Научная статья на тему 'Юридическая природа послания Президента Российской Федерации к Федеральному собранию'

Юридическая природа послания Президента Российской Федерации к Федеральному собранию Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1890
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПОРУЧЕНИЯ / ЕЖЕГОДНОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ / П. "Е" СТ. 84 КОНСТИТУЦИИ РОССИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / ORDERS / ANNUAL MESSAGE TO THE FEDERAL ASSEMBLY / P. "E" ART. 84 OF THE CONSTITUTION OF RUSSIA / LEGISLATIVE POWER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Дмитрий Сергеевич

В статье рассматривается юридическая природа послания Президента Российской Федерации к Федеральному собранию, анализируется исторические аспекты возникновения рассматриваемого президентского полномочия, рассматривается зарубежный опыт США и Франции, дается юридическая характеристика поручений, озвучиваемых Президентом РФ в ходе послания к Федеральному собранию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL NATURE OF THE MESSAGE OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION TO THE FEDERAL ASSEMBLY

The article examines the legal nature of the message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly, analyzes the historical aspects of the presidential authority under consideration, considers the foreign experience of the United States and France, provides a legal description of instructions voiced by the President of the Russian Federation in the message to the Federal Assembly.

Текст научной работы на тему «Юридическая природа послания Президента Российской Федерации к Федеральному собранию»

УДК 342.5

Иванов Дмитрий Сергеевич Челябинский государственный университет

Институт права Россия, Челябинск dmitriyivanov01 @gmail.com Ivanov Dmitriy Chelyabinsk State University Institute of law Russia, Chelyabinsk

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ Аннотация: в статье рассматривается юридическая природа послания Президента Российской Федерации к Федеральному собранию, анализируется исторические аспекты возникновения рассматриваемого президентского полномочия, рассматривается зарубежный опыт США и Франции, дается юридическая характеристика поручений, озвучиваемых Президентом РФ в ходе послания к Федеральному собранию.

Ключевые слова: Президент Российской Федерации, поручения, ежегодное послание к Федеральному собранию, п. «е» ст. 84 Конституции России, законодательная власть.

LEGAL NATURE OF THE MESSAGE OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION TO THE FEDERAL ASSEMBLY Annotation: the article examines the legal nature of the message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly, analyzes the historical aspects of the presidential authority under consideration, considers the foreign experience of the United States and France, provides a legal description of instructions voiced by the President of the Russian Federation in the message to the Federal Assembly.

Key words: President of the Russian Federation, orders, annual message to the Federal Assembly, p. "E" Art. 84 of the Constitution of Russia, the legislative power.

Президент Российской Федерации ежегодно обращается с посланием к парламенту. Это прямо предусмотрено Конституцией. В соответствии с пунктом «е» статьи 84 Президент «обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства [1]». Однако вопрос о юридической природе послания представляется крайне неизученным в науке конституционного права России. Являются ли тезисы, озвученные Президентом в ходе ежегодного послания Федеральному собранию, нормативными, а собственно обязательными для исполнения или же носят ориентировочный характер?

Чтобы разобраться в сути ежегодных посланий, необходимо рассмотреть историческое развитие данного института. В советский период аналогом обращения президента могут служит доклады на съездах КПСС. В них шла речь о проблемах в СССР и путях их решения, например, знаменитый доклад Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС. Доклад стал важным событием в жизни СССР и имел в, том числе правовые последствия. Итогом ХХ съезда стали важнейшие изменения в жизни СССР, которые затронули его внутреннюю жизнь и внешнюю политику. После реабилитации из мест лишения свободы было освобождено множество политических заключенных [11]. 1990 году с ведением поста Президента СССР было предусмотрено, что Президент СССР «представляет Съезду народных депутатов СССР ежегодные доклады о положении страны; информирует Верховный Совет СССР о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики СССР» [5]. Однако этот механизм не был реализован из-за распада СССР. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации, принятая 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями так же содержала в себе норму обращения президента РСФСР/Российской Федерации. Согласно статье 121.5 этого

ЮОПРОСЫЯГ_

документа Президент «представляет не реже одного раза в год доклады Съезду народных депутатов Российской Федерации о выполнении принятых Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации социально - экономических и иных программ, о положении в Российской Федерации, обращается с посланиями к народу Российской Федерации, Съезду народных депутатов Российской Федерации и Верховному Совету Российской Федерации. Съезд народных депутатов Российской Федерации большинством голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации вправе потребовать от Президента Российской Федерации внеочередного доклада» [6].

Послание президента есть в США, согласно Конституции США, президент этой страны «дает по необходимости конгрессу информацию о положении дел в Союзе и рекомендует к рассмотрению Конгресса такие меры, которые, по его суждению, необходимы и целесообразны» [7]. Не установлена периодичность такого послания, но по традиции оно проводится раз в год, кроме этого послание носит лишь рекомендательный характер.

Во Франции Президент согласно Конституции «сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах и не подлежат никакому обсуждению» [8]. Однако, в отличии от России подобные послания нерегулярны.

Согласно Конституции единственными правовыми актами, которые издает Президент Российской Федерация являются указы и распоряжения, и де-юре послание Президента не является нормативно-правовым актом и не имеет юридической силы, однако на практике сложилась иная ситуация. Сложную юридическую природу ежегодных посланий президента отмечает Т.Я. Хабриева, указывая на то, что «с одной стороны, делается вывод об обязательном характере общих установок, конкретных поручений, содержащихся в посланиях, а с другой стороны, подчеркивается, что послания не являются нормативными актами, не могут противоречить законам, принимаемым Федеральным Собранием РФ, и каким-либо образом

ЮОПРОСЫЯГ_

ограничивать его правотворческую деятельность» [10]. Обязательность исполнения поручений, которые озвучивает Президент на ежегодном послании можно подтвердить действиями государственных органов. За 1 день до послания Президента 01.12.2016 Государственная Дума образовала рабочую группу в целях координации при «реализации положений ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации» [2]. А Федеральная налоговая служба Российской Федерации утвердила план мероприятия по выполнению поручений президента [3]. Кроме этого 5 декабря 2016 Президент издал Перечень поручений по реализации послания Президента Федеральному собранию», где кратко дублировал указания из послание адресованные Правительству, органам государственной власти субъектов, Торгово-промышленной палате, Генеральной прокураторе, Общественной палате, Центральному Банку, полномочным представителям Президента, Российскому научному фонду, Акционерному обществу "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", Министерству сельского хозяйства, а также акционерным обществам "Россельхозбанк" и "Росагролизинг" [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что поручения, озвученные в ходе ежегодного обращения к Федеральному Собранию, де-факто носят обязательный характер для органов исполнительной власти и органов, не входящий не в какую-либо ветвь. Однако, по отношению к законодательной власти подобные обращения содержат лишь рекомендательный, программный характер, но законодатель также прислушивается к мнению Президента, так результатом реализации Послания Президента Федеральному Собранию 2015 г. явилось принятие Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» [9, С. 123]. Представляется, что это является следствием

ОПРОСЫКГ

политического «веса» и авторитета, который имеет действующий Президент Российской Федерации и исторической особенностью государственной власти в России, а именно концентрации широких полномочий в один руках даже если эти полномочия не указаны в Конституции.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. Постановление ГД ФС РФ от 30.11.2016 N 298-7 ГД (ред. от 07.03.2017) "Об образовании рабочей группы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по реализации положений ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 12.12.2016, N 50, ст. 6978.

3. Приказ ФНС России от 20.02.2017 N ММВ-7-1/195@ "Об утверждении Плана мероприятий ФНС России по выполнению Перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации в 2017 году Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года" [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс. - URL: http://www.consultant.ru/.

4. «Перечень поручений по реализации Посланий Президента Федеральному Собранию» (утв. Президентом РФ 05.12.2016 N Пр-2346) [Электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента России URL: http ://kremlin. ru/acts/as signments/orders/53425.

5. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик» принята ВС СССР 07.10.1977 [Электронный ресурс] (ред. От

ОПРОСЫ

российской юстиции

14.03.1990) // Сайт Конституции Российской Федерации. - URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/red_1977/1549448/.

6. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. [Электронный ресурс] //

http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/red_1978/5478721/.

7. Конституция Соединенных Штатов Америки» от 17.09.1787 [Электронный ресурс] // Сайт исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. - URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm.

8. «Конституция Французской Республики» от 04.10.1958 (Конституция Франции) (с изм. и доп. от 23.07.2008) [Электронный ресурс] // Консультант плюс. - URL: http://www.consultant.ru.

9. Боголюбов, С.А. Комментарии к земельному кодексу (постатейный) / С.А. Боголюбов. - М.: Проспект, 2017. 354 с.

10. Хабриева, Т.Я., Степанова, И.М. Парламентское право России / Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. М.: Юристъ, 1999. 392 с.

11. XX съезд КПСС. Доклад Хрущева о культе личности Сталина [Электронный ресурс] // Федеральный портал «История.РФ» URL: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/xx-siezd-kpss-doklad-khrushchieva-o-kul-tie-lichnosti-stalina.

Сайт Конституции Российской Федерации.

URL:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.