at the congress in 2007 planned to put forward Nkosazana Dlamini Zuma, Minister of Foreign Affairs, ex-wife of the current president of South Africa Jacob Zuma for presidency. The struggle of female politicians for the presidency and increased chances of gender changes in connection with the strengthening in the end of 2000s of the opposition party Democratic Alliance led by Helen Zille are shown. In the parliamentary elections held on May 7, 2014 the DA party was the main rival of the ruling ANC while Ms Zille became the first female candidate for presidency and the leading rival of the incumbent president J. Zuma. Recently in South Africa sentiment in favor of the election of a woman as leader of the ruling ANC has increased. President J. Zuma said in August 2014 that he admits election of a woman as president of South Africa as a possibility for near future. The article analyzes the situation in the ruling party, the ANC on the eve of its congress where the leader of the ANC (the next president of the country in the case of the party’s victory at the parliamentary elections in 2019) will be elected. A political portrait of one of the real candidates for the post, a prominent member of the ANC, the chairperson of the African Union Commission N. Dlamini Zuma is presented.

Текст научной работы на тему «Перспективы гендерных изменений на вершине власти в Южно-Африканской Республике»

ЖЕНЩИНЫ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

ББК 66.3(6Южн)

Л. Я. Прокопенко

ПЕРСПЕКТИВЫ ГЕНДЕРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НА ВЕРШИНЕ ВЛАСТИ В ЮЖНО-АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Рассматривается современное политическое развитие ЮжноАфриканской Республики, в частности институт президентства и перспективы тендерных изменений на вершине власти.

Показана борьба женщин-политиков за президентский пост и усиление шансов на тендерные изменения в этом плане в связи с укреплением в конце 2000-х гг. оппозиционной партии «Демократический альянс» во главе с Хелен Зилле.

Анализируется ситуация в правящей партии «Африканский национальный конгресс» накануне ее съезда (декабрь 2017 г.), где будет избран лидер АНК (следующий президент страны в случае победы партии на парламентских выборах в 2019 г.). Представлен политический портрет одного из реальных кандидатов на этот пост — видного члена АНК, председателя Комиссии Африканского союза Нкосазаны Дламини-Зумы.

Ключевые слова: Южно-Африканская Республика (ЮАР), политика «гендерной симметрии», гендерные изменения, президентство, Африканский национальный конгресс (АНК), женщина — кандидат в президенты, съезд АНК, Н. Дламини-Зума.

DOI: 10.21064/WinRS.2016.4.4

L. Ya. Prokopenko. Prospects for gender changes at the top of the government in the Republic of South Africa

The modern political development in the Republic of South Africa, in particular the institution of the presidency and the prospects for top gender changes are discussed. Chances for the appearance of a woman at the top of the power pyramid in South Africa were first examined in the mid-2000s during the preparations for the next African National Congress convention. According to some claims, the then President of South Africa and ANC President Thabo Mbeki in the event of his victory at the congress in 2007 planned to put forward Nkosazana Dlamini Zuma, Minister of Foreign Affairs, ex-wife of the current president of South Africa Jacob Zuma for presidency.

© Прокопенко Л. Я., 2016

Прокопенко Любовь Ярославовна — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт Африки РАН, г. Москва, Россия, skole60@mail.ru (Cand. Sc., Senior Researcher, Institute for Africa Studies Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia).

к ю I

т ^

О

тч

QO

тч О <N

iT

О

о X

U

'S

и О

Й

!

N

The struggle of female politicians for the presidency and increased chances of gender changes in connection with the strengthening in the end of 2000s of the opposition party Democratic Alliance led by Helen Zille are shown. In the parliamentary elections held on May 7, 2014 the DA party was the main rival of the ruling ANC while Ms Zille became the first female candidate for presidency and the leading rival of the incumbent president J. Zuma.

Recently in South Africa sentiment in favor of the election of a woman as leader of the ruling ANC has increased. President J. Zuma said in August 2014 that he admits election of a woman as president of South Africa as a possibility for near future. The article analyzes the situation in the ruling party, the ANC on the eve of its congress where the leader of the ANC (the next president of the country in the case of the party's victory at the parliamentary elections in 2019) will be elected. A political portrait of one of the real candidates for the post, a prominent member of the ANC, the chairperson of the African Union Commission N. Dlamini Zuma is presented.

Key words: Republic of South Africa, the policy of "gender symmetry", gender changes, Presidency, African National Congress (ANC), a female presidential candidate, congress of ANC, N. Dlamini Zuma.

В последние десятилетия в галерее глав государств почти всех континентов появилось много женских портретов: Т. Халонен (Финляндия, 2000—2012), Д. Грибаускайте (Литва, 2009 — наст. вр.), С. Соммаруга (Швейцария, 2015 — 2016), К. Грабар-Китарович (Хорватия, 2015 — наст. вр.), К. Кальюлайд (Эстония, избрана 3 октября 2016 г.), М. Бачелет (Чили, 2006—2010, 2014 — наст. вр.), К. Фернандес де Киршнер (Аргентина, 2007 — 2015), Л. Чинчилья (Коста-Рика, 2010—2014), Д. Русеф (Бразилия, (2011—2016), Г. Макапагал-Арройо (Филиппины, 2001—2010), М. Сукарнопутри (Индонезия, 2001—2004), П. Патил (Индия, 2007—2012), Пак Кын Хе (Южная Корея, 2013 — наст. вр.), Цай Инвэнь (Китай, избрана 20 мая 2016 г.). Завершилась президентская гонка в США, где за пост главы государства на выборах 8 ноября 2016 г. боролась кандидат от Демократической партии Х. Клинтон. Из 54 стран африканского континента женщины стали главами государств пока только в четырех: Либерии (Э. Джонсон-Серлиф, 2006 г. — наст. вр.), Малави (Дж. Банда, 2012—2014), Центрально-Африканской Республике (К. Самба-Панза, 2014—2016) и на Маврикии (А. Гариб-Факим, 2015 — наст. вр.). Эти женщины возглавили свои страны в сложный период кризисов и сумели достигнуть соглашения о прекращении почти двадцатилетней гражданской войны (Э. Джонсон-Серлиф, К. Самба-Панза) и сохранить политическую стабильность (Дж. Банда). Принимая решения на самом высоком государственном уровне, они достигли ощутимых результатов в решении некоторых острых проблем, тормозящих развитие африканских стран: СПИД, бедность, насилие в отношении женщин, проблемы детей. Их заслуги отмечены международным сообществом: президент Либерии Э. Джонсон-Серлиф в 2011 г. стала лауреатом Нобелевской премии мира; ее и президента Малави Дж. Банду журнал «Forbes» включал в список самых влиятельных женщин мира.

С конца 1990-х Южно-Африканская Республика по многим направлениям политики гендерного равенства стала пионером среди стран Юга Африки. Она достигла значительных успехов в установлении в политике так называемой

гендерной симметрии, что свидетельствует о возрастании роли женщин в политическом процессе. Продвижение женщин во власть, в систему управления всех уровней в ЮАР признано важнейшим направлением государственной политики, расширение представительства женщин в органах власти стало одной из особенностей формирования политического руководства (см., напр.: [Прокопенко, 2011: 221—237; 2013]). Вскоре после победы Африканского национального конгресса (АНК) на выборах 1994 г. была создана национальная Комиссия по ген-дерному равенству, функции которой были закреплены еще в первой редакции Конституции страны, принятой 10 декабря 1996 г. [Constitution of the Republic...]. В разделе об избрании президента записано, что им может стать женщина, являющаяся членом парламента [The South African Constitution. Chapter 5. Section 86 (1)]. Юридически закреплена система квотирования женского представительства на выборных должностях: с 1999 г. действует положение, согласно которому в составе парламента и кабинета министров должно быть не менее 30 % женщин. Гендерные квоты установлены также в АНК: в 2003 г. правящая партия АНК установила квоту для женщин в партийных списках на уровне 1/3 от общего числа кандидатов, а с 2007 г. действует 50 %-я квота представительства женщин во всех ее выборных структурах [African National Congress Constitution.]. Достижения в области гендерного равенства в политике стали результатом усилий правительства АНК, парламента и НПО на протяжении более двух десятилетий.

ЮАР — парламентская республика. Согласно Конституции 1996 г. с поправками от 2007 и 2012 гг., главой государства и главнокомандующим вооруженными силами является президент, который избирается во время первого после выборов заседания Национальной ассамблеи (парламента) из числа ее депутатов [The South African Constitution. Chapter 5. Section 86 (1)]. Срок полномочий президента — 5 лет, он может быть избран на этот пост не более 2 раз [The South African Constitution. Chapter 5. Section 88 (2)]. С 1994 г. у власти находится партия АНК, которая выступает в союзе с двумя другими мощными политическими силами — Конгрессом южноафриканских профсоюзов (КОСАТУ) и Южноафриканской коммунистической партией, образуя «тройственный» правящий альянс. Каждый раз после парламентских выборов президентом страны избирался лидер победившей партии АНК: в 1994 г. — Н. Мандела, в 1999 и 2004 гг. — Т. Мбеки, в 2008 г. — К. Мотланте, в 2009 и 2014 гг. — Дж. Зума. Поэтому кандидатура будущего президента фактически определяется в ходе очередных выборов лидера АНК на его съезде.

О возможности появления женщины на вершине властной пирамиды в ЮАР впервые заговорили в середине 2000-х, когда шла подготовка к очередному съезду АНК. По некоторым утверждениям, тогдашний президент ЮАР и президент АНК Т. Мбеки в случае своей победы на съезде в 2007 г. планировал выдвинуть на пост нового президента страны кандидатуру Нкосазаны Кларис Дламини-Зумы — министра иностранных дел, бывшую супругу нынешнего президента ЮАР Джекоба Зумы. На съезде партии она была выдвинута в качестве одной из кандидатур на пост заместителя президента АНК. Но поражение Мбеки на выборах и избрание новым президентом АНК Дж. Зумы нарушило планы, которые могли привести к кардинальным гендерным изменениям на вершине власти.

Шансы на такие изменения выросли с укреплением в конце 2000-х сил оппозиционной партии «Демократический альянс» (ДА), которую в 2007 г. возглавила Х. Зилле — белая южноафриканка, мэр г. Кейптаун в 2006—2009 гг., в прошлом известная журналистка и активная участница антирасистского движе-ния1. Под ее руководством на парламентских выборах 22 апреля 2009 г. партия ДА по числу мест в парламенте (67) была второй партией после АНК [Election Report... , 2009: 100]. Пытаясь показать, что она не является исключительно партией для белых, и получить на следующих выборах больше голосов африканских избирателей, в 2010 г. ДА объединилась с партией «Независимые демократы» во главе с П. де Лилль (цветная) 2, а лидером парламентской фракции ДА в 2011 г. была назначена Л. Мазибуко (черная). Зилле объясняла эти шаги необходимостью «поощрения, распространения и расширения возможностей в сфере политики для всех сил, которые отдают приоритет экономическому росту» [DA. Zille: Speech. , 2009].

На следующих парламентских выборах, состоявшихся 7 мая 2014 г., партия Зилле (на тот момент она была уже премьером провинции Западный Кейп3), стала главным соперником правящего АНК, а сама она первой женщиной — кандидатом в президенты страны и главным соперником действующего президента Дж. Зумы. Предвыборный манифест партии ДА был обнародован под лозунгом «Вместе за перемены, вместе за рабочие места», в котором она обещала рост числа реальных рабочих мест, рост качества образования и усиление борьбы с коррупцией [DA. Manifesto., 2014]. Резкая критика экономической политики Дж. Зумы, а также обвинения президента и его окружения в заинтересованности в личном обогащении принесли партии ДА дополнительные голоса избирателей, она снова стала второй после АНК по количеству мест в парламенте (89). Успех оппозиции на этих выборах, возможно, мог быть более значительным, если бы был реализован план Х. Зилле относительно нового союза ДА с партией «Аганг Эс-Эй» (с языка сесуто переводится как «Построим ЮАР»), созданной в феврале 2013 г. Ее основатель и лидер 66-летняя черная М. Рампеле, высокопоставленный функционер Всемирного банка, была объявлена единым кандидатом от партии ДА на предстоящих парламентских выборах. Сама Х. Зилле заявила: «Я не могу представить себе лучшего человека, который может быть нашим кандидатом в президенты в этот решающий момент» (см.: [Smith, 2014]). Стратегически план выдвижения Рампеле был обоснованным, так как черные южноафриканцы, чья вера в АНК была несколько подорвана из-за ухудшившегося экономического положения, роста преступности, а также после трагедии на шахте Марикана4 и скандала вокруг дома президента страны

1 В 1980-х гг. Х. Зилле была тесно связана с некоторыми НПО, в том числе с организацией белых женщин «Черная лента» («Black Sash»), которые выступали за предоставление избирательного права черным женщинам.

2 Эти партии претендовали на поддержку одних и тех же групп электората — белых, говорящих на языке африкаанс, белых англоговорящих и цветных, поэтому такое объединение было оправдано и в тактическом, и в стратегическом плане.

3 ЮАР разделена на 9 провинций.

4 В августе 2012 г. полиция открыла огонь по бастующим шахтерам платиновой шахты Марикана (Северо-Западная провинция) — были убиты 34 человека и ранены 78.

Дж. Зумы на его родине в Нканде (провинция Квазулу-Наталь)5, могли проголосовать за нее — вдову и мать двоих детей известного черного борца с апартеидом С. Бико, убитого полицейскими в 1977 г. вскоре после его ареста. Кстати, Х. Зилле и М. Рампеле связывает давняя дружба, поскольку Зилле, в прошлом журналистка, была первой, кто сообщил в прессе во времена апартеида об убийстве С. Бико. Но уже 3 февраля 2014 г. этот политический союз распался: Рам-пеле, ссылаясь на определенное сопротивление запланированному слиянию внутри партии, заявила о решении оставаться лидером собственной партии. На выборах «Аганг Эс-Эй» получила 2 места, а после очередного внутрипартийного конфликта Рампеле в июле того же года объявила, что прекращает политическую деятельность.

«Женское лицо» набирающей силу южноафриканской оппозиции изменило черты в мае 2015 г., когда Х. Зилле, оставаясь премьером провинции Западный Кейп, покинула пост лидера партии ДА, а ее новым лидером стал молодой африканец М. Маймане. Некоторые аналитики расценивают это как еще одну попытку уйти от имиджа партии ДА как партии для белых [Шубин, 2016: 43]. Со стороны Зилле это все же жертва, ведь к этому времени ее политический вес значительно вырос.

В последнее время в ЮАР усилились настроения в пользу избрания женщины на пост лидера правящего АНК. Президент Дж. Зума в августе 2014 г. заявил, что допускает возможность избрания женщины президентом ЮАР в недалеком будущем (см.: [Т8о1е181]). Это высказывание привлекло внимание СМИ и общественности страны. Интерес к фигуре будущего преемника Зумы «подогрело» также заявление министра социального развития и члена Национального исполнительного комитета АНК Б. Дламини, сказавшей тогда же, что Дламини-Зума и спикер парламента Б. Мбете являются лучшими женскими кандидатурами на пост президента страны на следующих выборах в 2019 г. (см.: [Ье18оа1о, Мактала, РШау, 2014]).

Очередной съезд АНК, на котором будет избран его президент (а следовательно, и будущий президент страны), намечен на декабрь 2017 г. Одним из главных претендентов на пост лидера АНК является видный его член Нкосазана Дламини-Зума — нынешний председатель Комиссии Африканского союза (АС), о которой уже шла речь выше. На политическом поле ЮАР она значимая фигура и составляет достойную конкуренцию политикам-мужчинам. Ее политическая карьера — яркая иллюстрация успешной реализации в ЮАР гендерного равенства в сфере политики.

Н. Дламини-Зума родилась 27 января 1949 г. в городке Бульвер (провинция Квазулу-Наталь) в семье Виллиброда и Роуз Дламини, была старшей из 8 детей. Принадлежит к народу зулу. Среднее образование Дламини-Зума получила, окончив в 1967 г. колледж в Аманзимтоти (город близ Дурбана), который ныне носит название «Адамс колледж». Высшее образование начала получать в университете Зулуленда (в 1971 г. окончила отделение зоологии и ботаники). Во время учебы она включилась в политическую деятельность: стала членом АНК и Южно-Африканской организации студентов, а в 1976 г. была избрана

5 Имеется в виду использование президентом государственных средств для строительства дома.

ее вице-председателем. Из-за преследования властей была вынуждена уехать в Великобританию, продолжила обучение в Бристольском университете и в 1978 г. получила степень бакалавра медицины и хирургии. Одновременно была лидером региональной секции Молодежной лиги АНК в Великобритании. После завершения учебы 4 года работала врачом в больницах в Бристоле и Беркшире. По возвращении на родину АНК послал Дламини-Зуму в Свазиленд, где она работала врачом в государственной больнице Мбабане, а также отвечала за медицинское обеспечение кадров АНК, находившихся в изгнании. Там она познакомилась с Дж. Зумой и в 1982 г. вышла за него замуж. В том же году у супружеской пары родилась дочь Мшолози.

В 1985 г. Дламини-Зума снова переехала в Великобританию и продолжила образование в Ливерпульском университете, который окончила в 1986 г., и получила диплом врача по специализации «детские тропические болезни». Работала в Комитете здравоохранения АНК, в конце 1980-х была назначена директором по здравоохранению и беженцам в неправительственной организации [№о8а2апа С. Б1ат1ш-2ита]. Позже ее послали работать в Департамент здравоохранения АНК, где она сыграла важную роль не только в деле заботы о здоровье находившихся в изгнании соратников по освободительной борьбе, но и в разработке политики здравоохранения после падения режима апартеида. Оценить верность идеалам АНК, стойкость и трудоспособность Дламини-Зумы в этот период ее жизни можно, напомнив о том, что за это время в браке с Зумой она родила еще троих дочерей — Гугулету (1985), Нокутулу (1987) и Ту-тукиле (1989).

После отмены запрета на деятельность АНК она была в числе тех, кто в 1990 г. первыми вернулись на родину. В 1991—1994 гг. работала в Центре медицинских исследований в Дурбане, продолжая политическую деятельность в качестве лидера Женской лиги АНК провинции Наталь. В рамках Конвента за демократическую Южную Африку, созданного президентом ЮАР Ф. де Клерком и лидером АНК Н. Манделой в 1991 г., участвовала в работе Консультативного комитета по гендерным вопросам.

Н. Дламини-Зума — одна из наиболее опытных женщин-политиков ЮАР. Она работала на министерских постах в правительствах всех президентов демократической ЮАР — Н. Манделы, Т. Мбеки, К. Мотланте и Дж. Зумы, поочередно возглавляя Министерства здравоохранения, иностранных дел, внутренних дел.

В мае 1994 г. президент Мандела назначил 46-летнюю Дламини-Зуму на пост министра здравоохранения. Это назначение было вполне оправданным, так как она имела достаточную профессиональную подготовку и опыт работы в сфере здравоохранения. За время ее пребывания на этом посту (май 1994 г. — май 1999 г.) в ЮАР были приняты прогрессивные законы, принципиально изменившие не только систему здравоохранения, но и отношение к самому понятию «охрана здоровья». В 1996 г. началась реализация Национальной политики по обеспечению населения медицинскими препаратами. Были приняты программы предоставления бесплатного доступа к медицинским услугам для беременных женщин и детей в возрасте до 6 лет, пользующихся услугами государственных медицинских учреждений. В 1995 г. Дламини-Зума была вице-председателем

Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу. Однако министра подвергали критике за длительное бездействие по проблеме СПИДа, за резкое сокращение бюджетов больниц, за игнорирование современных методов первичной медицинской помощи. Активисты гражданского общества критиковали ее за чрезмерную самостоятельность и отсутствие серьезных попыток заручиться в вопросах здравоохранения поддержкой общественных организаций.

За твердость позиции и упорство в реализации принятых решений некоторые исследователи называли Дламини-Зуму «ракетой с тепловым наведением» [Bond, 2000: 171]. Но в ее карьере были случаи, когда с такими же упорством и твердостью она отказывалась признавать прошлые ошибки. Например, в 1995 г. она отрицала, что ошибалась, когда санкционировала трату 14 млн рандов (1,9 млн долл. США) из бюджета Министерства здравоохранения на проведение музыкального шоу в поддержку борьбы со СПИДом [Who are the women. , 2007].

В июне 1998 г. Н. Дламини-Зума и Дж. Зума развелись, особых комментариев по этому поводу не последовало. Дети остались с матерью.

Новый президент ЮАР Т. Мбеки, избранный в 1999 г., в июне того же года назначил Дламини-Зуму министром иностранных дел — впервые в истории страны. Не будучи карьерным дипломатом, не имея специального образования, она смогла умело определять и отстаивать интересы ЮАР. У нее сложился имидж политика, способного успешно решать поставленные задачи. Проводилась политика укрепления многосторонних связей с партнерами по Сообществу развития Юга Африки, расширялось и углублялось сотрудничество в различных областях с КНР, ЮАР принимала активное участие в деле реформирования Совета Безопасности ООН с целью увеличения представительства в нем африканских стран. Западные страны, прежде всего США и Великобритания, неоднократно подвергали внешнеполитическое ведомство ЮАР во главе с Дламини-Зумой критике за так называемую тихую дипломатию в отношении Зимбабве, где в начале 2000-х гг. проведение земельной реформы привело к экспроприации белых владельцев, сопровождавшейся физическим насилием. Звучала также резкая критика со стороны оппозиции, прежде всего партии ДА во главе с Т. Леоном [Филатова, Давидсон, 2012: 193]. Дламини-Зума возглавляла МИД на протяжении 10 лет (1999—2009).

Политическая карьера и судьба Н. Дламини-Зумы тесно связаны с партией АНК. Ее политическая зрелость и способность принимать взвешенные решения ярко проявились в середине 2000-х гг., когда решался вопрос избрания президента партии (а значит, и возможного будущего президента страны). Как уже упоминалось выше, действующий президент АНК и президент страны Т. Мбеки видел Дламини-Зуму в качестве своего преемника, поскольку, по Конституции, он не мог баллотироваться на третий срок. Она была выдвинута в качестве одной из кандидатур на пост заместителя президента АНК. В случае переизбрания Мбеки лидером АНК Дламини-Зума, как его заместитель, могла бороться за президентский пост. Однако в партии были противники ее кандидатуры, считавшие ее излишне упорной и несговорчивой. Ситуация резко изменилась после того, как в июне 2005 г. Мбеки уволил вице-президента страны Дж. Зуму, замешанного в коррупционном скандале. Позиции Дламини-Зумы

в АНК в тот период были осложнены из-за напряженных отношений с лидером Женской лиги АНК В. Мадикизелой-Манделой6, которая была одним из влиятельных членов руководства партии. Начали ухудшаться отношения и с бывшим мужем, потому что Дж. Зуме не нравилось открытое потворство Мбеки президентским амбициям его экс-супруги.

Накануне Рождества 2005 г. Дламини-Зума публично заявила, что ее не интересует пост лидера партии. Существует мнение, что в АНК принято скрывать свое стремление занять высшую должность в партии, поэтому такое заявление можно рассматривать не столь однозначно. Тем более что накануне самих выборов (Полокване, 16—20 декабря 2007 г.) она говорила о своей готовности встать во главе АНК, «если бы партия обратилась к ней с таким предложением» [Пульс планеты, 2007]. Кампания по ее выдвижению вновь набрала силу после того, как в феврале 2007 г. ее кандидатуру все же поддержала В. Мадикизела-Мандела. Как уже сказано выше, выборы закончились избранием новым президентом АНК Дж. Зумы, а его заместителем стал К. Мотланте, с которым Длами-ни-Зуме придется соперничать снова спустя почти 10 лет.

Новый президент ЮАР Дж. Зума, избранный через два года — в мае 2009 г., назначил бывшую супругу министром внутренних дел. Это назначение можно было расценить как понижение в должности, но Дламини-Зума со свойственной ей энергией приступила к работе в новой сфере. Уже в первые месяцы она заявила о намерении бороться со злоупотреблениями и коррупцией во вверенном ей министерстве. В марте 2010 г. в официальном заявлении указывалось, что министерство расширяет меры по борьбе с коррупцией; на тот момент были отстранены 159 должностных лиц [Home Affairs Dept.]. Самым значительным достижением на посту министра внутренних дел стала инициированная ею в 2009 г. и проведенная кампания по созданию Национального регистра населения ЮАР, который основывался на единой электронной регистрации граждан. Она входила в правительственную комиссию по расследованию расстрела полицией бастующих шахты Марикана в августе 2012 г.

15 июля 2012 г. на саммите АС, состоявшемся в Аддис-Абебе (Эфиопия), Н. Дламини-Зума была избрана председателем Комиссии АС. Это избрание стало новой страницей в становлении гендерного равенства на континенте, определенным триумфом ЮАР и вершиной личной политической карьеры Дламини-Зумы. Она стала первой женщиной, возглавившей административно-исполнительный орган АС, в состав которого входят 54 страны континента. Ее избрание проходило в ходе четырех раундов голосования, вылившихся в ожесточенную борьбу между ее сторонниками и сторонниками действующего председателя Комиссии АС Ж. Пинга (Габон). Дламини-Зума получила 60 % голосов. Она заявила, что рассматривает свое избрание не как «собственную заслугу и заслугу ЮАР, а как достижение всей Африки» (см.: [Malala, 2012]). Вступая в должность 15 октября 2012 г. в штаб-квартире Комиссии АС в Аддис-Абебе, она подчеркнула, что единственным способом обеспечить успех всех начинаний на континенте являются общие усилия: «.единство должно быть нашим девизом, в единстве — наше спасение» [Address by the African Union Commission. , 2012].

6 Дламини-Зума поддерживала попытки руководства АНК отстранить В. Мадикизелу-Манделу от руководства Женской лигой [Gumede, 2007: 424].

На родине избрание Дламини-Зумы приветствовали как еще одно подтверждение престижа страны и возможность для укрепления лидерских позиций ЮАР на континенте. В то же время некоторые местные СМИ писали, что лоббирование президентом Дж. Зумой кандидатуры Дламини-Зумы, избирающейся на этот пост, имело положительные последствия и для него лично, так как она могла составить ему серьезную конкуренцию на следующих парламентских выборах в 2014 г. Тем более что прецедент соперничества между бывшими супругами уже имел место в 2007 г.

На всех занимаемых постах Дламини-Зума уделяла внимание гендерным проблемам. Например, в марте 2005 г. она возглавляла делегацию женщин ЮАР, участвующих в работе Комиссии ООН по положению женщин, выступила с докладом на пленарном заседании сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Вступая в должность председателя Комиссии АС, Дламини-Зума отметила решающее значение расширения прав африканских женщин для дальнейшего прогресса континента, особо подчеркнув необходимость реализации региональных и всеафриканских соглашений, обеспечивающих рост участия женщин в процессе принятия решений: «Мы должны ускорить реализацию программ, по продвижению и ускорению гендерного равенства» [Address by the African Union Commission. , 2012]. На 3-й ежегодной встрече первых леди африканских государств по вопросам науки, технологии, инженерии и математики (Нью-Йорк, 22 сентября 2014 г.) она отметила «общность позиции африканских стран в вопросе необходимости инвестиций в решение проблем детей, молодежи и женщин, что будет способствовать развитию всех секторов экономики и общества в целом на период после 2015 г.» [H. E. Dr. Nkosazana Dlamini-Zuma.]. 7 февраля 2014 г. она выступала с докладом по положению женщин на региональном заседании стран — членов Сообщества развития Юга Африки. Затрагивала вопросы гендерного равенства и расширения прав женщин в Африке также в ходе работы саммита «Лидеры США и Африка» (Вашингтон, август 2014 г.). Большое внимание Комиссия АС под руководством Дламини-Зумы уделяет охране материнства и детства. Выступая в августе 2013 г. на Международной конференции по вопросам здоровья матерей, новорожденных и детей, проходившей в Йоханнесбурге (ЮАР), она отметила, что решение этих проблем не является прерогативой сферы здравоохранения и требует комплексного подхода: «. необходимо создать эффективную коалицию с участием правительств, общин, гражданского общества, частного сектора, международных партнеров.» [Statement by H. E. Dr. Nkosazana С. Dlamini-Zuma.].

Работа на министерских постах в правительстве и в Комиссии АС выявила качества Дламини-Зумы, которые принято считать мужскими: жесткость, волю, бескомпромиссность. Твердость ее характера и деловые качества со временем укрепились. Председательствуя на заседаниях и встречах различного уровня, ей удается решать сложные, порой конфликтные ситуации. Многие из тех, кто работал и работает с ней, говорят не только о ее твердом характере, но и о приверженности непоколебимой трудовой этике. При Дламине-Зуме в Комиссии АС ужесточилась дисциплина: ее заседания, за редким исключением, начинаются вовремя, сохраняется регламент выступлений, что ранее часто нарушалось. Не делается исключений даже во время дискуссии с участием глав государств

и правительств: «После трех минут, отведенных на каждое выступление, микрофон автоматически отключался» [Шубин, 2014]. При подведении итогов встреч она имеет смелость признать недостатки в их организации. Иногда в СМИ Дла-мини-Зуму называют «африканской железной леди». В то же время она способна к состраданию и не боится это проявлять на публике. Например, в августе 2012 г. она приехала в свой родной город Бульвер, чтобы поддержать семьи школьников, погибших в автокатастрофе [Home Affairs Minister.].

Дламини-Зуме присуще чувство благодарности, она лояльна к президентам (причем не только во время их нахождения во власти), заметившим ее лидерские качества и доверившим ответственную работу в правительстве. В сентябре 2008 г. она (вместе с другими 10 членами правительства) подала в отставку, выразив тем самым солидарность с Т. Мбеки, который под давлением сторонников нового лидера АНК Дж. Зумы был вынужден досрочно уйти с поста президента страны. Когда в марте 2009 г. АС назначил Мбеки председателем следственного комитета, который занимался ситуацией с нарушением прав человека в суданском Дарфуре, она отметила, что его кандидатура была наиболее подходящей для посредничества между Международным уголовным судом и Суданом [Африканский союз поручил.]. Она сохраняла добрые отношения с Н. Манделой. 2 октября 2012 г., накануне вступления в должность председателя Комиссии АС, она навестила Манделу в его доме в Куну (Восточный Кейп). 18 июля 2013 г. в официальном поздравлении Комиссии АС Н. Манделе в связи с его 95-летием она назвала его «надеждой для миллионов людей в Африке и во всем мире» [Nkosazana Dlamini-Zuma Wishes.]. Выступая же на официальной панихиде по нему 10 декабря 2013 г. в Йоханнесбурге, отметила, что Мандела «прислушивался ко всем мнениям и уважал их, но при этом был непреклонным в защите угнетенных. Разговор с ним всегда был уроком.» [Live: Memorial Service.].

Большой заслугой Дламини-Зумы является разработка плана развития Африки «Повестка дня — 2063». Выступая 30 января 2014 г. в Аддис-Абебе на открытии очередного саммита АС, на котором отмечалось его 50-летие, Длами-ни-Зума представила план в своеобразной форме — как электронное письмо из будущего. При этом она подчеркнула, что письмо — плод коллективных усилий ее и коллег. В документе, датированном 2063 г., говорилось об успехах развития стран континента, объединенных в Конфедерацию государств [Agenda 2063].

Уже за первые два года работы в Комиссии АС Дламини-Зуме удалось повысить ее роль в международных делах. Исследователь Южноафриканского института международных отношений А. Хенгари отмечает, что основой стиля руководства Дламини-Зумы является «настойчивая нацеленность на эффективное использование достаточно ограниченных ресурсов Комиссии АС, в том числе ставка на межведомственное сотрудничество и кооперацию» [Hengari]. Благодаря, в частности, и ее активной деятельности, повысилась роль ЮАР как актора в международных делах.

Много усилий было приложено в связи с появлением и распространением в 2014 г. в некоторых странах Африки геморрагической лихорадки Эбола. Длами-ни-Зума посетила Гану, Кот-д'Ивуар, Либерию, Гвинею и Сьерра-Леоне, встречаясь с президентами, членами правительства, парламентариями и представителями

национальных групп реагирования по проблеме Эбола. Она лично встречалась с добровольцами, которые отправлялись работать в миссиях АС.

АС на своем 26-м саммите (февраль 2016 г., Аддис-Абеба (Эфиопия)) объявил 2016 г. для африканских стран годом прав человека с упором на права женщин. В его рамках обсуждался план развития Африки «Повестка дня — 2063». Выступая на саммите, Дламини-Зума подчеркнула: «.мы отважно встали на путь возвращения нашего прошлого и обретения будущего. Если ваши мечты не пугают вас, они недостаточно велики. Мы выбираем мир, единство и процветание» [В Аддис-Абебе прошел саммит. , 2016]. На этой встрече обсуждались также вопросы безопасности. Дламини-Зума в своей речи заявила: «Искоренение экстремизма позволит полностью раскрыть потенциал Африки. Терроризм уничтожает ткань наших обществ» [В Эфиопии открылся саммит.].

За заслуги в деле предотвращения конфликтов, борьбы с голодом и СПИДом, информирования общественности Дламини-Зума отмечена различными наградами и премиями. Ее постоянные усилия по содействию развитию африканских женщин во всех сферах жизни были достойно отмечены на заседании Группы высокого уровня АС по гендерному равенству и расширению прав и возможностей женщин, которое состоялось 8 июля 2016 г. в г. Кигали (Руанда) [AUC Chairperson.] в преддверии 27-го саммита АС (Кигали, 17—18 июля 2016 г.).

Многие аналитики отмечают, что при Дламини-Зуме Комиссия АС стала более эффективным органом, способным реагировать на возникающие ситуации на континенте. Тем не менее в ее адрес звучит также критика по поводу того, что в Комиссии она постепенно окружает себя специалистами из ЮАР, в основном дипломатами. Более того, ее частые отъезды на родину, вызванные необходимостью участия как члена Национального исполнительного комитета АНК в различных политических мероприятиях, некоторые считают серьезным отвлечением от работы в Комиссии АС.

Начиная с 1970-х гг. Н. Дламини-Зума неоднократно посещала нашу страну. В июле 2002 г. она прибыла в Москву с официальным визитом в качестве министра иностранных дел ЮАР. Подчеркивая значение укрепления сотрудничества между нашими странами, она отмечала: «У России был свой взгляд на Африку — не как на клубок проблем, а как на континент, где у людей есть трудности, но с определенной помощью эти люди могут их преодолеть» [Дламини-Зума, 2002]. Следующие ее визиты в Россию состоялись в 2008, 2010, 2013 гг. и в апреле 2016 г. Доброе отношение этого политика к нашей стране имеет важное значение для дальнейшего конструктивного сотрудничества с ЮАР как партнером России по БРИКС.

Перечисленные факты из жизни и личные качества Дламини-Зумы свидетельствуют о ее политической зрелости и авторитете.

На очередных парламентских выборах, прошедших в мае 2014 г., Длами-ни-Зума была избрана членом парламента. Уже тогда в АНК появилась группа ее сторонников, считающих возможным выдвижение ее кандидатуры на президентских выборах в 2019 г. Внимание к этому усилило и уже приведенное в начале статьи мнение президента Дж. Зумы о возможности избрания женщины следующим президентом страны. Высказывания на эту тему самой Дламини-Зумы

были крайне осторожны. Баллотируясь на парламентских выборах в 2014 г., она заявила, что не намерена прерывать работу в Комиссии АС для того, чтобы заняться активной политической деятельностью у себя на родине. По поводу же вопросов журналистов во время саммита «Лидеры США и Африка» (Вашингтон (США), 5 августа 2014 г.) о возможности баллотироваться на второй срок на посту председателя Комиссии АС сказала: «Я действительно не думала об этом. Я очень погружена в то, что делаю сейчас» [Dlamini Zuma, 2014]. Ответ на этот важный вопрос, касающийся не только дальнейшей личной карьеры Дламини-Зумы, но и в большой степени политического будущего ЮАР, прозвучал почти через два года, когда 7 апреля 2016 г. было распространено официальное заявление о том, что она не будет повторно баллотироваться на пост председателя Комиссии и уйдет в отставку после истечения срока ее полномочий (июль 2016 г.). Однако она будет выполнять свои обязанности до выборов нового председателя, которые планируется провести в ходе очередного, 28-го саммита АС, назначенного на 30—31 января 2017 г. в Аддис-Абебе. Таким образом, для проведения предвыборной кампании у нее будет мало времени.

Вторым вероятным кандидатом на пост президента АНК считается нынешний действующий вице-президент ЮАР и вице-президент АНК С. Рамапоса (практически ровесник Дламини-Зумы).

На определение кандидатуры будущего президента АНК и ЮАР влияет КОСАТУ — партнер АНК по правящему альянсу. В конце сентября 2016 г. КОСАТУ провел несколько заседаний, на которых обсуждался в том числе и этот вопрос. Конгресс не поддержал кандидатуру Рамапосы, подтверждая свои более ранние заявления о поддержке позиции президента Дж. Зумы (следовательно, кандидатуры Дламини-Зумы). Это решение было принято с целью успокоить профсоюзы горняков, так как считается, что Рамапоса причастен к трагедии в Марикане7. С другой стороны, в январе 2016 г. некоторые руководители КОСАТУ заявляли, что не одобряют идею избрания женщины новым лидером АНК [Компас, 2016: 62].

Благодаря поддержке бывшего супруга, Дламини-Зума начала кампанию по своему избранию на будущем партийном съезде через официальные структуры партии. По мнению южноафриканского политолога С. Боусен, в настоящий момент это «позволяет лидировать ее сторонникам» (см.: [Whittles, Letsoalo, 2016]). Необходимо отметить, что некоторые аналитики объясняют поддержку Дж. Зумой кандидатуры бывшей супруги в качестве преемника на посту лидера АНК его надеждой на то, что, став президентом страны после победы АНК на выборах в 2019 г., она обеспечит ему защиту от любых дальнейших преследований в коррупции.

Старшее поколение руководства АНК ищет пути избежать раскола партии на две фракции, как это уже было на партийном съезде в Полокване в 2007 г. С целью уйти от жесткого противостояния сторонников Рамапосы и Дламини-Зумы и сохранить единство партии, отделениям в провинциях предложено выдвинуть свои кандидатуры на 6 ведущих должностей в партии, Национальном исполнительном комитете и в рабочих комитетах [ibid.].

7 На момент гибели шахтеров Мариканы С. Рамапоса был владельцем части акций нескольких горнорудных компаний.

В отличие от ситуации 2007 г., теперь шансы на новый качественный виток в политической карьере у Дламини-Зумы — быть избранной лидером правящей партии АНК и президентом ЮАР — намного выше. Время покажет, смогут ли политические силы достигнуть компромисса при избрании нового лидера АНК, сохранится ли единство партии, которое необходимо для исправления ошибок, допущенных ею за годы 20-летнего правления, и для реализации национального плана развития страны, принятого в августе 2012 г., под названием «Наше будущее. Сделай так, чтобы оно заработало. 2030» («Our future — make it work. 2030»).

Библиографический список

Африканский союз поручил Табо Мбеки разобраться в ситуации с президентом Судана. URL: http://www.interfax.ru/russia/67112 (дата обращения: 04.10.2016).

В Аддис-Абебе прошел саммит Африканского союза с упором на права человека. 2016. URL:www.unaids.org/ru/resources/presscentre/featurestories/2016/.../20160201_AU (дата обращения: 05.10.2016).

В Эфиопии открылся саммит Африканского союза. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2627153 (дата обращения: 05.10.2016).

Дламини-Зума Н. Интервью газете Труд // Труд. 2002. 2 сент.

Компас / ИТАР-ТАСС. 2016. Вып. № 1—2.

Прокопенко Л. Я. Новые политические элиты в государствах Юга Африки. М.: Ин-т Африки РАН, 2011. 252 с.

Прокопенко Л. Я. Представительство женщин в органах власти: (опыт стран южноафриканского региона) // Женщина в российском обществе. 2013. № 3 (68). С. 40—50.

Пульс планеты / ИТАР-ТАСС. 2007. 23 нояб.

Филатова И., Давидсон А. Россия и Южная Африка: наведение мостов. М.: ГУ ВШЭ, 2012. 496 с.

Шубин В. Единая Африка? 2014. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3982#top-content (дата обращения: 05.10.2016).

Шубин В. Г. ЮАР: политическая жизнь сегодня // Азия и Африка сегодня. 2016. № 1. С. 40—46.

Address by the African Union Commission Chairperson Dr. Nkosazana Dlamini Zuma, African Union Headquarters, Addis Ababa, Ethiopia. Monday 15 October 2012. URL: http://www.au.int/en/sites/default/files/speeches/25291-sp-dlamini-zuma_handoverspeech_ final.pdf (дата обращения: 07.10.2016).

African National Congress Constitution. Rule 6: Gender and Affirmative Action (6.1). Polok-wane, 2007. URL: http://www.anc.org.za/docs/const/2007/const.pdf (дата обращения: 07.10.2016).

Agenda 2063: an e-mail from the Future Presentation by Dr. Nkosazana Dlamini-Zuma, Chairperson of the AU Commission to the Retreat of Foreign Ministers Held at Bahir Dar, Ethiopia on 24—26 January 2014. URL: http://www.au.int/en/newsevents/29180/agenda-2063-e-mail-future-presentation-dr-nkosazana-dlamini-zuma-chairperson-au (дата обращения: 07.10.2016).

AUC Chairperson Nkosazana Dlamini Zuma Receives Standing Ovation during African Union Gender Pre-Summit, in Recognition for Her Role in the Promotion of Women and Gender Equality. URL: http://www.au.int/en/pressreleases/31089/auc-chairperson-nkosazana-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

dlamini-zuma-receives-standing-ovation-during-african (дата обращения: 05.10.2016).

Bond P. Elite Transition from Apartheid to Neoliberalism in South Africa. 2nd edition. London: Pluto Press, 2000. 352 p.

Constitution of the Republic of South Africa, 1996. Chapter 9, Article 187. URL: http://www.constitutionalcourt.org.za/site/theconstitution/english-2013.pdf (дата обращения: 06.10.2016).

DA. Manifesto Election 2014. Together for Change. Together for Jobs. 2014. URL: http://www.da.org.za/wp-content/uploads/2014/03/DA-Manifesto-2014.pdf (дата обращения: 07.10.2016).

DA. Zille: Speech by DA Leader Helen Zille at the Launch of the Party's 2009 Election Campaign (31.01.2009). URL: http://www.polity.org.za/article/da-zille-speech-by-da-leader-helen-zille-at-the-launch-of-the-partys-2009-election-campaign (дата обращения: 05.10.2016).

Dlamini Zuma N. Interview // City Press. Johannesburg, 2014. 10th August.

Election Report: 2009 National and Provincial Elections. 2009. URL: http://www.elections.org.za/ content/Dynamic.aspx?id=1344 (дата обращения: 06.10.2016).

Gumede W.M. Thabo Mbeki and the Battle for the Soul of the ANC. London: Zed Books, 2007. 496 p.

H. E. Dr. Nkosazana Dlamini-Zuma Chairperson of the African Union Commission. URL: http://www.au.int/en/speeches/adress-chairperson-african-union-commission-he-dr-nkosazana-dlamini-zuma-occasion-3rd (дата обращения: 07.10.2016).

Hengari A. T. A Year in Office: Dlamini-Zuma at the African Union. URL: http://www.saiia.org.za/opinion-analysis/a-year-in-office-dlamini-zuma-at-the-african-union (дата обращения: 07.10.2016).

Home Affairs Dept Blasts DA. URL: http://www.news24.com/SouthAfrica/Politics/Home-affairs-dept-blasts-DA-20100329 (дата обращения: 07.10.2016).

Home Affairs Minister to Visit Bulwer. URL: http://www.sanews.gov.za/south-africa/home-affairs-minister-visit-bulwer (дата обращения: 07.10.2016).

Letsoalo M., Makinana A., Pillay V. Women's League Eyes the Presidency. 2014. URL: http://mg.co.za/article/2014-08-01-womens-league-eyes-the-presidency (дата обращения: 07.10.2016).

Live: Memorial Service of Nelson Mandela. URL: https://www.enca.com/south-africa/live-memorial-service-nelson-mandela (дата обращения: 07.10.2016).

Malala J. The African Union Has Elected a Star in Nkosazana Dlamini-Zuma. 2012. URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2012/jul/18/african-union-nkosazana-dlamini-zuma (дата обращения: 07.10.2016).

Nkosazana C. Dlamini-Zuma. URL: http://whoswho.co.za/nkosazana-dlamini-zuma-919 (дата обращения: 07.10.2016).

Nkosazana Dlamini-Zuma Wishes on the Occasion of Nelson Mandela's 95th Birthday. URL: http://www.au.int/en/speeches/nkosazana-dlamini-zuma-wishes-nelson-mandela-95th-birthday/25335 (дата обращения: 06.10.2016).

Smith D. Mamphela Ramphele Takes on Jacob Zuma for South African Presidency. 2014. URL: https://www.theguardian.com/world/2014/jan/28/mamphela-ramphele-jacob-zuma-south-african-presidency (дата обращения: 06.10.2016).

Statement by H. E. Dr. Nkosazana C. Dlamini-Zuma, Chairperson of the African Union Commission to the International Conference of Maternal, Newborn and Child Health. Johannesburg, South Africa. 1—3 August 2013. URL: http://www.cpauc.au.int/en/ content/statement-he-dr-nkosazana-c-dlamini-zuma-chairperson-african-union-commission-mnch (дата обращения: 07.10.2016).

The South African Constitution. Chapter 5: The President and National Executive. Section 86 (1). URL: http://www.justice.gov.za/legislation/constitution/chp05.html (дата обращения: 07.10.2016).

The South African Constitution. Chapter 5: The President and National Executive. Section 88 (2). URL: http://www.justice.gov.za/legislation/constitution/chp05.html (дата обращения: 07.10.2016).

Tsotetsi L. South Africa Is Ready for a Woman President: Zuma. URL: http://www.sabc.co.za/ news/a/f1ceb98045074bed926093a5ad025b24/South-Africa (дата обращения: 07.10.2016).

Whittles G., Letsoalo M. Dlamini-Zuma Takes Lead in Race to Succeed JZ. 2016. URL: http://mg.co.za/article/2016-09-23-00-zuma-backers-change-game (дата обращения: 07.10.2016).

Who are the women vying for the top jobs in the African National Congress, and what are their chances? // Africa Confidential. 2007. Vol. 48, № 4. URL: http://www.africa-confidential.com/article-preview/id/2019/Women_in_power (дата обращения: 07.10.2016).

References

Bond, P. (2000) Elite Transition from Apartheid to Neoliberalism in South Africa, London: Pluto Press.

Gumede, W. M. (2007) Thabo Mbeki and the Battle for the Soul of the ANC, London: Zed Books.

Filatova, I., Davidson, A. (2012) Rossiia i Iuzhnaia Afrika: Navedenie Mostov [Russia and South Africa: building bridges], Moscow: Gosudarstvennyi universitet "Vyschaia shko-la ekonomiki".

Prokopenko, L. Ia. (2011) Novye politicheskie elity v gosudarstvakh Iuga Afriki [New political elites in the South African states], Moscow: Institut Afriki RAN.

Prokopenko, L. Ia. (2013) Predstavitel'stvo zhenshchin v organakh vlasti: Opyt stran iuzh-noafrikanskogo regiona [Representation of women in structure of state power (The case of Southern African region], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 3 (68), pp. 40—50.

Shubin, V. (2014) Edinaia Afrika? [United Africa?], available from http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=3982#top-content (accessed 05.10.2016).

Shubin, V. G. (2016) IUAR: politicheskaia zhizn' segodnya [South Africa: political life today],

Aziia i Afrika segodnia, no. 1, p. 40—46.

Статья поступила 05.10.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.