Научная статья на тему 'Юридические гарантии обеспечения прав пациентов в Российской Федерации'

Юридические гарантии обеспечения прав пациентов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
543
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ / ПАЦИЕНТ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ / ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА / ПРАВОВОЙ СТАТУС ПАЦИЕНТОВ / ЗАЩИТА ПРАВ ПАЦИЕНТОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридические гарантии обеспечения прав пациентов в Российской Федерации»

Зимарева A.B., НОУ ВПО «Академия права и управления», Научный руководитель к.п.н., доцент Т.А. Хамадиярова

Юридические гарантии обеспечения прав пациентов в Российской Федерации

Одной из актуальнейших проблем современной России является юридическое обеспечение прав пациентов. Пациент в сфере правового регулирования здравоохранения является центральной фигурой, с которой взаимодействуют все иные субъекты, так или иначе принимающие участие в организации, обеспечении или непосредственном оказании медицинской помощи (Пищита, 2005).

Взаимоотношения врача и пациента регламентируются не только моралью и медицинской этикой, но правовыми нормами, изложенными в принятых законах в области охраны здоровья населения. К ключевым понятиям, закреплённым в нормативно-правовых актах, регулирующим рассматриваемую сферу, относятся юридические гарантии реализации прав пациентов.

Под юридическими гарантиями реализации прав пациентов необходимо понимать нормативно закрепленные средства и способы, обеспечивающие возможность реализации пациентами своих прав в сфере охраны здоровья (Пищита, 2005). Представляется целесообразным ориентироваться на следующие направления, которые должны быть охвачены системой юридических гарантий:

- оказание медицинской помощи за счет средств федерального и регионального бюджетов;

- непосредственное функционирование лечебно-профилактических учреждений, оказывающих гражданам медицинскую помощь;

- создание условий для наиболее полной реализации пациентами законных прав, свобод и возможностей для защиты своих интересов в сфере охраны здоровья;

- разграничение понятий «оказание медицинской помощи» и «медицинская услуга».

Под медицинской помощью понимается лечебно профилактические мероприятия, осуществляемые при болях, травмах, отравлениях, а также при родах (Толковый словарь ..., 2007).

Под «услугой» понимается экономическое отношение, возникающее по поводу результатов труда, создающего потребительные стоимости, проявляющиеся в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека (Баринов, 2001, с. 16-17). Платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи, которая осуществляются в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг (Постановление правительства РФ от 13.01.1996 №27).

- обеспечение широких возможностей для защиты интересов пациентов в случае развития неблагоприятного исхода медицинского вмешательства или

возникновения иных юридических конфликтов, как в досудебном, так и в судебном порядке.

Гарантии реализации прав пациентов базируются на положениях Конституции РФ, предоставляющих пациентам возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебных учреждениях; нормах законов, определяющих возможности для пациентов при получении конкретного вида медицинской помощи; положениях подзаконных актов (например, предоставляющих право государственным и муниципальным медицинским учреждениям оказывать платные медицинские услуги); непосредственном функционировании лечебно-профилактических учреждений, которые предоставляют обращающимся гражданам лицензированные медицинские услуги.

Также необходимо всесторонне исследовать правовой статус пациентов, как в рамках теории права, так и в рамках соответствующих отраслевых юридических наук. В таком комплексном анализе данного явления заинтересованы все стороны, но особенно пациенты, которыми становятся все без исключения граждане на тех или иных этапах жизни.

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан закреплены общие основания правовой ответственности медиков. Данный закон значительно расширил права пациентов, среди которых: право на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи (п. 1 ст. 68); право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (п. 7 ст. 30); на получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья (п. 9 ст. 30); на допуск к пациенту адвоката или иного законного представителя для защиты его прав (п. 12 ст. 30). Кроме того, гарантии прав пациентов закреплены в Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «О трансплантации органов и (или) тканей человека», «О лекарственных средствах» и др.). Вместе с тем в современных условиях данные нормы остаются во многом декларативными, а права пациента - незащищенными (Пищита, 2005).

Под термином «пациент» следует понимать лицо, вступившее в правовые отношения с медицинскими работниками и (или) другими представителями медицинского учреждения по поводу получения медицинской помощи. Необходимо заметить, что ни место оказания медицинской помощи, ни состояние здоровья человека не имеют определяющего значения. В свою очередь, под правовым статусом пациента следует понимать юридически закрепленное положение лица, обратившегося за медицинской помощью, включающее гарантируемые государством права, свободы, юридические гарантии их реализации, а также защиту законных интересов (Пищита, 2005).

Необходимо различать следующие виды правового статуса пациентов (Пищита, 2005):

- общий правовой статус пациентов. Он характерен для любого пациента вне зависимости от заболевания и медицинского учреждения, в которое он обратился за помощью. В основе общего правового статуса пациентов лежат, прежде всего, соответствующие положения Конституции РФ (ст. 20, 21, 39, 41, 46 и др.);

- специальный правовой статус пациентов. Он имеет место в тех случаях, когда речь идет:

а) об отдельных категориях пациентов (военнослужащие, клиенты частных лечебно-профилактических учреждений, обладатели полисов добровольного медицинского страхования и т.д.);

б) о лицах, страдающих определенными заболеваниями (туберкулез, психические заболевания, СПИД и др.). Как правило, в этих случаях имеется в виду наличие определенных льгот, особенности лечения, сохранение в тайне информации о заболевании, результатах лечения и т.д.;

- индивидуальный правовой статус пациентов. В данном случае имеет место характеристика правового статуса конкретного человека, включающая его права, свободы, обязанности и юридические гарантии их реализации. Указанный вариант правового статуса наиболее подвижен, поскольку на его проявление в полной мере влияют изменения, как состояния здоровья человека, так и иные обстоятельства (возраст, срок действия договора медицинского страхования, срочность в оказании медицинской помощи и др.).

Основными причинами, которые привели к возрастанию значимости прав пациентов в системе юридического обеспечения здравоохранения, считаются (Стеценко, 2004, с. 141-142):

- совершенствование нормативно-правовой базы медицинской деятельности;

- увеличение роли и значения деятельности различных общественных правозащитных (в том числе и в области охраны здоровья) организаций;

- увеличение количества так называемых «врачебных дел», в основе которых лежит нарушение или ограничение законных прав пациентов.

Известный правозащитник О.В.Леонтьев предлагает собственный вариант классификации исключительно прав пациентов:

1. Право на оказание медицинской помощи.

2. Право на получение информации о состоянии своего здоровья.

3. Право на согласие на медицинское вмешательство и отказ от него.

4. Право на требование допуска к пациенту священнослужителей и адвокатов.

5. Право на требование возмещения вреда здоровью пациента и (или) морального вреда в случае его причинения.

Большинство нарушений в сфере здравоохранения связано с ненадлежащим оказанием медицинских услуг, сопровождающихся причинением вреда здоровью пациентов и привлечением врачей к юридической ответственности, уровень его распространенности изучен недостаточно. Это объясняется, прежде всего, отсутствием банка данных в Российской Федерации о случаях ненадле-

жащего оказания медицинских услуг, не регистрируется информация о случаях компенсации ущерба здоровья пациентам; отсутствует анализ причин, способствующих ненадлежащему оказанию медицинских услуг, органами судопроизводства не учитываются раздельно рассмотренные гражданские и уголовные дела по ненадлежащему оказанию медицинских услуг и т.д. В случае ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей требуется их анализ с точки зрения норм, регламентирующих деятельность медицинских работников.

Под ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей медицинскими работниками следует понимать действия, совершенные медицинскими работниками в форме действия или бездействия в процессе оказания медицинской услуги пациентам в нарушение правил, нормативно-регламентированных либо не получивших жесткого нормативного закрепления, но выработанных медицинской практикой общепринятых, общепризнанных и являющихся в силу этого обычными в медицине правилами оказания медицинской услуги, которые повлекли за собой вредные последствия. Еще одним видом нарушений, вследствие чего нарушаются права пациентов, является часто допускаемая медицинская ошибка.

К способам защиты прав пациентов можно отнести следующие:

1. Самостоятельное обращение в судебные органы по взысканию морального и о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья.

2. Обращение в правозащитные организации.

3. Обращение к уполномоченным по правам человека.

4. Обращение в страховые компании.

Деятельность института уполномоченных по правам человека - это, прежде всего, обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения. Кроме УПЧ в Пермском крае существует ряд правозащитных организаций, которые защищают и представляют интересы пациентов, а именно:

• Проводят анализ медицинской документации пациента, определяют судебные перспективы дела, консультируют пациента по всем юридическим аспектам его ситуации.

• Составляют исковое заявление в суд о взыскании материального и морального вреда, составляют необходимые процессуальные документы.

• В случае необходимости представляют интересы пациента в Европейском суде по правам человека.

Кроме выше рассмотренных способов защиты, пациент имеет право обратиться в страховую компанию (ОМС, добровольное медицинское страхование), которая обязана защищать права пациентов в случае их нарушения. На практике страховые компании не выполняют своих обязанностей.

Подводя итог можно сделать следующие выводы:

1. Необходимо разграничивать часто отождествляемые понятия: «медицинская помощь» и «оказание услуг».

2. Нарушения в сфере здравоохранения заключаются в ненадлежащем оказании медицинской помощи или попытке выдать оказываемую помощь за услугу.

3. Обеспечение государственного контроля за реализацией на практике оказания бесплатной медицинской помощи.

4. Выбор способа защиты зависит от каждого человека, никто не может принуждать человека к совершению каких-либо действий.

5. Способы защиты прав пациента носят в основном декларативный характер, механизмы их реализации не разработаны на должном уровне.

Список источников

Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 22.07.1993 года№ 5487-1.

Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями. Постановление Правительства РФ от 13.01.1996 N 27 // Собрание законодательства РФ, № 3, 15.01.1996, ст. 194.

Список литературы

Баринов, Н.П. Услуги (социально-правовой аспект) / Н.П. Баринов. - Саратов: Изд-во Саратов, гос. ун-та, 2001. - С. 16-17.

Пищита, А.Н. Правовой статус пациента / А.Н. Пищита // Журнал российского права. - 2005. - № 11.

Стеценко, С.Г. Медицинское право: Учебник / С.Г. Стеценко. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. - С. 141 -142.

Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов. М.: Азбуковник, 2007.

Злобин A.A., исторический факультет Научный руководитель: к.го.н., доцент А.Н. Цуканов

Интересы и ценности в структуре корпоративного правосознания:

вопросы теории

Знать законы — значит воспринимать не их слова, но их содержание и значение Флорентин

Признавая право как объективную правовую реальность, не следует забывать, что существует и субъективная реакция людей на право, именуемая правосознанием. Правосознание — это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.