О.Л. Солдаткина,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Саратовского филиала ИГП РАН
DOI:
O.L. Soldatkina,
Candidate of Law, Senior Researcher Saratov Branch of the Institute of State and Law RAS buzum@mail.ru
ЮРИДИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК СРЕДСТВО ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРАВОВОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Аннотация: статья посвящена обоснованию необходимости совершенствования правового информирования при помощи юридического дизайна, являющегося эффективным инструментом повышения эффективности восприятия гражданами .Q юридических текстов. Автор делает вывод о целесообразности применения юридического дизайна для правового информирования, а также рассматривает риски его S применения.
Ключевые слова: правовое информирование, юридический дизайн, правовая по-
«5 литика, визуализация текста, юридические текст, упрощение юридических текстов. §
2 LEGAL DESIGN AS A MEANS OF LEGAL POLICY
^ IN THE FIELD OF LEGAL INFORMING
- THE POPULATION
i
p Abstract: the article is devoted to substantiating the need to improve legal information through legal design, which is a powerful tool for increasing the efficiency of citizens'
g perception of legal texts. The author conclucks that it is eXpedient to use legal design for
I
OQ
legal information, and also considers the risks of its application.
Keywords: legal information, legal design, legal policy, text visualization, legal texts,
0 legal text simplification. CQ
1
Правовое информирование как организованная, после-78 довательная, комплексная деятельность компетентных субъектов ^ по доведению правовой информации с целью дальнейшей реализа-CV ции юридических норм [1-2] является важнейшей частью правового ® просвещения граждан. Однако сегодня складывается такая ситуация, ^ что система правового информирования в силу ряда причин (специальный юридический язык нормативного материала, отсутствие механизма обратной связи с населением и др.) обусловливает его низкую эффективность, особенно в регионах, где к правовому информированию часто подходят достаточно формально.
Между тем увеличение объема законодательного массива и количества информационных потоков, усложнение социальных связей, повышение динамичности и скорости коммуникаций ставят перед
гражданином новые требования для того, чтобы оставаться участни- §
ком общественных отношений: например, речь идет о постоянном |
развитии личности. Согласимся с мнением Р. А. Осипова, что сегодня ®
правовую информированность можно рассматривать как «необхо- |,
димое состояние всех без исключения лиц, вступающих в правовые §
отношения» [1, с. 153]. |
Кроме того, вопрос информационного обеспечения всех сфер |
деятельности (в числе которых находится повышение эффективно- ■§
сти правового информирования) как одного из опорных пунктов для о
информационной безопасности личности исторически поднимается I
в большинстве стратегических документов, связанных с информаци- §
онной безопасностью. Так, ныне не действующая Доктрина инфор- |
мационной безопасности 2000 г. среди интересов личности указывает *
реализацию прав человека и гражданина на доступ к информации [3], О
а в Доктрине информационной безопасности 2016 г. среди главных |
угроз названо информационно-психологическое воздействие на на- ™
селение, а в качестве основных направлений обеспечения информаци- §
онной безопасности - «...е) повышение эффективности профилактики §
правонарушений, совершаемых с использованием информационных п
технологий, и противодействия таким правонарушениям» и «...и) по- §
вышение эффективности информационного обеспечения реализации |
государственной политики Российской Федерации» [4]. Указывает п
на необходимость эффективного распространения правовой информа- |
ции и Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. .№ 400 §
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», |
где заявлено решение следующей задачи государственной политики: ¡-
«доведение до российской и международной общественности досто- §
верной информации о внутренней и внешней политике Российской | Федерации...» [5]. Таким образом, правовое информирование крайне
важно с точки зрения информационной безопасности личности [6]. 79
Стоит также отметить, что быстрое развитие информационно-ком- о
муникационных технологий, особенно их цифровой разновидности, Ь
сопровождается не только повышением вероятности возникновения §
угроз безопасности - появляется и множество инструментов, дела- О
ющих информацию более доступной. Представляется, однако, что | в целях осуществления правового информирования данный факт учитывается органами государственной власти недостаточно, а привлечение новых каналов информирования и цифровых технологий
идет с сильным отставанием и довольно произвольно. Между тем видится, что работа по совершенствованию инструментария правового информирования должна быть последовательной и комплексной, то есть осуществляется в рамках соответствующего вида правовой политики.
Особенность правовой политики состоит в числе прочего в том, что здесь не только ставится цель (система целей), но добавляется и система средств ее (их) реализации. В частности, целью правовой политики в сфере правового информирования населения является, на наш взгляд, повышение эффективности распространения и восприятия правовой информации, инструментарий же данного вида политики должны включать как специальные средства (доктрины, концепции, программы и т.д.), характерные для правовой политики, так и инструменты механизма правового регулирования (юридические .а средства: ограничения, правовые запреты, стимулы и пр.; неюридические средства: идеологические, организационные, материальные) [7]. ^ Поскольку правовое информирование связано с распространением а информации, количество каналов распространения которой в со-§ временном цифровом мире растет, представляется интересным § в рамках статьи сделать акцент на материальные и организационные 2 средства реализации данного вида политики, а именно на каналы ^ и форму распространения правовой информации в рамках правового — информирования.
§ У информирования в принципе есть несколько особенностей - на-^ пример, этот вид коммуникации односторонний, без обратной связи, § то есть для ознакомления с информацией требуется проявление воли ^ индивида. Кроме того, после получения правовой информации человеку необходимо понять ее смысл. Последнее зачастую непросто о сделать, так как юридические тексты написаны формальным языком, ^ сложным к восприятию даже для профессионалов. То есть для эф-С фективности правового информирования гражданин должен захотеть
получить правовую информацию и понять ее. 80 Еще одной особенностью правового информирования как ин-^ формирования социальной направленности является необходимость СЧ формирования желаемых поведенческих моделей граждан, отличаю® щихся осознанным выбором и возможной ответственностью. Однако ^ учитывать последствия выбора человек начинает, как правило, только в случае, если обладает полной информацией [8, с. 16]. То есть от распространителя информации требуется обеспечить ее доступность.
Говоря о доступности информации, необходимо помнить о том, что в структуру доступности входят два элемента: широта охвата
адресатов, связанная с распространением информации через максимальный набор средств коммуникации, и содержание информации, правильная «подача» которой должна помогать добиться полного понимания со стороны «адресата», обеспечив выбор наиболее желаемого § варианта поведения. Представляется, что с точки зрения оформления | подаваемой информации интересно рассмотреть относительно новый ® для юриспруденции феномен юридического дизайна. |, Четкого понимания, что представляет из себя юридический ди- § зайн, в научной литературе пока не сформировано: исследователи | трактуют его как «правильное» оформление юридического докумен- | та, ориентированное на потребности человека (чтобы юридические ■§ тексты, услуги, процедуры были более понятными и удобными в ис- о пользовании) [9] или как процесс творческого осмысления вынесения I и проектирования решений по многочисленным правовым задачам § [8, 10-11]. Анализ их позиций показывает, что суть юридического | дизайна состоит в том, чтобы, работая в основном с формой докумен- * тов, сделать правовую информацию более понятной и «дружелюбной» О для ее потребителя без потери ее юридического смысла. Согласно | Манифесту юридического дизайна [12], разработанному группой » энтузиастов, хорошая форма подразумевает не только структуру § с отточенным внешним видом, продуманными графическими и ин- *
"о
женерными решениями, но и понятный текст, содержащий ясную п
мысль. Например, для составления договоров это означает придание §
создаваемому документу формы, удобной для восприятия человеком, |
с одной стороны, и основанной на гостах по оформлению юридически п
"о
значимой документации - с другой. |
Однако с точки зрения правового информирования юридиче- §
ский дизайн, на наш взгляд, имеет другое наполнение. Здесь речь |
идет не об изменении нормативных правовых актов в угоду лучшего ^
их восприятия не-профессионалами (хотя бы в силу того, что излиш- §
I
нее упрощение может привести к неоднозначности толкования, такая || практика «упрощения» видится крайне сомнительной, несмотря на то,
что она присутствует в зарубежных странах - в США в 2010 г. при- 81
нят Закон о простом языке [13], требующий от федеральных агентств о
использования четких сообщений, которые население может понять; Ь
есть закон о простом языке и в Новой Зеландии [14]), а о методах §
максимального раскрытия содержания нормативной информации при О
ее распространении в рамках правового информирования. |
Справедливости ради, стоит отметить, что в отечественном законодательстве также содержатся нормы, направленные на обеспечение доступности информации: например, нотариус обязан разъяснять
физическим и юридическим лицам положения законодательства в части их прав и обязанностей, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий (ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате [15]). Тем не менее данные нормы не исключают дальнейшего повышения эффективности правового информирования в целом.
Среди методов юридического дизайна в исследуемом направлении стоит отметить метод визуализации (визуальное представление для лучшего восприятия, обеспечивающего общее понимание представленного материала) и метод упрощения (адаптация юридического документа посредством снижения текстовой нагрузки под понимание потребителя, несведущего в правовых вопросах).
Метод визуализации основан на том факте, что мозг человека настроен на более легкое и быстрое восприятие изображения, чем текста. То есть визуализация может облегчить знакомство с содер-§ жанием документа и сделать акцент на самом важном, однако здесь всенепросто[16].
^ Сложности начинаются с самого понятия визуализации при-
§ менительно к правовой информации. В целом пониманий термина со
«визуализация» можно выделить два: С ■ как генерации изображений по имеющемуся описательному
5 тексту [17];
2 ■ изображение элементов текста или структур, извлеченных из текста, для различных нужд (аналитика, просвещение и др.) [18].
В силу озвученной нами ранее задачи по обеспечению более С эффективного восприятия юридической информации, выраженной ^ в виде текста, без расширения или сужения его сути, для правового § информирования интерес представляет именно второй подход к понятию визуализации. с; Другой сложностью применения визуализации для правового информирования является то, что не все юридические тексты можно 82 или нужно представлять в виде изображений (если текст документа
небольшой и/ или понятный). су Также стоит отметить широкую вариативность методик визуализа-® ции текстов, при том, что отдельные из них (например, облако тегов) ^ не годятся для юридических документов. Это ведет к необходимости отбора самых подходящих методик - например, инструментами реализаций идей юридического дизайна в рамках правового информирования могут быть инфографики, схемы, графические рисунки, игры и т.д. Выбор может осуществляться в зависимости от аудитории,
среди которой распространяется правовая информация, и канала распространения.
Что касается метода упрощения текстов, то его актуальность для
правового информирования обусловлена тем, что свойствами слож- §
ных юридических текстов, как и формальных документов, являются |
разброс ключевой информации по всему документу, специфика тер- |
минологии и стилистики написания текста. Кроме того, объем даже I
нормативной правовой информации сегодня такой, что человеческое |
сознание не может охватить весь этот объем, а поиск по норматив- |
ным текстам достаточно специфичен. В то же время рядовому поль- I зователю (не-специалисту) в случае ознакомления с нормативной
информацией при решении конкретного жизненного вопроса часто §
нужно знать всего несколько фактов, а не весь документ (что является *
дополнением к знанию основ законодательства, обеспечивающего п
правомерную деятельность и свойственное правовому развитию о
личности). Так, гражданину необходима информация о каком-либо §
виде льгот, например, налоговых для 1Т-компаний. Необходимая |
человеку в конкретной ситуации информация разбросана по всему |
со
налоговому кодексу (п. 1.15 ст. 284, пп.3 п. 1, п. 5, 2.2 ст. 427, п. 1.15 £
ст. 284, п. 5 ст. 427 и др.), а часть информации находится в письмах |
Минфина России (от 13 марта 2023 г. № 03-03-06/1/20606, 25 января §
2023 г. №СД-4-3/763@ и т.д.) [19]. Также в текстах нормативных §
о
правовых актов встречаются отсылки к подзаконным актам и прочим п
||
документам; в первоначальный текст нормативного правового акта, £
обязательного для официального опубликования, вносятся изменения "§ и т.д. Кроме того, человек, в целом юридически грамотный, может
не владеть в достаточной степени особенностями языка, на котором |
пишутся нормативные правовые акты. Все это существенно затрудняет |
процесс ознакомления с нормативной информацией и ее восприятие. §
При этом строгое формальное текстуальное выражение законо- | дательных установлений необходимо, но оно вступает в конфликт
с необходимостью ориентации на человека без специального юридиче- 83 ского образования и без специальных знаний, «поскольку в противном
случае закон перестанет отвечать критерию всеобщности, который §
проявляется в общедоступном содержании и ясной форме» [20]. П
Видится, что именно в процессе правового информирования можно О
решить вопрос понимания, использовав метод упрощения не как || принципиального упрощения текстов нормативных правовых актов, а как выделение основных положений при доведении информации до граждан в ходе правовом информировании.
С упрощением юридических текстов возникает ряд проблем, схожих с проблемами визуализации, важнейшей среди которых является точность: требуемая юридическим дизайном лаконичность текстов не должна означать потерю смысла. Не должна страдать и логика получаемых текстов. Адаптация нормативных текстов, помимо того, что требует определенных юридических, психологических и лингвистических компетенций, представляет собой творческий процесс, что делает данную работу сложной и требующей подготовки и как юриста, и как лингвиста.
Тем не менее цифровые технологии сегодня могут предоставить инструменты для облегчения данной работы - в первую очередь это искусственный интеллект (нейросети). Более того, данные технологии уже сейчас применяются для упрощения и сокращения сложных текстов - и в виде онлайн-роботов (например, robotext.io), и в виде .а более сложных программ (например, ReadEasy.ai). Учитывая наличие технических решений, странно, что в имеющихся работах по юридическому дизайну возможности искусственного интеллекта а практически не рассматриваются. Конечно, в силу того, что упрощение § юридических текстов является ответственной и творческой работой, § искусственный интеллект здесь может и должен рассматриваться 2 только как вспомогательный инструмент для ответственного лица. ^ И все же эта технология может существенно облегчить работу специ-— алиста, что в свете проблем с квалифицированными в сфере правового
§ дизайна кадрами делает применение программ упрощения текстов с
§ актуальным и своевременным.
§ Для упрощения юридических текстов с точки зрения юридическо-^ го дизайна М. Ю. Козлова предлагает использовать интересный прием
параллельного представления информации в трех видах: о ■ сложном - для аудитории специалистов (профессиональных
^ юристов, судей, правозащитников);
С ■ упрощенном - для широкой аудитории неспециалистов;
■ машиночитаемая версия, созданная для распознавания программами [8].
Такое предложение хорошо, в частности, тем, что позволяет обе-(V спечить точность и формальную определенность юридических текстов ® в совокупности с облегчением их восприятия и «простыми» людьми, и цифровыми устройствами.
Однако, несмотря на привлекательность, при реализации данной схемы сразу встает несколько сложных организационных вопросов: кто будет исполнителем упрощения (как было озвучено ранее, эта работа требует специальных навыков); на каком этапе должно проходить
84
со
го
упрощение (на этапе законопроекта это видится неправильным, так как в ходе работы нормотворческого органа текст документа может существенно меняться, значит будет делаться лишняя работа; на других
этапах - нарушается параллельность предоставления информации); §
надо ли делать упрощенные версии для всех документов; на каком |
этапе создания документов разделять их на те, которым нужно или ®
не нужно упрощение и т.д. |о
Тем не менее, на наш взгляд, предложенный вариант представляет §
интерес с точки зрения правового информирования при условии его о|
модернизации и разнесении во времени. Например, схема может быть |
следующей (на примере нормативной правовой информации): ■§
■ документ на формальном юридическом языке создается зако- О нотворческим органом, принимается и обнародуется в стандартном п порядке; §
■ далее (позже по времени) к электронной версии опубликован- §
ного нормативного акта может прикрепляться официальный упро- *
п§
щенный вариант, подготовленный по правилам юридического дизайна. О
Что касается машиночитаемой версии - здесь все сложнее, так | как если брать за основу подход, при котором машиночитаемая норма
изначально предполагает формальный (машинный) язык изложения §
и ее непосредственное восприятие человеком невозможно, то здесь §
получается скорее отдельный процесс формирования норм машино- §
читаемого права, что к вопросу облегчения восприятия человеком по
смысла юридического текста отношения не имеет. ||
Конечно, предложенная схема двух версий сложных юридических п
документов потребует внесения изменений в действующее законо- |
дательство, что, на наш взгляд, должно осуществляться на основе §
соответствующей концепции правовой политики. |
8
а
Как видно из сказанного выше, с точки зрения доступности
правовой информации юридический дизайн может стать полезным §
средством повышения эффективности правового информирования. ||| Однако следует учитывать и то, что новизной юридического дизайна
обусловлен и ряд рисков, делающих его применение спорным: 85
■ отсутствие соответствующей правовой базы; о
■ необеспеченность компетентными специалистами в области Ь юридического дизайна, способными провести грамотное исполнение п§ работы по изготовлению информационных материалов (такой специ- О алист должен быть одновременно и юристом, и лингвистом); ||
■ возможное недоверие у большинства граждан к графическим 01 и иным наглядным материалам как способу представления правовых норм;
■ практически отсутствующая практика применения и др. [9].
Несмотря на имеющиеся сложности, методика упрощения юридических текстов перекликается с упоминаемым многими авторами несоответствием действительности имеющейся в российском праве презумпции понятности любого юридического документа любому лицу, которое имело возможность с ним ознакомиться [20, 22-23 и др.], что делает юридический дизайн инструментом, применение которого в сфере правового информирования населения выглядит перспективным и даже необходимым при условии минимизации рассмотренных рисков.
Список литературы:
1. Осипов, Р. А. Правовое информирование: понятие и соотношение со смежными категориями / Р. А. Осипов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2015. - № 3. - С. 153-158. ЭС 2. Червяковский, А.В. Актуальные проблемы правового информирова-
S2 ния / А.В. Червяковский // Вестник Омского университета. Серия «Право». ^ - 2009. -№ 4.- С. 91-96.
О; 3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации : утв.
§ Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895 // Рос. газ. - 2000. - 28 сент. § 4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации : утв.
g Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 64 // Рос. газ. - 2016. - 6 дек. С 5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации:
S Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400. - URL: http://www.kremlin.ru/ g acts/bank/47046/page/1
jS 6. Солдаткина, О. Л. Правовое информирование как средство российской
jj правовой политики в сфере информационной безопасности / О. Л. Солдаткина § // Правовая политика и правовая жизнь. - 2022. - № 3. - С. 56-65. С 7. Пузиков, Р.В. Средства реализации правовой политики/Р.В. Пузиков
5 // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. § - Вып. 11 (127). - С. 343-354.
cq 8. Козлова, М.Ю. Юридический дизайн как средство умного регулиро-
2 вания / М.Ю. Козлова // Юрислингвистика. - 2023. - № 27. - С. 15-20.
С 86
9. Hagan, M. Law by Design / M. Hagan. - 2014. - URL: http://www.law-bydesign.co.
10. Гатилова, М.М. Перспективы, риски и практика применения техно" логии «юридический дизайн» / М.М. Гатилова, Я.В. Лысова // Гражданин.
Выборы. Власть. - 2021. - № 3 (21). - С. 175-188. О 11. Янковский, Р.М. Legal design: новые вызовы и новые возможности
¡N / Р.М. Янковский // Закон. - 2019. - № 5. - С. 76-86.
00 12. Манифест юридического дизайна // Zakon.ru. - 2021. - 1 нояб. - URL:
https://zakon.ru/blog/2021/11/1/manifest_yuridicheskogo_dizajna
13. Public Law 111-274 - Plain Writing Act of 2010. - URL: https:// www.plainlanguage.gov/law/#:~:text=The %20Plain%20Writing%20Act%20 of,12866 %2C%20E.0.
14. Plain Language Bill // New Zealand Legislation. - 2022. - URL: https:// ww.legislation.govt.œ/Hll/member/2021/0070/latest/whole.html#DLM4357602.
15. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате // Рос. газ. - 1993. - 13 марта.
16. Levie, W. H. Effects of text illustrations: A review of research / W. H. Levie, R. Lentz // ECTJ. - 1982. - № 30. - Pp. 195-232.
17. Усталов, Д. Применение онтологии при синтезе изображения по тексту / Д. Усталов, А. Кудрявцев // Доклады всероссийской научно-практической конференции «Анализ Изображений, Сетей и Текстов». - Екатеринбург, 16-18 марта 2012 г. - М.: Национальный Открытый Университет ИНТУИТ, 2012. - С. 289-299.
18. Smith, A., Chuang, J., Hu, Y., Boyd-Graber, J., & Findlater, L. Concurrent Visualization of Relationships between Words and Topics in Topic Models. - Sponsor: Idibon, 79. 2014. - URL: https://aclanthology.org/W14-3112.pdf.
19. Трунтаева, К. Налоговые льготы для IT-компаний 2023 / К. Трунтаева // Гарант.ру: информационно-правовой портал. - URL: https://www.garant.ru/ pravovest-audit-sp/ligoty-it-2022.html
20. Туранин, В.Ю. Три причины трудности понимания текста закона / В.Ю. Туранин // Российская юстиция. - 2010. - № 1. - С. 2-4.
21. Legal design - подход к решению юридических задач с помощью дизайн-мышления. - URL: https://pravo.school/legal-design
22. Волынец, Д. А. Доступность юридических документов / Д. А. Волынец, Р.Э. Мехрабов // NOVAUM.RU. - 2020. - № 28. - С. 209-212.
23. Белов, С. А. Язык юридических документов: сложности понимания / С.А. Белов, В.Б. Гулида // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. - 2019. - № 15.1. - С. 56-103.
I
0 ■о
1
87
о