Научная статья на тему 'Ювенальная виктимность девиантной личности'

Ювенальная виктимность девиантной личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1158
620
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ювенальная виктимность девиантной личности»

Клейберг Юрий Александрович,

доктор психологических и доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой социальной и политической психологии

Ульяновского государственного университета

Ювенальная виктимность девиантной личности1

Виктимология (от лат. victime - жертва и греч. logos - понятие, учение) -новая отрасль психологии, исследующая феноменологию, закономерности и механизмы «деформирующего интерактивного культурогенеза» (Е.В. Руденский, 2001), в результате чего личность становится жертвой социогенных и персоногенных воздействий.

О виктимологии как отрасли науки и практики заговорили недавно, поэтому она находится на стадии обретения своего научного статуса. Публикаций как зарубежных, так и отечественных по проблемам виктимологии и виктимности чрезвычайно мало. Однако укажу авторов, которые успешно, как мне кажется, пытаются исследовать данные проблемы: Дж. Симсон, Г. Маккол, П. Статмен, К. Миядзова, Уэд К.; из отечественных ученых: А.В. Мудрик, Е.В. Руденский, Д.В. Ривман, В.С. Устинов, Ю.А. Клейберг, В.И. Полубинский и др.

Однако рождение виктимологии принято связывать с именем немецкого ученого Ганса фон Хентинга (Henting H. Von, 1941, 1948). Работы Г. Хентинга стимулировали научный поиск других ученых: М.Е. Вольфганга, 1958; М. Амира (M. Amir), 1967, 1971 и других.

Виктимность или виктимогенность - «приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки, которые могут сделать его предрасположенным к превращению в жертву» (Шнайдер Г.Й., 1994). С точки зрения социальной психологии девиантного поведения

1 Статья институционализирует новое направление в социальной психологии девиантного поведения - ювенальную виктимность девиантной личности. Дается анализ виктимности и виктимогенности, показателей виктимной личности, социально-психологических индикаторов виктимной личности и виктимогенной ситуации, социально-психологической деформации личности, факторов, влияющих на ювенальную виктимность девиантной личности.

виктимность - психологическое свойство личности, «возникающее вследствие дефекта интерактивного культурогенеза и характеризующееся предрасположенностью личности стать жертвой фрустрации социогенных и персоногенных воздействий, ведущих к деформации позитивной социализации личности» (Е.В. Руденский, 2000), к девиантному поведению (Ю.А. Клейберг, 2001). На этой основе формируется деформированная личность, возникает ситуация девиантного паттерна, личность компенсирует свою «ущербность» в различных формах девиантного поведения и виктимности. Это особенно важно для подросткового периода развития, когда в виду своей социальной некомпетентности в вопросах конструктивных взаимоотношений личность подростка становится жертвой отклоняющегося поведения - наступает ювенальная девиантная виктимизация.

Сложившаяся объективная ситуация социального развития личности подростка характеризуется на междисциплинарном уровне как системно-виктимогенная и раскрывается посредством следующих индикаторов:

- аномия - социологический индикатор;

- культурошок - культурологический индикатор;

- стресс психологической аккультурации - психологический индикатор;

- маргинализация - социально-психологический индикатор;

- анапсиоз - психопатологический индикатор;

- инфантилизм - педагогический индикатор.

Американский психотерапевт С. Карпман разработал простую, но чрезвычайно эффективную диаграмму для анализа неконструктивных взаимоотношений - драматический треугольник. Ее идея заключается в том, что, вступая в болезненные взаимоотношения, люди играют одну из следующих социальных ролей: Преследователя, Спасителя или Жертвы (см. схему).

Преследователь ^-------------► Спасатель

Жертва

Преследователь - это человек, который унижает других людей, считая их стоящими ниже себя. Спасатель также считает других людей ниже себя, однако предлагает свою помощь, исходя из своего более высокого положения. Жертва ощущает свое приниженное положение и считает себя неблагополучным человеком, а обстоятельства - ужасными.

Анализируя поведение людей в этом «драматическом треугольнике», следует с уверенностью сказать, что это поведение зависимое, «проблемное», содержащее в себе противоречие (социальное или психологическое), а значит -конфликтное. Отсюда «исполнение» данных ролей имеет девиантную окраску, поскольку первые две роли («Преследователь» и «Спасатель») мотивированы только удовлетворением потребности признания и самоутверждения, а третья роль («Жертва») имеет в своей основе мотив только на удовлетворение потребности в безопасности, в уважении, обеспечении покоя.

Однако для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна, как нам думается, модель, предложенная О.С. Ваханским и А.И. Наумовым. Данная модель состоит из шести стадий.

Первая стадия - возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения.

Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы: а) физиологические, б) психологические, в) социальные.

Вторая стадия - поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

Третья стадия - определение целей (вектора) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:

- что я должен получить, чтобы устранить потребность;

- что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;

- в какой мере я могу добиться того, чего желаю;

- насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

Четвертая стадия - осуществление действия. На этой стадии человек

затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, что устранит потребность. Так как данный процесс оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.

Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.

Шестая стадия - устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности,

либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

Как видно, процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Находясь на той или иной стадии удовлетворения своей потребности, человек использует все многообразие существующих способов реализации мотива потребностей. Понятно, что конкретный мотив будет по-разному действовать на поведение человека.

Это в равной степени относится и к личности с девиантной, виктимной ориентацией. Однако виктимная личность характеризуется некоторыми специфическими показателями:

- снижением уровня мотивации;

- заниженной самооценкой;

- дефицитом ценностных ориентаций;

- высоким конформизмом и др.

Виктимная личность как феномен имеет следующие основные социально-психологические индикаторы:

1. Тревожность - состояние, которое хорошо знакомо каждому человеку. По сути дела, любое изменение равновесия системы «человек - внешняя среда», ведущее к нарушению удовлетворения актуальной потребности, тем более к ломке самой системы потребностей или же к предвидению такой ломки, порождает состояние тревоги.

Определение индикатора «тревожность» неоднозначно. Так, например, тревога характеризуется как чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, неопределенного беспокойства или же, как ощущение неопределенной угрозы, характер и время которой не поддаются предсказаниям. С возникновением тревоги происходят усиление поведенческой активности, изменение самого характера поведения, включаются дополнительные психофизиологические механизмы адаптации к изменившимся условиям. Снижение интенсивности чувства тревоги свидетельствуют о достаточности, соответствии поведенческих и психофизиологических форм

реакций в ответ на нарушение гомеостаза взаимоотношений организма и социальной среды.

Иначе говоря, психологическую роль тревоги - охранительную и мотивационную - можно сопоставить с функцией боли. Тревога филогенетически оформилась и закрепилась в виде психического предвестника возможной боли, сигнала об опасности, которая еще не наступила. Предвидение опасности носит вероятностный характер и зависит не только от личностных особенностей. Индивидуальные качества играют здесь ведущую роль, то есть уровень тревожности в большей степени определяется личностными свойствами человека, чем реальной ситуацией. Тревога, не соизмеримая с вызвавшим ее явлением и событием, препятствует формированию нормального адаптивного поведения, вызывает чрезмерные функциональные сдвиги в психофизиологической системе организма. Можно сказать, что тревога лежит в основе любых изменений состояния и поведения, вызванных психическим стрессом.

В психологической научной литературе уже давно ведутся дебаты о соотношении тревоги и чувства страха. Впервые различие этих переживаний сформулировал для психиатрии К. Ясперс. Оно заключалось, по его мнению, в том, что тревога ощущается индивидом вне связи с каким-нибудь конкретным стимулом («свободно плавающая тревога»), тогда как страх связан с совершенно определенным раздражителем.

Установлено, что тревога имеет свой психодинамический алгоритм развития, в котором установлены несколько состояний.

Ощущение внутренней напряженности является началом вышеуказанного тревожного ряда и соответствует наименьшей степени тревоги. Напряженность, настороженность, а при достаточной выраженности и тягостный душевный дискомфорт - вот переживания, характерные для этого ряда. Это всего лишь сигнал, позволяющий обратить внимание на поиск приближающейся или вероятной угрозы. Далее в тревожном ряду отмечают гиперестезические реакции. Суть этого явления состоит в том, что определенный вид ранее

нейтральных раздражителей приобретает особые воздействующие свойства, вызывая нарастание тревоги. Вокруг значимого раздражителя начинают концентрироваться целые группы стимулов, бывших ранее неразличимыми. В результате человеку начинают «действовать на нервы» события и обстоятельства, которым ранее он не придавал никакого значения. То есть на этом этапе появляется много добавочных, неадекватных стимулов, генерализующих чувство тревоги. Собственно тревога - центральное состояние в рассматриваемом ряду. Проявляется как переживание угрозы, чувство неясной (неосознаваемой) опасности.

2. Эмоциональная ригидность - второй социально-психологический индикатор интерактивного дефекта развития личности, приводящий к девиантной виктимности.

В.В. Бойко (1996) определяет эмоциональную ригидность как неподатливость, жадность, негибкость, которая выражается в том, что личность слабо и очень избирательно, негибко и в ограниченном диапазоне эмоционально реагирует на различные внешние и внутренние воздействия. Он предлагает диагностировать эмоциональную ригидность через оценку нейротизма по опроснику Г.С. Айзенка. Нейротизм - динамическая характеристика эмоций человека, проявляющаяся в их многообразии, сменяемости и подвижности. Высокий показатель нейротизма свидетельствует о наличии интерактивного дефекта развития и, в частности, дефицита психокультурной зрелости личности, выражающейся в ослабленной способности психотехнической регуляции подвижности нервных процессов.

3. Эмоциональная вязкость - третий социально-психологический индикатор социально-психологического дефекта развития личности, реакции которого сопровождаются фиксацией аффекта и внимания на каких-либо значимых событиях, объектах.

Проявляется в действиях, которые менее всего обусловлены сущностью ситуации, но главным образом консервативными взглядами личности, раз и навсегда заведенным порядком жизни, привычками, стереотипами отношений к

людям, к новому. Вместо живой, опосредованной интеллектом реакции личность длительно сосредоточивается на психотравмирующих обстоятельствах, на неудачах и обидах, волнующих темах. Возникшая энергия эмоций не разряжается, а зацикливается на разных уровнях личности: пробуждает стереотипы мышления, привычки, устойчивые воспоминания, впечатления. В соответствии с такой моделью ведут себя очень разные типажи: по любому поводу возвращается к разговорам о своем начальнике обиженный подчиненный, не может обойтись без критики мужа недовольная жена, не в состоянии воздержаться от комментария доктринер, схоласт и начетчик.

Эмоциональная слабость, или лабильность (изменчивость) - легкая и капризная изменчивость настроения по разным, часто сиюминутным причинам, иногда неизвестным самой личности. Крайняя степень эмоциональной слабости определяется термином «эмоциональное недержание» - это полная неспособность сдерживать внешние проявления эмоций в сочетании с резкими колебаниями настроения по любому поводу.

4. Эмоциональная монотонность. Эмоциональные реакции лишены гибкости, естественной зависимости от внешних и внутренних воздействий. Эмоции однообразны, неподвижны, без суточной динамики и не меняющиеся от внешних стимулов. Нет эмоционального отзвука на события, сообщения и состояния окружающих. Речь сухая, лишенная мелодичности, образности, тональность голоса приглушена. Мимика бедная, жестикуляция скудная, однотипная.

Все свидетельствует о том, что энергия стимулов не преобразуется в энергию эмоций, а интеллект слабо проявляет себя в роли «реостата» и «трансформатора», так как мало участвует в оценке внешних и внутренних воздействий.

5. Эмоциональное огрубление - утрата тонких эмоциональных дифференцировок, то есть способности определять уместность тех или иных эмоционально окрашенных реакций и дозировать их.

Личность теряет ранее присущие ей сдержанность, деликатность, учтивость, такт, чувство собственного достоинства и уважения к другим, становится расторможенной; назойливой, циничной, хвастливой, бесцеремонной, заносчивой, не соблюдает элементарные приличия. Эмоциональное огрубление обычно становится следствием органических нарушений, снижающих функции интеллекта, например, при алкоголизме, наркомании, патологических проявлениях старения.

6. Эмоциональная тупость. Для ответных реакций характерна душевная холодность, черствость, опустошенность, бессердечие. Эмоциональный репертуар личности резко ограничен, в нем нет реакций, включающих нравственные, этические и эстетические чувства. Такой тип реагирования связан с явным недоразвитием или утратой высших эмоций. Обозначается иногда как «моральная идиотия», олотимия.

7. Утрата эмоционального резонанса - полное или почти полное отсутствие эмоционального отклика на различные события. Личность разобщена с внешним миром, утратила ощущение слитности с происходящим. Эмоции перестали выполнять важнейшую свою функцию - связывать внешнее, материальное и внутреннее, духовное. В результате в значительной мере нарушается естественный энергетический обмен между индивидом и социальной средой.

8. Алекситимия - сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний. Термин «алекситимия» (от греч. a -означает отрицательная частица, lexis - слово) - нарушение (или затруднение) способности говорить вследствие эмоциональных затруднений. В близком переводе это может означать: «нет слов для названия переживаемых эмоциональных состояний». Медиками и психологами подмечено, что многие пациенты психосоматической клиники мыслят утилитарно, имеют тенденцию больше действовать, а не разъяснять в конфликтных и стрессовых ситуациях, затрудняются в поиске подходящих слов и символических средств для описания своих эмоциональных состояний.

Алекситимия - психологическая характеристика личности, у которой отмечаются следующие особенности в когнитивно-аффективной сфере: 1) трудность в определении (идентификации) и описании собственных переживаний; 2) сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями; 3) снижение способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии, воображения; 4) фокусированность в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

Алекситимия бывает первичной, когда она является устойчивым свойством несколько инфантильной личности, и вторичной, когда она возникает вследствие перенесения тяжкой травмы или психосоматического заболевания. Первичная алекситимия необратима, то есть ее нельзя устранить в процессе психотерапии, развивающей (восстанавливающей) способность к осознанию и вербализации своих эмоциональных состояний. Необратимость алекситимии, наверное, объясняется серьезными нарушениями в эмоциональной сфере. Вторичная алекситимия обычно обратима, ее можно преодолеть посредством интенсивной и глубокой психотерапии, побуждая человека наблюдать и выражать свои эмоции. Следовательно, они в нормальном состоянии, поэтому поддаются вербализации.

Представленные социально-психологические индикаторы деформации личности характеризуют нарушения в эмоционально-волевой сфере. К индикаторам, указывающим нарушения эмоционально-когнитивной сферы, можно отнести когнитивные сдвиги, деформирующие основные социальнопсихологические установки личности и ее «Я-концепцию».

У тревожного человека имеется сдвиг в направлении опасности. Этому когнитивному сдвигу способствуют специфические позиции, которые диктуют людям в определенных жизненных ситуациях тенденциозно интерпретировать свой опыт. Например, человек, для которого идея возможности внезапной смерти имеет особое значение, может, пережив угрожающий жизни эпизод, начать интерпретировать нормальные телесные ощущения как сигналы наступающей смерти, и тогда у него разовьются приступы тревоги.

По аналогии когнитивный сдвиг можно представить как компьютерную программу. Каждое расстройство имеет свою специфическую программу. Программа диктует вид вводимой информации, определяет способ переработки информации и результирующее поведение. При тревожных расстройствах, например, активируется «программа выживания»: индивид из потока

информации выбирает «сигналы опасности» и блокирует «сигналы безопасности». Результирующее поведение состоит в том, что личность чрезмерно реагирует на относительно незначительные стимулы как на сильную угрозу и отвечает избеганием.

Активированная программа ответственна за когнитивный сдвиг в переработке информации. Нормальная программа правильно отобранных и проинтерпретированных данных заменяется «тревожной программой». Когда это случается, индивид испытывает симптомы тревоги, депрессии или паники.

У каждого человека в когнитивном функционировании имеется свое слабое место - «когнитивная уязвимость», которое характеризует социальнопсихологическую деформацию личности. Эта «уязвимость» относится к структуре личности.

Личность формируется схемами, или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (позиции). Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими. Люди формируют концепции о себе, других, о том, как функционирует окружающих их мир. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом научения и, в первую очередь, влияют на формирование других убеждений, ценностей и позиций.

Схемы могут быть адаптивными или дисфункциональными и являются устойчивыми когнитивными структурами, которые становятся активными, когда включаются специфические стимулы, стрессоры или обстоятельства.

Социально-психологическая деформация личности, проявляющаяся в эмоциональной сфере, является результатом нарушений в когнитивной сфере. Эти нарушения Эллис назвал иррациональными установками. Эллис выделяет

четыре группы таких установок, которые наиболее часто создают проблемы социально-психологического функционирования личности:

1. Установка долженствования. Некоторые люди убеждены в том, что в мире существуют некие универсальные установки (принципы), которые несмотря ни на что должны быть реализованы.

2. Катастрофические установки. При этих установках отдельные события, происходящие в жизни, оцениваются как катастрофические вне какой-либо системы отсчета. Катастрофические установки проявляются в высказываниях людей в виде оценок, выраженных в самой крайней степени, типа «ужасно», «невыносимо» и т.п.

3. Установка обязательной реализации своих потребностей. В основе этой установки лежит иррациональное убеждение в том, что человек должен обладать определенными качествами для того, чтобы реализоваться и стать счастливым.

4. Оценочная установка. При этой установке оценивается личность человека в целом, а не отдельные его черты, качества, поступки и т.д. Другими словами, здесь отдельный аспект человека отождествляется с человеком в целом.

Иррациональные установки, по Эллису, представляют собой жесткие эмоционально-когнитивные связи, имеющие характер абсолютного

предписания. Иррациональная установка как индикатор социальнопсихологической деформации личности предопределяет возникновение синдрома дискоммуникации у развивающейся личности, проявляющейся в девиантных поступках и поведении.

Личность девиантного подростка характеризуется ростом компенсирующих тенденций, направленных на изменение своего статуса и избавление от дискомфортного состояния путем интенсификации

отклоняющихся от культурного статуса ситуаций социального

функционирования форм поведения.

На ювенальную виктимность девиантной личности влияют следующие факторы: а) культ насилия, утвердившийся в современной жизни и ярко

представленный в искусстве (широкий поток фильмов, книг, песен и т.п.) и формирующийся духовный мир детей и молодежи; б) состояние социальной аномии (падение нравственности, духовности), свойственное кризисному обществу (отказ от прежних идеалов); в) осуществляемая социальная политика (антисемейная социальная политика, политика подрыва национальной идеи воспитания, парализация основных для нашего общества рычагов, причем образцы насилия, жестокости и произвола показывает сама власть); г) неудовлетворенность социальных потребностей; д) отсутствие жизненных перспектив, в то же время у некоторых - завышенные ожидания в материальном плане; е) плохая организация досуга; ж) отмена уголовной ответственности за употребление наркотиков, легализация некоторых наркотиков и их производных и т.п.

Конечно, сложные жизненные обстоятельства, неправильное семейное воспитание, низкий образовательный и культурный уровень окружающих влияет на многих детей, однако далеко не все поставленные в эти условия становятся наркоманами или алкоголиками. В то же время неблагоприятные психофизиологические предпосылки (психопатия, акцентуация характера и поведения, резкое снижение здоровьесберегающих ресурсов и т.п.) также не являются фатальными сами по себе (то есть без сочетания с социальными и психологическими факторами) и не могут стать детерминантой девиантной виктимности.

Наша точка зрения в отношении интерпретации детерминант девиантной виктимности определяется следующими позициями:

- девиантность возникает как механизм компенсации виктимности личности;

- девиантность - это следствие социально-психологической деформации личности, ведущей к утрате механизма интра- и интерсубъективной регуляции социального функционирования личности;

- девиантность программируется в процессе нарушения культурогенеза в семейной и образовательной системах развития личности;

- девиантность - это единый комплекс подсознания, психомоторики и сознания, направленный на демонстрацию своей оппозиционности социальным нормам, установкам и стереотипам как отдельного человека, так и иных социальных образований, в которые он включен.

Литература:

1. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. 2-е изд., доп. М.,1997. -146 с.

2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2001. -160 с.

3. Клейберг Ю.А. и др. Социальная норма. Девиантное поведение. Конфликт / Под общ. ред. Ю.А. Клейберга, И.О. Ганченко, Л.А. Кокоревой. Краснодар, 2003. - 252 с.

4. Клейберг Ю.А. и др. Социально-психологические проблемы девиантного подростка /Монография. Страсбург, Москва, 2003 (на русск. и англ. яз.). - 148 с.

5. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. М., 2004. -190 с.

6. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. 2-е изд., доп. Ростов-на-Дону, 2004. - 430 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.