Научная статья на тему 'Yмса в России: история и настоящее'

Yмса в России: история и настоящее Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
565
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Yмса в России: история и настоящее»

Гуськова Д.М.

YMCA в России: история и настоящее

В 90-е годы в России началось возрождение ранее, до революции существовавших, общественных организаций, политических партий, иных добровольных объединений граждан. Однако более чем 70-летний срок запрета на любую некоммунистическую деятельность, безусловно, сделал свое дело: живых участников этих движений практически не осталось, документы уничтожены, либо, в лучшем случае, разбросаны по зарубежным фондам, университетским библиотекам и личным архивам. Забыто и нередко искажено само понятие «благотворительность». После 1917 года мощная сеть российских общественных и частных благотворительных организаций, числом более 4,5 тысяч и привлекавшая к этой благородной деятельности сотни тысяч человек, прекратила свое существование.

Так случилось и с необычной для дореволюционной России благотворительной и просветительской организацией «Комитетом для оказания содействия молодым людям в достижении нравственного, умственного и физического развития». Под таким длинным названием 22 сентября 1900 года в Санкт - Петербурге впервые в российской истории была основана общественная организация религиозной ориентации УМСА (Young Men's Christian Association) - к тому времени насчитывающая уже более чем 70-лет активной деятельности в Европе и в Америке.

В 1844 году английский приказчик небольшой лондонской конторы Джорж Вильямс (1821 - 1905) вместе с группой молодых людей, представителей различных христианских конфессий, организовал общество, названное «Христианской ассоциацией молодых людей» (Young Men's Christian Association).

Очень скоро это общество, больше занимавшееся изучением Библии и вопросами нравственного воспитания, расширило свои задачи: появились программы умственного и физического развития. Эта идея оказалась

настолько удачной, что по истечении всего семи лет в Англии было образовано уже более 20 организаций УМСА. В 1851 году аналогичные общества открываются в Монреале (Канада), а затем и в Бостоне (США), немногим позже - в Париже.

Там же, 20 августа 1855 года состоялась Первая Всемирная конференция УМСА, принявшая «Парижские основы» (Paris Basis), ставшие на многие годы выразителем общей идеи УМСА во всем мире: «Христианский Союз Молодых Людей стремится объединить всех молодых людей, которые, почитая Иисуса Христа своим Богом и Спасителем, согласно Священному Писанию желают быть Его учениками в своей вере и в своей жизни и объединиться в своих стремлениях к распространению Царства Его между молодыми людьми» 1.

На этой же конференции было установлено также что: «Любые существующие различия в религиозных и иных убеждениях членов Союза, какими бы важными они не были, не должны влиять на сердечные отношения между членами Союза».2

Так началось широкое распространение УМСА по всему миру. УМСА во всех странах всегда находилась в тесной связи с христианской церковью (главным образом протестантских деноминаций), боролась против влияний, отвлекающих молодых людей от веры. На собраниях и при проведении иных мероприятий обсуждение политических вопросов считалось неуместным и находящимся вне круга интересов и целей организации.

На такой основе был и образован Петроградский «Маяк», имевший независимое правление и не являвшийся филиалом какой бы то ни было зарубежной организации. Одним из главных затруднений при основании общества было то обстоятельство, что правительства запретило ему примкнуть к Международному Комитету и даже носить название Young Men Christian Association - «Христианский Союз Молодых людей». Поэтому

1 Основы Христианского союза молодых людей. Париж YMCA-press 1929 с. 51

2 Там же с. 52

общество получило название «Маяк» . Открытию предшествовало торжественное заседание под председательством Его Императорского Высочества принца А.П. Ольденбургского, принявшего на себя звание Почетного Попечителя Комитета. На нем присутствовали: известный американский филантроп Джеймс Стокс, внесший неоценимый вклад в создание и развитие движения YMCA во всем мире, заместитель Министра внутренних дел П.Н. Дурново, православные священники, представители интеллигенции Санкт - Петербурга. Молебен был отслужен членом Комитета протоиереем о. Н.В. Васильевым при пении хора певчих Приюта Принца Ольденбургского4.

Первым председателем Комитета был Иван Николаевич Турчанинов, в 1904 года его возглавлял И.С. Таганцев, а с 1907 по 1917 г.г. председателем состоял сенатор Иван Алексеевич Мещанинов.

Первым генеральным секретарем (директором - распорядителем) был назначен Франклин Августович Гейлорд, командированный в Россию из Парижа Джеймсом Стоксом, известным американским благотворителем и меценатом, игравшим весьма значительную роль в деятельности Мирового Альянса YMCA.

Новое учреждение очень быстро и энергично принялось за дело. Уже ранней весной 1901 года образовался литературный кружок, который вели известные педагоги и литераторы. Два раза в неделю перед молодежью выступали выдающиеся ученые и общественные деятели с лекциями по Русской и всеобщей истории, праву, литературе и естественным наукам. Среди первых лекторов были: академики А.Ф. Кони, И.В. Тарханов, профессор фон Глазенап.

Большой популярностью пользовались вечерние курсы по русскому, французскому, немецкому и английскому языкам, основам бухгалтерии,

3

Геккер Ю.Ф. Христианский Союз Молодых Людей. Культурные Учреждения Америки, New York., 1920. с.199-200.

4 Два года деятельности Комитета содействия молодым людям в нравственном, умственном и физическом развитии с.12

коммерческой математике. Был организован хор церковного и светского пения, русский оркестр, музыкальные и гимнастические классы. Тогда же при содействии столичного православного духовенства были открыты духовные беседы на евангельские темы. Придавая главенствующее значение религиозному миросозерцанию, Совет «Маяка», - а согласно Уставу в числе его членов должен быть православный священник5, - привлекал к делу религиозного развития посетителей выдающихся деятелей из столичных духовных лиц. Активное участие в этой деятельности принимали: ректор Санкт - Петербургской семинарии о. Архимандрит Сергий, заслуженный профессор, протоиерей о. Д.Н. Беликов, протоиерей о. К.И. Ветвицкий, другие известные в то время священники и теологи.

Традиционно двери УМСА открыты для верующих всех конфессий, «Маяк» не был исключением: наряду с православными посетителями (82%), активное участие в деятельности организации принимали лютеране (8%), католики (7%) и другие6.

Год за годом количество различных курсов быстро увеличивалось, следуя за потребностями молодых петербуржцев. Впервые в России в «Маяке» появился ныне популярный баскетбол (игра, кстати, и как волейбол, родившаяся в американской УМСА), были открыты несколько гимнастических классов.

К сожалению, по распоряжения правительства в число членов «Маяка» не допускались ни представители учащейся молодежи, ни нижние воинские чины и юнкера. Поэтому наряду с обществом «Маяк» в России создавались при содействии Мировой и главным образом американской YMCA студенческие христианские кружки, объединенные позже в Русское студенческое христианское движение, превратившееся после революции в самое мощное и многочисленное движение православной молодежи в эмиграции. К 1913 г. студенческие христианские кружки действовали в

5 Три года деятельности общества «Маяк» с. 27

6 Там же с. 32

Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Дерпте (Тарту), Риге, Одессе, Томске, Юрьеве, Харькове и в др. городах. Члены кружков практиковали молитвенное общение, занимались изучением Священного Писания.

Летом 1905 года «Маяк» из скромного наемного помещения на Литейном проспекте переселился в собственный дом, приобретенным за 118.500 рублей Дж. Стоксом и подаренным организации. В оборудовании здания живое участие принял Почетный член и казначей общества «Маяк» Э.Л. Нобель, выделивший 62.000 рублей. Вскоре власти выделили «Маяку» участок земли на морском берегу близ Лахты, где был устроен «Камп» - место для занятий рыбной ловлей, греблей, плаванием и т.д. Там же немногим позже было открыто атлетическое поле для занятий легкой атлетикой и подвижными играми. В 1913-1914 учебном году были открыты две новые оригинальные программы: «Чайник» - собрание молодежи для занятий музыкой и «У камина» - собрания слушателей по воскресеньям для слушания молодых авторов и дискуссий по литературным вопросам.

В это же время был достроен третий этаж над домом, который занимал «Маяк». Средства для этого, 29 000 рублей, вновь были выделены Д. Стоксом.

В связи с началом Первой мировой войны в 1914 году были образованы специальные курсы первой помощи, перевязок и ухода за ранеными и больными. Программы этих курсов были разработаны по указаниям профессора Г.И. Турнера, а бессменным руководителем стал доктор медицины В.В. Зендер.

Работа «Маяка» неоднократно получало официальные признания его полезной для общества деятельности: награждение почетным дипломом Международной гигиенической выставки в Париже 1904 года и почетным дипломом Российской гигиенической выставки в Петербурге 1913 года .

Ко времени Октябрьской революции количество членов организации достигло почти 4000 человек, а годовой бюджет почти 100.000 рублей.

7 Как возник «Маяк». Сост. Мещанинов И. А. Петроград, 1917. с. 20

С третьего года существования «Маяка» Министерство финансов выдает ему субсидию в 5.000 рублей ежегодно, а немногим позже и Государь Император, признавая очевидно полезную для общества деятельность «Маяка», назначил такую же сумму из сумм Кабинета Его Величества.

К концу 1916 года общая сумма частных пожертвований достигла 305.000 рублей. Это движение успело укорениться и в других городах России: в Москве, Нижнем Новгороде, Самаре. К сожалению, еще не удалось найти архивные материалы о деятельности ХСМЛ в этих, а возможно и в иных городах.

После революции 1917 года «Маяк» преобразовался, вступил в состав Международного Союза и принял наименование «Христианского Союза Молодых Людей». Первое время Союзу открылись новые, более широкие возможности для деятельности в городах и селениях, на фронтах и в госпиталях. В это время в Росси трудились более двухсот американских секретарей (штатных работников) и большое количество русских сотрудников.

Интересно, что Временное правительство оказывало серьезную поддержку ХСМЛ, предоставив бесплатный приоритетный проезд всем секретарям ХСМЛ, бесплатную транспортировку материалов и имущества. Все товары, получаемые ХСМЛ, освобождались от всех пошлин и налогов, предоставлялись помещения для программ. Было обещана даже бесплатная спешная доставка солдатских писем, отправляемых под символами ХСМЛ . К 1918 году Петроградский ХСМЛ насчитывал 3800 членов, став, таким образом, самой большой организацией, после YMCA of the USA, в мире. В это же время были созданы и успешно действовали ХСМЛ в Москве, Владивостоке, Иркутске, Хабаровске, Харбине (в то время для сотрудников КВЖД и других российских учреждений в Китае) и в других городах9.

Donald D. Davis, Eugene P. Trani The American YMCA and Russian Revution. Slavic Review 1974 p. 468-491

9 Христианский Союз Молодых Людей. Его возникновение, принципы и программа Нью Йорк. 1922 с. 4

Последним ярким делом ХСМЛ в послереволюционной России стала организация образовательной сельскохозяйственной поездки по Волге летом 1918 года. Власти предоставили Союзу большой пассажирский теплоход «Керженец», оплатив работу экипажа и все эксплуатационные расходы. План работы состоял из чисто сельскохозяйственной части и мероприятий просветительского характера. Много занятий проводились со школьными учителями. Самый радушный прием гостям был оказан духовенством, оказывавшим помощь в организации работы.

Эта акция получила благословение Святейшего Патриарха Всея Руси Тихона. Этот документ заслуживает быть приведенным полностью: «Христианским Союзом Молодых Людей предпринят ряд мероприятий и учреждений, поставивших своей целью вносить оздоровление в нравственную атмосферу русской жизни, проповедовать Слово Божие и, воздержавшись от политики, содействовать культурно-просветительному и экономическому благобыту русских людей. С этой целью Христианским Союзом предпринимается, между прочим, поездка по Волге на особом пароходе, с остановками по разным пристаням и селениям, в коих имеют быть прочитаны лекции по агрокультуре и другим областям полезного народу знания и совершаются краткие богослужения с приличными обстоятельствам нравоучениями православными священниками. В сочувствии всему, что может послужить на духовную и материальную помощь нашему русскому народу, мы преподаем совершителям сего благого дела свое молитвенное благословение, испрашивая им у Господа Его помощи к успешному осуществлению его»10.

Пароход отправился из Нижнего Новгорода, и планировался маршрут до Царицына и обратно. Однако военные и политические события помешали движению ниже Симбирска. Не смотря на это, выставка была показана в 44 местах, ее посетило более 30 тысяч людей.

10 История общества «Маяк». Сост. Кочеткова Г. Я. М. 1990. с. 25

Весьма интересно, что ХСМЛ, главным образом через американских секретарей, пытался наладить работу по облегчению страданий войск и населения в тяжелых условиях междоусобной войны посредством устройства лазаретов, питательных пунктов, просветительской деятельности, прилагая усилия для организации такого рода акций по обе стороны фронтов.

В Петрограде после октябрьских событий 1917 года и вплоть до закрытия «Маяка» ежедневно функционировали все ветви учреждения: беседы на библейские темы, литературный и другие научные кружки, преподавание языков, бухгалтерии, музыки, стенографии, проводились образовательные экскурсии, спортивные занятия и состязания, оказывалась бесплатная медицинская помощь. «Маяк» принципиально стоял в стороне и вне политики, был признаваем представителями всех политических партий, одинаково служил людям с различными, а нередко и с противоположными убеждениями.

Однако история УМСА на этом не прекратилась: в 1918 году во Владивостоке было основано «Общество «Маяк» для содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей обоего пола», а затем подобные общества возникли Челябинске, Иркутске, Красноярске, Новониколаевске, Омске, Томске, Харбине. Такому бурному росту содействовали многие из 125 американских секретарей УМСА, прибывшие в Россию по официальному приглашению Временного Правительства. Однако изменившиеся условия скоро сделали их деятельность невозможной и многие возвращались на родину через Сибирь, где и нашли применение своим знаниям и навыкам. Более 100 американских секретарей и более 200 их российских помощников составили организационную силу Христианского Союза Молодых Людей в Сибири. В ХСМЛ в Сибири было организовано четыре отдела:

1. Отдел городских союзов;

2. Отдел сельских союзов;

3. Железнодорожный отдел;

4. Военный отдел.

Эти отделы обеспечивались четырьмя хорошо организованными бюро: Исполнительным, Лекционным (с кинематографическим отделом), Снабжения и Финансовым.

Цели деятельности Американской УМСА в Сибири можно увидеть из документов того времени, опубликованных «Вестником ХСМЛ» в сентябре 1919 г. во Владивостоке:

1. Работать совместно и содействовать созидательным силам государства, церкви и других общественных организаций в развитии молодых людей в России духовно, умственно и телесно;

2. Сохранить бывшее национальное русское движение ХСМЛ и развивать независимый и постоянный Русский ХСМЛ при посредстве дружественной помощи и демонстрации принципов и методов Союза.

3. Оказывать помощь солдатам и морякам Американских экспедиционных войск в Сибири с целью поддержания их нравственности в условиях оторванности от родины и домашнего очага...

Одним из наиболее значимых видов деятельности Союза был Международный солдатский клуб во Владивостоке, которые ежемесячно посещали более 60.000 солдат разных национальностей, разными путями, оказавшимися на Дальнем Востоке России: русских, американцев, итальянцев, чехов, словаков, сербов, поляков, румын, французов, англичан, китайцев.

Под руководством американских секретарей также была начата работа среди гражданского населения городов и деревень. Союзу были выделены удобные помещения во Владивостоке, Хабаровске, Харбине. В городах, где не нашлось специальных зданий, деятельность Союза была направлена на совместную культурно-просветительную деятельность с другими общественными организациями, на содействие бой-скаутам, на организацию детских летних лагерей и площадок, передвижных кинематографических сеансов, научных кружков, классов по изучению религиозных вопросов под

руководством православных священников, музыкально-драматические, шахматные и иные.

А вот только названия книг для сельских жителей, изданных во Владивостоке в 1919 году: «Научное и доходное кормление молочной коровы», «Домашний огород и как его устроить», «Устройство пасеки и уход за пчелами», «Первые уроки в разведении домашнего скота» и многие другие аналогичные издания, служившие подспорьем русским крестьянам в те нелегкие голодные годы.

Одним из примеров гуманитарной помощи, оказанной союзом, была забота о возвращавшихся из плена русских воинах. С декабря 1918 года началось массовое возвращение военнопленных из Германии и Австрии. По большей части они были в ужасном виде, нуждались в медицинском уходе, пище и одежде. Ни российские власти, ни американский Красный Крест были не в состоянии оказать немедленную помощь. ХСМЛ начал организовывать специальные комитеты по помощи бывшим пленным, выдавать обувь, одежду, одеяла, продукты.

Сохранились некоторые данные о деятельности УМСА на Севере России (Архангельск и другие города, и поселки) во время гражданской войны и интервенции. Так, на карте, опубликованной в журнале "American Philatelist"11, отмечены красными треугольниками (эмблемами ХСМЛ) 30 пунктов, где работали секретари, общей численностью 81 человек, считая секретарей Американской и Британской YMCA, а также 11 российских работников! Примерно в это же время аналогичная работа была развернута среди русских войск и освобожденных пленных во Франции, числом более 50.000 и размещавшихся в 15 лагерях. Союзом были организованы классы по различным образовательным предметам, иностранным языкам, музыкальные и драматические кружки, библиотеки, состоящие из Библий, сочинений русских классиков и школьных учебников. Издавалась даже газета Союза

11 American Philatelist, August 1985. pp. 718-719

«Солдат - Гражданин» на русском языке, выходящая трижды в неделю тиражом 7.500 экземпляров.

Весьма интересной, хотя до сих пор и практически не исследована, история Русской УМСА в Харбине. (Некоторые, весьма отрывочные сведения можно почерпнуть в воспоминаниях современников, опубликованных в сборнике Русский Харбин/ Сост. Е.П. Таскиной.- М.: Изд-во МГУ, 1998.- 272 с.) В российских архивах нет даже упоминания об этих организациях и их деятельности. Некоторые материалы можно обнаружить в архивах Мирового альянса (Женева) и YMCA США (Минианаполис, Иллинойс).

После гражданской войны к многочисленным русским служащим КВЖД присоединились более 200.000 тысяч эмигрантов из России. Для них и служил ХСМЛ, организовавший различные научные и развлекательные кружки, библиотеку, «Костровое братство» (скауты), общество «Зеленая лампа» - очень популярную литературную студию, спортивные игровые площадки, легкоатлетические поля, баскетбольные секции. В Харбине ХСМЛ смог открыть даже полноправное учебное заведение - гимназию, а позднее и колледж, которые просуществовали вплоть до закрытия ХСМЛ.

В 1945 году многие секретари ХСМЛ были захвачены Советской Администрацией и вывезены предположительно в сибирские лагеря, где их следы были потеряны. Харбинская гимназия ХСМЛ была разгромлена в мае 1947 года солдатами 8-й армии коммунистического Китая. Огромная библиотека, собиравшаяся десятилетиями, была выброшена на улицу, равно как и школьное и лабораторное оборудование. Все учителя и ученики остались без средств к существованию и были вынуждены разными путями покинуть Китай.

В Европе было продолжено функционирование русских программ УМСА для эмиграции и военнопленных, которых только в Германии и на территории Польши оставалось к 1921 году более 400.000.

В Константинополе бывшие секретари Петроградского «Маяка» организовали новый, третий «Маяк» для огромной волны эмигрантов, хлынувших через Одессу в Западную Европу. Для этих семей были организованы школы, библиотеки, медицинская помощь, раздача одежды и продуктов. Удалось даже открыть скаутские группы под руководством активного скаут-лидера Петроградского «Маяка», носившего прозвище «Старейший скаут России» - полковника Пантюхова. Просуществовала эта организация четыре года.

Весьма отрывочные сведения имеются о деятельности ХСМЛ среди распыляемых по разным странам российских граждан в Эстонии и Египте.

Отдельного повествования заслуживает многолетняя деятельность «ИМКА- ПРЕСС» (YMCA - PRESS), издательства, многие годы являвшееся едва ли ни единственным источником запрещенной в Советском Союзе литературы на русском языке.

Образованное в Праге в 1921 году, в 1924 -м издательство переместилось в Париж. Главной задачей стало сохранение, развитие и распространение Российской христианской культуры. Среди авторов были священники Сергий Булгаков, Сергей Четвериков, известные философы и теологи профессора В.В. Зеньковский, Н.А. Бердяев, С. Л. Франк, Б.П. Вячеславцев, Н.О. Лосский, многие другие мыслители, благодаря УМСА сумевшие донести до читателей свои труды. Всего было издано более четырехсот наименований философских и теологических трудов - целый пласт русской культуры и науки!

Кроме этого издавался новый русский перевод Библии, Закон Божий, другая православная религиозная литература.

Не смотря на строгий запрет властей ввозить эти и другие запрещенные издания в Советский Союз, разными путями книги «ИМКА - ПРЕСС» проникали через границы и распространялись среди интеллигенции.

Кроме того, практически не исследована деятельность созданного в 1919 году в Швейцарии под руководством Ю.Ф. Геккера русского издательства

«Жизнь и Книга». Цель данного предприятия - печатать и распространять книги не только среди военнопленных, но и в самой России. Только в первый год издательство выпустило 17 книг: пособий для внешкольного образования, переводов художественной литературы, книг религиозного и нравственного содержания.

В силу понятных причин мало исследована и деятельность УМСА среди советских военнопленных и сотен тысяч так называемых «восточных рабочих» - «остарбайтеров», вывезенных в годы Второй мировой войны на работы в Германию и другие страны и по разным причинам не вернувшихся на Родину. Десятки тысяч преимущественно молодых людей, оставшихся без Отечества, без родственников, часто не имеющих профессии и без знания иностранных языков оказались один на один с проблемами в чужих странах: во Франции, Бельгии, Австрии, Западной Зоне оккупации Германии.

И снова на помощь пришла УМСА, образовав курсы английского и немецкого языков, обучение простейшим профессиям, кружки, был даже создан казачий хор, долгое время успешно выступавший в разных странах. Посильное участие в этой работе приняли эмигранты первой волны, некоторые еще помнили «Маяк» и другие организации российской УМСА. Вновь активное участие в деятельности ХСМЛ приняли Доктор Дж. Мотт, Пол Андерсон: они были первыми посетителями лагерей для новых беженцев. Они привезли на грузовых машинах тысячи книг на русском языке из Парижа - главным образом издания «ИМКА - Пресс», спортивное и иное имущество. Вместе с ними прибыли и православные священники, находящиеся в эмиграции.

Всего было организовано 48 различных курсов, которые закончили почти 48 тысяч беженцев, получив возможность изучить иностранные языки, приобрести профессию, сохранив при этом свою национальную индентификацию.

Уже в сентябре 1945 года в Мюнхене был основан первый отдел работе с беженцами под названием: «Русский христианский союз молодых людей» -

РСХМЛ. С добровольцами были проведены интенсивные курсы по изучению истории, методики и программ УМСЛ. В последствии из этих людей было образовано Правление РХСМЛ, председателем которого был избран Николай Гончаров, ныне здравствующий и проживающий в США. Вице -президентом стал Ю. Григорьев, а генеральным секретарем - Алексей Щукин из Гамбурга.

Правление состояло из 26 членов, представляющих большинство стран Западной Европы и Зон оккупации Германии.

С сентября 1945 года по 1952 год число активных членов РХСМЛ возросло до 14 тысяч, а участников программ - до 246 тысяч в 46 локальных организациях. В этот период было проведено 24 съезда с общим количеством делегатов в 24 тысячи. В 32-х детских лагерях были организованы различные образовательные и спортивные программы. С помощью Толстовского Фонда и его Председателя - Александры Львовны Толстой - оказывалась поддержка 4-м домам престарелых.

Во многих локальных отделениях устраивались театры, оркестры и хоры, давалось много концертов, популяризировавших русское искусство и культурные традиции. Проводились футбольные и баскетбольные матчи, другие спортивные игры.

С самого начала деятельности были установлены очень близкие отношения с Православной Церковью, и Митрополит Анастасий благословил деятельность РХСМЛ. По приглашению Первого съезда РХСМЛ, проводившегося в местечке Прин в Баварии, приехал известный священник протоиерей Александр (Киселев), ставший, вместе с о. Георгием (Бенигсеном), духовными наставниками движения. С 1948 года к ним присоединился о. Александр (Шмеман), известный богослов и проповедник, приведший к православию тысячи верующих из многих стран мира.

Со временем многие эмигранты, получив образование и изучив иностранные языки, стали искать применение своим силам в других странах и разъезжались по всему свету - в Канаду, США, Южную Америку,

Австралию, Новую Зеландию. Это привело к закрытию РХСМЛ в Германии в 1980 году. Многие члены Союза еще долгое время были активными участниками YMCA Германии и других стран.

Интересно, что даже в годы «холодной войны» YMCA, прежде всего американская, продолжала развивать связи и обменные программы между молодежью и студентами. Во время «перестройки» эти программы значительно усилились, дополнившись взаимными посещениями летних лагерей детьми разного возраста. В СССР было привезено большое количество материалов о мировой YMCA, ее миссии, программах, многие руководители и волонтеры организации знакомили молодежь с различными аспектами ее деятельности.

Пошли годы, ситуация в России изменилась коренным образом. Возникли многие и многие религиозные и общественные организации. Среди наиболее успешно действующих находится и Межрегиональная ассоциация христианской молодежи и семьи (Российская ИМКА). Уже образовано более 30 локальных организаций в Москве, Санкт - Петербурге, городах центральной России, в Новосибирске, Барнауле, Красноярске, других городах.

Необычно широк, даже для общественной организации, спектр интересов и программ УМСА России: это детский театр - студия «Смайл», радующая не только детей, но и взрослых своими искрометными представлениями в Новосибирске, других городах России, за рубежом - в Германии, Голландии, США, это летние лагеря отдыха во многих регионах страны, культурные, образовательные, спортивные праздники. В УМСА многие дети изучают историю родного края, национальные традиции и культуру, знакомятся с основами Православия и других религий. Во многих организациях добровольцы пытаются помочь адаптироваться детям с физическими недостатками, вовлечь их в нормальную жизнь с обычными детскими радостями. С 2001 года Российская ИМКА ведет многоплановую работу по

первичной профилактике наркопотребления и ВИЧ/СПИДа, используя международный и российский опыт.

Уже несколько лет в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске активно действует программа 1ССР - предоставляющая студентам и другим молодым людям столицы и других городов возможность поработать вожатыми в летних лагерях УМСА в США.

Представители России принимают участие в большинстве значимых событий, проводимых УМСА Европы. Так, в августе 2003 года на Фестивале, посвященном 30-летию Европейского Альянса УМСА, среди почти 8000 тысяч участников радовала многочисленных зрителей искрометными танцами, русскими песнями, изделиями народных промыслов делегация Российской ИМКИ, насчитывавшая почти 300 участников. Огромное и нескрываемое внимание участников из многих стран было привлечено к Православному Богослужению, проведенном для всех желающих заместителем председателя Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви архимандритом о. Геннадием (Гоголевым) из Костромы и о. Евгением (Жабковским) из Кировограда (Украина). Они, кстати, являются наиболее активными духовными наставниками национальных организаций России и Украины.

Ассоциация имеет налаженные партнерские связи с Европейским Альянсом УМСА, с УМСА США, Германии, Великобритании, Швеции, Норвегии, Польши, Чехии, Латвии, Украины, Беларуси, многими другими УМСА.

Партнерство сегодня - это новое веяние в развитии сотрудничества организаций разных стран, в котором особое звучание придается взаимоотношениям между локальными организациями, которые непосредственно работают с людьми разных возрастов и профессий. Среди наиболее успешно развивающихся связей - сотрудничество между московскими УМСА и партнерами в Шарлотте и Вестфилде (США), УМСА Ст. Петербурга и Швеции, Кировска (Мурманской обл.) и норвежскими

организациями YMCA, Новосибирска и Хартворда (США), Ярославля и Филадельфии (США), Иваново и Ганновером (Германия), Калининграда - с шведским городом Гетенборгом.

Такое сотрудничество помогает обеим сторонам разрушать стереотипы прошлого, обмениваться культурными традициями, познавать такой огромный и такой разный мир, учиться толерантности и умению понимать другого человека, каким бы отличным от нас он ни казался.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.