Научная статья на тему 'Юридический дизайн как средство правовой политики в сфере правового информирования населения'

Юридический дизайн как средство правовой политики в сфере правового информирования населения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
119
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовое информирование / юридический дизайн / правовая политика / визуализация текста / юридические текст / упрощение юридических текстов / legal information / legal design / legal policy / text visualization / legal texts / legal text simplification

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Солдаткина О. Л.

статья посвящена обоснованию необходимости совершенствования правового информирования при помощи юридического дизайна, являющегося эффективным инструментом повышения эффективности восприятия гражданами юридических текстов. Автор делает вывод о целесообразности применения юридического дизайна для правового информирования, а также рассматривает риски его применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal design as a means of legal policy in the field of legal informing the population

the article is devoted to substantiating the need to improve legal information through legal design, which is a powerful tool for increasing the efficiency of citizens’ perception of legal texts. The author concludes that it is expedient to use legal design for legal information, and also considers the risks of its application.

Текст научной работы на тему «Юридический дизайн как средство правовой политики в сфере правового информирования населения»

О.Л. Солдаткина,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Саратовского филиала ИГП РАН

DOI:

O.L. Soldatkina,

Candidate of Law, Senior Researcher Saratov Branch of the Institute of State and Law RAS buzum@mail.ru

ЮРИДИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК СРЕДСТВО ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРАВОВОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация: статья посвящена обоснованию необходимости совершенствования правового информирования при помощи юридического дизайна, являющегося эффективным инструментом повышения эффективности восприятия гражданами .Q юридических текстов. Автор делает вывод о целесообразности применения юридического дизайна для правового информирования, а также рассматривает риски его S применения.

Ключевые слова: правовое информирование, юридический дизайн, правовая по-

«5 литика, визуализация текста, юридические текст, упрощение юридических текстов. §

2 LEGAL DESIGN AS A MEANS OF LEGAL POLICY

^ IN THE FIELD OF LEGAL INFORMING

- THE POPULATION

i

p Abstract: the article is devoted to substantiating the need to improve legal information through legal design, which is a powerful tool for increasing the efficiency of citizens'

g perception of legal texts. The author conclucks that it is eXpedient to use legal design for

I

OQ

legal information, and also considers the risks of its application.

Keywords: legal information, legal design, legal policy, text visualization, legal texts,

0 legal text simplification. CQ

1

Правовое информирование как организованная, после-78 довательная, комплексная деятельность компетентных субъектов ^ по доведению правовой информации с целью дальнейшей реализа-CV ции юридических норм [1-2] является важнейшей частью правового ® просвещения граждан. Однако сегодня складывается такая ситуация, ^ что система правового информирования в силу ряда причин (специальный юридический язык нормативного материала, отсутствие механизма обратной связи с населением и др.) обусловливает его низкую эффективность, особенно в регионах, где к правовому информированию часто подходят достаточно формально.

Между тем увеличение объема законодательного массива и количества информационных потоков, усложнение социальных связей, повышение динамичности и скорости коммуникаций ставят перед

гражданином новые требования для того, чтобы оставаться участни- §

ком общественных отношений: например, речь идет о постоянном |

развитии личности. Согласимся с мнением Р. А. Осипова, что сегодня ®

правовую информированность можно рассматривать как «необхо- |,

димое состояние всех без исключения лиц, вступающих в правовые §

отношения» [1, с. 153]. |

Кроме того, вопрос информационного обеспечения всех сфер |

деятельности (в числе которых находится повышение эффективно- ■§

сти правового информирования) как одного из опорных пунктов для о

информационной безопасности личности исторически поднимается I

в большинстве стратегических документов, связанных с информаци- §

онной безопасностью. Так, ныне не действующая Доктрина инфор- |

мационной безопасности 2000 г. среди интересов личности указывает *

реализацию прав человека и гражданина на доступ к информации [3], О

а в Доктрине информационной безопасности 2016 г. среди главных |

угроз названо информационно-психологическое воздействие на на- ™

селение, а в качестве основных направлений обеспечения информаци- §

онной безопасности - «...е) повышение эффективности профилактики §

правонарушений, совершаемых с использованием информационных п

технологий, и противодействия таким правонарушениям» и «...и) по- §

вышение эффективности информационного обеспечения реализации |

государственной политики Российской Федерации» [4]. Указывает п

на необходимость эффективного распространения правовой информа- |

ции и Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. .№ 400 §

«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», |

где заявлено решение следующей задачи государственной политики: ¡-

«доведение до российской и международной общественности досто- §

верной информации о внутренней и внешней политике Российской | Федерации...» [5]. Таким образом, правовое информирование крайне

важно с точки зрения информационной безопасности личности [6]. 79

Стоит также отметить, что быстрое развитие информационно-ком- о

муникационных технологий, особенно их цифровой разновидности, Ь

сопровождается не только повышением вероятности возникновения §

угроз безопасности - появляется и множество инструментов, дела- О

ющих информацию более доступной. Представляется, однако, что | в целях осуществления правового информирования данный факт учитывается органами государственной власти недостаточно, а привлечение новых каналов информирования и цифровых технологий

идет с сильным отставанием и довольно произвольно. Между тем видится, что работа по совершенствованию инструментария правового информирования должна быть последовательной и комплексной, то есть осуществляется в рамках соответствующего вида правовой политики.

Особенность правовой политики состоит в числе прочего в том, что здесь не только ставится цель (система целей), но добавляется и система средств ее (их) реализации. В частности, целью правовой политики в сфере правового информирования населения является, на наш взгляд, повышение эффективности распространения и восприятия правовой информации, инструментарий же данного вида политики должны включать как специальные средства (доктрины, концепции, программы и т.д.), характерные для правовой политики, так и инструменты механизма правового регулирования (юридические .а средства: ограничения, правовые запреты, стимулы и пр.; неюридические средства: идеологические, организационные, материальные) [7]. ^ Поскольку правовое информирование связано с распространением а информации, количество каналов распространения которой в со-§ временном цифровом мире растет, представляется интересным § в рамках статьи сделать акцент на материальные и организационные 2 средства реализации данного вида политики, а именно на каналы ^ и форму распространения правовой информации в рамках правового — информирования.

§ У информирования в принципе есть несколько особенностей - на-^ пример, этот вид коммуникации односторонний, без обратной связи, § то есть для ознакомления с информацией требуется проявление воли ^ индивида. Кроме того, после получения правовой информации человеку необходимо понять ее смысл. Последнее зачастую непросто о сделать, так как юридические тексты написаны формальным языком, ^ сложным к восприятию даже для профессионалов. То есть для эф-С фективности правового информирования гражданин должен захотеть

получить правовую информацию и понять ее. 80 Еще одной особенностью правового информирования как ин-^ формирования социальной направленности является необходимость СЧ формирования желаемых поведенческих моделей граждан, отличаю® щихся осознанным выбором и возможной ответственностью. Однако ^ учитывать последствия выбора человек начинает, как правило, только в случае, если обладает полной информацией [8, с. 16]. То есть от распространителя информации требуется обеспечить ее доступность.

Говоря о доступности информации, необходимо помнить о том, что в структуру доступности входят два элемента: широта охвата

адресатов, связанная с распространением информации через максимальный набор средств коммуникации, и содержание информации, правильная «подача» которой должна помогать добиться полного понимания со стороны «адресата», обеспечив выбор наиболее желаемого § варианта поведения. Представляется, что с точки зрения оформления | подаваемой информации интересно рассмотреть относительно новый ® для юриспруденции феномен юридического дизайна. |, Четкого понимания, что представляет из себя юридический ди- § зайн, в научной литературе пока не сформировано: исследователи | трактуют его как «правильное» оформление юридического докумен- | та, ориентированное на потребности человека (чтобы юридические ■§ тексты, услуги, процедуры были более понятными и удобными в ис- о пользовании) [9] или как процесс творческого осмысления вынесения I и проектирования решений по многочисленным правовым задачам § [8, 10-11]. Анализ их позиций показывает, что суть юридического | дизайна состоит в том, чтобы, работая в основном с формой докумен- * тов, сделать правовую информацию более понятной и «дружелюбной» О для ее потребителя без потери ее юридического смысла. Согласно | Манифесту юридического дизайна [12], разработанному группой » энтузиастов, хорошая форма подразумевает не только структуру § с отточенным внешним видом, продуманными графическими и ин- *

женерными решениями, но и понятный текст, содержащий ясную п

мысль. Например, для составления договоров это означает придание §

создаваемому документу формы, удобной для восприятия человеком, |

с одной стороны, и основанной на гостах по оформлению юридически п

значимой документации - с другой. |

Однако с точки зрения правового информирования юридиче- §

ский дизайн, на наш взгляд, имеет другое наполнение. Здесь речь |

идет не об изменении нормативных правовых актов в угоду лучшего ^

их восприятия не-профессионалами (хотя бы в силу того, что излиш- §

I

нее упрощение может привести к неоднозначности толкования, такая || практика «упрощения» видится крайне сомнительной, несмотря на то,

что она присутствует в зарубежных странах - в США в 2010 г. при- 81

нят Закон о простом языке [13], требующий от федеральных агентств о

использования четких сообщений, которые население может понять; Ь

есть закон о простом языке и в Новой Зеландии [14]), а о методах §

максимального раскрытия содержания нормативной информации при О

ее распространении в рамках правового информирования. |

Справедливости ради, стоит отметить, что в отечественном законодательстве также содержатся нормы, направленные на обеспечение доступности информации: например, нотариус обязан разъяснять

физическим и юридическим лицам положения законодательства в части их прав и обязанностей, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий (ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате [15]). Тем не менее данные нормы не исключают дальнейшего повышения эффективности правового информирования в целом.

Среди методов юридического дизайна в исследуемом направлении стоит отметить метод визуализации (визуальное представление для лучшего восприятия, обеспечивающего общее понимание представленного материала) и метод упрощения (адаптация юридического документа посредством снижения текстовой нагрузки под понимание потребителя, несведущего в правовых вопросах).

Метод визуализации основан на том факте, что мозг человека настроен на более легкое и быстрое восприятие изображения, чем текста. То есть визуализация может облегчить знакомство с содер-§ жанием документа и сделать акцент на самом важном, однако здесь всенепросто[16].

^ Сложности начинаются с самого понятия визуализации при-

§ менительно к правовой информации. В целом пониманий термина со

«визуализация» можно выделить два: С ■ как генерации изображений по имеющемуся описательному

5 тексту [17];

2 ■ изображение элементов текста или структур, извлеченных из текста, для различных нужд (аналитика, просвещение и др.) [18].

В силу озвученной нами ранее задачи по обеспечению более С эффективного восприятия юридической информации, выраженной ^ в виде текста, без расширения или сужения его сути, для правового § информирования интерес представляет именно второй подход к понятию визуализации. с; Другой сложностью применения визуализации для правового информирования является то, что не все юридические тексты можно 82 или нужно представлять в виде изображений (если текст документа

небольшой и/ или понятный). су Также стоит отметить широкую вариативность методик визуализа-® ции текстов, при том, что отдельные из них (например, облако тегов) ^ не годятся для юридических документов. Это ведет к необходимости отбора самых подходящих методик - например, инструментами реализаций идей юридического дизайна в рамках правового информирования могут быть инфографики, схемы, графические рисунки, игры и т.д. Выбор может осуществляться в зависимости от аудитории,

среди которой распространяется правовая информация, и канала распространения.

Что касается метода упрощения текстов, то его актуальность для

правового информирования обусловлена тем, что свойствами слож- §

ных юридических текстов, как и формальных документов, являются |

разброс ключевой информации по всему документу, специфика тер- |

минологии и стилистики написания текста. Кроме того, объем даже I

нормативной правовой информации сегодня такой, что человеческое |

сознание не может охватить весь этот объем, а поиск по норматив- |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ным текстам достаточно специфичен. В то же время рядовому поль- I зователю (не-специалисту) в случае ознакомления с нормативной

информацией при решении конкретного жизненного вопроса часто §

нужно знать всего несколько фактов, а не весь документ (что является *

дополнением к знанию основ законодательства, обеспечивающего п

правомерную деятельность и свойственное правовому развитию о

личности). Так, гражданину необходима информация о каком-либо §

виде льгот, например, налоговых для 1Т-компаний. Необходимая |

человеку в конкретной ситуации информация разбросана по всему |

со

налоговому кодексу (п. 1.15 ст. 284, пп.3 п. 1, п. 5, 2.2 ст. 427, п. 1.15 £

ст. 284, п. 5 ст. 427 и др.), а часть информации находится в письмах |

Минфина России (от 13 марта 2023 г. № 03-03-06/1/20606, 25 января §

2023 г. №СД-4-3/763@ и т.д.) [19]. Также в текстах нормативных §

о

правовых актов встречаются отсылки к подзаконным актам и прочим п

||

документам; в первоначальный текст нормативного правового акта, £

обязательного для официального опубликования, вносятся изменения "§ и т.д. Кроме того, человек, в целом юридически грамотный, может

не владеть в достаточной степени особенностями языка, на котором |

пишутся нормативные правовые акты. Все это существенно затрудняет |

процесс ознакомления с нормативной информацией и ее восприятие. §

При этом строгое формальное текстуальное выражение законо- | дательных установлений необходимо, но оно вступает в конфликт

с необходимостью ориентации на человека без специального юридиче- 83 ского образования и без специальных знаний, «поскольку в противном

случае закон перестанет отвечать критерию всеобщности, который §

проявляется в общедоступном содержании и ясной форме» [20]. П

Видится, что именно в процессе правового информирования можно О

решить вопрос понимания, использовав метод упрощения не как || принципиального упрощения текстов нормативных правовых актов, а как выделение основных положений при доведении информации до граждан в ходе правовом информировании.

С упрощением юридических текстов возникает ряд проблем, схожих с проблемами визуализации, важнейшей среди которых является точность: требуемая юридическим дизайном лаконичность текстов не должна означать потерю смысла. Не должна страдать и логика получаемых текстов. Адаптация нормативных текстов, помимо того, что требует определенных юридических, психологических и лингвистических компетенций, представляет собой творческий процесс, что делает данную работу сложной и требующей подготовки и как юриста, и как лингвиста.

Тем не менее цифровые технологии сегодня могут предоставить инструменты для облегчения данной работы - в первую очередь это искусственный интеллект (нейросети). Более того, данные технологии уже сейчас применяются для упрощения и сокращения сложных текстов - и в виде онлайн-роботов (например, robotext.io), и в виде .а более сложных программ (например, ReadEasy.ai). Учитывая наличие технических решений, странно, что в имеющихся работах по юридическому дизайну возможности искусственного интеллекта а практически не рассматриваются. Конечно, в силу того, что упрощение § юридических текстов является ответственной и творческой работой, § искусственный интеллект здесь может и должен рассматриваться 2 только как вспомогательный инструмент для ответственного лица. ^ И все же эта технология может существенно облегчить работу специ-— алиста, что в свете проблем с квалифицированными в сфере правового

§ дизайна кадрами делает применение программ упрощения текстов с

§ актуальным и своевременным.

§ Для упрощения юридических текстов с точки зрения юридическо-^ го дизайна М. Ю. Козлова предлагает использовать интересный прием

параллельного представления информации в трех видах: о ■ сложном - для аудитории специалистов (профессиональных

^ юристов, судей, правозащитников);

С ■ упрощенном - для широкой аудитории неспециалистов;

■ машиночитаемая версия, созданная для распознавания программами [8].

Такое предложение хорошо, в частности, тем, что позволяет обе-(V спечить точность и формальную определенность юридических текстов ® в совокупности с облегчением их восприятия и «простыми» людьми, и цифровыми устройствами.

Однако, несмотря на привлекательность, при реализации данной схемы сразу встает несколько сложных организационных вопросов: кто будет исполнителем упрощения (как было озвучено ранее, эта работа требует специальных навыков); на каком этапе должно проходить

84

со

го

упрощение (на этапе законопроекта это видится неправильным, так как в ходе работы нормотворческого органа текст документа может существенно меняться, значит будет делаться лишняя работа; на других

этапах - нарушается параллельность предоставления информации); §

надо ли делать упрощенные версии для всех документов; на каком |

этапе создания документов разделять их на те, которым нужно или ®

не нужно упрощение и т.д. |о

Тем не менее, на наш взгляд, предложенный вариант представляет §

интерес с точки зрения правового информирования при условии его о|

модернизации и разнесении во времени. Например, схема может быть |

следующей (на примере нормативной правовой информации): ■§

■ документ на формальном юридическом языке создается зако- О нотворческим органом, принимается и обнародуется в стандартном п порядке; §

■ далее (позже по времени) к электронной версии опубликован- §

ного нормативного акта может прикрепляться официальный упро- *

п§

щенный вариант, подготовленный по правилам юридического дизайна. О

Что касается машиночитаемой версии - здесь все сложнее, так | как если брать за основу подход, при котором машиночитаемая норма

изначально предполагает формальный (машинный) язык изложения §

и ее непосредственное восприятие человеком невозможно, то здесь §

получается скорее отдельный процесс формирования норм машино- §

читаемого права, что к вопросу облегчения восприятия человеком по

смысла юридического текста отношения не имеет. ||

Конечно, предложенная схема двух версий сложных юридических п

документов потребует внесения изменений в действующее законо- |

дательство, что, на наш взгляд, должно осуществляться на основе §

соответствующей концепции правовой политики. |

8

а

Как видно из сказанного выше, с точки зрения доступности

правовой информации юридический дизайн может стать полезным §

средством повышения эффективности правового информирования. ||| Однако следует учитывать и то, что новизной юридического дизайна

обусловлен и ряд рисков, делающих его применение спорным: 85

■ отсутствие соответствующей правовой базы; о

■ необеспеченность компетентными специалистами в области Ь юридического дизайна, способными провести грамотное исполнение п§ работы по изготовлению информационных материалов (такой специ- О алист должен быть одновременно и юристом, и лингвистом); ||

■ возможное недоверие у большинства граждан к графическим 01 и иным наглядным материалам как способу представления правовых норм;

■ практически отсутствующая практика применения и др. [9].

Несмотря на имеющиеся сложности, методика упрощения юридических текстов перекликается с упоминаемым многими авторами несоответствием действительности имеющейся в российском праве презумпции понятности любого юридического документа любому лицу, которое имело возможность с ним ознакомиться [20, 22-23 и др.], что делает юридический дизайн инструментом, применение которого в сфере правового информирования населения выглядит перспективным и даже необходимым при условии минимизации рассмотренных рисков.

Список литературы:

1. Осипов, Р. А. Правовое информирование: понятие и соотношение со смежными категориями / Р. А. Осипов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2015. - № 3. - С. 153-158. ЭС 2. Червяковский, А.В. Актуальные проблемы правового информирова-

S2 ния / А.В. Червяковский // Вестник Омского университета. Серия «Право». ^ - 2009. -№ 4.- С. 91-96.

О; 3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации : утв.

§ Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 // Рос. газ. - 2000. - 28 сент. § 4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации : утв.

g Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 64 // Рос. газ. - 2016. - 6 дек. С 5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации:

S Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400. - URL: http://www.kremlin.ru/ g acts/bank/47046/page/1

jS 6. Солдаткина, О. Л. Правовое информирование как средство российской

jj правовой политики в сфере информационной безопасности / О. Л. Солдаткина § // Правовая политика и правовая жизнь. - 2022. - № 3. - С. 56-65. С 7. Пузиков, Р.В. Средства реализации правовой политики/Р.В. Пузиков

5 // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. § - Вып. 11 (127). - С. 343-354.

cq 8. Козлова, М.Ю. Юридический дизайн как средство умного регулиро-

2 вания / М.Ю. Козлова // Юрислингвистика. - 2023. - № 27. - С. 15-20.

С 86

9. Hagan, M. Law by Design / M. Hagan. - 2014. - URL: http://www.law-bydesign.co.

10. Гатилова, М.М. Перспективы, риски и практика применения техно" логии «юридический дизайн» / М.М. Гатилова, Я.В. Лысова // Гражданин.

Выборы. Власть. - 2021. - № 3 (21). - С. 175-188. О 11. Янковский, Р.М. Legal design: новые вызовы и новые возможности

¡N / Р.М. Янковский // Закон. - 2019. - № 5. - С. 76-86.

00 12. Манифест юридического дизайна // Zakon.ru. - 2021. - 1 нояб. - URL:

https://zakon.ru/blog/2021/11/1/manifest_yuridicheskogo_dizajna

13. Public Law 111-274 - Plain Writing Act of 2010. - URL: https:// www.plainlanguage.gov/law/#:~:text=The %20Plain%20Writing%20Act%20 of,12866 %2C%20E.0.

14. Plain Language Bill // New Zealand Legislation. - 2022. - URL: https:// ww.legislation.govt.œ/Hll/member/2021/0070/latest/whole.html#DLM4357602.

15. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате // Рос. газ. - 1993. - 13 марта.

16. Levie, W. H. Effects of text illustrations: A review of research / W. H. Levie, R. Lentz // ECTJ. - 1982. - № 30. - Pp. 195-232.

17. Усталов, Д. Применение онтологии при синтезе изображения по тексту / Д. Усталов, А. Кудрявцев // Доклады всероссийской научно-практической конференции «Анализ Изображений, Сетей и Текстов». - Екатеринбург, 16-18 марта 2012 г. - М.: Национальный Открытый Университет ИНТУИТ, 2012. - С. 289-299.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Smith, A., Chuang, J., Hu, Y., Boyd-Graber, J., & Findlater, L. Concurrent Visualization of Relationships between Words and Topics in Topic Models. - Sponsor: Idibon, 79. 2014. - URL: https://aclanthology.org/W14-3112.pdf.

19. Трунтаева, К. Налоговые льготы для IT-компаний 2023 / К. Трунтаева // Гарант.ру: информационно-правовой портал. - URL: https://www.garant.ru/ pravovest-audit-sp/ligoty-it-2022.html

20. Туранин, В.Ю. Три причины трудности понимания текста закона / В.Ю. Туранин // Российская юстиция. - 2010. - № 1. - С. 2-4.

21. Legal design - подход к решению юридических задач с помощью дизайн-мышления. - URL: https://pravo.school/legal-design

22. Волынец, Д. А. Доступность юридических документов / Д. А. Волынец, Р.Э. Мехрабов // NOVAUM.RU. - 2020. - № 28. - С. 209-212.

23. Белов, С. А. Язык юридических документов: сложности понимания / С.А. Белов, В.Б. Гулида // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. - 2019. - № 15.1. - С. 56-103.

I

0 ■о

1

87

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.