Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТОМ, ЧТО ДОЛЖНО ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ'

К ВОПРОСУ О ТОМ, ЧТО ДОЛЖНО ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕКЛАМА / РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / НЕДОСТОВЕРНАЯ РЕКЛАМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кряжевских Ксения Александровна

В статье автором рассмотрен вопрос о правовом регулировании рекламной деятельности в РФ. Актуальность темы обеспечена тем, что реклама в современных условиях рыночной экономики помогает предприятиям и организациям более эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность путем повышения собственной конкурентоспособности. Определены основные проблемы правового регулирования в сфере рекламы. Сделан вывод о необходимости пристального внимания вопросам этичности рекламы, ее достоверности, прозрачности и полноты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF WHAT THE REGULATION OF ADVERTISING ACTIVITY IN THE RF SHOULD INCLUDE

In the article, the author considers the issue of legal regulation of advertising activities in the Russian Federation. The relevance of the topic is ensured by the fact that advertising in modern conditions of a market economy helps enterprises and organizations to more effectively carry out entrepreneurial activities by increasing their own competitiveness. The main problems of legal regulation in the field of advertising are identified. The conclusion is made about the need for close attention to the issues of ethics of advertising, its reliability, transparency and completeness

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТОМ, ЧТО ДОЛЖНО ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО

УДК 340.12

Кряжевских Ксения Александровна Уральский государственный юридический университет им. В. Ф. Яковлева

Институт юстиции Россия, Екатеринбург zvezda5361 @mail.ru Kryazhevskikh Ksenia Alexandrovna Ural State Law University named arter V. F. Yakovlev

Institute of Justice Russia, Ekaterinburg

К ВОПРОСУ О ТОМ, ЧТО ДОЛЖНО ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ Аннотация: в статье автором рассмотрен вопрос о правовом регулировании рекламной деятельности в РФ. Актуальность темы обеспечена тем, что реклама в современных условиях рыночной экономики помогает предприятиям и организациям более эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность путем повышения собственной конкурентоспособности. Определены основные проблемы правового регулирования в сфере рекламы. Сделан вывод о необходимости пристального внимания вопросам этичности рекламы, ее достоверности, прозрачности и полноты.

Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность, правовое регулирование, цифровизация, информация, недостоверная реклама.

ON THE QUESTION OF WHAT THE REGULATION OF ADVERTISING ACTIVITY IN THE RF SHOULD INCLUDE

Annotation: in the article, the author considers the issue of legal regulation of advertising activities in the Russian Federation. The relevance of the topic is ensured by the fact that advertising in modern conditions of a market economy helps enterprises and organizations to more effectively carry out entrepreneurial activities by increasing their own competitiveness. The main problems of legal regulation in the field of advertising are identified. The conclusion is made about the need for close attention to the issues of ethics of advertising, its reliability, transparency and completeness.

Key words: advertising, advertising activity, legal regulation, digitalization, information, false advertising.

Реклама стала неотъемлемой частью нашей жизни. Каждый день мы встречаемся с рекламой всевозможных товаров и услуг. Реклама воздействует на население, формирует покупательские предпочтения, способствует становлению определенного мышления и социального поведения различных слоев населения. Как считает П. У. Кузнецов, формирование у человека нужного для производителя образа товаров является целью создания рекламной информации [1, с. 36]. Реклама - один из важнейших факторов формирования мировоззрения человека. Именно поэтому вопрос регулирования рекламной деятельности и по сей день остается достаточно актуальным.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе», реклама -информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке [2].

Итак, что же должно включать в себя регулирование рекламной деятельности?

В настоящее время особо важным становится регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации в связи с развитием информационных технологий, которые стали частью нашей обыденной жизни. Именно поэтому следует рассматривать особенности регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации в условиях цифровизации. Все чаще можно наблюдать рекламу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Сеть «Интернет» на сегодняшний день фактически представляет собой масштабную информационно-телекоммуникационную площадку для осуществления различных видов экономической, в том числе предпринимательской деятельности. Закономерным итогом данного явления выступает массовое распространение рекламной информации посредством сети «Интернет», ввиду очевидных преимуществ данной информационно-телекоммуникационной сети, заключающихся в неограниченном по времени доступу к рекламе в сети Интернет, в большей приспособленности Интернет-рекламы на определенную целевую аудиторию, в способности предоставления самой актуальной рекламной информации.

Нужно понимать, что любое действие в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет» оставляет свой след в электронном пространстве. О. В. Флёров под цифровым следом понимает комплекс данных, генерируемых пользователем при использовании цифрового пространства [3, с. 80]. В связи с этим необходимо поставить ребром вопрос о важности соблюдения информационной культуры в рекламной деятельности. Под информационной культурой понимается не только возможность овладения информационными знаниями, но и обязанность человека не злоупотреблять своими правами и свободами в общем информационном пространстве. Проблемы нравственности и этики в рекламной деятельности становятся во главу угла.

Н. В. Рубцова к числу основных проблем относит то, что регулирование рекламной деятельности должно включать в себя контроль за недостоверной и недобросовестной информацией [4, с. 1]. Следует обратить внимание на такие важные проблемы, как излишнее возрастание влияния информационных технологий на население и, в особенности, на подрастающее поколение. Сеть «Интернет» на данный момент является вторичным агентом социализации индивидов, формирует определенное мировоззрение, мышление человека. В связи с этим следует уделить огромное влияние тому, что именно выкладывается и распространяется в средствах массовой информации, пропагандируется в социальных сетях, «навязывается» населению.

Это оказывает огромное влияние на формирование определенных представлений в обществе и может способствовать формированию противоправного поведения, что, в конечном счете, будет способствовать угрозе национальной безопасности, в том числе в информационной сфере.

Информация играет важную роль в нашей жизни. Каждый человек для принятия эффективных управленческих решений в любой сфере жизни общества нуждается в достоверной информации. Если говорить о лингвистическом подходе понятия «информации», то информация - сведения, сообщения, осведомляющие о положении дел. Достоверность является так называемым природным качеством информации. Именно поэтому следует уделять огромное внимание обеспечению гражданам достоверной информации, недопущению подмены понятий и заблуждений, ведь статистика говорит нам о том, что достаточно большое количество правонарушений фиксируется при распространении недостоверной рекламы и рекламы, вводящей в заблуждение.

Согласно статистике ФАС в 2019 году антимонопольные органы рассмотрели 18179 заявлений (в 2018 году - 15312 заявлений) о несоответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе [5].

В 2019 году наибольшее количество выявленных антимонопольными органами нарушений фиксировалось при распространении недостоверной рекламы, такие нарушения составили 22,4% (в 2018 году - 18,24% всех выявленных нарушений).

Распространение рекламы, водящей в заблуждение, в 2019 году составило 14,45% всех нарушений, что несколько выше данных 2018 года (в 2018 году -11,56% всех нарушений).

Законодательством должны быть установлены различные требования к содержанию и распространению рекламной информации, в том числе в сети «Интернет». Это имеет определяющее значение, поскольку, как уже было сказано ранее, реклама способствует формированию определенного мышления у населения, определенного образа жизни. Именно поэтому согласно статье 5 Федерального закона «О рекламе» реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий; призывать к насилию и жестокости; иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта; формировать негативное отношение к лицам, не пользующимися рекламными товарами, или осуждать таких лиц; содержать информацию порнографического характера [2].

В настоящее время первостепенное значение приобретают и вопросы безопасности в регулировании рекламной деятельности, в том числе и в информационном пространстве. Огромную роль играет деятельность по созданию препятствий и предотвращению реализации негативных воздействий (угроз) на жизненно важные интересы личности, общества и государства.

Конвенцией ООН о правах ребенка устанавливается, что ребенок ввиду его умственной и физической незрелости нуждается в специальной заботе и охране, включая правовую надлежащую защиту [6]. В связи с этим Федеральный закон «О рекламе» содержит нормы, которые охраняют интересы

568

несовершеннолетних, однако в сети «Интернет» довольно часто можно заметить присутствие неподобающих материалов, которые способны нарушить психику ребенка. Необходимо, чтобы регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации включало в себя регулирование распространяемых материалов в сети «Интернет».

В статьях 14-20 Федерального закона «О рекламе» раскрываются особенности отдельных способов распространения рекламы [2]. Следует отметить, что особенности рекламы, о которых говорится в Федеральном закона, не охватывают всех видов рекламы, имеющих специфические особенности. Например, особую статью следовало бы посвятить новейшему виду рекламы - рекламе, предоставляемой в сети «Интернет» [7, с. 3].

Необходимо знать о том, что информационные технологии имеют ряд определенных недостатков: чрезмерная зависимость общества от сети «Интернет», доступность к информации негативного характера, подмена общественных ценностей и многие другие. Чтобы избежать данных недостатков информационных технологий и сети «Интернет» следует избегать чрезмерного неэффективного использования информационных технологий в рекламной деятельности.

Часто можно встретить рекламу, в которой нет части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его использования и применения, вследствие чего искажен общий смысл информации, а потребители рекламы вводятся в заблуждение. В Интернет-магазинах не всегда соблюдены требования законодательства о рекламе, которые предусматривают обязательность в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи, указывать сведения о продавце данных товаров: место нахождения, государственная регистрация и наименование.

Особое внимание следует уделить регулированию распространения

рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования

телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи. Для получения абонентом или адресатом рекламы необходимо его предварительное согласие. При этом, нигде не урегулировано, что представляет из себя «согласие на получение рекламы» и в какой момент оно должно быть получено [8, с. 3].

Особую актуальность приобрела проблема правового регулирования применения электронной почты и социальных сетей в аспекте спама. Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2021 №2607 «Об утверждении правил оказания услуг телематической связи» под спамом понимается телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту и (или) пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя [9].

Таким образом, следует обратить пристальное внимание на регулирование рекламной деятельности в сети «Интернет». Уделять повышенное внимание необходимо вопросам этичности рекламы, ее достоверности, прозрачности и полноты. Важно, чтобы реклама точно соответствовала исходным данным товаров и услуг, а не приукрашивала действительность, как это довольно часто можно заметить в настоящее время. Пристальное внимание следует уделить и вопросам того, какие товары пригодны для рекламирования. Следует понимать, что реклама в современных условиях рыночной экономики помогает предприятиям и организациям более эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность путем повышения собственной конкурентоспособности. Развитие отношений в области рекламы породило новые способы ее распространения, хочется верить, что в будущем данным отношениям будет придана надлежащая правовая регламентация.

Список литературы:

1. Кузнецов П. У. Основы информационного права: учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2014. 312 с.

2. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «О рекламе» // «Российская газета», N 51, 15.03.2006.

3. Флёров О. В. Цифровой след человека в интернете: основные гуманитарные подходы // Образовательные ресурсы и технологии. 2018. №4 (25). С. 79-81.

4. Рубцова Н. В. К вопросу о правовом регулировании интернет-рекламы в России // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 348-350.

5. Итоги осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе за 2019 год // URL: https://clck.ru/dWdij (дата обращения: 03.03.2022).

6. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // URL: https://clck.ru/dWdnP (дата обращения: 03.03.2022).

7. Бекирова Э. Э., Буткевич О. В. Правовое регулирование противодействия недобросовестной рекламе: проблемы и пути их решения // МедиаУектор. 2021. № 1. С. 12-15.

8. Филатова В. И. Проблемы правового регулирования рекламы, распространяемой по сетям электросвязи // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 22. С. 814-818.

9. Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2607 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" // URL: https://clck.ru/dWwVy (дата обращения: 26.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.