СИЛА «КЬЕЗИ» - В ЧЕТКО ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧАХ И ЭФФЕКТИВНО РАБОТАЮЩЕМ ПЕРСОНАЛЕ
234 1 2Т" I РШШииМ
ДОСЬЕ
Юрий ЛИТВИЩЕНКО:
Два года назад итальянская фармкомпания «Кьези», активно поддержав стратегию «Фарма-2020», совместно с российским партнером ОАО «Фарм-стандарт-Лексредства» запустила проект поэтапной локализации полного цикла производства дозированных аэрозольных препаратов на заводе в Курске. О том, насколько успешно выполняется эта задача, с какими проблемами сталкивается компания в процессе ее выполнения и как их решает, мы решили узнать у Юрия Л2ТВ2ЩЕНКО, генерального директора компании ООО «Кьези Фармасьютикалс» в России.
?— Юрий Федорович, на какой стадии сегодня находится проект?
• — Мы продолжаем поступательно реализовывать стратегию, направленную на локализацию полного цикла производства в России. В частности, нашими партнерами уже закуплено оборудование в соответствии с требованиями инженерной проектно-техничес-кой документации, а также требованиями «Кьези» к производству своих препаратов. Одновременно осуществляется активное взаимодействие сотрудников «Кьези» с инженерно-техническим персоналом завода в Курске. Специалисты постоянно обмениваются необходимой информативно-технической документацией, мы приглашаем курских инженеров на завод в Парму с целью более детального ознакомления с особенностями производства и визуализации будущего проекта.
Хочу подчеркнуть, что «Фармстандарт» сегодня направляет значительные средства на модернизацию производственной площадки в Курске, позволяющую производить высокотехнологичные препараты. Даже первый этап локализации в виде переноса упаковки и организации процесса выпускающего контроля качества потребовал значительных временных и материальных затрат обеих сторон.
?— Что для компании оказалось самым сложным?
* — Наша основная проблема, как, наверное, и любой другой зарубежной компании, решившей локализовать про-
изводство в России, состоит в отсутствии гарантированного сбыта выпускаемой продукции, что во многом объясняется медлительностью и неповоротливостью административной машины. К сожалению, задекларированные преференции отечественным производителям и локализованным зарубежным не находят столь быстрого воплощения в жизнь. Препаратов в закупках нет, потому что их нет в заявках, а в заявках нет, потому что нет закупок, — порочный круг. Производителю крайне сложно осуществлять среднесрочное планирование. Поэтому легко может возникнуть ситуация, когда он не будет готов обеспечить внезапно выигранный заказ.
Кардинально изменить ситуацию помогла бы привязка к бюджетным лимитам и резервирование государственных средств на среднесрочный и долгосрочный периоды.
Кроме того, к сожалению, до сих пор официально не утверждены порядки формирования перечня ЖНВЛП, а также протоколы и стандарты, которые существенно могли бы помочь в формировании долгосрочных производственных проектов. В таких условиях фарминдустрии очень тяжело работать. В нашем конкретном случае пока не решен вопрос с реализацией производимого в Курске противоастматического препарата Фостер, на который, в отличие от двух других выпускаемых там наших продуктов, нет госзаказа. Этот препарат был зарегистрирован в России еще в 2009 г., но с тех пор не попал
ни в один из федеральных списков возмещаемых препаратов.
?— Но ведь препараты «Кьези» могут участвовать в региональных
• программах лекарственного обеспечения льготников?
— Они и участвуют, тем более что это часть нашей стратегии. Сегодня препараты компании представлены в региональных программах в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске. Ведется работа в данном направлении и на других территориях, но с региональной льготой дела обстоят несколько хуже, чем с федеральной. Объем финансирования несоизмерим, и средств, предусмотренных в региональных программах, часто не хватает на закупку дорогостоящих оригинальных препаратов, даже и отечественного производства.
?— То, что «Кьези» локализует в Курске, — лишь небольшая часть
• ее продуктового портфеля. Произошли ли в нем какие-то изменения в прошлом году? Пополнился ли он новыми разработками?
— Лидером продаж нашей компании в России по-прежнему является Куро-сурф. На втором месте — препарат Ва-зобрал. На 3-е место вышел Фостер, который, кстати, имеет очень хорошие перспективы в связи с локализацией производства в России.
В 2013 г. новые разработки компании на российский рынок не выводились, но сегодня целых 3 инновационных препарата находятся в стадии регистрации. Один из них — фиксированная комбинация беклометазона и сальбутамола. Это оригинальная разработка компании «Кьези» для лечения бронхиальной астмы. В стадии регистрации также находится препарат для лечения апноэ у детей, в т. ч. недоношенных, который в Ев-
СИЛА «КЬЕЗИ» — В ЧЕТКО ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧАХ И ЭФФЕКТИВНО РАБОТАЮЩЕМ ПЕРСОНАЛЕ
PEMffllUM
ИТОГИ 2 0 13
235
ропе был зарегистрирован еще 2 года назад в качестве орфанного. Его применение у недоношенных с первых дней жизни является обязательным и он включен в европейские стандарты.
?— На каких направлениях сосредоточены сегодняшние исследо-
• вания«Кьези»?
— В первую очередь на создании новых комбинированных препаратов для лечения респираторных заболеваний. При этом речь идет о создании тройных фиксированных комбинаций — пути, по которому сегодня идут все ведущие мировые фарм-компании, занимающиеся разработкой ЛС для лечения бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких.
Во-вторых, наша компания активно развивает неонатологический портфель и уже смогла добиться значимых результатов. Новой вехой в лечении респираторного дистресс-синдрома должен стать разработанный компанией синтетический сурфак-тант, который сейчас находится на 3-й стадии клинических исследований. Третьим стратегическим направлением инвестиций «Кьези» является поиск новых препаратов для лечения редких заболеваний, их регистрация и запуск.
?— «Кьези»» традиционно направляет значительные средства на ис-
• следования и разработки. Судя по всему, эта тенденция сохраняется?
— Да, конечно. Более того, наша компания по-прежнему является лидером по инвестициям в R&D (в процентном отношении к обороту). Они составляют 19% от годового оборота, т. е. порядка 300 млн евро в год.
?— Насколько актуальна для российского подразделения «Кьези» ка-
• дровая проблема?
— Для любой фармкомпании, независимо от ее размеров и возможностей, существует проблема стабильности персонала среднего звена: медицинских представителей и региональных менеджеров, которая обусловлена их большой востребованностью и отсутствием серьезной конкуренции на рынке труда. Лояльность таких сотрудников,
Юрий Литвищенко, генеральный директор компании ООО «Кьези Фармасьютикалс»
как правило, невелика, особенно среди медицинских представителей, многие из которых в недавнем прошлом врачи. Им работать в этом качестве сегодня уже не так престижно, как 15—20 лет назад. Кроме того, изменились требования, предъявляемые к ним после появления дополнительных законодательных ограничений. Сегодняшний медицинский представитель должен обладать как необходимым багажом специальных знаний, так и способностями психолога, чтобы добиваться реального результата. Немногие сотрудники готовы работать в новых условиях. Для успешного решения данной проблемы мы реализуем образовательные программы для медицинских и региональных представителей, обеспечиваем эффективную обратную связь. Проведенное нами исследование среди сотрудников «Кьези», направленное на выяснение степени удовлетворенности медицинскими представителями бизнес-процессами в компании, показало, что одним из важных показателей для них является вовлеченность и понимание своей роли в ее стратегии. Может быть, решение проблемы заключается как раз в этом?
?— Какие требования компания «Кьези»> предъявляет к своим ме-
* дицинским представителям?
— На сегодняшний день российский штат «Кьези» насчитывает 52 медицинских представителя. Каких-то особенных требований к ним нет, но каждый из них работает достаточно эффективно. Это объясняется тем, что в такой небольшой компании, как наша, работа каждого сотрудника очень хорошо видна. Такая прозрачность позволила нам отсеять нерадивых сотрудников и оставить лучших.
?— Вы коснулись вопроса обучения сотрудников. А что в него
• входит?
— Компания проводит вводный тренинг для новичков, постоянно действующие образовательные программы по развитию профессиональных навыков с привлечением внешних специализированных компаний, стажировки для менеджеров среднего звена, а также ежегодные цикловые конференции и региональные совещания, в рамках которых проводятся образовательные семинары по препаратам и наиболее востребованным навыкам. Информацию об их необходимости мы получаем при обратной связи.
И конечно, «Кьези» продолжает инвестировать в обучение медицинских представителей, что уже дало ощутимые результаты. Если раньше их в большей степени волновали нехватка ручек, тетрадок, материалов для продвижения, то теперь интересуют такие вопросы, как общие задачи компании, качественная сегментация врачей и ее критерии. То есть они говорят совсем на другом языке. Значит, обучение не прошло даром.
?— В чем, по вашему мнению, сила компании «Кьези»?
• — Она — в четко поставленных задачах, ясной стратегии и эффективно работающем персонале. Важно, что «Кьези» — компания с человеческим лицом. Это также помогает нам успешно вести бизнес.
Беседовала Ирина ШИРОКОВА,
«Ремедиум»