Научная статья на тему '«Юзеровская» субкультура в контексте информационного общества'

«Юзеровская» субкультура в контексте информационного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
124
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жилкин В. В.

Zhilkin V.V. The users'-subculture in the context of information society. The theories of information (postindustrial, electronic, informational capitalism, postmodern, knowledge-based, virtual, etc.) society usually present only the description of some models of interaction of people, of a person with social institutions, or with machinery in the conditions transformed by the technological or approaching reality. The basis of a person's new cultural level (adequate to the requirements of the arising social-cultural situation) should be the knowledge of infomedia and of the laws of its work, the ability to orientate oneself in data streams. This level could be determined as the users'-subculture. Introduction oneself to this subculture leads to universalization of the person's qualities and contributes to the person's adequate perception of himself, of his place and role.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Юзеровская» субкультура в контексте информационного общества»

«ЮЗЕРОВСКАЯ» СУБКУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В. В. Жилкин

Zhilkin V.V. The “users’-subculture” in the context of information society. The theories of information (postindustrial, electronic, informational capitalism, postmodern, knowledge-based, virtual, etc.) society usually present only the description of some models of interaction of people, of a person with social institutions, or with machinery in the conditions transformed by the technological or approaching reality. The basis of a person’s new cultural level (adequate to the requirements of the arising social-cultural situation) should be the knowledge of infomedia and of the laws of its work, the ability to orientate oneself in data streams. This level could be determined as the “users’-subculture” Introduction oneself to this subculture leads to universalization of the person’s qualities and contributes to the person’s adequate perception of himself, of his place and role.

Проблема функционирования информации в рамках общественной жизни, создания информационного общества на протяжении долгого времени волнует большое количество исследователей, ученых и философов. Дж. Лихтхайм, Р. Дарендорф, А. Этциони, Г. Кан, Р. Барнет и другие в своих многочисленных работах пытались дать определение новому типу общества, следующего за его индустриальным типом. Тем не менее, основоположниками теории информационного общества по праву считаются З. Бжезинский, Д. Белл, О. Тоффлер, которые в своих работах впервые связали новый тип общества с понятиями «информация» и «информационные технологии». Д. Белл одним из первых выделил характерные признаки информационного общества и определил сущность нового общества через изменения, происходящие в обществе настоящем, выделяя и подчеркивая именно те признаки, которые будут отличать «постреволюционное» общество.

Американский ученый Д.С. Робертсон, исходя из взаимообусловленности цивилизационного и информационного процессов, предложил тождество: «цивилизация - это информация». Опираясь на количественные меры математической теории информации, Робертсон проранжировал цивилизации по количеству производимой ими информации следующим образом:

• нулевой уровень - информационная емкость мозга отдельного человека - 107бит;

• первый уровень - устное общение внутри общины, деревни или племени, где количество циркулирующей информации ~ 10 бит:

• второй уровень - письменная культура, мерой информированности общества в которой служит Александрийская библиоте-

ка, имеющая 532800 свитков, содержащих 1011 бит информации;

• третий уровень - книжная культура, включающая сотни библиотек, выпускающая десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается в 1017бит;

• четвертый уровень - информационное общество с электронной обработкой информации объемом 1025 бит [5].

Создание информационного общества подразумевает организацию посредством процесса компьютеризации доступа к надежным источникам информации для всех желающих, избавление их от рутинной работы, обеспечение высокого уровня автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития информационного общества станет производство информационного, а не материального продукта, хотя последний также увеличит свою информационноем-кость, что означает увеличение доли инноваций и маркетинга в его стоимости. В процессе создания информационного общества изменится не только производство, но и уклад жизни в целом, система ценностей, повысится значимость культурного досуга по сравнению с материальной компонентой. В отличие от индустриального общества, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания - доля умственного труда в нем значительно выше, что потребует от человека способности к творчеству, эрудиции, широкого кругозора.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информаци-

онных технологий, телекоммуникационной связи. Созданная теоретиками картина информационного общества постепенно приобретает зримые очертания в реальной практике развития науки и техники передовых стран в начале XXI века. Согласно прогнозам, в недалеком будущем ожидается превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в оснащенных всевозможными электронными приборами, а может быть и полностью компьютеризированных домах. Материальное производство и производство энергии будет возложено на машины, а деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации. Исходя из всего вышесказанного, можно попробовать определить информационное общество как общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Самой характерной чертой информационного общества можно назвать разрешение проблем информационного кризиса, т. е. противоречия между информационной лавиной и информационным голодом, и взаимопонимания, отсутствие которого между носителями «юзеровской» субкультуры и остальным человечеством становится камнем преткновения на пути прогресса в условиях обычного общества. В основу информационного общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии, которые приобретут глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека. Информационное общество, основной формой развития которого станет информационная экономика, призвано обеспечить приоритет информации по сравнению с другими ресурсами, что, с одной стороны, сформирует информационное единство всей человеческой цивилизации и с помощью средств информатики обеспечит свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации, а с другой - позволит реализовать гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Но создание информационного общества, кроме положительных моментов, повлечет за собой и опасные последствия. Повсеместное и неконтролируемое распространение информационных технологий способно разрушить частную жизнь людей и организаций, не говоря уже о существовании проблемы отбора качественной и достоверной информации. Помимо всего прочего, среда информационного общества требует определенной адаптации, которая может вызвать затруднения у многих людей. Существует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями. Тем не менее, глобальный характер изменений, происходящих под влиянием информатизации, охватывающей все сферы жизни общества, очевиден. Главным направлением этих перемен является возрастание роли информации как ресурса общественного развития, увеличение информационных возможностей общества и индивида.

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций в настоящее время все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Планирование каких-либо действий невозможно без предварительной масштабной работы по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Поиск рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Человечество в середине XX в. столкнулось с огромным объемом информации, скоростное возрастание которого лишает человека возможности полномерного восприятия этого объема. Прогресс во всех сферах общественной жизни повлек за собой образование больших потоков информации, формирующихся за счет чрезвычайно быстрого роста числа документов, отчетов, диссертаций, докладов, в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ, постоянно увеличивающегося числа периодических изданий по разным областям человеческой деятельности и появления разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских,

экономических и др.), нуждающихся в разных сроках хранения. Глобализация ежедневно появляющегося нового потока информации вступила в непримиримое противоречие с необходимостью ориентироваться в нем. Абсурдность ситуации обусловливалась еще и тем, что стало выгоднее создавать новый материальный или интеллектуальный продукт вместо поиска аналога, сделанного ранее.

В результате неизбежно наступление информационного кризиса, который может иметь следующие проявления:

• наличие противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. - уже каждые 5 лет, с 1990 г. - ежегодно;

• существование большого количества избыточной информации, которая затрудняет восприятие информации, полезной для потребителя;

• возникновение определенных экономических, политических и других социальных барьеров, препятствующих распространению информации. Соблюдение, подчас мнимой, секретности работниками различных ведомств зачастую мешает им воспользоваться необходимой информацией [1].

Парадокс, порожденный этими причинами, состоит в том, что громадный информационный потенциал, накопленный людьми во всем мире, оказывается недоступным для людей в полном объеме в силу ограниченности человеческих возможностей. Возникший информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение электронно-вычислительных машин, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса - информатизации - в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.

Рост скорости и эффективности обработки информации наряду с понижением

стоимости этих процессов предполагает далеко идущие реальные и потенциальные социальные и социально-экономические последствия: кроме повышения уровня развития информационных технологий, вступает в действие множество экономических, культурных и политических факторов. Создание информационного общества станет результатом процесса информатизации, поскольку в настоящее время человечество в целом постепенно осуществляет переход от индустриального общества к информационному. И движение каждой конкретной страны от одного этапа развития к другому определяется степенью информатизации ее общества.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, таким образом, повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Подготовка и переподготовка кадров становятся общенациональным делом, так как от решения этой проблемы во многом зависит эффективность информатизации в целом. Следовательно, в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры.

Как известно, стратегия получения знаний изменяется вместе с научно техническим прогрессом. В настоящее время создание и уничтожение текста находится на одном уровне сложности. Трудности поиска необходимой информации обусловлены не ее отсутствием или ограниченностью доступа, а ее избыточностью. Таким образом, индивидуализированное структурирование информации (знаний), ее отбор и актуализация, становится столь же важным, как и ее создание и получение. Свободная ориентация в массиве информации человека XXI века становится гарантией его компетентности в пространстве знаний, выбора оптимальной «высоты», скорости «перемещения» и «траектории». Неоднократная смена деятельно-

сти в течение жизни требует соответствующей жизненной стратегии, основанной, прежде всего, на динамичной ориентации в информационном пространстве [2].

При более детальном рассмотрении свободная ориентация индивида в информационной среде предполагает овладение им современными средствами, методами и технологией работы, быстрое восприятие больших объемов информации и более продуктивное использование накопленных человечеством информационных ресурсов. Умение самостоятельно осваивать и накапливать информацию оказывается недостаточным, и, следовательно, практически каждый начинает испытывать потребность в знании технологии работы с информацией, рассчитанной на подготовку и принятие решений на основе коллективного знания. Производство и потребление информации становится важной сферой приложения знаний и умений каждого. На этом этапе человеку требуется определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы - смысловое наполнение которого становится неотъемлемой составляющей личности, важнейшим условием ее самореализации. Совокупность систематизированных специальных знаний, умений, навыков, обеспечивающих осуществление информационной деятельности индивида, приобретает такое же значение как основные знания, умения, на которых строится все современное образование [7].

Анализ источников разной профессиональной направленности показывает, что информационная культура - понятие достаточно широкое и определяемое на современном методологическом уровне неоднозначно. Слово информация - латинского происхождения, дословно означающее «изобретать, составлять понятие о чем-либо, осведомлять, давать сведения». Этимология слова позволяет трактовать понятие «информация» как сведения об окружающем мире, воспринимаемые человеком или специальным аппаратом, машиной. С этой точки зрения совре-

менная информационная культура является качественной характеристикой жизнедеятельности человека, прежде всего в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности. В целом же суммирование основных подходов к интерпретации этого понятия позволяет выделить два альтернативных подхода, определяющих информационную культуру как особый тип культуры, в одном случае имеющий глубинные исторические корни, идущие из первых форм получения, передачи, закрепления, хранения и использования информации как некоего знания о мире, в другом - появившийся лишь в результате беспрецедентного развития информационных технологий [6].

Ряд исследователей в рамках первого подхода понимает информационную культуру личности как подсистему, которая должна обеспечивать соответствующий уровень таких процессов как, прежде всего, формирование адекватного мировоззрения. Во-вторых, эффективный информационный обмен, базирующийся на ряде информационных умений: оценки полезности и истинности получаемой информации; отбора лично-стно значимой информации, поиска необходимой информации, в том числе о методах её переработки; коммуникативных и языковых умений (восприятия и передачи); информационно-психологической самозащиты. В-третьих, постоянный достаточно высокий уровень инфопотребности. В-четвертых, формирование и совершенствование эффективных способов личностного усвоения и сохранения информации. В-пятых, так называемую, информационную экологию - своеобразную саморегуляцию информационных процессов в зависимости от состояния организма. В-шестых, информационную нравственность, «ограничивающую» доступ к чужой информации, использование информации для корыстных целей или целей давления на личность и т. д. [4].

Помимо этого, информационная культура определяется как совокупность информационных потребностей, творческих способностей, навыков и умений, позволяющих эффективно производить, перерабатывать и воспринимать личностную информацию и на

её основе достигать взаимопонимания и эмпатии между людьми, которые находятся в неформальных, близких отношениях. Такое определение обусловливает значение информационной культуры личности и групп в эффективном функционировании социальных систем и актуализирует проблему информационной культуры в контексте глобализации ввиду протекающих в мире социальных процессов, которые могут привести к нарастанию межцивилизационных конфликтов и, в конечном счете, к цивилизационной катастрофе [8; 10, с. 15, 151].

В более узком смысле «информационная культура» - уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой можно отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего [9].

Сторонники второго подхода, несомненно, опираются на неоспоримый тезис о тесной связи информационной культуры с современными средствами коммуникаций -спутниковой связью, межконтинентальными компьютерными сетями, информационными сетями конкретной локальной направленности, Интернетом, которые способны преодолевать пространство и время. Нередко информационную культуру сводят к совокупности знаний об основных методах накопления, обработки и распространения информации, т. е. к «культуре обращения со знаниями, данными и информацией». В прикладном аспекте информационная культура часто трактуется как овладение компьютерной техникой и методами программирования [8].

На наш взгляд, подобные трактовки дают основание говорить, в первую очередь, об «юзеровской» субкультуре как системе ценностей, норм, традиций, моделей поведения, присущих определенной группе людей, объединенных не социальным или возрастным статусом, а степенью приобщения к информационным потокам и информационным технологиям. Другими словами, свободная ориентация в любом информационном пространстве предполагает обладание «юзеров-ской» субкультурой в рамках доминирующей информационной культуры как одной из составляющих общей культуры человека.

Выделение нами «юзеровской» субкультуры в отдельную категорию, структурную составляющую информационной культуры в свете смены образовательной парадигмы представляется вполне закономерным. Практика подготовки специалистов к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности и, так называемый, «компьютерный ликбез» оставляют желать лучшего в силу недооценки, прежде всего, педагогической теорией «узко понимаемых «пользовательских умений», «компьютерной грамотности» [3, с. 17]. Связанная с социальной природой человека «юзе-ровская» субкультура является продуктом разнообразных творческих способностей и проявляется, прежде всего, в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей); в способности использовать в своей деятельности информационную технологию, составляющей которой являются программные продукты; в умении извлекать информацию из различных периодических и электронных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать; во владении основами аналитической переработки информации и в умении работать с информацией различного уровня, а также в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Овладение «юзеровской» субкультурой в информационном обществе должно начинаться еще в детском возрасте, сначала с помощью электронных игрушек, а затем - персонального компьютера. Высшим учебным заведениям следует обеспечить уровень «юзеровской» субкультуры студента, необходимый для работы в конкретной сфере деятельности. При этом наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности.

В настоящий момент определенный опыт по началам формирования «юзеров-ской» субкультуры накоплен в основном в практике работы библиотеки и школы. Однако его изучение убеждает, что и библиотека, и школа в подавляющем большинстве

случаев ограничиваются популяризацией информационных знаний. Эта работа до сих пор носит хаотично-просветительский характер. В силу этого низкий уровень информационной культуры членов общества уже не кажется чем-то удивительным.

1. Андреев А.А., Меркулов В.П., Тараканов Г.В. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика. 1995. № 1. С. 55-63.

2. Богомолов Ф. Интеллектуальный ренессанс: утопия или реальность? // Вестн. РАЕН. 2004. Т. 4. № 2. С. 65-68.

3. Данильчук Е.В. Методическая система формирования информационной системы будущего педагога: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2003.

4. Краснова О.В. Развитие информационной культуры личности как комплексная профес-

сионально-педагогическая проблема // Образование: исследовано в мире. 21.02.2002. http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=207.

5. Новая технократическая волна на Западе / под ред. П.С. Гуревич. М., 1986.

6. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: учеб. пособие для вузов. М., 2001.

7. Семенюк Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики. НТИ, 1994.

8. Скворцов Л.В. Теория и практика общественно-научной информации. Ежегодник / РАН. ИНИОН; редкол.: Ю.С. Пивоваров (гл. ред.) и др. М., 2003. Вып. 18.

9. Суханов А.П. Информация и прогресс. Новосибирск, 1988.

10. Уханов В.А. Информационная деятельность

человека: социально-философский анализ:

дис. ... д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1997.

Поступила в редакцию 6.10.2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.