УДК 34.09
© ЛАПО Л.Г., ОРЕХОВА Е.А.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Л.Г. Лапо1, Е.А. Орехова2
ФМБА России, Москва1; ФГУЗ «Клиническая больница №51 ФМБА России», Железногорск, Красноярский край2, РФ
662990, Красноярский край, г. Железногорск ул. Кирова, д. 5. Е-таН: orehova@med26.krasnoyarsk.ru
Резюме. В статье рассматриваются вопросы информационных прав в здравоохранении. На основе рассмотрения различных моделей взаимоотношений врача и пациента анализируются варианты соблюдения информационных прав пациентов.
Ключевые слова: информация, врачебная тайна, права пациента
Для рассмотрения понятия информационных прав в здравоохранении прежде всего необходимо уточнить понятие информации как таковой. В российском законодательстве под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [1]. В соответствии со статьей 5 Федерального Закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения [1]. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на: 1) общедоступную информацию, 2) информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа) (п. 2 ст. 5 Закона № 149-ФЗ).
Более подробная классификация информации представлена в п. 3 ст. 5, согласно которой информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Применительно к здравоохранению, информационные права пациентов регламентированы «Основами законодательства об охране здоровья граждан» (ст. 19, 30, 31, 61) [2], а также Законом «О защите прав потребителей» [3] (ст. 3, 8, 9) и федеральным Законом «О персональных данных» от 27.07.2006г. № 152-ФЗ [4].
В частности, согласно ст. 19 «Основ законодательства об охране здоровья граждан» (далее -Основы), граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями через средства массовой информации или непосредственно гражданам.
Согласно ст. 31 Основ, каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.
Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему лично, а в отношении несовершеннолетних и граждан, признанных недееспособными, - их законным представителям. Информация предоставляется лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.
Интересным моментом является норма абзаца 3 ст. 31 Основ, согласно которой информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.
Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны (абз. 4 ст. 31 Основ).
Информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 Основ, а именно:
1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте, установленном частью второй статьи 24 Основ, для информирования его родителей или законных представителей;
5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;
6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Право на сохранение врачебной тайны установлено наряду с другими правами пациента статьей 30 Основ, которая, в частности, предусматривает следующие информационные права пациентов:
1) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
2) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
3) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 Основ;
4) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 Основ;
5) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья.
Таким образом, можно констатировать, что основными информационными ресурсами при оказании
медицинской помощи являются:
- информация о состоянии здоровья пациента,
- информация о планируемых и осуществленных медицинских процедурах, манипуляциях, обследованиях, исследованиях, оперативных вмешательствах и их результатах,
- информация о медицинских организациях и медицинских технологиях, включая информацию о медицинском оборудовании, медицинском персонале, лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения.
Оборот и защита этой информации являются основными моментами, требующими постоянного внимания и контроля, применения современных средств и технологий, обеспечивающих сохранность, неискаженность и защиту от несанкционированного доступа к этой информации.
С точки зрения специфики информационных взаимоотношений двух обладателей информации -врача и пациента, рядом авторов сформулированы различные модели их информационного взаимодействия.
Так, Малахова Л.А. по объему и степени обмена информацией между врачом и пациентом выделяет четыре модели их взаимоотношений [5]:
1. Патерналистическая модель (врач-опекун) -ограничивает права пациента в получении абсолютно полной информации и тем самым ограничивает его возможность в участии принимаемых решений по тому либо иному виду вмешательства.
2. Информационная модель (научная, потребительская) - не имеет ограничений в предоставлении информации пациенту.
3. Интерпретационная модель (врач в роли советчика, консультанта) - имеет определенные врачом ограничения в предоставлении информации пациенту.
4. Совещательная модель - не ограничивает прав пациента в предоставлении информации, выбор условий принимаемого решения остается за пациентом.
По мнению Л.А. Малаховой, информационная модель является преимущественной во взаимоотношениях врача и пациента в США. В России по данным исследования этой модели взаимоотношений отдают предпочтение 4,3% врачей, а преимущественной считают интерпретационную модель, в которой существует определенная степень ограничений по предоставлению информации пациенту.
С.Г. Стеценко также выделяет четыре модели взаимоотношений врача и пациента [6]:
1. Патерналистская (врач дает указание больному поступить именно так, а не иначе);
2. Либерационная (врач сообщает больному информацию о заболевании, оставляя за пациентом право выбора конкретного метода лечения);
3. Технологическая (врач и больной ориентируются на показания диагностической аппаратуры);
4. Интерпретационная (врач беседует с больным, разъясняя суть заболевания пациента).
По мнению А.Н. Пищита и соавт. [7], в соответствии с Основами врач, прежде чем оказывать пациенту какую-либо медицинскую помощь, должен выяснить:
1. Согласен ли пациент сам получать информацию о состоянии своего здоровья;
2. В полном или неполном объеме пациент согласен получать эту информацию;
3. Определить круг лиц, которым пациент разрешает предоставлять информацию о себе;
4. Определить круг доверенных лиц, которым пациент предоставляет право принимать решение об обследовании и лечении в ситуации, когда он сам не в состоянии будет выразить свою волю.
Взаимоотношения врача и пациента с давних времен представляют собой достаточно сложный и неоднозначный процесс. С одной стороны, пациент имеет исключительное право распоряжаться своим телом и душой, здоровьем и состоянием, а с другой - врач является тем квалифицированным специалистом, который имеет возможность помочь пациенту (именно помочь, а не выполнить набор действий над безучастным пациентом), исправить болезненное состояние, достичь улучшения самочувствия или полного выздоровления.
Взаимоотношения в медицине, во всяком случае, в России, зеркально отражают политический строй, при котором эти взаимоотношения развиваются. Так, в период социалистического развития страны взаимоотношения в системе «врач-пациент» более напоминали диктаторские или, как часто упоминается в литературе, патерналистские, когда «мудрый наставник» самостоятельно, без учета мнения пациента решает, что делать и как делать. Пациенту же отводится роль смиренного безучастного наблюдателя. Сейчас, в период построения демократического государства и становления рыночных отношений, взаимоотношения врача и пациента переместились в другую крайность: диктатура пациента (потребителя), когда законодательная база уже позволяет защитить основное, неотъемлемое благо человека - жизнь и здоровье. В то же время другой стороне - медицинским работникам - не предоставлено сколько-нибудь адекватных прав по защите. Ситуация напоминает советский период с точностью до наоборот [7].
Третья форма возможных взаимоотношений между пациентом и медицинским работником, на наш взгляд, оптимальная - это демократическая форма. При таких взаимоотношениях пациент и медицинский работник сотрудничают друг с другом для достижения наилучшего результата и несут при этом солидарную ответственность за результаты и последствия лечения. Ни врач без помощи пациента, ни пациент без помощи врача не смогут изменить ситуацию к лучшему и добиться выздоровления.
Пациент имеет право требовать, а медицинские работники обязаны предоставить необходимую и достоверную информацию об учреждении, которое будет оказывать медицинскую помощь. Для этого в доступном месте ему должна быть представлена информация об учреждении, его юридическом адресе, государственной регистрации, наименовании зарегистрировавшего органа. Кроме того, должна быть представлена лицензия или ее копия с перечнем оказываемых в данном медицинском учреждении видов медицинских услуг. В доступной форме должны быть представлены сведения об основных потребительских свойствах медицинских услуг и товаров, а также правил поведения после получения отдельных видов медицинской помощи. Пациент должен получить исчерпывающую информацию о конкретном специалисте, который будет выполнять работу, подтверждение сертификации применяемых материалов и медикаментов, а также информацию о режиме работы медицинского учреждения. Вышеизложенное демонстрирует, что проблема информационного обмена между врачом и пациентом является на данном этапе развития медико-правовых взаимоотношений достаточно сложной. Прежде всего, пациент и врач должны обсудить проблему предоставления информации о состоянии здоровья, результатах обследования, лечения, реабилитации пациента. Да, пациент имеет право на получение этой информации, но в статье 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (далее - Основ) говорится, что информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину (пациенту) против его воли. Следовательно, пациент в письменном виде должен предоставить врачу право информировать самого себя о ходе лечения. В случае же неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме. Это вообще неопределенная, субъективная формулировка, никак не применимая на практике. Либо пациенту необходимо деликатно намекнуть, что дни его сочтены, либо оставить его с надеждой на благоприятный вариант исхода, как того требует принцип гуманизма русского врача [7].
Традиционно сложным для реализации в медицинской практике является получение добровольного информированного согласия пациента на проведение медицинского вмешательства. Однако практика правоприменения Основ в здравоохранении ставит перед медиками ряд новых вопросов.
Если врач обязан получать согласие пациента перед любым вмешательством, то эта ситуация превратит работу врача в сбор необходимых бумаг и нескончаемые согласования по поводу каждой инъекции и обработки ссадины. Целесообразно пойти по пути, который не запрещен законом и допустим по взаимной договоренности врача и пациента: согласованию с пациентом подлежат только сложные вмешательства, сопряженные с опасностью для жизни.
Другая группа вопросов, возникающих при общении с пациентом: какая информация должна быть доведена до пациента при получении согласия: в виде расписки с полным перечнем всех возможных вариантов лечения или в форме краткой, не несущей никакой информации, формальной расписки?
На взгляд А.Н. Пищита, пациенту необходимо предоставлять всю информацию о методах лечения его заболевания, включая последние достижения мировой науки и дорогостоящие методики. При этом авторитет врача как специалиста, знакомого с последними достижениями медицинской науки и практики, от этого только укрепится. А пациент на основе полученной информации вправе решать: лечиться ли ему в районной поликлинике или заняться поисками средств для лечения за границей.
Самое сложное заключается в том, что пациент за несколько минут общения с врачом должен принять компетентное решение. Возможно ли это? Полнота, объективность и всесторонность - эти понятия всегда будут отличными, если не противоположными в понимании врача и пациента, поскольку разнятся подходы двух сторон к конкретной ситуации. С одной стороны, иллюзии, иногда необоснованные надежды, а с другой - сухой профессионализм, основанный на опыте реальной практики, и прагматизм ортодокса от медицины.
На основании опыта по разрешению конфликтов с пациентами А.Н. Пищита и соавт. был проанализирован круг вопросов, которые должны обсуждать врач и пациент перед проведением операции, сложной и опасной манипуляции, процедуры или, как это определяет законодатель, медицинского вмешательства:
1. Основное заболевание, по поводу которого возникла необходимость проведения медицинского вмешательства (лечения).
2. Сопутствующие заболевания, синдромы состояния, возрастные изменения, реакции организма, способные повлиять на результаты лечения.
3. Возможные варианты лечения данного заболевания с учетом стадии патологического процесса и состояния организма пациента.
4. Предлагаемый метод лечения как наиболее эффективный для данного пациента, с учетом стадии патологического процесса, сопутствующих заболеваний, возрастных изменений и состояния организма.
5. Эффективность данного медицинского вмешательства и лечения в целом, частота осложнений и неудач.
6. Вероятность возникновения непредвиденных обстоятельств (осложнения, реакции организма, обострения сопутствующих заболеваний и т.д.) и действия врачей в этих условиях.
7. Необходимость выполнения назначений и рекомендаций врача и медицинского персонала.
8. Степень необходимости и срочности медицинского вмешательства и лечения данного состояния пациента.
9. Права и обязанности пациента во время лечения и после него.
10. Медицинское учреждение, в котором будет проводиться лечение, и врач, который будет выполнять медицинское вмешательство; наличие соответствующих лицензий, сертификатов, разрешений.
11. Обязательства и ответственность медицинского учреждения и медицинских работников в отношении пациента [7].
С учетом требований действующего законодательства и в соответствии с этим планом врач обязан написать реферат на тему: «Что такое болезнь пациента и как ее предполагается лечить». Если в действительности план подобного документа составил полстраницы, то можно представить, какой объем должна будет иметь сама расписка. Другим возможным и менее громоздким вариантом может быть проведение устного собеседования с последующим оформлением краткой унифицированной формы письменного согласия без детализации в нем индивидуальных особенностей каждого конкретного случая. И первый, и второй варианты нельзя признать оптимальными. Но реально применимым в сегодняшних условиях является вариант проведения беседы лечащего врача с пациентом, с обсуждением и разъяснением всех вопросов и оформлением расписки стандартной формы в письменном виде. Форма расписки о добровольном информированном согласии пациента на медицинское вмешательство должна быть утверждена Министерством здравоохранения в виде одной или нескольких унифицированных форм с обязательным согласованием в Министерстве юстиции. Это позволит узаконить стандартную форму согласия и предупредить судебные разбирательства по поводу недостаточной полноты предоставленной пациенту информации по поводу его заболевания и лечения [7].
Рассмотрим более подробно вопросы, связанные с соблюдением врачебной тайны при оказании медицинской помощи, в том числе в системе обязательного медицинского страхования (ОМС).
В соответствии со статьей 30 «Права пациента» Основ при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья (пункты 6, 9 статьи 30).
Частью второй упомянутой статьи Основ также установлено, что в случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские
ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.
Данное положение закреплено в правовой норме статьи 69 Основ, которой определено, что действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющие права и свободы граждан, определенные Основами в области охраны здоровья, могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы, вышестоящим должностным лицам или в суд в соответствии с действующим законодательством.
Правовой нормой статьи 31 «Право граждан на информацию о состоянии здоровья» установлено, что информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 Основ.
Согласно статье 61 «Врачебная тайна» информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.
Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи.
Частями третьей и четвертой упомянутой статьи Основ установлено, что с согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;
5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.
Право граждан на конфиденциальность передаваемых ими сведений при обращении и получении медицинской помощи, а также иной информации,
составляющей врачебную тайну, порождает ответственность медицинских работников и иных лиц за ее разглашение. Так, частью 5 статьи 61 Основ определено, что лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.
Право граждан на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него определено нормой статьи 30 «Права пациента» Основ. Согласно упомянутой статье при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет не только право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 Основ, но и на отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 Основ (пункты 7 и 8 статьи 30).
Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.
Данное положение корреспондируется с правовой нормой, установленной статьей 24 «Права несовершеннолетних» Основ, согласно которой несовершеннолетние имеют право на получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме, при этом несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него в соответствии со статьями 32, 33, 34 Основ.
Предстоящие реформы законодательных актов в области здравоохранения должны учесть сложные вопросы соблюдения информационных прав как пациентов, так и медицинского персонала и организаций здравоохранения. При этом следует обеспечить регламентацию таких вопросов непосредственно в законодательных актах для избегания возможности различного их толкования.
Список литературы:
1. Российская Федерация. Законы. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: федеральный Закон от 27.07.2006г. № 149-ФЗ [принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 08.07.2006г.: по состоянию на 30.09.2010г.]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Российская Федерация. Основы законодательства
об охране здоровья граждан [Электронный ресурс]: [утв. ВС РФ 22.07.1993г.: по состоянию на 01.09.2010г.]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Российская Федерация. Законы. О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: Закон от 07.02.1992г. № 2300-1 [по состоянию на 01.09.2010г.]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Российская Федерация. Законы. О персональных данных [Электронный ресурс]: федеральный Закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ [принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 08.07.2006г.: по состоянию на 30.09.2010г.]. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-
сультантПлюс».
5. Малахова Л.А. Некоторые аспекты изучения моделей взаимоотношений врача и больного [Текст] // Бюллетень НИИ СГЭ и УЗ им. Н.А. Семашко. - 1997. - № 4. - С.118.
6. Стеценко С.Г. Защита прав пациента и информированное согласие [Текст] // Здравоохранение. - 2001. - № 12. - С. 129-135.
7. Пищита А.Н., Каменская Н.А., Житный М.В. Правовые аспекты информационного обмена в медицине [Электронный ресурс] / Медицинское право. - 2003. - №1. URL: http://rudoctor.net/medicine/bz-vw/med-smiaq.htm
THE INFORMATION RIGHTS IN PUBLIC HEALTH SERVICES
L.G. Lapo1, E.A. Orehova2
FMBA of Russia, Moscow1; Clinical Hospital №51 of FMBA of Russia, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region2, RF
Abstract. In article questions of the information rights in public health services are considered. On the basis of consideration of various models of mutual relations of the doctor and the patient variants of observance of the information rights of patients are analyzed.
Key words: information, medical mystery, the patient's rights
Статья поступила в редакцию 08.10.2010г.
УДК 616.34-008.1
© ЧИКУНОВ В.В., ИЛЬЕНКОВА Н.А.
ЦЕЛИАКИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ В.В. Чикунов1, Н.А. Ильенкова12
ГОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития РФ», кафедра детских болезней с курсом ПО, Красноярск1; ФГУЗ «Клиническая больница №51 ФМБА России», Железногорск2, Красноярский край, РФ
1660022, Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1.
266 2 9 90, Красноярский край, Железногорск, ул. Кирова, д. 5.
E-mail: kb-51@med26.krasnoyarsk.ru
Резюме. Целиакия - аутоиммунное генетически детерминированное заболевание тонкого кишечника, поражающее людей различного возраста с периода младенчества. Клинические проявления целиакии включают хроническую диарею, задержку развития (у детей), повышенную утомляемость, выраженность которых может варьировать от минимальных до выраженных. Описано также поражение других органов и систем. Ключевые слова: целиакия, дети, лекция
Целиакия (К90, МКБ Х, 1995), или глютенчув-ствительная энтеропатия, идиопатическая стеа-торея, нетропическая спру - хроническая генетически детерминированная аутоиммунная Т-клеточно-опосредованная энтеропатия, которая характеризуется стойкой непереносимостью специфических белков эндосперма зерна некоторых злаковых культур с развитием гиперрегенераторной атрофии слизистой оболочки тонкой кишки и связанного с ней синдрома мальабсорбции.
В первом столетии новой эрыА^а^ Kappadozien
и Aurelian описали хроническую диарею и стеато-рею у детей и женщин и назвали болезнь «Morbus coeliacus» - чревная (кишечная) болезнь. В 1888 году в Лондоне врачом Бартоломеевского госпиталя Samuel Gee описано три основных симптома заболевания: хронический понос, прогрессирующее снижение веса тела и большой дряблый живот. Долгое время причина болезни оставалась невыясненной. Годами испытывали разные диеты (рисовую, банановую), и только в 1950 году началась эра беззлаковой диеты, когда голландским педиатром