Научная статья на тему 'Юридическая конструкция как правовое средство юридической техники'

Юридическая конструкция как правовое средство юридической техники Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2203
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридическая конструкция как правовое средство юридической техники»

В.А. Сапун

Сапун Валентин Андреевич — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории права и государства Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Юридическая конструкция как правовое средство юридической техники

Переход российской правовой системы в новую социально-правовую парадигму, а в сфере методологии — от жесткого методологического монизма к методологическому плюрализму привел к формированию в составе юриспруденции относительно самостоятельных специально-научных правовых теорий1.

Право как институционное образование складывается из системы правовых средств, инструментов, конструкций, использование которых в практической деятельности приводит к решению стоящих перед обществом задач и проблем. Этим и объясняется сложившийся в юриспруденции и юридической технике подход к праву как к «средству», «инструменту» социального управления2.

Понятие «правовые средства» не должно интерпретироваться как образное выражение. В сфере правового регулирования оно приобретает терминологическое и содержательное значение. В правовой системе обособляются разновидности правовых средств, образующие относительно самостоятельные механизмы, режимы регулирования, определяющие особенности «работы» права на различных стадиях правового регулирования. От набора особых регулятивных и охранительных правовых средств, в том числе и юридических конструкций, во многом зависит специфика отраслей и институтов права. Особую нагрузку несут правовые средства в механизме реализации права. От правильного выбора правовых средств и юридических конструкций зависит достижение целей правового регулирования, а значит эффективность права в целом. Неверный выбор юридических средств, заложенных в нормативной основе правового регулирования приводит к снижению правового эффекта.

Все это свидетельствует о необходимости формирования специально-юридической научной теории, осваивающей правовую действительность в аспекте инструментального подхода, инструментальной теории, ядром которой может оказаться теория правовых средств как перспективное направление исследования служебной роли права в составе юридической техники. Инструментальный аспект исследования правовой действительности позволяет рассмотреть право как специфическую систему правовых средств, юридических конструкций, объединяемых на отдельных участках правового регулирования в своеобразные правовые режимы, механизмы регулирования, обеспечивающие решения социальных, организационных, политических и иных задач в зависимости от специфики правового регулирования, его типов и способов.

Учение о юридической конструкции как правовом средстве юридической техники сложилось не одномоментно. С известной долей условности можно выделить три этапа в развитии этого учения.

Первый этап формирования категории «юридическая конструкция» — это XIX — начало XX века. В этот период в немецком правоведении возникает школа юридического конструктивизма под воздействием прежде всего идей Иеринга, Эрлиха, Жени, где юридическая конструкция понимается как средство познания права. Однако в этот период юридическая наука была только на подступах к исследованию понятия «юридическая конструкция» и особого практического значения этой категории ученые того времени не сформулировали. «Наука, — писал Р. Иеринг, — до сих пор не сделала попытки определить хотя бы только понятие юридической конструкции, не говоря уже о создании какой-либо теории ее об изложении преследуемых ею целей и тех принципов, на основании которых она работает»3.

Определенный вклад в исследование категории «юридическая конструкция» в этом аспекте внесли русские дореволюционные ученые-юристы. Так, Н.М. Коркунов видел в юридической конструкции лишь частное применение «общих научных приемов обобщения»4.

Второй этап в исследовании юридических конструкций берет свое начало с середины XX века. Новый этап связан с использованием этого понятия прежде всего как средства правотворческой техни-

1 См.: Алексеев С.С. Специально-научные теории в советском правоведении // Теоретические проблемы истории права. — Тарту, 1989. — С. 16—23.

2 См.: Халфина Р.О. Право как средство социального управления. — М., 1988; Пугинский Б.И. Правовая экономика: проблемы становления / Б.И. Пугинский, Д.М. Сафиулин. — М., 1991. — С. 15.

3 Иеринг Р. Юридическая техника. — М., 2008. — С. 67.

4 См.: Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. — СПб., 1897. — С. 349.

ки. Особое внимание исследованию юридической конструкции уделяет югославский ученый Радомир Лукич. Опираясь на учение немецких конструктивистов второй половины XIX века, он указывает на разумные масштабы использования правовых конструкций в правотворческой деятельности, подчеркивая их роль в преобразовании реальной действительности в правовую. «Правовая конструкция, — писал Р. Лукич, — создается путем выделения из правовых понятий низшего порядка того общего, что присуще им в качестве правовых»1.

В 70-х годах прошлого столетия наиболее основательная проработка понятия юридической конструкции принадлежит А.Ф. Черданцеву2. Юридическая конструкция понимается им как модель урегулированных правом общественных отношений, служащая методом познания права и общественных отношений, урегулированных им. На этом этапе подчеркивается не только роль юридических конструкций в процессе познания права, но и их значение как средства конструирования моделей правового регулирования в сфере правотворческой деятельности, необходимого средства законодательной техники. Так, Т.В. Кашанина рассматривает юридические конструкции в системе правил и способов формирования правовых норм3.

На третьем этапе исследования правовых конструкций их необходимо рассматривать не только в сфере правотворчества, но и как правовые средства реализации права и правоприменительной деятельности. Начало этому этапу положил В.М. Г оршенев в статье, опубликованной на страницах журнала «Советское государство и право»: «Прикладывая юридические конструкции к тем или иным общественным отношениям, правоприменитель решает вопрос о юридической квалификации этих отношений, о выборе правовой нормы, необходимой для их урегулирования»4. Наиболее последовательно такой подход к юридической конструкции предпринят в диссертации Д.Е. Пономарева, где доказано, что конструкция всегда создается как логико-мыслительное средство разрешения задач юридической практики и по своему содержанию она имеет именно практическое назначение5. Роль юридической конструкции как правового средства подчеркивается в работах М.Л. Давыдовой. Так, в одной из монографий она пишет о правовых конструкциях как средствах установления юридически значимых фактов, задавая набор тех обстоятельств, которые необходимы для правильного воплощения в жизнь правового веления как в процессе правореализации, так и в ходе правоприменительной деятельности6.

Юридические конструкции (далее — ЮК) как правовые средства реализации права имеют как общие, так и специальные признаки.

К общим признакам ЮК как правовых средств относятся следующие:

ЮК — это институционные образования правовой действительности. Они имеют характерные черты, которые могут быть представлены как их инструментальные свойства. ЮК отличаются публичностью, обозримостью, что придает им характер институционности. Они потому и способны решать задачи различного уровня, реально используются в практической деятельности, так как имеют материальное продолжение в объективной действительности в виде различного рода правовых форм и установлений. Все явления правовой действительности с известной долей условности можно подразделить на четыре большие группы. Во-первых, правовые установления, составляющие субстанцию права, первичные центры правовой действительности, вокруг которых группируются иные правовые явления. К ним относятся такие ЮК, как правоотношения, правосубъектность, договоры, юридическая ответственность, меры защиты и др. Вторую группу составляют явления правовой формы: законодательные и иные нормативные правовые акты, индивидуальные акты и другие юридические документы, юридическая техника как система правил и приемов подготовки и реализации правовых актов и иных юридических документов. Третью группу правовых явлений составляет правовая деятельность как система действий и операций субъектов, которая направлена на выполнение поставленных перед такой деятельностью задач: правотворчество, право реализующая деятельность, правоприменение, толкование. Четвертую группу составляют субъективные явления правовой действительности: правосознание, его уровни и иные структурные элементы, субъективные явления правовой культуры, ЮК правовой науки.

ЮК как правовые средства составляют первую и вторую группу правовых явлений. Правовая деятельность — это система действий и операций по использованию ЮК. Практическое осознание и активное использование ЮК в сфере правового регулирования и придает деятельности субъекта право-

1 Лукич Р. Методология права. — М., 1981. — С. 276.

2 См.: Черданцев А.Ф. Юридические конструкции, их роль в науке и практике // Правоведение. — 1972. — № 3; Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. — Свердловск, 1993. — С. 131.

3 См.: Кашанина Т.В. Юридическая техника. — М., 2007. — С. 177—183.

4 Горшенев В.М. Нетипичные нормативные предписания в праве // Советское государство и право. — 1978. — № 3. — С. 117—118.

5 См.: Пономарев Д.Е. Генезис и сущность юридической конструкции: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2005. — С. 18.

6 См.: Давыдова. М.Л. Юридическая техника: проблемы теории и методологии. — Волгоград, 2009. — С. 156.

вой характер. Поэтому правовая деятельность находится в иной плоскости правовой действительности и по этим соображениям не может быть причислена к ЮК как правовым средствам.

При помощи субъективных явлений правовой действительности происходит теоретическое и практическое усвоение ЮК, формируются навыки, умения, установки и, в конечном счете, готовность к их практическому использованию. Изложенное подтверждает вывод о том, что ЮК является центральным звеном правового регулирования, инструментом, при использовании которого достигаются определенные цели.

При характеристике ЮК выявляются их отличительные черты и особенности как институционнофункциональных образований правовой действительности. ЮК обладают всеми свойствами и признаками, которые характеризуют правовые средства. Эти свойства и придают ЮК институционность и возможность практического использования.

ЮК предусмотрены нормами права, вне нормативной сферы, как правовые средства, они существовать не могут. Правовые явления, рассматриваемые в качестве ЮК как правовых средств, характеризуются преимущественно под углом зрения их регулятивных и охранительных функций и возможностей, что и выражает суть того специально-научного подхода, который назван инструментальным. Таким образом, ЮК как правовые средства обладают регулятивным потенциалом и результативностью, их использование в процессе реализации права и правоприменительной деятельности приводит к достижению определенных результатов.

ЮК обладают специальными признаками, что отличает их от иных правовых средств. Прежде всего, они имеют определенную структуру, особое строение. Так, ЮК-договор включает следующие необходимые элементы: стороны договора; предмет договора; права и обязанности сторон, санкции за неисполнение договорных обязательств. Если в процессе непосредственной реализации определенного договора не будет учтена его конструкция, то данный договор выпадает из правового поля.

Состав и элементы ЮК носят характер жесткой связи. При решении правовых ситуаций с помощью ЮК необходимо использовать все ее элементы ибо, в противном случае, ЮК в процессе реализации права действовать не будет.

Таким образом, любая юридическая конструкция — это системно-структурное построение нормативного материала. Это жесткая модель определенных элементов общественных отношений, которая требует единого действия или при ее использовании в целях надлежащей реализации права для достижения определенных результатов. Учитывая общие и специальные признаки ЮК, можно дать следующее ее определение (краткую дефиницию). Юридическая конструкция как правовое средство — это институционное образование правовой действительности, фиксирующее в системе юридических норм определенные элементы общественных отношений и отличающееся общеобязательностью, юридической силой, регулятивным потенциалом, использование которого в процессе правового регулирования приводит к достижению определенного результата, юридического эффекта.

ЮК как правовое средство выполняет в правовом регулировании следующие функции:

— гносеологическая, познавательная функция состоит в познании определенных норм права, составляющих нормативную основу ЮК и тех элементов общественных отношений, которые регулируются юридическими конструкциями;

— интерпретационная функция проявляется на стадии выбора и анализа правовых норм, когда с помощью юридических конструкций необходимо провести юридическую квалификацию;

— нормативная функция определяется уровнем нормативности ЮК на основе анализа логической структуры правовой нормы;

— регулятивная функция определяется реальной применимостью ЮК. Эта функция находит реальное проявление при достижении определенного результата при реализации норм права.

Юридические конструкции в целом оказывают положительное влияние на реализацию права и правоприменительную деятельность, повышает их производительность, оптимизируя для достижения определенного результата, способствуют достижению целесообразности и эффективности правоприменительных актов.

Юридические конструкции как системные правовые средства в составе юридической техники разнообразны, они выполняют различные функции на различных участках правового регулирования, в различных видах юридической деятельности.

При этом рубрики ЮК, их распределение по различным классификационным критериям частично перекрещиваются. Одноименные ЮК могут быть причислены к различным группам, ибо выполняют различные задачи на отдельных участках правового регулирования: находятся в статике, приводятся в «боевую готовность», используются в предметной деятельности субъектов при решении конкретных правовых ситуаций.

1. ЮК по характеру деятельности субъектов и видам правового регулирования. В этой рубрике они образуют юридический механизм правотворчества, обеспечивают правотворческую деятельность государственных органов либо граждан в случаях проведения референдума. Это — право законодательной инициативы, ЮК, обеспечивающие чтения законопроектов, модели нормативных актов, правомочия по свободному волеизъявлению и т. п.

ЮК в механизме реализации права с юридической стороны обеспечивают правоприменительную и правореализующую деятельность субъектов. В зависимости от полномочий субъектов и содержания деятельности по реализации права ЮК в механизме реализации права подразделяются на две группы:

— ЮК, используемые гражданами, общественными объединениями, хозяйствующими и иными субъектами непосредственной правореализующей деятельности. Это, например, разнообразные договоры, завещания и акты по их исполнению, исключительные полномочия субъектов и правовые формы их реализации, отказ от принятия ненадлежащего и просроченного исполнения и др.;

— ЮК, используемые правоприменительными органами в процессе правоприменительной деятельности, — построение правоприменительных актов, процессуально-процедурные формы, типовые юридические документы, ЮК, восполняющие пробелы в праве, санкции в их материальном продолжении и т. п.

2. ЮК по содержанию и функциям в процессе их использования:

1) ЮК регулятивного значения (регулятивные ЮК) — с положительной стороны устанавливают способы и порядок осуществления права, обеспечивают надлежащую правореализующую и правоприменительную деятельность субъектов. Это, например, конструкция брака (Семейный кодекс РФ), которая включает следующие необходимые элементы:

— стороны: мужчина и женщина;

— достижение возраста 18 лет;

— не состоящие в другом зарегистрированном браке;

— дееспособные;

— не находящиеся в близких родственных отношениях;

— выразившие добровольное согласие на вступление в брак;

2) охранительные ЮК — направлены на охрану правопорядка, обеспечивают правовое принуждение. Например, ЮК состава преступления включает следующие элементы: субъект преступления, субъективная сторона, объект преступления, объективная сторона;

3) процессуально-процедурные ЮК — определяют порядок, процессуальные формы рассмотрения юридических дел, например, ЮК искового производства, гражданский иск в уголовном процессе, ЮК стадий процессуальной деятельности.

3. ЮК по методам, способам и типам правового регулирования в сфере публичного и частного права':

— ЮК в сфере публичного права. Публичное право — область правового регулирования, основанная на началах централизации, когда право строится и используется на принципах власти и управления. Это ЮК гражданства и федерализма (конституционное право); ЮК публичной власти в административном праве, ЮК — прямые налоги, косвенные налоги, налоговые сборы, пошлины (финансовое право);

— ЮК в сфере частного права. Частное право — область правового регулирования, основанная на началах децентрализации, здесь все субъекты юридически равны и могут в процессе деятельности по своему усмотрению в собственных интересах использовать разнообразные юридические конструкции в договорных и иных отношениях, регулируемых гражданским, семейным, трудовым и иными отраслями преимущественно частного права. Таковыми являются, например, конструкции различных форм собственности, ЮК договоров (купли-продажи, аренды, поставки и др.).

Этой рубрике ЮК в инструментальной теории принадлежит основное значение. Проблемы ЮК в сфере публичного и частного права продиктованы требованиями их корректного и эффективного использования на началах централизованного либо децентрализованного регулирования.

При централизованном регулировании юридическая энергия исходит сверху, от властных государственных органов, где доминируют властно-императивные предписания. Подобный характер имеют и ЮК, обеспечивающие процесс правового регулирования в рамках этого метода (властноимперативные ЮК). Эти ЮК определяются в императивных нормах права, которые характеризуются четкостью и категоричностью правовых предписаний.

Иной характер имеет метод децентрализованного регулирования в сфере частного права. В правовых нормах «сверху» определяется лишь общий контур такого регулирования. Юридическая энергия исходит в большей степени «снизу», от самих субъектов правоотношений, которые самостоятельно осуществляют выбор ЮК, используют их по своему усмотрению на основе общего установления правомерности поведения. Эти ЮК могут быть названы автономными, или средствами автономного регулирования.

Таким образом, юридические конструкции позволяют оптимизировать правореализующую и правоприменительную деятельность, повысить их производительность. Решение юридического дела с использованием юридических конструкций, а не методом проб и ошибок, приводит к достижению оптимального и эффективного результата.

1 О публичном и частном праве см., например: Тихомиров Ю.А. Публичное право. — М., 1995; Кашанина Т.В. Частное право. — М., 2009; Кашанина Т.В. Юридическая техника в сфере частного права. — М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.