Научная статья на тему 'Вспоминая профессора Ю.И. Полянского (заметки бывшего студента-зоолога)'

Вспоминая профессора Ю.И. Полянского (заметки бывшего студента-зоолога) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
132
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ю.И. Полянский / зоология / Ленинградский университет / Yu.I. Poljansky / zoology / Leningrad State University

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лев Я. Боркин

Приведены краткие воспоминания автора-зоолога о Ю.И. Полянском и об отношении к нему студентов биофака Ленинградского университета 1960-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Remembering Professor Yu.I. Poljansky (notes of a former university student in zoology)

The author’s recollections about Prof. Poljansky cover the period when he was a student of the Biological faculty of the Leningrad (now St. Petersburg) State University (1960s) and later. The author's recollections about prof. Yu.I. Poljansky cover the period when the author was a student of the faculty of biology.

Текст научной работы на тему «Вспоминая профессора Ю.И. Полянского (заметки бывшего студента-зоолога)»

БОТ 10.24411/2076-8176-2019-14006

Вспоминая профессора Ю.И. Полянского

(заметки бывшего студента-зоолога)

Лев Я. Боркин

Зоологический институт РАН, Санкт-Петербург, 199034 Россия; Leo.Borkin@zin.ru

Приведены краткие воспоминания автора-зоолога о Ю.И. Полянском и об отношении к нему студентов биофака Ленинградского университета 1960-х гг.

Ключевые слова: Ю.И. Полянский, зоология, Ленинградский университет

Наш курс на биолого-почвенном факультете Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова (ЛГУ) осенью 1966 г., благодаря тогдашней реформе средней школы в СССР, сформировался сразу из двух одновременных выпусков школьников, окончивших 11- и 10-летние школы. Конкурс для поступления из-за этого оказался весьма высоким (более 7,5 человек на место), и, вероятно, поэтому курс, по мнению преподавателей, оказался очень сильным.

Довольно быстро после поступления возникла активная группа студентов, ставшая лидером для всего курса и неутомимо выдвигавшая различные инициативы. В эту группу входили студенты, интересовавшиеся зоологией и генетикой, в том числе и автор настоящей заметки. Впоследствии многие из нас стали известными учёными. Например, среди наших генетиков трое попали в члены Российской академии наук: М.Д. Тер-Аванесян (1949—2018), Н.К. Янковский и И.А. Тихонович; многие зоологи защитили докторские диссертации, а один (М.К. Глубоковский), помимо научной, даже сделал и политическую карьеру, став заместителем председателя комитета по образованию и науке в Государственной Думе.

Однако более 50 лет назад юные студенты горячо обсуждали острые проблемы науки, а не думали о высоких должностях и почётных званиях. Напомню, что это был непростой, переходный в истории нашей биологии период. Вчерашние подростки, мы учились в школе по учебникам, написанным лысенковцами, а в университете уже слушали курс современной генетики, который читал нам профессор М.Е. Лобашёв (1907— 1971), издавший в 1963 г. первый после почти сорокалетнего перерыва отечественный учебник классической генетики. Истории гонений на генетиков, физиологов, на многих представителей советской науки в целом были ещё очень свежи в памяти.

Состав профессоров на биофаке тех лет был весьма неоднороден. «Герои», «злодеи» и просто «оппортунисты» работали в университете одновременно, внося тот или иной положительный или отрицательный вклад в становление будущего поколения учёных. Наряду с цитологом П.В. Макаровым (1905—1967), эмбриологом Б.П. Токи-

ным (1900—1984) и физиологом Э.Ш. Айрапетьянцем (1906—1975)1, запятнавшими себя сомнительными делами во время «царствования» Лысенко-Лепешинской и разгрома генетики и физиологии, лекции читали: скромный человек, но выдающийся зоолог А.В. Иванов (1906—1992), знаменитый своим открытием погонофор как самостоятельного типа животных, интеллигентный орнитолог А. П. Мальчевский (1915— 1985), замечательный декан и человек высокой культуры энтомолог А.С. Данилевский (1911—1969). Нельзя не вспомнить настоящего профессора и своим внешним видом, и энциклопедическими знаниями герпетолога П.В. Терентьева (1903—1970), читавшего биометрию. Он занимал отдельный кабинет в коридоре зоологического блока, но тем не менее числился по кафедре генетики, будучи изгнанным с родной кафедры экологом Г.А. Новиковым (1910—1980) и иже с ним. Были и профессора, не оставившие особого следа в нашем воспитании.

Однако для нашей смешанной студенческой генетико-зоологической компании наибольшее значение имели два человека. Это зоолог профессор Ю.И. Полянский (1904—1993) и генетик С.Г. Инге-Вечтомов (р. 1939 г.), который окончил университет всего за пять лет до нашего поступления2. Они сильно различались по возрасту, статусу и специальности, но их обоих объединяла в наших глазах истинная преданность науке, стремление к новым знаниям, открытость и интеллигентность. Они во многом стали для нас примером.

Юрий Иванович читал нашему курсу лекции по зоологии беспозвоночных животных. В наших глазах он был уже пожилым маститым учёным (62 года), много знающим и известным не только в нашей стране. Вскоре мы узнали, что этот замечательный и мудрый человек был не только зоологом-эволюционистом, храбро боровшимся против лженауки, но и что он пострадал от рук лысенковцев, был снят с должности проректора университета и в течение нескольких лет, находясь в опале, работал сотрудником на Мурманской морской биологической станции, в Заполярье.

Лекции Ю.И. Полянского пользовались у нашего курса необычайной популярностью, и в дни его выступлений большая аудитория № 140 всегда была заполнена студентами, хотя в то время контроля за посещением лекций не было. Говорил профессор с небольшим заиканием, что придавало его выступлениям даже некий шарм. Уже первые лекции Юрия Ивановича оказали решающее влияние на некоторых моих однокурсников. Так, Володя Скворцов3, после сдачи вступительных экзаменов твёрдо заявивший профессору А.С. Данилевскому на собеседовании, что желает учиться на кафедре гидробиологии, был настолько увлечён лекциями Юрия Ивановича, что вместе со своими друзьями отправился записываться на кафедру зоологии беспозвоночных. Там с уважением относились к увлечениям студентов, и В.В. Скворцову

1 Любопытно, что в 1957 г. Б.П. Токин, Э.Ш. Айрапетьянц, а также секретарь партийного бюро Г.А. Новиков содействовали избранию М.Е. Лобашёва заведующим кафедрой генетики и селекции (см. Ватти и др., 1994). Так что в жизни некоторых учёных бывают резкие повороты.

2 Об акад. С.Г. Инге-Вечтомове см.: «С днём рождения, Сергей Георгиевич!» 2018. Именно С.Г., а не его учитель М.Е. Лобашёв, был для нас символом передовой науки будущего, возродившейся после репрессий. Поэтому многие мои друзья пошли на кафедру генетики с таким же энтузиазмом, как студенты поколением раньше шли в атомную физику.

3 Владимир Валентинович Скворцов (р. 1949) — ныне доктор биологических наук, профессор кафедры зоологии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, где когда-то работал и Ю.И. Полянский. Увлёкся гидробиологией в школьные годы благодаря книгам и фильмам французского океанолога Жака-Ива Кусто (1910—1997).

Рис. Ю.И. Полянский в коридоре ЛГУ беседует с паразитологом Т.А. Гинецинской (рядом студент Л.Я. Боркин). Фото А.С. Миронова, 1971 г. Fig.. Yu.I. Poljansky talking to the parasitologist Dr. Tatyana Ginetsinskaya in central corridor of the Leningrad State University (nearby student L.J. Borkin). Photo by A.S. Mironov, 1971

предложили заниматься морской гидробиологией, а не паразитологией, которая была в то время ведущим направлением на кафедре .

Общий энтузиазм, который охватывал нас на лекциях профессора Полянского, и исключительное к нему отношение с нашей стороны, в общем довольно вольнолюбивых студентов, можно проиллюстрировать таким необычным для тех лет, да и сейчас, фактом. Однажды, когда Юрий Иванович взошёл на кафедру, чтобы начать свою текущую лекцию, наша компания громко зааплодировала ему. Затем это подхватили и другие студенты, и овации долго не прекращались. Профессор был очень смущён, так как никак не ожидал такой реакции аудитории. Тихо поблагодарив, он начал свою лекцию.

Многих студентов моего курса Ю.И. Полянский поражал знанием языков, особенно свободным владением французским. Мы слышали, что он бывал во Франции и в Париже, что тогда казалось нам таким же малореальным, как полёт на Луну. В 1969 г. он приветствовал участников III Международного конгресса по протозоологии, проходившего в Ленинграде, на английском, немецком и французском языках, что произвело впечатление как на советских, так и зарубежных участников.

Лично я впервые встретился один на один с Юрием Ивановичем на экзамене по зоологии беспозвоночных (1967). Отвечая на вопросы, я кратко изложил принципы олигомеризации и полимеризации гомологичных органов в эволюции живот-

ных, которые разработал профессор В.А. Догель (1882—1955), знаменитый учитель Ю.И. Полянского и многих других зоологов. Несколько удивлённый моими ранними студенческими познаниями, как мне потом сообщили, Юрий Иванович, вероятно, тогда и обратил на меня внимание. В тот момент, конечно, я не мог знать, что через 10 лет, уже работая в Зоологическом институте АН СССР, окажусь с ним в одном оргкомитете совещания о значении процессов полимеризации и олигомеризации, а также в оргкомитете по подготовке празднования 100-летия со дня рождения В.А. Догеля.

Помню также семинар Отделения зоологии Ленинградского общества естествоиспытателей (1967), где с докладом о роли полимеризации в эволюции выступил некий А.Д. Заморский, имевший техническое образование. Доклад в стиле натурфилософии был встречен зоологами неприветливо. С серьёзной критикой умозрительных построений выступил также и Ю.И. Полянский. Однако в отличие от других, например, ихтиолога профессора Н.Л. Гербильского (1900—1967), в его словах не было ничего оскорбительного для докладчика4. Выступая в дискуссиях, Полянский всегда говорил ярко и эмоционально, высказываясь по существу, иногда твёрдо, но без личных выпадов.

Ю.И. Полянский был известен как один из активных борцов с лысенковщиной и неутомимый сторонник дарвиновской теории эволюции. Это также подкупало нас, молодых студентов-биологов. В 1967 г. вышла книга «Современные проблемы эволюционной теории», написанная Ю.И. Полянским в соавторстве с З.И. Берманом, К.М. Завадским, А.Л. Зеликманом и А.А. Парамоновым. Наша компания увлекалась эволюционной теорией, мы много читали по этой теме и даже организовали своё студенческое эволюционное общество. Конечно, эта объёмистая книга привлекла наше внимание и попала в наши домашние библиотеки.

В 1960—1980-е годы Ю.И. Полянский, по-видимому, был наиболее яркой и уважаемой фигурой даже среди того довольно звёздного состава, которым тогда обладал биофак ЛГУ. Мой учитель, герпетолог-палеонтолог, доцент кафедры зоологии позвоночных Л.И. Хозацкий (1913—1992), оказавший на меня большое влияние, всегда отзывался о Юрии Ивановиче только положительно, как о большом учёном и принципиальном человеке, и всячески советовал мне посещать его выступления5.

Студенты любили своего профессора-зоолога, и он стал частью их фольклора. Так, все мы слышали про его доклад на семинаре, посвящённом студенту-революционеру А.И. Ульянову (1866—1887), старшему брату В.И. Ульянова-Ленина. Юрий Иванович, положительно характеризуя его занятия зоологией, якобы, сказал: «Хххороший был студент, жжжалко рано повесили»! Скорее всего, это был студенческий миф, а не реальная оговорка профессора, но в него верили, показывая на витрину с документами по истории кафедры, где был помещен и портрет зоолога-террориста6.

Ю.И. Полянский всегда был открыт для студентов, поддерживал их научные увлечения, на семинарах держался просто, без кичливости, но и без заигрывания с молодёжью. Студенты любили его и гордились им.

Потом, уже работая в Зоологическом институте АН СССР (ЗИН), я не раз встречался с Ю.И. Полянским на разных семинарах, заседаниях, конференциях в университете, ЗИНе и других местах. Можно было бы многое ещё вспомнить. Пожалуй,

4 Подробнее см. Боркин, 2008.

5 Они были соавторами в статье «Филогенез» (Иванов и др., 1956).

6 Это был не миф. Такую фразу Ю.И. действительно произнес на лекции по зоологии беспозвоночных в 1970 г. (ред.)

отмечу только семинар по теоретической биологии, проходивший на кафедре генетики ЛГУ в 1980-е годы. На нём Ю.И. Полянский поднял вопрос об активности креационистов на западе и неожиданно призвал к необходимости большей пропаганды эволюционной теории (в дарвиновском ключе), указав на опасность роста клерикализма в нашей стране. Помню, что это очень удивило меня тогда (особенно его опасения относительно клерикализма в СССР). К сожалению, Юрий Иванович оказался прав, и сейчас, казалось бы, в свободной от идеологии России густота религиозного тумана, охватившего население и поддерживаемого властями, зашкаливает. Уже приходится защищать эволюционизм!

Ю.И. Полянский был сторонником такой демократической формы организации науки как научные общества. Хорошо известен его вклад в развитие Ленинградского (Санкт-Петербургского) общества естествоиспытателей, президентом которого он был в течение ряда лет. В 1968 г. под его руководством было создано Всесоюзное общество протозоологов. В 1989 г. он активно поддержал создание Ленинградского (с 1991 г. Санкт-Петербургского) союза учёных, членом которого он стал.

В начале 1990-х годов Ю.И. Полянский, Э.И. Колчинский и я руководили эволюционным семинаром, организованном Санкт-Петербургским союзом учёных (СПбСУ) и Санкт-Петербургским филиалом Института истории естествознания и техники АН СССР7.

В течение многих лет Ю.И. Полянский по праву считался одним из признанных лидеров эволюционной биологии нашей страны, старейшиной отечественной зоологии. Поэтому неудивительно, что первая премия по эволюционной генетике и селекции имени профессора В.С. Кирпичникова, созданная по инициативе СПбСУ вместе с Академией наук, СПбОЕ, университетской кафедрой генетики и другими организациями, была единодушно присуждена именно ему за цикл работ по генетике простейших. Его эмоциональный содержательный доклад в качестве лауреата, сделанный в Малом конференц-зале Санкт-Петербургского научного центра РАН, вызвал всеобщее воодушевление. Это произошло 11 июня 1993 г., всего за две недели до кончины этого замечательного учёного (26 июня). Символично, что председателем комитета по присуждению этой независимой премии был С.Г. Инге-Вечтомов. Так вновь соединились кумиры нашей молодости, курса студентов-биологов 1966 г.

Литература

Боркин Л.Я. Об Артемии Васильевиче Иванове (из мозаики воспоминаний) // Эволюционная морфология животных. Часть II. СПб. С. 153—165 (Труды С.-Петербур. о-ва естествоиспытателей. 2008. Сер. 1. Т. 97).

Ватти К.В., Пономаренко В.В., Тихомирова М.М. Возрождение генетики в Ленинградском университете (1957—1970) // Исследования по генетике. СПб., 1994. Вып. 11. С. 90—103.

Иванов А.В., Хозацкий Л.И., Тахтаджян А.Л., Полянский Ю.И. Филогенез // Большая советская энциклопедия. М., 1956. 2-е изд. Т. 45. С. 109—119.

Полянский Ю.И. Годы прожитые. Воспоминания биолога. СПб.: Наука, 1997. 255 с.

Редколлегия. «С днём рождения, Сергей Георгиевич!» // Историко-биологические исследования. 2019. Т. 11, № 2. С. 139-141.

7 См. Полянский Ю.И. Годы прожитые. Воспоминания биолога. СПб.: Наука, 1997. С. 161.

Remembering Professor Yu.I. Poljansky (notes of a former university student in zoology)

Lev J. Borkin

Zoological Institute, Russian Academy of Sciences, Saint Petersburg, 199034 Russia;

Leo.Borkin@zin.ru

The author's recollections about Prof. Poljansky cover the period when he was a student of the Biological faculty of the Leningrad (now St. Petersburg) State University (1960s) and later. The author's recollections about prof. Yu.I. Poljansky cover the period when the author was a student of the faculty of biology.

Keywords: Yu.I. Poljansky, zoology, Leningrad State University.

References

Borkin, L. J. Ob Artemii Vasil'eviche Ivanove (iz mozaiki vospominanii [On Artemii Vasilievich Ivanov (from mosaics of memoirs)]. Trudy St. Petersburg Society of Naturalists. 2008. Ser. 1. Vol. 97. P. 153-165.

Vatti, K. V., Ponomorenko, V. V., Tikchomirova, M. M. Vozrozhdenie genetiki v Leningradskom universitete (1957-1970) [Achievments ofgenetics at the Leningrad University (1957-970)]. Issledovaniya pogenetike. St. Petersburg, 1994. No. 11. P. 90-103.

Ivanov, A. V., Khozatsky, L. I., Takhtajan, A. L., Polyansky, J. I. Phylogenesis [Phylogenesis]. Bolshaya Sovietskaya Encyclopedia. Moscow, 1956. 2-e edition. Vol. 45. P. 109-119.

Polyansky, J. I. Gody prozhitye. Vospominaniya biologa. [The years lived. Memoirs of the biologist]. St. Petersburg: Nauka, 1997. 255 c.

Redcollegiya. «S dnem rozdeniya, Sergei Georgievich!» [Editorial board «With birthday, Sergei Georgievich!»]. Istoriko-biologicheskie issledovaniya. St. Petersburg. 2019. Vol. 11, No 2. P. 139-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.