МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО
УДК 341.96:339.742
Т. В. Глинщикова Юридическая природа инвестиционных соглашений
В статье рассматривается проблема определения правовой природы и содержания инвестиционного соглашения. Обосновывается необходимость законодательного закрепления понятия инвестиционного соглашения. Предлагается рассматривать инвестиционное соглашение как особый тип договора, являющийся институтом международного частного инвестиционного права.
The article deals with the legal definition of the nature and content of the investment agreement. The necessity of legislative consolidation concept of the investment agreement. Proposed to consider the investment agreement as a special type of contract is the institution of private international investment law.
Ключевые слова: международное частное инвестиционное право, инвестиционное соглашение, гарантии прав инвестора, существенные условия инвестиционного соглашения.
Key words: private international investment law, investment agreement, guarantee the rights of the investor, the essential terms of the investment agreement.
В настоящее время важнейшим из направлений государственной политики в развитии экономики является привлечение иностранного капитала. В современной России большое внимание уделяется вопросам инвестиций, поскольку без правильно организованного инвестиционного процесса никакая модернизация страны и успешное движение вперед невозможны.
На протяжении ряда лет в России создавался комплекс экономических, правовых и организационных мер по охране иностранных капиталовложений, закрепленный в виде норм и правил, которые декларировали благоприятный режим взаимного инвестирования. Новым явлением в правовом регулировании инвестиций в Российской Федерации стало возник-
© Глинщикова Т. В., 2014
новение регионального инвестиционного законодательства. В Краснодарском крае инвестиционное законодательство непрерывно совершенствуется.
Согласно рейтингу Минрегиона РФ по итогам 2011 г. Краснодарский край занял второе место среди наиболее привлекательных для инвесторов регионов России, уступив лидерство только Тюменской области. На международной выставке в Каннах М1Р1М-2012 Краснодарский край заключил 48 инвестиционных соглашений на сумму 4,6 млрд евро. За I квартал 2013 г. общий объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику края, составил 284,2 млн долл. США, и увеличился на 14,1 % по сравнению с январем-мартом 2012 г. Инвестиционные проекты в промышленной, сельскохозяйственной, транспортной и санаторно-курортной сферах являются приоритетными для экономики Кубани. В настоящее время в крае работают предприятия с участием партнеров из более чем 70 стран мира, в том числе Франции, Германии, США, Швеции, Турции, Нидерландов.
Можно выделить различные формы осуществления инвестиций в России, в частности: создание на территории принимающего государства нового юридического лица с участием иностранного капитала (как правило, создаются организации в форме ЗАО или ООО); филиалов и представительств иностранных фирм; вложение иностранного капитала в уже существующие российские организации; приобретение ценных бумаг, недвижимости; строительство зданий и сооружений в России. Однако наиболее распространенной формой является заключение инвестиционного соглашения. Новизна этой правовой конструкции порождает целый ряд проблем как научно-концептуального, так и правоприменительного характера.
Необходимо отметить, что в законодательстве РФ отсутствует легальное определение инвестиционного соглашения. Отсюда следует и отсутствие единообразия по вопросу правовой природы и соответственно содержания инвестиционных соглашений на уровне Российской Федерации и субъектов РФ. В то же время в ряде нормативных актов законодатель оперирует термином «инвестиционное соглашение»1.
Законодательный пробел может быть восполнен в определенной мере доктринальными позициями по данному вопросу. Исследованием этого
1 См.: Ст. 7 Федерального закона РФ от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493; п.
1 ст. 256 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 30.01.2014); ст. 2 Закона Краснодарского края от 2 июля 2004 г. № 731-КЗ (ред. от 03.07.2012) «О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» // Информационный бюллетень Законодательного собрания Краснодарского края. 2012. № 56.
151
вопроса занимались такие ученые, как М.М. Богуславский, А.Г. Богатырев, Н.Н. Вознесенская, Н.Г. Доронина, В.А. Трапезников, И.З. Фархутдинов.
В юридической литературе вопрос о правовой природе инвестиционных соглашений является дискуссионным. До настоящего времени продолжается полемика: считать ли инвестиционные соглашения актами международно-правового характера или же относить их к категории гражданско-правовых договоров.
Впервые на правовую природу инвестиционного соглашения как гражданско-правового договора было указано известным ученым Л. А. Лунцем. По его мнению, гражданско-правовая природа инвестиционных соглашений заключается в равенстве их участников и наличии гражданско-правовой ответственности за неисполнение договора 2 . В дальнейшем цивилистическая концепция была раскрыта в трудах Н.Н. Вознесенской3.
Противоположной позиции придерживался М.И. Кулагин, полагая, что «основное содержание инвестиционных соглашений в части обязанностей государства заключается в предоставлении государством иностранному вкладчику дополнительных гарантий, а также дополнительных льгот. Нередко государство гарантирует вкладчику стабильность инвестиционного режима. Все эти права и льготы являются публично-правовыми, а гражданский договор не может заключаться по поводу публичных прав»4. По его мнению, инвестиционные соглашения следует считать актами административного характера.
Профессор В.П. Мозолин также высказывался в пользу публичного характера инвестиционных контрактов. Например, выделив три вида инвестиционных соглашений (акты об одобрении, концессионные договоры и соглашения о гарантиях), он полагал, что существенной разницы между ними нет, за исключением того, что в актах об одобрении права и обязанности иностранного инвестора определяются в соответствии с инвестиционным законодательством государства - импортера капитала 5 . И. З. Фархутдинов отмечает, что инвестиционную деятельность на терри-
2 Лунц Л.А. Курс международного частного права: в 3 т. М.: Спарк, 2002. С. 59.
3 Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции и смешанные предприятия в странах Африки. М.: Наука, 1975. С. 55.
4 Кулагин М.И. Правовая природа инвестиционных соглашений, заключенных развивающимися странами // Политические и правовые системы стран Азии, Африки, Латинской Америки. М., 1975. С. 48.
5 Мозолин В.П. Право США и экспансия американских корпораций. М.: Моск. гос. ун-т, 1974. С. 98.
тории принимающего государства иностранный инвестор может осуществлять на основании двух видов инвестиционных соглашений. Во-первых, инвестиционного соглашения, заключенного между иностранным инвестором и государством для реализации инвестиционного проекта в течение длительного срока на определенной территории в целях извлечения выгоды инвестором и государством, во-вторых, инвестиционного соглашения, заключенного между иностранным инвестором и уполномоченным исполнительным органом государственной власти принимающего государства. В последнем случае исполнительный орган государственной власти предоставляет конкретному иностранному инвестору изъятия из законодательства поощрительного характера в пределах, установленных законодательством, в обмен на привлеченный в местную экономику капитал. Данный вид инвестиционного соглашения по своей юридической при-
6
роде является административно-правовым договором .
Отнесение инвестиционных соглашений к категории административных контрактов весьма выгодно для государств, принимающих иностранный капитал. Однако данный подход нежелателен для инвесторов. Многие ученые, в числе которых А.Г. Богатырев, склонны рассматривать инвестиционное соглашение как особый «смешанный» тип договора, являющийся институтом международного частного права. Инвестиционные контракты, считает А.Г. Богатырев, следует рассматривать с позиции «международного частного инвестиционного права», сочетающего частно-правовое и публично-правовое регулирование отношений в национальном и международном праве7. На наш взгляд, с данной позицией следует согласиться.
Специфика инвестиционных соглашений, а также существенные условия инвестиционных соглашений как вида гражданско-правовых договоров законодателем, не регламентирована. ФЗ РФ от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» не предъявляет к таким соглашениям никаких требований, кроме соответствия Гражданскому кодексу РФ. Как справедливо заметил К. Проничев, «это ведет к непониманию того, какие нормы ГК РФ могут быть использованы в данном случае, а также к неопределенности применения положений гражданского законодательства
6 Фархутдинов И. З. Международное инвестиционное право и процесс: учеб. М.: Проспект, 2013. С. 191.
7 Богатырев А. Г. Инвестиционное право. М.: Рос. право, 1992. С. 67.
153
при уступке прав по инвестиционным договорам»8. Полагаем, что такое положение объясняется многообразием форм инвестирования. Инвестиционные соглашения заключаются с целью осуществления инвестиционной деятельности. Законодатель прямо относит к числу инвестиционных договор финансовой аренды (лизинга), договор франчайзинга, соглашение о разделе продукции, концессионное соглашение. Среди гражданско-правовых договоров инвестиционные соглашения выделяются объектом и возмездностью отношений.
В зависимости от модели инвестирования выбирается определенный вид гражданско-правового соглашения, соответственно определение существенных условий договора, прав и обязанностей сторон определяется видом используемого договора.
В то же время, в целях унификации права необходимо выделить условия, подлежащие обязательному согласованию сторонами. В.Н. Лисица предлагает к таким условиям отнести следующие: предмет договора; условие о праве собственности на плоды, продукцию, доходы от использования исключительного права; цену договора (размер платежей, сроки и порядок их внесения); срок договора; порядок, сроки, размеры финансирования работ по соглашению (программы, графики, проекты)9.
Инвестиционное соглашение включает, как правило, гарантии прав инвестора, установленные в нормативных правовых актах, и дополнительные гарантии прав инвестора, предоставляемые последнему в результате заключения инвестиционного соглашения. Однако предоставление гарантий - прерогатива государства и субъектов Российской Федерации. Частные лица могут включать лишь условия об обеспечении обязательств, природа которых абсолютно иная, нежели у гарантий.
Примерная форма инвестиционного соглашения в Краснодарском крае по своему содержанию носит характер административного акта, по которому инвестору оказывается государственная поддержка в виде подробных условий предоставления государственных гарантий, субсидий, налоговых льгот10. В ст. 17 Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999 г. прямо говорится: «субъекты Российской Фе-
8 Проничев К. Правовая оболочка для инвестиций // Расчет. 2008. № 10. С. 9.
9 Лисица В.Н. Международные инвестиционные соглашения (договоры, контракты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Новосибирск, 2003. С. 20.
10 О примерной форме инвестиционного соглашения и порядке его заключения: постановление Законодательного собрания Краснодарского края от 19 июня 2006 г. № 2323-П (ред. от 26.07.2012) // Информационный бюллетень Законодательного собрания Краснодарского края. 2006. № 44.
дерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств».
Анализ практики заключения инвестиционных соглашений в Краснодарском крае показывает, что непосредственно в договорные отношения с иностранными партнерами Краснодарский край как субъект гражданско-правовых отношений не вступает, он лишь выступает в качестве своеобразного гаранта предоставления иностранному инвестору благоприятного режима для осуществления последним инвестиционной деятельности на территории края. Непосредственно инвестиционные соглашения заключаются между российскими организациями и иностранными инвесторами. Инвестиционные соглашения с администрацией Краснодарского края, как правило, заключаются в форме договоров о совместной деятельности. Такое положение противоречит законодательству Российской Федерации, регулирующему инвестиционные соглашения.
Таким образом, следует признать, что в России не сформулирована государственная концепция иностранных инвестиций. Современное российское законодательство в данной области не учитывает новых тенденций в регулировании инвестиций, появившихся в последние десять лет, их новых перспективных форм, способов правовой защиты инвестиций.
Список литературы
1. Богатырев А. Г. Инвестиционное право. - М.: Рос. право, 1992.
2. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции и смешанные предприятия в странах Африки. - М.: Наука, 1975.
3. Кулагин М.И. Правовая природа инвестиционных соглашений, заключенных развивающимися странами // Политические и правовые системы стран Азии, Африки, Латинской Америки. - М., 1975.
4. Лисица В.Н. Международные инвестиционные соглашения (договоры, контракты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Новосибирск, 2003.
5. Лунц Л.А. Курс международного частного права: в 3 т. - М.: Спарк, 2002.
6. Мозолин В.П. Право США и экспансия американских корпораций. - М.: Моск. гос. ун-т, 1974.
7. Проничев К. Правовая оболочка для инвестиций // Расчет. - 2008. - № 10.
8. Фархутдинов И. З. Международное инвестиционное право и процесс: учеб. - М.: Проспект, 2013.