АКТУАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА
Бредихин А.В.
кандидат исторических наук, политолог, главный редактор научного журнала «Архонт»,
член научного совета при ООН РАН «Социально-политические проблемы формирования ЕАЭС»
ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ - РЕАЛЬНОСТЬ И ПОДХОД РОССИИ1
Аннотация: в последнее время в мировой геополитической повестке дня актуализировался вопрос спорных территорий, приграничных конфликтов. Потенциальным регионом дестабилизации может выступить Южно-Китайское море, его архипелаги, входящие в зону интересов ряда стран. В рамках статьи автор представит текущую повестку дня и перспективы участия Российской Федерации в жизни региона.
Ключевые слова: архипелаги, Вьетнам, Китай, Россия, спорные территории, ЮжноКитайское море
Южно-Китайское море сегодня - одна из потенциальных «горячих точек» нашей планеты. Как отмечает официальный представитель МИД России Мария Захарова, «Позиция нашей страны в данном вопросе последовательна и неизменна. Россия не является участником территориальных споров в Южно-Китайском море и принципиально не становится на чью-либо сторону. Полагаем, что соответствующие консультации и переговоры должны вестись непосредственно вовлеченными сторонами в определенном ими самими формате»2.
Регион имеет значительный потенциал с точки зрения современной геополитики. ЮКМ является континентальной окраиной и частью Тихого океана, простирающейся от Сингапура до Тайваньского пролива и занимающей площадь около 3.447.000 км2. Это четвертое по величине море в мире после Филиппинского, Кораллового и Аравийского морей. Этот морской район и его архипелаги являются предметом споров и конфликтов между несколькими странами региона.
Это второй по загруженности морской путь в мире, при этом с точки зрения общего годового объема торговли более 50% проходит через Малаккский, Зондский и Ломбокский проливы. Через Малаккский пролив ежедневно проходит более 1,6 млн м3 (10 млн баррелей) сырой нефти, где широко распространено пиратство, но сейчас гораздо меньше, чем в середине двадцатого века. Было установлено, что в этом регионе запасы нефти составляют около 1,2 км3 (7,7 миллиарда баррелей) с предполагаемым общим объемом 4,5 км3 (28 миллиардов баррелей). Запасы природного газа оцениваются в 7500 км3.).
Острова Спратли (Чьюнгша) оспариваются Вьетнамом, Китаем, Тайванем, Малайзией, Брунеем, Филиппинами. Все заинтересованные стороны, кроме Брунея, имеют небольшие военные контингенты на архипелаге. Парасельские острова выступают предметом тяжбы между Вьетнамом, Китаем и Тайванем. Значительный интерес к региону проявляют США.
Именно наличием американцев в регионе Пекин и объясняет свою политику милитаризации Южно-Китайского моря. Создание китайцами искусственных насыпных островов подается Вашингтоном как «неуважение к международным нормам», что обуславливает необходимость присутствия американского военного флота. Делается все в
1 Статья впервые опубликована на сайте Российского совета по международным делам. URL: https://russiancouncil.ru/blogs/anton-bredikhin/yukm-realnost-i-podkhod-rossii/ (дата обращения: 1.05.2022).
2Захарова заявила, что Россия находится вне территориальных споров в Южно-Китайском море. URL:
https://tass.ru/politika/12353925 (дата обращения: 1.05.2022).
4
целях затруднения доступа Китая на эти территории. Не исключается и блокада стратегически важного Малаккского пролива.
По словам руководителя Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Александра Ломанова: «с одной стороны у Вашингтона есть некий стимул для того, чтобы начать сдерживать и отбрасывать Китай на самом первом этапе его военного морского продвижения. Во-вторых, это проблема спорных рифов и островов, где КНР в том числе строит насыпные объекты»1. Китай раскритиковал США за то, что они воспользовались конфликтом на Украине для создания нового кризиса в Тайваньском проливе в интересах геополитических интересов США. Проводится линия осуждения США за регулярную отправку военных кораблей и самолетов в Южно-Китайское море.
Ставя своей основной стратегической задачей ограничение влияния России в Европе, США и их союзники в регионе по-прежнему заинтересованы в сохранении своего влияния в Южно-Китайском море. Президент США Джо Байден и лидеры QUAD (США, Австралия, Япония, Индия) 3 марта 2022 г. выступили с совместным заявлением, с целью недопущения повторения ситуации на Украине в Индо-Тихоокеанском регионе. Параллельно с политическими заявлениями американцами была усилена разведка и сосредоточено внимание за военными действиями Китая в Тайваньском проливе и ЮКМ.
Но Китай не остается в стороне. Следом за планами по добыче нефти на Спратли, китайские военные усиливают морское и воздушное присутствие, увеличили количество учений ВМС. Военные эксперты не исключают возможность размещения в ЮжноКитайском море подводных ядерных сил Китая. Изменение в 2015 г. военной доктрины Китая позволили ВМС страны защищать не только прибрежные территории, но и могут обеспечивать безопасность в открытом море. Поддержку Китаю оказывает Камбоджа, которая в 2012 г. стала принимающей стороной 21-го саммита АСЕАН и 7-ого Восточноазиатского саммита объявила свое несогласие обсуждать вопрос территориальных споров в ЮКМ на международном уровне, а в 2014 г. Партия национального спасения Камбоджи полностью поддержала Китай в территориальных претензиях к Вьетнаму.
Китай объявил о своем оборонном бюджете на 2022 г. в размере около 230 миллиардов долларов, увеличившемся на 7,1% в ответ на «беспрецедентную» конфронтацию между великими державами. В этом же году вместе с увеличением военного бюджета Китай увеличил количество военных учений в Южно-Китайском море. Военным ведомством страны было объявлено о проведении двух долгосрочных учений 4-15 марта и 19 марта - 9 апреля в неопределенном районе за пределами устья Тонкинского залива. Со стороны правительства Вьетнама был направлен протест с просьбой «уважать исключительную
экономическую зону Вьетнама и континентальный шельф, остановиться и не повторять
" 2 никаких действий, которые усложняют ситуацию»2.
Статус искусственных островов
Благодаря стратегии «Превратить роль гостя в роль хозяина» китайцами построено порядка 30 искусственных островов, по сути являющихся военными базами. Данный факт вызывает тревогу у соседей.
Территория нахождения искусственных островов богата природными ресурсами, через них проходят основные торговые маршруты региона. World Fish Center, указывает на наличие в акватории порядка 10% мировой рыбной ловли, а также 11 млрд. барр. нефти и 5,3 трлн. куб. м газа3. Каждый год через акваторию моря провозят товары общей стоимостью 3 трлн. долл.
1 Южно-Китайское море: опасные маневры Пекина и Вашингтона. URL: https://www.gazeta.ru/army/2020/07/ll/13148959.shtml (дата обращения: 1.05.2022).
2 China optimistic on code of conduct, but irks Vietnam with military exercises. URL: https://www.rfa.org/english/news/china/southchinasea-code-03072022135801.html (дата обращения: 1.05.2022).
3 Суд за острова. Как Китай и Филиппины решают в Гааге территориальный спор. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2016/07/12/578394b09a7947f04c35a6a1 (дата обращения: 1.05.2022).
Но этим активная деятельность Пекина в регионе не ограничивается. Китайскими властями организована непрерывная отправка десятков военных самолетов для нарушения опознавательной зоны ПВО Тайваня. Установлены и ведут свои деятельность буровые установки и исследовательские суда, развернуто множество патрульных катеров, сотни рыбацких лодок, работающих в Спратли.
Милитаризация региона способствует ухудшению судоходности, а как следствие транспортной и экономической составляющей Южно-Китайского моря. В связи с чем необходимо упомянуть Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года (UNCLOS). Статьей 30 данной Конвенции определено, что «если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальное море»1. Данный подход в условиях наличия факта территориального спора может применить любое государство, претендующее на архипелаги Южно-Китайского моря в отношении китайских военных судов.
Международный документ определяет статус искусственных островов, что имеет особое значение в споре региона ЮКМ: «Искусственные острова, установки и сооружения и зоны безопасности вокруг них не могут устанавливаться, если это может создать помехи для использования признанных морских путей, имеющих существенное значение для международного судоходства». Данный пункт прямо указывает на актуализацию проблемы перемещения судоходных грузов в регионе некитайскими судами.
Вместе с тем «искусственные острова, установки и сооружения не обладают статусом островов. Они не имеют своего территориального моря, и их наличие не влияет на определение границ территориального моря, исключительной экономической зоны или континентального шельфа», что прямо говорит о невозможности основываясь исключительно на «исторических принципах» закреплять за собой Пекину право на экономическую зону, признаваемую международным сообществом за другими государствами.
Подтверждением тому выступает решение Гаагского арбитражного суда по делу Филиппин против Китая, принятое в июле 2016 года. Был принят отказ принимать претензии китайской стороны на исключительную экономическую зону в районе архипелага Спратли: «Нет свидетельств тому, что у Китая когда-либо был исключительный контроль над водами Южно-Китайского моря»2.
Решение суда признавало и нарушение китайской стороной суверенитета Филиппин, в части касающейся преследования торговых судов, а также при строительстве искусственных островов в акватории, относящейся в экономическую зону Манилы. «Девятипунктирная линия», охватывающая более 80% морской акватории, была признана недействительной. Пекин в лице главы МИД страны Ван И посчитал решение «политическим фарсом под предлогом законности». Реакция Манилы, Ханоя и Токио была одобрительна, стороны призвали к мирному пути решения спора. «Важным вкладом» назвали вердикт суда в Вашингтоне. Например, размещение Китаем системы ПВО на искусственных островах может повлечь соответствующий ответ от США, которые будут «вынуждены действовать».
Имеет решение арбитражного суда и историческую параллель. В 1951 г. в Сан-Франциско проводилась конференция, в рамках которой протест гоминдановских властей Китая был отклонен и Парасельские острова были возвращены Вьетнаму, а Спратли французской колонии Кохинхина (Южный Вьетнам).
1 Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву. URL: https://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf (дата обращения: 1.05.2022).
2 Спор о Южно-Китайском море: суда в Гааге отверг права Пекина. URL: https://ria.ru/20160712/1464640532.html (дата обращения: 1.05.2022).
6
Декларация и кодекс поведения
Еще одним не менее важным документом, определяющим жизнь региона, выступает Декларация о поведении сторон в Южно-Китайском море, подписанная КНР и странами-участницами АСЕАН. Декларация выступила первым шагом на пути к подписанию Кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море и была инициирована в 1990-х годах Филиппинами, Вьетнамом и Малайзией. Несмотря на различие сторон в видении решения проблемы, Пекин проявил максимальную дипломатическую гибкость, что и привело к подписанию Декларации.
Дело могло пойти и дальше и перейти к подписанию Кодекса, однако отсутствие единых позиций стран АСЕАН привели к «заморозке» этого процесса1. Решение Гаагского суда выступило импульсом для принятия официальным Пекином ряда дипломатических мер, направленных на ускорение принятия Кодекса.
Вместе с тем, продолжается обсуждение его принятия. В рамках проведения саммитов АСЕАН стороны подтверждали свое желание согласовать Кодекс. Этот важнейший документ станет основой разрешения территориальных споров и конфликтов, обеспечит стабильное экономическое развитие региона, разработку энергоресурсов. Посредством Кодекса будет снята возможность решения текущих конфликтов военным путем. Без начала военных действий прибрежные государства будут реализовывать согласованные модели поведения, направленные на устойчивое развитие морского региона.
Страны АСЕАН продолжают подтверждать важность поддержания мира, стабильности и уважения свободы, безопасности и безопасности судоходства и авиации в Южно-Китайском море перед лицом колебаний мировой и региональной ситуации из-за нарастающего противостояния Российской Федерации и США.
Китай и страны АСЕАН в настоящее время не добились нового прогресса в построении Кодекса поведения, а также не договорились о праздновании 20-летия со дня рождения Декларации поведения и 40-летия со дня принятия Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Стратегия Вьетнама в Южно-Китайском море
Вьетнам проявил себя в качестве последовательного, активного участника международного сообщества. Стратегией государства выступает создание мирной обстановки, стабильности для социально-экономического развития стран, в том числе морского хозяйства, особенно в Южно-Китайском море. Название стратегии определяется как «Мир — Дружба, Сотрудничество — Развитие».
В 2012 г. принимается закон о «Морском праве», определяющий правовой статус морских и островных территорий, принадлежащих вьетнамскому суверенитету и вьетнамскому суверенному праву2. Закон определяет принадлежность Вьетнаму Парасельских островов и Спратли.
Ханой подчеркивает право на суверенность и незыблимость границ государств региона. «Компетентные органы Вьетнама пристально следят за ситуацией в районе Восточного моря (вьетнамское название ЮКМ) для обеспечения национального суверенитета, суверенных прав и юрисдикции над морским пространством в соответствии с нормами международного права, в том числе Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.»3, -отметила директор департамента информации и печати МИД Вьетнама Ле Тхи Тху Ханг. Любые действия государств в Южно-Китайском море должны соответствовать нормам международного права, уважать суверенитет и юрисдикцию прибрежных государств.
1 АСЕАН и Кодекс поведения сторон в Южно-Китайском море. URL: https://russiancountil.ru/analytics-and-comments/analytics/asean-i-kodeks-povedeniya-storon-v-yuzhno-kitayskom-more/ (дата обращения: 1.05.2022).
2 До Минь Као. Вьетнам и Южно-Китайское море: обстановка и тенденции// Вьетнамские исследования, 2015. № 5. С. 138-160.
3 Во Вьетнаме заявили, что принимают меры для обеспечения суверенитета в Южно-Китайском море. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10786817 (дата обращения: 1.05.2022).
7
В 2013 г. Вьетнам заручился поддержкой США, Канады, Малайзии, Новой Зеландии, Брунея, Индонезии, Великобритании в деле сохранения стабильности и мира и обеспечения морской безопасности в регионе. Став в 2020-2021 гг. членом Совета безопасности ООН выступил за укрепления глобального диалога в деле разрешения международных конфликтов. Президент Вьетнама Нгуен Фу Чонг призвал «все заинтересованные стороны проявлять сдержанность, избегать односторонних действий, которые могли бы осложнить ситуацию, и разрешать споры и разногласия мирными средствами с должным соблюдением дипломатических и юридических процедур»1.
Большую работу проводит Ханой в деле укрепления экосистемы региона, прибрежные провинции участвуют в акции «Неделя моря и островов», отмечается Всемирный день океанов, идет борьба с распространением пластикового мусора в акватории2. Осуществляется издание литературы об островах Спратли и Парасельских островах для детей в рамках проекта «Колыбель нашей Родины». Организовываются картографические выставки с включением островов в границы Вьетнама3.
За последние годы Вьетнам продемонстрировал значительные достижения в области экономического развития. Стабильно растет ВВП страны. В 2018 г. он составлял 245,21 млрд. долларов, в 2019 г. 261,92 млрд. долларов, в 2020 году 271,16 млрд. долларов. В 2021 г. динамика роста составила 2,58%. Данные цифры свидетельствуют об устойчивости и перспективах роста различных секторов экономики страны.
Вьетнам проводит политику многовекторного внешнеэкономического сотрудничества. Ханой подписал соглашения о создании зон свободной торговли с рядом стран мира, в том числе Китаем, Японией, Южной Кореей, АСЕАН, а также в 2015 г. с Евразийским Экономическим Союзом. Из стран-участниц ЕАЭС максимальный товарооборот приходится на Россию.
Российский фактор влияния
Важным фактором сотрудничества России и Вьетнама выступает социалистическое прошлое, преемственность нашей страны от СССР. Значительное влияние на взаимоотношение Москвы и Ханоя оказывает Пекин, исторически, культурно и политически переплетенный тонкими нитями с Вьетнамом. Своим Указом № 605 от 7 мая 2012 г. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин назвал Вьетнам, наряду с Китаем и Индией одним из важных стратегических партнеров России в Азии.
Перспективы развития международного сотрудничества закреплены 22 октября 2018 г. в Резолюции ЦК КПВ «О стратегии устойчивого развития морской экономики на период до 2030 г. и в перспективе до 2045 г.». Разведка нефти и газа в морской акватории выступает одним из перспективных направлений деятельности международного сотрудничества. «Газпром» и Ре1гоУ1е1паш через совместное предприятие «Вьетгазпром» ведут разработку месторождений газа в юго-западной части залива Бакбо в северо-западной части ЮжноКитайского моря. Разведку и добычу нефти осуществляют такие российские гиганты как «Роснефть», «Зарубежнефть», «Новатэк»4.
Не отстают от нефтегазовой отрасли и другие сферы сотрудничества. Вьетнам входит в число лидеров среди стран мира по закупкам российского оружия. По словам Министра иностранных дел России Сергея Лаврова, «с удовлетворением отмечаем динамичное продвижение экономических связей в традиционных областях (энергетика, промышленное
1 Вьетнам обратил внимание на проблему Южно-Китайского моря. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9547865 (дата обращения: 1.05.2022).
2 ЛеД.Т. Анализ вьетнамской стратегии развития морской экономики на период до 2030 г. и в перспективе до 2045 г.// Вьетнамские исследования, 2021. Т. 5. № 1. C. 7-29.
3 До Минь Као. Вьетнам и Южно-Китайское море: обстановка и тенденции// Вьетнамские исследования, 2015. № 5. С. 138-160.
4 Сотрудничество России и Вьетнама в нефтегазовой сфере. URL: https://www.cdu.ru/tek_russia/articles/1/900/ (дата обращения: 1.05.2022).
производство, транспорт, сельское хозяйство) и в новых перспективных секторах (цифровая экономика, «электронное правительство», технологии «умного города», безопасность информационно-коммуникационных систем)»1. Особое место занимают туризм, молодежные обмены.
В условиях санкционной политики давления со стороны США и стран Европы России необходимо усиливать экономическое сотрудничество странами Евразийского Экономического Союза и государствами, имеющими зоны свободной торговли с ЕАЭС. В этой связи Вьетнам выступает наиболее перспективным торгово-экономическим партнером, стратегической площадкой с которой необходимо расширить сферы сотрудничества. Не стоит ограничиваться только теми направлениями, которые прописаны в договоре о создании ЗСТ, многие из них затрагивают крайне незначительные ниши и небольшие объемы продукции. Включение вьетнамских производителей в программы импортозамещения, замена американских и европейских партнеров на вьетнамских видится вполне реалистичной задачей, что обуславливается бурным развитием различных сфер жизни Вьетнама в последние годы.
Новые возможности сотрудничества совпадают и в рамках треугольника Москва-Пекин-Ханой, так как Китай занимает достаточно позитивную позицию по Специальной военной операции, проводимой Российской Федерацией. Соответственно диссонанса между Вьетнамом и Китаем не будет.
В вопросе территориального спора в Южно-Китайском море Россия занимает позицию «улучшить взаимопонимание Вьетнама и Китая путем переговоров», не уходя в анализ причин происходящего. Подход России к территориальным конфликтам основан на принципах уважения государственного суверенитета и национальной целостности государств, нерушимости границ, а также опоры на международное право. Россия придерживается позиции строгого нейтралитета по отношению к тем территориальным и пограничным проблемам, в которых она не участвует. Обсуждение проблемы поднималось на научном уровне, в том числе на Международной научной конференции по проблемам Южно-Китайского моря, организованной в Москве в 2013 году, научной конференции «Парасельские острова 40 лет спустя: эскалация территориальных споров в ЮжноКитайском море и геополитические последствия на региональном уровне», состоявшейся в Санкт-Петербурге в январе 2014 года2.
***
Вьетнам в вопросе решения конфликта в Южно-Китайском море все больше основывается на принципе Президента Хо Ши Мина: «Сплочение, сплочение, великое сплочение — победа, победа, великая победа».
Китай в тоже время говорит об «исторических правах», как базовых принципах своего присутствия в ЮКМ. В целях недопущения военного столкновения двух сторон необходимо активнее осуществлять переговорный процесс по принятию Кодекса поведения в ЮжноКитайском море. Имея базовый документ, страны АСЕАН и Китай смогут избежать повышенной милитаризации региона, выстроить транспортные коридоры.
Несмотря на нейтральный статус России, в условиях санкционного давления Запада, наша страна производит разворот на Восток. Приоритетом выступят основные стратегические союзники, страны, аффилированные с ЕАЭС. Экономика Вьетнама получит мощный толчок к развитию, дополнительные ниши сбыта продукции, возможности технологического и информационного развития. Оттого и в вопросе ЮКМ России нужен мир и безопасность, что и должно лечь в основу внешнеполитической повестки Москвы.
1 Россия и Вьетнам: дружба, прошедшая сквозь десятилетия. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/rossiya-i-vetnam-druzhba-proshedshaya-skvoz-desyatiletiya/ (дата обращения: 1.05.2022).
2 До Минь Као. Вьетнам и Южно-Китайское море: обстановка и тенденции// Вьетнамские исследования, 2015. № 5. С. 138-160.
Литература:
1. АСЕАН и Кодекс поведения сторон в Южно-Китайском море. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/asean-i-kodeks-povedeniya-storon-v-yuzhno-kitayskom-more/ (дата обращения: 1.05.2022).
2. Во Вьетнаме заявили, что принимают меры для обеспечения суверенитета в ЮжноКитайском море. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10786817 (дата обращения: 1.05.2022).
3. Вьетнам обратил внимание на проблему Южно-Китайского моря. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9547865 (дата обращения: 1.05.2022).
4. До Минь Као. Вьетнам и Южно-Китайское море: обстановка и тенденции// Вьетнамские исследования, 2015. № 5. С. 138-160.
5. Захарова заявила, что Россия находится вне территориальных споров в ЮжноКитайском море. URL: https://tass.ru/politika/12353925 (дата обращения: 1.05.2022).
6. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву. URL: https://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf (дата обращения: 1.05.2022).
7. Ле Д.Т. Анализ вьетнамской стратегии развития морской экономики на период до 2030 г. и в перспективе до 2045 г.// Вьетнамские исследования, 2021. Т. 5. № 1. C. 7-29.
8. Россия и Вьетнам: дружба, прошедшая сквозь десятилетия. URL: https://mssiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/rossiya-i-vetnam-druzhba-proshedshaya-skvoz-desyatiletiya/ (дата обращения: 1.05.2022).
9. Сотрудничество России и Вьетнама в нефтегазовой сфере. URL: https://www.cdu.ru/tek_russia/articles/1/900/ (дата обращения: 1.05.2022).
10. Спор о Южно-Китайском море: суда в Гааге отверг права Пекина. URL: https://ria.ru/20160712/1464640532.html (дата обращения: 1.05.2022).
11. Суд за острова. Как Китай и Филиппины решают в Гааге территориальный спор. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2016/07/12/578394b09a7947f04c35a6a1 (дата обращения: 1.05.2022).
12. Южно-Китайское море: опасные маневры Пекина и Вашингтона. URL: https://www.gazeta.ru/army/2020/07/11/13148959.shtml (дата обращения: 1.05.2022).
13. China optimistic on code of conduct, but irks Vietnam with military exercises. URL: https://www.rfa.org/english/news/china/southchinasea-code-03072022135801.html (дата обращения: 1.05.2022).
14.
References:
1. ASEAN i Kodeks povedenija storon v Juzhno-Kitajskom more. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/asean-i-kodeks-povedeniya-storon-v-yuzhno-kitayskom-more/ (data obrashhenija: 1.05.2022).
2. Vo V'etname zajavili, chto prinimajut mery dlja obespechenija suvereniteta v Juzhno-Kitajskom more. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10786817 (data obrashhenija: 1.05.2022).
3. V'etnam obratil vnimanie na problemu Juzhno-Kitajskogo morja. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9547865 (data obrashhenija: 1.05.2022).
4. Do Min' Kao. V'etnam i Juzhno-Kitajskoe more: obstanovka i tendencii// V'etnamskie issledovanija, 2015. № 5. S. 138-160.
5. Zaharova zajavila, chto Rossija nahoditsja vne territorial'nyh sporov v Juzhno-Kitajskom more. URL: https://tass.ru/politika/12353925 (data obrashhenija: 1.05.2022).
6. Konvencija Organizacii Ob#edinennyh Nacij po morskomu pravu. URL: https://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf (data obrashhenija: 1.05.2022).
7. Le D.T. Analiz v'etnamskoj strategii razvitija morskoj jekonomiki na period do 2030 g. i v perspektive do 2045 g.// V'etnamskie issledovanija, 2021. T. 5. № 1. C. 7-29.
8. Rossija i V'etnam: druzhba proshedshaja skvoz' desjatiletija. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/rossiya-i-vetnam-druzhba-proshedshaya-skvoz-desyatiletiya/ (data obrashhenija: 1.05.2022).
9. Sotrudnichestvo Rossii i V'etnama v neftegazovoj sfere. URL: https://www.cdu.ru/tek_russia/articles/1/900/ (data obrashhenija: 1.05.2022).
10. Spor o Juzhno-Kitajskom more: suda v Gaage otverg prava Pekina. URL: https://ria.ru/20160712/1464640532.html (data obrashhenija: 1.05.2022).
11. Sud za ostrova. Kak Kitaj i Filippiny reshajut v Gaage territorial'nyj spor. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2016/07/12/578394b09a7947f04c35a6a1 (data obrashhenija: 1.05.2022).
12. Juzhno-Kitajskoe more: opasnye manevry Pekina i Vashingtona. URL: https://www.gazeta.ru/army/2020/07/11/13148959.shtml (data obrashhenija: 1.05.2022).
13. China optimistic on code of conduct, but irks Vietnam with military exercises. URL: https://www.rfa.org/english/news/china/southchinasea-code-03072022135801.html (data obrashhenija: 1.05.2022).
THE SOUTH CHINA SEA - RUSSIA'S REALITY AND APPROACH
Bredikhin A.V.
Candidate of Historical Sciences, political scientist, editor-in-chief of the scientific journal "Archon", member of the Scientific Council at the UN RAS "Socio-political problems of the formation of the EAEU" [email protected]
Abstract: recently, the issue of disputed territories and border conflicts has been actualized in the global geopolitical agenda. The South China Sea and its archipelagos, which are part of the zone of interests of a number of countries, can act as a potential region of destabilization. As part of the article, the author will present the current agenda and prospects for the participation of the Russian Federation in the life of the region.
Key words: archipelagos, Vietnam, China, Russia, disputed territories, South China Sea
Для цитирования: Бредихин А.В. Южно-Китайское море - реальность и подход России// Архонт, 2022. № 2 (29). С. 4-11.