Научная статья на тему 'Ю. М. Лотман о просвещении'

Ю. М. Лотман о просвещении Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
441
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the theoretical ideas and their practical realization in Y. Lotman’s studies of the Enlightenment Age.

Текст научной работы на тему «Ю. М. Лотман о просвещении»

ИСТОРИЯ

Вестник Омского университета, 2004. № 4. С. 91-94.

V 7ТТ<" ОЧП 1

© Омский государственный университет ^ Jou.i

Ю.М. ЛОТМАН О ПРОСВЕЩЕНИИ

Ю.В. Ситникова

Омский государственный университет, кафедра всеобщей истории 644077, Омск, пр. Мира, 55а

Получена 1 октября 2004 г-

This article is devoted to the theoretical ideas and their practical realization in Y. Lotman's studies of the Enlightenment Age.

В 1960-е гг. в мировой науке большое значение приобрела появившаяся до Второй мировой войны семиотика, в 1969 г. в Париже была создана Международная организация семиотических исследований. К началу 1960-х гг. в Москве также сформировалась группа исследователей, которые стали идеологами Московской семиотической школы. Однако последовавший вскоре разгром этого направления официальными властями заставил принять с благодарностью идею Ю.М. Лотмана о проведении Первой школы по знаковым системам в Кяэрику (Эстония) и о публикации московских работ в «Трудах по знаковым системам», издаваемых в Тарту, которые стали свободной трибуной для высказывания семиотических идей [15]. Как отмечает близкий друг Ю.М. Лотмана Б. Егоров, «этому интересу способствовали неизменное его тяготение к новым методам, теоретический склад мышления ... отвращение от навязываемого сверху вульгарно-социологического метода, интенсивное всемирное развитие семиотики и структурализма» [16]. A.B. Козлов в диссертации о структурной семиотике Лотмана определил источники формирования последней и ее преимущества перед аналогичными французскими системами: «конкретным прообразом моделей Лотмана стала построенная с привлечением представлений кибернетики и системного анализа модель ко-ацерватной капли А.И. Опарина, а также модель биосферы В.И. Вернадского, что и определило аналогию структурно-семиотических моделей литературных объектов Лотмана с биологическими системами. В целом привлечение аналогий, заимствованных прежде всего из естественнонаучной сферы знания, а не только из лингвистики, обусловило большую в сравнении с французским структурализмом эвристическую силу структурной семиотики Ю.М. Лотмана. Это подтвержда-

ется, на наш взгляд, той лёгкостью, с которой Ю.М. Лотман ассимилирует в своей концепции новейшие теоретические достижения в моделировании сложных систем, полученные, в частности, в рамках исследований синергетического эффекта, тогда как французский структурализм подвергся неизбежной внутренней критике, обусловленной слабыми местами его преимущественно лингвистических по происхождению методологических оснований и приведшей к появлению постструктурализма» [2, с. 11—12]. Концепция Лотмана в определенной степени продолжает идеи Л.П. Карсавина, ставя акцент на целостном понимании культуры как некой системы, только связанной не с высшим сверхприродным началом, а с механизмами земного происхождения.

Основным понятием в теории Лотмана является семиосфера, которая есть и «результат, и условие развития культуры» [9, с. 251]. Это понятие имеет феноменологическую наполненность. Семиосфера выступает как система, внутри которой сосуществуют на разных уровнях различные формы взаимоотношений человека с окружающим миром. Это живая и динамичная система. Лотман сравнивает ее с биосферой [9, с. 250]. Семиосфера - это пространство смыслов, которые присущи определенной культуре. В рамках семи-осферы культура существует, развивается и одновременно формирует ее. Культура понимается им как все виды и формы деятельного отношения человека к миру. «Семиотический аспект культуры заключается... в том, что весь реальный мир есть текст, и задача культуры - прочесть это сообщение и постичь смысл, в нем заключенный» [1, с. 5]. Поэтому текст представляет модель культуры, которая является знаковой системой. В этом отношении Лотман выделяет письменные и бесписьменные типы культуры как принципиально различные по ценностям и механизмам су-

ществования [5, с. 102-104]. Структура культуры совпадает со структурой текста [4, с. 307-308]. «Понятие текста помогло установить тот факт, что культура не является неким статическим, синхронно существующим целым» [14]. Культура неоднородна, каждый ее участник передает свое видение мира; в этом целом отдельные элементы обладают разной длительностью. «Семиосфера отличается неоднородностью. Заполняющие семиотическое пространство языки различны по своей природе и относятся друг к другу в спектре от полной взаимной переводимости до столь же полной взаимной непереводимости. <... > Таким образом, если мы, в порядке мысленного эксперимента, представим себе модель семиотического пространства, все языки которого возникли в один и тот же момент и под влиянием одинаковых импульсов, то все равно перед нами будет не одна кодирующая структура, а некоторое множество связанных, но различных систем» [9, с. 252].

Культура - «это чрезвычайно сложно организованный механизм, который хранит информацию, постоянно вырабатывая для этого наиболее выгодные и компактные способы, получает новую, зашифровывает и дешифровывает сообщения, переводит их из одной системы знаков в другую. Культура - гибкий и сложно организованный механизм познания. Одновременно область культуры - область постоянной борьбы, социальных, классовых и исторических столкновений и конфликтов» [9, с. 395]. Культура - это сложная разноуровневая система, в которой можно выделить ряд «ведущих» пластов и ряд маргинальных, центр и периферию, стабильные и динамичные зоны [9, с. 458].

Таким образом, культурологическая теория Лотмана основывается на принципах системности, динамического взаимодействия всех элементов отдельной структуры. Справедливо замечание А.Л. Ястребицкой о том, что «в свете семиотических исследований стала очевидной несостоятельность распространенного представления о культуре как простой сумме разного рода дея-тельностей, преимущественно в духовной сфере. Выкристаллизовалось новое ее понимание как структурной целостности, как системы отношений между человеком и миром - системы, с одной стороны, регламентирующей поведение человека, а с другой - определяющей то, как он воспринимает и моделирует мир» [14, с. 85].

Культурологическая концепция Лотмана в своем существе близка к естественнонаучной сфере. Семиотика как особая наука имеет тесное родство с феноменологической школой в философии, которая понимает познание как конструирование, переживание впечатлений от внешнего мира, результат которого всегда можно рацио-

нально объяснить. При этом сознательное и бессознательное не противопоставляются, так как продолжается линия Декарта, предполагающая полное тождество сознания и самосознания. У Лотмана «изучаемый объект (индивидуальное сознание, текст, национальная литература, культура в целом и пр.) предстаёт как некий биоподобный механизм, вырабатывающий новые тексты путём адаптации чужих, поступающих извне текстов или путём перекодировки собственных текстов» [1, с. 13]. И Лотман считает возможным рассмотреть без искажений, всесторонне и максимально глубоко весь этот процесс. Он выделяет константы, универсалии культуры (пространственные координаты, организация текста, отношение к знакам, к памяти), которые выступают в качестве ее «каркаса», и, изучая их модификацию, он делает вывод об изменениях культуры, на них основывает ее типологию [6, с. 467-485; 7, с. 485-504]. Поэтому неизменно культура всегда является диалогом с внутренним или внешним пространством. Результатом этого понимания является выделение им этапов восприятия и усвоения «чужой» информации, которые предстают как источники движения культуры - взаимодействие ее центра и периферии [9, с. 269-272]. «Принципы системно-семиотического бессубъектного моделирования по образцу строения и функционирования биологических систем приводят Ю.М. Лотмана к выводам, противоречащим традиционным представлениям гуманитарного знания об индивидуальности, о личности, творчестве, новаторстве, свободе, выборе, смысле, цели, поведении и других явлениях духовной и культурно-практической деятельности человека. В моделях Лотмана объяснение возникновения всех указанных явлений сводится к обнаружению действия причин, имманентных тем семиотическим системам, которыми так или иначе представлены перечисленные явления, и/или причин случайных, возникающих как нарушение какой-либо упорядоченности, структурности или закономерности. <... > Таким образом, причина новизны семиотической системы (текста) имманентна семиотическому уровню, возникает в его пределах и/или просто случайна, не обусловлена генетически, незакономерна, является для данной ситуации внешней» [2, с. 17-18]. Понимание культуры преимущественно как взаимодействия сделало актуальным понятие «другого», направив внимание на изучение контекста, еще раз подчеркивая системность культуры. В силу этого культура - это всегда и многогранность, неоднозначность, сложность проявлений.

В подобном ракурсе он рассматривает и Просвещение. Его преимущественное внимание было отдано русскому Просвещению, при характери-

Ю.М. Лотман о Просвещении

93

стике которого он неизбежно обращался и к его французскому варианту. Отличие его подхода от преобладавшего в советской науке очевидно уже из указания им на необходимость разграничить «идеальный тип» Просвещения, созданный самими философами, обобщенный исследователями эпохи и оформленный в виде научного термина, и реальную, полную противоречий и разных красок жизнь эпохи [3, с. 216; 9, с. 241]. Подобное разграничение не проводилось другими отечественными исследователями, хотя оно очень важно. Лотман высказал интересную мысль о том, что на просветителей влияли сама созданная ими культурная атмосфера, представление о своей миссии, целях и задачах. Просвещение выступает как особое семиотическое пространство, вбирающее в себя все разнообразие жизни эпохи.

Рассматривая эпоху «изнутри», он не касается подробно вопроса об источниках происхождения Просвещения, о воздействовавших на него факторах. Появление Просвещения во Франции он связывает с процессом смены культурного центра Европы. Это появление закономерно, но не в рамках формационной теории, а в соответствии с динамикой развития культуры как системы. Инертная культурная жизнь Франции в предшествующие века была выведена из состояния покоя «...потоком текстов, которые поступают со стороны связанных с ней определенными отношениями структур, находящихся в состоянии возбуждения. Следует этап пассивного насыщения. <...> Когда насыщение достигает определенного порога, приводятся в движение внутренние механизмы текстопорождения принимающей структуры» [9, с. 269]. Просвещение - итог предшествовавшей культурной динамики, но не в плане развития и накопления определенных идей, а в плане энергетического насыщения одной структуры, дающего возможность ей выступить теперь генератором движения. Опять же, в силу особенностей его культурологического подхода, Лотману трудно и почти невозможно выделить источники формирования Просвещения, ведь он критически относился к жестким причинно-следственным связям, допуская влияние случайностей.

Выделенный им «идеальный тип» или культурный миф Просвещения необходим для понимания культурных ориентиров эпохи XVIII в., психологического и эмоционального настроя людей этого времени. Просвещение как понятие научного языка пригодно для построения общей теории истории культуры. «Вначале разделив понятия исторической реальности и типологической абстракции, мы затем будем использовать второе как средство описания первого» [8, с. 41]. Исследуя «культурную ориентацию» эпохи, Лот-

ман обращается к универсалиям культуры. Одна универсалия - это отношение к прошлому, к памяти, так как культура - это память. Сопоставляя дух Возрождения и Просвещения - эпох, уже традиционно считающихся духовно близкими и наследующими одна другой, Лотман высказывает противоположную мысль. Характерным для Просвещения он считает дух антитрадиционализма: «Человек Ренессанса восстанавливал прерванную традицию, человек Просвещения -порывал с традицией, человек Ренессанса стремился ощутить свои корни ... и был убежден, что прерванная история человечества в его эпоху возобновляется. <... > Человек Просвещения обрывал корни, считал, что история кончена или близка к завершению» [3, с. 242]. Следовательно, получается, что история не развивается плавно и последовательно, а состоит из разнородных частей. Лотман обращает внимание на то, что формально, по внешним признакам, можно считать эти эпохи родственными: множество раз указываемые в литературе выделение личности, дух перемен, определенная критичность к прошлому, но духовная основа этих двух эпох совершенно разная. Выделенный антитрадиционализм приводил к еще одному следствию, тоже нехарактерному для Возрождения: необходимость из критических соображений смотреть на свою культуру со стороны, стать чужим в своем обществе. Здесь проявляется изменение еще одной универсалии - пространственное ориентирование культуры, отношение между внешним и внутренним мирами. Подобная установка просветителей благоприятствовала распространению французского влияния на другие европейские страны, и, как писал Лотман, «именно с эпохи Просвещения мы можем говорить о Европе как едином культурном ареале» [3, с. 247]. Это делает понятным и существование космополитизма просветителей. Выделенная Лотманом позиция «другого» в эпоху Просвещения позволяет ему уточнить еще один распространенный тезис об этой эпохе как о едином европейском явлении, осмысливаемом в формацнонном подходе со стороны изменений в базисе, происходящих в разных странах в разное время, к которому и относится начало национального Просвещения. Лотман же, напротив, говорил о единой атмосфере XVIII в., которая по-разному проявлялась в отдельных странах. Се-миосфера - пространство, объединяющее многие культуры со сходными кодирующими системами. Такой семиосферой в XVIII в. стало Просвещение, ее центром - Франция, Париж, остальные страны - периферия, воспринимающая по-своему информацию, идущую из центра. «На самом деле процесс распространения неизменно оказывается и трансформацией, и каждый из расположенных

на периферии районов выступает не как пассивный склад поступающих извне идей и текстов, а в качестве активного партнера в коммуникационном диалоге» [3, с. 244]. Французская культура не выступала только в роли экспортера новой культуры, напротив, устанавливались партнерские отношения, «отношения центра культуры и ее периферии. Отношения эти имели характер конфликтного и напряженного диалога» [3, с. 244], изменявшего обе стороны. Поэтому Просвещение выступает не как явление, свойственное определенному межформационному переходу, а как процесс изменения мировоззрения европейцев, захвативший их в одно время, но, в силу различия конкретных условий стран, встретивший разный прием и реализацию.

Еще одну грань Просвещения раскрывает обращение к языку как к культурной универсалии. Лотман сопоставляет век Просвещения и век рационализма. Рационалисты, утверждая, что «язык как средство общения присущ только человеку» [10, с. 216], приходили к противопоставлению Природы и Разума, Природы и Языка, Природы и Культуры. В эпоху же Просвещения, напротив, «история языка рисовалась как рассказ о превращении искренних восклицаний, продиктованных самой природой, в язык социальной лжи, конденсатор всей общественной неправды» [10, с. 219]. Поэтому здесь Природа и Разум не противостоят, а рассматриваются в единой последовательности. Природа и Культура - начальная и конечная ступени развития. Снова получается, что, несмотря на сходные культурные черты, ориентиры (другими авторами много сказано о рационализме как характернейшей черте Просвещения), две эпохи предстают различными в своих основаниях. Просвещение - особый духовный климат, новое семиотическое пространство. Идеи Лотмана показывают необходимость новых исследований данного явления, и не в генетическом, телеологическом аспекте, а как внутренне сложное и самоценное явление.

Семиотические исследования Лотмана созвучны с разработками школы «Анналов» 1960-1970-х гг. [11, с. 170], в которых на первый план вышла целостная история с преобладающим вниманием к глубинным духовным основаниям, а так же междисциплинарность как возможность достижения этой целостности. Стремление к целостности восприятия и понимания на глубинном уровне было общим. Данное направление исследований востребовано и в настоящее время, «нынешние ученые в большей степени исследуют смысл как таковой, считая, что вопрос о том, как люди воспринимали окружающий их мир и в каком виде они представляли свой опыт, вызывает интерес сам по себе. <...> Современные исто-

рики особенно ценят коллективное восприятие. Для них ключевым понятием является культура, понимаемая в данном случае... как система восприятий, характеризующая общество и сплачивающая его членов» [12, с. 241-242].

[1] Васильева A.B. Культурологическая концепция Ю.М. Лотмана: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д, 1997.

[2] Козлов A.B. Структурная семиотика Ю.М. Лотмана как научно-гуманитарная концепция: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2000.

[3] Лотман Ю.М. Архаисты-просветители // Лотман Ю.М. Собр. соч.: В 3 т. М., 2000. Т. 1.

[4] Он же. Внутри мыслящих миров. М., 1996.

[5] Он же. Несколько мыслей о типологии культур // Лотман Ю.М. Избр. ст.: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1.

[6] Он же. О метаязыке типологических описаний культуры // Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. СПб., 2000.

[7] Он же. О семиотическом механизме культуры // Семиосфера. Культура и взрыв.

[8] Он же. Руссо и русская культура XVIII - начала XIX веков // Лотман Ю.М. Избр. ст.: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 2.

[9] Он же. Семиосфера. Культура и взрыв. СПб., 2000.

[10] Он же. Слово и язык в культуре Просвещения // Лотман Ю.М. Избр. ст. Т. 1.

[11] Репина. Л.П. Социальная история и историческая антропология: новейшие тенденции в современной британской и американской медиевистике // Одиссей. Человек в истории. М., 1990.

[12] Тоги Д. Стремление к истине. М., 2000.

[13] Чернов И. Опыт введения в систему Ю.М. Лотмана // www.ruthenia.ru/lotman/txt/cher— nov82.html

[14] Ястребицкая А.Л. Повседневность и материальная культура средневековья в отечественной медиевистике // Одиссей. Человек в истории. М., 1991. С. 84-103.

[15] http : //www.krugosvet.ru/ (Энциклопедия «Кругосвет»).

[16] http : //www.ruthenia.ru/lotman/txt/egorov95.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.