Научная статья на тему 'Юридическое образование: Российский и зарубежный опыт'

Юридическое образование: Российский и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
955
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / JURISPRUDENCE / QUALITY OF EDUCATION / BACHELOR'S DEGREE / MASTER'S DEGREE / LEGAL EDUCATION / METHODS OF TEACHING LEGAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыремпилова Екатерина Андреевна

В статье анализируются основные направления развития системы образования в России и за рубежом, выделяется специфика развития юридического образования. Отмечаются недостатки, препятствующие формированию конкурентоспособной системы юридического образования в России, предлагаются пути оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal education: russian and foreign experience

The article analyzes the main directions of development of the education system in Russia and abroad, highlights the specifics of the development of legal education. The author notes the shortcomings that prevent the formation of a competitive system of legal education in Russia, suggests ways of optimization.

Текст научной работы на тему «Юридическое образование: Российский и зарубежный опыт»

Юридическое образование: российский и зарубежный опыт

Цыремпилова Екатерина Андреевна

преподаватель кафедра гражданского права и процесса, ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», [email protected]

В статье анализируются основные направления развития системы образования в России и за рубежом, выделяется специфика развития юридического образования. Отмечаются недостатки, препятствующие формированию конкурентоспособной системы юридического образования в России, предлагаются пути оптимизации.

Ключевые слова: юриспруденция, качество образования, бакалавриат, магистратура, юридическое образование, методика преподавания юридических дисциплин.

X 2 о

о сч сч

О!

К главным составляющим государственной системы всегда относилось образование, значимость которого подчеркивается во многих разнообразных странах. В последнее время структура высшего образования в России и за рубежом значительно поменялась: появилось много различных высших учебных заведений, увеличился круг направлений и специальностей обучения. Задачи, поставленные перед высшей школой, стали актуальнее и более существенны. Стоит отметить, что мысль, закрепленная в образовательных документах, в отрыве от реальности сама не гарантирует успеха и часто подвергается искажению в ходе осуществления реализации на практике [3]. В последнее время общество проявляет нездоровый интерес к возрастающим проблемам юридического образования, которые связанны с изменениями экономических и социальных условий в России и за рубежом [1].

Под современным юридическим образованием понимается совокупность знаний о управлении, государстве и праве, наличие которых предоставляет основу для профессионального занятия юридической деятельностью.

Рассмотрим зарубежный опыт получения юридического образования. Юридическое образование в США могут получить только те студенты, которые уже получили степень бакалавра. Только в колледжах можно получить среднее юридическое образование, а высшее юридическое образование - в школах права. Чтобы поступить в школу права необходимо иметь диплом бакалавра и пройти вступительное испытание в виде теста, результат которого и есть «пропуск» в эту школу. Получить профессиональное юридическое образование в США можно только в 185 аккредитованных учебных заведениях [4].

Для современного юридического образования в США характерны отличительные особенности: узкая специализация и определенная форма организации образования. Само же обучение носит прикладной характер.

В Германии и других странах Евросоюза юридическое образование получают на юридических факультетах высших учебных заведений. При подготовке юристов студентам преподают такие науки, как гражданское, уголовное, процессуальное, трудовое и процессуальное право, а также ее , исторические, философские и социальные основы.

Обучение проходит в несколько этапов. На первый этапе изучают основные направления права и проходят семинарские занятия по этим предметам. По окончанию первого этапа студенты пишут кон-

трольную работу в университете и пишут классификационную работу, и на основание этих работ проходит аттестация. После трех семестров первого этапа, студенты определяется направление дальнейшего образования.

Второй этап - это приобретение практических навыков в конкретных областях юридической деятельности. Данный этап сначала включает в себя работу в судейской канцелярии, в окружной прокуратуре и в муниципальных органах и уже потом, работу в качестве юриста в коммерческой организации.

После этих испытаний студент допускается к государственному экзамену. В комиссию для приема экзамена входят профессора права и судьи. Если государственный экзамен сдан успешно, то тогда выпускник сможет работать практически на всех юридических должностях, включая судейские.

В России организация юридического образования, в целом, наследует советскую систему подготовки юристов. Процесс обучения построен таким образом, что при окончании учебного заведения выпускаются юристы широкого профиля. И выпускник может занимать любые должности.

На последнем курсе обучения преподаётся дополнительный цикл специализированных предметов, происходит деление студентов по направлениям: международно-правовой, уголовно-правовой, государственно-правовой, гражданско-правовой, и другие.

Таким образом, российская модель подготовки юристов отличается от зарубежных систем обучения.

В России за последние несколько лет юридическое образование испытывает сильный рост. Так, в настоящее время цифра юридических вузов в России зашкаливает, их насчитывается уже чуть больше тысячи [2], что в целом для страны очень много. Соответственно, появляется все больше выпускников с диплом о высшем юридическом образовании.

Такой интерес к юридическому образованию вызван модой, а не потребностью. При изучении данной проблемы, можно сделать вывод, что для радостей и не так уж много поводов. Российское общество в настоящее время дезориентировано. Все хотят занимать высокие и почётные рабочие места, общество не готово работать руками.

Большинство коммерческих высших учебных заведений, не исключают студентов за неуспеваемость, так как образование является платным, а соответственно, и доходным. Таким образом, падает само качество юридического образования, и некоторые «студенты» не могут дать определение таким правовым терминам, как «право», «государство», «закон».

Проведенное исследование проблем организации юридического образования в России позволяет сделать ряд выводов, имеющих как теоретическое, так и практическое значение. В результате определенных факторов становятся все более актуальными проблемы качества юридического образования в России. К таким факторам относятся:

- слабый образовательный уровень абитуриентов. Это диктует кардинальную перестройку содержания и методов высшего юридического образования;

- достаточно низкая квалификация педагогов в учебных заведениях,

- расширение сферы получения юридического образования и выявленная согласно ей, цель и качество на всех уровнях образования;

- недостаток юридических кадров, которые могут эффективно передавать свой опыт;

- массовость юридического образования, которая непосредственно влияет на качество подготовки юристов;

- изменения в социально-экономической жизни, которые диктуют новые требования к подготовке юристов;

- снижение объемов финансирования государственных высших учебных заведений по направлению юрисдикция. Чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции, учебным заведениям приходится набирать большое количество обучающихся на платной основе, что приводит к снижению уровня образования;

- изменение профессиональной ориентированности образования в течение всей жизни.

Таким образом, для повышения качества юридического образования необходимо использовать разнообразные инновационные методы обучения. Также имеет значение и психолого-педагогическая обстановка, в которой студент имеет преуспевающую личностную позицию и в полном объеме может проявить свои способности в качестве субъекта образовательной деятельности.

В образовательном процессе назидательный принцип активной личностной позиции предполагает совокупность требований к деятельности обучающегося и профессиональной деятельности педагога во взаимосвязанном учебном процессе. Данная совокупность включает в себя внешние и внутренние потребности, мотивы и факторы. Сочетание таких составляющих влияет на подбор содержания образовательного процесса, методов и форм обучения, формирование активной творческой личности. Невозможно определить перечень эффективных или неэффективных образовательных подходов при обучении профессиональному юридическому образованию.

Литература

1. Воскресенская Е.В. Применение новых методов обучения в преподавании юридических дисциплин // Успехи современного естествознания. -2008. - № 4. - С. 71-72.

2. Гулина О.Р. Традиции юридического образования в России и странах Западной Европы.-URL:http://ЫЫюfond.m/view.aspx?id=99679#1 (дата обращения 10.10.2019).

3. Данилов С.Ю. О современных проблемах юриспруденции в контексте научного и образовательного компонентов // История и современность. - Минск : Бизнес-офсет, 2012. - С. 92-98.

5'

гп

о

а

Н

А У

т; А

4. Обидина Л.Б. Юридическое образование в США //Государство и право. -2017. -№ 7. -С. 66-70.

5. Тимофеева А.А. Компетентностный подход в преподавании юридических дисциплин: опыт и проблемы реализации // Юридическое образование и наука. - 2015. - № 2. - С. 12-14.

Legal education: russian and foreign experience Tsyrempilova E.A.

East Siberian state University of technology and management The article analyzes the main directions of development of the education system in Russia and abroad, highlights the specifics of the development of legal education. The author notes the shortcomings that prevent the formation of a competitive system of legal education in Russia, suggests ways of optimization. Keywords: jurisprudence, quality of education, bachelor's degree, master's degree, legal education, methods of teaching legal disciplines.

References

1. Voskresenskaya E. V. Application of new teaching methods in

teaching legal disciplines / / Successes of modern natural science. - 2008. - No. 4. - C. 71-72.

2. Gulina O. R. Traditions of legal education in Russia and Western

Europe.- URL: http:/ / bibliofond.m / view.aspx?id=99679#1 (accessed 10.10.2019).

3. Danilov S. Yu. On contemporary problems of jurisprudence in the

context of the scientific and educational components // History and modernity. - Minsk: Business offset, 2012. Pp. 92-98.

4. Obidina L. B. Legal education in the USA / / State and law. -2017.

- No. 7. Pp. 66-70.

5. Timofeeva A. A. Competence approach in teaching legal disciplines: experience and problems of implementation / / Legal education and science. - 2015. - No. 2. - Pp. 12-14.

X

S2

о

0 сч сч

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.