ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ
ПРАВОВОГО СТАТУСА СПАМА В РФ
М.В. Жёлобов, студент
Российский государственный гуманитарный университет (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-5-2-205-207
Аннотация. Ключевой проблемой, поднимаемой в исследовании, является отсутствие должного нормативно-правового урегулирования (ограничения) использования юридическими лицами спам звонков, а также электронных и смс спам рассылок. Упомянутый пробел в российском законодательстве приводит к нарушению прав граждан на отдых, вовлекая отдыхающих во внерабочее время людей в навязчивые и раздражающие рекламные разговоры. Кроме того, вышеописанный пробел пусть и косвенно, но посягает на принцип неприкосновенности жилища, частной жизни.
Ключевые слова: спам, частная жизнь, право на отдых, неприкосновенность жилища.
Хотя, по большей части, электронный спам рассылается в рекламных целях, спам может принимать как законные, так и незаконные формы, включая вводящие в заблуждение сообщения в соцсетях, фейко-вые новости, вредоносные программы (вредоносное программное обеспечение), вирусы, мошеннические звонки и сообщения и т.д.
Согласно юридическому словарю Merriam-Webster, термин «спам» относится к нежелательным, обычно коммерческим сообщениям (таким как электронная почта, текстовые сообщения или публикации в Интернете), отправленным большому количеству получателей или размещенным в большом количестве мест [Merriam-Webster].
Нормативно-правовое регулирование спама в РФ
На сегодняшний день ни Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О рекламе» (Далее - ФЗ «О рекламе»), ни Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (Далее -ФЗ «О связи») не содержат определения такого правонарушения в сфере рекламы и связи как спам. Единственным нормативно-правовым актом, содержащим определение спама, является Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2607 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» (далее - Постановление). Согласно упомянутому Поста-
новлению, спам - телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту и (или) пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя. Вышеизложенное определение спама не может считаться исчерпывающим ввиду того, что включает в себя только электронные сообщения, не затрагивая при этом спам-звонки.
Аналогичным образом регламентируется и механизм защиты граждан-потребителей телекоммуникационных услуг (абонентов) от спама. Так, п. 6 ст. 45 ФЗ «О связи» предусмотрено право абонента на обращение к оператору связи с целью пресечения последним рассылки спам сообщений. В то же время российским законодательством не предусмотрен порядок пресечения спам звонков, что является вполне очевидным пробелом законодательства и требует безотлагательного урегулирования.
Начиная с 1 июня 2022 г. крупнейшие операторы связи в лице: МТС, Tele2, Beeline и Мегафон совместно с Федеральной антимонопольной службой РФ (далее -ФАС РФ) запустили совместную антиспам-систему. Упомянутая система позволяет заполнить форму для жалобы на спам звонки или сообщения на официальном
сайте ФАС РФ [fas.gov.ru]. В том случае, если ФАС РФ будет установлен факт недобросовестности спама, на номер будет наложена блокировка. Однако у упомянутой системы есть несколько недостатков. Первый и самый важный это статус формы для заполнения, размещённой на сайте ФАС РФ. Данная форма не является официальным обращением в ФАС РФ, так как адресуется в первую очередь оператору и имеет вместе с тем лишь формальный характер. Ещё одним недостатком упомянутой системы является открывающаяся перспектива блокировки номеров новых добросовестных абонентов (добросовестных приобретателей телефонных номеров) в связи с поставленной на поток сменой телефонных номеров распространителями спама.
Спам звонки на домашние стационарные телефоны как посягательство на неприкосновенность жилища и частной жизни
На сегодняшний день существует несколько доктринальных интерпретаций такого термина как неприкосновенность жилища. Представители цивилистического подхода характеризуют право на неприкосновенность жилища как субъективное право физического лица, носящее неимущественный характер и составляющее содержание абсолютного правоотношения, где все третьи лица обязаны воздерживаться от его нарушения [Лазарева 1997, с. 44]. Кроме того, существует доктринальная точка зрения, согласно которой соблюдение права на неприкосновенность жилища выступает гарантией осуществления права на неприкосновенность частной жизни [Суслова 2011, с. 113].
Спам звонки на стационарные телефоны домохозяйств являют в себе прямое по-
Библиографический список
1. Подача жалобы оператору связи на спам-рекламу // официальный сайт ФАС РФ. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fas.gov.ru/pages/zhaloby-sms (дата обращения 09.04.2023)
2. Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2607 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» // Собрание законодательства РФ, 17.01.2022, N 3, ст. 579.
3. Лазарева В.В. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Изд-во Спарк, 1997. - 599 с.
сягательство на неприкосновенность главной зоны комфорта человека - жилище. Громкие телефонные звонки и отсутствие определителя номеров вынуждают жильцов от раза к разу подходить к телефону и начинать разговор с назойливыми распространителями спама. Более того, часто подобные звонки нарушают, регламентированное Трудовым кодексом РФ право на отдых, а также законы субъектов РФ «О тишине» (в том случае, если подойти к телефону некому).
Влияние спама на национальную безопасность РФ
В условиях введения военного положения в новоприсоединённых регионах РФ, а также введения специальных режимов (режимы повышенной готовности и террористической опасности) в Центральном Федеральном Округе РФ стационарная связь является наиболее устойчивым и надёжным источником связи, которым нельзя пренебрегать. Спам звонки в свою очередь, вызывая постоянный дискомфорт у потребителей телекоммуникационных услуг, приводят к повсеместному отказу от услуг стационарной связи. Упомянутая тенденция приводит к сокращению публично значимой инфраструктуры в виде стационарной связи, весомая доля которой приходится именно на домохозяйства.
Заключение. Подводя итоги проведённого исследования, следует сделать вывод о необходимости осуществления более серьёзных шагов со стороны государства с целью борьбы со спамом. Данные шаги должны выражаться в первую очередь в систематизации и совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере регулирования спама.
4. Суслова С.И. Право на неприкосновенность жилища: правовая природа // Baikal Research Journal. - 2011. - №2.
5. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О рекламе» // «Российская газета», N 51, 15.03.2006, «Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232.
6. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» // «Российская газета», N 135, 10.07.2003, «Парламентская газета», N 127-128, 12.07.2003, «Собрание законодательства РФ», 14.07.2003, N 28, ст. 2895.
7. Юридический словарь Merriam-Webster. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.merriam-webster.com/dictionary/spam (дата обращения 05.04.2023).
THE LEGAL BASIS FOR THE NEED TO REGULATE THE LEGAL STATUS OF SPAM
IN THE RUSSIAN FEDERATION
M.V. Zhelobov, Student
Russian State University for the Humanities
(Moscow, Russia)
Abstract. The key problem raised in the study is the lack of proper legal regulation of the use of spam calls by legal entities, as well as electronic and SMS spam mailings. The aforementioned gap in the Russian legislation leads to a violation of citizens' rights to rest, involving people in intrusive and annoying advertising conversations outside of their working hours. In addition, the gap described above, albeit indirectly, but infringes on the principle of inviolability of the home, private life.
Keywords: spam, private life, the right to rest, inviolability of the home.