XI Международная научно-практическая конференция
УДК 327
Городник Светлана Андреевна Житников Никита Александрович, Заманов Рамил Тариел оглы Gorodnik Svetlana Andreevna Zhitnikov Nikita Aleksandrovich, Zamanov Ramil Tariel ogly Студент Student
Дальневосточный федеральный университет Far Eastern Federal University
КОНФЛИКТ В ЮЖНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ: СОСТОЯНИЕ
НА ФОНЕ ПАНДЕМИИ
CONFLICT IN THE SOUTH CHINA SEA: A STATE AGAINST THE BACKDROP OF A PANDEMIC
Аннотация. Статья посвящена проблеме эскалации конфликта в Южно-Китайском море в 2020 году. В работе рассматривается региональная активность стран-участниц конфликта; подчеркивается, что отсутствие налаженных переговорных механизмов, удобной площадки для проведения встреч в многостороннем формате оказывают деструктивное влияние на ход конфликта и в целом поддержание стабильности в регионе. Указывается на необходимость разработки новой стратегии регионального развития с учетом проблемы территориальных споров в регионе.
Ключевые слова. Южно-Китайское море, Парасельские острова, острова Спратли, территориальные споры, Вьетнам, АСЕАН, КНР, Россия.
Abstract. The article is devoted to the problem of the escalation of the conflict in the South China Sea in 2020. The paper examines the regional activity of the countries participating in the conflict; it is emphasized that the absence of well-established negotiating mechanisms, a convenient platform for holding meetings in a multilateral format have a destructive effect on the course of the conflict and, in general, the maintenance of stability in the region. The need to develop a new regional development strategy, taking into account the problem of territorial disputes in the region, is pointed out.
Key words. South China Sea, Paracel Islands, Spratly Islands, territorial disputes, Vietnam, ASEAN, PRC, Russia.
«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»
Традиционная неустойчивость вопроса спорных районов ЮжноКитайского моря продолжает оставаться таковой к настоящему времени. Региональный конфликт, предметом которого являются Парасельские острова, а также острова Спратли, продолжается уже многие годы. Основными участниками спора за эти территории и окружающие их воды выступают Вьетнам и Китай.
Проблема конфликтов в Южно-Китайском море занимает центральное место в работах многих российских и зарубежных исследователей. Являясь одной из современных угроз безопасности в АТР, территориальный спор в Южно-Китайского море затрагивает зону интересов не только региональных акторов, но и третьих государств. Так, в работе Н.В. Федорова уделяется особое внимание позиции, занимаемой Россией по отношению к этим странам. По мнению исследователя, оба государства являются стратегическими партнерами РФ, поэтому Россия заинтересована как в скорейшем урегулировании конфликта, что поспособствует установлению стабильности и безопасности в регионе, так и в укреплении партнерства с обеими странами, сохранении экономических и политических связей [1]. Дин Дуо, научный сотрудник Института китайско-американских исследований (1СА8), анализируя возможные сценарии развития конфликта в связи с приходом к власти в США администрации Джо Байдена, подчеркивает, что США не заинтересованы в эскалации конфликта, однако Азиатско-Тихоокеанский регион остается основным направлением внешней политики государства [2].
Ещё несколько лет назад, рассматривая причины конфликта в ЮжноКитайском море, исследователи придавали первостепенную важность запасам углеводородов месторождений спорных территорий. На данный момент запасы нефти разведанных месторождений составляют 10-11 миллиардов баррелей, газа - 150-185 триллионов кубометров [источник]. Цифры указывают на значительные запасы ресурсов, однако, современные данные не имеют ничего общего с предполагавшимися сотнями миллиардов баррелей, о которых ранее заявляли исследователи.
XI Международная научно-практическая конференция На настоящее время главным преимуществом Южно-Китайского моря (ЮКМ) является его роль крупнейшей транспортной артерии, жизненно необходимой как развивающимся странам Юго-Восточной Азии, так и крупнейшим экономическим державам мира. Располагающийся в ЮКМ Малаккский пролив, который связывает Тихий и Индийский океаны, считается самым загруженным проливом в мире. При этом через акваторию ЮКМ осуществляются перевозки нефтепродуктов. Очевидно, конфликт любого масштаба способен заморозить указанные морские пути, что крайне неблагоприятно скажется на экономике многих государств и мировом хозяйстве в целом [3]. Кроме того, на данных территориях традиционно ведётся добыча биоресурсов, являющаяся источником доходов промысловиков и гарантирующая продовольственную независимость прибрежных стран. Острота проблемы конфликтов в ЮКМ обусловлена также значимостью региона с точки зрения обеспечения военной безопасности мировых держав. Здесь пролегает основной потенциальный путь переброски ВС США с Ближнего Востока в западную часть Тихого океана при появлении внешних угроз в Азии (Тайваньский вопрос, Северокорейский вопрос).
Заявление китайского правительства о закреплении своей юрисдикции на оспариваемых несколькими государствами территориях Парасельских островов и архипелага Спратли путем создания двух административных округов в апреле 2020 года безусловно способствовало эскалации конфликта в ЮКМ. Таким образом Пекин открыто заявил о намерении закрепить своё господство на спорных территориях Южно-Китайского моря и зафиксировать принадлежность этих территорий на уровне национального законодательства.
Не все страны региона согласились с позицией КНР в отношении спорных территорий. Вьетнамское правительство решительно выступило против таких действий Китая, заявив, что они «не имеют законной силы и противоречат духу добрососедства в межгосударственных отношениях» [4].
Кроме того, еще в конце 2019 года было зафиксировано присутствие китайских судов в акватории острова Натуна, что привело к обострению
«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» китайско-индонезийских территориальных разногласий. Китайское руководство подчеркивает, что КНР не имеет претензий на территории острова, однако признает за собой право на рыбную ловлю в окружающих его водах. Министерство иностранных дел Индонезии подало официальный протест Пекину, заявив, что в водах Натуны нет «пересекающейся юрисдикции», поскольку этот район является частью исключительной экономической зоны Индонезии, которая регулируется Конвенцией ООН по морскому праву. Шестого января в направлении островов Натуна была отправлена группа из 6 военных кораблей и 4 истребителя Б-16. Согласно заявлению бывшего министра обороны Индонезии, «Натуна - это дверь, если дверь не охраняется, то воры войдут внутрь» [5]. После нескольких обсуждений ситуации лидерами государств кризис был приостановлен, но в сентябре 2020 года китайское судно береговой службы вновь было замечено вблизи острова Натуна.
Организация Китаем 1-5 июля 2020 г. мероприятий по боевой подготовке на территории Парасельских островов в акватории Южно-Китайского моря также способствовала эскалации напряженности отношений Китая с США. На организацию военных мероприятий на спорных территориях Вашингтон отреагировал оперативно: 5 июля были проведены военные маневры стратегической авиации над спорными районами Южно-Китайского моря в рамках учений ВС США. В опубликованном на сайте Пентагона сообщении акцентируется внимание на негативном влиянии учений китайской стороны на существующую систему региональной стабильности и прогнозируется спад продуктивности деятельности по снижению напряженности в регионе [6].
Ситуацию не изменила начавшаяся пандемия. С начала распространения вируса СОУБ-19 и по настоящее время должностные лица Америки упрекают Китай в стремлении использовать ограничения, предпринятые странами АТР в связи с пандемией, для продвижения собственных интересов в ЮКМ. С одной стороны, действительно, новости об образовании Китаем двух территориальных округов на спорных территориях Южно-Китайского моря практически не были освещены ведущими СМИ, основной повесткой которых являлась пандемия.
XI Международная научно-практическая конференция Вьетнам, являясь председателем АСЕАН в 2020 г., ставил своей задачей использование площадки ассоциации в целях объединения усилий для компенсации нарастающей мощи КНР и осуждения его политики. Тем не менее, проведение мероприятий предполагаемой программы в подавляющем большинстве случаев было перенесено или вовсе отменено. К тому же распространение коронавируса способствовало приостановке флотских учений ВМС США в ЮКМ, поскольку вспышки заражений фиксировались как в самом государстве, так и на боевых кораблях.
Вместе с тем политика официального руководства Китая в текущем году всё ещё предполагает систематическую и всеобъемлющую экспансию в отношении акватории Южно-Китайского моря. Такие действия позволяют Китаю проводить наступательную политику в ЮКМ, не создавая формального повода для враждебной ответной реакции со стороны оппонентов. В итоге Китай наращивает потенциал в ЮКМ (прежде всего, увеличивая протяженность искусственных островов, степень их военного и гражданского обустройства), избегая крупномасштабных конфликтов. При этом в своей недавней речи председатель КНР Си Цзиньпин выразил надежду на отсутствие конфронтации, взаимное уважение и взаимовыгодное сотрудничество в отношениях Китая и США [2].
Что касается России, то внешнеполитические связи РФ включают в том числе, взаимодействие с государствами, имеющими претензии на территории ЮВМ. КНР и Вьетнам являются стратегическими партнёрами РФ по АСЕАН. В последнее время наблюдается укрепление двустороннего сотрудничества с Филиппинами. В целом российская сторона неоднократно подчеркивала, что выступает за сохранение стабильности в регионе. По мнению официальной Москвы, достичь консенсуса по проблеме территориальных споров в ЮКМ можно лишь посредством установления многосторонних договоренностей в рамках норм международного права. Обязательным условием достижения этих целей является модернизация диалоговых механизмов.
«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»
Стоит отметить, что несмотря на ключевое стратегическое партнерство с КНР, в формировании позиции относительно вопроса ЮКМ Россия руководствуется исключительно собственными национальными интересами. Соответственно, невозможно не учесть отрицательные последствия действий Китая в ЮКМ для сотрудничества РФ с региональными партнёрами (Вьетнам, Филиппины, Малайзия).
Таким образом, рассмотренные особенности развития конфликта в ЮжноКитайском море позволяют констатировать следующее. Маловероятно, что Россия станет посредником в урегулировании ситуации: во-первых, внешнеполитические цели РФ предусматривают поддержание мирных добрососедских отношений с несколькими странами-участницами конфликта, что не позволяет поддерживать определённую сторону. Во-вторых, России географически трудно полноценно контактировать со странами региона. В-третьих, некоторые государства-участники спора отрицают возможность привлечения внерегиональных посредников, утверждая, что региональные вопросы должны решаться непосредственно внутри региона.
Сам же спор едва ли разрешится в обозримом будущем. В 2000-е годы была предпринята серия попыток урегулирования ситуации путем подписания сначала Декларации о поведении сторон (2002 г.), а позже разработки Кодекса поведения сторон в ЮКМ - инициативы АСЕАН, оставшейся на этапе обсуждения до сих пор (несмотря на заявления всех сторон во время саммита Россия-АСЕАН в Сочи в 2016 г. о скорейшем разрешении спора через принятие Кодекса). В связи с пандемией коронавируса в 2020 г. были отменены несколько встреч формата АСЕАН плюс Китай, переговоры АСЕАН и КНР в последнее время непродуктивны и редки. В итоге. Особенно если принять во внимание всё большую вовлеченность внерегиональных держав в конфликт, становится очевидно - ситуация всё ещё не близка к развязке.
XI Международная научно-практическая конференция Библиографический список:
1. Федоров Н.В. Конфликт в Южно-Китайском море и российско-вьетнамские отношения. Управленческое консультирование. 2016;(11):27-38.
2. Митина Н.Н. Государственное управление Национальной морской нефтегазовой корпорацией Китайской Народной Республики/ Митина Н.Н., Сунь Хао // Государственное управление. Электронный вестник. -2017. -№61. -С.19-35.
3. Вьетнам не признал решения Китая в отношении спорных островов в Восточном море [Электронный ресурс]. - URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/8282017 (Дата обращения: 26.03.2021)
4. Бомбардировщик В-52Н и авианосцы США провели учения в ЮжноКитайском море [Электронный ресурс]. - URL: https://www.interfax.ru/ world/715988 (Дата обращения: 26.03.2021)
5. On South China Sea, expect more of the same from US President Joe Biden [Электронный ресурс]. - URL: https://www.scmp.com/week-asia/opinion/article/3112866/south-china-sea-expect-more-same-us-president-joe-biden (Дата обращения: 26.03.2021)
6. South China Sea: Is Jakarta no longer neutral? [Электронный ресурс]. -URL: https://www.straitstimes.com/opinion/south-china-sea-is-jakarta-no-longer-neutral (Дата обращения: 26.03.2021)