УДК 947(479)(07)
ЮН АРМИЯ КАК ТРЕВД, ПРОЕКТ и пример служения Отечеству
Николай Геннадьевич Семёнов,
начальник отделения службы войск и безопасности военной службы штаба 41-й общевойсковой армии Центрального военного округа ВС РФ, подполковник, г. Новосибирск
юнармейское движение • военно-патриотическое воспитание патриотический проект • мотивация
молодежь
п
редставители старшего поколения помнят о широко распространённой в Советском Союзе пионерской организации, которая охватывала практически всех подростков страны. Хотя эта детская по своей направленности организация и была сильно идеологизирована, но у неё имелись свои положительные черты. Во-первых, школьники были сплочены, пусть под коммунистическими, но всё же адаптированными для детской аудитории лозунгами. Во-вторых, досуг подростков был не только регламентирован, но и структурирован педагогическим форматом этой организации. В эпоху всеобщей экспансии Интернета это явление ещё предстоит оценить современным воспитателям, не всегда готовым конкурировать с социальными сетями в эмоционально-ценностной значимости своих идей для целевой аудитории российских школьников.
Созданное в 2016 г. Всероссийское военно-патриотическое общественное движение Юнармия лишено какой-либо идеологической подоплёки и целиком направлено на военно-патриотическое воспитание
молодёжи. Однако «голым патриотизмом» здесь не обойтись. Хотя организационно команда о создании юнармейских отрядов поступила «сверху», но педагогическое сопровождение этого юношеского движения нуждается в детальной проработке «снизу», т.е. в школах, оздоровительных лагерях, на военно-спортивных соревновательных мероприятиях и т.п. Цель данной статьи — дать педагогическую трактовку юнармейского движения в контексте патриотического воспитания, реализующего вариант природосообразного обучения1.
Начнём с представления социального паспорта Юнармии как современного молодёжного тренда. Итак, Юнармия — это самостоятельное движение, достаточно органично интегрированное в структуру официальной молодёжной политики государства именно в контексте патриотического воспитания юных граждан России. Но бессодержательного патриотизма не бывает, поэтому мы снабдим его собственной педагогической трактовкой, по крайней мере в масштабе одной статьи. Рассматриваем Юнармию как своеобразную образовательную среду, пригодную
1 Дистервег Ф.А. О природосообразности и культуросообразности обучения // Народное образование. — 1998. — № 7. — С. 10-31.
для сетевого взаимодействия всех субъектов современного российского образования. Сразу определимся, что под образовательной средой будем понимать систему влияния на участников педагогического процесса, культуросообразно структурированную в соответствии с задачами нормативного формирования образовательной компетенции, создающей организационно-педагогические условия для развития личности учащихся в социальном, содержательно-предметном и проектно-технологическом пространстве2. В качестве результата представим своё видение такого проектно-технологического пространства. Исходя из особенностей гуманитарных систем, имеющих высокую степень неопределённости, выделим только основные структурные единицы такого пространства, допуская, что другие авторы, в других ситуациях дополнят эту структуру собственной детализацией3.
Заметим, что имеет смысл разделить основные задачи Юнармии на две категории. Первая связана с практической направленностью к подготовке юношей, а теперь уже и девушек к службе в рядах Вооружённых сил Российской Федерации. Такая подготовка предполагает активное занятие спортом, получение опыта практических действий, допустим, по вождению транспортных средств, использованию водолазного оборудования, оказанию первой медицинской помощи. Престиж армейской службы повышается и за счёт поисково-исследовательской деятельности школьников при ухаживании за памятниками и захоронениями российских воинов. В этом случае картины беззаветного служения Родине «оживают» и наполняются глубоким личностным смыслом для юнармейцев, готовящих себя к выполнению воинского долга.
Вторая категория задач относится к проектной деятельности школьников при межпредметной интеграции военной истории, краеведения, иностранного языка и литературы.
2 Гудкова Т.В. Адаптация против виктимизации
в образовательной среде / Т.В. Гудкова, А.Н. Дахин // Школьные технологии. — 2018. — № 2. — С. 36—43.
3 Барбашина Э.В. Необходимость критического мышления
в условиях трансформации образования / / Профессиональное образование в современном мире. — 2018. — № 8(2). —
С. 1777-1787. — URL: https://doi.org/10.15372/ PEMW20180205; Барбашина Э.В. К истории становления понятия онтология // Гуманитарные науки в Сибири. —
2003. — № 1. — С. 44-48.
Для дальнейшего повествования не обойтись без ссылок на учредительные документы Юнармии. Но мы постараемся дать всем целевым ориентирам этого молодёжного движения педагогическую интерпретацию, пригодную для реализации в существующей образовательной среде российской системы обучения школьников. Итак, задачи Юнармии следующие.
1. Всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании. Фактически речь идёт о личностных компетенциях школьников, формируемых в конкретной проектной деятельности
и регламентированных Федеральным государственным образовательным стандартом следующим образом. Личностные результаты освоения любого содержания образования должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества; 3) готовность к служению Отечеству, его защите.
2. Сохранение и приумножение патриотических традиций. Для этого изучаются история страны и военно-историческое наследие Отечества, развивается краеведческая деятельность, расширяющая знания об истории и выдающихся людях малой родины.
Перейдём ко второй категории задач, стоящих перед движением Юнармия. Во-первых, усилия педагогов и военных специалистов, руководящих движением, направлены на системное исследование военно-патриотической игры как феномена культуры. Кроме того, перед участниками данного педагогического, по своей сути, проекта стоит задача создания концепции военно-исторической деятельности школьников,
создающей — в терминологии Л.С. Выготского — «зону ближайшего развития» креативной сферы учащихся. Здесь уместно использование ролевой игры как дидактического средства педагогического моделирования поисковой, аналитической и репрезентативной деятельности.
Во-вторых, необходимо создание концепции взаимодействия детских, подростковых, юношеских организаций, ассоциаций, общностей, школ с Юнармией в их сетевом взаимодействии для получения общего культурно-патриотического продукта, каковым является военно-патриотический опыт участников проек-та4. Это поможет каждому школьнику ещё в детстве мечтать о возможной военной профессии, то есть, по мнению С.А. Шмакова, нравственно готовиться к её освоению через соответствующие роли, отведённые ему в рамках проекта5. Собственно, проектная роль выполняет важную функцию «осознанной саморегуляции» юнармейца, обеспечивая нужное ролевое поведение в рамках усвоения опыта, полученного в данном культурном пространстве. Патриотические роли — это фактически те социокультурные конструкты, которые готовят индивида к реальному социальному действию, управляя всеми уровнями системы ролевой социализации.
Как же интегрировать военно-патриотическую тематику в структуру общего образования? Приведём некоторые соображения, которые претендуют на результат (пусть пока промежуточный) педагогической трактовки идей молодёжного движения Юнармия. Для этого нам пришлось несколько модифицировать идею адаптивно-реверсивного обучения6.
4 Дахин А.Н. Нейрофизиология и технология: интеграция, модификация и адаптация, или Что такое адаптивно-реверсивное обучение // Народное образование. —
2019. — № 6. — С. 155-160.
5 Шмаков С.А. Игры, развивающие психические качества личности школьника: метод. пособие. — М.: ЦГЛ, 2003. — С. 43. (Серия «Педагогическое наследие»).
6 Дахин А.Н. Нейрофизиология и технология: интеграция, модификация и адаптация, или Что такое адаптивно-реверсивное обучение // Народное образование. —
2019. — № 6. — С. 156-157.
Итак, в человеческой культуре традиционно присутствует такой формат накопления знаний, как история или миф. Этот формат образует гибкую смысловую структуру, которую можно выразить такой последовательностью: экспозиция (завязка) — развитие — кульминация — развязка. Всё это можно соотнести с военно-патриотической тематикой. Такая последовательность наиболее естественна для фиксирования знаний и подтверждена педагогической практикой нарративных традиций, в том числе при патриотическом воспитании. В настоящее время эта структура также используется для написания художественных текстов, вызывая повышенный интерес читателя к различным историям в противовес сухому изложению научных теорий и концепций, изобилующих в системе военно-патриотического воспитания. Проектная деятельность по военно-патриотической тематике вполне готова «оживить» историческую теорию, приблизив её к практике исполнения замысла проекта. Для мотивации учащегося в качестве перманентного формирования дополнительных смысловых связей вокруг значимого центра предмета военно-патриотического воспитания предлагается организовать обратную связь на базе перечисленного ниже набора вопросов, направляющих, укрепляющих и развивающих мотивационную сферу юнармейца. По сути, ответы на эти вопросы будут содержать «промежуточные переменные», из которых в дальнейшем педагог спроектирует педагогически адаптированные цели, средства, значения и мотивы познания юнармейца как участника проекта. Здесь прослеживается полная аналогия с когнитивным необихевиоризмом (от греч. neоs — новый и англ. behaviour — поведение) Э.Ч. Толмена.
1. Каковы изначальные условия военно-патриотической задачи и нет ли противоречия в исходных данных запланированного проекта?
2. На какой результат можно рассчитывать участникам проекта?
3. Какими методами следует пользоваться для достижения результата?
4. Кто или что поможет в решении задачи данного проекта?
5. Какие внешние ресурсы потребуются для разрешения противоречий?
6. Какова плата за эти ресурсы и что следует предпринимать для получения доступа к этим ресурсам?
7. Каково вознаграждение за решённую военно-патриотическую задачу?
8. Каково общественное значение этой военно-патриотической задачи?
9. Что юнармеец может обнаружить в себе, решив такую задачу?
10. Как изменится участник проекта, решивший данную проблему?
11. Какова ценность освоенных способов решения лично для юнармейца?
12. Что можно рассказать своим близким, друзьям об освоенных методах решения задачи молодёжного движения?
Каждая тройка вопросов соответствует элементам структуры истории решения конкретной задачи. Сама по себе такая постановка вопросов провоцирует участника проекта на активацию мыслительной деятельности: когнитивный опыт «не любит» неопределённостей и стремится к снятию напряжения и заполнению смысловой пустоты. В результате таких упражнений рождается уникальная дидактическая история, которая отражает и открывает доступ к пониманию особенностей юнармейца; при регулярном повторении позволяет актуализировать задачу обучения, провоцируя образование новых смысловых связей, поддерживая высокий мотивационный уровень патриотической направленности обучения в проекте.
Однако для поддержания уровня мотивации юнармеец должен быть включён в дидактическую историю с актуальным для него контекстом, имеющим личностно значимое наполнение. Поэтому в процесс обучения вводятся «персонажи» как промежуточные переменные (в терминологии Э.Ч. Толмена).
Обучение в социальных группах происходит тем успешнее, чем более высокую ступень в социальной иерархии занимает индивид, обладающий необходимым навыком. В патриотическом проекте этот принцип также находит своё отображение в особенностях организации персонажей истории. Взрослый участник про-
екта обращает внимание на то, какое значение учащийся придаёт своим персонажам. Если персонажи для него играют второстепенную роль, то эти истории будут носить формальный характер. Поэтому важно отмечать, как юнармеец описывает роли и их взаимодействие, кто находится в главном или подчинённом положении, какие правила установлены для достижения успеха, победы. Задавая наводящие вопросы и отмечая низкую или высокую значимость персонажей, преподаватель вызывает у учащихся дополнительный интерес, изменяя первоначально равнодушное отношение к предмету проекта и к военной истории. Удовлетворительным положением можно считать, когда у юнармейца появляются главные герои, жизнь которых описывается предысториями и красочными эпизодами.
Одновременно с внутренним раскрытием данного принципа, когда акцентируется значимость персонажей, существенную роль играет и его внешнее проявление. Юнармеец не должен рассматриваться изолировано от социальной среды как некий абстрактный самодостаточный индивид. В его окружении обязательно присутствует референтная группа, представители которой воспринимаются им как авторитеты, именно они формируют мнение об успехах юнармейца или отсутствии таковых. Если такого человека нет, то, как правило, выбирается реальный герой из прошлого или вымышленный персонаж художественного произведения. В любом случае важно, чтобы у учащегося был значимый реципиент, принимающий результаты его проектной деятельности, — тот, кто может дать положительную оценку, приободрить, чьё мнение вдохновляет. Этот феномен, известный как положительное подкрепление (оперантное обусловливание в бихевиоризме), связан с инстинктивной наследственностью, сформировавшей мозг человека в процессе эволюции социальных животных. От педагога зависит построение связи мотивированной проектной
деятельности и объекта внешнего мира, который обусловливает положительное подкрепление. Без такого объекта обучение в проекте будет затруднительным, а поэтому нерезультативным. Сделаем некоторые выводы7.
1. Учебная деятельность в военно-патриотическом проекте невозможна без обозначения значимой актуальной цели, тесно связанной с ситуативным контекстом. Для предмета изучения обозначается цель, которая на протяжении всего военно-патриотического проекта играет роль мотивирующей доминанты. Актуализация цели производится благодаря опроснику, ответы на вопросы которого позволяют сформировать представление об особенностях мышления участника проекта. Результат обучения в проекте представляется в виде личностной истории.
2. Участник проекта должен чётко представлять, чему и как он обучается на любом
7 Дахин А.Н. Нейрофизиология и технология: интеграция, модификация и адаптация, или Что такое адаптивно-реверсивное обучение // Народное образование. — 2019. — № 6. — С. 159-160.
этапе проектной деятельности. Состояние ясности достигается благодаря конструированию персонажей личностной истории через семантическое связывание характерных ролей и понятий конкретного содержания образования. Материал военно-патриотического исследования адаптируется в соответствии с личностными особенностями мышления юнармейца.
3. Формирование прочных знаний невозможно без включения смысловых цепочек — механизмов получения учащимся результатов осознанной деятельности. Многократное представление того, как полученные знания влияют на реальность, обеспечивается за счёт организации обратной связи.
4. Юнармеец должен иметь своего значимого реципиента, готового принять результаты проектной деятельности,
а значимость персонажей его личностных историй должна быть на высоком социально-ценностном уровне. НО
Army As A Trend, Project And An Example Of Serving The Fatherland
Nikolay G. Semenov, Head of the Department of Military and Security Service Headquarters of the 41st Combined Arms Army of the Central Military District of the Armed Forces of the Russian Federation, lieutenant colonel, Novosibirsk
Abstract: The main provisions and prospects of military-patriotic education of youth on the example of the social movement Yunarmiya. The pedagogical interpretation of the Unarme movement in the context of patriotic education that implements a version of nature-friendly training.
Keywords: unarmed movement, military-patriotic education, youth, patriotic project, motivation. Ispol'zovannye istochniki:
1 Disterveg F.A. O prirodosoobraznosti i kulturosoobraznosti obucheniya // Narodnoye obrazovaniye. — 1998. — № 7. — S. 10-31.
2. Gudkova T.V. Adaptatsiya protiv viktimizatsii v obrazovatel noy srede / T.V. Gudkova, A.N. Dakhin // Shkolnyye tekhnologii. — 2018. — № 2. — S. 36-43.
3. Barbashina EV. Neobkhodimost' kriticheskogo myshleniya v usloviyakhtransformatsii obrazovaniya // Professionalnoye obrazovaniye v sovremennom mire. — 2018. — № 8(2). — S. 1777-1787. — URL: https://doi.org/10.15372/PEMW20180205
4. Barbashina E.V. K istorii stanovleniya ponyatiya ontologiya // Gumanitarnyye nauki v Sibiri. — 2003. — № 1. —
5. 44-48.
5. Dakhin A.N. Neyrofiziologiya i tekhnologiya: integratsiya, modifikatsiya i adaptatsiya, ili Chto takoye adaptivno-reversivnoye obucheniye // Narodnoye obrazovaniye. — 2019. — № 6. — S. 155-160.
6. Shmakov S.A. Igry, razvivayushchiye psikhicheskiye kachestva lichnosti shkol nika: metod. posobiye. — M.: TSGL, 2003. — 110 s. (Seriya «Pedagogicheskoye naslediye»).