Научная статья на тему ' Ю. Геккер о русской социологии и взглядах С. Н. Южакова: предисловие переводчика'

Ю. Геккер о русской социологии и взглядах С. Н. Южакова: предисловие переводчика Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социологический журнал
Scopus
ВАК
RSCI
Ключевые слова
С.Н. Южаков / Ю. Геккер / личность / активность / культура / российская социология / субъективная школа в социологии. / S.N. Juzhakov / J. Hecker / person / activity / culture / Russian sociology / Russian subjective school of sociology.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — К. К. Оганян

Проведен анализ результатов историко-социологического исследования социологии С.Н. Южакова как представителя субъективной школы в монографии Ю. Геккера «Российская социология. Вклад в историю социологической мысли и теорию» (1915). Выявлены основные аспекты, через которые автор монографии рассматривает социологические взгляды С.Н. Южакова; определены особенности анализа его теории общества; показана критическая оценка и значимость идей С.Н. Южакова для развития социологии. Проанализирована оценка, которую монографии Ю. Геккера дал Н.И. Кареев. Довольно критически оценивая эту работу в целом, он подчеркивает вывод Ю. Геккера об особой значимости субъективной школы для развития социологии и актуальности этого направления в контексте мировой социологической мысли. Одним из недостатков представленного Ю. Геккером анализа социологических взглядов С.Н. Южакова, на наш взгляд, является то, что он не уделяет должного внимания рассмотрению таких понятий, как личность, культура, активность, являющихся ключевыми в теории русского социолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HECKER’S VIEWPOINT ON RUSSIAN SOCIOLOGY AND CONTRIBUTION OF S.N. YUZHAKOV: FOREWORD OF TRANSLATOR

The analysis of the results of Yuzhakov’s historical and sociological studies as a representative of the subjective school, shown in J. Hecker’s monograph “Russian sociology. Contribution to the history of sociological thought and theory” (1915), is made. The basic aspects, through which the author of the monograph examines Yuzhakov’s sociological views are brought to light; analysis of his theory of society are defined; critical evaluation and importance of Yuzhakov’s ideas for the development and sociologists are shown. The evaluation of J. Hecker’s monograph by N.I. Kareyev is analyzed. Having assessed quite critically this work as a whole, N.I. Kareyev emphasizes Hecker’s conclusion of special importance of subjective school of sociology for the development of sociology and the relevance of this trend in the context of the world sociological thought. In our opinion one of the drawbacks of the analysis presented by J. Hecker is that he did not pay enough attention to the consideration of concepts of identity, culture, activity, which are key in the theory of Russian sociologist.

Текст научной работы на тему « Ю. Геккер о русской социологии и взглядах С. Н. Южакова: предисловие переводчика»

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Ю. ГЕККЕР О РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ И ВЗГЛЯДАХ С.Н. ЮЖАКОВА: ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

Аннотация. Проведен анализ результатов историко-социологического исследования социологии С.Н. Южакова как представителя субъективной школы в монографии Ю. Геккера «Российская социология. Вклад в историю социологической мысли и теорию» (1915). Выявлены основные аспекты, через которые автор монографии рассматривает социологические взгляды С.Н. Южакова; определены особенности анализа его теории общества; показана критическая оценка и значимость идей С.Н. Южакова для развития социологии.

Проанализирована оценка, которую монографии Ю. Геккера дал Н.И. Кареев. Довольно критически оценивая эту работу в целом, он подчеркивает вывод Ю. Геккера об особой значимости субъективной школы для развития социологии и актуальности этого направления в контексте мировой социологической мысли.

Одним из недостатков представленного Ю. Геккером анализа социологических взглядов С.Н. Южакова, на наш взгляд, является то, что он не уделяет должного внимания рассмотрению таких понятий, как личность, культура, активность, являющихся ключевыми в теории русского социолога.

Ключевые слова: С.Н. Южаков, Ю. Геккер, личность, активность, культура, российская социология, субъективная школа в социологии.

Первым на Западе, кто проявил серьезный интерес к российской социологии, был Юлиус Геккер1. В 1915 г. в Нью-Йорке он опубликовал

1 Юлиус Геккер (1881-1938), американский и российский исследователь русской социологии, малоизвестен даже в кругу отечественных специалистов. Во многом это объясняется языковым барьером, ведь оба издания его «Русской социологии», вышедшие еще в начале прошлого века, не переведены на русский язык. Личность Геккера весьма любопытна. Мы располагаем лишь скудной информацией о нем, но даже это дает понять, что он — человек с незаурядной биографией. Геккер был уроженцем Санкт-Петербурга, но как ученый сформировался в Америке.

книгу «Российская социология. Вклад в историю социологической мысли и теорию» [5], поставив задачу дать по возможности полную картину развития социологии в России и показать ее самобытный характер. В своей книге он рассмотрел все ее направления и теоретические труды русских ученых — от П.Л. Лаврова до социологов начала XX в.

Наиболее ценным в книге Ю. Геккера является замечание о поверхностном знакомстве западных ученых с русской социологией и признание ее приоритетов в разработке ряда тем. Европейские и американские социологи, отмечает он, пришли в свое время к этим ценным идеям «несколько более систематическим путем, нежели более ранние и никому неведомые русские» [2, с. 478]. Имелась в виду, начатая русскими критика социал-дарвинизма и органицизма. Кроме того, именно русские, подчеркивает Геккер, первыми заговорили о необходимости развивать психологические аспекты науки об обществе и человеке и основали традицию социологического психологизма.

Представляют интерес и рассуждения Ю. Геккера о будущем социологии. Он убежден, что для нормального ее развития России необходимо освободиться от автократического строя и ликвидировать тем самым детерминацию науки об обществе экономическими, социальными и политическими задачами. Пока существует этот строй, считает он, русская социология будет сохранять свой революционный дух, и ее развитие будет определяться не строго научным, то есть

Интересом к социологии он обязан влиянию американского социолога Франклина Генри Гиддингса (Геккер является его учеником), представителя психологического направления в социологии. В Колумбийском университете Геккер получил ученую степень доктора философии за труд «Русская социология», который был впервые издан в Нью-Йорке и Лондоне в 1915 году. Рукописный вариант этого издания был отредактирован Гиддингсом. Следует отметить особый период жизни Геккера, который имел последствия для его мировоззренческих установок. Ученый в течение двенадцати лет жил и работал в Советском Союзе. Автор «Русской социологии» был очевидцем всех социальных преобразований, происходивших в это время в стране. Также Геккер активно работал в области образования. Результатом этих лет явилось второе издание «Русской социологии», вышедшее в Лондоне в 1934 г., — более зрелый труд, включивший новые главы по русской и советской социологии и претерпевший эволюцию к марксизму. В своем труде Геккер анализирует основные школы и направления русской социологии. Третье издание книги вышло в свет в 1979 г. Ю. Геккер репрессирован и расстрелян в России в 1938 г. (См. биографию Ю. Геккера на болгарском сайте: URL: <http://virlib.eunnet.net/sofia/06-2003/text/0607.html>, дата обращения 05.01.2012; в российских энциклопедических изданиях сведения о Гек-кере отсутствуют).

теоретическим интересом к отвлеченным проблемам обществоведения, а реальными задачами практической жизни [2, с. 478].

Добросовестно изучив содержание различных течений, и особенно подробно — субъективной школы, американский ученый пришел к заключению, что в силу того, что связи социологических теорий с событиями политической и общественной жизни исключительно тесные, социология как наука в России представляет собой не столько созданный профессионалами вид теоретического знания, сколько выражение позиций лидеров общественного мнения.

Н.И. Кареев признал известную правоту подобных взглядов. В рецензии на книгу Ю. Геккера он отмечал, что интерес американского социолога к общественным течениям помогал ему объяснять внутренние механизмы самой русской жизни. Однако Ю. Геккер, считает Н.И. Кареев, неправ, приписывая доминирующее влияние на теоретическую мысль фактора, который должен учитываться лишь в самом общем смысле. Если преувеличивать влияние общественно-политической жизни на русскую социологию, то решающее значение будет присвоено тем ее чертам, которые на самом деле таковыми не являются. Смещение акцентов определило сделанный Геккером вывод: русская социология — это не столько результат реализации «чисто теоретического, строго научного интереса к проблемам отвлеченного познания общественных явлений в их статике и динамике», сколько «воспроизведение реальных и практических задач русской жизни с ее злобами дня» [1, с. 297].

Из всего содержания книги Ю. Геккера Н.И. Кареев выделил как наиболее удавшуюся автору часть текст, посвященный анализу субъективной социологии. Ю. Геккер охарактеризовал это направление как истинно русское и наиболее значительное по сравнению с другими направлениями. Проделанный им тщательный анализ (84 страницы текста монографии) касается главным образом философских и методологических предпосылок субъективной социологии, роли понятия солидарности в теории социального прогресса, развиваемой П.Л. Лавровым, Н.К. Михайловским и С.Н. Южаковым, их вклада в разработку теории личности и учения об индивидуальности [3]. Каре-ев отмечает, что идеи субъективной школы, по мнению Геккера, не устарели ко времени написания его книги, а субъективный метод вскоре получил новую разработку в виде антропотелеологического метода в исследованиях американского социолога Лестера Уорда [1, с. 300].

Одна из частей работы Ю. Геккера посвящена социологии Сергея Николаевича Южакова. Рассматривая социологическое творчество российского социолога, Ю. Геккер анализирует его двухтомную работу «Социологические этюды» (1896), в которой наиболее полно отражены

социологические воззрения автора. «Социологические этюды» — это главная теоретико-социологическая работа С.Н. Южакова, на создание текстов, вошедших впоследствии в двухтомник, он потратил более 20 лет своей жизни. В этой работе изложены взгляды русского социолога на предмет и задачи социологии, природу социального и биологического, на происхождение нравственности и ее месте в общественной жизни, на движущие силы социального прогресса и др.

Американский социолог дает достаточно многоплановый анализ основных положений социологии С.Н. Южакова, структурируя свои взгляды следующим образом: сначала представляет социологическую позицию российского социолога, теоретико-методологическую основу его социологии, а затем подробно рассматривает его теорию общества. Теория общества С.Н. Южакова представлена посредством анализа таких аспектов, как: причины и специфика процесса социализации; влияние законов органической жизни и среды на социальные процессы; этический аспект взаимоотношений личности и группы; экономическая активность как фактор развития культурной и социальной деятельности.

Ю. Геккер подчеркивает, что исследовать проблемы социологии С.Н. Южакова побуждали реальные политические силы, идеи которых он не разделял; Геккер также считает, что Южаков был одним из лидеров народников, которые стремились изменить общество и разделяли идею прогресса. Таким образом, С.Н. Южаков не только внес огромный вклад в развитие субъективной школы в социологии, он — сотоварищ П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского в деле осуществления социальных реформ в народническом духе.

Ю. Геккер не считает, что С.Н. Южакову удалось создать синтетическую систему социологии, к чему тот стремился. Американский социолог подчеркивает, что С.Н. Южаков привнес в социологию и подчеркнул несколько важных истин, которые являются общепринятыми на сегодняшний день. В частности, он четко показал, что процесс социализации — это результат равновесия между внутренними и внешними взаимоотношениями жизни и окружающей среды, когда жизнь приспосабливается к среде и одновременно приспосабливает среду к своим потребностям, в результате чего создается «социальная культура».

Американский социолог отмечает, что С.Н. Южаков, как и П.Л. Лавров, пытается синтезировать основы социологических теорий, собирая их вокруг понятия личности. С.Н. Южаков считает, что личность может с помощью своих социальных и экономических излишков адаптировать среду под себя и направить ее к цели. По его мнению, личность — единственный активный элемент общества,

который создает социальные условия и одновременно является их продуктом2.

Одним из недостатков анализа социологической теории С.Н. Южакова, который провел Ю. Геккер, мы считаем то, что он не уделил должного внимания рассмотрению таких понятий, как личность, активность, культура при изучении различных социальных проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кареев Н.И. Американская книга о русской социологии // Русские записки. 1916. № 4. С. 295-303.

2. Кукушкина Е.И. История социологии. М.: Высшая школа, 2009.

3. Оганян К.К. Анализ и оценка субъективной школы российской социологии в трудах западных социологов конца XIX - начала XX вв. // Вестник Балтийской педагогической академии. Вопросы современной практической психологии и социологии. Теория и практика. Вып. 110. СПб., 2013. С. 70-74.

4. Оганян К.К. Концепция личности в трудах С.Н. Южакова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12. 2012. Вып. 3. С. 198-204.

5. Hecker J.F. Russian sociology. A contribution to the history of sociological thought and theory / With a foreword of Sidney Webb. New York: The Columbia University Press, 1915.

К.К. Оганян, кандидат социологических наук, кафедра социологии Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Дата поступления 10.11.2013

Hecker's viewpoint on Russian sociology and contribution of S.N. Yuzhakov: foreword of translator

Oganyan Karina Kadzhikovna — Сandidate of Sociological Science, sociology's department of Sankt-Petersburg University of economics. Email: karina_oganyan@mail.ru

Abstract. The analysis of the results of Yuzhakov's historical and sociological studies as a representative of the subjective school, shown in J. Hecker's monograph "Russian sociology. Contribution to the history of sociological thought and theory" (1915), is made. The basic aspects, through which the author of the monograph examines Yuzhakov's sociological views are brought to light; analysis of his theory of society are defined; critical evaluation and importance of Yuzhakov's ideas for the development and sociologists are shown.

The evaluation of J. Hecker's monograph by N.I. Kareyev is analyzed. Having assessed quite critically this work as a whole, N.I. Kareyev emphasizes Hecker's

2 Подробнее об этом см.: [4].

Оганнн K.K. npeguc^OBue nepeBog^HKa

119

conclusion of special importance of subjective school of sociology for the development of sociology and the relevance of this trend in the context of the world sociological thought.

In our opinion one of the drawbacks of the analysis presented by J. Hecker is that he did not pay enough attention to the consideration of concepts of identity, culture, activity, which are key in the theory of Russian sociologist.

Keywords: S.N. Juzhakov, J. Hecker, person, activity, culture, Russian sociology, Russian subjective school of sociology.

REFERENCES

1. Kareev N.I. Amerikanskaja kniga o russkoj sociologii. Russkie zapiski. 1916. № 4. S. 295-303.

2. Kukushkina E.I. Istorija sociologii. Moscow, Vysshaja shkola, 2009.

3. Oganjan K.K. Analiz i ocenka sub#ektivnoj shkoly rossijskoj socio-logii v trudah zapadnyh sociologov konca XIX - nachala XX vv. Vestnik Baltijskoj pedagogi-cheskoj akademii. Voprosy sovremennoj prakticheskoj psihologii i sociologii. Teorija i praktika. Vyp. 110. St.-Petersburg, 2013. S. 70-74.

4. Oganjan K.K. Koncepcija lichnosti v trudah S.N. Juzhakova. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 12. 2012. Vyp. 3. S. 198-204.

5. Hecker J.F. Russian sociology. A contribution to the history of sociological thought and theory. With a foreword of Sidney Webb. New York: The Columbia University Press, 1915.

Received: 10.11.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.