тября 2018 г.).
3. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Управление по Тамбовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://68.fskn.gov.ru/index.php?option=com_content&view=article&id =446:2013-02-12-07-46-01&catid=8:2010-10-10-17-55-02&Itemid=46.
- (дата обращения 5 октября 2018 г.).
4. Федоренко Т.А. Зарубежный опыт деятельности органов по противодействию незаконному обороту наркотиков и его использование в РФ / Т.А. Федоренко // Российская юстиция. - 2012.
- № 5. - С. 27.
5. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 09.06.2010 № 690 (ред. от 23.02.2018) // Собрание законодательства РФ. - 14.06.2010. - № 24. - Ст. 3015.
Хованова С.В.
студентка 3 курса, Институт права и национальной безопасности, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
г. Тамбов, Россия
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ И НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация. Автор анализирует понятия «предпринимательская деятельность» коммерческих организаций, а также понятие «приносящая доход деятельность» некоммерческих организаций. Исследуются сходства и различия между коммерческими и некоммерческими организациями. Акцент делается на необходимости приведения законодательства в соответствие с правилом разграничения указанных понятий.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, юридические лица, коммерческие организации, некоммерческие организации, приносящая доход деятельность.
Khovanova S.V.
3rd year student, Institute of law and national security, Tambov state University. G.R. Derzhavin
Tambov, Russia
LEGAL PERSONS AS SUBJECTS OF ENTREPRENEURIAL AND NON-PROFIT ACTIVITIES
Abstract. The author analyzes the concepts of "business activity" of commercial organizations, as well as the concept of "income -generating activity" of non-profit organizations. We study the similarities and differences between commercial and non-profit organizations. The emphasis is on the need to bring the legislation in compliance with the rule of differentiation of these concepts.
Keywords: business activities, legal entities, commercial organizations, non-profit organizations, income-generating activities.
Проблема соотношения понятий в праве традиционно является камнем преткновения для многих правоприменительных процедур. Нередко это приводит к обращениям в судебные органы. Как соотнести понятия «предприниматели» и «субъекты предпринимательской деятельности» - вопрос далеко не праздный и практика показывает, что применение того или иного статуса к участникам правовых отношений влияет на их объем прав и обязанностей. Для начала отметим, что в соответствии с Федеральным законом № 78-ФЗ от 7 мая 2013 г. «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» понятия «предприниматели» и «субъекты предпринимательской деятельность» не разделяются, поэтому допускается возможность использовать эти слова в качестве синонимов.
Однако, по мнению многих исследователей, например, Ермоловой О.Н. «анализ положений отечественного законодательства свидетельствует о том, что критерии определения таких субъектов в настоящее время так и не определены, что влечет неоднозначное его толкование и сложность использования в правоприменительной деятельности» [1]. Отсюда следует, что для совершенствования правового регулирования данных отношений необходимо
дальнейшее исследование понятий предпринимательской деятельности и ее субъектов.
Наиболее распространенными субъектами предпринимательства являются коммерческие организации.
К коммерческим организациям относят организации, которые имеют основную цель своей деятельности - получение прибыли. Если коммерческая организация не получала прибыль при осуществлении некоммерческой деятельности, то деятельность такой организации будет признаваться как предпринимательская в силу своей организационно-правовой формы, так как зарегистрировано оно с целью извлечения прибыли.
Некоммерческой организацией, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации «организация, которая в качестве основной цели своей деятельности не имеет извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками». Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определено, что «некоммерческие организации могут создаваться для социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ» [2].
Гражданский кодекс РФ не предполагает, что некоммерческие организации в принципе могут осуществлять предпринимательскую деятельность. В этой связи положений в законодательстве, которые устанавливали бы особенности правового регулирования подобных отношений в зависимости от наличия (отсутствия) договоров и обязательств сторон с осуществлением ими предпринимательской деятельности просто не предусмотрено. Общеизвестно, что существует три основных вида деятельности юридических лиц: предпринимательская деятельность, приносящая доход деятельность и не направленная на извлечение прибыли (основная некоммерческая) деятельность. При этом специфика правого регулирования деятельности, приносящей доход, не усматривается.
Налоговый кодекс России в ст. 247 закрепляет различие правового регулирования терминов «предпринимательская деятельность», «деятельность, преследующая привлечение прибыли» и «деятельность, приносящая доход», определяя объект налогообложения по налогу на прибыль организаций, под которыми имеются в виду как коммерческие, так и некоммерческие организации. Налоговый орган признает прибылью полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с нормами НК РФ [2].
Коммерческое и некоммерческое предприятие работают по одному и тому же принципу и имеют ряд сходств: они работают в рыночной среде, должны грамотно зарабатывать и управлять своими средствами, вести бухгалтерскую отчетность, а также покрывать свои текущие расходы поступлениями денежных средств.
Однако существует целый ряд пунктов, по которым они сильно разнятся:
1. Направление деятельности. Так, коммерческая организация создается с целью извлечь прибыль, а некоммерческая направлена на достижение целей иного, нематериального характера.
2. Исходная цель предприятия. Коммерческая организация стремится к увеличению стоимости предприятия и повышению дохода собственников; компания некоммерческого характера выполняет работу, обозначенную в уставе, подразумевающую оказание услуг и иной деятельности без извлечения учредителями прибыли.
3. Работа с прибылью. Вся вырученная прибыль в коммерческом предприятии распределяется между ее участниками либо направляется на его дальнейшее развитие. В некоммерческой компании понятие «прибыли» вообще отсутствует. Зато есть целевые финансы, которые расходуются на конкретные дела и не распределяются между участниками.
4. Услуги и товары. Коммерческие предприятия изготавливают товары и услуги индивидуальной направленности. Работа предприятий некоммерческого характера направлена на социальные нужды и предоставление общественных благ.
5. Штат предприятия. В коммерческих предприятиях трудятся наемные работники, практиканты и люди по гражданско-
правовым договорам. В компаниях некоммерческой направленности трудовая деятельность осуществляется не только упомянутыми выше людьми, но и волонтерами, добровольцами и самими участниками.
6. Источники финансов. Коммерческие предприятия зарабатывают своей деятельностью и долевым участием в капиталах сторонних предприятий. Организации некоммерческой направленности получают денежные средства от фондов, государства, инвесторов, бизнеса, а также от взносов своих членов, сдачи в аренду помещений, процентов по вкладам, операций на фондовом рынке.
7. Организационно-правовая форма. Коммерческие предприятия могут работать как общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество (публичное, непубличное), производственный кооператив и т.д. Некоммерческие предприятия существуют в форме благотворительных и иных фондов, учреждений, различных религиозных объединений, потребительских кооперативов и прочих формах, разрешенных законом.
8. Орган, регистрирующий предприятие. Постановку на учет фирм коммерческой направленности осуществляет Федеральная налоговая служба Российской Федерации, а для некоммерческих организаций - Министерство юстиции Российской Федерации.
Стоит также отметить, что у коммерческих и некоммерческих организаций можно наблюдать ограничения по их правоспособности. Некоммерческие организации имеют лишь те права и обязанности, которые прописаны в уставе и напрямую соответствуют достижению поставленных целей. Коммерческие организации гораздо свободнее в этой сфере и имеют более широкий объем прав.
Как видим, к понятию «предприниматель» следует относить лишь коммерческие организации, цель которых заявлена как извлечение прибыли. «Субъекты предпринимательской деятельности» - понятие более широкое, вбирающее в себя, в том числе, некоммерческие организации. Отсюда вполне закономерный вывод -законодателю следует учитывать эти особенности при разработке нормативных правовых актов, а правоприменители должны учитывать их в своей практической работе. Возможно, следует пересмотреть подход к законодательному закреплению деятельности, приносящей доход, закрепив ее за некоммерческими организациями.
Список литературы:
Ермолова О.Н. Юридические лица как субъекты предпринимательской и некоммерческой деятельности / О.Н. Ермолова // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 7. - С. 10-14.
1. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ // Российская газета. - № 14, 24.01.1996.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Парламентская газета. - № 151-152, 10.08.2000.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. -№ 32. - Ст. 3301.
РАЗДЕЛ III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Арутюнян В.Н.
студент 3 курса Московского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Красногорск, Россия
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ НА ПРИМЕРЕ БЕЛАРУСИ
Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению глобализационных процессов на примере Республики Беларусь.
В ходе исследования рассматривается суть глобализации, ее значение для современного мира, место Беларуси в глобальном мире, а также плюсы и минусы, которые страна получит от глобализации.
Кроме того, делаются выводы относительно значения глобализации для дальнейшего развития страны.
Ключевые слова: Глобализация, СНГ, Беларусь.
Arutyunyan V.N.
3rd year student The Moscow branch of the Russian Academy national economy and public service under the President of the Russian Federation,
Krasnogorsk, Russia
GLOBALIZATION ON THE EXAMPLE OF BELARUS
Abstract. This article is devoted to the consideration of globalization processes on the example of the Republic of Belarus.
The study examines the essence of globalization, its importance for the modern world, the place of Belarus in the global world, as well as the pros and cons that the country will receive from globalization.