С.И. Гордеев
Харьковская государственная академия культуры,
Харьков, Украина
ЮРИЙ СТАНИШЕВСКИЙ -МЭТР ТЕАТРОВЕДЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
Аннотация:
Содержание статьи посвящено научной и педагогической деятельности выдающегося украинского театроведа, члена-корреспондента НАН Украины, доктора искусствоведения, профессора Юрия Александровича Станишевского (1936—2009), прошедшего театроведческую школу ГИТИСа, ученого, который более 30 лет возглавлял отдел театроведения ИМФЭ им. М.Т. Рыльского НАН Украины, воспитал несколько поколений украинских театроведов, стал основателем Киевской Академии танца им. Сержа Лифаря.
Ключевые слова: Станишевский, театровед, педагог, ГИТИС, Институт искусствоведения, фольклора и этнологии им. М. Рыльского НАН Украины, драматургия, актерское искусство, режиссерское искусство, музыкальный театр, балетный театр Украины.
S.I. Gordeev
Kharkiv State Academy of Culture, Kharkiv, Ukraine
YURY STANISHEVSKIY: THE MAITRE OF THEATRE HISTORY
Abstract:
The article is devoted to academic endeavors and pedagogical activity of the great Ukrainian scholar in the field of drama study, corresponding member of National Academy of Sciences of Ukraine, professor Yury Aleksandro-vich Stanishevskiy (1936—2009). Having graduated from Lunacharsky State Institute for Theatre Arts (GITIS), he held the post of the head of theatre history department at Rylsky Institute of Art Science, Folklore, and Ethnography, National Academy of Ukraine. He inspired several generations of Ukrainian specialists in drama study, and later became the founder of the Kiev Dance Academy named after S. Lifar.
Key words: Y. Stanishevsky, specialist in drama study, teacher, GITIS, Institute of art criticism, folklore and ethnography of M of Rylsky National Aca-
demy of Ukraine, research, dramatic art, performing art, stage direction, musical theater, ballet theatre of Ukraine.
В жизни человека бывают события, которые определяют всю его дальнейшую судьбу. Таким событием было для меня знакомство с Ю.А. Станишевским, встреча с которым произошла много лет назад. Мне посчастливилось: в конце 1970 — начале 1980-х годов я прошел обучение в Институте искусствоведения, фольклора и этнологии им. М. Рыльского Академии наук Украины, в отделе театроведения, где заведующим был Юрий Александрович, закончил аспирантуру под его руководством. А потом, во все последующие годы, вплоть до его безвременной кончины (2009), сохранял с ним близкие дружеские отношения.
Знакомству с Юрием Александровичем я обязан «его Величеству Случаю». В июле 1977 года, находясь в отпуске в Одесском Доме творчества «Черноморка», я готовился к поступлению в ГИТИС (в ассистентуру по специальности «Режиссура»). И поэтому, когда все отдыхающие уходили загорать, сидел в скверике на лавочке и писал вступительный реферат. К этому времени я уже работал преподавателем в институте. Исписанные листы бумаги лежали везде: на земле, на тротуаре. Ю.А. Станишевский, проходя мимо, обратил на меня внимание, у нас завязался разговор и потом, когда уже выяснилось, кто я и зачем здесь сижу, поступило приглашение приехать в Киев и сдать экзамены в аспирантуру ИИФЭ им. М. Рыльского АН Украины. С этого момента начался мой путь в театроведение. Немало воды утекло с той поры...
В далекие 1970-е годы, в период моего обучения в аспирантуре, Юрий Александрович был еще совсем молодым, но уже известным ученым. Его, как исследователя театра, отличало многообразие интересов: вопросы драматургии, актерского мастерства, режиссуры; история национального сценического искусства и театров разных стран.
При этом особый интерес ученый проявлял к исследованию проблем оперного и балетного искусства. Это можно проследить по многим его научным трудам. Так, еще в 1963 году в Киевском издательстве «Мистецтво» вышла его первая большая историко-анали-тическая работа «Украинский советский балет», которой
предшествовали монографические издания «Павел Вирский» и «Антонина Васильева». Именно выдающийся хореограф П. Вирский посоветовал Станишевскому, тогда еще в начале 1960-х гг. — аспиранту театроведческого факультета Московского государственного института театрального искусства им. А. Луначарского (ныне — Российский университет театрального искусства — ГИТИС) посвятить себя изучению проблем и путей развития еще никем не исследованного профессионального хореографического искусства Украины во всем его жанровом разнообразии. Эту плодотворную идею поддержали его учителя — прославленные историки, теоретики и практики мировой и европейской театральной культуры, профессоры Г. Бояд-жиев, Г. Гоян, Р. Захаров, Л. Лавровский, П. Марков, Б. Покровский, М. Эльяш. Кроме внимательного изучения периодических изданий и многочисленных архивных материалов, которые охватывали почти двухсотлетнюю историю украинской музыкально-исторической, в частности, хореографической культуры, кроме кропотливой работы в музеях, библиотечных архивах Киева, Харькова, Одессы, Львова, Донецка, Луганска, Днепропетровска, Москвы, Санкт-Петербурга, Варшавы, Праги, Мюнхена, Вены, особое значение в освещении путей и проблем становления национального балетного театра и в детальной реконструкции его многочисленных, разнообразных спектаклей имели встречи Ю.А. Станишев-ского с хореографами, композиторами, дирижерами, режиссерами, сценографами и актерами.
В написании первых исторических исследований кроме талантливых учителей, составивших славу театроведческой школы ГИТИСа, большую помощь Юрию Александровичу оказали: выдающийся украинский балетмейстер П. Вирский, основатели украинского балетного театра — балерины К. Васина, Н. Вере-кундова, Н. Виноградова, А. Васильева, В. Дуленко, А. Ярыгина, танцовщики и балетмейстеры — А. Соболь, В. Литвиненко, М. Иващенко, А. Бердовский, А. Сталинский, Г. Березова, Н. Скорульская, С. Сергеев, Б. Таиров, Б. Степаненко.
После завершения обучения в аспирантуре ГИТИСа в 1963 году и успешной защиты кандидатской диссертации, вся научно-исследовательская и критическая деятельность Ю.А. Станишев-ского на протяжении сорока пяти лет (1964—2009) была связана с отделом театроведения ИИФЭ им. М. Рыльского НАН
Украины, где в 1974 году он успешно защитил докторскую диссертацию («Режиссура и балетмейстерское искусство в украинском музыкальном театре. 1917—1941») и в тот же год возглавил отдел театроведения, которым руководил вплоть до 2008 года.
За годы работы в ИМФЭ им. М. Рыльского ученый написал и издал немало фундаментальных историко-теоретических работ, касающихся различных проблем украинского и мирового драматического и музыкального театров, в частности, балетного и народно-сценического профессионально-хореографического искусства [4]. Обращаясь к опыту украинского театра, пытаясь выяснить закономерности его развития и новаторскую природу, Ю.А. Станишевский стремился выделить, подчеркнуть самые характерные явления. В своих трудах, посвященных драматургии, актерскому искусству и режиссуре, ученый анализировал образцы театрального искусства мастеров Украины [5; 6]. При этом он был необыкновенно чуток к проблемам современного театра, считал себя его активным участником и всегда старался увязать свои концепции украинского театра (театра корифеев, Л. Кур-баса, Г. Юры, А. Загарова, М.Крушельницкого и др.) с актуальными процессами нашей действительности, с современной театральной эстетикой [9, с. 82—105].
Острое чувство ответственности за классическое наследие, за сохранность его лучших традиций определяло его позицию по отношению к современным театральным постановкам художников сцены различных национальностей бывшего Советского Союза. Однако, основным материалом, на котором строились его теоретические выводы, стала практика русского театра, роль которого, по мнению Ю.А. Станишевского, была особенно велика и значительна для развития всей многонациональной театральной культуры. Это можно проследить по статьям, с которыми он часто выступал на страницах столичной прессы и театральных журналов. Его публикации, посвященные развитию сценического искусства народов, проживавших на территории СССР, сыграли большую роль в укреплении творческих связей, дружбы и сотрудничества театральных деятелей, и прежде всего, Украины и России [3].
В незабываемые годы моего обучения в ИМФЭ им. М. Рыльского образ Ю.А. Станишевского — умудренного театроведческого мэтра, доктора искусствоведения, профессора всегда
соединялся в моем сознании с обликом человека, который с открытой и доверчивой сердечностью рассказывал о своей влюбленности в искусство корифеев украинского театра, в авангардные поиски Леся Курбаса и его сподвижников, во все то, что закладывало основы богатейшего художественного наследия украинской сценической культуры. Ю.А. Станишевский любил свою работу и от нас, аспирантов требовал той же самой отдачи, той же увлеченности. Ему хотелось подражать во всем. Мы внимательно наблюдали з тем, как он двигался, как говорил, как вел себя во время встреч с коллегами по работе. Юрий Александрович входил в отдел театроведения ИИФЭ им. М. Рыльского легкой, стремительной походкой. Никогда не садился за стол, проводя заседания, на которых обсуждались научные работы сотрудников отдела или аспирантов. Он стоял, опершись о край письменного стола, или ходил по центру комнаты. Говорил без позы и громких напыщенных фраз, но с присущим ему ораторским блеском. И эта манера держаться перед аудиторией погружала всех присутствующих в атмосферу серьезности, научности, деловитости, академизма. Слушатели — сотрудники отдела, аспиранты — попадали под его магию. Он же, таким образом, тщательно проверял на них то, что впоследствии оформится как его научная, театроведческая концепция истории украинского театра.
После заседаний, которые, как правило, проходили во второй половине дня и длились по несколько часов, Юрий Александрович направлялся домой. И счастлив был тот из его учеников, кого он брал с собой, чтобы по дороге обсудить проблемы, связанные с различными аспектами диссертационного исследования. Для меня, как и для остальных аспирантов, это были необыкновенно счастливые минуты общения с учителем. Темой моей диссертации было творчество народной артистки Украины В.Н. Чистяковой. Юрий Александрович оживленно и увлекательно рассказывал мне о значении творчества выдающейся актрисы, ученицы театральной школы Леся Курбаса, о значении этой школы для современного украинского театра, вспоминал легендарных корифеев театра «Березиль», делился своим видением концепции и структуры диссертации. Особенно он подчеркивал, что Чистякова, владевшая методом метафорического иносказания, успешно применла его на сцене, была луч-
шей ученицей школы Курбаса; вспоминал о ее сценических шедеврах — Катерине в «Грозе» Островского, Лучицкой в «Талане» Старицкого, Евгении Гранде в пьесе по одноименному роману Бальзака. Советовал при анализе опираться на исследования этих и других сценических образов, в которых наиболее ярко отразился метод работы актрисы над ролью и репрезентовавших ее искусство как художника с яркой неповторимой индивидуальностью.
В процессе нашего творческого общения Юрий Александрович с завидной щедростью и мягкостью дарил свои мысли (идеи), помогал найти индивидуальный театроведческий стиль. Делал он это ненавязчиво, тактично и осторожно, так что дары учителя воспринимались как само собой разумеющеееся, как должное и органически сопряженное с собственным видением. В этом, пожалуй, и заключается главное в искусстве Станишев-ского-педагога. Красноречивым подтверждением сказанному выше могут служить строки из письма В.Н. Чистяковой по поводу статьи о ее творчестве в журнале «Театр», опубликованной мною в годы учебы в аспирантуре: «Уважаемый Юрий Александрович! Прочитала в ж. "Театр" № 1 за 1982 г. статью Вашего аспиранта, а еще раньше узнала о том, что тема его диссертации также связана с моим творчеством, что им же пишется и книга обо мне для издательства "Мистецтво". В связи с этим хочу поделиться с Вами впечатлениями о статье и ее авторе, Вашем ученике. Я считаю для себя удачей то, что и книгу и научный труд вы доверили Сергею Ивановичу Гордееву. Его статьи о моем творчестве, появившиеся в журнале "Украинский театр", "Прапор" и особенно последняя — в № 1 ж. "Театр" говорят о зрелости, мастерстве автора и главное о том, что он верно ориентируется в тех исторически сложившихся условиях развития украинского советского театра, которые стимулировали мое творчество. В каждой из статей, и особенно в последней, Сергею Ивановичу удалось точно и правдиво раскрыть мой творческий метод в создании таких полюсно-противоположных образов, о которых он вспоминал. Молодой театровед верно разгадал поставленные мною творческие задачи. К счастью, он тонко разбирается в наших, так называемых, «актерских тайнах», все то, что написано им сегодня о моем творчестве, отвечает действительности, чего нельзя сказать об авторе недавно появившийся статьи в жур-
нале "Днепр" № 11 за 1981 г. (см. I. Пшьгук "Золотой гомш" ), где безобразно искажены факты и есть большая выдуманность в попытке жизнеописания моего и Александра Степановича Курбаса. Все вышесказанное дает мне основание выразить Вам глубокую признательность за внимание к моему творческому труду, явившемуся смыслом всей моей жизни, который послужил темой театроведческого исследования. Народная артистка УССР и Уз. ССР В.Н. Чистякова 1982 г.» [2].
Да, встречи с Юрием Александровичем были незабываемы! И всегда хотелось быть «готовым» к его беседам, знать все, что знал учитель, уметь ответить на самый неожиданный его вопрос, обнаружить свою осведомленность. Порой это оказывалось делом нелегким — за Юрием Александровичем угнаться было невозможно, он помнил все спектакли, что когда-то видел, знал все, что читал, — память у него была универсальная. Помнил где и что написано с точностью до страницы. Однажды в нашем телефонном разговоре он точно указал на один из томов собрания сочинений К.С. Станиславского и страницу, на которой содержалась цитата, необходимая мне для работы над учебным пособием по режиссуре. Здесь, кстати, проявилось не только чудо памяти, но и чудо воли, силы духа, забота об учениках. Эти черты тоже отличали Юрия Александровича сполна, входили в орбиту его максимализма.
Плодотворно и вдохновенно работал Юрий Александрович в последние годы своей жизни, вплоть до своей безвременной кончины (2009). Монографии выдающегося теоретика театра, профессора Ю.А. Станишевского «Балетный театр Украины. 225 лет» [10], «Национальный академический театр оперы и балета Украины им. Т. Шевченко: история и современность» [8] засвидетельствовали о неисчерпаемости его творческих способностей, безграничную преданность музыкальному и театральному искусству. До последних минут своей жизни он находился в круговороте театральных событий, бескомпромиссно служил своему делу, организовывал фестивали танца и международные конкурсы балета, был вдохновителем создания и фундатором второго в Украине высшего профессионального хореографического учебного заведения — Академии танца им. Сержа Лифаря. Его творческое наследие, насчитывающее более 500 научных работ, вошло в сокровищницу украинского театроведения, педагогиче-
ские свершения нашли свое продолжение в работах учеников и последователей. «Если принять во внимание то, что большинство активно работающих сегодня в Украине театроведов — ученики Юрия Александровича (или ученики его учеников) — отмечает в газете «Правительственный вестник» Ю. Величко, — то, есть все основания говорить о существовании его театроведческой школы» [1]. При этом ярко национальная, и в то же время интернациональная по своему содержанию, научная и педагогическая деятельность Ю.А. Станишевского отразила плодотворный процесс взаимосвязи двух братских театральных культур — украинской и русской.
Список литературы References
1. Величко Ю. Феномен Сташшевського // Урядовий кур'ер 2006. Грудень.
Velichko Yu. The Stanishevsky phenomenon // Uryadoviy kurier, December, 2006.
Velichko Ju. Fenomen Stanishevs'kogo // Urjadovij kur'er 2006. Gruden'.
2. Копия письма В.Н. Чистяковой к Ю.А. Станишевскому хранится в архиве автора статьи.
A copy of V. Chistyakova's letter to Yu. Stanishevsky, stored in the archives of the author of the present article.
Kopija pis'ma V.N. Chistjakovoj k Ju.A. Stanishevskomu hranitsja v ar-hive avtora stat'i.
3. Станшевский Ю. Братерство театральних культур. К., 1983.
Stanishevsky Yu. The brotherhood of thearre cultures. Kyiv, 1983.
Stanishevskij Ju. Braterstvo teatral'nih kul'tur. K., 1983.
4. Станишевский Ю. Украинский балетный театр: история и современность / Ю.А. Станишевский. К., 2008.
Stanishevsky Yu. Ukranian ballet theatre: history and contemporaneity / Yu. Stanishevsky, Kyiv, 2008.
Stanishevskij Ju. Ukrainskij baletnyj teatr: istorija i sovremennost' / Ju.A. Stanishevskij. K., 2008.
5. Станишевский Ю. Украинский театр // Советское актерское искусство, 50—70 годы / Под ред. Кайдаловой О.Н. М., 1982.
Stanishevsky Yu. Ukranian theatre // Soviet art of acting, 50's-70's / Ed. by O. Kaydalova. Moscow, 1982.
Stanishevskij Ju. Ukrainskij teatr // Sovetskoe akterskoe iskusstvo, 50— 70 gody / Pod red. Kajdalovoj O.N. M., 1982.
6. Станшевський Ю. Багатограннють таланту вченого, педагога, громадського дшча: (До 70^ччя С.Д. Безклубенка) / Ю. Сташшевсь-кий // Народна творчють та етнографiя, 2002. № 5—6.
Stanishevsky Yu. Multidimensionality of talent: scholar, pedagogue, public person: (S. Bezkublenko's 70th anniversary) / Yu. Stanishevsky // Narodna tvorchist' ta etnografia, 2002. No. 5—6.
Stanishevskij Ju. Bagatogrannist' talantu vchenogo, pedagoga, gro-mads'kogo dijacha: (Do 70-richchja S.D. Bezklubenka) / Ju. Stanishevs'kij // Narodna tvorchist' ta etnografija, 2002. No. 5—6.
7. Станшевський Ю. Корифей украпнськоп оперети / Ю. Сташ-шевський. К., 1999.
Stanishevsky Yu. The coryphaeus of Ukrainian operetta / Yu. Stanishev-sky, Kyiv, 1999.
Stanishevs'kij Ju. Korifej ukrai'ns'koiopereti / Ju. Stanishevs'kij. K., 1999.
8. Станшевський Ю. Нащональний академiчний театр опери та балету Укра'ни iM. Тараса Шевченка: icтopiя i сучаснiсть. К., 2002.
Stanishevsky Yu. Taras Shevchenko National Academic Theatre of opera and ballet: history and contemporaneity. Kyiv, 2002.
Stanishevs 'kij Ju. Nacional'nij akademichnij teatr operi ta baletu Ukraini im. Tarasa Shevchenka: ictopija i suchasnist'. K., 2002.
9. Станшевський Ю. Укра'нський театр кшця XIX — початку XX столггтя // Нариси з icTOpii' театрального мистецтва Укра'ни XX ст. К., 2006.
Stanishevsky Yu. Ukrainian theatre at the turn of the XX century // Essays on the history of Ukrainian theatre art of the XX century. Kyiv, 2006.
Stanishevs 'kij Ju. Ukrains'kij teatr kincja XIX — pochatku XX stolittja // Narisi z ictopii teatral'nogo mistectva Ukraini XX st. K., 2006.
10. Станшевський Ю.О. Балетний театр Украпни: 225 роыв icTOpii. К., 2003.
Stanishevsky Yu. Ukrainian ballet theatre: 225 years of history. Kyiv, 2003.
Stanishevskij Ju.O. Baletnij teatr Ukraini: 225 rokiv ictopii. K., 2003.
Данные об авторе:
Гордеев Сергей Иванович — кандидат искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой режиссуры Харьковской государственной академии культуры. E-mail: [email protected]
About the author:
Gordeev Sergey — PhD in Arts Criticism, professor, Head of Drama Theatre Directing Department, Kharkov State Academy of Culture. E-mail: [email protected]