Мосяков Д.В.
ИВ РАН
ЮВА И АМЕРИКАНО-КИТАЙСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО*
Совсем недавно в водах прилегающих к японскому острову Окинава произошло знаменательное событие. Во время маневров американской авианосной группы, примерно в пяти километрах от нее всплыла китайская подводная лодка1. Ее демонстративное всплытие в опасной близости от американских кораблей стало несомненной демонстрацией новых возможностей китайского флота и еще одним свидетельством реального соперничества, которое все более усиливается в регионе Большой Восточной Азии. Последние события в Юго-Восточной Азии также свидетельствуют о том, что борьба за доминирование в этом регионе мира между Соединенными Штатами с одной стороны, и Китайской Народной Республикой с другой, постепенно все более обостряется. При этом если в предыдущие годы наиболее активным участником этой борьбы выступал Китай, то в последнее время США предпринимают энергичные усилия для того, чтобы не только остановить рост китайского влияния но и расширить свои возможности контроля над ситуацией в регионе.
Борьба за доминирование в ЮВА вполне понятна, ибо регион превращается в один из основных центров мирового развития и экономического роста, занимает важнейшее геополитическое положение на стыке Азиатского континента и Индийского и Тихого океанов, его пересекают важнейшие мировые торговые пути. Кроме этого более чем 500 миллионое население ЮВА формирует один из наиболее быстрорастущих потребительских рынков, а природные ископаемые от нефти и до олова не могут не привлекать основных игроков на азиатской и мировой сцене.
Долгое время емкий американский рынок, масштабные японские инвестиции вкупе с американской военной мощью
* Работа написана в рамках гранта РГНФ 070100081а.
создавали вполне устойчивую ситуацию, при которой наиболее развитые страны этого региона, образовавшие в 1967 году блок АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), находились в зоне американо-японского доминирования.
Китай же для правящих режимов этих стран выступал как основной противник, стремившийся в 60-70-е годы с помощью местных коммунистов свергнуть существовавшие режимы, а позже в 80-е годы как агрессивная и экспансионистская сила, активно расширявшая свое присутствие на островах Парасель-ских и Спратли в Южно-Китайском море. Столкновения Филиппин с Китаем вокруг рифов Мисчиф или вьетнамцев с китайцами вокруг Парасельских островов, казалось бы надолго исключили Китай из числа тех стран которые могли бы рассчитывать на увеличение своего влияния и присутствия в ЮгоВосточной Азии.
Однако очевидное ослабление американского военного потенциала в ЮВА с одной стороны и превращение Китая в экономического и политического лидера восточноазиатского региона с другой, привели к тому, что сохранявшийся на протяжении многих лет статус-кво стал нарушаться. При этом создавалось впечатление, что США как бы не замечают эрозию своего доминирования и крайне вяло реагировали на новые вызовы их влиянию. Занятые в других, с их точки зрения более важных районах мира, они относились к ЮВА не как к региону первостепенной стратегической важности, а скорее как к региону, где их влияние стабильно, а позиции прочны. Сегодня, когда баланс сил в регионе стал все более склоняться на сторону Китая, американская политика стала подвергаться серьезному пересмотру и Вашингтон резко активизировал здесь свои действия.
Упор, в первую очередь, был сделан на усилении американского военного присутствия. Четыре авианосные группы и почти 60% всех американских ядерных подводных сил сосредотачиваются ныне в акватории Тихого океана2. Из Атлантического океана в Тихий дополнительно перебрасываются шесть субмарин. Если добавить к этому, что в 2005 г. начался перевод истребителей Б-15 и бомбардировщиков В-2 с континентальных баз ВВС США на остров Гуам, на ту самую базу, от-
куда в 60-е годы бомбардировщики В-52 отправлялись бомбить Вьетнам3, то наращивание американского военного потенциала выглядит еще более заметным. Сегодня впервые после окончания вьетнамской войны в этом районе была достигнута такая высокая концентрации американских боевых кораблей. При этом в Вашингтоне не скрывают, что главной причиной демонстрации военных возможностей США стало непрерывное увеличение мощи ВМС КНР, влияния этой страны в ЮгоВосточной и Восточной Азии. В специальном докладе Пентагона, опубликованном в феврале 2006 г. необходимость наращивания американских сил в Тихом океане обосновывалась «ощущением растущей стратегической угрозы со стороны Ки-
4
тая .
Из этого доклада следует, что в администрации США серьезно рассматривают возможность того, что уже в обозримой перспективе Пекин сможет получить возможность внезапным ударом нарушить системы управления американскими
о о т~ч
войсками в регионе и существенно сковать их действия. В связи с этим наращивание сил в Тихом Океане стало частью новой стратегии, подразумевающей возможность разгромить Китай в любом по характеру военном конфликте, который может вспыхнуть в ЮВА5.
Один из сценариев китайского нападения, рассматриваемых в Пентагоне, прогнозируется следующим образом - силы китайских ВМС и ВВС проводят мгновенные десантные операции по захвату Тайваня, прилегающих к нему небольших японских островов в зоне Окинавы, стратегически важных территорий в районе Южно-Китайского моря, вдоль главного транспортного пути из Тихого океана в Индийский. После этого США будут поставлены перед фактом: либо ввязываться в чреватые крупными потерями наземные операции и полномасштабную войну, либо хотя бы частично признать новую реальность, которая появится после атак армии Китая6.
Исходя из таких предположений о действиях Китая, американское командование взяло курс на плотное развертывание авианосных соединений в Тихоокеанском бассейне с возможным их выходом в Индийский океан. По мнению американцев, «такая конфигурация развертывания их ударных сил должна
пресечь даже потенциальную угрозу негативного для США развития событий»7.
Существенное влияние на изменение баланса сил в ЮгоВосточной Азии оказывает процесс перевооружения китайских ВМС и ВВС. Американцы внимательно следят за этим процессом, который также вынуждает их наращивать свои силы на Тихом Океане. В июле 2005 г. этому вопросу были посвящены специальные слушания в американском конгрессе, на которых отмечалось, быстрое развитие китайской оборонной отрасли. В числе ее успехов были названы разработка новой крылатой ракеты большой дальности, ввод в строй новых боевых кораблей, снабженных китайским аналогом американской системы управления огнем IGIS, и появление новой атакующей подо
лодки класса Yuan и еще пяти новых атомных субмарин, способных нести на борту по 12 баллистических ракет дальностью до 8 тыс км.9. В американских СМИ появились сообщения о том, что китайская сторона разработала высокоточное оружие, в том числе новые ракеты класса «воздух-поверхность» и ракеты класса «поверхность-поверхность», предназначенные для нанесения ударов по боевым авианосным группам США. Все это вместе с притоком современной боевой техники из России существенно увеличивает возможности китайских войск как в районах вокруг Тайваня, так и в Южно-Китайском море и в Юго-Восточной Азии в целом.
Но не только военные США бьют тревогу относительно изменения баланса сил в Восточной и Юго-Восточной Азии. К резкой активизации американской политики в отношении стран Юго-Восточной Азии призывают администрацию США и авторы доклада «Китай и АСЕАН: Угроза американскому превосходству в Юго-Восточной Азии». Этот доклад был подготовлен в близкой к администрации США организации «Heritage foundation» , и опубликован в конце 2005 г.
В этом документе указывается, что Китай быстро становится доминирующей силой в Юго-Восточной Азии, что «центр тяжести азиатской экономики все более смещается от Японии и США к Китаю... Китайская дипломатия сумела эффективно перевести китайский экономический рост в политическое влияние поставив под вопрос традиционную роль и по-
зиции здесь США, создав угрозу для отношений даже с традиционными союзниками и друзьями.»10. Единственной возможностью переломить ситуацию авторы доклада видят в том, чтобы США начали свое полномасштабное возвращение в регион, причем не только в военной сфере, но в экономике и политике. Они считают, что США должны создавать в противовес Китаю свою зону свободной торговли со странами АСЕАН, активизировать свое участие в организации АТЭС и в региональном форуме АСЕАН (АРФ), искать любые возможности, для укрепления и развития отношений со странами АСЕАН11.
Документ, подготовленный в недрах «Heritage foundation» вызвал серьезный резонанс в американской администрации. Уже в июле 2006 г., на очередном форуме АРФ США и страны АСЕАН подписали так называемый пятилетний план действий для улучшения политических и экономических отношений между ними. Вслед за этим уже в августе США и страны АСЕАН подписали соглашение по торговле и облегчению инвести-ций12 и, даже, назначали специального атташе казначейства с резиденцией в Сингапуре для координации торговой и финансовой политики в регионе13.
Тем самым американцы сделали первый шаг к началу переговоров относительно создания совместной со странами АСЕАН зоны свободной торговли. Для подтверждения своей решимости противостоять экспансии Китая, Вашингтон, несмотря на энергичные протесты КНР, вновь возобновил поставки оружия Тайваню, который после долгого перерыва стал получать новые подводные лодки и самолеты.
Анализируя сегодня эти действия США, нельзя пройти мимо вопроса о том не поздно ли спохватились американцы, сможет ли Вашингтон переломить военно-политические и экономические процессы в регионе, которые идут явно в нежелательном для них направлении. Несмотря на то, что объем товарооборота со странами АСЕАН равен примерно 150 млрд. долларов в год, что США пока являются крупнейшим покупателем товаров, производимых в странах АСЕАН, а также главным иностранным инвестором, отношения Вашингтона со странами АСЕАН развивались в последние десятилетия медленно и сложно. Они все время обуславливались разного рода
политическими требованиями особенно в связи с американским желанием заставить страны АСЕАН ужесточить позиции в отношении репрессивной политики бирманского режима или умножить их усилия в борьбе с международным терроризмом.
Более того, в общественном мнении стран АСЕАН все более утверждалось отрицательное в целом отношение к политике США, особенно, после того как в странах АСЕАН убедили себя в том, что финансово-экономический кризис 1997-1998 годов был спровоцирован США с целью ослабить азиатские экономики. Недаром же такой популярностью пользуются в регионе идеи создания собственно азиатских международных экономических и политических организаций без участия США. Первым практическим претворением в жизнь таких настроений стало появление международной организации Восточноазиатские саммиты, в которых США участия не принимает. Постепенно кристаллизуются и предложения по учреждению азиатской валютной системы, независимой от МВФ и Всемирного банка. Можно сказать, что идеологическая составляющая американской внешней политики оказалась совершенно чужда правящим элитам большинства стран АСЕАН, которые стали почти открыто заявлять несогласие с внешнеполитическим курсом США, особенно после вторжения войск США в Ирак.
На фоне стагнации и даже определенного регресса в отношениях АСЕАН - США отношения по линии АСЕАН - Китай развивались очень быстрыми темпами. КНР прекрасно воспользовались охлаждением отношений стран АСЕАН и США и ростом азиатского национализма, выступающего как откровенный антиамериканизм и антизападничество. Кроме того, на фоне стремительного экономического роста китайской экономики правящие элиты многих стран АСЕАН увидели в Китае локомотив азиатской экономики, а в обширном Китайском рынке реального конкурента рынку американскому. При этом, в отличие от США Китай не выдвигал никаких политических условий для развития сотрудничества, скорее сам шел на выполнение асеановских требований вроде присоединения к договору 1976 года о безопасности в Юго-Восточной Азии или договору о правилах поведения при решении споров относительно раздела шельфовых зон в Южно-Китайском мо-
ре. Все это сыграло ключевую роль в продвижении Китая в страны ЮВА.
Сегодня достаточно перечислить лишь некоторые события 2006 года, чтобы увидеть истинный размах экспансии Китая в Юго-Восточной Азии.
В сфере экономики идет процесс формирования зоны свободной торговли Китая и АСЕАН. В ее рамках с января 2005 года реализуется программа по взаимному сокращению таможенных сборов, рассчитанная почти на десять лет. Одновременно с этим быстрыми темпами продолжает расти товарооборот Китая и стран АСЕАН. В 2005 году, он достиг 130 млрд. долларов США, увеличившись на 23 % по сравнению с 2004 годом и в 16 раз по сравнению с 1991 годом. В 2006 году только за первое полугодие этот товарооборот увеличился еще на 22%14. На Китай ныне приходится уже более 11% от общего объема внешней торговли стран АСЕАН (в начале 90-х годов менее 2%). Рост товарооборота подстегивается и взаимным ростом инвестиций особенно стран АСЕАН в Китай. Так по состоянию на 2005 год страны-члены АСЕАН вложили порядка 38 млрд. долларов США для осуществления более чем 30 тысяч проектов15. Анализ инвестиций из стран АСЕАН показывает, что это в основном средние и мелкие инвестиционные проекты, в которых участвует огромное количество средних и мелких фирм, которые создают и все время расширяют поле сотрудничества между КНР и странами АСЕАН. Так, например, на третьей по счету ярмарке Китай-АСЕАН, которая состоялась в октябре 2006 г. В Наньине (Гуанси-Чжуанский автономный район) было представлено более семи тысяч проектов по сотрудничеству и инвестициям16.
Экономическое сотрудничество опирается на фундамент политических отношений, основой которых являются ежегодные встречи на высшем уровне руководителей Китая и стран АСЕАН, на которых решаются ключевые вопросы и проблемы. Сегодня политические подходы в отношениях Китай - АСЕАН характеризуются общим стремлением к компромиссам в решении основных проблем. Примером этого является подписанное в 2005 г. соглашение Китая, Филиппин и Вьетнама о совместных океанологических и сейсмических исследованиях в аква-
тории Южно-Китайского моря. Это соглашение тем более важно, ибо Филиппины и Вьетнам были как раз теми странами, с которыми у Китая были особенно напряженные отношения относительно границ в Южно-Китайском море. В 1988 г. с Вьетнамом и в 1995 г. с Филиппинами отношения балансировали на грани сползания к масштабному военному конфликту.
Роль и политический вес Китая заметно вырос и после создания в декабре 2005 г. уже упоминавшийся выше новой региональной организации Восточноазиатские саммиты, где не нашлось места США, а Пекин, несомненно, выступает как наиболее влиятельная сила. При этом роль и значение АТЭС, где задают тон американцы, существенно снизилась и теперь уже не только эта организация, деятельность которой активно критикуется в ЮВА за ее удаленность от собственно азиатских проблем развития, является основным местом для обсуждения ключевых проблем региона. Тем более, что в дополнение к Восточноазиатским саммитам Пекин развивает еще одну региональную организацию так называемую конференцию АРФ по вопросам безопасности, которая, по мнению американцев, является частью стратегии по доминированию в регионе.
Сотрудничество Китая и стран АСЕАН развивается не только на уровне политического руководства, но и характеризуется стремлением Китая сделать его максимально широким, чтобы оно охватывало практически все значимые социальные группы в странах АСЕАН. Сотрудничают мелкие и средние предприниматели, государственные чиновники среднего уровня проводят в Наньине (Гуанси-Чжуанский автономный район) регулярные семинары по обмену опытом государственного управления, деятели культуры и науки после подписания межправительственного меморандума о культурном сотрудничестве между Китаем и АСЕАН будут поочередно в Китае, либо в одной из стран ЮВА регулярно обсуждать общее и особенное в развитии азиатских культур и во взаимодействии культуры Ки-
17
тая и стран Юго-Восточной Азии . В мае 2006 г. организации содействия дружбе народов Китая и стран АСЕАН подписали
«декларацию о дружбе и сотрудничестве народов» нацеленную
18
на активизацию народных обменов между Китаем и АСЕАН . В сентябре 2006 г. в Пекине на совещании министров по делам
молодежи Китая и стран АСЕАН была принята так называемая Пекинская декларация о сотрудничестве между молодежью Китая и АСЕАН19.
Политическое сотрудничество все больше дополняется и сотрудничеством в военной сфере. Китай приступил к практике проведения регулярных совместных учений со странами
20
ЮВА и, в 2007 г. планируются такие учения с Филиппинами . Важным признаком китайского военного влияния становится то, что все больше офицеров армий стран АСЕАН изучают китайский язык, проходят стажировки в лучших подразделениях НОАК, готовятся к совместным военным действиям.. По мнению исследователей из Университета национальной обороны США помощь Китая таким стратегически важным государствам Азии как Индонезия и Филиппины ныне значительно пре-
21
восходит помощь США .
То как Китай проводит сегодня свою политику можно увидеть на примере развития отношений с Сингапуром- главным союзником США в регионе. С одной стороны, Пекин резко активизирует научные и культурные обмены с Сингапуром, делая вполне явный акцент на общекитайские культурные символы и общенациональные интересы, которые должны учитываться правительством Сингапура. В 2006 г., например, было подписано важное соглашение о научных и культурных обменах, сотрудничестве в сфере обмена информацией. Пекин также делает очень привлекательные предложения сингапурским властям, например, о возобновлении переговоров о создании зоны свободной торговли между двумя странами22. С учетом того, что именно Сингапур является крупнейшим в АСЕАН инвестором в китайскую экономику, а двусторонняя торговля растет в целом даже быстрее, чем с другими странами АСЕАН, от такого предложения сингапурские власти отказаться никак не могут. Но в то же время Пекин оказывает на Сингапур и непрерывное давление с целью, понизить уровень официальных отношений с Тайванем и добиться от Сингапура полной поддержки идеи единого Китая. То есть, китайские власти вполне успешно используют в регионе политику кнута и пряника, причем по мере дальнейшей интеграции в регион эффективность такой политики неизмеримо возрастет.
Не менее важным, чем политический и экономический прогресс, военное сотрудничество, является для Китая формирование атмосферы доверия к нему со стороны политических элит и широкой общественности в странах АСЕАН. Основа для этого была заложена еще в период финансового кризиса 1997-1998 гг., когда Китай отказался девальвировать юань и даже оказал значительную материальную помощь наиболее пострадавшим странам ЮВА. В Пекине сегодня понимают, что укрепление атмосферы взаимного доверия возможно только на основе долгосрочного курса на примирение и равноправное сотрудничество с одной стороны и на неявный азиатский национализм с другой. Поэтому, Китай, в своей политике делает акцент на то, что он азиатская страна, которая на равных разговаривает со своими азиатскими партнерами. Лучше, чем Запад понимает проблемы стран ЮВА и готов во многом бескорыстно придти им на помощь в случае возникновения непредвиденных проблем и то что он культурно и ментально вместе со странами ЮВА представляют собой общий мир азиатских ценностей, противостоящих Европе и США и в целом Западу.
И здесь в осуществлении этой политики Пекин добивается успеха, ибо постепенно доверие к Китаю в регионе растет на фоне усиления недоверия к США. Дело в том, что прямолинейность и диктат не могут укрепить доверие к США, как в основных мусульманских странах региона, так и в других государствах, в которых, судя по данным социологических исследований большинства населения рассматривает Китай как друга и союзника. (В Таиланде, например, Китай назвали дружественным государством 76% опрошенных, а США только 9%.)23.
Таким образом, сегодня от американцев требуются огромные усилия, чтобы остановить идущий полным ходом китайский экспресс. Ведь для того чтобы противостоять китайскому вызову, причем не только в восточноазиатском, но и в глобальном аспекте, США вынуждены искать пути полномасштабного военного возвращения в ЮВА с созданием новых военных баз в странах этого региона. Сейчас есть данные о том, что Вашингтон зондирует возможность воссоздания крупной военно-морской и военно-воздушной базы на Филиппинах типа
когда-то процветавших Субик Бея и Кларк филд. Однако переговоры об этом идут вяло, ибо филиппинское общественное мнение, особенно в свете заключенного недавно с Китаем соглашения о совместном исследовании шельфа ЮжноКитайского моря, выступает резко против любых американских баз на своей территории. О реальном отношении к военным планам США в регионе можно судить и по действиям Малайзии и Индонезии, которые несколько лет блокировали предложение Вашингтона о совместном патрулировании Малаккского пролива - ключевого пункта в транспортном пути в Азию. При этом их позиция получила одобрение со стороны других стран АСЕАН. Только после того как американцы согласились с тем, что патрулирование должно осуществляться многонациональными силами с участием не только американских, но и японских, австралийских сил, а также кораблей Таиланда и Сингапура, Малайзия и Индонезия согласились на такой вариант защиты судоходства от пиратов24.
Как мы видим, конкуренция между противостоящими сторонами в борьбе за доминирование в Юго-Восточной Азии, охватывает ныне практически все сферы - от военного противостояния и до экономических отношений и связей. При этом, стороны несомненно делают разные акценты в своей политике. США больше уповают на традиционные методы - связанные с усилением своего военного присутствия, а вслед за этим на развитие многосторонних экономических, политических и культурных связей. Китай в настоящее время в меньшей степени обращает внимание на военную составляющую и больше на экономическое проникновение и интеграцию, а также на политические и этно-культурные контакты.
Из всего вышесказанного следует, что, как и во второй половине XX века в период вьетнамской войны, ЮгоВосточная Азия вновь выходит на авансцену мировой политики как один из центров развивающейся геополитической борьбы. Именно здесь сегодня намечается процесс нового геополитического раскола мира, нового противостояния великих держав XXI века.
international Gerald Tribune 08.04.2007.
2 Associated press 27.02.2006.
3 Там же.
4 Quadrennal Defense Review Report, February 6, 2007.
www.defenselink.mil/qdr/report2006.
5 The Washington Times April 11, 2007.
6 www. Centrasia.ru.news.
7 Там же.
8 Lenta.ru 15.02.2006.
9 top.rbc.ru/politics28/05/2007.
10 Diana R. Dillon and John J. Tkacik China and ASEAN Endangered American Primacy in Southeast Asia Washington 19.10 2005.
11 Там же.
12 The Straits Times 26.08 2006.
13 The Straits Times 11.08 2006.
14 Жэньминь жибао он лайн 25.10. 2006.
15 Агентство Синьхуа 21. 09. 2006.
16 Жэньминь жибао он лайн 19.10. 2006.
17
Жэньминь жибао он лайн 04.08.2005.
18 Женьминь жибао он лайн 18.09 2006.
19 Женьминь жибао он лайн 18.09 2006.
20 Newsweek, 2.04.2007.
21 Newsweek 2. 04 2007.
22 The Straits Times 26. 08.2006.
23 Иомиури 16.11. 2003.
24 ИТАР-ТАСС 14. 09. 2006.