Научная статья на тему 'Юридическое равенство, ограничения, льготы и привилегии в правовом регулировании'

Юридическое равенство, ограничения, льготы и привилегии в правовом регулировании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1973
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / ЮРИДИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ЛЬГОТЫ / ПРИВИЛЕГИИ / ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / PRINCIPLE OF LAW / EQUALITY / RESTRICTION / FRINGE BENEFITS / PRIVILEGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапиро Ирина Михайловна

В работе дается характеристика юридического равенства как правового принципа; раскрывается значение правовых средств, направленных на поддержку социально «слабых» субъектов права ограничения, льготы, привилегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Juridical equality, restrictions, fringe benefits in legal regulation

The article is devoted to the characteristics of juridical equality as the principle of law which is connected with the legal means and the social legal categories such as restrictions, fringe benefits, privileges.

Текст научной работы на тему «Юридическое равенство, ограничения, льготы и привилегии в правовом регулировании»

круга лиц (участников договора) и регулируют конкретные общественные отношения; формально определены, т. е. закрепляются в определенных документальных формах; формируются в результате индивидуального нормотворчества.

И. М. Шапиро *

ЮРИДИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО, ОГРАНИЧЕНИЯ, ЛЬГОТЫ И ПРИВИЛЕГИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Ключевые слова: правовые принципы, юридическое равенство, справедливость, льготы, привилегии, правовые ограничения, правовая политика, правовые средства.

Аннотация: В работе дается характеристика юридического равенства как правового принципа; раскрывается значение правовых средств, направленных на поддержку социально «слабых» субъектов права - ограничения, льготы, привилегии.

Российское законодательство, признавая принципы международного права, устанавливает и защищает одинаковые права, свободы, законные интересы и обязанности для максимально возможного числа субъектов права. В этом заключается принцип юридического равенства.

Понятие равенства как правовой категории прошло длительный путь становления и развития. В античный период существовало представление об общем законе космоса, балансе общества и окружающей среды.1 Поэтому равенство рассматривалось как способ восстановления нарушенного порядка, установленного свыше. Несколько позднее христианские мыслители закрепили представление о равенстве тезисом «все люди равны перед Богом». Апостол Павел, обращаясь к богатым людям, имеющим в своем подчинении слуг, наказывает им не обращаться с ними чрезмерно строго, напоминает, что и над теми, и над другими «есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия».2 Аристотель, Марк Аврелий, Фома Аквинский отстаивали необходимость достижения «общего блага», подчеркивали, что благо «равно справедливо для всех».3

В Новое время была закреплена равная ценность всех индивидов с точки зрения права. Так принцип юридического равенства окончательно

* Адвокат Астраханского филиала Межтерриториальной специализированной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург».

1 Шпренгер Г. Взаимодействие: соображения по поводу антропологического понимания масштабов справедливости // Государство и право. 2004. № 5. С. 18.

2 Послание к ефесянам. 6:9.

3 Чернобелъ Г. Т. Право как мера социального блага // Журнал российского права.

2006. №6. С. 92.

сформировался в праве.

Следует заметить, что равенство рассматривалось и закреплялось в праве в качестве способа достижения справедливости. Еще в период Возрождения появился художественный «образ справедливости» - женщина с завязанными глазами, в руках у которой меч и весы (Фемида). Это символ непредвзятости, равенства людей перед законом и судом.

Современная правовая наука отстаивает принцип юридического равенства в праве. П. И. Новгородцев утверждает, что право основывается на определенном равенстве, оно немыслимо без элементов равенства, хотя бы в скромном их проявлении.4

Некоторые ученые различают категории «правовое» и «юридическое» равенство. Правовое равенство относят к сложившейся в обществе социальной реальности, а юридическое - к содержанию нормативно-пра-вовых актов.5

Важно понимать, что юридическое равенство - категория, которая носит формальный характер и не предполагает абсолютного равенства всех членов общества, так называемой «уравниловки». Оно лишь дает всем одну основу, одинаковую правоспособность, равные возможности по приобретению и осуществлению предоставленных всем прав и свобод.6 Фактически же субъект реализует не всегда и далеко не все возможности, и поэтому в конечном счете статус разных людей оказывается неравным.

Абсолютное равенство недостижимо и, как считают многие ученые-правоведы, даже не нужно. «Стремление к достижению равенства ведет к уничтожению того, на чем и основано право, а именно на формально-юридическом равенстве».7

С целью достижения справедливости законодатель нередко устанавливает исключения из этого правила в виде ограничений и привилегий. Эти исключения призваны наилучшим образом удовлетворять интересы общества.

Ограничение толкуется как грань, предел, рубеж, удержание в известных рамках, границах; правило, ограничивающее какие-либо права,

4 Мартыашн О. В. Метафизические концепции права // Государство и право. 2006. №2. С. 70.

5 Тгтежгтский Е. В. Равенство как правовая категория: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2006.

6 Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1998. С. 20.

7 Коз.тт1н II. Ю. У истоков правового государства: идея господства законов, а не людей//Вестник Санкт-Петербургского университета. 1993. № 1. С. 75.

действия; стеснение определенными условиями и т. п.8

Согласно концепции Ф. Селзника, справедливость в обществе достигается путем установления, прежде всего, не равенства, а ограничений; для организации порядка власть использует ограничивающую справедливость.9

История свидетельствует о том, что еще в условиях первобытно-об-щинного строя система правового регулирования была направлена, в первую очередь, на ограничения. Появление норм «табу» (запретов, рамок поведения) объяснялось необходимостью сдерживания биологических инстинктов людей.1" Далее общество всегда стремилось закрепить существующее положение «и те его ограничения, которые даны обычаем и традицией»,11 в качестве закона.

Другим исключением из принципа равенства является установление законодательством льгот и привилегий.

Льгота - это предоставление каких-либо преимуществ или частичное освобождение от выполнения обязанностей, или облегчение условий их выполнения.12

Привилегии являются одной из разновидностей правовых льгот.

В любом обществе, где присутствует власть, возникает необходимость юридически «выделить» лиц, осуществляющих властные полномочия в интересах общества.13 Для качественного исполнения ими служебных обязанностей необходимо установление преимуществ, именуемых привилегиями.

Привилегия - это максимальные преимущества властных органов и должностных лиц, характеризующие их социальный и индивидуальный статус.

С. В. Мирошник отмечает, что привилегии являются важным правовым стимулом для эффективности труда государственных служащих.

8 См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб., 1881. С. 647-648; Словарь синонимов русского языка. М., 1986. С. 305; Ожегов С. II. Словарь русского языка. М., 1988. С. 357.

9 ХайруплинВ. II. Что такое «коммунитарная справедливость» //Государство иправо.

2007. № 9. С. 93.

10 История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983. С. 244, 316.

11 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1962. Т. 25. Ч. 2. С. 356.

12 Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003. С. 66.

13 Там же. С. 69.

Однако в их основе всегда должны лежать принципы законности и справедливости.14

Отличие льгот от привилегий состоит в том, что первые распространяются на большой круг лиц и имеют широкую сферу применения, а последние являются специфическими льготами, исключениями из исключений. Их различие заключается также в том, что льготы направлены на облегчение положения различных «слабых» субъектов, а привилегии - на поддержку политической элиты, «сильных».

Привилегий не должно быть много, иначе они потеряют свое значение, станут правилом, а не исключением, самим собой разумеющимся, а не стимулом. Нарушение разумных пропорций приводит к дестабилизации системы, поэтому его нельзя допускать.15

В настоящее время юридическое равенство считается одним из первостепенных принципов права. Оно стоит в одном ряду со справедливостью, законностью и другими важнейшими общеправовыми принципами.16

Международное право содержит множество норм, закрепляющих принцип юридического равенства. Например, Конвенция СНГ признает равенство всех лиц перед законом и судом, в ней часто используются такие обобщающие слова, как «все», «каждый», «никто» и т. п.17 Конвенция против пыток подчеркивает равенство и неотъемлемость прав «всех членов человеческой семьи».18

Российское понимание равенства, как и зарубежное, претерпевало изменения во времени. В советское время общественное мнение полагало, что равенство - это когда нет ни богатых, ни бедных. Широко известен коммунистический постулат: «От каждого по возможностям, каждому - по потребностям».19 То есть предполагалось равенство фактическое. Теперь современники, согласно проведенным исследованиям, считают, что равенство выражается в равных правах, равенстве перед законом, в отсутствии

14 Мнрошник С. В. Правовые стимулы в российском законодательстве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1997. С. 16.

15 Фомин А. А. Юридическая безопасность - особая разновидность социальной безопасности: понятие и общая характеристика // Государство и право. 2006. № 2. С. 78.

16 Хайруплин В. II. Что такое «коммунитарная справедливость». С. 94.

17 См. ст. 7 - 8 Конвенции Содружества независимых государств о правах и основных свободах человека от 26.05.1995 г.

18 Преамбула Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Заключена 10.12.1984 г.

19 http://www.diispb.nl/fresli/conjimcture/2061 .Ыт1

дискриминации по признакам пола, расы, национальности, религиозных убеждений и т. п.2"

А. Ф. Черданцев называет юридическое равенство общеправовым принципом, присущим российской правовой системе.21 И это справедливое мнение. Действующая Конституция Российской Федерации закрепляет всеобщее равенство перед законом и судом. Более того, со стороны государства гарантируется его осуществление, а также установлен запрет любых форм дискриминации по социальным признакам: полу, расе, национальности, вероисповеданию, имущественному или должностному положению, происхождению и по иным обстоятельствам. В ч. 3 ст. 19 Конституции РФ особо оговаривается равенство мужчины и женщины в правах и возможностях их реализации.

Принцип равенства граждан перед законом и судом предполагает осуществление правосудия в соответствии с единым, одинаковым для всех законодательством. При этом имеется в виду законодательство не только материальное, но и процессуальное. Любой гражданин, любое юридическое лицо вправе защищать свои права в суде без каких-либо ограничений в порядке, установленном законом. Кроме того, каждое физическое и юридическое лицо обязано соблюдать закон, и никто не может быть освобожден от этой обязанности, даже судом.

Однако в ряде статей установлены ограничения равенства. Так, согласно ст. 22, 23, 27 Конституции РФ, каждый человек имеет право на свободу и неприкосновенность, личную и семейную тайну, тайну переписки и телефонных переговоров, свободу передвижения. Однако в предусмотренном законом порядке конкретное лицо может быть ограничено в своих правах. Например, подозреваемый или обвиняемый в совершении преступления может быть задержан (ст. 91-92 УПК РФ), заключен под стражу (ст. 108 УПК РФ), ограничен в свободе передвижения подпиской о невыезде (ст. 102 УПК РФ) или домашним арестом (ст. 107 УПК РФ).

В основе избирательного законодательства также лежит принцип юридического равенства. Закон закрепляет равное избирательное право и право на участие в референдуме: граждане РФ участвуют в выборах и ре-

20 Здравамыслова О. М. Представления о справедливости и равенстве и правовой опыт населения (по материалам российско-французских исследований) // Мир России. 2004. № 3. С. 79.

21 Цит. по: Кожевников С. Н., Кузнецов А. П. Общеправовые и отраслевые принципы: сравнительный анализ // Юрист. 2000. № 4. С. 65.

ферендумах на равных основаниях, каждый имеет только один голос, все изъявляют свою волю лично, непосредственно, все голосуют тайно, т. е. без указания в бюллетене своих персональных данных (фамилии, имени, отчества).22 Однако и здесь есть исключения. Например, не имеют права участвовать в референдуме, избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или отбывающие уголовное наказание по приговору суда в местах лишения свободы. Также лишены пассивного избирательного права (не имеют права быть избранными) российские граждане, имеющее гражданство иностранного государства.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает принцип равенства перед законом, говоря, что лица, совершившие административные правонарушения, подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, места жительства, убеждений и других обстоятельств.23

Уголовный кодекс также прямо закрепляет принцип равенства граждан перед законом, уточняя, что все лица, совершившие преступление, подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.24 В других нормах слово «равенство» не употребляется, но его можно вывести из их содержания: наказания за преступления, предусмотренные статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ, назначаются без дискриминации с учетом только тех обстоятельств, которые непосредственно оговорены законом. Например, всегда сначала выясняется возраст лица, совершившего преступление, для того, чтобы узнать, подлежит ли оно уголовной ответственности в соответствии со ст. 20 УК РФ.

Однако и здесь существуют исключения. Например, ч. 2 ст. 59 УК РФ установлено, что смертная казнь женщинам не назначается. Это явное неравенство прав женщин и мужчин, но оно допускается законодателем.

Принцип юридического равенства прямо закреплен Гражданским кодексом РФ, который признает равенство участников регулируемых

22 Ст. 3-5 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ.

23 Ст. 1.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ. М., 2007. С. 6.

24 Ст. 4 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 г. № 63-Ф3. М., 2007. С. 5.

им отношений.25 Кроме того, данный принцип отражен во многих нормах гражданского законодательства. Например, ст. 227-228 ГК РФ устанавливают правила о находке: если лицо нашло какую-либо вещь, оно должно сообщить об этом ее владельцу или в правоохранительные органы; если собственник вещи не будет найден, то по истечении определенного срока нашедший приобретает право собственности на нее. Законодатель, используя термины «нашедший», «потерявший», «собственник вещи» и т. п., не проводит различий между мужчинами и женщинами, русскими и иностранцами, богатыми и бедными, детьми и взрослыми.

Российское гражданское право предусматривает возможность ограничения дееспособности гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими веществами, если своим поведением он ставит свою семью в тяжелое материальное положение (ст. 30 ГК РФ). Таким образом, при наличии соответствующего решения суда объем прав такого гражданина будет значительно уменьшен по сравнению с другими гражданами, полностью дееспособными. Явно возникнет неравенство в объеме прав полностью дееспособного лица и лица, ограниченного в дееспособности. Но здесь нет никакой дискриминации по основаниям, указанным законом (по полу, расе, национальности и т. д.). Такая ситуация не является исключением из принципа юридического равенства.

Равенство людей перед судом подтверждается нормой о том, что суды не отдают предпочтения каким-либо органам, участникам процесса по признакам их государственной, общественной, политической, религиозной, национальной принадлежности.26 Оно предполагает наделение лиц, участвующих в судопроизводстве, равными процессуальными правами. Это означает, что участники судебного процесса имеют равные возможности защищать свои интересы, а также равные обязанности и ответственность. В отношении любого участника заседания суд, в свою очередь, обязан соблюдать нормы действующего законодательства.

В гражданско-процессуальном законодательстве27 закреплено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, националь-

25 Ч. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ. Ч. I. М., 2007. С. 4.

26 Ст. 7 Закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ. Сборник законов. М., 2007.

27 Ст. 6 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 г. № 138-Ф3. М., 2007. С. 6.

ности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии и т. д. вне зависимости от того, какой суд будет рассматривать спор и какие материальные и процессуальные нормы будут применяться в конкретном деле. Однако анализ практики при решении семейных споров о том, с кем будет проживать ребенок, показывает, что суды зачастую отдают предпочтение женщинам-матерям.

В семейном законодательстве явным ограничением прав мужчины является невозможность предъявления им требования о расторжении брака в период беременности жены и в течение года после рождения ребенка, если на это нет ее согласия.28 Данное правило, введенное законодателем, представляется оправданным, поскольку оно призвано способствовать ограждению беременной женщины или молодой матери от такого рода переживаний, негативного воздействия созданной ситуации и, в итоге, рождению и воспитанию здорового ребенка.

В трудовом законодательстве существует два вида особенностей правового регулирования труда женщин. Первый выделяет женщину как мать, настоящую (имеющую малолетнего ребенка) или будущую (беременную), и все особенности труда связываются с ее социальной ролью.29 Таким образом, не наблюдается установление льгот в силу дискриминационных признаков - по полу. А второй отмечает женщину просто как женщину, т. е. выделяет ее пол, и в этом случае наблюдается исключение из принципа юридического равенства независимо от пола.3"

Ярким примером привилегий является установление особого порядка привлечения к уголовной ответственности некоторых категорий должностных лиц. Например, для привлечения к уголовной ответственности Президента РФ необходимо получить согласие Государственной Думы Федерального Собрания РФ на лишение его неприкосновенности. Если же такое согласие не будет получено, то уголовное преследование прекращается.31 Также закон устанавливает особый статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы РФ.32 Они обладают неприкосновен-

28 Ст. 17 Семейного кодекса РФ от29.12.1995 г. № 223-Ф3, М., 2007. С. 23.

29 Ст. 70, 93, 96, 254, 258 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ. С. 152.

30 Там же.

31 П. 6 ч. 1 ст. 27 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ. М., 2007. С. 34.

32 Ст. 19 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 г. № З-ФЗ. М., 2007. С. 18.

ностью в период осуществления властных полномочий. В отношении них уголовное или административное дело может быть возбуждено только с согласия Генерального прокурора РФ. А уже законченное дело может быть передано в суд лишь с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы РФ.

Данные особенности объясняются важной социальной ролью, которую играют высшие должностные лица нашего государства, судьи и некоторые иные лица. Установление дополнительных прав необходимо для обеспечения надлежащего исполнения возложенных на них полномочий. Закрепленные законом правила не дают им никаких преимуществ при осуществлении правосудия. Они не приобретают дополнительных привилегий перед законом и судом в связи со своим служебным статусом. И в связи с этим юристы говорят о том, что данный порядок ни коим образом не противоречит принципу юридического равенства.33

Некоторые ученые, правда, утверждают, что указанные привилегии излишни, и их необходимо отменить ради торжества «подлинного равенства» всех перед законом.34

Кроме того, существуют также нормы, согласно которым, если участником судопроизводства является лицо, не владеющее русским языком, ему разъясняется и обеспечивается право выступать в суде на родном языке и бесплатно пользоваться услугами переводчика.35 Конечно здесь учитывается язык, которым владеет данный человек. Можно рассматривать такие нормы, как исключения из принципа юридического равенства. Но следует понимать, что эта мера, предпринятая законодателем, весьма разумна, иначе быть и не должно.

Итак, юридическое равенство характеризуется не только закреплением соответствующих прав и свобод на законодательном уровне, но также наличием государственных гарантий для их реализации и определенных механизмов их защиты.

Юридическое равенство не означает равенства фактического. Фактическое равенство субъектов права всегда недостижимо и, более того, не соответствует интересам общества.

33 Кожевников С. Н., Кузнецов А. П. Общеправовые и отраслевые принципы: сравнительный анализ. С. 68.

34 Здравомыслов Б. В. Понятие, предмет, задачи, принципы уголовного права // Уголовное право России. Общая часть: Учебник. М., 1996. С. 18.

35 Ч. 2 ст. 18 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ. М., С. 14; Ч. 2 ст. 9. Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 г. № 138-ФЭ.

В любой правовой системе существуют ограничения, льготы и привилегии для наилучшего обеспечения справедливости в праве. При этом не всегда имеют место исключения из принципа юридического равенства, ведь оно носит формальный характер. Следует различать установление особых прав и свобод для отдельных категорий субъектов права в силу дискриминационных признаков, установленных международными нормами и Конституцией РФ (т. е. исключения из правила), и в силу иных оснований, указанных в нормах (не являющиеся исключениями признаки, установленные законодательством, которые учитываются в указанных ситуациях).

Ограничения, льготы и привилегии являются позитивными средствами правового регулирования общественных отношений. Они помогают наилучшим образом обеспечить потребности общества и защитить его интересы. Однако необходимо соблюдать соразмерность между правилом и исключениями: ограничений, льгот и привилегий не должно быть слишком много. В противном случае можно будет говорить о том, что равенства не существует, даже юридического.

Таким образом, принцип юридического равенства не исключает возможности установления разных правовых статусов для некоторых категорий лиц, если это служит интересам общества. И поэтому российским законодательством допускаются разные подходы к определению правоспособности различных субъектов права.

А. В. Колобов*

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА БЕЖЕНЦЕВ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ

Ключевые слова: беженцы, вынужденные переселенцы, вынужденные мигранты, социальная защита, правовая защита, социально-правовая защита.

Аннотация: Беженцы и вынужденные переселенцы являются самой незащищенной категорией населения. Под беженцами обычно понимаются иностранные граждане, вынужденные переселенцы, в основном граждане России. Правовая база РФ, касающаяся вынужденных мигрантов в основном регламентирует правовой статус вынужденных мигрантов, вместе с тем практически не регулирует вопросы социально-правовой защиты. Необходимо дополнение российского законодательства правовыми актами, которые бы в полной мере регулировали вопросы социально-правовой защиты вынужденной миграции.

В настоящее время формируется законодательство, регламентирующее сложные и многоуровневые вопросы социальной защиты различных категорий населения (например, приняты федеральные законы о занятости населения, о статусе военнослужащих, о ветеранах, о беженцах, о вынужденных переселенцах). Нормы социального законодательства чрезвычайно многообразны. Отношения в сфере социальной защиты населения - это разновидность общественных отношений, поэтому на их правовое регулирование распространяются те же основные принципы, которые используются при регулировании общественных отношений в целом. Особенность этого регулирования состоит в том, что оно ведется по двум тесно связанным между собой направлениям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

первое - правовое регулирование организации социальной защиты; второе - правовое регулирование социальной защиты.1 Вынужденная миграция как одно из явлений, характеризующих современные мировые миграционные потоки, приобрела глобальный характер. На Россию приходится значительная часть вынужденных мигрантов, лиц - беженцев, получивших временное или политическое убежище, вынужденных переселенцев. Эта категория людей пополняет самые обездолен-

* Аспирант Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

1 ЛегтхоеМ. II. Право и социальная защита населения в России. М., 2000. С. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.