Тымчук А.С.
преподаватель юридического факультета кафедра государства и права ФГБОУ ВО «Херсонский государственный педагогический университет»
ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУРАХ
Аннотация
В статье рассматриваются юридические аспекты противодействия коррупции в государственных структурах, анализируются существующие механизмы и их эффективность. Предлагаются рекомендации по совершенствованию законодательной базы и практических мер.
The article examines the legal aspects of combating corruption in public structures, analyzes existing mechanisms and their effectiveness. Recommendations are made to improve the legislative framework and practical measures.
Ключевые слова:
антикоррупционная политика; правовое регулирование; государственные структуры; коррупционные правонарушения; профилактика коррупции.
LEGAL ASPECTS OF COMBATING CORRUPTION IN PUBLIC STRUCTURES
Keywords:
anti-corruption policy; legal regulation; public structures; corruption offenses; corruption prevention.
Коррупция представляет собой одну из наиболее серьезных угроз стабильности и безопасности государственных структур. Противодействие коррупции требует системного подхода, включающего законодательные, организационные, экономические, информационные и кадровые меры. В данной статье рассматриваются юридические аспекты противодействия коррупции в государственных структурах, а также анализируются существующие механизмы и их эффективность.
Противодействие коррупции в России регулируется Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который включает комплекс мер, направленных на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений. Важную роль в правовом регулировании играют также международные конвенции, такие как Конвенция ООН против коррупции и Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию.
Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет основные принципы и меры по борьбе с коррупцией, устанавливает ответственность за коррупционные правонарушения, а также регулирует вопросы предотвращения конфликта интересов на государственной службе. Важным элементом данного закона является обязательность декларирования доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера государственными служащими и их ближайшими родственниками. Закон также предусматривает создание антикоррупционных подразделений в органах государственной власти и местного самоуправления, которые осуществляют контроль за соблюдением антикоррупционного законодательства.
Конвенция ООН против коррупции и Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию играют ключевую роль в международном сотрудничестве по борьбе с
коррупцией. Эти документы устанавливают общие стандарты и принципы, которые должны соблюдаться государствами-участниками. Они включают меры по предотвращению коррупции, уголовному преследованию за коррупционные деяния, а также меры по возвращению незаконно полученных активов. Присоединение России к этим конвенциям свидетельствует о намерении страны следовать международным стандартам и активно участвовать в глобальных усилиях по борьбе с коррупцией.
Основные направления противодействия коррупции включают в себя:
• Профилактика коррупции: Включает меры по выявлению и устранению причин коррупции, а также предотвращение коррупционных правонарушений.
• Антикоррупционное образование: Введение антикоррупционных курсов в образовательные учреждения, проведение семинаров и тренингов для государственных служащих. Образовательные программы являются важным инструментом в формировании негативного отношения к коррупции и повышении уровня правосознания. Например, в рамках таких программ проводятся тренинги по этике, конфликтам интересов и методам выявления коррупционных схем.
• Прозрачность деятельности: Обеспечение доступа общественности к информации о деятельности государственных органов, публикация отчетов и результатов проверок. Прозрачность способствует повышению доверия к государственным органам и снижению уровня коррупции. Важно внедрять механизмы, позволяющие гражданам и общественным организациям контролировать деятельность государственных служащих.
• Борьба с коррупцией: Охватывает выявление, пресечение, расследование и наказание коррупционных деяний.
• Уголовное преследование: Усиление мер по выявлению и пресечению коррупционных преступлений, внедрение новых технологий для расследования и анализа коррупционных схем. Важным аспектом является создание специализированных подразделений в правоохранительных органах, занимающихся исключительно борьбой с коррупцией. Это позволяет сосредоточить усилия на выявлении и расследовании коррупционных преступлений.
• Судебные процессы: Обеспечение справедливого и быстрого рассмотрения дел о коррупции в судах, привлечение к ответственности всех виновных лиц. Судебная система должна быть независимой и неподкупной, что является ключевым условием успешной борьбы с коррупцией. Важно внедрять специальные процедуры для рассмотрения дел о коррупции, чтобы минимизировать возможности для давления на судей.
• Минимизация последствий коррупции: Направлена на устранение ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями.
• Возврат незаконно полученных средств: Механизмы для отслеживания и возвращения активов, приобретенных незаконным путем. Это включает международное сотрудничество и обмен информацией с правоохранительными органами других стран. Важным инструментом является использование новых технологий и методов финансовой разведки.
• Компенсация пострадавшим: Обеспечение компенсации ущерба, причиненного коррупционными деяниями, как физическим, так и юридическим лицам. Важно разработать механизмы, позволяющие быстро и эффективно компенсировать убытки, причиненные коррупцией. Это может включать создание специальных фондов и программ поддержки для пострадавших.
Основные меры противодействия коррупции включают в себя:
• Правовые меры: Включают принятие нормативных правовых актов, регламентирующих ответственность за коррупционные правонарушения, а также создание условий для обеспечения прозрачности и подотчетности государственных структур.
• Антикоррупционные стандарты: Введение единых стандартов и норм для государственных служащих, включая Кодекс этики и служебного поведения. Важно, чтобы эти стандарты были обязательными для всех без исключения государственных служащих и соблюдались на всех уровнях государственной службы.
• Декларирование доходов: Обязательное декларирование доходов и имущества государственными служащими, их ближайшими родственниками, а также проверка достоверности предоставленных данных. Эта мера направлена на предотвращение незаконного обогащения и выявление конфликта интересов.
• Организационные меры: Включают создание специализированных подразделений по борьбе с коррупцией, проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, а также разработку и внедрение антикоррупционных программ и планов.
• Антикоррупционные подразделения: Создание в каждом государственном органе подразделений, ответственных за контроль и мониторинг антикоррупционной политики. Эти подразделения должны иметь необходимые полномочия и ресурсы для эффективного выполнения своих функций.
• Антикоррупционные программы: Разработка и реализация программ, направленных на предупреждение коррупции и повышение прозрачности деятельности государственных органов. Важно регулярно обновлять и совершенствовать эти программы с учетом новых угроз и вызовов.
• Экономические меры: Включают контроль за доходами и расходами государственных служащих, проведение антикоррупционных аудитов и оценок.
• Финансовый контроль: Регулярные проверки финансовой деятельности государственных служащих, выявление и пресечение незаконных финансовых операций. Это включает мониторинг крупных транзакций и анализ финансовых потоков.
• Антикоррупционные аудиты: Проведение независимых аудитов для оценки эффективности антикоррупционных мер и выявления коррупционных рисков. Аудиты должны проводиться регулярно и охватывать все аспекты деятельности государственных органов.
• Информационные меры: Включают обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов, проведение антикоррупционных образовательных и информационных кампаний.
• Прозрачность и открытость: Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности государственных органов, публикация отчетов и результатов проверок. Важно создавать открытые платформы для обмена информацией и обратной связи с гражданами.
• Образовательные программы: Проведение информационных кампаний и образовательных программ для повышения уровня осведомленности граждан о методах борьбы с коррупцией. Эти программы должны быть направлены на различные целевые группы, включая молодежь, бизнес-сообщество и госслужащих.
• Кадровые меры: Включают проведение аттестации и обучения государственных служащих, создание кадрового резерва, а также обеспечение ротации кадров.
• Обучение и повышение квалификации: Регулярное проведение тренингов и семинаров для государственных служащих по вопросам антикоррупционной политики и этики. Это помогает обновлять знания и навыки служащих, обеспечивая их готовность к работе в условиях новых вызовов.
• Кадровый резерв: Формирование и поддержание кадрового резерва, включающего специалистов с высокими моральными и профессиональными качествами. Ротация кадров и привлечение новых специалистов позволяют поддерживать высокий уровень профессионализма в государственных органах.
Несмотря на разработку и внедрение различных мер противодействия коррупции, эффективность их реализации остается низкой. Основными проблемами являются недостаточная систематизация нормативных правовых актов, низкий уровень прозрачности и подотчетности государственных органов, а также недостаточная информированность населения о проводимых антикоррупционных мероприятиях.
Важным шагом на пути к повышению эффективности борьбы с коррупцией является систематизация и унификация нормативных правовых актов. В настоящее время существует множество разрозненных законодательных и подзаконных актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции, что затрудняет их применение и контроль за их исполнением.
Для повышения доверия граждан к государственным органам необходимо обеспечить высокий уровень прозрачности и подотчетности их деятельности. Это включает регулярную публикацию отчетов о проделанной работе, результатов проверок и аудитов, а также обеспечение возможности для граждан участвовать в процессе принятия решений.
Информированность населения о проводимых антикоррупционных мероприятиях и результатах борьбы с коррупцией является важным элементом успешной антикоррупционной политики. Важно проводить регулярные информационные кампании, направленные на повышение уровня осведомленности граждан о методах и результатах борьбы с коррупцией.
Одной из ключевых проблем в правоприменительной практике является недостаточная координация между различными государственными органами и институтами. Это приводит к дублированию функций, неэффективному использованию ресурсов и затруднениям в реализации антикоррупционных мер. Важно наладить межведомственное взаимодействие и создать единые информационные системы для обмена данными и координации действий.
Многие антикоррупционные подразделения сталкиваются с недостатком ресурсов и полномочий для выполнения своих задач. Это ограничивает их возможности по выявлению и пресечению коррупционных правонарушений. Необходимо обеспечить достаточное финансирование и расширить полномочия антикоррупционных органов, чтобы они могли эффективно выполнять свои функции.
Юридические аспекты противодействия коррупции в государственных структурах требуют комплексного и системного подхода. Эффективная борьба с коррупцией возможна только при условии взаимодействия всех уровней власти, институтов гражданского общества и международных организаций. Необходима постоянная работа по совершенствованию нормативной правовой базы, обеспечению прозрачности и подотчетности деятельности государственных органов, а также повышению уровня правосознания и информированности населения.
Важным шагом на пути к успеху является разработка и внедрение единых антикоррупционных стандартов и норм, обязательных для всех государственных служащих. Это включает декларирование доходов и имущества, контроль за финансовой деятельностью, проведение независимых аудитов и проверок. Создание специализированных антикоррупционных подразделений в органах государственной власти и местного самоуправления также способствует повышению эффективности борьбы с коррупцией.
Большое значение имеет международное сотрудничество в области противодействия коррупции. Присоединение России к международным конвенциям и участие в международных организациях позволяет обмениваться опытом и лучшими практиками, а также получать поддержку в реализации антикоррупционных мероприятий.
Кроме того, необходимо активизировать роль гражданского общества в борьбе с коррупцией. Общественные организации, СМИ и активные граждане могут осуществлять контроль за
деятельностью государственных органов, выявлять факты коррупции и информировать общественность о проводимых антикоррупционных мероприятиях. Важно создать условия для активного участия гражданского общества в антикоррупционной деятельности, обеспечив доступ к информации и возможности для участия в принятии решений.
Особое внимание следует уделить образовательным программам и тренингам для государственных служащих, которые помогут повысить уровень правосознания и профессиональной этики. Внедрение антикоррупционных курсов в образовательные учреждения, проведение семинаров и тренингов для государственных служащих будут способствовать формированию негативного отношения к коррупции и повышению уровня правосознания.
Необходимо продолжить научно-методическое обоснование юридических конструкций, совершенствовать законодательную базу, а также активизировать работу по повышению квалификации государственных служащих. Важно обеспечить взаимодействие всех уровней власти, институтов гражданского общества и международных организаций для создания эффективной системы противодействия коррупции.
Также следует уделить внимание вопросам повышения мотивации государственных служащих к добросовестному выполнению своих обязанностей и соблюдению антикоррупционных норм. Это может включать внедрение систем материального и нематериального поощрения за честную и эффективную работу, а также создание условий для карьерного роста и профессионального развития.
Важным элементом успешной антикоррупционной политики является регулярный мониторинг и оценка ее эффективности. Это позволяет своевременно выявлять недостатки и вносить необходимые корректировки. Важно разрабатывать и внедрять индикаторы, по которым можно будет оценивать уровень коррупции и эффективность принятых мер.
Для достижения поставленных целей необходимо наладить взаимодействие с международными организациями и коллегами из других стран для обмена опытом и лучшими практиками в сфере противодействия коррупции. Международное сотрудничество способствует повышению уровня профессионализма и внедрению передовых технологий и методов борьбы с коррупцией.
Таким образом, противодействие коррупции в государственных структурах является сложной и многогранной задачей, требующей комплексного подхода и взаимодействия всех заинтересованных сторон. Только совместные усилия государственных органов, гражданского общества и международных организаций могут привести к существенному снижению уровня коррупции и укреплению доверия граждан к государственным институтам. Список использованной литературы:
1. Васильев П.А. Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией: правовые механизмы и инструменты // Международное право. 2018. № 5.-с. 27
2. Иванов С.А. Антикоррупционная политика: международный и российский опыт. М.: Юристъ, 2015.-с.
3. Конвенция ООН против коррупции, принятая 31 октября 2003 года
4. Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, принятая 4 ноября 1999 года.
5. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006—2010 годах. Transparency International. The Corruption Perceptions Index.
6. Кузнецов А.П. О системе мер по профилактике коррупционных правонарушений в государственных органах // Налоги и финансы. 2014. № 2.-с.40-47
7. Королев А.В. Прозрачность и подотчетность государственных органов как инструмент противодействия коррупции // Журнал российского права. 2019. № 10.
8. Лаврентьев А.Р. Юридические конструкции противодействия коррупции в современной России //
Юридическая техника. 2013. № 7(ч.2.)- с.382-391.
9. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Механизм оценки антикоррупционных стандартов ГРЕКО: сравнительно-правовое исследование//Журнал российского права.2011.№9, с. 5-11
10. Попов В.В. Борьба с коррупцией в России: проблемы и перспективы // Государство и право. 2014. № 8.-с.10
11. Попова Т.И.Коррупция в современной России и способы борьбы с ней//Экономика и социум.2015.№6(19)-с. 688-690
12. Смирнова Е.В. Правовые аспекты борьбы с коррупцией в России и за рубежом. СПб.: Издательство СПбГУ, 2017.
13. Сидоров М.Н. Антикоррупционные меры в государственной службе: опыт и перспективы // Вестник российского права. 2020. № 12.
14. Соколова Л.В. Публичная подотчетность и прозрачность в борьбе с коррупцией // Государственное управление. 2022. № 5.
15. Федоров П.В. Проблемы и перспективы антикоррупционной политики в России // Право и государство. 2021. № 4.
16. Федеральный закон от 1 февраля 2012 г. № 3-ФЗ «О ратификации Конвенции ОЭСР о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных деловых операций».Юрицин А.Е.Актуальные вопросы противодействия коррупции:опыт российского и зарубежного регулирования/Сибирское юридическое обозрение.2014.№4(25)-с.23-27
©Тымчук А.С., 2024
А.С. Тымчук
преподаватель юридического факультета кафедра государства и права ФГБОУ ВО «Херсонский государственный педагогический университет»
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
В данной статье анализируются актуальные вопросы, связанные с обеспечением независимости судебной ветви власти в Российской Федерации. Рассматриваются конституционные гарантии, призванные защитить судей от внешнего давления, а также практические сложности в реализации этих принципов. Особое внимание уделяется проблемам, возникающим в процессе назначения судей, и внутренней динамике взаимоотношений внутри судебной системы. Предлагаются возможные пути совершенствования процедур отбора кандидатов на судейские должности и укрепления независимости судей. Кроме того, затрагиваются вопросы материального обеспечения деятельности судов, повышения профессионального уровня судейских кадров и развития механизмов судейского сообщества.
Ключевые слова:
независимость судебной власти, конституционные гарантии, процесс назначения судей, внутренняя динамика, председатели судов, судебная реформа, материально-техническое обеспечение, профессионализм судей, органы судейского сообщества.