Научная статья на тему 'Деятельность христианского союза молодых людей в России в 1917-1922 гг. '

Деятельность христианского союза молодых людей в России в 1917-1922 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
982
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСКИЙ СОЮЗ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ (ХСМЛ) / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / РЕВОЛЮЦИЯ / ИНТЕРВЕНЦИЯ / YMCA / PROTESTANTISM / CIVIL WAR / REVOLUTION / INTERVENTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Потапова Наталья Владимировна

В статье анализируется история деятельности Христианского союза молодых людей в России. Особое внимание уделяется периоду революций и Гражданской войны, когда в России деятельность Союза достигла максимального развития. Деятельность ХСМЛ в России не оказалась успешной и не добавила авторитета этой организации. ХСМЛ не удалось удержаться на политически нейтральных позициях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE YOUNG MEN’S CHRISTIAN ASSOCIATION IN RUSSIA IN 1917-1922

The article reviews the history of activities of the Young Men’s Christian Association (YMCA) in Russia. Particular attention is paid to the period of Revolution and the Civil War, when the Association’s activities in Russia reached its maximum development. The YMCA’s activities in Russia turned out to be not successful and have not contributed to the credibility of the organization. The YMCA failed to retain politically neutral positions.

Текст научной работы на тему «Деятельность христианского союза молодых людей в России в 1917-1922 гг. »

Гуманитарные науки

Humanitarian Sciences

УДК 93:[277.4 + 274/278](470 + 571)

ПОТАПОВА Наталья Владимировна, кандидат исторических наук, доцент

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХРИСТИАНСКОГО СОЮЗА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В РОССИИ В 1917-1922 гг.

В статье анализируется история деятельности Христианского союза молодых людей в России. Особое внимание уделяется периоду революций и Гражданской войны, когда в России деятельность Союза достигла максимального развития. Деятельность ХСМЛ в России не оказалась успешной и не добавила авторитета этой организации. ХСМЛ не удалось удержаться на политически нейтральных позициях.

Ключевые слова: Христианский союз молодых людей (ХСМЛ), протестантизм, Гражданская война, революция, интервенция

doi: 10.17748/2075-9908.2015.7.1.096-099

POTAPOVA Natalya Vladimirovna, Candidate in History, Assistant Professor

ACTIVITIES OF THE YOUNG MEN’S CHRISTIAN ASSOCIATION IN RUSSIA IN

1917-1922

The article reviews the history of activities of the Young Men’s Christian Association (YMCA) in Russia. Particular attention is paid to the period of Revolution and the Civil War, when the Association’s activities in Russia reached its maximum development. The YMCA’s activities in Russia turned out to be not successful and have not contributed to the credibility of the organization. The YMCA failed to retain politically neutral positions.

Keywords: YMCA, Protestantism, Civil War, revolution, intervention.

Немалую роль в распространении протестантизма с середины XIX в. играли гуманитарные христианские организации. Наиболее ярким примером является деятельность Христианского союза молодых людей (ХСМЛ), межконфессиональная христианская гуманитарнопросветительская организация, возникшая в 1844 г. в Англии. Программный документ Союза «Парижский статут», принятый в 1855 г., утверждал две основные цели: «единение и работа для установления "царства Божия", которая предполагалась как работа для общества, направленная на установление справедливости, мира и любви в соответствии с учением Иисуса Христа. Союз был светской организацией, но руководствовался библейскими принципами, в основе его деятельности лежала христианская духовно-нравственная и просветительская работа. ХСМЛ стремился путем воздействия на все стороны человеческой природы - на умственную, нравственную и физическую - «благотворно влиять на молодежь разных классов и слоев населения» [1]. Идеи ХСМЛ, первоначально распространившись среди евангелического направления протестантов, постепенно привлекли и другие христианские конфессии.

С 1890-х гг. наблюдался отход руководителей ХСМЛ от ортодоксального протестантизма, некоторые лидеры ХСМЛ переходили на позиции модернизма, среди них распространялись идеи «социального евангелия». Это привело к тому, что к 1920 гг. ХСМЛ превратился из широкого евангелического движения в «агентство по устройству общего благосостояния» [2]. В это время большинство членов ХСМЛ придерживалось умеренных позиций, относясь с уважением и к модернизму, и к фундаментализму. Позднее они перешли на модернистские позиции (известным глашатаем радикальных модернистских взглядов был, например, видный деятель ХСМЛ, совершивший 15 поездок в Россию, Шервуд Эдди), в результате чего их взгляды стали более широкими и толерантными, что позволило прийти к сотрудничеству с католической и православной церквами. Однако один из наиболее влиятельных лидеров ХСМЛ Дж. Мотт стремился избежать отчуждения консерваторов и либералов; американские секретари по русской работе, следуя его руководству, старались не проявлять особой приверженности модернизму [3].

В 1911 г. в мире насчитывалось около 7 тысяч учреждений ХСМЛ, число членов - около 1 миллиона. В 1919 г. число его членов «почти во всех государствах мира насчитывало 1,5 миллиона человек» [4]. В России первая организация такого типа возникла в 1900 г. в Санкт-Петербурге, это было общество «Маяк», оно прекратило деятельность весной 1918 г. [5]. Американский ХСМЛ стал наиболее активным в распространении движения по всему миру, в том числе в России. Усиление деятельности ХСМЛ в России произошло после визита летом 1917 г. Дж. Мотта, убедившегося, что усилий 50 секретарей ХСМЛ для работы в России недостаточно [6]. В ответ на официальное приглашение от Временного правительства Американский ХСМЛ отправил в Россию 125 секретарей и большое количество оборудования. Временное правительство, заинтересованное в военно-экономической поддержке США, предоставило американским неправительственным организациям, в частности ХСМЛ, ряд льгот: бесплатный и внеочередной провоз по всем железным дорогам грузов; освобождение от таможенных пошлин и сборов всех товаров, следующих из-за границы для его нужд, и т.д. ХСМЛ развернул широкую работу на фронте и в тылу, включая Сибирь и Дальний Восток [7].

- 96 -

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №1, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #1, 2015

ХСМЛ разработал для России «Программу просветительской деятельности», ориентированную на «психику среднего русского человека». Деятельность ХСМЛ в России предполагала создание большой организации, «в состав которой входили бы исполнительные и контрольные комитеты, отделы по направлениям работы, финансовые комитеты и значительное число секретарей и других сотрудников, которые будут достойно выполнять работу...». Число секретарей и сотрудников ХСМЛ, прибывавших в Россию, должно было составлять 250 чел. в месяц. Из немедленных результатов программы были указаны следующие: «конкретное выражение взаимного доверия двух стран, моральная помощь страдающему народу, немедленное содействие и поддержка развитию образования путем снабжения необходимыми учебными пособиями, специальным инвентарем и опытными инструкторами, немедленное содействие в социальной сфере, особенно для мужчин и молодых людей». Конечной целью ХСМЛ было провозглашено воспитание честных людей с идеалами и сильным характером, в которых так нуждается «возрождающаяся сейчас Россия» [8].

Финансировалась деятельность организации в этот период исключительно добровольными пожертвованиями: «Все слои населения С.А.С.Ш. пришли на помощь деятельности Союза во время войны, причем, два раза были организованы недели сбора пожертвований, давших Союзу свыше 200.000.000 долларов» [9]. Среди жертвователей выделялись две влиятельные личности, оказывавшие наиболее масштабную поддержку, - ньюйоркский банкир Джеймс Стокс, финансировавший общество «Маяк» до своей смерти в 1918 г. и Джон Д. Рокфеллер (младший). Деятельность ХСМЛ финансировалась и выделением денег из государственного бюджета, через Конгресс США [10].

По оценкам Е.Т. Колтона, секретаря ХСМЛ по работе в России, по отношению к РПЦ в этот период протестанты демонстрировали «три основных реакции»: прозелитизм, приговор и поддержку. Первая группа включала баптистов и методистов. Ко второй группе Колтон относил левоориентированных протестантов, которые принимали советскую политику, направленную на разрушение старой церкви. К третьей группе относились представители англиканской и епископальной церквей, а также деятели ХСМЛ, стремившиеся к сотрудничеству с РПЦ, поддержке более либерального и прогрессивного течения в ней. Под влиянием Дж. Мота после 1914 г. ХСМЛ начинает устанавливать отношения с иерархами РПЦ, после 1917 г. их отношения продолжил развивать Е.Т. Колтон. 10 мая 1918 г. от имени Патриарха Тихона было издано постановление в поддержку деятельности ХСМЛ, в нем высоко оценивались усилия, предпринимаемые ХСМЛ для улучшения моральной атмосферы в России [11]. Колтон утверждал, что с 1917 по 1921 г. он наблюдал смешанную реакцию деятелей РПЦ на стремление ХСМЛ к сотрудничеству - половина встречала эту инициативу дружелюбно, остальные сторонились ХСМЛ [12].

Связи ХСМЛ с баптистскими организациями Америки и России непросто выявить, но, тем не менее, некоторые факты известны. По данным Департамента духовных дел в 1916 г. существовали связи между Американским баптистским обществом (ABS) и ХСМЛ, первую организацию Департамент характеризовал как одну из наиболее могущественных зарубежных сектантских организаций. Именно это общество выделило боле 6 тыс. рублей в 1912 г. В. Фетлеру в Санкт-Петербурге. Бывший секретарь ABS Ф. Хаггард был ведущим деятелем ХСМЛ в России в тот период [13].

ХСМЛ не удалось сохранить политический нейтралитет в условиях революционной России. В августе 1918 г. американский консул в Москве констатировал, что сложившаяся ситуация заставляет принять все меры для эвакуации из центральной России персонала ХСМЛ. 25 октября 1918 г. советское правительство издало декрет о прекращении работы ХСМЛ, в связи с тем, что он является «идеологически вредной организацией». В ситуации явной антирелигиозной направленности деятельности советского правительства и партии большевиков ХСМЛ стал ориентироваться на работу среди небольшевистских сил. Однако, как справедливо отметил М. Миллер, «локальные режимы, приветствуя материальную помощь от ХСМЛ, сопротивлялись его духовной и образовательной работе» [14]. Исследователи истории деятельности ХСМЛ в России отмечают, что ее пик пришелся на период между 1917 и 1920 г., в это время в России работало 440 секретарей ХСМЛ и было истрачено 8 млн долл. на работу в России. Руководством ХСМЛ цели его деятельности в воюющей России к осени 1918 г. были определены так: «1. Поддержание морального духа русской армии и народа в их борьбе против германского империализма 2. Несение дружеского служения для всех русских людей, всех классов и партий, чем способствовать росту дружбы между Америкой и Россией. 3. Помощь русскому народу в установлении морального и материального обеспечения для новых институтов самоуправления в соответствии с принципами и идеалами американской демократии» [15]. Эта деятельность проходила и в Сибири, при правительстве Колчака, и в Советской России, и в условиях различных временных буржуазных правительств. Участие ХСМЛ в союзнической интервенции стало

- 97 -

Гуманитарные науки

Humanitarian Sciences

одним из наиболее противоречивых аспектов его работы в России. Работа ХСМЛ на Дальнем Востоке России, где Гражданская война продолжалась до конца 1922 г., завершилась только в 1923 г.

Антибольшевистский настрой деятелей ХСМЛ не вызывает сомнений. На комиссии американского Сената в феврале-марте 1919 г. был заслушан доклад Р.Б. Денниса, посетившего перед этим Россию в качестве представителя ХСМЛ. Он заявил, что командный состав Красной армии состоит из германских офицеров, что большинство рабочих и крестьян отвернулось «от большевистской шайки». Представитель ХСМЛ Р.Ф. Леонард, побывавший в России в 1917-1918 гг., выражал надежду, что ХСМЛ окажет помощь «в спасении русского народа от большевистской системы» [16]. Один из руководителей иностранного отдела ХСМЛ Е. Колтон прямо заявлял, что ХСМЛ «является противоядием от доктрины коммунизма» [17]. Политизированность ХСМЛ, тесная связь с президентом Вильсоном, поддержка его внутри- и внешнеполитических мероприятий, политическая мотивация ХСМЛ при работе с русскими эмигрантами показывают, что, представляя христианский интернационализм, ХСМЛ взял курс на идеологическую борьбу с большевизмом [18].

Вопреки широко распространенному в ХСМЛ оптимизму, I Мировая война скорее разрушала его успех, чем способствовала распространению его влияния. До войны американская, британская и германская ассоциации работников ХСМЛ работали тесно, как партнеры по Всемирному ХСМЛ, война разрушила связи в этой структуре. Члены Союза не собирались на съезды с 1914 по 1920 г. Идентификация миссионерских и национальных основ деятельности ХСМЛ во время войны «сопровождалась серьёзной утратой доверия» [19].

В целом деятельность христианской гуманитарной организации ХСМЛ в России, как и на территории других стран, предполагала не только распространение религиозных взглядов, но и цивилизационного влияния США (военно-политического, экономического, культурного). В период Гражданской войны и интервенции в России она приобрела явную антикоммунистическую направленность. Деятельность ХСМЛ в России не оказалась успешной и не добавила авторитета этой организации. ХСМЛ не удалось удержаться на политически нейтральных позициях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Алексеева И.А. История Всемирного христианского молодежного движения в России. - М.: АИРО-XXI, 2007. С. 25-26.

2. MillerM.L. American Philanthropy among Russians: The Work of the YMCA 1900-1940. Univer. iof Minessota, Ph. D., 2006. - P. 64-65.

3. Miller M.L. American Philanthropy among Russians: The Work of the YMCA 1900-1940. Univer. iof Minessota, Ph. D., 2006. - P. 106-109,114.

4. Христианский Союз молодых людей. Краткий очек. Составлен С.А. Тиличеевым в Лекционном бюро (ХСМЛ) во Владивостоке// Вестник ХСМЛ. - Владивосток. - 1919. - Сентябрь. - №2. - С.2.

5. Задачи Х.С.М.Л. в Сибири. Очерк Г.С. Фэлпса, генерального секретаря американского Христианского союза молодых людей в России // Вестник ХСМЛ. - Владивосток. - 1919. - Сентябрь. - №2. - С.8.

6. Davis D.E., Trani E.P. The American YMCA and the Russian Revolution // Slavic Review. - 1974. - September. -Vol. 33. №. 3. - P. 472-474. URL: http://www.jstor.org/stable/2494734 (Дата обращения 05.06.2012).

7. Задачи Х.С.М.Л. в Сибири. Очерк Г.С. Фэлпса, генерального секретаря американского Христианcкoгo союза молодых людей в России // Вестник ХСМЛ. - Владивосток. - 1919. - Сентябрь. - №2. - С. 9.

8. Цит. по: Фролова Е.А. Американская интервенция на Российском Дальнем Востоке в годы гражданской войны. Идеологический аспект // Россия и АТР. - 2009. - №1. - С. 120-121.

9. Христианский Союз молодых людей. Краткий очерк. Составлен С.А. Тиличеевым в Лекционном бюро (ХСМЛ) во Владивостоке // Вестник ХСМЛ. - Владивосток. - 1919. - Сентябрь. №2. - С. 7; Schenkel A.F. The Rich Man and the Kingdom: John D. Rockefeller, Jr. and the Protestant Establishment. Minneapolis, MN: Fortress Press, 1995. - P. 23-20, 208-210.

10. Colton E.T. With the Y.M.C.A. in Revolutionary Russia // Russian Review. Blackwell Publishing on behalf of The Editors and Board of Trustees of the Russian Review. - 1955. - Apr. - Vol. 14. - № 2. - P. 130. URL: http://www.jstor.org/stable/125572 (Дата обращения 05.06.2012).

11. Miller M.L. American Philanthropy among Russians: The Work of the YMCA 1900-1940. Univer. of Minessota, Ph. D., 2006. - P. 23,153.

12. Miller M.L. American Philanthropy among Russians: The Work of the YMCA, 1900-1940. Univer. of Minessota, Ph. D., 2006. - Р. 233-234.

13. Davis D.E., Trani E.P. The American YMCA and the Russian Revolution // Slavic Review. 1974. Sep. Vol. 33. №. 3. P. 482. URL: http://www.jstor.org/stable/2494734. Доступ: 05.06.2012.

14. Miller M.L. American Philanthropy among Russians: The Work of the YMCA 1900-1940. Univer. of Minessota, Ph. D., 2006. - P. 74-75, 129. 269.

15. Davis D.E., Trani E.P. The American YMCA and the Russian Revolution // Slavic Review. - 1974. - September. -Vol. 33. - №. 3. - P. 469. URL: http://www.jstor.org/stable/2494734 (Дата обращения 05.06.2012).

- 98 -

ISSN 2219-6048 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №1, , 2015 Historical and social educational idea's Tom 7 #1, 2015

16. Кандидов Б.П. Японская интервенция в Сибири и церковь. - М.: ГАИЗ, 1932. - С. 46.

17. Гоант Ф. Канада в плену у религии. - М., 1930. - С. 69.

18. Steuer K.A. Pursuit of an “Unparalleled Opportunity”: The American Young Men's Christian Association and Prisoner-of-War Diplomacy among the Central Power Nations during World War I, 1914-1923. Univ. Of Minnesota, Ph. D. 1997. - P. 48-50, 447-458, 460.

19. Miller M.L. American Philanthropy among Russians: The Work of the YMCA, 1900-1940. Univer. of Minessota, Ph. D., 2006. - Р. 46-49, 55.

Информация об авторе Information about the author

Потапова Наталья Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры российской и всеобщей истории Сахалинского государственного университета, г. Южно-Сахалинск. Россия mail@print-article.ru

Potapova Natalya Vladimirovna, Candidate in History, Assistant Professor, Chair of Russian and World History, the Sakhalin State University, Yuzhno-Sakhalinsk city,

Russian Federation mail@print-article.ru

Получена: 28.01.2015 Received: 28.01.2015

- 99 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.