Научная статья на тему 'Юридическая природа общественной безопасности'

Юридическая природа общественной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
311
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PUBLIC SAFETY / СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY / ИСТОЧНИКИ УГРОЗ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / THREATS TO PUBLIC SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Конин Василий Николаевич

В статье рассматривается теоретический аспект вопросов, связанных с проявлением социальной природы безопасности, а также определением современных угроз общественной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Конин Василий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Legal Nature of Public Security

Examines the theoretical aspects of the issues associated with the manifestation of a social nature, security, and identification of threats to public security in Russia.

Текст научной работы на тему «Юридическая природа общественной безопасности»

с нормами договора. Вывод однозначен - верховной власти необходимо определиться - либо Россия меняет законодательство и приводит его в соответствие с ратифицированной Европейской хартией местного самоуправления, либо идет своим историческим путем, не обращая внимание на международные договоры и общепринятые принципы международного права, потому что двойственный подход к формированию экономической базы и всей системы местного самоуправления свидетельствует о его несостоятельности. Такой подход исключает как построение самостоятельной экономически здоровой системы местного самоуправления, так и единой системы государственной власти на всех уровнях правового регулирования, что в конечном итоге негативно сказывается на единственном источнике власти в Российской Федерации - ее многонациональном народе.

1 См.: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 29 декабря 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822; 2015. № 1, ч. 1, ст. 9.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 36, ст. 4466.

3 См.: Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. № 3.

4 См.: Финансовое обеспечение муниципальных образований и формирование состава муниципальной собственности // Официальный сайт Всероссийского совета местного самоуправления . URL: www.vsmsinfo. ru (дата обращения: 12.11.2014).

5 Сайт Министерства финансов РФ. URL: www.minfin.ru/ru/reforms/local_government/monitoring (дата обращения: 12.11.2014).

6 См.: Выдрин И.В. Эволюция местного самоуправления в России: итоги, проблемы, перспективы // Муниципалитет: экономика и управление. 2013. Вып. № 1 (4).

7 См.: Баженова О.И. К проблеме преобразования муниципальных образований в рамках современной концепции пространственного развития экономики // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 3. С. 32.

8 URL: www.domodedovo-city.ru/page-id-279.html (дата обращения: 12.11.2014).

9 См.: ГоряченкоЕ., МосиенкоН., ДемчукН. Городские агломерации Сибири: предпосылки формирования и барьеры развития // Регион: Экономика и социология. 2011. № 3. С. 95.

10 См.: Баженова О.И. Указ. раб. С. 33.

11 См.: Дементьева О.А. Соответствие ресурсов местных бюджетов полномочиям местного самоуправления: декларация и реальность // Законодательство и экономика. 2013. № 2. С. 8.

12 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г. // Парламентская газета. 2010. 3-9 дек.

13 См.: Дементьева О.А. Указ. раб. С. 10.

14 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 2003 г. № 16-П по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 81 Закона Челябинской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 46, ст. 4509.

15 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 18, ст. 2003.

16 См.: Ежукова О.А. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 1. С. 62.

В.Н. Конин

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье рассматривается теоретический аспект вопросов, связанных с проявлением социальной природы безопасности, а также определением современных угроз общественной безопасности России.

Ключевые слова: общественная безопасность, система обеспечения безопасности, источники угроз общественной безопасности.

© Конин Василий Николаевич, 2015

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин (Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации), подполковник полиции; e-mail: admpravo@sgap.ru 51

V.N. Konin

THE LEGAL NATURE OF PUBLIC SECURITY

Examines the theoretical aspects of the issues associated with the manifestation of a social nature, security, and identification of threats to public security in Russia. Keywords: public safety, security, threats to public safety.

В настоящее время в нашей стране сложилась непростая экономическая ситуация, усугубляемая травлей, развернутой в отношении России странами НАТО. Все это чревато повышением уровня преступности, возникновением чрезвычайных ситуаций, появлением социальных конфликтов. Меры, принимаемые государством по борьбе с противоправными деяниями, а также уровень обеспечения общественной безопасности оставляют желать лучшего.

В философском смысле общественную безопасность характеризуют два подхода: безопасность как надежность существования и устойчивость развития любых объектов социальной природы, и общество, которое представляется в виде совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Такая трактовка дает основание для вывода о том, что общественную безопасность следует представлять как состояние общественных отношений, связанных с предупреждением угроз причинения вреда и обеспечением их нормального функционирования. Общественную безопасность нельзя ограничивать только безопасностью, связанной со здоровьем отдельных членов общества или коллективов (групп), а включать в данное понятие безопасность имущества, £ чести, достоинства, нравственного состояния общества и отдельных его членов. ? Таким образом, в понятие «безопасность» необходимо включать все основные д компоненты «отдельной личности или коллектива, которые представляют собой ^ некую совокупную ценность, охраняемую моральными и правовыми нормами»1. ^ Опираясь на философские знания, общественную безопасность чаще рассма-

| тривают в качестве «определенного состояния общественных отношений, при ! котором предупреждается угроза причинения вреда и обеспечивается нормальное § их функционирование»2.

| Широкое толкование общественной безопасности содержится в юридиче-

| ских словарях, где под ней понимается система общественных отношений и юридических норм, регулирующих данные отношения с целью «обеспечения | общественного спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья населения, | нормального труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий»3. о Вместе с тем ряд ученых анализировали и изучали общественную безопасность

0 с позиций узкого (специального) смысла как «совокупность опосредованных ис-ё- точниками повышенной опасности отношений, регулируемых юридическими, тех-

1 ническими и организационными нормами с целью предотвращения и устранения $ угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям и окружающей среде»4.

Отдельными авторами в это определение вносятся и отношения, которые возникают в особых условиях, вызванных стихийными бедствиями или иными обстоятельствами чрезвычайного характера5.

А.П. Коренев связывает общественную безопасность с негативными свойствами источников повышенной опасности, проявляющимися при неправильном 52 использовании последних6.

При анализе имеющихся в юридической литературе представлений об общественной безопасности четкого понятия данного социального явлении, увы, не разработано. В представленных многочисленных дефинициях общественной безопасности в широком смысле наблюдается определенное сходство с понятием «общественный порядок», которое представлено в юридической литературе, а сфокусированность на источниках угроз безопасности дает видовой спектр в определениях общественной безопасности, в то время как постижение природы общественной безопасности и определение теоретического понятия общественной безопасности позволяют установить специфику социального проявления природы безопасности общества, определить концепцию обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации, адекватную современным реалиям, разработать стратегию совершенствования системы обеспечения общественной безопасности, понять характер социальной трансформации российского общества.

Ранее в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации общественная безопасность определялась как «состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»7.

Безопасность общества подразумевает состояние защищенности его ценностей (материальных, духовных) «от угроз, источником которых «являются противоречия в различных сферах жизни»8.

В указанной Концепции угроза общественной безопасности рассматривалась в качестве прямой или косвенной возможности, последствиями которой мог быть нанесен ущерб не только правам и свободам человека и гражданина, но и ценностям, составляющим духовную и материальную основу жизни общества и государства. К сожалению, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации данные дефиниции не получили отражения. В связи с этим и сегодня следует обозначать в качестве цели установления общественной безопасности обеспечение состояния защищенности системы общественных отношений от угроз, которые могут вызвать изменения в социальной системе или среде с учетом внутренних и внешних негативных влияний.

Угроза общественной безопасности должна представлять собой реальность, вредоносное воздействие, которое может проявиться на любом отрезке времени. Поэтому, на наш взгляд, подтверждение того, что состояние защищенности общественных отношений наличествует только тогда, когда система органов, призванных обеспечивать общественную безопасность, будет находиться в состоянии готовности постоянно выявлять, предупреждать, нейтрализовывать различные противоречия, возникающие в ходе общественного развития и исходящие от них угрозы безопасности путем применения средств правового, экономического, политического, организационного, информационного, разведывательного, оперативно-розыскного и иного характера, а в случае необходимости, отражения угроз с помощью применения средств непосредственной защиты.

В качестве наиболее значительных источников угроз общественной безопасности в условиях современной России можно назвать следующие: экономический кризис, спровоцированный внешнеполитическим конфликтом со странами НАТО, ведущий к социальной дифференциации общества; межнациональные и религиозные конфликты; рост преступности, в т.ч. организованной; эскалация насилия, жестокости; коррупция в органах власти; разрушение привычных для россиян ценностных ориентиров, стереотипов поведения, норм морали и

нравственности, возросшее безразличие общества к асоциальным явлениям; политический экстремизм и терроризм; отсутствие доверия населения к государственным и муниципальным органам, убежденность в неспособности обеспечения ими защиты от противоправных деяний; неэффективность деятельности правоохранительных органов в силу их разобщенности, наличия проблем правового, финансового, социального, ресурсного обеспечения; устаревание основных фондов, включая технологическое оборудование, транспортные средства, произведенные еще в СССР; снижение уровня контроля за состоянием систем безопасности; массовые хищения цветных металлов (линии электропередач, связи, разукомплектование сложного технологического оборудования), обусловливающие увеличение числа аварий, катастроф, экологических бедствий, дорожно-транспортных происшествий; рост наркомании.

Обеспечение общественной безопасности представляет собой деятельность по реализации систематизированных мер политического, организационного, социально-экономического, информационного, правового и иного характера, определяемых государством и направленных для использования в противодействии преступным и иным противоправным посягательствам, а также в предупреждении, ликвидации и (или) минимизации последствий ситуаций экстраординарного характера.

Нормативно-правовое регулирование вопросов обеспечения общественной безопасности имеет несколько уровней: федеральный, где главным актом выступает Конституция РФ, федеральные конституционные и ряд федеральных законов (например, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности»9), указы и распоряжения Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; региональный, который включает конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; муниципальный (местный), представленный уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами. Правовой основой обеспечения общественной безопасности служат также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.

1 Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С. М. Ковалева,

B.Г. Панова. М., 1989. С. 156.

2 Тихий В.П. Уголовно-правовая охрана общественной безопасности. Харьков, 1981. С. 23.

3 Юридический словарь / гл. ред. П.И. Кудрявцев. 2-е изд. Т. 2. М., 1956. С. 19; Юридический энциклопедический словарь / гл. ред. А.Я. Сухарев. М., 1984. С. 204.

4 Волкова Л.П. Административно-правовой статус милиции общественной безопасности в системе МВД РФ: автореф. дис. ... канд. юрид наук. Саратов, 2000. С. 9; см. также: Туманов Г.А., ФризкоВ.И. Общественная безопасность и ее обеспечение в экстремальных условиях // Советское государство и право. 1989. № 8.

C. 21; БорщА.А. Политическая борьба и общественная безопасность в условиях глобализации// Актуальные проблемы обеспечения общественной безопасности в кризисных ситуациях: материалы Четырнадцатой международной научно-практической конференции (Москва, 30 ноября 2012 г.). М., 2012. С. 59-61.

5 См.: Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова. М., 2002. С. 80; Здир Я.А. По поводу прочитанного // Советское государство и право. 1967. № 20. С. 136-137.

6 См.: Коренев А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. М., 1996. С. 32.

7 См.: Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (в ред. от 10 января 2000 г.) // Российская газета. 1997. 26 дек. (документ утратил силу в связи с принятием Указа Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (в ред. от 1 июля 2014 г.)) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20, ст. 2444; 2014. № 27, ст. 3754).

8 Степашин С.В., Шульц В.П. Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации. СПб., 1994. С. 10.

9 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1, ст. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.