Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ'

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННЫ / РЕФОРМЫ / ИННОБАРИСТЕР / КОЛЛЕГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Наталия Анатольевна, Тютюник Анастасия Андреевна

В статье рассказывается повествуется про путь становления и развития юридического образования в Англии. На протяжении всего этого периода шел поиск оптимального сочетания академической и практической подготовки. В статье представлена роль профессиональных объединений в процессе подготовки юристов, проанализировано положение и современное состояние адвокатских корпораций - иннов.The article tells about the way of formation and development of legal education in England. Throughout this period, there was a search for the optimal combination of academic and practical training. The article presents the role of professional associations in the process of training lawyers, analyzes the situation and current state of law corporations - inns.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ»

УДК 34

Юридические науки

Антонова Наталия Анатольевна, кандидат педагогических наук, Стерлитамакского филиала БашГУ Тютюник Анастасия Андреевна, студент, Стерлитамакский филиал БашГУ

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Аннотация: В статье рассказывается повествуется про путь становления и развития юридического образования в Англии. На протяжении всего этого периода шел поиск оптимального сочетания академической и практической подготовки. В статье представлена роль профессиональных объединений в процессе подготовки юристов, проанализировано положение и современное состояние адвокатских корпораций - иннов.

Ключевые слова: юридическое образование, инны, реформы, иннобаристер, коллегии.

Abstract: The article tells about the way of formation and development of legal education in England. Throughout this period, there was a search for the optimal combination of academic and practical training. The article presents the role of professional associations in the process of training lawyers, analyzes the situation and current state of law corporations - inns.

Keywords: legal education, inna, reforms, innobarister, collegiums.

Большой вопрос стоит о реформировании юридического образования в нашей стране, ведь уже размышления немыслимы без представления опыта других государств в этой сфере. Зачастую поиски идеальной модели подготовки юристов побуждают к механическому заимствованию наиболее удачных элементов зарубежных систем юридического образования. Так, предлагается ввести в подготовку юристов узкую специализацию, которая

существует в юридических школах США, сделать обязательными последипломные стажировки в Германии, либо организовать практику через профессиональное сообщество, как это принято в Англии.

В то же время отечественные реформаторы не учитывают, что даже в условиях европейских интеграционных процессов юридическое образование продолжает сохранять специфические национальные особенности, которые формировались вместе с формированием юридических школ на протяжении нескольких столетий. Неслучайно четыре страны, основавшие Болонский процесс (Великобритания, Франция, Германия и Италия), страны с богатейшими университетскими традициями, в том числе в области юридического образования, постепенно отходят от общепринятой линии развития, препятствуя реализации отдельных положений Болонского процесса. Разнообразие образовательных моделей для юристов во многом зависит от традиционного понимания юридической профессии в обществе. Еще одним фактором, оказывающим серьезное влияние на подготовку юридических кадров, является правовая система. Характеристика романо- германской семьи: верховенство права в системе источников права, сложная правовая система, важная роль закодированного права, особое положение правовой доктрины в процессе толкования права - для обеспечения соблюдения закона необходимо иметь достаточное теоретическое образование, в то время как в англосаксонской юридической семье, практикующему юристу не нужно знать, исторические предпосылки и судебные процедуры или иметь достаточное представление о взаимосвязи между правовыми и другими аспектами общественной жизни.

Таким образом, обучение юристов не может быть выполнено по "идеальной модели", исторические традиции и национальный характер всегда будут преобладать. Однако это не означает, что в национальной системе юридического образования нет подобных элементов. Например, юридическое образование в европейских странах очень похоже: оно относится к учебной программе, методам и даже тенденциям развития. В то же время английское

юридическое образование выделяется в семействе европейских систем юридического образования, которые являются своеобразными заложниками собственных традиций и правовой системы.

"Английский юрист", мысль Ф.Энгельса основана на таком историческом развитии права, которое несло значительную долю свободы древних германцев в средние века, не знавших полицейского государства, которое пустило корни в начале революции 17 века и достигло своей высшей точки в продолжающемся двухвековом развитии гражданской свободы" [3, с. 475]. Немецкий мыслитель отметил, что идентичность юридической профессии в Англии определяется традиционными условиями для того, чтобы стать юристом в этой стране. Профессия юриста в Германии состоит из двух категорий. Она была образована в одиннадцатом веке. Существовали юристы и адвокаты. Адвокаты — это юристы, которые готовят судебные материалы для приведения дел в исполнение. Адвокаты также работают в качестве юридических консультантов в различных организациях и имеют право приводить в исполнение дела в судах низшей инстанции (судебные суды в уездных округах и городах). Адвокаты — это высший класс высокопоставленных юристов, которые специализируются на передаче дел в суды.

Происхождение юридического образования в Англии следует отнести к девятому веку, когда на территории государства появились первые университеты (Оксфорд и Кембридж). Оксфордский университет был организован иммигрантами из Франции. В 1228 году из-за конфликта с властями некоторые профессора и студенты Парижского университета переехали в Англию по приглашению короля Генриха III и организовали новый университет в Оксфорде [1, с. 14]. Позже, из-за таких противоречий, был образован Кембриджский университет с отделением от Оксфордского университета. Первые английские университеты пользовались поддержкой королей и Церкви, которая заключалась в постепенном получении ряда привилегий (освобождение от уплаты ряда налогов, обязанность городских властей ежегодно проверять права университетов).

Английское университетское образование отличается своей оригинальностью с точки зрения организации обучения и формы преподавания. Организационная структура университета представляет собой систему колледжей. Те, кто посвятил себя изучению науки, образовали коллегиальное сообщество. Внутренняя структура такого колледжа устанавливается уставом. Основателем этой системы был Уолтер Мертон, канцлер Англии, а затем епископ Рочестерский. В уставе, который Мертон составил для своего колледжа, многое было взято из организации монастырей: группа людей, занятых общим делом, подчиняющихся общим правилам, держащих одного главу и в некоторой степени изолированных от внешнего мира. В то же время Мертон отказался от системы ограничений, существовавшей в духовных ассоциациях; напротив, членам колледжа было запрещено приносить клятвы. Позже колледжи начали обретать финансовую независимость и собственные здания. Существовали колледжи за счет меценатов, а также за плату, выплачиваемую студентами. Таким образом, согласно английским университетам того периода, необходимо понимать систему колледжей.

Эта функция соответствует еще одному уникальному аспекту английского высшего образования - форме и содержанию преподавания. Его общее изучение было предметом богословия, словесности, философии. С учетом их потенциала и интересов студенты могут изучать гражданское право, догматику, медицину или астрономию, чтобы получить степень магистра наук. Университетская коллегиальная организация также читала лекции: занятия проводились в дискуссиях между студентами и писцами. Организация этого учебного процесса совершенствовалась на протяжении веков. В двадцатом веке. Содержание образования, получаемого в университете, было частично изменено. Согласно рекомендации Кэндлера Ллойда в 1636 году, студенты на первом курсе изучали юриспруденцию, на втором - мораль в политике и логике, а на третьем и четвертом - геометрию, философию и греческое право. Он успешно закончил этот класс и получил диплом о том, что прошел итоговый тест. Кандидаты на получение степени магистра должны были более трех лет

изучать метафизику, астрономию, натурфилософию, греческий и иврит. Так что в ранние годы его жизни высшее образование было в Англии. Перед лицом парламента уровень дипломатической функции в Англии еще не установлен.

Особым моментом в развитии образования является появление иннов в XIII в., главной целью которых было стремление осуществления подготовки юристов - практиков. Inns of Court - это не только школа подготовки к профессии. После окончания коллегии, специалисты продолжали оставаться её членами, не смотря на то, какие они занимали позиции в общественной иерархии. Название «инны» чаще всего давало место расположения коллегии. Так, самая первая коллегия размещалась в здании графа Линкольна, соответственно и получившая название Линкольнской коллегии. Впоследствии появилось ещё три коллегии: Грейская (Gray's Inn), названная так тоже по имени прежнего собственника здания -Грея, внутренний храм (Inner Temple) и средний храм (Middle Temple) - расположенные в месте бывших владений ордена храмовников (тамплиеров). Обучение в таких коллегиях представляло саобой пансион. Коллегии размещались в зданиях, имели свою библиотечную структуру, аудитории для занятий, капеллы и жилые помещения для преподавателей и учащихся. Обучение в коллегии проходило на платной основе, поэтому в них учились только обеспеченные представители общества, а юридическая профессия представляла собой закрытую касту. ДЖ. Фортескью в своем трактате о законах Англии указывал на то, что большинство английский юристов принадлежат к аристократическим семьям.

Студенты коллегии не имели одинаковый статус и подразделялись на 3 категории: учащиеся канцелярских коллегий, учащиеся, получившие право обучать более младших студентов, учащиеся, получившие право практиковаться в суде, а также допущенные к чтению лекций и ведению диспутов. Первый этап обучения проходил в канцелярских иннах. Изначально они были отделены от судебных коллегий и обучение в них являлось необходимым условием зачисления в судебную коллегию. Но со временем произошел процесс объединения судебных иннов с канцелярскими, в

результате чего последние стали низшей ступенью для подготавливающихся к адвокатскому званию. Время пребывания в первой категории, то есть в канцелярской инне, не было регламентировано. Большинство источников указывает о необходимости достижения зрелого возраста для перехода в последующую категорию студентов. В программу обучения в канцелярской коллегии входило изучение природы судебных актов, их структуры, видов и форм. Причем учащиеся сразу же приступали к практическим занятиям: к составлению, проверке подобных бумаг. Также на этом этапе обучающийся получал общее образование, проходил курс музыки, танцев, английского и иностранного языков. Причем, в отличие от университетов, в иннах изучались не классические языки: латинский и древнегреческий, а «живые», в основном французский. Такой дидактический набор должен был, по мнению самих юристов, сформировать тип адвоката, наиболее отвечающий требованиям суда и положению в обществе, которое он будет занимать [1, с. 179]. Постепенно обучение на низшей ступени в канцелярских иннах стало необязательным. Вторая ступень подготовки юриста предполагала более детальное изучение английского права также путем практических знаний. На занятиях не применяли чтение лекций. Лекции являлись исключительной формой проведения занятий, на которых спикеры делились своей работой в юриспруденции.

Второй уровень обучения составлял три года, и завершалась присвоением звания иннобаристера, то есть барристера (но в рамках юридической общины), еще не имеющего права на самостоятельную практику. Третье обучение длилось еще пять лет, и студент имел право на идеологическую обработку вне стен общества.

Проблемы были одной из самых распространенных учений иннов были диспуты. Такое учение существовало уже в течение XIV века в Африке и существовало в шестом веке. Однако в 1875 г. учащиеся одной из инн предложили восстановить такую форму занятий, но процедура их проведения была скорректирована. В более ранние периоды диспут представлял собой

обсуждение какой-либо юридической проблемы, которая не была известна участникам заранее. В назначенный день обучающиеся в присутствии трех старшин (из числа стажеров последнего периода обучения) и ректора дискутировали на предложенную тему. Как правило, начинали диспут более молодые члены общины, затем высказывались более опытные ученики, а в завершение кто-то из старейшин делал резюме прений и высказывал свое мнение. Такая форма занятий имела важное значение для развития диалектических способностей у будущих адвокатов [4].

Цель юридического образования в том, чтобы к окончанию обучения студент владел базовыми знаниями, понимал основные особенности правовой системы, обладал навыками применения имеющихся знаний и предложений в решении конкретных проблем. Типичный набор знаний и умений, ожидаемых от выпускника юридического вуза.

Библиографический список:

1. Александренко В. Из истории английских университетов // Юридический вестник. 1887. № 9. С. 3-31; № 10. С. 175-192.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Издание 2-е. Т. 21. М., 1961. С. 475.

3. Подготовка юридических кадров в зарубежных странах. М.: Издательство ВНИИСЗ, 1976. 195 с.

4. Захаров В.В., Ильина Т.Н. Юридическое образование в Великобритании: традиции и перспективы развития // Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. №2. С. 111-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.