Научная статья на тему 'Юные африканцы. Особенности социальных практик и их роль в формировании молодого поколения'

Юные африканцы. Особенности социальных практик и их роль в формировании молодого поколения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тропическая Африка / Северная Африка / детский труд / традиционное воспитание / большая африканская семья / миграционные процессы / социализация ребенка / теория фертильности / дифференциация детского труда / Tropical Africa / North Africa / child labor / traditional education / large African family / child socialization / fertility theory / migration processes / gender differentiation of child labor

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Крылова Наталия Леонидовна, Рыбалкина Инна Геннадиевна

В статье исследуются социально-экономические и социокультурологические факторы становления и социализации личности молодого африканца. Основные из них – детский труд, школьное образование, поиск работы, проблемы трудоустройства, сохраняющиеся нормы традиционного воспитания. Изучается ранняя социализация ребенка в большой африканской семье. Рассматривается сегрегационный принцип распределения домашних обязанностей между мальчиками и девочками и гендерная дифференциация работающих детей. Выявляются причины – почему, как и когда африканские школьники бросают учебу и ограничиваются трудовой деятельностью. Исследуются различия между городской и сельской молодежью и различными процессами ее социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Young Africans. Peculiarities of Social Practices and their Role in the Formation of the Young Generation

For the first time in African studies, conducted in Russia, the authors generalize and analyze the experience of centuries-old socialization practices in conjunction with the latest trends in this field. The problem of childhood has long occupied an independent place in the wide range of scientific disciplines that to some extent examine the image of man. It is difficult to avoid standard phrases expressing the possibilities of studying this stage of a person’s life, all those institutions, rules and codes, traditions, customs and innovations, models of morality and culture that are laid in this unique period of life when mental essence and civil image are formed. One of the main factors of the sociocultural nature that forms a young African is the influence of community norms and traditions of values that hold down a person and tie him to a given social group. In a traditional African society, the family has always been (and remains) the main institution of socialization; for the individual it has been that very sociocultural field within which the personality has been formed. In a large African family, the problem boiles down to the development of a very simple model of behavior – to follow the precepts of the ancestors, to reproduce their experience and skills, to preserve their way of life. The formation of more or less close relations of the child with adults who take care of him/her – parents, relatives, friends of the family, etc. – turns the latter into the main agents of his/her socialization. At present, one of the most important factors of socialization is schooling. Often children combine study and work; in Africa, child labor is the most common in the world. Despite the official legal prohibition of the use of child labor, family control plays a key role in its practice. It depends mainly on the family whether the child continues to study or leaves school and engages only in labor activity, the latter primarily within the family. The problem of reducing and eradicating child labor has both moral, ethical, and socio-economic aspects. To solve it, it is necessary to expand access to schooling, increase incomes by achieving greater opportunities for employment and earnings for adult workers, and change attitudes towards child labor on the part of the whole society, and at the same time observe the laws regulating its use.

Текст научной работы на тему «Юные африканцы. Особенности социальных практик и их роль в формировании молодого поколения»

ЮНЫЕ АФРИКАНЦЫ. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

© 2018 Н.Л. Крылова, И.Г. Рыбалкина

КРЫЛОВА Наталия Леонидовна, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Африки РАН. Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, email: krylovanl@yandex.ru

РЫБАЛКИНА Инна Геннадиевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института Африки РАН. Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, e-mail: i.rybalkina@inafr.ru

Аннотация. В статье исследуются социально-экономические и социокультурологи-ческие факторы становления и социализации личности молодого африканца. Основные из них - детский труд, школьное образование, поиск работы, проблемы трудоустройства, сохраняющиеся нормы традиционного воспитания. Изучается ранняя социализация ребенка в большой африканской семье. Рассматривается сегрегационный принцип распределения домашних обязанностей между мальчиками и девочками и гендерная дифференциация работающих детей. Выявляются причины - почему, как и когда африканские школьники бросают учебу и ограничиваются трудовой деятельностью. Исследуются различия между городской и сельской молодежью и различными процессами ее социализации.

Ключевые слова: Тропическая Африка, Северная Африка, детский труд, традиционное воспитание, большая африканская семья, миграционные процессы, социализация ребенка, теория фертильности, гендерная дифференциация детского труда

DOI: 10.31132/2412-5717-2018-44-3-83-99

Будучи беднейшим континентом мира, Африка в то же время отличается и бурным ростом населения, среднегодовой прирост которого за последние 40 лет был самым высоким в мире. А еще Африку называют молодежным континентом: в настоящее время здесь проживает 17,5 % подростков и молодых людей всей планеты. К 2050 г. доля Африки в численности подростков и молодых людей в мире по прогнозам увеличится до 31,3% [1]. Только в Тропической Африке население в возрасте до 15 лет составляет в среднем около 45%. В первой декаде нового тысячелетия доля африканцев, не достигших трудоспособного возраста, в целом несколько сократилась, однако по-прежнему очень высока и составляет 42% [2, с. 94-95].

Демографический разброс по странам континента значителен. Так, в Нигерии, стране тропического региона с наибольшей численностью населения на континенте, в настоящее время молодежь в возрасте от 15 до 24 лет составляет 32 млн, что более чем вдвое превышает численность населения в возрасте до 15 лет. Именно эти возрастные группы представляют собой огромный национальный ресурс [1]. Согласно имеющимся прогнозам, в течение ближайшего десятилетия рынок трудовых ресурсов Африки ежегодно будут пополнять 11 млн. молодых людей [3]. В то же время в современном секторе создается лишь 5-10% от всего числа новых рабочих мест, в то время как подавляю-

щая часть рабочих мест приходится на неформальный сектор и низко рентабельное сельское хозяйство [4, с. 21-23]. '

В результате в большинстве африканских стран молодежь покидает деревню, пытаясь обосноваться в городе, в надежде найти там работу. Но если раньше молодые люди через некоторое время возвращались в родные края, теперь они чаще всего покидают их навсегда. Также многие юноши и девушки уезжают на заработки в развитые страны. В итоге население сельских районов сокращается — в деревнях остаются лишь женщины, дети, да старики.

Исход молодежи из родных мест нередко представляется единственным выходом, чему в немалой степени способствуют факторы социально-экономического и социокультурного порядка.

Социально-экономический аспект проблемы

К факторам социально-экономическим ученые, занимающиеся проблемами Африки, относят, прежде всего, частые неурожаи из-за неблагоприятных погодных условий, слабую техническую оснащенность сельского хозяйства, реконструкцию промышленных предприятий в городах, а также систему землевладения, порождающую неравенство доходов сельского и городского населения, сосредоточение общественной и, особенно, политической жизни в крупных городских центрах, ограниченный доступ молодежи к решению местных проблем, засилье административно-управленческого аппарата, слабое развитие инфраструктур: путей сообщения, транспорта и водоснабжения, медицинских и культурных учреждений, школ, средств массовой информации - всего того, что облегчает условия жизни в сельской местности и приближает их к городским [5, 6].

Подавляющая часть африканского населения - от 2/3 до 3/4 - как и полвека назад проживает в сельских районах, в большинстве своем удаленных от главных центров экономической деятельности или расположенных на самых непродуктивных землях. При этом, чем беднее страна, тем в большей степени существование ее жителей зависит от сельского хозяйства [7]. В Тропической и Южной Африке более 80% населения все еще занято в докапиталистических секторах экономики и продолжает жить в сфере семейных, социально-экономических и иных взаимоотношений по традиционным нормам и обычаям. Восходящие к далекому прошлому, эти традиции прочно сохраняются обществом и семейным коллективом и оказывают влияние на многие стороны жизни молодого африканца. В результате в большинстве государств континента общество по-прежнему формируется и живет в соответствии с законами развития и функционирования общины. Исследование механизма этих отношений позволяет выявить тенденции развития общества, степень устойчивости традиционных институтов и их явный или скрытый конфликт с естественно входящими или насильственно вводимыми новыми элементами.

Многие африканские народы продолжают поддерживать идею многодетной семьи (например, в некоторых странах Тропической Африки на семью приходится приблизительно шесть детей) [8]. Африканская культурная традиция рассматривает ребенка в нескольких ипостасях. Прежде всего, ребенок - это символ радости, надежда на продление рода. И еще детей в странах Африки часто называют главным богатством. Однако за красивым, гуманным определением стоят еще и вполне реальные социально-экономические объяснения, поскольку дети уже с раннего возраста рассматриваются здесь и как фактор экономической помощи, как продуктивный производительный актив и статья дохода. Хотя ребенок - это и дополнительный рот, его нужно кормить и одевать, когда он еще маленький, но даже в самом юном возрасте мальчик или девочка воспринимаются как потенциальные члены семейного трудового коллектива.

Ссылаясь на экономическую теорию плодовитости (фертильности), американский исследователь М.П. Тодаро утверждает: спрос семьи на детей определяется родительским предпочтением относительно числа выживающих детей1, что зависит от возможных издержек на воспитание этих детей и от уровня доходов семьи. Дети в развивающихся странах, в том числе африканских, подчеркивает он, рассматриваются отчасти как инвестиционный товар, поскольку предполагается отдача в виде детского труда или облегчения финансовой поддержки родителей в старости, непосредственно в африканском контексте связанной с повышением образовательного и, соответственно, социального статуса [9, с. 199].

Другой американский экономист, С. Кузнец, также отмечает, что эти группы стран «плодовиты потому, что в существующих здесь социальных и экономических условиях значительная часть населения видит свой экономический и социальный интерес в том, чтобы иметь большее количество детей, поскольку они могут выполнять работы по дому, представляют собой источник генетического обогащения и средство для обеспечения экономического и социального благосостояния семьи в незащищенных обществах» [10, с. 87-88].

Вновь обратимся к экономической теории фертильности. В соответствии с ней применительно к развивающимся, в том числе африканским странам при анализе механизма выбора в первую очередь обращает на себя внимание факт существования дополнительных - «запасных» - детей, которые рассматриваются как инвестиционный товар. Решая, иметь или не иметь таких детей, родители соотносят выгоды и издержки, причем под выгодой понимаются ожидаемые доходы от детского труда, особенно в сельском хозяйстве. Балансом этой прибыли являются два основных элемента издержек:

- предполагаемая стоимость материнского времени (доход, который она могла бы иметь, если бы не сидела дома, воспитывая детей);

- возможная и реальная стоимость обучения детей - некий финансовый компромисс между немногим количеством «высококачественных» образованных детей с потенциально высокими будущими доходами и большим количеством "низкокачественных", недорогих, необразованных детей с потенциально низкими будущими доходами.

В соответствии с традиционной теорией потребительских предпочтений из концепции семейной плодовитости применительно к развивающимся странам вытекает, что если цена (размер издержек) на детей растет в результате, скажем, расширения для женщины возможностей получить образование и работу или роста платы за обучение детей, или принятия законов, запрещающих детям работать до достижения определенного возраста, или роста социального обеспечения в старости, то родителям требуется меньшее количество дополнительных детей, так как произойдет либо замещение количества качеством, либо деятельность матерей по воспитанию детей будет возмещаться их доходами в результате занятости. Отсюда, как предполагают исследователи, один из путей заставить семьи иметь меньше детей - поднимать уровень издержек, связанных с воспитанием детей посредством, скажем, предоставления более широкого спектра высокооплачиваемых работ для молодых матерей [9, с. 200].

Городские африканские семьи имеют тенденцию рассматривать детей как экономическое бремя, в то время как в сельской местности, напротив, дети продолжают высоко цениться, поскольку выполняют важные экономические роли в рамках семьи. Демографы также учитывают взаимозависимость между низкой рождаемостью и современным состоянием общества. По мере углубления процессов урбанизации, оттока населения из

1 В регионах с высокой смертностью, а в Африке наиболее высокая в мире смертность, особенно детская в возрасте до пяти лет (17 на 100 человек), родители могут произвести на свет больше детей, чем им реально хотелось бы иметь, предполагая, что не все дети выживут.

сел в города, с ростом доходов, образовательного уровня женщин, вовлечения их в общественное производство, а также изобретения новых средств контроля над рождаемостью, разрешения на аборты - рождаемость падает [11, с. 138-160].

Иными словами, несомненная связь между бедностью и высокой рождаемостью есть, но столь же несомненно и то, что действуют и другие факторы, в том числе положение женщины в обществе - экономическое, социальное, общественное. В экономике это выражается в проявлении ее альтернативных возможностей. Что выгоднее: иметь ребенка или доход? В беднейшем обществе такой альтернативы практически нет.

В системах низкотехнологичной продуктивности - а они преобладают у большинства африканцев, живущих в сельской местности, - жизнеобеспечение семьи зависит главным образом от труда женщин и детей, их труд всецело подчинен интересам семьи и находится под ее неусыпным контролем. Начиная приблизительно с шестилетнего возраста, ребенок постепенно включается в активную продуктивную деятельность семьи, выполняя отдельные несложные поручения в домашнем хозяйстве, ухаживая за младшими детьми.

* * *

Серьезным фактором социализации является трудовое воспитание. Детский труд -неотъемлемый компонент неформальной экономики, составляющей одну из экономических основ развивающихся стран. В сельских районах современной Африки он по-прежнему широко распространен, несмотря ни на какие законы, принятые на официальном уровне. Поскольку детский труд не соотносится со сферой товарно-денежных отношений и не имеет коммерческой основы, он рассматривается законами с точки зрения обычного права.

Это хорошо демонстрируется исследованиями тоголезских антропологов на примере народа эве, одного из многочисленных народов побережья Бенинского залива, населяющего южные районы Того и Ганы. Главное занятие эве - сельское хозяйство. И хотя в настоящее время многие живут в городах, где занимаются торговлей, ремеслами, работают в государственном и частном секторе, в целом все же эве сохраняют свою культурную специфику.

К хозяйственным и домашним работам ребенок-эве приучается с самого раннего детства, вначале в ходе имитации или игр. Исследователи отмечают, что уже с пяти-шести лет начинается половая сегрегация, ориентирующая детей на мужские и женские роли. К примеру, мальчики приучаются к тяжелым сельскохозяйственным работам и таким чисто мужским занятиям, как охота, рыбная ловля, ткачество, обработка дерева. В своем доме они должны следить за порядком, в доме отца или старших братьев прислуживать им при трапезе, мыть их посуду, стирать и гладить мужское белье. С этого возраста мальчики всё больше составляют окружение отца, а девочки постепенно отдаляются от него и находятся под контролем матери. Девочки должны подметать двор, готовить вместе с матерью пищу, мыть посуду, стирать женское и детское белье, а также помогать матери во всех ее хозяйственных занятиях, огородных и полевых работах. Все дети принимают активное участие в снабжении семьи водой, дровами а также участвуют в торговой деятельности их родителей; и все же замечено, что большая доля этих обязанностей ложится на плечи девочек [12, с. 138-160]. До сих пор семья эве придерживается сегрегационного принципа домашних обязанностей, что приводит к тому, что мальчик отказывается готовить себе пищу, мыть кастрюли или подметать двор, при этом он охотно прислуживает старшим, исполняет их просьбы и поручения, ходит за покупками, вытирает пыль, моет машины, занимается садом. Сегодня общественность ставит вопрос о приобщении детей ко всем домашним работам без различия их пола [12].

Жизнь в семье эве - типичный для современной Африки пример ранней социализации ребенка в большой африканской семье. Согласно описанной выше системе и социально-экономическим традициям дети работают на семью и своих родителей вплоть до взрослого возраста. Когда они оказываются более или менее подготовленными к некоторой социально-экономической независимости (как правило, это происходит в 20 лет и старше), им выделяется определенная доля в семейном хозяйстве. Это обычно происходит перед тем, когда мальчики женятся и сами становятся отцами. Даже бизнес в африканском неформальном секторе - это типично семейное предприятие, которое функционирует и приносит доход в значительной степени вследствие трудового вклада детей [12; 13, с. 110].

Четко дифференцированное инвестирование в конкретных членов семьи, избранных прежде всего по признакам пола, имеет тенденцию осуществляться преимущественно в старших сыновей: именно от них ожидается наибольшая вероятность получить максимально высокую отдачу и скорейший возврат инвестиций. Учет этих факторов на семейном совете в большинстве случаев склоняет членов семьи инвестировать финансовые средства в образование в пользу мальчиков, прежде всего старших сыновей [14, с. 193].

Развитие первоначальных капиталистических производственных отношений, в частности, в период первичного накопления капитала предполагает и допускает широкое привлечение всех форм труда и, в том числе почти бесплатного детского труда. Исследуя социальную историю своей страны, английские ученые Х. Каннингхем и Э. Томпсон отмечали, в каком взаимодействии с жизнью взрослых находилась жизнь детей. Первый из авторов сделал вывод, что промышленную революцию в Англии вынесли на своих плечах дети; а второй в этой связи с горечью восклицал: «...эксплуатация маленьких детей в таких масштабах и с такой интенсивностью стала одной из самых позорных страниц британской истории» [15, с. 384].

Аналогичные процессы наблюдаются в настоящее время во всех развивающихся регионах мира и, в частности, на Африканском континенте. Масштабы применения детского труда в Африке, прежде всего в странах к югу от Сахары, являются самыми значительными в мире. В странах Тропической Африки работают 29% детей в возрасте от 5 до 14 лет, т. е. практически каждый третий ребенок (по сравнению с каждым шестым во всем мире) [16, с. 130]. В отдельных местностях специалисты указывают на 41% работающих детей с 5 до 14 лет в Африке к югу от Сахары [17, с. 120]. Детский труд в Африке применяется преимущественно в неформальном секторе, на фермах и малых предприятиях. Дети выполняют за мизерную плату трудоемкие виды работ, не требующие высокой квалификации. На семейных предприятиях и фермах детям, как правило, вообще не платят, т.к. своим трудом они заменяют взрослых членов семьи, работающих вне дома с целью повышения семейного дохода.

Норвежский социальный антрополог и экономист Й. Андвиг подчеркивает, что контроль семьи играет ключевую роль в практике детского труда, в особенности в странах к югу от Сахары, где 95% труда детей приходится на домохозяйства или бизнес родственников [18, с. 3]. Сельскохозяйственная занятость - фермерство, рыболовство и рыбоводство, уход за домашними животными и многие другие виды работ - требует постоянных интенсивных трудовых затрат. И домохозяйства остро нуждаются в том числе и в детском труде для своего выживания. Ведь главной причиной детского труда является бедность. Но также множество других факторов являются причинами, почему, сколько времени и в каком объеме дети работают: наличие или отсутствие матери или отца, получают ли финансовый доход мать или отец для семьи и т.п. По наблюдениям Андвига, 95% детей работают в среднем более 10 часов в неделю, а 2/3 из них работают минимум 30 часов в неделю [18, с. 25].

Интересные различия в функционировании и жизнедеятельности семьи можно отметить по гендерному признаку. Если во главе домохозяйства один родитель, например овдовевший отец, то дети в целом больше работают и меньше учатся, чем в семье, где одна мать; если она возглавляет домохозяйство, дети меньше работают и больше времени уделяют учебе. По мнению специалистов, одна из причин, почему девочки в целом больше работают - их легче контролировать и они более послушны, чем мальчики, и это обстоятельство сокращает такие дорогостоящие издержки, как время и нервы родителей, и для их мобилизации взрослым членам домохозяйства нужно прилагать меньше усилий и тратить меньше времени, чем при вовлечении в трудовой процесс мальчиков [18, с. 65].

Достаточно активно применяется труд детей и в Северной Африке. И хотя это мало исследованная тема, уникальность ее очевидна, так как здесь есть своя специфика, продиктованная глубокой историко-культурной традицией. Так, на примере Алжира можно попытаться проследить основные аспекты детской трудовой занятости, ибо преимущественно в беднейших домохозяйствах дети с ранних лет привлекаются к домашнему труду. Законодательство в Алжире закрепляет детский возраст до 18 лет и в исключительных случаях разрешается принимать на работу с 16 лет (что совпадает с возрастом обязательного школьного образования), но поскольку работа осуществляется внутри домохозяйства и она неоплачиваемая, семье удается избегать контроля официальной государственной юрисдикции. Вместе с тем, неверно было бы утверждать, что лишь в бедных семьях дети работают с раннего детства. По свидетельству социодемографов, проводивших полевые исследования по данной проблематике в Пакистане, Гане и ряде стран Западной Африки, чем больше родители имели земли, тем больше их дети трудились [19, с. 166]. Аналогично и в Кот-д'Ивуар в семейных фермерских хозяйствах, выращивающих какао-бобы на экспорт, труд детей в самых богатых домохозяйствах используется родителями в максимальной степени [20].

При исследовании беднейших домохозяйств с большим по численности потомством становится очевидным, что у глав домохозяйств зачастую нет иного выбора, как мобилизация всех доступных ресурсов, в том числе труда детей. Детский труд является составной частью крупного неформального сектора экономики, которая в свою очередь характеризуется специалистами как экономика выживания и хронической бедности.

В Алжире дети начинают работать, параллельно посещая школу. Национальная политика в области образования демократично предусматривает небольшие финансовые затраты на школьное обучение. Но при этом происходит экономическое присвоение родителями свободного времени ребенка и его труда, как экономического ресурса.

Феномен детского труда в Алжире пока еще подробно не исследован ни в зарубежной, ни в отечественной научной литературе за исключением попыток определения этого явления сотрудниками ЮНИСЕФ в 1999 г. и анкетирования 2006 г. Первым специалистом, обратившимся к данной проблематике, является алжирский социодемограф К. Бушерф, возглавивший проект Национального института труда Алжира в 2005 г. и руководивший разносторонним подробным анкетированием. Вследствие немалого числа детей, бросивших школьное обучение, в особенности старшеклассников возраста 16-17 лет, но и тех, которые относятся к возрасту обязательного школьного образования от 6 до 15 лет, специалисты стремились подробнее изучить данное явление и его причины, в частности, выявить формы и виды трудовой деятельности, которой занимаются дети и подростки.

По данным сотрудников, работавших под руководством Бушерфа, среди алжирских детей в возрасте от 6 до 17 лет 8,2% никогда не посещали школу, а 20,3% оставили учебу; причем отсев более заметен в сельской местности, чем в городе: 22,1% и 17,4% соответственно [19, с. 158]. В группе работавших детей объем и регулярность трудовой

деятельности увеличивались с возрастом школьников. Для сравнения можно отметить, что среди школьников 16-17 лет 61,2% имели постоянную работу, в то время как регулярно работали лишь 38,8% детей возрастной группы от 6 до 15 лет, чей рабочий день длился от 4 до 8 часов.

Согласно данным анкетирования, среди школьников 6-15 лет только учились -60,43%; учились и работали одновременно 15,54%; только работали, бросив школу, 8,75%; никогда не посещали школу 9,48%; не ответили на вопрос 5,78% [19]. К числу детей, не охваченных школьным образованием, относятся прежде всего инвалиды детства либо имеющие особенности умственного, физического или психического развития.

Доминирующим видом трудовой деятельности является уличная торговля или торговля вразнос, которой занимаются 40,3% работающих. Второе место по значению и числу занятых занимает сельскохозяйственное производство - 26%. Ремесленное и кустарное производство составляет около 12%. Сфера обслуживания - главным образом официанты в кафе (мальчики) - приблизительно 3%.

В обобщающих статистических данных не делается гендерных различий; но необходимо учитывать, что проявляются они довольно отчетливо: девочки наиболее задействованы в двух сферах - работа в домашнем хозяйстве и в кустарном производстве. Однако та работа, которая выполняется девочками по дому в своих семьях, никогда не учитывается официальной статистикой. Вместе с тем результаты исследований Комиссии Бушерфа свидетельствуют, что 67% девочек работают у близких родственников и лишь 6% у посторонних людей; 71,65% девочек, работающих у чужих людей, получают вознаграждение. По сравнению с ними у мальчиков иное соотношение: 40% работают у близких родственников и 23,5% - у посторонних [19, с. 160]. Нередко работа девочек облечена в форму помощи представителям различных родственных и социальных сетей - семейных, дружеских, этнических, региональных, религиозных и т.п. Предполагается, что это обстоятельство ограждает девочек от внешних злоупотреблений и способствует повышению их безопасности.

Французский исследователь А. Леруа уточняет, что, если цифры, приводимые Международной организацией труда, показывают, что численность работающих мальчиков больше числа девочек (в частности, 62% мальчиков против 38% девочек в возрасте от 15 до 17 лет), то эти цифры, по справедливому замечанию Леруа, не отражают внушительного объема женской домашней работы, к которой активно привлекаются девочки [21].

Французский экономист П. Жаккард, занимавшийся проблемами психосоциологии труда, в своем формулировании концепции работы утверждал, что работа всегда определялась по категориям рынка, бухгалтерии и учета. Поэтому возникает вопрос: должна ли проблематика социологии труда ограничиваться лишь учетом экономически активного населения [22]. Как бы то ни было, Жаккард констатирует, что работа, которая осуществляется в домохозяйстве семьи и в которой задействованы, в частности, девочки нередко за счет учебы в школе, не является объектом статистики труда и тем более объектом статистических сравнений в международном масштабе; домашняя работа рассматривается под традиционалистским углом зрения и влиянием различных обществ и социокультурных представлений. Даже учитывая концепции культурного релятивизма [23], следует менять подход к данной проблематике, углублять и совершенствовать изучение темы.

Уточняя гендерную дифференциацию работающих детей, можно отметить, что чисто мужское занятие, например, официанта в кафе, где заняты лишь мальчики, составляет всего 3% от общего числа работающих. Первый работодатель ребенка - это близкий родственник, в особенности для девочек, которые вообще редко трудятся у посторон-

них (67,2% и 6% соответственно). Особое значение для мальчиков имеет работа у чужих людей или самозанятость, что может означать для них хоть и не более легкую и спокойную жизнь, но подобие определенной автономии, в частности, по отношению к родительской власти, повышение авторитета среди других работающих сверстников и, по их мнению, некоторое социальное продвижение [24, 25].

В ракурсе социодемографических измерений отмечается важность влияния уровня образования главы домохозяйства на степень вовлеченности детей в трудовой процесс. С увеличением уровня образования главы семьи процентное соотношение работающих детей уменьшается, а расходы на школьное образование как часть социального капитала, вложенного в будущее детей, остаются неизменными.

В сельской среде дети чаще работают круглогодично на постоянной основе, их число составляет 4% всех школьников. Регулярная постоянная работа служит основной причиной, чтобы преждевременно бросить школу; регулярная работа имеет тенденцию постепенно занимать все больше свободного времени ребенка и отдалять его от школы, что в конечном итоге неизбежно приводит к разрыву с обучением в школе. В сельской местности глава семьи меньше инвестирует в образование и стремится, чтобы дети были больше заняты в сельскохозяйственном производстве, отчасти, по выражению специалистов, перманентно воспроизводя «элементы семейной эксплуатации» [19, с. 173].

Как и в других развивающихся странах, в Алжире дети направляются на работу в результате решения родителей, чьей целью является получение дополнительного дохода для выживания семьи. Вместе с тем труд детей, являясь неразрывной частью процесса социализации, порождает чувства альтруизма у ребенка и желание оказывать помощь и поддержку родителям, испытывающим большие сложности в попытках удовлетворить нужды и потребности всех членов семьи. По мнению исследователей и самих африканцев, это наиболее ярко и благоприятно выраженные условия для развития солидарности внутри семьи, родственной взаимопомощи и долговременных позитивных взаимоотношений между поколениями. Однако бедность опосредованным образом порождающая альтруизм детей, превращает альтруизм родителей в непозволительную роскошь [18, с. 46], поскольку они должны заботиться и удовлетворять нужды и потребности различных поколений всех членов семьи и поскольку детский труд, по мнению экономистов, - это стратегия выживания семьи.

Бедность и неустойчивость домохозяйства - не единственные причины того, что дети начинают работать. Здесь играют роль и разнообразные семейные стратегии, а также намерения и планы самих детей, особенно старших. Вследствие ухудшения положения на рынке труда в городских районах дети иногда работают, даже если уровень доходов их семей не требует поисков дополнительных заработков, поддаваясь настойчивым уговорам работодателей, заинтересованных в дешевом детском труде.

В сельской местности для глав домохозяйств характерна точка зрения, что социальный успех их детей возможен лишь при работе в аграрной сфере; и они в максимальной степени стремятся передать детям все свои профессиональные навыки и секреты. Дети больше работают в тех семьях, где членов семьи отличает низкий образовательный уровень.

Семейный характер работы детей в неформальном секторе наиболее отчетливо проявляется в домашней работе девочек. В данном случае можно говорить о проявлении социокультурного измерения, в соответствии с которым данный вид работы рассматривается, во-первых, как отчасти трудовое ученичество и, во-вторых, она фактически не считается трудом как таковым, поскольку она домашняя. Она даже смешивается с репродуктивной сферой деятельности и уходом за малолетними детьми.

В то же время по отношению к рынку труда проанализированные данные свидетельствуют об уникальности алжирского опыта, который лишь частично подтверждает тео-

рию экономиста К. Базу, в соответствии с которой отвод с рынка труда детей привел бы к сокращению предложения рабочих рук, что могло бы привести к повышению зарплат взрослых членов домохозяйств, которые бы стали менее нуждаться в дополнительном труде своих детей. Аккумулированные данные также свидетельствуют, что в Алжире наблюдается сложная двойная активность детей - они и учатся, и работают. Основной род занятий алжирских детей в трудовом процессе - уличная торговля, которая чрезвычайно мало оплачивается. Выявлен также факт, что работа детей и в сельскохозяйственном производстве, и внутри семьи и домохозяйства осуществляется в семейном контексте, который помогает обойти официальные юридические запреты детского труда.

Исследователи темы сходятся во мнении, что в обозримом будущем не предвидится возможности изменить нормы и объем детского труда. Официальный юридический запрет труда детей может оказаться - и уже становится - неэффективной или малоэффективной политикой. Поэтому они делают вывод, что более рационально было бы сократить стоимость школьного обучения для беднейших семей, а не убеждать родителей в пользе образования и отказе от детского труда.

В целом, труд детей - феномен преимущественно аграрный, и можно, вероятно, ожидать, что с развитием процесса урбанизации его объем и масштабы будут сокращаться. Австралийские экономисты П. Мэйтра и Р. Рэй, изучающие положение и проблемы детей в Африке, отмечают, что охват школьным образованием уменьшается с возрастом, числом детей в семье и бедностью, и увеличивается с процессом урбанизации, развитием женского образования и инфраструктуры (дорожная сеть, электричество, доступ к питьевой воде, водопровод и др.) [26, с. 41-53]. Для стран, где наблюдается значительный рост населения, характерен и обширный рынок детской рабочей силы, а кто в детстве много работал, вероятнее всего, пошлет работать своих детей, и порочный круг замкнется.

Уровень механизации производства значительно сокращает детский труд. Его снижает также увеличение использования финансовых инструментов, в частности доступ к финансовому рынку сократит потребность бедных семей в детском труде. Международные программы социального развития по улучшению благосостояния населения развивающихся стран, в том числе ориентированные на детей, такие, например, как направленные на сокращение детской смертности, также опосредованным образом призваны содействовать решению проблемы детского труда и улучшению положения несо-вер шеннолетних.

Проблема сокращения масштабов применения и искоренения детского труда имеет как морально-этические, так и социально-экономические аспекты. Для ее решения необходимы расширение доступа к школьному образованию, повышение доходов семей путем создания более широких возможностей для занятости и заработка взрослым работникам и изменение отношения к труду детей со стороны всего общества в сочетании с соблюдением законов, регулирующих детский труд.

Социокультурный аспект проблемы

Переводя поднятую выше тему в иную плоскость, отметим, что один из основных факторов социокультурного характера, формирующего юного африканца - влияние общинных норм и традиционных ценностей, сковывающих человека, привязывающих его к данной социальной группе. Поэтому переселение в город подчас рассматривается многими молодыми африканцами как избавление от тягот общинной опеки, хотя в действительности к этому вынуждают, прежде всего, материальные условия [27].

Тем не менее, будучи одним из каналов социального воздействия, большая семья в условиях современной Африки, в основном ее тропического региона, все еще во мно-

гом предопределяет не только социально-экономическое положение, но и культурно-нравственную ориентацию молодого поколения.

Социологи считают одновозрастные группы одной из наиболее важных инстанций социализации молодежи [28]. Действительно, молодые люди во все времена охотнее проводят время в обществе сверстников. Однако в условиях африканской действительности подросток чаще контактирует и соприкасается с разновозрастными группами, прежде всего в семье. Причем более жестко эти отношения определяются социально-демографической моделью большой семьи, общины в сельской местности, в меньшей степени - в городских условиях. Однако формальными молодежными организациями охвачена далеко не вся городская, а тем более сельская молодежь (последняя организуется преимущественно по общинным принципам); да и нельзя не учитывать разницу в формальных и неформальных организациях, объединяющих молодежь, в плане воздействия на ее социальное становление. Все это говорит о том, что основная масса африканской молодежи, если и испытывает тягу к институционализации, все же не имеет для этого не столько достаточных навыков, сколько прежде всего условий, которые начинают более или менее складываться в школьный период. Поэтому в процессе социализации африканской молодежи приоритеты все еще сохраняются за семьей и школой.

В традиционном африканском обществе семья всегда являлась и остается основным институтом социализации; именно она становилась для индивидуума тем социокультурным полем, в рамках которого формировалась личность. То обстоятельство, что складывание более или менее тесных отношений ребенка со взрослыми, которые о нем заботятся, - родителями, родственниками, друзьями семьи и пр., - превращает последних в основных агентов его социализации, что не удивительно: ведь целью социализации в этот период жизни человека является формирование у него мотивации на привязанность к другим людям, выражающиеся в доверии, желании делать им приятное и одновременно нравиться им. В то же время, играя разные роли согласно своему статусу как части амбивалентного целого, каждый из взрослых членов семейной группы одновременно предстает перед ребенком как самостоятельный психологический и социальный образ.

В большой африканской семье проблема адаптации к ней молодежи сводилась к освоению весьма несложной модели поведения - следованию заветам предков, воспроизведению их опыта и навыков, сохранению уклада. Определяя большую африканскую семью как социально-хозяйственную единицу традиционного общества, а главное, объясняя общинную систему зависимости индивидуума и группы, нигерийский исследователь Э. Н. Нжака особо выделяет, с одной стороны, ее безграничную автономию во всех внутренних делах, и с другой - способность членов семьи действовать инициативно [29, с. 46].

Вопрос о воспитательном процессе в традиционном обществе остается дискуссионным. Клановое воспитание, по мнению некоторых исследователей, формирует у африканского ребенка чувство самостоятельности, по сравнению, например, с европейским ребенком, который все время находится под бдительным оком воспитателей и пользуется всеми достижениями цивилизации. Занятость в хозяйственной деятельности семьи с раннего возраста поощряет к коммуникабельности, развивает чувство гостеприимства, доброжелательности к окружающим, которое сохраняется на протяжении всей жизни. Традиционно сложившиеся на континенте и, особенно в его тропическом регионе подчиненное положение молодежи, выраженное в сохранении социальной значимости общинного деления на возрастные классы, а также соединение в руках вождей и старейшин гражданской власти, призваны были внушать молодым мысль, что истинное признание, синонимичное уважению и авторитету данных общественных отношений приходит с возрастом [30, с. 47-51].

Вместе с тем исследователи единодушно подчеркивают способность большой семьи ограничивать индивидуализм, контролируя его постоянно с помощью групп лиц, чьи интересы стоят на страже коллектива. Большая семья гарантирует безусловную поддержку и защиту каждому своему члену против внешних сил, но при нарушении ее внутренних законов непреклонно наказывает самыми разнообразными методами. «Сила индивидуума - в его единстве с большой семьей. Основа организации - активное участие каждого взрослого члена большой семьи в решении всех жизненно важных проблем этого сообщества. Иначе говоря, каждая социальная система одновременно поощряет и ограничивает индивидуума, выдвигая на первый план благо и единство группы» [29, с. 46]. Молодой человек как член семьи, клана, общины, представляет большую ценность, нежели как отдельно взятый гражданин. Он неотделим от общинной группы, как в своем прошлом, так и в будущем. Африканские ученые особо выделяют важность психологического воздействия большой семьи на молодежь, обеспечения ей психологического комфорта, ибо этот институт родства может и должен рассматриваться как некая форма социального страхования. Каждый находит глубокое сочувствие и понимание среди близких ему членов клана, семьи или рода. Посвящая себя группе как ее член, он получает гарантированный статус и, по образному выражению замбийского исследователя Л.П. Тембо, как бы находится в паутине этих внутренних связей [31, с. 3-4].

Что касается проблемы взаимоотношений младших и старших возрастных групп, то, отдавая должное воспитательным достоинствам, а также рационализму общественного и хозяйственного устройства этой социальной организации, оптимальной для определенного уровня социально-экономического развития африканского общества, следует отметить, что подобная модель взаимоотношений детей и подростков в семье не может способствовать формированию социально активного характера молодежи. Биологи и социологи неоднократно подчеркивают неразрывность связи процессов взросления человека и развития общества. Естественно, что в архаичном обществе, где жизнь протекает размеренно, где четко и неизменно запрограммировано ее содержание, социализация имеет застойный характер, порождает социально ущербную личность, если говорить не об отдельных личностях, а о складывании социального характера в целом. Существующая жесткость иерархической и возрастной общинной структуры не могла не порождать угнетение молодежи как наиболее динамичной группы этого социального организма. Иначе говоря, эксплуатируя специфику молодежи, архаичное общество старалось не замечать ее требований, ее желания жить не только для группы старших по возрасту, но и для себя. Зачастую абсолютизация классической социологической формулы «молодые отстаивают свое отличие от старших, а те призывает брать с них пример» лежала и в основе конфликта поколений по-африкански [32, с. 14-15].

На тех же принципах, что этнические и хозяйственные отношения старших и младших в большой африканской семье, строилось традиционное образование. Его основными отличительным признаками были прагматизм и неформальный характер. Передача профессионального опыта и навыков шла непосредственно от родителей к детям и отличалась функциональной обоснованностью. Профессиональные навыки прививались ребенку, как уже отмечалось, приблизительно с пяти-шести лет, т. е. с возраста, когда он выходит из-под материнской опеки и поручается мужскому авторитету [33, с. 95]. Как и воспитание в общине, обучение было основано на подражательности; таким образом, молодой человек получал знания, учился использовать традиционную технологию. При этом в большой семье, общине для ребенка была уже уготована своя «трудовая ниша», очерчен круг его будущей деятельности и обязанностей. Теснейшее взаимопереплетение производственных и этических ценностей воспитывало из человека охотника, пастуха или землепашца, потому что его отец и дед были соответст-

венно охотниками, пастухами и землепашцами. Кроме того, важнейшим элементом социализирующей функции традиционного образования в Тропической Африке являлась его способность обеспечивать трудовое будущее члена семьи, избавляло его от проблемы поисков работы; в трудных ситуациях он мог обратиться за поддержкой и получать не только необходимый совет, но и материальную помощь [31, с. 4].

Иначе говоря, весь комплекс культурно-исторических, хозяйственных, этических элементов, составляющих облик общины, встречал индивидуума с его появлением на свет, сообщая полную гармонию с обществом. Само традиционное архаичное общество воспитывает такой тип человека, в котором оно нуждалось, тип, хорошо приспособленный к выполнению основных задач этого общества [34, с. 58].

* * *

Современный период знаменуется в Африке процессом стихийного разрушения и деформации традиционных институтов. Африканские исследователи отмечают, что отток населения в города, будучи следствием глобализационных процессов, имеет важное культурное воздействие на трансформацию большой африканской семьи. Урбанизация и индустриализация неизбежно формируют новые политические, социальные, экономические, культурные ценности, многие из них противоречат ценностям изначальным. В современной Африке наблюдается тенденция к образованию малой (нуклеарной) семьи в качестве основной социальной ячейки не только в городских, но и в сельских условиях. Городская молодежь, неизбежно удаляясь от форм и принципов традиционной культуры, приветствует моногамную форму семейной жизни, рассматривая ее как идеальную, способную обеспечить гармоничные отношения супругов и воспитание их детей.

В то же время исследователи изменений в характере и структуре семьи на Африканском континенте указывают, что ее преобразование из большой патриархальной в нуклеарную особенно распространено в семьях с низким доходом [31, с. 12]. У современной африканской женщины существует не просто возможность, но часто и необходимость работать. Сместились веками складывавшиеся и утверждавшиеся семейные гендерные функции. В результате различия полов в современной Африке во многом игнорируются обществом. И хотя детей (братьев и сестер), определяющих микроструктуру общества, по-прежнему немало в семье, занятой вне дома матери приходится вести хозяйство урывками.

Из-за занятости на работе оба родителя на продолжительный период отдаляются от воспитательного процесса, поэтому воспитательные функции вплоть до школы перепоручаются родственникам (реже няням, горничным). С окончанием этого периода большая часть родительских прав и забот передается школьным воспитателям. Наконец, отцы, живущие и работающие в городских условиях, крайне ограничены в возможности передачи опыта, подготовки детей к социальной действительности, несмотря на то, что сами начинали жизнь в иной (часто большесемейной, родовой) обстановке, где чувство социальной ответственности всегда оставалось важнейшим элементом морального кодекса большой африканской семьи. Отсюда и кризис авторитета родителей, постепенная потеря отцами наставнических функций как важнейшего канала социализации, передача их на откуп школе, сверстникам, средствам массовой информации, другим современным информационным технологиям.

Одна из основных сфер, в которых происходят конфликты между отцами и детьми, - сфера личной свободы молодого человека, свободы выбора и принятия решений. Как уже отмечалось, в традиционной африканской семье общество требует подчинения индивидуума коллективу, общественным задачам. Смешение западных и африканских ценностей, усваиваемых членами нуклеарной семьи в условиях города, в настоящее

время приводит к кризису в сознании молодого африканца. Зачастую он теряет ориентацию, когда сталкивается с конфликтной ситуацией [35, с. 18-19].

Несомненно, подобная дихотомия традиционного и современного в процессе социализации африканской молодежи создает ей огромный комплекс трудностей и проблем. Все эти разнообразные источники социокультурного питания усваиваются молодежью и возвращаются в виде молодежных проблем, которых ранее не знало традиционное африканское общество: психические расстройства, насилие, преступность, наркотики, самоубийства - явления новые для Африки, распространенные как правило среди молодежи в возрасте до 24 лет, живущей в стихийно образованных жилых районах крупнейших африканских городов. В то же время социальные традиционные и современные практики, формирующие молодое поколение, в свою очередь подвержены трансформации под влиянием глобальных эволюционных процессов, направленных в целом на обеспечение социально-экономического роста в интересах всего населения.

Как говорили древние, tempora mutantur et nos mutantur in illis.

Источники

1. Блум Д.Э. Молодежь на распутье. Финансы и развитие. Март 2012 http://www.imf.org/ external/russian/pubs/ft/fandd/2012/03/pdf/bloom.pdf; http://geo-politica.info/mvf-demogra-fiches-kaya-katastrofa-podryvaet-ekonomiku.html (дата обращения 12.02.2018)

2. Гендерное равенство - основа достойного труда. Доклад. IV-я Международная конференция труда. 98 сессия. Женева, 2009, 202 с. ISBN 978-92-2-420654-2.

3. Занятость молодежи в странах Африки к югу от Сахары. Доклад Всемирного банка. Вашингтон, 27 января 2014 г. http://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/feature/2014/01/29/new-report-outlines-priorities-to-address-africa-s-youth-employment-challenge (дата обращения 21.03.2018)

4. Multinational Enterprises, Development and Decent Work. Report on the promotion and application of the Tripartite Declaration of Principles concerning Multinational Enterprises and Social Policy in Africa Addis Ababa, Ethiopia 30 November - 3 December 2015. International Labour Office. 64 с. ISBN 978-92-2-1-29511-2.

5. Африка: потерянное поколение http://africaners.com/sovremenny-e-problemy-afriki/problema-pokolenij-v-afrike/ (дата обращения 30.03.2018)

6. Крылова Н.Л. Студенты в общественной жизни Тропической Африки. М., Наука, 1983, 284 с. ISBN 5-02-017349-5.

7. Рынок труда в Африке http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid=1176& type=news (дата обращения 18.01.2018)

8. Adepoju A. Rationality and fertility in the traditional Yoruba society, South-West Nigeria. The Persistence of High Fertility: Population Prospects in the Third World. Caldwell C. (ed.), Canberra, Australian National University Press, 1977. V. I.

9. Todaro M.P. Economic Development. Fifth Edition. New York University. N.Y., London, Longman, 1994, 719 с. ISBN 978-0-582-23160-3.

10. Kuznets S. Fertility Differentials between Less Develohed and Developed Regions: Components and Implications. Discussion Paper N 217, New Haven, Conn. Economic Growth Center, Yale University, November 1974, 100 с.

11. Pilon M. Seidou Mama M., Tichit C. Les femmes chefs de ménage. Aperçu général et études de cas. Ménage et famille en Afrique. P., CEPED, 1997. ISBN 2-87762-105-7.

12. Кудоло С. Гендер - от традиции к современности (на примере народа эве Тоголезской Республики). Гендер и власть. Семья, общество, государство. Серия «Гендерные исследования». Т. 10, М., Институт Африки РАН, 2008. ISBN 978-5-91298-029-9.

13. Рыбалкина И.Г. Трансформация африканской семьи. Новейшие тенденции. Гендер и власть. Семья, общество, государство. Серия «Гендерные исследования». Т. 10, М., Институт Африки РАН, 2008, с. 97-113. ISBN 978-5-91298-029-9.

14. Рыбалкина И.Г. Некоторые особенности, положения детей в африканской семье. Гендерные проблемы переходных обществ. Серия «Гендерные исследования». Т. 4, М., Институт Африки РАН, 2003, с. 189-204. ISBN 5-201-04896-Х.

15. Thompson E.P. The Making of the English Working Class. Penguin book. 1984, 848 с.

16. Абрамова И.О. Рынок труда в странах Африки: количественные и качественные характеристики. Проблемы современной экономики. № 4 (48). 2013, с. 128-134. https://cyberleninka.ru/article/v/rynok-truda-v-stranah-afriki-kolichestvennye-i-kachestvennye-harakteristiki (дата обращения 03.12.2017).

17. Seref Akin M. A Macro Economic Analysis of Child Labour in Sub-Saharan Countries. Developing Country Studies. 2013. Vol. 3. № 7, р. 120-131. ISSN 2224-607X.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Andvig J.C. Family-controlled Child Labor in Sub-Saharan Africa - a Survey of Research. Oslo. NUPI. 2000. 78 с. ISSN 0800 - 0018.

19. Boucherf K. Travail des enfants en Algérie: entre stigmate de la pauvreté et strategies familiales. Les Cahiers du CREAD. 2014. № 107-108, с. 149-178. ISSN 1012-0009.

20. Nkamleu G.B. Poverty and Child Farm Labor in Africa: Wealth Paradox or bad Orthodoxy. African Journal of Economic Policy. 2006. Vol. 13. № 1, с. 1-24. ISSN 1116-4875.

21. Leroy A. Contre le travail des enfants, Présupposé à débattre. Alternative du sud. Centre tricontinental. CETRI. Belgique. 19.03.2009. http://www.cetri.be/spip.php7article 1101 (дата обращения 02.03.2018)

22. Jaccard P. Psychosociologie du travail. Paris: Payot. 1966, 177 с. ISSN 0034-379 1703-8138.

23. Lange M.F. The Demand for Labour within the Household: Child Labour in Togo. The Exploited Child. Schlemmer B. (ed.) Paris. IRD. London. Zed books. 2000, с. 268-277. ISBN 1-85649 -721-6.

24. Bhalotra S. Is Child Work Necessary? Oxford Bulletin of Economics and Statistics. 2007, vol. 69, issue 1, с. 29-55. ISSN 1468-0084.

25. Bonnet M. Regards sur les enfants travailleurs: la mise au travail des enfants dans le monde contemporain. Analyse et etude de cas. Lausanne: Editions Page deux. 1998. 231 с. ISBN 2-94018908-0.

26. Maitra P., Ray R. The Joint Estimation of Child Participation in Schooling and Employment: Comparative Evidence from Three Continents. Oxford Development Studies. 2002, vol. 30. № 1. issue 1, с. 41-62. https://doi.org/10.1080/136008101200114895 (дата обращения 20.02.2018)

27. Проблема поколений в Африке http://africaners.com/sovremenny-e-problemy-afriki/problema-pokolenij-v-afrike/ (дата обращения 30.03.2018)

28. Allerbeck K.R., Rosenmayr L. Einführung in die Jugend-soziologie. Heidelberg, Quelle und Meyer, 1976, 211 с.

29. Njaka E.N. Igbo Political Culture. IL: Evanston, Northwestern University Press, 1974, 173 с. ISBN 0-810-10428-8.

30. Традиции и современность. Материалы выездной сессии Научного совета по проблемам Африки. (Ленинград, 16-18 февр. 1981 г.) М., Институт Африки РАН, 1983. К-13924.К-13939

31. Tembo L.P. The Changing Family in the African Context: the Zambian Case. Maseru, Lesotho. 5-9 Sept. 1983. (UNESCO. Reports/Studies Chr 46 SHC-84/WS) 1984. The Changing Family in the African Context: Some Observations as They Affect Swaziland, Maseru, Lesotho, 5-9 September 1983.UNESCO. Division for the Study of Development. 13 с.

32. Erny P. L'enfant dans la pensée traditionnelle de l'Afrique Noire. P. Editions L'Harmattan. 1990, 200 с. ISBN 7384-0890-7.

33. Erny P. L'enfant et son milieu en Afrique noire. Essais sur l'éducation traditionnelle. P. Petite Bibliothèque Payot. 1972, 308 с. ISBN 10: 2228334200.

34. Youth, Tradition and Development in Africa: Regional Meeting on Youth in Africa. Nairobi, Kenya, 17-22 Dec. 1979. P. UNESCO Press. 1981. 146 с. ISBN 9780923101916.

35. Крылова Н.Л., Ксенофонтова Н.А. Наука о гендере - одно из направлений африканистики в России. Ученые записки Института Африки РАН. 2016, № 1 (35), с. 10-25. ISSN 2412-5717.

YOUNG AFRICANS. PECULIARITIES OF SOCIAL PRACTICES AND THEIR ROLE IN THE FORMATION OF THE YOUNG GENERATION

© 2018 Natalia Krylova, Inna Rybalkina

KRYLOVA Natalia L. Dr.Sc. (History), Chief researcher, Institute for African Studies of Russian Academy of Sciences. Russian Federation, 123001, Moscow, Spiridonovka str., 30/1, e-mail: krylovanl@yandex.ru

RYBALKINA Inna G., PhD (History), Senior researcher, Institute for African Studies of Russian Academy of Sciences. Russian Federation, 123001, Moscow, Spiridonovka str., 30/1, e-mail: i.rybalkina@inafr.ru

Abstract. For the first time in African studies, conducted in Russia, the authors generalize and analyze the experience of centuries-old socialization practices in conjunction with the latest trends in this field.

The problem of childhood has long occupied an independent place in the wide range of scientific disciplines that to some extent examine the image of man. It is difficult to avoid standard phrases expressing the possibilities of studying this stage of a person's life, all those institutions, rules and codes, traditions, customs and innovations, models of morality and culture that are laid in this unique period of life when mental essence and civil image are formed. One of the main factors of the sociocultural nature that forms a young African is the influence of community norms and traditions of values that hold down a person and tie him to a given social group. In a traditional African society, the family has always been (and remains) the main institution of socialization; for the individual it has been that very sociocultural field within which the personality has been formed. In a large African family, the problem boiles down to the development of a very simple model of behavior - to follow the precepts of the ancestors, to reproduce their experience and skills, to preserve their way of life. The formation of more or less close relations of the child with adults who take care of him/her - parents, relatives, friends of the family, etc. - turns the latter into the main agents of his/her socialization.

At present, one of the most important factors of socialization is schooling. Often children combine study and work; in Africa, child labor is the most common in the world. Despite the official legal prohibition of the use of child labor, family control plays a key role in its practice. It depends mainly on the family whether the child continues to study or leaves school and engages only in labor activity, the latter primarily within the family. The problem of reducing and eradicating child labor has both moral, ethical, and socio-economic aspects. To solve it, it is necessary to expand access to schooling, increase incomes by achieving greater opportunities for employment and earnings for adult workers, and change attitudes towards child labor on the part of the whole society, and at the same time observe the laws regulating its use.

Keywords: Tropical Africa, North Africa, child labor, traditional education, large African family, child socialization, fertility theory, migration processes, gender differentiation of child labor.

DOI: 10.31132/2412-5717-2018-44-3-83-99

References

Abramova I.O. Rynok truda v stranakh Afriki: kolichestvennye i kachestvennye kharakteristiki (Labor market in African countries: quantitative and qualitative characteristics). Problemy sovermennoi ekonomiki (The problems of a modern economy). 2013. № 4 (48). https://cyberleninka.ru/ article/v/rynok-truda-v-stranah-afriki-kolichestvennye-i-kachestvennye-harakteristiki (accessed 03.12.2017)

Adepoju A. Rationality and fertility in the traditional Yoruba society, South-West Nigeria. The Persistence of High Fertility: Population Prospects in the Third World. Caldwell C. (ed.) Canberra. Australian National University Press. 1977, vol. I.

Allerbeck K.R. Rosenmayr L. Einführung in die Jugend-soziologie. Heidelberg. Quelle und Meyer, 1976, 211 p.

Andvig J.C. Family-Controlled Child Labor in Sub-Saharan Africa - a Survey of Research. Oslo. NUPI. 2000, 78 p. ISSN 0800 - 0018.

Bhalotra S. Is Child Work Necessary? Oxford Bulletin of Economics and Statistics. 2007, vol. 69, issue 1, pp. 29-55. ISSN 1468 - 0084.

Bloom D.E. Molodezh' na rasput'e. (Youth at the Crossroads). Finansy i razvitie (Finance and Development). March 2012. http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/fandd/2012/ 03/pdf/bloom. pdf; http://geo-politica.info/mvf-demograficheskaya-katastrofa-podryvaet-ekonomiku. html (accessed 12.02.2018)

Bonnet M. Regards sur les enfants travailleurs. La mise au travail des enfants dans le monde contemporain, analyse et études de cas. Lausanne. Éditions Page deux. 1998, 231 p. ISBN 2-94018908-0.

Boucherf K. Travail des enfants en Algérie: entre stigmate de la pauvreté et strategies familiales. Les Cahiers du CREAD. 2014, № 107-108, pp. 149-178. ISSN 1012 - 0009.

Gendernoe ravenstvo osnova dostonogo truda. Doklad IV - jWKT. 98 sessiya. (Gender equality at the heart of decent work. Harnessing the full potential of the 2009 International Labour Conference) Geneve, 2009, 202 p. ISBN 978-92-2-420654-2

Doklad o razvitii cheloveka. 2007/2008. ILO. Geneva. 2008. (Human Development Report 2007/2008. ILO. N.-Y. 2008).

Erny P. L'enfant dans la pensée traditionnelle de l'Afrique Noire. P. Editions L'Harmattan. 1990, 200 p. ISBN 7384-0890-7.

Erny P. L'enfant et son milieu en Afrique noire. Essais sur l'éducation traditionnelle. P. Petite Bibliothèque Payot. 1972, 308 p.

Jaccard P. Psychosociologie du travail. Paris. Payot. 1966, 177 p. ISSN 0034-379 1703-8138

Krylova N.L. Studenty v obshchestvennoi zhizni Tropicheskoi Afriki. (Students in the public life of Tropical Africa). Moscow. Nauka. 1983, 284 p. ISBN 5-02-017349-5.

Krylova N.L., Ksenofontova N.A. Nauka o gendere - odno iz napravleni' africanistiki v Rossii. (The gender studies - one of directions of African studies in Russia). Uchenye zapiski Instituta Afriki RAN (Journal of the Institute for African studies) 2016, № 1 (35), pp. 10-25. ISSN 2412-5717.

Kudolo S. Gender - ot traditsii k sovremennosti (na primere naroda eve Togolezskoi Respubliki). (Gender - from tradition to the present (on the example of the people of the Ewe of the Togolese Republic). Gender i vlast'. Sem'ya, obshchestvo, gosudarstvo. Seriya Gendernye issledovaniya (Gender and power, Family, society, state. Series Gender Studies) vol. 10. Moscow. Institut Afriki RAN (Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences) 2008, pp. 138-160. ISBN 978-591298-029-9. 2008.

Kuznets S. Fertility Differentials between Less Developed and Developed Regions: Components and Implications. Discussion Paper N 217. New Haven. Conn.: Economic Growth Center. Yale University. November 1974. 100 p. https://egcenter.economics.yale.edu/sites/default/files/files/CDP1-CDP230/cdp217.pdf. (accessed 21.01.2017)

Lange M.F. The Demand for Labour within the Household: Child Labour in Togo. The Exploited Child. Schlemmer B. (ed.) Paris. IRD., London. Zed books. 2000. pp. 268-277. ISBN 1-85649-721-6.

Leroy A. Contre le travail des enfants, Présupposé à débattre. Alternative du sud. Centre tricontinental. CETRI. Belgique. 19.03.2009. http://www.cetri.be/spip.php?article 1101 (accessed 02.03.2018)

Maitra P. Ray R. The Joint Estimation of Child Participation in Schooling and Employment: Comparative Evidence from Three Continents. Oxford Development Studies. 2002. vol. 30, issue 1, pp. 41-62. https://doi.org/10.1080/136008101200114895 (accessed 20.02.2018).

Njaka E.N. Igbo Political Culture. IL: Evanston, Northwestern University Press, 1974, 173 p. ISBN 0-810-10428-8.

Nkamleu G.B. Poverty and Child Farm Labor in Africa: Wealth Paradox or bad Orthodoxy. African Journal of Economic Policy. 2006, vol. 13, № 1, pp. 1-24. ISSN 1116-4875.

Pilon M., Seidou Mama M., Tichit C. Les femmes chefs de ménage. Aperçu général et études de cas. Ménage et famille en Afrique. P. CEPED. 1997, pp. 167-191. ISBN 2-87762-105-7.

Problema pokolenij v Afrike. (The problem of generations in Africa). http://africaners. com/sovremenny-e-problemy-afriki/problema-pokolenij -v-afrike/ (accessed 30.03.2018)

Rybalkina I.G. Nekotorye osobennosti polozheniya detei v afrikanskoi sem'e. (Some peculiarities of the situation of children in the African family) Gendernye problemy perekhodnykh obshchestv. Seriya "Gendernye issledovaniya" (Gender Problems of Transitional Societies, "Gender Studies" Series.). Moscow. Institut Afriki RAN (Institute for African Studies, RAS). 2003, vol. 4, pp. 189-204. ISBN 5-201-04896-X.

Rybalkina I.G. Transformatsiya afrikanskoi sem'i. Noveishie tendentsii. (Transformation of the African family. The newest trends). Gender i vlast (Gender and Power) Sem'ya, obshchestvo, gosudarstvo. Seriya "Gendernye issledovaniya" (. Family, society, state. A series of "Gender Studies"). Moscow. Institut Afriki RAN (Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences). 2008, vol. 10, p. 97-113. ISBN 978-5-91298-029-9.

Rynok truda v Afrike. (Labour market in Africa). http://www.webeconomy.ru/index.php? page=cat&newsid=1176&type=news. (Accessed 18.01.2018)

Seref Akin M. A Macro Economic Analysis of Child Labour in Sub-Saharan Countries. Developing Country Studies. 2013, vol. 3, № 7, pp. 120-131. ISSN 2224-607X.

Tembo L.P. The Changing Family in the African Context: the Zambian Case. Maseru. Lesotho. 5-9 Sept. 1983. (UNESCO. Reports/Studies Chr 46 SHC-84/WS). P. 1984. The Changing Family in the African Context: Some Observations as They Affect Swaziland. Maseru. Lesotho. 5-9 September 1983. UNESCO. Division for the Study of Development. 13 p.

Thompson E.P. The Making of the English Working Class. Penguin book. 1984, 848 p. Todaro M.P. Economic Development. Fifth Edition. N.Y. New York University. London. Longman, 1994, 719 p. ISBN 978-0-582-23160-3.

Traditsii i sovremennost'. Materialy vyezdnoi sessii Nauchnogo soveta po problemam Afriki (Traditions and modernity. Materials of the session of the Scientific Council on Africa). Moscow. Institut Afriki RAN (Institute for African Studies RAS). 1983. K-13924.K-13939.

Youth. Tradition and Development in Africa: Regional Meeting on Youth in Africa. Nairobi, Kenya, 17-22 Dec. 1979. P. UNESCO Press. 1981, 146 p. ISBN 9780923101916.

Zanyatost' molodezhi v stranah Afriki k yugu ot Sahary. Doklad Vsemirnogo banka. Washington. 27.01.2014. (Youth Employment in Sub-Saharan Africa. The World Bank. Washington. January 27, 2014). 251 p. ISBN 978-1-4648-0107-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.