Научная статья на тему 'Юрий Иванович Полянский (Памятные встречи)'

Юрий Иванович Полянский (Памятные встречи) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ю.И. Полянский / Ленинградский университет / Дальние Зеленцы / Общество естествоиспытателей. / Yu.I. Poljansky / Leningrad University / Dalnie Zelentsy / Society of Naturalists

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А К. Дондуа

Воспоминания известного эмбриолога и цитолога, профессора А.К. Дондуа, посвящены встречам с Ю.И. Полянским в течение учебы автора (1946–1951) и его дальнейшей работы в Ленинградском университете и в Санкт-Петербургском обществе естествоиспытателей при нём (1990–1992).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Yury Ivanovich Poljansky (Memorable meetings)

Memoirs of a famous embryologist and cytologist, Prof. A.K. Dondua is dedicated to his meetings with Yu.I. Poljansky during the University studies of the author (1946–1951) and his further work at the Leningrad University and the Sankt-Petersburg Society of Naturalists (1990–1992).

Текст научной работы на тему «Юрий Иванович Полянский (Памятные встречи)»

DOI 10.24411/2076-8176-2019-14005

Юрий Иванович Полянский (Памятные встречи)

А.К. Дондуа

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия;

[email protected]

Воспоминания известного эмбриолога и цитолога, профессора А.К. Дондуа, посвящены встречам с Ю.И. Полянским в течение учебы автора (1946—1951) и его дальнейшей работы в Ленинградском университете и в Санкт-Петербургском обществе естествоиспытателей при нём (1990-1992).

Ключевые слова: Ю.И. Полянский, Ленинградский университет, Дальние Зеленцы, Общество естествоиспытателей.

Юрий Иванович Полянский — выдающийся зоолог, один из основателей ленинградской (в дальнейшем — петербургской) протозоологической школы, блестящий профессор, лекции которого завораживали слушателей, будучи совершенными и по содержанию, и по форме, был всесторонне одаренным высококультурным человеком, контакты с которым приносили собеседникам естественную радость общения.

В течение моей жизни, которая проходила в стенах Ленинградского (ЛГУ), а потом опять Санкт-Петербургского университета, мне неоднократно приходилось встречаться с Юрием Ивановичем. Одна из первых встреч произошла на заре моей университетской жизни в 1946 г., когда я стал студентом 1-го курса, и пришёл на кафедру зоологии беспозвоночных, руководимую тогда учителем Полянского, — профессором В.А. Догелем. Там я начал работу по большому практикуму, в рамках которого мне было поручено изучить морфологию и азы систематики фораминифер. Выполняя это задание, я получил первые навыки приготовления тотальных препаратов и работы с микроскопом. Кроме того, в первом семестре я должен был сделать на заседании студенческого кружка кафедры доклад «О движении Protozoa». Руководителем моей работы был назначен Юрий Иванович, назвавший посильные для моего понимания литературные источники, которые я должен был проштудировать, и установивший дату нашей встречи перед докладом, который предполагалось заслушать в декабре того же года.

По-видимому, где-то в ноябре я предстал со своим рефератом перед Юрием Ивановичем. Это произошло в здании Ленинградского педагогического института, где он, будучи профессором кафедры зоологии беспозвоночных и проректором по науке ЛГУ, одновременно заведовал кафедрой общей биологии и зоологии. Легко представить себе, насколько плотным было расписание профессора, насколько дорога ему была каждая минута. Однако в его поведении я не мог заметить какой-либо спешки, раздражения тем, что его отвлекают от серьёзных дел. Юрий Иванович очень внимательно прочитал

мой ученический труд и уважительно обратил мое внимание на отдельные неточности. Разъяснил мне некоторые положения. При этом критическом разборе я не чувствовал менторского тона, хотя, вероятно, он был бы уместен. Юрий Иванович сумел построить свою критику так, что у меня создалось впечатление, что я проделал интересную и полезную работу, и, естественно, я постарался исправить все те недостатки, которые были обнаружены моим руководителем. К сожалению, Ю.И. Полянский не смог быть на моём докладе, который состоялся в 140-й аудитории в декабре 1946 г.

Содержательное значение этой встречи полностью раскрылось спустя много лет: уважительное отношение к моим необученным подопечным стало повседневным правилом работы, и я уверен, что пример, невольно данный мне Юрием Ивановичем, сыграл в этом не последнюю роль.

Хотя профессор Полянский не вёл на нашем курсе специальных предметов и мы мало общались с ним в эти годы, я хорошо помню то глубокое разочарование, которое вызвал погром нашего факультета в 1948 г., когда несколько видных профессоров и в их числе Юрий Иванович были уволены как «морганисты-менделисты». Для меня это был, пожалуй, первый серьёзный повод усомниться в правильности проводимой правительством политики.

Летом 1949 г. профессор Л.Н. Жинкин повёз группу студентов-эмбриологов на практику на Дальнезеленецкую морскую биологическую станцию на Баренцевом море, где в это время нашёл пристанище оставшийся без работы Юрий Иванович. Меня, студента 3-го курса, в те дни усиленно просвещали мои старшие друзья — А.А. Заварзин (4-й курс ЛГУ) и К.В. Беклемишев (тогда студент МГУ), за что я им бесконечно благодарен. В результате мерзость августовской сессии ВАСХНИЛ становилась очевидной для меня и с научной точки зрения. Ю.И. Полянский, в одночасье лишившийся всех постов и возможности заниматься любимой наукой и просвещением, внешне выглядел как человек, умевший держать удар. Меня навсегда покорила его улыбка, которая часто появлялась на его лице, когда он беседовал с нами, студентами. Улыбка чистого человека, уверенного в своей правоте и не терявшего из вида перспективу развития событий.

Вспоминая Юрия Ивановича, наверное, было бы ошибкой не отметить его многолетнюю и плодотворную работу в качестве президента Ленинградского общества естествоиспытателей, на пост которого он избирался дважды. Первый срок (1939—1941) был недолгим поскольку с началом отечественной войны Ю.И. Полянский ушел добровольцем в действующую армию. Вторично Юрий Иванович был избран президентом общества в 1984 г. и в течение семи лет плодотворно поддерживал активность этого общественного объединения, возникшего в последнюю четверть XIX столетия по инициативе университетской профессуры. Незадолго до своей кончины Ю.И. Полянский позаботился найти себе преемника, и его выбор пал на меня, в те годы руководившего кафедрой эмбриологии. В течение года с небольшим я выполнял обязанности вице-президента Общества, и мы вместе с доцентом С.М. Ефремовой, учёным секретарем Общества, работали в тесном контакте с Юрием Ивановичем, по мере сил способствуя активности этого знаменитого в прошлом университетского образования.

Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей (СПбОЕ), 150-летие которого мы недавно отмечали, замечательное научное объединение, созданное в рамках Императорского Санкт-Петербургского университета с целью развития исследований в области биологии и геологии. СПбОЕ создавалось как своего рода исследовательский институт, который мог финансировать экспедиции, созывать конференции

и проводить пленарные заседания, предоставляя возможность научного общения учёным. Создание научного общества по образцу и подобию университетов Запада создало новые предпосылки для межгосударственных контактов в том числе и для обмена печатными изданиями. Главными задачами СПбОЕ, которые постулировались первым уставом Общества 1868 г., были: содействие исследованию природы России, развитие естественных наук, распространение естественно-научных знаний и научное общение отечественных учёных.

Уже в 1874—1876 гг. Общество организует широко известную Аралокаспий-скую экспедицию. В 1908—1909 гг. выдающийся гидробиолог К.М. Дерюгин (президент СПбОЕ в 1938 г.) осуществил первое по своему объёму и глубине исследование Кольского залива на шхуне Общества «Александр Ковалевский». По материалам этой

экспедиции в 1915 г. была опубликована его монография — «Фауна Кольского залива и условия её существования». Большой вклад внесло Общество в изучение Белого моря. Оно направляло свои экспедиции и для изучения полезных ископаемых. Кроме экспедиционных исследований Общество создало несколько стационаров, в том числе Соловецкую (1882-1899), Мурманскую (1899-1933), Бородинскую (1896-1917) и Степную (1914-1919) станции. Работа всех этих учреждений была теснейшим образом связана с учебной работой студентов СПбГУ (далее Петроградского и Ленинградского университета). Среди выпускников университета, проходивших практику на Мурманской станции, были столь известные впоследствии учёные, как В.Н. Беклемишев, Д.М. Федотов, А.А. Любищев, П.Г. Светлов, Б.Н. Шванвич, Ю.И. Полянский и многие другие.

Президентами общества избирались выдающиеся естествоиспытатели, прославленные профессора Петербургского университета К.Ф. Кесслер, А.Н. Бекетов, А.А. Иностранцев, И.П. Бородин.

Вполне сознавая изменившуюся роль Общества в советском государстве, создавшем десятки специализированных первоклассных исследовательских академических и иных институтов в области биологии и геологии, Ю.И. Полянский, тем не менее, с большой любовью и даже, можно сказать, трепетно относился к университетскому Обществу — как к замечательному культурно-историческому памятнику, созданному трудами его учителей и, сохранившему, пусть и в меньшем масштабе, чем в былое время, своё активное начало.

Когда Юрий Иванович пригласил меня занять пост вице-президента, в беседах со мной он сумел раскрыть значимость Общества, равно как и наш долг перед памятью ушедших поколений по сохранению этой структуры, так органично вписавшейся в университетский быт. В этой связи должен заметить, что отношение современной администрации Университета, необоснованно занимающей крайне недружелюбную к Обществу позицию, ничего, кроме удивления и сожаления, не вызывает. Достаточно сказать, что для прославленного Общества в университете не нашлось ни малейшего закутка, где можно было бы расположить офис и установить телефон и факс. Уже более десяти лет университет прекратил оказывать финансовую помощь в издании Трудов общества.

В годы «перестройки» появилась возможность несколько расширить программу активности общества за счёт привлечения финансовых дотаций, выделяемых организованной в рамках Общества производственной секцией (В.Ю. Сидоров и позднее А.П. Стрелков). С 1991 г. Общество с благословения Юрия Ивановича проводит конкурсы стипендий имени выдающихся профессоров университета. В 1993 г. был восстановлен конкурс научных работ, учебников и учебных пособий. До сих пор среди студентов популярностью пользуется конкурс магистерских диссертаций, который также проводится с 90-х гг. ХХ в. и сегодня насчитывает более 100 лауреатов. Заданный Юрием Ивановичем вектор развития Общества позволил возродить установленную ещё в начале ХХ века международную награду — медаль имени А.О. Ковалевского. К сожалению, первое награждение медалью Ковалевского произошло в 2001 г., т. е. уже после кончины профессора Полянского. Можно лишь догадываться, как радовался бы Юрий Иванович, если бы это событие произошло при его жизни.

Yury Ivanovich Poljansky (Memorable meetings) Á.K. Dondua

Sankt-Petersburg State University, Russia; [email protected]

Memoirs of a famous embryologist and cytologist, Prof. A.K. Dondua is dedicated to his meetings with Yu.I. Poljansky during the University studies of the author (1946-1951) and his further work at the Leningrad University and the Sankt-Petersburg Society of Naturalists (1990-1992).

Keywords: Yu.I. Poljansky, Leningrad University, Dalnie Zelentsy, Society of Naturalists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.