А.С. Капусткин
Капусткин Александр Сергеевич — консультант, юрист отдела правовой экспертизы областных законодательных актов государственно-правового комитета администрации Владимирской области
Юридическая техника законодательства о наградах
Еще в Дигестах Юстиниана Улпиан указывает, что «по заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятия доброго и справедливого, ...желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами...»1. Так сложилась история отечественной и зарубежной правовой науки, что изучению теории наказаний в ней уделяется большее внимание, чем изучению теории поощрения. Автор настоящей публикации выражает надежду, что данная тенденция будет изменяться.
По мнению В.М. Баранова, поощрение — это мера государственного одобрения, и ее назначение заключается в стимулировании правомерного поведения двух видов: добросовестного и точного выполнения возложенных на субъектов юридических обязанностей и совершения ими полезных действий, которые превосходят обычные требования2. Награды применяются, как правило, именно в тех случаях, когда речь идет о совершении действий, которые превосходят обычные требования права, такие действия подпадают под определение заслуги3. В.М. Баранов также выделяет два типа поощрительных правоотношений: в одних государственный орган наделен правом применять меру поощрения, в других — на него возложена обязанность применить поощрение при наличии определенных фактов, а соответствующее лицо вправе требовать поощрения4. То же можно сказать и о наградных правоотношениях. Анализируя действующее законодательство, В.А. Винокуров приходит к выводу о существовании в Российской Федерации обоих видов наградных правоотношений и указывает, что в целях формирования наградных правоотношений в полном объеме, включающих не только право человека и гражданина на награду государства, но и юридическую обязанность государства пожаловать соответствующую награду, необходимо: субъектам, учреждающим (устанавливающим) различные виды наград государства, — урегулировать наградные нормы таким образом, чтобы случаи заслуженного поведения (условий, за которые осуществляется награждение той или иной наградой государства) были конкретизированы, то есть заслуги перед государством четко определены; одновременно с введением конкретного, четко описанного, не допускающего различного толкования определения заслуги перед государством — предусматривать дисциплинарную (и, возможно, административную) ответственность должностных лиц, необоснованно не представивших к награде государства лиц, которые ее заслужили5. Тогда, может быть, и станет возможной наградная юстиция, которую критиковали К. Маркс и Ф. Энгельс6.
Большинство современных научных работ посвящены изучению государственных наград, актуальный перечень которых содержится в Указе Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»7, и их историческим предшественникам. По мнению автора настоящей публикации, такие награды и складывающиеся по поводу них общественные отношения, составляют наградную систему Российской Федерации в узком смысле понимания такой системы. В широком смысле в наградную систему Российской Федерации, кроме государственных наград и складывающихся по поводу них общественных отношений, следует включать ведомственные и региональные награды, награды муниципальных образований, корпоративные (общественные) награды и складывающиеся по поводу них общественные отношения. Определение уровня наградной системы позволяет верно определиться с видом источника правового регулирования соответствующей награды.
1 См., например: Памятники римского права: Законы 12 таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. — М.,1997.
2 См.: Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. — Саратов, 1978. — С. 36.
3 См. подробнее: Типикина Е.В. Заслуга как основание для правового поощрения: Автореф. дис... канд. юрид. наук. — Саратов, 2008.
4 См.: Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. — Саратов, 1978. — С. 62—64.
5 См.: Винокуров В.А. Юридическая обязанность государства пожаловать награду // Юрист. —2010. — № 7. — С. 16.
6 См.: Маркс К. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. — 2-е изд. — М., 1955. — Т. 2.
7 Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 37. — Ст. 4643.
Награда является не только государственным, но и правовым явлением, так как само ее учреждение и существование, а также процесс награждения урегулированы действующим правом. Здесь мы отметим, что законодательство о наградах, или, как называл его П.А. Сорокин, наградное право является развивающимся и требует глубокого теоретического осмысления и дальнейшего совершенствования правотворческой и правоприменительной практики. В связи с этим для нас представляет интерес попытка рассмотреть особенности юридической техники законодательства о наградах и выявить ее основные правила.
Следуя к достижению поставленной цели, далее мы более подробно рассмотрим особенности понятийного аппарата и особенности структуры нормы наградного права, правовые принципы, правовые дефиниции, правовые аксиомы, презумпции, исключения, примечания, ссылки, особые виды структуризации нормативного материала, встречающиеся в наградном праве Российской Федерации.
Наградное право обладает своим особым понятийным аппаратом, включающим многие фалери-стические термины: награда, наградная система, наградной лист, рисунок награды, статут, почетное звание, звание Героя, орден, медаль, знак отличия, заслуга, почетная грамота, благодарность, премия, именное оружие, подарок и ценный подарок, положение о награде, описание награды, степень, лента, удостоверение к награде, номер награды, повторное награждение, очередное награждение, ходатайствование о награждении, представление к награде, награждение, вручение награды, торжественная обстановка вручения наград, награда с мечами, акт о принятии государственных наград, утрата награды, дубликат награды, справка о награждении государственными наградами, государственные награды СССР, награда иностранных государств, государственные награды Российской Федерации, юбилейная медаль Российской Федерации, награды, учреждаемые федеральными органами государственной власти, награды, учреждаемые иными федеральными государственными органами, награды, учреждаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, награды, учреждаемые общественными и религиозными объединениями, ношение лент в виде планок, ношение лент в виде розеток, колодка, орденская цепь, орденская звезда, порядок ношения наград, миниатюрные копии наград, учреждение наград, установление наград.
Структура поощрительной нормы права отличается наличием положительной санкции. В норме наградного права такой санкцией может быть только вручение предмета, отвечающего признакам награды1. Поэтому структуру нормы наградного права условно можно представить следующим образом: гипотеза (наступление условий награждения — заслуг) — диспозиция (право уполномоченных лиц принять решение о награждении) — санкция (вручение награды). Используя эту структуру как своеобразную модель, мы можем легко построить необходимую нам норму законодательства о наградах, а точнее норму материального наградного права. Здесь мы оговоримся, что необходимо различать нормы материального наградного права, которые регламентируют саму награду, и нормы процессуального наградного права, регламентирующие вопросы ходатайствования о награждении, представления к награде, этапы принятия решения о награждении, порядок вручения, ношения, хранения наград и т. п.
Среди способов формирования содержания права выделяют правовые принципы, которые в наградном законодательстве сегодня можно встретить в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 2 закона г. Москвы от 5 сентября 2001 года № 38 «О наградах и почетных званиях города Москвы», награждение наградами и присвоение почетных званий г. Москвы производятся на основе следующих принципов: единства требований и равенства условий, законодательно установленных к порядку награждения наградами и представления к присвоению почетных званий, для всех граждан и организаций; гласности; разграничения полномочий органов власти г. Москвы в области наград и почетных званий на основе соблюдения принципа разделения властей; поощрения граждан исключительно за личные заслуги и достижения2.
При принятии решения об учреждении новой государственной награды Комиссия по государственным наградам руководствуется следующими основополагающими принципами: а) новая государственная награда может быть учреждена только в случае невозможности поощрения граждан за указанные заслуги действующими государственными наградами; б) при учреждении новой государственной награды необходимо соблюдение геральдических и исторических традиций государственных наградных систем Российской Федерации, СССР и Российской империи.
Редко и недостаточно в наградном праве используется такой способ организации юридической мысли, как правовые дефиниции. Так, до настоящего времени нет общего правового определения награды (не государственной награды, а награды вообще, медали, ордена, статута и др. Однако мы можем привести определение государственных наград Российской Федерации, которые являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного
1 См., например: Дуэль В.М. Государственные награды в российском праве: проблемы теории и практики: Авто-реф. дис... канд. юрид. наук. — М., 2005.
2 Ведомости Московской городской Думы. — 2001. — № 10. — Ст. 166.
строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством.
В законе Архангельской области от 23 сентября 2008 года № 567-29-ОЗ «О наградах в Архангельской области» дается определение используемых в нем следующих основных понятий: награда в Архангельской области, награда Архангельской области, премия Архангельской области. В законе Тверской области от 14 марта 2003 года № 13-ЗО «О наградах в Тверской области»1 раскрываются понятия награда, награды Тверской области, звание, знак (почетный, нагрудный, памятный), грамота, благодарность. В указанных регионах правовые дефиниции даются в традиционной для этого структурной единице закона —статье, именуемой «Основные понятия, используемые в настоящем законе». В ряде субъектов Российской Федерации в законе дается дефиниция только понятия награды региона в виде самостоя-
23
тельной статьи2, аналогичное явление встречается и в муниципальных нормативных актах о наградах3.
В законодательстве о наградах встречаются и декларативные нормы. Так, например, Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 10994 был принят в целях совершенствования государственной наградной системы Российской Федерации. Наградное право регламентирует установление и использование девизов, а именно девизов орденов, своеобразного явления, пришедшего в действующую наградную систему из истории и представляющего собой краткое изречение, обычно выражающее руководящую идею в поведении или деятельности кавалеров ордена5.
Среди правовых аксиом в данной сфере можно указать следующие:
— никто не может быть награжден за чужие заслуги или без заслуг (следует из принципа награждения исключительно за личные заслуги и достижения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства — п. 3 ст. 3 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 года № 135-ЗС «О наградах Алтайского края»6);
— награда должна соответствовать заслугам (при представлении к награждению государственными наградами вид награды определяется характером и степенью заслуг награждаемого, которые должны соответствовать статутам орденов Российской Федерации, положениям о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации и почетных званиях Российской Федерации);
— награда должна быть редкой. Представление граждан (коллективов, организаций к награждению наградами и присвоению почетных званий не должно носить массового характера. Оно является строго избирательным и применяется только в тех случаях, когда другие меры поощрения исчерпаны либо когда применение этих мер не будет соответствовать значимости заслуг и достижений (п. 7 Инструкции о порядке награждения наградами и присвоения почетных званий г. Москвы).
Представляется возможным сделать вывод, что наградное право России руководствуется презумпцией почетности и желаемости награды. Это подтверждается, в частности, тем, что действующее законодательство никак не регламентирует процедуру отказа от принятия государственной награды, подразумевая, что такого и быть не может. Однако практике такие исключения известны, хотя, возможно, они лишь подтверждают правило. Так, в 1998 году писатель Александр Солженицын по своим убеждениям отказался от награждения орденом Святого апостола Андрея Первозванного7.
Т.В. Кашанина выделяет такой прием правотворческой техники, как «исключение», позволяющий изменить общее правило поведения, не соблюдать то, о чем гласит закон, в особых специальных случаях8. Указанный прием 15 раз используется в Указе Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», например, «очередное награждение государственной наградой производится за новые заслуги и достижения не ранее чем через пять лет после предыдущего награждения, за исключением награждения за совершение подвига, проявленные мужество, смелость и отвагу». Кроме того, в статутах орденов и положениях медалях неоднократно встречается формулировка, позволяющая
1 Тверские ведомости. — 2003. — № 23.
2 Областной закон Ростовской области от 1 августа 2011 года № 639-ЗС «О наградах Ростовской области» // Наше время. — 2011. — № 287—294; Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2004 года 135/1 -З № 275-111 «О государственных наградах Республики Саха (Якутия)» // Якутские ведомости. — 2004. — № 40.
3 Решение Кирово-Чепецкой городской думы Кировской области от 29 октября 2008 года № 12/122 «Об утверждении Положения “О наградах и иных формах поощрения муниципального образования «Город Кирово-Чепецк Кировской области»”» // Кировец. — 2008. — № 192. — от 18 ноября.
4 Указ Президента РФ от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 37. — Ст. 4643.
5 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — 4-е изд., доп. — М., 2007. — С. 156.
6 Сборник законодательства Алтайского края. — 2006. — № 128. — Ч. 1. — С. 57.
7Деготь Е. Солженицын не принял награды // Коммерсантъ. — 1998. — № 233.
8Кашанина Т.В. Юридическая техника: Учебник. — М., 2008. — С. 192.
Президенту Российской Федерации при принятии решения о награждении отступить от установленных общих правил, например, в исключительных случаях Президент Российской Федерации может принять решение о награждении орденом «За заслуги перед Отечеством» лица, ранее не награжденного государственной наградой Российской Федерации. Исключения делаются и с помощью использования словосочетания «за особо выдающиеся заслуги».
Примечания в наградном законодательстве федерального уровня встречаются редко, однако такие примеры известны в региональном и местном законодательстве. Приложением 6 к указу мэра Москвы от 30 августа 2002 года № 35-УМ утвержден образец удостоверения к знаку отличия г. Москвы, приведенный в виде графического изображения, а в примечании к этому приложению дано его подробное текстуальное описание1. Приложением № 1 к Решению Карачевского районного Совета народных депутатов от 24 февраля 2010 года № 4-78 «Об учреждении наград главы администрации Карачевского района за заслуги в области образования» утвержден «Порядок и критерии конкурсного отбора лучших педагогических работников общеобразовательных учреждений для присуждения премии Главы администрации района». В Примечании, приведенном в конце данного приложения, указывается, что «процедура отбора претендентов и порядок экспертизы по критериям участия в отборе на муниципальном уровне аналогичен процедуре отбора и порядку экспертизы на региональном уровне»2.
Ссылки. В Указе Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099 активно используются ссылки. Например, «Знаком отличия «За безупречную службу» награждаются граждане Российской Федерации, избранные или назначенные на должность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также государственные служащие».
Довольно обильно используются приложения: перечни, формы документов (наградного листа); образцы бланков документов; рисунки наград; текстуальные описания. С помощью перечней, например, установлены виды государственных наград Российской Федерации: звание Героя Российской Федерации и все ордена, знаки отличия, медали, почетные звания, входящие в систему государственных наград Российской Федерации.
Особую разновидность структуризации правового материала представляет собой положение о награде, имеющее следующий вид:
1) официальные реквизиты нормативного правового акта;
2) преамбула, закрепляющая цели учреждения награды;
3) правовая норма, провозглашающая об учреждении государственной награды;
4) правовая норма, посредством которой утверждаются приложения к Указу: положение о награде (для ордена — статут ордена), описание награды, образцы бланков наградных документов, форма наградного листа для представления к награждению;
5) правовая норма, закрепляющая дополнительные формы поощрения к награде:
6) предписание органам власти о принятие мер по реализации Указа президента об учреждении награды и приведении в соответствии с ним нормативных правовых актов, которые по своей юридической силе ниже Указа Президента;
7) поручения органам власти, реализация которых по мнению учредителя награды будет способствовать достижению целей учреждения награды.
Все элементы положения о награде находятся в жестком взаимодействии и взаимосвязи. За исключением элементов, указанных выше под пунктами 2, 5 и 7, которые можно назвать факультативными, остальные элементы являются обязательными, их наличие — это необходимое условие учреждения и существования награды. Поэтому мы убеждены в необходимости подготовки и принятия нормативных актов, закрепляющих все указанные нами элементы одновременно единым пакетом документов.
Только в нормативных правовых актах, обеспечивающих существование в правовом пространстве таких государственных наград, как ордена, встречается особый вид правовой структуризации, не повторяющийся больше нигде в отечественном праве. Речь идет о статуте ордена. Стоит оговориться, что в международном праве термин «статут» применяется и по отношению к другим государственноправовым институтам3. По нашему мнению, абсолютно недопустимо использовать термин «статут» по
1 Указ мэра Москвы от 30 августа 2002 года № 35-УМ «О мерах по выполнению Закона города Москвы «О наградах и почетных званиях города Москвы» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. — 2002. — № 47.
2 Документ опубликован не был. См.: СПС «КонсультантПлюс».
3 См., например: Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 года № 502 «О новой редакции Статута Суда Евразийского экономического сообщества, утвержденного Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 апреля 2003 года № 122, и проекте Протокола о внесении изменений в Соглашение между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом о выполнении Экономическим судом Содружества Независимых Г осударств функций Суда Евразийского экономического сообщества от 3 марта 2004 года» (вместе со «Статутом Суда Евразийского экономического сообщества»). Документ опубликован не был. См. СПС «КонсультантПлюс».
отношению к медалям, однако такие примеры в отечественном законодательстве встречаются. Так, в Приложении № 43 к Приказу Федеральной службы судебных приставов от 26 июля 2006 года № 89 «Об учреждении ведомственных наград Федеральной службы судебных приставов»1 указано, что «медаль “За верность долгу” является ведомственной наградой ФССП России с особым статутом». Ни ранее, ни дальше нигде по тексту термин «статут» в указанном приказе больше не встречается.
Сам термин «статут ордена» имеет глубокие исторические корни. Изначально правом носить орденские знаки обладали только члены ордена — особого рыцарского союза. Каждый орден имел свой устав, под которым следует понимать исключительно текст, фиксирующий религиозные обязательства, монастырские обычаи и обязанности нового брата к моменту принятия орденского обета. Впоследствии к нему были добавлены новые тексты, не менее важные: статуты, законы, обычаи или ку-тюмы2. Статут в ту пору являлся сводом правил поведения членов того или иного ордена. Но, как указывает И.В. Всеволодов, уже с XVII века рыцарство исчезло, ордена стали рассматриваться как знаки монаршей милости3. Так исторический институт писанных орденских правил перешел в право, законодательство и был сохранен с некоторыми изменениями до наших дней.
Далее нами будет дана характеристика особенностей статута ордена как вида юридической структуризации и его составных элементов, выработанная по результатам комплексного исследования статутов государственных наград — орденов Российской Федерации4.
Первой особенностью статута является уже упомянутый факт, что такой вид структуризации характерен только для такого вида награды, как орден, и призван обеспечить, закрепить правовые основания, существования названной награды. Свое первое отражение он находит в наименовании нормативного правового акта, например, «Статут ордена Святого апостола Андрея Первозванного». Кроме того, официальные реквизиты статута ордена включают в себя указание на нормативный правовой акт, которым такой статут утвержден. Так как в настоящее время статуты всех орденов Российской Федерации утверждены единым Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 года № 1099, то он упоминается лишь однажды перед статутом первого (высшего) ордена. К реквизитам относится также подпись, место подписания и др.
Следующим структурным элементом статута является указание на требования, предъявляемые к претенденту на награждение орденом. Практика учреждения статутов российских орденов пошла в закреплении указанных требований по условной схеме: личность — заслуга — личность, как исключение — особая заслуга. Вначале предъявляются общие требования к личности претендента на награду, касающиеся профессии, гражданства, звания, трудового или специального стажа и др. Затем называются требования к заслугам гражданина, наличие которых позволяет уполномоченным субъектам возбуждать ходатайства и направлять представления на награждение. И в завершение данного элемента вновь указываются требования к личности, которые являются исключением из правил, в связи с исключительными, повышенными требованиями к заслугам. Например, в Статуте ордена Святого Георгия сказано: «Орденом Святого Георгия награждаются военнослужащие из числа высшего и старшего офицерского состава (требования к личности — А.К.) за проведение боевых операций по защите Отечества при нападении внешнего противника, завершившихся полным разгромом врага, а также за проведение боевых и иных операций на территории других государств при поддержании или восстановлении международного мира и безопасности, ставших образцом военного искусства, подвиги которых служат примером доблести и отваги и которые награждены государственными наградами Российской Федерации за отличия, проявленные в боевых действиях (требования к заслугам — А.К.). Орденом Святого Георгия IV степени могут быть награждены также и младшие офицеры (личность, как исключение — А.К.), проявившие в ходе боевых действий по защите Отечества личную отвагу, мужество и храбрость, а также высокое воинское мастерство, обеспечившие победу в бою (особые заслуги — А.К.)».
Требования к заслугам, могут включать, как мы убедились на примере, указание на условия проявления заслуг и на наличие других наград. Теоретизируя данный элемент, можно сделать вывод, что в начале статута ордена указывается гипотеза награждения (условия при которых дается награда) и требования к награждаемому лицу. Также необходимо понимать, что в качестве награждаемого лица может выступать как физическое лицо, так и организация. Последнее, например, предусмотрено Статутом ордена Суворова, которым «могут быть награждены соединения, участвовавшие в проведении операций на суше и в воздухе, в ходе которых, несмотря на численное превосходство противника, были достигнуты цели операций с полным сохранением боеспособности воинских частей».
1 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2006, — № 45.
2 См. подробнее: ДемуржеА. Рыцари Христа. — СПб., 2008.
3 Всеволодов И.В. Беседы о фалеристике. Из истории наградных систем. — М., 2009. — С. 41.
4 Для сведения стоит отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»4 на сегодня в России учреждено 15 государственных орденов.
Следующий элемент присутствует только в статутах орденов, имеющих несколько степеней. Соответственно в этой части статута ордена приводится перечень степеней ордена в порядке старшинства от высшей степени к низшей, и в завершении особо, уже текстуально, а не посредством порядка, указывается, какая степень является высшей. К примеру:
орден «За заслуги перед Отечеством» имеет четыре степени:
— орден «За заслуги перед Отечеством» I степени;
— орден «За заслуги перед Отечеством» II степени;
— орден «За заслуги перед Отечеством» III степени;
— орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Высшей степенью ордена «За заслуги перед Отечеством» является I степень.
Затем дается представление о внешних атрибутах ордена, а именно указывается, что они из себя представляют — звезда, знак, и то, и другое, имеет ли орден ленту. Важно знать, что подробное описание внешних атрибутов ордена приводится в специальном документе, который так и называется «Описание награды».
Далее в статуте уточняются общие для всех государственных наград правила ношения внешних атрибутов ордена с учетом их наличия и видов, наличия других наград, случаев ношения, правила ношения применительно к виду одежды (форменная одежда или гражданский костюм). Встречаются нормы, допускающие ношение миниатюр орденов. В этой части статута разрешается вопрос о ношении всех степеней ордена одновременно, только высшей, либо о допустимости ношения отдельных видов знаков (например с мечами и без мечей), например: «при наличии у награжденного нескольких степеней ордена «За заслуги перед Отечеством» носится только знак ордена высшей степени, за исключением знаков ордена с мечами». Также здесь решается вопрос о допустимости ношения отдельно орденских лент, ношения лент в розетке.
В заключение в статутах отдельных орденов даются нормы, закрепляющие формы увековечения награжденных лиц. Согласно статуту ордена Святого апостола Андрея Первозванного, «после вручения награжденному ордена Святого апостола Андрея Первозванного Управление делами Президента Российской Федерации обеспечивает изготовление портрета награжденного орденом. Портрет награжденного орденом Святого апостола Андрея Первозванного выставляется в Государственном центральном музее современной истории России». Фамилии лиц, награжденных орденом Святого Георгия, заносятся для увековечения на мраморные доски в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в г. Москве.
Также статут может содержать уточняющие нормы по отношению к правилам вручения ордена. Так награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» I и II степени происходит, как правило, два раза в год и приурочено к празднованию Дня Конституции Российской Федерации (12 декабря) и Дня России (12 июня).
Изучая внешнюю структуру статута ордена, представляется возможным сделать вывод, что в Российской Федерации нормативный материал внутри статута делится на пункты, количество которых не превышает десяти. Факультативных элементов, а именно преамбулы и приложений, статуты учрежденных в Российской Федерации орденов не имеют.
Внешне статут представляет собой особый вид нормативной структуризации законодательства о государственных наградах, а точнее о государственных орденах Российской Федерации. Под нормативной структуризацией в юридической науке принято понимать прием юридической техники, выражающийся в последовательной системе действий по рациональному и целесообразному расположению нормативных правовых предписаний и официальных реквизитов в тексте. Как мы уже показали выше, статут ордена удовлетворяет приведенному определению. Сам статут прилагается к основному нормативному правовому акту, утверждающему его, то есть, как правило, является приложением.
Изучив особенности юридической техники законодательных актов, мы можем сформулировать следующие ее правила:
1) структура нормы наградного права имеет следующий вид: гипотеза (наступление условий награждения — заслуг) — диспозиция (право уполномоченных лиц принять решение о награждении) — санкция (вручение награды);
2) положения о конкретных наградах излагаются в форме приложений к основному акту, принятому в сфере наградного права, закрепляющему общие нормы наградного права и нормы законодательства об организации наградного процесса;
3) выбор источника права зависит от уровня наградной системы;
4) структура нормативного правового акта об учреждении награды имеет следующий вид: официальные реквизиты нормативного правового акта; преамбула, закрепляющая цели учреждения награды; правовая норма, провозглашающая об учреждении награды; правовая норма, посредством которой утверждаются необходимые приложения; правовая норма, закрепляющая дополнительные формы поощрения; предписание органам власти о принятии мер по реализации нормативного правового акта об учреждении награды и приведении в соответствии с ним нормативных правовых актов, кото-
рые по своей юридической силе ниже; поручения органам власти, реализация которых, по мнению учредителя награды, будет способствовать достижению целей учреждения награды;
5) положения об орденах называются статутами;
6) положение (статут) о награде, как правило, имеет следующую структуру: реквизиты (название включает термин «статут» или «положение» и точное название соответствующей награды в родительном падеже, а также указание на нормативный правовой акт, которым утверждено данное положение), требования к награждаемому лицу, гипотеза награждения, перечень степеней награды в порядке старшинства от высшей степени к низшей, дополнительно особо текстуально указывается, какая степень является высшей, указание внешних атрибутов награды, уточнение правил ношения внешних атрибутов награды, нормы, закрепляющие правила вручения наград и увековечения награжденных лиц;
7) нормативный материал внутри положения (статута) о награде делится на пункты, количество которых не превышает десяти, не имеет факультативных элементов;
8) для наградного права характерно широкое использование приложений;
9) для наградного права характерно широкое использование особого понятийного аппарата, включающего фалеристические термины;
10) новая государственная награда может быть учреждена и соответствующие нормативные правовые акты о ее учреждении могут быть приняты только в случае невозможности поощрения граждан за указанные заслуги действующими наградами;
11) при учреждении новой награды и издании соответствующего нормативного правового акта о ее учреждении необходимо соблюдение геральдических и исторических традиций соответствующей наградной системы. Такие традиции зачастую не имеют нормативного правового закрепления;
12) случаи заслуженного поведения (условия, за которые осуществляется награждение той или иной наградой государства) должны быть конкретизированы;
13) заслуга должна быть исключительной;
14) награда должна быть символичной и самоценной.